Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи? Консультация для родителей«Как обучают детей звуковому анализу слов

Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»

Направление : исследовательская деятельность .

Тема :

«Что такое звук , скажи

1. Возрастная группа : подготовительный к школе возраст.

2. Участники : дети, воспитатели, родители воспитанников.

3. Продолжительность исследовательской деятельности : один месяц.

4. Актуальность :

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами . Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки ? Что требуется для распространения звука ? Где прячется звук ? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.

Множество опытов, экспериментирования, исследований , которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков .

5. Новизна :

Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки . Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо . Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.

Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке , где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.

6. Описание практической значимости :

Наше исследование нам помогает узнать , что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос : «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков Ответы детей были однозначно : да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки , чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться : правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.

Так что же такое звук ?

Большинство звуков , которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук .

7. Цель ребенка (или детей) : Хотим узнать : откуда берется звук ?

8. Цель воспитателей : развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков .

9. Задачи для ребенка :

Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.

10. Задачи для воспитателей :

Закреплять представления детей о понятии «звук » .

Сформировать представление о характеристике звука – громкости , тембра, длительности.

Развивать умение сравнивать различные звуки , определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн .

Выявить причины усиления ослабления звука

Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

11. Проблема : когда учили стихотворение о звуке , у детей возникли вопросы : «Что такое звук ? Откуда берется звук

Что такое звук ? Скажи !

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук , попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.

11. Реализация :

Наше исследование проходило в три этапа.

I. Определение уровня сформированности представлений детей : о звуке ,

использование звуков , о слухе и способов его сохранения.

Проведение элементарных опытов;

Попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан ;

Определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых

звуков ;

Распознавание звуков окружающего мира .

II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.

Знакомство с высокими и низкими звуками ;

Определение зависимости звучащих предметов от их размеров;

Знакомство с характеристикой звука – громкость , тембр, длительность.

III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн ,

усиление и ослабление звука .

В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились , что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность .

12. Гипотеза : звук нельзя увидеть и почувствовать.

Все слышали поговорку : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки .

Исследование № 1

«Увидеть звук »

Конечно, невозможно увидеть звук , когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук .

Материал : рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать : «М-м-м-м!» . Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Вывод : Звук состоит из звуковых волн – вибраций , которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.

Исследование № 2

«Музыкальная шкатулка» .

Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки .

Материал : рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.

Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.

Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.

Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.

Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука . Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче , и чуть нежнее, чтобы звук был тише .

Вывод : резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки . Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны , которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче , так как звук , попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.

Исследование № 3

«Почувствуй звук » .

Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук . С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать .

Материал : лист бумаги.

Лист бумаги свернуть в трубочку.

Произнести громко звук : «А-а-а-а» , затем звук произнести тише .

Вывод : чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук , тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны , распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

Исследование № 4

«Еще немного музыки»

Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.

Материал : рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.

Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.

Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.

Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.

Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук .

Вывод : короткие соломинки дают более высокие звуки , чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.

13. Результат : мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука : громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники .

Литературные источники :

1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО : Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.

2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.

| | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Онлайн упражнения () - это и база для успешного обучения в школе. Статьи и упражнения с сайта помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Чем больше и чаще занимаетесь с ребенком, тем ярче будет прогресс. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Проявляйте терпение при занятиях с детишками. Речь это важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия!

Звуки для детей дошкольников

В мире звуков . На подготовительном этапе следует приготовить зеркало, маски зверей.

Первый этап занятия - психогимнастика. Взрослый предлагает малышу изобразить доброго Карлсона, злого змея Горыныча, царевну Несмеяну, радостного Винни-Пуха, наблюдая, как меняется отражение в зеркале.

После психогимнастики малышу разъясняется, что он отправляется в увлекательное путешествие в мир звуков, где научится их слушать, узнавать и произносить.

Развитие слухового внимания . Взрослый завязывает малышу глаза и произносит:

  • Раз, два, три,
  • На месте замри.
  • Много звуков вокруг нас,
  • Их познаешь ты сейчас.

Затем взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Молчание». Они вместе слушают непроизвольные звуки в течение минуты, после чего делятся впечатлениями и тем, кто и что услышал, например, шум часов, звук за стеной, лай собаки во дворе и т. д.

«Что и как звучит?»

Малышу предлагается послушать шорох бумаги, хлопки по столу, хлопки в ладоши. Взрослый развязывает ребенку глаза и поочередно шуршит бумагой, похлопывает по столу, хлопает в ладоши. После чего вновь завязывает малышу глаза и в разном порядке выполняет вышеописанные действия. Задача ребенка - отличить звуки.

После завершения занятия взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты слушал разные звуки и отгадывал, откуда они появились. А слушал ты ушами. Людям нужно заботиться о своем слухе и беречь его. Чтобы всегда хорошо слышать, нельзя громко кричать, когда находишься рядом с человеком, а когда холодно, надо носить шапку, чтобы уши не мерзли».

После этого ребенку предлагается послушать стихотворение, при этом повторять, как кто издает звуки:

Как кошки мяукают, а?

Мяу-мя, мяу-мя.

Собачки ругаются как?

Гав-гав, р-р, гав.

А куры кудахтают так:

Куд-куда, куд-куда.

Как в стойле корова мычит?

Му-му-му, му-му-му.

А хрюшка на хрюшку ворчит?

Хрю-хрю-хрю.

Как ветер листвою шумит?

Шшшш, шшшш,

А змейка тихонько шипит:

После того как стихотворение прочитано, взрослому следует пояснить малышу: «Ты пока не повторил правильно все звуки, но после наших занятий обязательно научишься это делать. Запомни: люди - разговаривают, животные и предметы - издают звуки. Мы с тобой люди и можем произносить отдельные слоги, можем их соединять, и получатся слова».

Переходим на следующий этап занятий. Малышу предлагается представить, что он оказался в густом сказочном лесу, там нет тропинки и растет густая трава. Чтобы через нее пройти, надо высоко поднимать коленки. После чего взрослый меняет задание и предлагает представить, что на пути появилась большая канава и через нее нужно перепрыгнуть. Далее взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой сейчас в сказочном лесу, посмотри, как красиво вокруг». Малыш представляет волшебный лес, а взрослый продолжает: «Давай выразим наше восхищение звуком и скажем «а-а-а, о-о-о». А кругом шумят листочки, как они шумят (ребенок вместе со взрослым произносит «ш-ш-ш»). Теперь по-i дул сильный ветер, как он дует? (Ребенок и взрослый изображают ветер.) Все, ветер потихонечку затихает, возвращаемся домой».

Произношение отдельных звуков . Этот этап рекомендуется начать со сказки: «В прекрасный светлый день в чаще леса встретились серый волк, косолапый мишка, лисичка-сестричка, белка и зайчишка-трусишка. Когда они все дела свои лесные обсудили, сказки все пересказали, в игры все переиграли, задумались, чем бы дальше заняться. И тогда лисичка-сестричка придумала: «А давайте каждый выберет свой звук и скажет его громко-прегромко, кто будет громче всех, тот и победит. Серый волк завыл: «У-у-у», мишка пробурчал: «Э-э-э», белочка пропищала: «И-и-и», лисичка завизжала: «Ы-ы-ы», а зайчишка-трусишка выкрикнул: «А-а-а». Все справились с заданием хорошо, посоветовались и решили - победила дружба.

После сказки ребенку предлагается поочередно надевать маски зверей и показать, как они кричали. Если у малыша возникли затруднения, взрослый может ему помочь, не прерывая занятия.

В конце взрослый и ребенок вместе проговаривают парные буквы, громко: «г-г-г, к-к-к», потише: «п-п-п, б-б-б», еще тише: «ж-ж-ж» и совсем без голоса: «ш-ш-ш».

Органы артикуляционного аппарата . Занятие следует начать с вопроса взрослого: «А ты знаешь, с помощью чего человек разговаривает? » (Предполагаемый ответ: «С помощью языка».) Если у ребенка возникли затруднения, взрослый задает следующий вопрос: «Ты чем говоришь?» (Предполагаемый ответ: «Ртом».) После этого взрослый поясняет: «Молодец, правильно, рот - это домик слов». Вот послушай стихотворение:

В доме под названьем РОТ,

Много разных слов живет: -

Говорим, говорим,

Очень редко мы молчим,

А придется помолчать,

Сразу будем мы скучать.

Когда взрослый прочитал стихотворение, он поясняет малышу, что у домика под названием РОТ есть две двери - первая губы, а вторая - зубы.

Далее следует сделать плавный переход к закреплению пройденного материала на практике. Ребенку предлагается произнести звук «п-п-п». Взрослый поясняет, что этот звук произносится с помощью губ, после чего произносится звук «л-л-л», внимание ребенка обращается на то, что кончик языка касается потолка дома - нёба.

Затем произносится звук «д-д-д», причем малышу при этом предлагается положить ладонь на горло. Вибрация в горле, при произнесении звука, объясняется тем, что рот - домик слов, а горло - домик звуков.

В конце занятия задаются вопросы на закрепление материала. Рекомендуемые вопросы:

С помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зубы).

Как надо заботиться о домике для слов? (регулярно чистить зубы).

Знакомство со словом

Занятие 1.

Подготовительные материалы:

  • предметные картинки (деревья, цветы, животные, фрукты);
  • сюжетные картинки (изображение трудовой деятельности);
  • макет дома с окошками красного, синего и зеленого цветов; « плюшевый мишка.

В начале занятия следует провести игру «Лягушонок» направленную на формирование речевого слуха. Малыш вместе со взрослым читает стихотворение: Лягушонок, лягушонок, Непоседливый ребенок, Комарика он увидал, За ним шустро поскакал. На первые две строчки ребенок изображает прыгающего на одном месте лягушонка, затем начинается психогимнастика. На заключительные строчки ребенок изображает лягушонка, который охотится за комаром. Сначала лягушонок притаивается и замирает, потом активно прыгает, ловит комара.

Следующий этап занятия направлен на закрепление ранее пройденного материала. Для этого потребуются макет дома с окошками красного, синего и зеленого цветов. Взрослый достает плюшевого медведя и рассказывает ребенку: «К нам в гости пришел Мишутка и рассказал мне одну историю. Как-то старичок-боровичок пригласил его посетить удивительный дом, который стоит в самой непроходимый чаще леса, и попасть туда можно только с помощью волшебного колокольчика, а живут в этом доме разные звуки. И вот старичок-боровичок позвонил в свой волшебный колокольчик, и они с Мишуткой оказались у этого удивительного дома, спрятанного от глаз людей и лесных зверюшек. Посмотри на окошки сказочного домика, какого они цвета? Это окошко (указывает на макет) - красное, а это - зеленое, а вот это - синее.

Мишка решил заглянуть в окошки. Очень уж ему было интересно, кто там живет! Он подошел к окну красного цвета и раздался звук: «А-а-а». Посмотрел во второе окошко и слышит: «О-о-о», третье окно пропело: «Я-я-я». Мишутка испугался и отошел в сторону, а старичок-боровичок сказал: «А ты уверен, что услышал всех жильцов этого домика? Не бойся, они добрые! Подойди еще раз к окошкам и послушай, как они поют». Мишутка подошел к окну красного цвета, и раздался звук: «Ж-ж-ж». Посмотрел во второе окошко и слышит: «Ш-ш-ш», третье окно пропело: «М-м-м».

Мишутка опять отошел и снова вернулся. Из первого окошка слышалось: «Д-д-д», из второго: «Т-т-т», а из третьего: «П-п-п».

А теперь давай вместе с Мишуткой повторим звуки, которые издавали окошки».

Взрослый поясняет малышу, что одно и то же окошко издавало разные звуки, потому что звуков много и все они отличаются друг от друга.

После выполнения задания следует перейти на второй этап занятий. Для закрепления у ребенка понятия «слово» в привычном для него ракурсе взрослому рекомендуется продолжить рассказ о Мишутке. Итак, история плюшевого мишки продолжается: «Старичку-боровичку понравилось путешествовать с Мишуткой, и он пригласил его посетить свой волшебный сад».

Начинается диалог взрослого с ребенком: «Что же наш Мишутка увидел в саду у боровичка? (Предполагаемый ответ: деревья, цветы.) А какие деревья увидел Мишка? (Предполагаемый ответ: яблони, груши, вишни.) А какие цветы там растут? (Предполагаемый ответ: розы, пионы, тюльпаны.) Правильно, и все, что ты Увидел, названо "словами"».

Затем взрослый зачитывает стихотворение:

В мире все с названием -

Деревья и цветы,

И этим пониманием

Гордиться должен ты.

От края и за краем,

На всех путях земли,

Все словом называем -

(Демонстрируется картинка с изображением леса и лесных обитателей.)

Взрослый задает ребенку вопрос: «Расскажи, что ты заметил в лесу?». (Предполагаемый ответ: деревья, траву, ягоды, грибы, цветы, животных, птиц.)

После этого взрослый задает вопросы, направленные на закрепление пройденного материала. Предполагаемый вопрос: «Ты назвал много разных слов, но наш Мишутка интересуется, а с помощью чего звучат слова? (Предполагаемый ответ: «Они произносятся с помощью звуков».)

После того как ребенок дал правильный ответ, ему предлагается другая игра. Ее правила просты, и обычно дети их выполняют с легкостью и интересом. Взрослый произносит название птицы или животного, а малыш должен его изобразить с помощью движений, жестов и мимики.

После чего закрепляются знания и эмоциональное восприятия ребенком неживой природы. Взрослый предлагает малышу изобразить листочки на деревьях, которые качаются от ветра. Вначале ветерок тихий, и листочки еле шевелятся. При этом ребенок изображает листики, а взрослый - ветер. Взрослый имитирует дуновение ветерка - дует на ребенка, а малыш слегка шевелит пальцами, изображая легкое покачивание листиков. Ветер усиливается, взрослый дует все сильнее и сильнее, а листики раскачиваются в зависимости от того, как дует ветер. Ветер может постепенно стихать и вновь усиливаться на всем продолжении игры.

Затем взрослый читает ребенку стихотворение:

На деревьях все листочки

Весело живут,

Они с ветерком танцуют,

Песенки поют:

Дубовый: «А-а-а»,

Кленовый: «О-о-о»,

Осиновый: «У-у-у»,

Березовый: «Ы-ы-ы».

Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно повторяет звуки, символизирующие песенки листвы.

В последнее время Андрей на своем бумбоксе слушает уроки «Радионяни». Некоторые вполне ничего, но некоторые ему еще не понятны, конечны… Поскольку слушает он в смежной комнате, то мне тоже немного слышно…

Прослушал урок про звук… Там было про звук в безвоздушном пространстве, про затухание звука, про распространение звуковых волн в среде… В общем тема-то не сложная, но практически ничего не поясняется. Видимо, рассчитано на детей, которые так или иначе уже проходили тему в школе, а это вроде повторения и закрепления…

Андрей что-то знал уже, конечно, про звук… Я ему кое-что рассказывала, когда мы обсуждали гром и молнию… Но как-то очень поверхностно…

Подозвала к себе, стала расспрашивать, пытаться выяснить что же он понял… Практически ничего не понял… Как я и предполагала.

Полночи не спала, думала как бы так объяснить, чтобы понял … Совсем уж от страшных слов уйти не удалось, но все же как могла все упросила. Вот какой в итоге у нас получился диалог…

Андрей, что будет, если я кину в тебя снежком?

А если я в тебя все же попаду, что будет?

Мне будет немного больно.

Да, снежок тебя как бы толкнет немного. Это потому, что летящий снежок обладает особой энергией, кинетической. Слово «кинетическая» похоже не слово «кино», правда? Кино - это движущееся изображение, а кинетическая энергия - это энергия движущегося тела, то есть предмета. Когда тело движется, оно обладает какой-то кинетической энергией. А когда стоит на месте - не обладает. Понятно?

Помнишь, я тебе рассказывала про закон сохранения энергии?

Не помню…

Закон сохранения энергии говорит о том, что энергия никуда не девается, она просто меняет форму. Например, когда снежок в тебя летит - он обладает кинетической энергией. А когда он в тебя попал и остановился - куда делась его кинетическая энергия?

Передалась мне?

Совершенно верно. Когда в тебя попали снежком, тебя, скорее всего, качнет в сторону (то есть у тебя тоже появится какая-то кинетическая энергия), кроме того, прогнется и немного спружинит твоя куртка (на это тоже расходуется энергия), от удара даже твое тело спружинит: промнутся мышцы, может быть даже немного ребра, если удар сильный. Понятно, куда делась кинетическая энергия снежка?

Понятно.

Представь, что у меня есть два одинаковых снежка. Один я в тебя легонечко кину, и он полетит медленно. А другой кину со всей силы, и он полетит быстро. Какой снежок тебя сильнее толкнет при попадании?

Быстрый!

Правильно. То есть кинетическая энергия зависит от скорости. Чем выше скорость, тем больше энергии.
А теперь другой пример. Представь, что у меня есть один легкий снежок, а другой тяжелый, плотный. И я их кину в тебя с одинаковой скоростью. Какой тебя сильнее толкнет?

Тяжелый, конечно!

Правильно. То есть кинетическая энергия зависит не только от скорости, но и от массы тела. Чем тяжелее предмет, тем больше его кинетическая энергия. Тебе все понятно?

Да, все понятно.

Давай теперь проведем эксперимент…

Взяли два теннисных мячика. Один положили на полу, а другой катнули так, чтобы он попал в первый. После столкновения оба мячика, разумеется, покатились.

После столкновения он катится медленнее!

Совершенно верно. Давай попробуем понять почему. Мячик, который лежал на полу, обладал кинетической энергией?

Правильно. А тот, который катился?

Обладал.

А что произошло после удара?

Оба покатились…

Мы в начале с тобой говорили про закон сохранения энергии. Что энергия никуда не девается, а просто переходит из одной формы в другую. Помнишь?

Раз лежащий мячик покатился, значит что произошло?

Значит тот, который катился, передал ему часть энергии.

Это значит у того, который катился, энергии стало больше или меньше, чем было изначально?

Правильно! А помнишь, от чего зависит кинетическая энергия тела?

От массы и скорости.

Как ты думаешь, после столкновения мячиков, масса мячика, который катился, поменялась?

Нет, конечно!

А значит что поменялось?

Скорость! Она уменьшилась!

Правильно! Молодец! А как ты думаешь, скорость того мячика который лежал, после столкновения стала больше или меньше изначальной скорости того, который катился?

То есть после столкновения покатились оба шарика, но с меньшей скоростью, чем изначально катился первый. Правильно?

А теперь смотри (рисую на листе бумаги шарик, и от него стрелочку ко второму шарику ) Вот один шарик летит и ударяется о второй. Второй тоже полетел (рисую стрелочку от второго ), но?..

Медленнее…

И этот второй ударился о третий шарик… (рисую ) и третий шарик?..

Полетел еще медленнее!

А если так много шариков будут по очереди врезаться друг в друга, то рано или поздно что будет?

Шарики уже не будут двигаться, скорости не будет!

Правильно. Такое явление, когда шарики по очереди друг друга толкают, называется «волна». А то, что со временем волна сходит на нет, называется затухание волны.

Ты помнишь, что воздух состоит из молекул? Таких маленьких шариков… И если мы, например, дернем струну у гитары, струна начнет колебаться и толкать молекулы воздуха вокруг нее. А они будут толкать соседние молекулы, те следующие… И так звуковая волна от струны будет распространяться. Понятно?

- А в ухе у нас есть барабанная перепонка. Это такая тоненькая и очень чувствительная пленочка… И когда звуковая волна доходит до нее, то молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку и благодаря этому мы слышим звук.
Как ты думаешь, где звук будет громче - рядом со струной или подальше?

Правильно! Скорость молекул становится меньше, а значит и кинетическая энергия меньше, а значит, и ударяют по барабанной перепонке они слабее. А если вообще далеко от струны?

Звука не будет слышно, потому, что волна затухнет…

А если бы мы были в космосе, где нет воздуха?

Мы бы ничего не услышали!

Правильно! Потому что если нет молекул среды (воздуха), то нечему бить по барабанной перепонке.

Такой вот получился разговор. Единственное, чему я пока не смогла придумать объяснения (точнее чего я сама не очень понимаю, надо бы попытаться разобраться), так это почему мы не слышим ультразвуковые волны…

А после разговора я выкрутила сабвуфер на максимум и на хорошей громкости включила это песню…

Попробовали прикладывать руку к фронтальной части сабвуфера и к круглой дырке сбоку (она называется «фазоинвертор», как просветил меня один хороший знакомый), «пощупали» звуковую волну… Андрюха впечатлился.

Звук - вид энергии, воспринимаемой слухом. Он вызывается колебаниями в твердой, жидкой и газообразной среде, распространяющимися в виде волн.

Что такое Звук?

Мы привыкли слышать, что звук распространят для только в воздухе, но на самом деле он воспринимается и через другую среду. Например, погрузив голову в ванну, мы все равно будем слышать, что происходит в комнате, потому что вода и прочие жидкости проводят звук. А шумные соседи мешают нам из-за того, что их громкие голоса доносятся сквозь полы и стены твердые вещества.

Возникновение звука

Извлечь звук нетрудно, ударив друг о друга двумя предметами - например, крышками от кастрюль. Они начинают звучать оттого, что при ударе мы передаем им энергию, заставляя их вибрировать (быстро колебаться). Вибрируя, предмет поочередно то сжимает, то разрежает окружающий воздух. Поэтому давление воздуха вокруг него то возрастает, то падает. Эти слабые колебания воздуха создают звуковые волны. Они достигают наших барабанных перепонок, и мы слышим звук.

Голос возникает, когда воздух, поступающий из легких, проходит через голосовые связки. Высота голоса зависит от того, насколько быстро связки вибрируют. Движением воздуха, то заполняющего легкие, то выходящего наружу, управляет диафрагма. Мышцы языка и губ делают звуки, издаваемые связками, членораздельными. Полости носа, гортани и груди помогают усиливать звук за счет резонанса.

Колебания воздуха

Звук создается еле уловимыми перепадами давления воздуха. Когда кто-то говорит рядом с вами, он заставляет давление воздуха то увеличиваться, то снижаться примерно на 0,01 процента от нормального. Такое же давление мы ощущаем, положив на ладонь листок бумаги. Колеблющийся воздух заставляет вибрировать юн кую мембрану в ухе, называемую барабанной перепонкой. Вот почему мы воспринимаем колебания воздуха как звук. Но наш слух улавливает не все колебания. Во-первых, колебания должны быть достаточно сильными, чтобы мы могли их уловить. А во-вторых, не слишком быстрыми и не слишком медленными - иными словами, они должны имен, определенную частоту.

Распространение звука

Звуковые волны распространяются от вибрирующего объекта во все стороны. Чем дальше от нас находится источник звука, тем больше энергии растрачивают волны по пути, и потому звук становится тише. От твердых поверхностей - например, от стекла и кирпичных волны отражаются, порождая эхо. Если говорящий человек находится в той же комнате, что и мы, звук его голоса доходит до нашего слуха и напрямую, и отразившись от стен, пола и потолка. Если помещение большое, возникает гулкий отзвук; это явление называется реверберацией.

Громкость

Чем сильнее мы ударим по предмету, тем Энергичнее он будет колебаться, создавая более ощутимые изменения давления воздуха, а значит, звук становится громче Наш слух может воспринимать перепады давления в очень широком диапазоне. Люди с острым слухом способны расслышать перепад, который в миллион раз меньше атмосферного давления; звук такой громкости производит упавшая на пол булавка. Другую крайность представляет перепад в одну пятую от атмосферного давления - такой грохот производит отбойный молоток.

Частота

Флейта и женский голос звучат выше, чем гитара и мужской голос. Это связано с тем, что они издают звуки большей частоты (имеющие меньшую длину волны). Частоту измеряют в герцах (Гц). Наше ухо воспринимает только звуки, лежащие в диапазоне от 16 до 20 ООО Гц. Гудок автомобиля имеет частоту 200 Гц, самый высокий женский голос берет ноты частотой до 1200 Гц, а самый низкий мужской бас способен достичь 60 Гц. Звуки с частотами до 16 Гц называются инфразвуком, а частотой 2 х 104 109 - ультразвуком.

Скорость звука

Звук распространяется в воздухе со скоростью около 1224 км/ч. С понижением температуры или давления воздуха скорость звука уменьшается. В разреженном холодном воздухе на высоте 11 км скорость звука составляет 1000 км/ч. Скорость звука в воде намного выше, чем в воздухе (около 5400 км/ч).

Сквозь звуковой барьер

Когда самолет летит со скоростью звука, воздух перед ним сжимается до предела, образуя ударную волну. А разгоняясь быстрее звука, самолет пробивает этот барьер и ударная волна остается позади. Поэтому вслед за пролетевшим сверхзвуковым самолетом слышится грохот, но приближение его услышать невозможно, ведь он постоянно опережает звук.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №63 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Откуда берётся звук?»

Выполнил:

ученик 2 класса «А»

Тутаришев Андрей Эдуардович

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Пудова Светлана Ивановна

Санкт-Петербург

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………..4

      Звуки вокруг нас…………………………………………………………4

      Колебания в воздухе……………………………………………………..4

      Ультразвук………………………………………………………………..5

      Высокие и низкие звуки…………………………………………………5

      Звуковые волны…………………………………………………………. 6

      Картинки на эхолоте……………………………………………………. 6

      Громкие и тихие………………………………………………………… 7

      Акустика…………………………………………………………………. 7

      Вредные шумы……………………………………………………………7

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………8

2.1. Эксперимент№1. Колебания предметов…………………………………..8

2.2. Эксперимент№2. Спичечный телефон…………………………………….8

2.3. Эксперимент№3. Откуда доносится звук? ………………………………..8

2.4. Эксперимент№4. Расчёски меняют звук…………………………………..9

2.5. Эксперимент№5. Рупор……………………………………………………..9

2.6.Эксперимент№6. Звенящая вода……………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы. ……………………………………………………………11

Приложение………………………………………………………………………12

Введение.

Нас окружают самые разнообразные шумы. Обычно шумом мы называем очень громкий или беспокоящий нас звук. С возрастом ухудшение слуха происходит у большинства людей. К 50-60 годам слух снижен у 20% людей, к 60-70-у 30%, к 70-ти-у 50% людей. (Приложение 1). Одной из причин являются чрезмерно громкие звуки, которые преследуют нас повсюду. Исходя из этого, вопрос регулирования звуков вокруг нас я считаю актуальным, теоретически и практически значимым.

Цель исследования: Доказать возможность изменения шумовых эффектов.

Задачи исследования:

    Изучить причины возникновения звука.

    Обобщить свои представления о физическом явлении-звуке.

    Определить способы регулирования звуков.

Гипотеза: на мой взгляд, используя знания об образовании звука, можно его регулировать.

Объект исследования: звук

Предмет исследования: явления и факты, подтверждающие положительное и отрицательное влияние на жизнь человека.

Методы исследования :

    Изучение научных публикаций

    Эксперименты

    Опытные исследования

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Звуки вокруг нас.

Мы живём в мире звуков. Все звуки, которые нас окружают, возникают благодаря колебаниям предметов. Звуки вызываются звуковыми волнами. Они не видны глазу, но уши различают их.

1.2. Колебания в воздухе

Когда предмет вибрирует, он приводит в движение воздух вокруг себя. Эти колебания передаются по воздуху и достигают наших ушей, поэтому мы слышим звук. Гитарная струна вибрирует, когда её дёрнуть. Если подуть в кларнет, то воздух внутри него придёт в движение, и особая мембрана, называемая тростью, будет издавать звук. Мелкую вибрацию можно увидеть на поверхности барабана, по которому бьют. Звуковые волны улавливают ушные раковины. Через узкий слуховой проход звуковые волны попадают на барабанную перепонку. Это туго натянутая плёночка. Всякий раз, когда поступает звук, она начинает вибрировать и передавать эту вибрацию дальше-на три маленькие косточки. В соответствии со своей формой они называются: молоточек, наковальня и стремечко. Они направляют колебания дальше-на внутреннее ухо, которое находится в голове и поэтому хорошо защищено.

Звуки перемещаются в виде волн. Звуковые волны достигают наших ушей, и мы слышим звук. Это доказал проведённый мною эксперимент№1. (Приложение 2).

Когда кто-то говорит со мной, колебания проходят через его рот в воздух и создают вибрацию воздуха. Колебания достигают уха в виде звуковых волн, и мы воспринимаем их как звук. Эксперимент№2 со спичечным телефоном показал это. (Приложение 3). Мои родители рассказали, как в детстве они разговаривали по спичечному телефону, и я смастерил его самостоятельно.

Похожий опыт я проводил в музее телефонов, используя стаканы. Тогда и

заинтересовался вопросом происхождения звуков.

Так как у нас два уха, мы можем различать, с какой стороны доносится звук. Если он раздаётся справа, то правое ухо улавливает звук раньше, чем левое. Мозг замечает эту разницу и может по ней судить, откуда идёт звук. Даже с завязанными глазами удаётся определить на слух, где он находится. Эксперимент№3 подтвердил этот факт. (Приложение 4).

Уши помогают нам удерживать равновесие. За это отвечают три полукружных канала во внутреннем ухе. Жидкость, находящаяся в полукружных каналах, приходит в движение, откликаясь на каждое изменение тела в пространстве. Если мы наклоняемся слишком низко, мозг отдаёт приказ восстановить равновесие. Поэтому даже в темноте мы можем знать, где верх, а где низ.

1.3. Ультразвук

Высота звука может быть разной - высокой средней или низкой. Ультразвук настолько высок, что человек не может его воспринимать. Но многие животные, например летучие мыши, слышат ультразвуки и пользуются ими. Ультразвук нужен им для определения своего курса. Мы воспринимаем звуки, колебания которых достигают скорости до 20 000 раз в секунду. Летучая мышь слышит звуки, колеблющиеся примерно 120 000 раз в секунду.

1.4. Высокие и низкие звуки

Звуки бывают высокие и низкие, громкие и тихие. Звуки мы можем усилить с помощью специальных предметов.

Чем быстрее вибрирует предмет, тем более высокий звук он издаёт. Звук получается, когда мы дуем в бутылочное горлышко. В почти полной бутылке мало воздуха. Он быстро вибрирует, производя высокую ноту. В пустой бутылке много воздуха. Он колеблется медленнее и даёт низкую ноту.

Я провёл эксперимент №4, используя расчёски, в результате чего пришёл к выводу, что звук получается разный, в зависимости от толщины зубьев расчёски. (Приложение №5).

Эксперимент№5 доказал, что усилить звук можно с помощью рупора.

(Приложение 6).

На звон может влиять количество воды, что подтвердил эксперимент№6. (Приложение 7).

1.5. Звуковые волны

Звук от вибрирующего предмета расходится во все стороны подобно кругам, которые образуются брошенным в воду камнем. Как правило, слышимые нами звуки распространяются в воздухе, а также в земле или воде. Когда они наталкиваются на твёрдое препятствие, они «отскакивают», то есть отражаются. Отражённый звук называют эхом.

1.6. Картинки на эхолоте

Специальная аппаратура-эхолоты - использует эхо для создания карт океанических глубин. Корабль направляет под воду очень громкие звуки и принимает эхо, отражаемое твёрдыми телами. Различное время, необходимое отражённому звуку для возвращения, регистрируется и преображается в картинку. С её помощью формируется карта морского дна.

Эхо можно использовать для составления карт, рассказывающих о строении Земли. Различные виды породы по-разному отражают звук, и каждая из них

образует особое эхо. Поэтому можно также определять наличие нефти и других полезных ископаемых.

1.7. Громкие и тихие

По мере удаления от источника, звук становится тише. На самом деле звук распространяется во всех направлениях, а мы слышим лишь ту его часть, которая достигает нашего уха. Когда мы далеко, до нас доходит лишь незначительная его часть.

Звук распространятся в воздухе с огромной скоростью-примерно 340 м /с Звуковые волны не могут распространяться в космосе, так как там нет воздуха. Поэтому в межпланетном пространстве нет звуков.

1.8. Акустика

Во время концерта музыкальные звуки направлены на каждого слушателя. Чтобы улучшить качество звука, то есть акустику помещения на стенах зала и потолке размещают звукоотражающие панели. Даже слушатели в конце зала всё прекрасно слышат.

Эхо можно использовать для составления карт, рассказывающих о строении Земли. Различные виды породы по-разному отражают звук, и каждая из них образует особое эхо. Таким образом, можно также определять наличие нефти и других полезных ископаемых.

1.9. Вредные шумы

Обычно мы называем шумом очень громкий или беспокоящий нас звук. В самом деле, работа с шумными машинами может привести к ухудшению слуха. Специальные наушники служат для того, чтобы препятствовать прохождению многих шумов.

Людей, которые совсем не слышат, называют глухими. Лишились слуха они по разным причинам. Такие люди разговаривают на языке жестов. Некоторые из них умеют читать по губам. Для тех, кто плохо слышит существуют слуховые аппараты.

Очень громкие шумы могут ухудшить слух. Тонкие волоски внутреннего уха повреждаются и никогда уже не восстанавливаются. Поэтому нужно беречь свой слух смолоду.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Эксперимент№1. «Колебания предметов»

Существование звуковых волн доказал следующий эксперимент: я натянул резинки на пустую коробку. Дёрнул за резинку, она начала колебаться. Воздух вокруг неё тоже колеблется. Это звуковые волны.

2.2. Эксперимент№2. «Спичечный телефон»

Для создания спичечного телефона я произвёл следующие действия:

    Через центры двух спичечных коробков натянул нить.

    Закрепил эту нить с обеих сторон с помощью спичек.

Мы с сестрой натянули нить и передавали друг другу «секрет». Настя прижимала коробок к губам и говорила. Я прикладывал ухо ко второму коробку и слушал. Звук «бежал» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передаётся хуже, поэтому «секрет» не слышали сидящие рядом родители. Когда мама приложила палец к нитке, она ощутила колебания.

      Эксперимент№3. «Откуда доносится звук?»

Когда мне завязали глаза, а моя сестра передвигалась по комнате и хлопала в ладоши, мне удавалось определить на слух, где находится звук.

      Эксперимент№4. «Расчёски меняют звук»

Я провёл пластмассовой пластиной по зубьям разных расчёсок. У расчёсок с крупными, редкими зубьями звук получался низкий, грубый, громкий. У расчёсок с частыми, мелкими зубьями звук тонкий, высокий.

      Эксперимент№5. «Рупор»

Смастерив простой рупор из картона, сложенного в виде конуса, я определил, что звук способен доносится на более дальнее расстояние.

      Эксперимент№6. «Звенящая вода»

При бросании камешков в пустую миску и миску с водой, можно услышать, что звук громче при бросании камешков в пустую миску.

Также я взял два бокала, наполненные водой и металлическую палочку. Бокалы звучали по-разному в зависимости от того, отливал я или добавлял воду в бокалы. Звуки получались разные.

Заключение

Таким образом, используя наши знания об образовании звука, мы можем уменьшать или увеличивать шумовые эффекты. Это доказали мои эксперименты. Дополнительная литература, которую я изучил, подтверждает эти факты. Современные технологии, основанные на знаниях о колебаниях, позволяют уменьшить шум, производимый машинами. Можно верить, что благодаря нашим знаниям о шумах, можно будет создать бесшумные стиральные, посудомоечные машины, микроволновые печи и другую бесшумную бытовую технику. А это поможет многим людям сохранить слух дольше.

Происхождение, значение звука, по моему мнению, следует изучать и в дальнейшем. Звуки играют важную роль в жизни человека, как положительную, так и отрицательную.

Список литературы:

1)Белавина И., Найденская Н., Планета-наш дом. Мир вокруг нас.- М., 1995.

2)Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.-М.,1987.

3)Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.-М., 2001.

4)История открытий/ Пер. с англ. А.М. Голова.-М., 1997.

Интернет-ресурсы:

http://natural-medicine.ru/

http://www.razumniki.ru/

Приложение

График 1

Рисунок 1. «Колебания в воздухе»

Рисунок 2. «Колебания в воздухе»

Рисунок 3. «Спичечный телефон»

Рисунок 4. «Откуда доносится звук?»

Рисунок 5. «Расчёски меняют звук»

Рисунок 6. «Рупор»

Рисунок 7 «Звенящая вода»

 
Статьи по теме:
Гнойный аднексит симптомы и лечение
(сальпингоофорит) – воспалительный процесс с одновременный вовлечением яичников и маточных труб (придатков матки). В остром периоде характеризуется болью внизу живота, интенсивнее со стороны воспаления, повышенной температурой, признаками интоксикации. Мо
Льготы по социальной карте пенсионера в московской области
В Московской области предусмотрены различные льготы для пенсионеров , поскольку они считаются самой социально незащищенной частью населения. Льгота – полное или частичное освобождение от условий исполнения определенных обязанностей, распространяющаяся на
Что будет с долларом в феврале
Каков будет курс доллара в начале 2019 года? Как повлияет стоимость барреля на динамику в паре доллар/рубль? Что помешает рублю укрепиться к USD в начале 2019 года? Обо всём этом вы узнаете в прогнозе курса доллара на начало 2019 года. Аналитика экономич
Яичница в хлебе на сковороде - пошаговые рецепты приготовления в домашних условиях с фото Как пожарить яйцо в хлебе на сковороде
Здравствуйте, уважаемые пытливые практики. Почему, таким образом, поприветствовал вас? Ну как же! Ведь в отличие от остальных читателей, все полученные знания вы незамедлительно превращаете в осязаемые вкусные предметы, которые также быстро исчезают, как