Дидактические игры для занятий изобразительной деятельностью и художественным трудом. Дидактические игры: определение, структура, виды

Картотека дидактических игр по изодеятельности

для средней группы

Дидактическая игра «Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

Дидактическая игра «Веселые краски»

Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.

Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный +желтый = оранжевый», «зеленый +желтый = синий».

Дидактическая игра «Гусенички»

Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гаммы (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Дидактическая игра «Клубочки»

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.

Ход игры: Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

Дидактическая игра «Собери и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Ход игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Ход игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Ход игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

Дидактическая игра «Расписные лошадки»

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Дидактическая игра «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Ход игры: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

Дидактическая игра «Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Ход игры: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

Дидактическая игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Ход игры: Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

Дидактическая игра «Собери пейзаж»

«На примере пейзажа удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 5-7 лет «Украсим сервиз»




Описание игры:
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.
Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Цель игры : приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.
Задачи:
- расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;
- развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;
- украшать предметы по образцу;
- обогащать представления детей о многообразии способов украшения;
- побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов и вариантов композиции;
- развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;
- формировать интерес к рисованию и опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Материалы:
- карточки с изображением чайного сервиза;
- отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;
- картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;
- разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).
- ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора;
- фишки за правильные ответы.

Ход игры:

1 вариант игры:

Дети рассматривают картинки чайных сервизов, имеющих разный стиль украшения и сюжет (с цветочками, с горохом, с животными). Детям предлагается назвать посуду, входящую в состав чайного сервиза (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница). Затем воспитатель просит выделить основные признаки каждого набора (по цвету, сюжету, величине, расположению изображения). За правильные ответы дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше.
Цель игры: знакомство с понятием сервиз, определение признаков его классификации, выделение художественно-эстетическим особенностей оформления посуды из одинакового сервиза.

2 вариант игры:

Перед детьми выкладываются предметы из разных чайных сервизов. Все предметы перемешаны и лежат в общей массе в центре стола. Дети самостоятельно отбирают предметы к одинаковым сервизам, объясняя при этом свои действия. Воспитатель просит некоторых детей рассказать о своём сервизе.
Цель игры: развитие способности классифицировать предметы по художественно-эстетическому оформлению; развитие мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения; совершенствование умений рассуждать, доказывать, обосновывать свои решения.

3 вариант игры:

Дети украшают силуэт посуды по предложенным образцам, используя готовые украшения.
Цель игры: развитие способности оформления чайного сервиза по образцу.
В этом варианте игры дети постепенно начинают развивать фантазию, изменяя оформление предметов по собственному желанию (меняя цветовую гамму, расположение элементов декора).

4 вариант игры:

Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.
Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.

5 вариант игры:

Дети самостоятельно создают элементы декора для своего сервиза и украшают его.
Цель игры: развитие воображения по созданию украшений и использования их для оформления предметов; продолжение закрепления знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.


Методическая ценность игры: Разработанная дидактическая игра «Украсим сервиз» соответствует ФГОС ДО. Она в игровой деятельности развивает творческий потенциал ребёнка, образное и ассоциативное мышление, самостоятельность и творческую активность. Её актуальность заключается в том, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования в представленной игре решаются основные задачи художественно-эстетическое развития детей: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной). В игре можно выделить и основные направления художественно-эстетического развития ФГОС ДО: приобщение к искусству; изобразительная и конструктивно-модульная деятельность.
В игре «Украсим сервиз» используются разнообразные средства реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- организация атмосферы творчества и мотивация игры;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Таким образом, игра способствует взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра и конструирование).
С помощью дидактической игры «Украсим сервиз» дети прежде всего учатся рисовать. Она развивает творческое начало в детях, так необходимое в жизни.

Игра-занятие “В гостях у волшебной кисточки”

Задачи:
Познакомить детей с волшебной кисточкой и красками.
Учить детей правильно пользоваться кисточкой.
Учить узнавать и называть цвет.

Материалы:
большая кисть для воспитателя – “волшебная кисточка” (кисточка похожа на девочку)
кисти по количеству детей
наборы гуашевых красок (по количеству детей)

клеенка

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель готовит на столе материалы для рисования, сопровождая свои действия речью.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости!
Какая интересная девочка-кисточка.
Девочка-кисточка здоровается с детьми, показывает и рассказывает какая она необычная, и что она больше всего любит рисовать. Девочка-кисточка приглашает всех ребят посмотреть, как она будет это делать. Педагог показывает детям, как с помощью волшебной кисточки можно рисовать и что получается.
Воспитатель: Сейчас девочка – кисточка наберет вот так желтую краску и опустит ее в стаканчик с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво!
Педагог называет цвет, просит детей повторить - какого цвета получилась водичка. Таким образом, на глазах у детей разводят краски нескольких цветов. Девочка-кисточка побуждает ребят сделать также самим. Дети садятся на стульчики, и берут в руки кисточки (показ – как правильно надо держать кисточки).
Воспитатель: Сейчас вы будете разводить сами краску в воде.
Педагог уточняет у детей, какого цвета они хотят взять краску.
Воспитатель: Катя, ты какую краску выбрала? Красную? (ответы детей, предположения)
Ваня, а ты какую выбрал краску? Вот эту? А как называется цвет этой краски?
Не помнишь? (Педагог вместе с детьми уточняет цвет красок, закрепляет их названия в речи).
Воспитатель: Все выбрали краски? Намочите кисточки – опустите их в стаканчик с водой.
(Показ и объяснения, как правильно держать кисточку). А теперь возьмите на кисточку краску – вот так. Педагог отмечает, что краску нужно набирать на кисточку аккуратно, а последнюю каплю оставлять на краю баночки с краской.
Опустите кисточку с краской в воду и осторожно помешайте. Вот какая красивая цветная вода получается! (уточнить какого цвета вода)
В ходе проведения игры-занятия, если ребенок пролил воду на стол, необходимо попросить вытереть воду тряпочкой. После того как все дети развели краску в воде, обыгрывается ситуация “Кукольный обед”: ребенок ставит стаканчик, усаживает куклу (мишку, зайчика) и угощает различными напитками (как будто это газированная вода, сок, морс…) После игры-занятия в свободной деятельности детям рассказывается сказка
В. Сутеева “Петушок и краски”.

Игра-занятие “Колобок”

Цель: развивать речевую активность детей, желание рисовать красками.

Задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников, рассказывание педагогом сказки.
Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из сказки.
Учить простейшему способу изображения в рисунке “от пятна”; техническим навыкам рисования красками (аккуратно брать краску, правильно держать и промывать кисть).
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
настольный театр по сказке “Колобок”
мольберт
большая девочка-кисточка для воспитателя
3 листа ватмана, тонированного зеленым цветом с фигурками героев сказки
кисточки по количеству детей
краска желтого цвета
стаканы с водой
салфетки

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Педагог ставит на стол домик из сказки “Колобок”.
Воспитатель: Дети, а вот домик, в котором живут дедушка и бабушка. Хотите, я вам расскажу сказку? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель, рассказывая эмоционально сказку “Колобок”, показывает настольный театр по одноименной сказке. Побуждает детей помогать Колобку петь его песенку, проговаривать слова героев, узнавать их.
Воспитатель: Дети, лисичка съела Колобка. Дедушка с бабушкой очень огорчились. Как же нам им помочь? (предполагаемые ответы детей)
После того, как дети решили нарисовать Колобка, воспитатель создает все условия для продуктивной деятельности.
Воспитатель: Детки, посмотрите, какую я вам волшебную дорожку приготовила!
Дети рассматривают вместе с воспитателем заранее приготовленную дорожку с аппликативными картинками по сказке (три листа ватмана с фигурками героев сказки). Дети высказываются по поводу увиденного, воспитатель не навязчиво помогает рассмотреть дорожку.Используя игровой прием с девочкой-кисточкой, воспитатель, показывает детям прием рисования “от пятна”.

Воспитатель: Дети, с девочкой-кисточкой пришли ее подружки кисточки. Кисточка для Лены, кисточка для Геры... Девочка кисточка дает каждому ребенку кисточку. На столы ставится краска желтого света, дети рисуют колобков.
В процессе рисования проводится индивидуальная работа с детьми по овладению техники рисования красками “от пятна”.
Воспитатель игровыми приемами побуждает детей обыгрывать своих “колобков”. В конце занятия воспитатель напоминает детям, что после рисования нужно промыть свою кисточку, и обязательно аккуратно положить ее в коробочку.

Игра-занятие “Зайка любит рисовать”

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками

Задачи:
Продолжать знакомить детей с волшебной кисточкой
Познакомить с техникой рисование “по мокрой бумаге”
Учить детей правильно пользоваться кисточкой. Учить техническим навыкам в рисовании краской.
Учить узнавать и называть основные цвета, дать понятие оттенков.
Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы:
наборы красок
большой лист ватмана (или обои)
кисти по количеству детей
кисть для воспитателя – “волшебная кисточка”
стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей)
клеенка
игрушка “Зайка”

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель кладет на стол большой лист ватмана, проговаривая свои действия.
Воспитатель: Какую я полянку большую зимнюю для Зайчика нашла. А вот и сам Зайка.
Воспитатель рассказывает потешку про зайчика побуждает подговаривать слова потешку:
Заинька, заинька,
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, заинька,
Заинька, трусишка.
Зайка прыгает и нечаянно проливает воду на лист ватмана, плачет.
Воспитатель: Зайка, ты что плачешь, не плачь. Зайка говорит, что он нечаянно пролил воду и ему стыдно очень.

Воспитатель вместе с детьми утешает зайчика. Педагог выясняет у детей, как можно еще утешить зайчика. На помощь приходит волшебная кисточка и предлагает поиграть с красками – это его утешит. Воспитатель помогает волшебной кисточке: распределяет воду губкой по всему листу ватмана, просит помочь детей (губки по количеству детей).
Дети вместе с воспитателем буками смачивают весь лист ватмана. Волшебная кисточка набирает на ворс оранжевую краску и проводит линию по листу.
Воспитатель: Зайка, смотри, что получилось? На, что похоже?
Зайка смотрит и говорит, что похоже на мокрую морковку и успокаивается, прыгает вокруг морковки и радуется. Затем прощается с детьми и убегает.
Воспитатель: Спасибо тебе, волшебная кисточка, что помогла утешить Зайку. Ребята, волшебная кисточка говорит, что она любит, когда всем весело и хорошо. Она предлагает всем детям нарисовать на мокром листе бумаги краской все, что вы захотите.
Воспитатель помогает детям взять кисточки и напоминает, что краску нужно набирать всем ворсом, а последнюю капельку нужно оставить на краю баночки. Дети рисуют.
Педагог обращает внимание детей, что изображения на листе бумаги получаются, словно размытые под дождем или как в тумане. А если наклонить лист, то краски станут стекать и получиться новый узор. В процессе рисования воспитатель уточняет, какой краской будет рисовать каждый ребенок. Когда краски высохнут, можно вместе с детьми попытаться представить, что бы это могло быть. Дети с воспитателем останавливаются на том, что это похоже на лесную полянку после дождя.
Воспитатель побуждает детей рассказать потешку про дождик:
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай не жалей.
Брызни в поле пуще –
Будет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Во время чтения потешки дети показывают пальчиками имитацию дождя.
Воспитатель: Вот, детки, какие молодцы! Дождик закончился, и выглянуло солнышко и на нашу полянку прибежали зайки играть. Давайте вместе с зайками поиграем.
Проводиться игра “На лесной лужайке”
После игры дети берут игрушку зайки и прыгают им по нарисованной полянке.

Игра-занятие “Перышки для Петушка”

Задачи:
Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, включаться в чтение стихотворения, чувствовать рифму.
Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый...
Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; учить приему “скатывания” между ладонями округлых форм.
Учить развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
картинка “Петушок”
игрушки: петушок, курочка, цыплятки
пластилин желтого цвета
необходимый материал для лепки (доски, тряпочки и др.) на каждого ребенка.

Ход игры-занятия

В групповой комнате оформлена театральная ширма.
Воспитатель: Кто из вас видел живого петушка? А курочек? (появляется петушок)
Воспитатель с детьми рассматривают петушка (гребешок, бородка, клюв, хвост).
Воспитатель: Как поет петушок? Пожалуйста, изобразите его голосистое пение. А как ему отвечают куры? Тоже громко? Конечно, тише. А цыплятки, как пищат? Громко?
Правильно, еще тише. Изобразите голосистое пение петушка, кудахтанье кур и писк цыплят.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Настя у нас будет курочка, а мы цыплятки.
Проводится игра “Вышла курочка гулять...” (2 р.)
Воспитатель: Вот, как весело мы играли, а слышите, кто-то плачет? Да, это же петушок.
Воспитатель ставит мольберт с рисунком петушка без хвоста. Поясняет, что петушок тоже хочет иметь такой же красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые.
Воспитатель: Вначале перышко петушку подарю я. Петушок, какое перышко тебе подарить (красное) Воспитатель находит красное перышко, показывает его детям, затем вставляет в прорезь и говорит: “Вот тебе петушок красное перышко!”
Петушок: “Пусть Саша мне подарит перышко…” - просит петушок. Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: “Хочу, другое перышко! Хочу перо зеленое!” В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом.
“Красивый у меня хвост! - радуется петушок”.
“Очень красивый, - радуются дети.”
Воспитатель: Петушок доволен! Он хочет, чтобы вы прочитали про него стихотворение:
Петушок, петушок Золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Насте спать не даешь?
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение. Петушок дарит им шоколадные яйца.

Уважаемые коллеги!

Игра часто используется нами в педагогическом процессе детского сада, начальной школы и учреждений дополнительного образования детей как прием обучения, икак средства активизации познавательной деятельности детей. От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркийэмоциональный отклик. Взаимосвязьизобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает его эффективность. И результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует и лепит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию его творчества.

Включение игры в процессобучения изобразительному искусству относится к наглядно- действенным приемам обучения. Она представляет собой сочетание слова педагога, активных действий детей с наглядными пособиями и специальным игровым оборудованием.Научно обоснованная игра используется для формирования и развития чувствапонимания прекрасного, изобразительных навыков и умений. Соединение игры с художественным творчеством создает у ребенка определенную установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности.

Важнейшим условием игры,снимающим принудительный характер обучения,является активное действие детей. Без этого решающего условия не реализуется учебные и игровые задачи.

Используя игру на занятии по изобразительному искусству, педагог должен иметь определенную педагогическую цель, которая определяет дидактические задачи игры, ее обучающий характер. Особенно рациональными представляются игровые действия для развития пониманияконструктивных особенностей формы,формирования чувства пространства, пропорций, развития зрительной памяти, наблюдательности, глазомера.

Дидактические задачи в отличии отобычных занятий решаются здесь через игровые моменты, через осуществление игровых действий, которые происходят согласно определенным правилам, договоренности. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими определенных норм поведения и определенных ролей. Успех игры, трудности, с которыми пришлось столкнуться, обнаруживаются в ее финале, в момент подведения итогов.

Только при наличии перечисленных условий игра может выполнять функции обучения и давать ощутимые результаты по приобщению детей к миру прекрасного, обучению основам изобразительного искусства.

Хорошая игра нуждается в несложном игровом оборудовании,которое дети могут сделать сами под руководством педагога или родителей.

Собранные здесь игры появились в процессе поисков,соединения разных элементов ужеизвестных игровых занятий исозданных новых.

По целям обучения они могут быть объединеныв отдельные группы.

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Например: «Новые фигуры», «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже».

2. Игры, способствующие реализацииживописных и колористических задач обучения. Например: «Радуга», «Теплый - холодный», «Рыбки», «На лугу расцвели красивые цветы» и др.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: «Парные картинки», разнообразные лото и домино.

4. Игры, способствующие развитию представлений и чувств: симметрии- «Узнай предмет», «Бабочки»; цвета - «Каждый предмет на свое место», «Каких цветов не хватает», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка»; ритма - «Докончи узор на коврике», «Продолжи орнамент» и др.

Имея общую цель - развития творческих способностей детей, приведенные в сборнике дидактические игрыобъединяются в 3 раздела:

1. дидактические игры и упражнения направленные на развитие изобразительной деятельности;

2. дидактические игры и упражнения по лепке.

3. дидактические игры и упражнения на материале природы.

В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес обучающихся к нему,активизировать их деятельность.Так, в процессе создания игры и в течение самой игрыможно широко использовать художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствующий развитию образного мышления, воображения (см. описание игр).

Каждый предмет на свое мест

Наша задача:

Дать детям представление о близких цветах. Упражнять в различении близких цветов: красного и розового, красного и оранжевого, синего и голубого, голубого и серого, и др. Парные двухцветные карточки

Материал: Парные двухцветные карточки, верхняя половина карточки одного цвета, например синяя, а нижняя окрашена в близкий цвет - голубой. У другой карточки цвета в верхней и нижней половинерасположены наоборот. На двух карточках наклеены белые силуэты одинаковых предметов: грибов, бабочек, ваз и др.; двухцветные фигуры, окрашенные в два близких цвета для каждой пары карточек, например у одного грибка желтая шляпка и оранжевая ножка, у другогонаоборот.

Варианты игры:

v Каждый играющий получает одинаковое количество предметов, окрашенных в два близких цвета. Педагог помещает на середину столанесколько карточек и предлагает положить на них такие предметы, которые бы слились с их фоном, т.е. с цветом нижней и верхней части. После выполнения задания выкладываются другие карточки и игра продолжается.

v Каждый играющий получает по две парные карточки. Все фигурки находятся у ведущегои дети их не видят. Учитель загадывает: «У меня предмет, у которого верхняя часть фиолетового цвета, а нижняя - синего цвета. Что это за предмет? Икому он нужен?» Играющие смотрят на свои карточки и по их цвету и силуэту отгадывают предмет:«Это бабочка. У нее верхние крылышки фиолетового цвета, а нижние - синего. Она нужна мне» и т.д.

КАКИХ ЦВЕТОВ НЕ ХВАТАЕТ

Наша задача: Учить замечать все цвета в многоцветном изображении предмета, через сравнение определять, каких цветов не хватаетна полоске с квадратиками; определять и называть близкие цвета, которые использованы в предмете.

Материал: Карточки с изображениями различных предметов, вырезанных из бумаги 5-6 цветов, в том, числе и близких. Внизу карточки - полоска, разделенная на квадратные клетки. В2-4 клетках наклеены цветные квадратики.4-2 клетки - свободные; квадратики всех тех цветов, которые использовались при изображении предметов.

Варианты игры:

v Каждый играющий долженвнимательно рассмотреть предметы на карточке,по количеству клетокузнать,сколько цветов использовано в изображении. Сравнить цвета предметов и цвета квадратиков на полоске, выявить, каких цветов не хватает. Отобрать из коробки квадратики недостающих цветов и разложитьна свободные клетки.

Затем определить, какие близкие цвета использованы, и назвать их.В бабочке есть следующие близкие цвета: красный - розовый, синий -фиолетовый и др.

ВЕСЕЛЫЕ БУКВЫ

Наша задача: Развивать ассоциативное мышление, фантазию, творческие способности.

Материал: Алфавит,соленое тесто, краски, приспособления для лепки и рисования

Варианты игры:

v Предложить детям рассмотреть алфавит, написатьпечатные буквы на бумаге, посмотреть на что или на кого они могут быть похожи, затем,вылепить буквы из теста и раскрасить их. Устроить выставку и анализполученных изделий.

Дидактическиеупражнения и игры по лепке, направленные на развитие пространственногомышления и воображения и

творческих способностей детей ФОРМЫ

Наша задача. Закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте- рес на их сравнение и анализ сходства—различия; показать тени объемных тел; создать поисковую ситуацию: вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб-ражение на плоскости; предложить вылепить объем- ные формы на основе имеющихся модулей (комбина- торика, анализ формы, мысленное конструирование); создать условия для экспериментирования с вылеп-ленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно); развивать простран- ственное мышление и воображение.

Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет- ной плотной бумаги геометрические формы; рисун-ки геометрических тел.

Варианты занятий. В зависимости от поставлен- ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

v Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум при знакам сразу. Во что можно превратить каж дый из них и все вместе.

v Вылепить три разных круга. (Как можно это сде лать?)

v Вылепить три разных кубика. (Во что можно пре вратить каждый из них и все вместе?)

v Вылепить три разных квадрата.

v Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)

v Вылепить три разных треугольника. (Как мож но это сделать?)

v Вылепить несколько геометрических тел.

v Вылепить несколько геометрических фигур.

v Вылепить домик из нескольких форм.

v Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Наша задача. Учить детей «читать форму» — со-здавать образы в воображении на основе незакончен- ного (или схематического) изображения и воплощать свой замысел в лепке.

Материал. 10 отдельных форм - шар, диск, ци- линдр, куб, прямой жгутик, «волна», «молния», пи- рамида, конус.

Вариант игры. Учитель предлагает детям поиг- рать в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала придумывают, на что это похоже, а потом лепят по замыслу 2—3 изображения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый участник игры предложил свой вариант от-вета, назвал новую, интересную, необычную тему, о которой еще никто не говорил. При показе новой фор- мы игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность отвечать первым. По ходу игры поощряется и поддерживается любая инициа- тива детей.

НОВЫЕ ФИГУРЫ

Н аша задача. Учить детей создавать новые схема- тические изображения из нескольких готовых форм; развивать воображение, ассоциативное мышление.

Материал. Комплекты разных форм, вылепленных из соленого теста: шар, диск, цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пласти-на, куб, неопределенная форма и пр. При усложнен- ном варианте игры можно предложить по несколько форм каждого вида, различающихся размером.

Вариант игры. Учитель раздает детям комплек- ты форм (возможно, вылепленные накануне самими детьми) и предлагает сложить из них разные интерес- ные фигуры. Для этого нужно разные формы прикла- дывать друг к другу так, чтобы получилось что-то новое и интересное. Новыми фигурами могут быть неваляшки, снеговики, домики, тележки, цветы, цып- лята, фонарики, светильники и многое другое. Эту игру, как и предыдущую, желательно проводить с раз- ными комплектами форм, чтобы избежать появления шаблонных изображений.

СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ

Наша задача. Учить детей анализировать и вос- производить схему предмета; лепить на основе схемы задуманный образ.

Материал. Комплекты вылепленных деталей: ци- линдров, шаров, жгутиков, овоидов, пирамид и пр. (де- тали дети могут вылепить накануне, возможно в ходе другой дидактической игры); картинки со схемами фигур (самолета, девочки, собачки, башни, кораблика, жирафа и др.), в основе которых лежат геометричес- кие формы, аналогичные вылепленным деталям.

Вариант игры. Учитель говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из вылепленных деталей. Дети со- здают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить дру- гую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.

Усложнением игры может быть собирание фигуры по памяти или замена одной детали другой, подходя- щей в данном случае.

ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ

Наша задача. Учить детей создавать образ как от- гадку загадки без наглядного подкрепления.

Материал и инструмент. Тексты загадок; соленое тесто ; картон; коробки для рельефной лепки; стеки.

Вариант игры. Учительсообщает детям, что сей- час они будут слушать загадки и отгадывать их необыч- ным способом — лепить отгадки из пластилина, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загад- ки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп- ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем- ные, так и рельефные изображения. Еще лучше поста- раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Золот хозяин — на поле,

Серебрян хозяин — с поля.

(Солнце и месяц.)

Поднялися ворота — всему миру красота.

(Радуга.)

Летит орлица по синемунебу.

Крылья распластала, солнышкозастала.

(Туча)

И комковат, и ноздреват,

И мягок, и ломок - а всех милей.

(Хлеб)

Сидиткрасна девица в темнице,

А кома на улице.

(Морковь)

Кругла, да не лук, желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домов -

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Когда спать, когда вставать,

Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу,

Когда дела начинать.

(Часы)

Дидактические игры и упражнения используемые в работе с детьми наматериале природы, для развития их творчества

v Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)

Задачи . Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету.

Правила игры . Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья, пруда, реки), располагатьизображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.

Собери красивую пирамидку

Задачи . Развивать восприятие цвета.

Правила игры . Собрать пирамидку по цвету: от темного к светлым оттенкам или от светлых к темным или чередовать контрастные цвета.

Лото (овощи, фрукты, ягоды)

Задачи . Учить детей анализироватьизображения, соотносить их, выбирать идентичные (развивать мыслительные операции сравнения, уподобления, обобщения). Закреплять названия овощей, фруктов, цветов.

Правила игры . Из двух половинок собрать целое изображение.

Радуга

Задачи . Активизировать опыт детей. Учить иханализировать предметные изображения,соотносить их с реальными предметами, выделятьи называть их цвет, соотносить с цветами радугии подбирать идентичные, развивать воображение детей.

Правила игры. Подобрать предметные картинки по цветам радуги.

Собери по цвету

Задачи .Развиватьумениеразличать цвета, осуществлятьподбор цветов по разным направлениям.Учитьдетей составлятьцелое из частей.

Правила игры . Собрать данную геометрическую фигуру из частей по цвету, контрастныхцветов, красиво по цвету составить изображения предмета на выбор.

На лугу расцвели красивые цветы

Задачи . Развиватьобразное мышление, воображение,эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбиратьпо цвету, разнообразя цветовую гамму.

Правила игры. Показать детям цветы определенной цветовой гаммы: на поляне расцвелицветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разноцветные цветы.

Задачи .Развивать у детей сенсорные и художественно-творческие способности, действиясравнения и уподобления.

Правила игры. Перед детьми выложить несколькокарточек овощей и фруктов. (Предметы могут быть и другие).

Воспитанник, вышедший к доске, (кто хочет, кого назовут - можно использовать для этого считалочку), описывает качества предмета, а затем называет то, на чтопохож он (или что на него похоже).

Игра «Теплый - холодный»

Задачи . На двухбольших листахв формеквадрата (20х20) в серединенаклеены два кружка диаметром примерно 2-3 см: красный (теплый) и синий (холодный).

Правила игры. Предложить детям придумать предметы окружающей природы такого же цвета и вырезатьих в двух экземплярах. Один экземпляр изображения названных предметов дети наклеивают на большиелистына одинаковом расстоянииот середины, вокруг нее. Второй экземпляр изображения наклеивается на отдельныекарточки (раздаточные для участников игры).

Игра «Домино «Животные»

Задачи. Учить отличать диких и домашних животных, птиц и зверей, развивать кругозор, память.

Правила игры . Из двух половинок собрать целое животное. Домино дети изготавливают сами из соленого теста разрезанного на квадраты(5х5 см).Рисуют на них изображение зверей и птиц.

Юлия Белоносова
Картотека игр по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста

Картотека по изобразиельной деятельности для детей дошкольного возраста .

1. Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель : закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения .

Материал и оборудование : карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Правила игры : нарисовать овалами не менее 5 изображений растений , раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Игровые действия : дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

2. Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки» .

Цель : учить детей сравнивать цвет , фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал и оборудование : карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый, фигурки животных (лягушка, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т. д.) .

Правила игры : взять по две карточки разного цвета , назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне.

Игровые действия : угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

3. Дидактическая игра «Портреты» .

Цель : научить детей рисовать голову , используя шаблоны.

Материалы и оборудование : лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей , глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Игровые действия : на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

4. Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку » .

Цель : уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета» ; продолжать учить составлять картинку по памяти , используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал и оборудование : 4 картинки с изображением несложных сюжетов , геометрические формы, встречающиеся на этих картинках , цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры : внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец , по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия : изображение сюжета , дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания :

Расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым) ;

Раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

5. Дидактическая игра .

Цель : закрепить знания детей детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона

Правила игры : воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя : «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» и т. д.

6. Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички» .

Цель : закрепить знания детей об основных цветах спектра. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона (шапка, шарф, рукавички, геометрические фигуры.

Правила игры : воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами : «Укрась варежки кружками» и т. д.

7. Дидактическая игра «Цветное лото» .

Цель : развивать у детей умения различать цвета, называть предметы одного цвета.

Материал и оборудование : 4 карты , разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета : красного – звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения, огурец; синего – василек, колокольчик, сливы, воздушный шар; бумажные квадратики таких же цветов.

Правила игры : воспитатель раздаёт детям карты , а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах , и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие цвета использованы художником. Например : «У меня все предметы жёлтого цвета» или : «У меня синие предметы» .

Публикации по теме:

Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1. Дидактическая игра «Найди ошибку».

Картотека игр по экологическому развитию для детей дошкольного возраста Съедобное – не съедобное Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. Материалы.

На современном этапе развития дошкольного образования (ФГОС, по-прежнему, актуальной задачей для образовательного учреждения, является.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) «В гости к пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец) Указательный и средний, Безымянный.

Картотека стихов для детей старшего дошкольного возраста о профессиях Стихотворения для детей 4-6 лет о профессиях. Нахожусь всегда в полёте В белоснежном самолёте. Пассажирам помогаю, Прессу, кофе предлагаю.

 
Статьи по теме:
Гнойный аднексит симптомы и лечение
(сальпингоофорит) – воспалительный процесс с одновременный вовлечением яичников и маточных труб (придатков матки). В остром периоде характеризуется болью внизу живота, интенсивнее со стороны воспаления, повышенной температурой, признаками интоксикации. Мо
Льготы по социальной карте пенсионера в московской области
В Московской области предусмотрены различные льготы для пенсионеров , поскольку они считаются самой социально незащищенной частью населения. Льгота – полное или частичное освобождение от условий исполнения определенных обязанностей, распространяющаяся на
Что будет с долларом в феврале
Каков будет курс доллара в начале 2019 года? Как повлияет стоимость барреля на динамику в паре доллар/рубль? Что помешает рублю укрепиться к USD в начале 2019 года? Обо всём этом вы узнаете в прогнозе курса доллара на начало 2019 года. Аналитика экономич
Яичница в хлебе на сковороде - пошаговые рецепты приготовления в домашних условиях с фото Как пожарить яйцо в хлебе на сковороде
Здравствуйте, уважаемые пытливые практики. Почему, таким образом, поприветствовал вас? Ну как же! Ведь в отличие от остальных читателей, все полученные знания вы незамедлительно превращаете в осязаемые вкусные предметы, которые также быстро исчезают, как