Казачьи забавы и игры. Казачьи забавы. Забавы с камнями

На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем. Дети соревновались друг с другом в беге “взапуски”, то есть наперегонки.

К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе.

Перетягивание канта по вкусу и взрослым и детям и в наши дни.

На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости». Парни, разделившись на “всадников” и “коней”, начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на “коне”. Если “всадник” падал с “коня” или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.

Не возбранялось участникам игры садиться и на настоящего коня.

Коняшки.

Игроки разделялись на два “войска”. Каждое “войско”, в свою очередь, состояло из “всадников” и “коней”. Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

Спортивные игры.

К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности. Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту. Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А.И. Куприна находим: “Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”

Историческая справка:
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование. Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Историческая справка:
Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России. В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается “бьющей’, другая – “водящей”. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится “дом”, и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его “осалят” мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Городки (рюхи, чушки).

История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта.
Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси

.

Совсем не требуется знать Историю, чтобы понять, что происходит на картине. Городки мало изменились за века Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – “городков”) за черту игрового поля – “города”.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к “общему знаменателю” городки привели уже после Революции, в 1923 г.

Историческая справка:
Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня. В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки. Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта. Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки – выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина. Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду: заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры. Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.

Царские забавы.

Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока. Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
“Псовая охота – лихая забава наших предков, еще и в настоящее время тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины”, писал в своей книге ”Першинская охота” Д. П. Вальцов.

Даже с картины веет азартом и передается радостное волнение охотников Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том, что еще при великом князе Владимире Мономахе «зверей травили псами», а на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя. Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой, сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.

Историческая справка:
Слово” борзый” до ХV в. характеризовало исключительно резвость коней. В XVII в. порода русских борзых формируется как национальная. В 1600 г. Борис Годунов отправил в подарок иранскому шаху Аббасу пару борзых собак. И это был воистину царский дар, так как цена этих собак была баснословно высока, однако собаки шаха не заинтересовали. Недаром псовую охоту причисляли к “царским забавам” – содержание псарни, тренировка собак и сами собаки стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д. Заведующие охотой – ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.

Историческая справка:
Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти в стране практически перевилась русские борзые – собаки, с которыми традиционно охота и проводилась. Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в “декоративном” виде. То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев. Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США – 45 тысяч. Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей. Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей.
В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля, где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.

Историческая справка:
В XVIII - XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского и других насчитывалось по 150 - 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г. числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги – ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих, конюхов, поваров. Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков. Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения. На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы. Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов – и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства. Соколиная охота. “Россия – страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов, где водятся сокола и кречеты”, когда-то описывал нашу страну Марко Поло. И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол – частый гость, “птица благородная”. Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена. Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче. Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами, и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.

тиха – ни лая собак, ни криков загонщиков, ни выстрелов. Но от этого не менее увлекательна – стремительный полет сокола, и – добыча у него в когтях.

С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц). Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим.
Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм – знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу. Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом для вельмож и балами, где можно “на других посмотреть и себя показать”.

Историческая справка:
По легенде одна из московских церквей посвящена покровителю всех сокольников св. Трифону и воздвиг ее сокольничий Ивана Грозного, в благодарность святому за то, что тот явился к нему во сне и подсказал, где находится пропавший белый кречет – любимец царя. В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.

Заключение:
Кино, телевидение, компьютеры и прочие технические блага цивилизации при всех своих достоинствах
обладают одним значительным минусом – они отдаляют людей друг от друга, принося развлечения, за которыми не надо выходить из дома, встречаться и общаться с другими людьми. Но народные игрища и гуляния продолжают объединять людей: Новый Год, Масленица, Пасха и прочие праздники по-прежнему выводят народ на улицы, позволяют вспомнить полузабытые традиции. Остается пожелать, чтобы исконно русские обычаи не угасали, не вырождались, а сохранялись для наших детей и внуков, чтобы связь времен не прерывалась.

Ольга Белова

Сценарий спортивного мероприятия

«Казачьи забавы »

Оборудование : ватман с эмблемами

флажки для оценок

стулья (6 шт.)

палочки с рыбкой

шашка- маленькая игрушечная

скакалка

коромысло, 2 ведра

ложка деревянная, картошкой средних размеров , чистая

ориентир

мяч фито бол

мячи маленькие по 10 шт. (из сухого бассейна)

таблицы оценивания для жюри

Ведущая :

Ведущий физ. инструктор

Ведущая : В давние времена, более 400 лет назад, в наши края бежали с разных мест люди от тяжелой жизни. Они селились по берегам рек нашего края, потому что где вода – там и жизнь. Люди обустраивались, образовывали семьи и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя – казаками . Казак в переводе значит вольный человек, удалой

Жизнь была не легкой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня , брал шашку в руки, и воевать обязан был до победы. Жизнь была опасной, так как часто нападали враги, а казаки всегда любили свою Родину и готовы были, в любой момент встать на её защиту.

Звучит музыка. Выходит Есаул.

Есаул : Ой, да разгуляйся, Дон, река степная,

Силушкой тряхни- ка всем врагам назло.

Мы твои казаки , мать- земля родная

Солнце нашей правды высоко взошло!

Я, Есаул Всевеликого войска Донского собираю дружину для защиты земли русской, а для этого пришло время и силушкой померяться. Ну-ка, казаки , казачки ! Буйные головушки, румяные щечки! Кто охоту имеет свою удаль показать , всех гостей позабавлять ? А, ну-ка народ покажись!

Ведущая : встречаем аплодисментами наши команды :

Команда «Нахалёнок»

Команда «Казачата »

Команды хотят поприветствовать вас :

«Нахаленок» - девиз,

Команда «Казачата » девиз…

Ведущая :

Кто журить, вас честно будет

Кто вам сделает подсчёт,

Кто вам выделит награды

И кому, за что почёт

Ну, конечно, это жюри, а судить я попрошу наших гостей :

Есаул : Из под кочек, из под пней, лезет враг оравой.

Гей, казаки , на коней! И айда за Славой!

А какой казак без коня ?

Ведущая : Постоянные тренировки, упражнения на коне с оружием и без, с детства были частью воспитания казаков .

Первое испытание называется «Оседлай коня» .

По сигналу :

Папа бежит «змейкой» , седлает коня, возвращается по прямой дороге, сажает маму на коня

Папа и мама на коне скачут «змейкой» до ориентира, оббегают его, возвращаются по прямой дороге, передают коня ребенку;

Ребенок скачет на коне «змейкой» , оббегает ориентир, возвращается по прямой дороге к своей команде.

Есаул : Ну, молодцы, с конем обращаться вы умеете, а вот как вы справитесь с ядром на поле битвы, мы сейчас посмотрим.

Ведущая : Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору, никакие трудности не страшны были казакам .

Второе испытание «Перенеси ядро»

По сигналу :

Ребенок несет мяч между ног, обходит ориентир, возвращается в команду

Папа с мамой зажимают мяч животом, бегут боковым галопом, оббегают ориентир, возвращаются в команду.

Есаул : Ой, да какие ж вы оказывается сильные, да выносливые! Да смотрю я к нам гости пожаловали.

Ведущая : Казачий номер

Есаул : Каждый казак должен быть метким .

У хорошего стрелка меток глаз, тверда рука

Он, когда придет черёд, пулю точно в цель пошлёт

Ведущая : Казаки с детства учились военному делу, а особенно метко стрелять.

Третье испытание : «Меткий стрелок»

Папа стоит в обруче, держит корзину;

Мама и ребенок по очереди забрасывают шарики (10 шт.) в корзину.

Есаул : Казацкий свычай – казак казака выручай . В бою поглядывали казаки друг за другом и выручали товарища.

Ведущая : Четвертое испытание : «Перенести товарища»

Папа и мама скрещивают руки, держась за запястье, ребенок садится на руки, держась за шеи родителей. Папа, с мамой, держа ребенка на руках, бегут до ориентира и возвращаются обратно.

Есаул : Да крепко казачье братство , пока на Руси не перевелись

такие казаки .

Ведущая : поприветствуем наших гостей.

Есаул : Случилась у нас осада Азова, да пришлось уху на привале приготовить. А, ну-ка, как наши казаки справятся с такой задачей.

Ведущая : Издавна Тихий Дон богат не только обычаями, но и рыбой. Самым популярным блюдом была уха.

Пятое испытание : «Варим уху»

Папа палкой ловит рыбу, оббегает ориентир, кладет улов в обруч (котел)

Мама с коромыслом и ведрами, оббегает ориентир, ставит ведра в обруч

Ребенок бежит с деревянной ложкой, в ложке картошка, оббегает ориентир, кладет все в обруч.

Есаул : Ох, и славная же ушица получилась, а чтоб поймать рыбку пришлось потрудиться, да и на лодочке поплавать.

Ведущая : Шестое испытание : «Займи лодку»

Под музыку семь пап бегают вокруг шести стульев, музыка утихает, кто останется стоять, тот выбывает, и так пока не останется один человек.

Есаул : Казачья смелость порушит крепость, айда, казаки , на штурм крепости!

Ведущая : Седьмое испытание : «На штурм крепости»

Папа в мешке оббегает ориентир, возвращается в команду, мама на скакалке оббегает ориентир, возвращается в команду,

Ребенок скачет на мяче (фит-боле, вокруг ориентира, возвращается в команду

Взявшись за руки, папа, мама, ребенок (папы шашка в свободной руке, оббегают ориентир, возвращаются на место.

Есаул : Ну, вот и пришло время рассудить силушку молодецкую. Кто готов Матушку-землю защищать, да других обучать ратному искусству?

Обряд посвящения в казаков - защитников отечества.

Жюри : Я думаю, что сегодня нет побежденных, все победители. А это самое важное.

Ведущая : Вот и подошло к концу наше казачье многоборье , скажем спасибо жюри и зрителям.

Финальная песня

Публикации по теме:

Сценарий физкультурно-познавательного досуга в подготовительной группе «Казачьи игры и забавы» "В лес осенний на прогулку". Физкультурно-познавательный досуг в подготовительной группе Цель: развивать интерес к физкультуре посредством.

Сценарий спортивного развлечения «Молодецкие забавы» Спортивное развлечение «МОЛОДЕЦКИЕ ЗАБАВЫ» Дети входят в зал под музыку. Ведущий: мы знаем, что без зарядки нам не стать сильными, давайте.

Сценарий спортивного мероприятия «Муравейник» Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на самом активном, веселом мероприятии –«Муравейник». Вы наверно все знаете что.

Сценарий спортивного досуга для детей старшей и подготовительной коррекционной группы «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга для детей старшей и подготовительной коррекционной группы «Зимние забавы» Составила: Инструктор по физическому.

Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Цель: укрепление здоровья, привитие.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 «А» классе

Кружок «История и культура кубанского казачества»

Тема: «Казачьи забавы»

Подготовила: Кишунова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7 ст.Переправной

Цели: -укрепление нравственных основ казачества;

Формирования у молодого поколения казаков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству;

Популяризации здорового образа жизни и традиционных видов казачьих состязаний среди обучающихся.

Задачи: -воспитание гражданственности и любви к малой Родине у учащихся школы;

Развитие двигательных качеств учащихся через средства физического воспитания казаков.

Ход занятия:

(Вступительное слово учащихся)

(Вероника)
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

(Руслан)
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

(Наташа)
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.

(Андрей)
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

Учитель : А поведем мы сегодня беседу на очень интересную тему о кубанском казачестве, о его обычаях, традициях, о том, что за народ жил и живет у нас на Кубани?
Дети : казаки
Учитель :- А скажите, кто такие казаки!
Дети :- вольные люди
Учитель : совершенно верно
В давние времена, 400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. Казак – это значит вольный человек, удалой.
Учитель : Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.
С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3-х лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело плавал, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.
Учитель : для самых маленьких казачат казаки организовывали потешные игры, прыжки через скакалку. Юные отроки участвовали в казачьей игре «Ватага» .Где маленькие казачата боролись, «рубили» друг друга палками.
Казачьи забавы помогают юным казакам проявить свою смелость, ловкость и находчивость.
Игра:
1.«Папаха»
Играющие становятся в круг. По сигналу по кругу передается папаха и проговариваются слова:
Ты лети, лети папаха,
Ты лети, лети вперед,
У кого папаха встанет, тот на круг нехай идет!
У кого шапка остается в руках, выходит в центр и танцует.
Учитель : взрослые казаки также, не отставая от детей, играли в казачьи игры. Казачий бой –одно из старинных боевых искусств казаков и, временами, народная потеха, которая представляет собой бой кулаками. Помимо развлечения, кулачный бой у казаков был своеобразной школой войны, развивающей навыки, необходимые для зашиты.
Игра:
2. «Перетяни палку»
2-е играющих садятся друг напротив друга, в руках у обоих палка.
Взявшись обеими руками за палку, играющие должны перетянуть друг друга на себя.

Игра:

3. «Перебери крупу»

Ребята делятся на две команды. Каждой команде раздается три вида крупы (рис, гречка, пшено). После того, когда учитель перемешает эти крупы, ребята должны разложить их по названию.

Учитель : А теперь для вас, ребятки,
Загадаю я загадки!
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ!
Посидите, отдохните,
Да умом пошевелите!
(показ презентации )

1.Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар)
2.Новая посудина,
А вся в дырках, (Сито, решето)
3.Три братца
Пошли на речку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра с коромыслом)
4.Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето. (Бочка)
5.Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдаёт.
Сам в угол идёт. (Ухват)
7. Деревянная подружка
Без неё мы как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт? (Деревянная ложка)
8. Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней,
А как только зазвенит
Сразу всех развеселит. (Балалайка)
9.Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
10. На чужой спине едет, на своей груз везет (Седло)
11. На солнышке полежал, да весь в Кубань убежал? (Снег весной)

Ребенок : На Кубани-то живут люди вольные,
Люди вольные, казаки кубанские,
Казачья жизнь вся в песнях.
А где песня поётся, там счастливо живётся!
(Вместе)
Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье,
Приходите в другой раз!


Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она переле­тает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

  • шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;
  • если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не пой­мал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».

Игра Казаки

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, повора­чиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-ни­будь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играю­щие попадают в цель камешками.

Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и вы­полнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.




Игра Грыбаки (Крестик)

Цель игры: развитие скоростной выносливости.

Играющие дети берутся руками попарно и становят­ся пара за парой. Выбираются «грыбаки» - пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоя­нии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.

Правила игры:

  • если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» ста­новятся позади всех пар;если «грыбаки» не поймали ни одного из бегу­щих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.

Игра Каши

Цель игры: развитие ловкости, силовой выносливо­сти.

На игровой площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие пытаются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того игрока, который вместе с ним протянул руку к мячу, и снова бьет мяч о землю, остальные игроки стараются его пой­мать и т. д.

Игра “В три бабки”

Цель игры: развитие ловкости, меткости.

Перед началом игры игроки конаются, т. е. берется палка, один игрок обхватывает ее рукой у нижнего кон­ца, другой берется выше его руки и т. д. Последний иг­рок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а дру­гой «низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут в поле.

Для этой игры в землю втыкаются три палочки (баб­ки): первая бабка, от которой бьют «битой» мяч, вторая втыкается недалеко от первой, несколько в стороне, а третья - шагов на 30-40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебега­ют к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удоб­ной минуты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом кого-нибудь из бегу­щих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать бли­же и удобнее. Побежденные в это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из противников, и если им это удается и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы начи­нают игру. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз.

Правила игры:

  • выбивать можно только тогда, когда играющие находятся между второй и третьей бабками; за­бежав за ту или иную бабку, играющий вполне обезопасен от удара;
  • кроме удара противника, стоящие в поле получа­ют право бить мяч еще и тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету.

Игра Обыкновенный жгут

Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстро­ты движения.

Для игры выбирается водящий - жгутчик. Осталь­ные дети садятся на игровой площадке в кружок на не­большом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит кру­гом со жгутом в руке, иногда наклоняется, делая вид, что предложил кому-нибудь из сидящих жгут за спиной. Жгут кладется за спиной на таком расстоянии, чтобы его было удобно достать рукой. Если до того, как жгутчик обойдет один круг, игрок, которому положили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает жгут и ударяет им игрока. Этот игрок становится новым жгутчиком, а пре­дыдущий садится на его место. Если же кто-то из сидя­щих игроков найдет жгут за своей спиной, то он встает и бежит за жгутчиком, стараясь нанести ему несколько уда­ров, пока тот не сделает круг и не займет освободившее­ся место.

Правила игры:

  • играющие не имеют права ни оглядываться, ни передвигаться с места, ни сообщать соседу, что ему положили жгут.

Вариант игры: играющие стоят, держа руки за спи­ной. Жгутчик незаметно передает кому-нибудь из игроков жгут, а тот, кто его получает, пытается бить своего соседа до тех пор, пока он не обежит весь круг и не ста­нет на свое место.



Игра Просо

Цель игры: развитие ловкости, внимания, гибкости.

Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий-жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются настолько, чтобы можно было пробегать под ними.

Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спра­шивает: «Пойдешь просо жать?». Тот отвечает: «А боль­шое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое - «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противопо­ложный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгу­том. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.

Правила игры:

  • если жгутчику не удается ударить убегающего иг­рока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему, игроку и т. д.

Игра Повелитель лунки.

В центре площади выкапывают лунку, в которую кладут меч. Считалкой выбирают повелителя лунки. Повелитель садится на расстоянии 3-5 метра в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4 метра) на ровном расстоянии друг от друга и от меча. Когда все готовы повелитель выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить меч и осалить одного из убегающих, кидая меч с места (или догоняя игрока). Осаленные выходят из игры. Если названные повелителем игрок промахнулся, то он выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится больше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.

Игра в дучки. (Темижбекская станица Кубанской области)

В игре в дучки участвуют только мальчики: играют в нее в теплые зимние дни и весной. Для этой игры выкапывают небольшую круглую ямку в пол-аршина глубины и такой же ширины в диаметре; вокруг этой ямки, как около центра в расстоянии приблизительно в одной сажени выкапывают небольшие ямочки по числу играющих, так, чтобы эти ямочки составляли круг. Центральная ямка называется дук, а расположенные по окружности дучки.
Одна из дучек называется старшая (1-я), 2-я-подстаршая, затем-3~я, 4-я и т.д. Играющих должно быть одним больше, нежели дучек. Для этой игры необходимо иметь каждому играющему по одной соразмерной палке, несколько изогнутой на одном конце (кочережки), и на всех один деревянный шар (свинка), величиною приблизительно в трех фунтовую гирю. Вся суть игры состоит в том, что один из играющих должен вогнать свинку в дук, о прочие не дают ему этого исполнить. Для того, чтобы определить, кому в какой дучке стоять и кому первому начинать вгонять, употребляют такой способ. Становясь но одно и тоже место, играющие поочередно бросают назад через голову свои палки. Тот, чья палка окажется дальше всех, становится в старшую дучку, следующий-во 2-ю и т.д.; тот же чья палка окажется ближе всех, должен гнать свинку в дук.
Круг вместе с дукой и дучками называется город. Играющий гонит свинкуиз-за города в город. Стоящий в дучке должен беречь ее; для этого он конец палки держит в дучке. Как только водилыцик подгоняет палкой свинку к городу, стоящие в дучках отбивают ее назад и таким
образом не пускают его в город. Казалось бы, чтот играющему никогда не удается вогнать свинку в дук, так как что может поделать он один против 8-10? Но дело в том, что каждый, стараясь прогнать свинку от дука за город, в то же время должен беречь свою дучку; чуть только зазевался кто, играющий сейчас же своею палкою займет его дучку и тогда тот должен идти загонять. Если же играющему удалось загнать свинку в дук, то он становится в старшую дучку, а тот, что стоял, здесь во 2-ю, 2-й в 3-ю, и т.д.; а кто стоял в последней дучке, идет загонять или, как в насмешку говорят играющему: «свинью стеречь».

Пицва (Новоминская станица Кубанской области)

Играющие берут по палке. Один из них кладет свою на землю, а остальные по очереди бросают в лежащую так, чтобы брошенная палка ударила лежащую в конец, и обе приняли крестообразное положение. Кто сделает промах, т.е. вовсе не попадет по лежащей палке, тот кладет свою. Для этой игры у всех должны быть кривые палки, чтобы не плотно прилегали к земле.

Игры с шарами (Ардонская станица)

Шары делятся на две группы: два ставятся в одну сторону и два в другую. Расставляют их противники друг у друга. Один из шаров каждой пары считается королем. Играющий, переставляя произвольно каток, катит свой шар и старается попасть в короля или в простой шар противника. Если попадает в короля, то имеет пять очков, если в простой шар, то четыре очка. Если же удастся, попав в короля, ударит им в простой шар, то выигрывается 15 очков. За промах вычитается одно очко. Партия кончается, когда кто-либо насчитает 100 очков.



Игровая программа "Казачьи забавы" для детей младшего школьного возраста


Автор : Руднева Татьяна Витальевна, руководитель творческой мастерской "Радуга" центра детско-юношеского творчества им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой
Описание : Сценарий игровой программы рассчитан на детей младшего школьного возраста. Предлагаемые игры можно применять и в старшей группе детского сада, в летнем лагере.
Цель : Организовать содержательную досуговую деятельность.
Задачи :
1. Создать положительный микроклимат, посредством участия каждого ребёнка в игровой программе. Систематизировать знания о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.
2. Развивать физические качества, умение работать в коллективе.
3. Воспитывать любовь к ближнему, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи.
Оформление : Репродукция иконы Покрова Пресвятой Богородицы; две нитки длиной 5 м, каждая из которых продета через пластиковый стаканчик; две игрушечные машинки, к которым привязаны нитки длиной 5 м; две шапки; дартс с шариками на липучках; плакат с тремя кошачьими головами разного размера и отверстием вместо пасти; пластмассовые кольца (5-7); два головных платка; бумажные рыбки, к которым приклеены нитки длиной 60-70 см

Ведущий : Дети, мы с вами сегодня собрались, чтобы поиграть, и программа наша называется «Казачьи забавы». А кто знает, почему именно сегодня?
Дети : 14 октября празднуется День казачества.
Ведущий : А почему именно 14 октября? Не знаете? Тогда слушайте.
Началась эта история очень давно – тысячу лет назад. Существовала в те древние времена могущественная держава - Византийская империя. Столицей её был город Константинополь, и славился этот город своими церквями. Были те величественные храмы, роскошные, с богатыми иконами и другими церковными вещами. Но не давало то богатство покоя мусульманам. Решили они завладеть им.
И вот началась осада Константинополя. Перед жителями города встала печальная перспектива: либо быть пленёнными, либо убитыми. Но никому не хотелось такой мрачной участи. Православные христиане приняли единственное верное решение – они пошли в храмы и стали истово молиться.
И вот во время молитвы во Влахернском храме Андрей, Христа ради юродивый, поднял глаза вверх и увидел, что в воздухе идёт Пресвятая Богородица. Она была озарена небесным светом и окружена ангелами и сонмом святых. Царицу небесную сопровождали Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов. Став на колени, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан. А закончив молитву, Она сняла с головы покрывало и распростёрла его над молитвенниками, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров этот выигрывал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом смотрел на это дивное видение и спросил блаженного Епифания, что стоял рядом: ”Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу”? ”Вижу, святой отче, и содрогаюсь”, - ответил Епифаний. Когда же Божия Матерь отошла, покров её стал невидимым.

И случилось диво: мусульмане сняли осаду и ушли домой. С тех пор в честь того великого чуда отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
А запорожские казаки очень почитали Пресвятую Деву Марию и считали её своей покровительницей. Они всегда ревностно молились ей. На сечи было много икон. Поэтому 14 октября, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, стал Днём казачества.

А сейчас мы проверим, какие у нас растут казаки. Сначала испытаем силу казацкого духа.
Две девочки держат нить, на которую надет пластиковый стаканчик. Мальчику необходимо дуть в стаканчик и перегнать его с одного конца нити в другой. Соревнуются парами: кто быстрее?

Какой казак без коня? Каждый был мастером-наездником. Но прошло время. Никто сейчас на лошадях не ездит. Все перешли на машины. Вот и мы сейчас проведем гонки на машинах.
На нитку длиной несколько метров привязана машинка. Необходимо привлечь её к себе, наматывая нитку на карандаш. Соревнование парное. Кто быстрее?

Ещё одно соревнование - на ловкость. Вызываются два мальчика. Они надевают на головы шапки. По команде ведущего необходимо сорвать шапку с противника, а свою сохранить.

Казаки были очень искусные воины, они очень метко стреляли. Вот мы сейчас и проверим наших ребят.
Первое соревнование на меткость – дартс, только вместо дротиков используются шарики на липучке.

Второе соревнование – кошачья пасть. На рисунке изображены три кошки с отверстиями вместо рта. За попадание в большой рот дается 5 баллов, в средний – 7 баллов, в маленький – 10 баллов. Кто больше баллов наберёт.

Следующее соревнование на меткость. Мальчику помогает девочка. Она бросает кольца, а он ловит. Выбирается самая ловкая пара.

Ведущий : Наши мальчики соревнуются и соревнуются. Теперь они отдохнут, а соревноваться будут девочки. Они выстраиваются в две колонны. Необходимо подбежать к стулу, взять с него платок, повязать его на голову, сесть на стул, сказать «Я – Маруся», снять платок, положить его на место и вернуться к своей команде, передав эстафету. Побеждает колонна, которая первая закончит соревнования.

Ведущий : Наши мальчишки, живя на берегу моря, любят рыбачить. Вот и мы сейчас будем ловить рыбку.
Дети становятся в круг. Каждый нитью привязывает к ноге бумажную рыбку. (Рыбка должна лежать на полу). Необходимо наступить ногой на чужую рыбку, оторвав её, а свою сохранить. Выигрывает искуснейший.

Ведущий : Вот такие наши казаки и казачки – ловкие, находчивые, весёлые. Желаю вам дальше совершенствовать свои лучшие черты и умения и встретимся на следующих соревнованиях.

 
Статьи по теме:
Иоакимо — Анновский храм Можайска Французский блюда из мясо в духовке
Сегодня мясо по-французски в духовке стоит особняком в нашей кухне и занимает главенствующую позицию на столе. Существует до десятка, а то и больше, разновидностей этого блюда. Но непременно во всех рецептах присутствует три ингредиента - мясо, репчатый л
Пошаговый фото рецепт засолки хрустящих огурцов на зиму холодным способом без стерилизации
Ирина КамшилинаГотовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Традиционной зимней русской закуской являются консервированные огурчики. Пряные и вкусные зеленые плоды подают к отварному или жареному картофелю, кашам и супам, их режут в
Какие планеты видны с земли Великое противостояние Марса
Пик великого противостояния Красной планеты приходится на 27 июля, когда Марс будет находиться к Земле максимально близко. Sputnik Грузия расскажет, что за явление великое противостояние Марса и какое значение оно имеет в астрологии. Великое противостояни
Лексические особенности научного стиля речи
Лексика научного стиля речиТак как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и рас