Гавриил Романович Державин: краткая биография. Биография державина кратко самое главное Биографические сведения и творчества державина

Гавриил Романович Державин (1743-1816) - русский литературный и государственный деятель XVIII века.

Его имя не один раз встречается в произведениях А. С. Пушкина, и это неслучайно. Наследие Державина, его личность оказали огромное влияние на мировоззрение и творчество Пушкина. Известны слова выдающего русского критика В. Г. Белинского о том, что изучение Пушкина нужно начинать с Державина.

Гавриил Романович известен как новатор в стихосложении, выдающийся государственный деятель; человек, искавший не славы, а правды. Державин содействовал распространению идей Просвещения, утверждал высокие гражданские идеалы: честное служение Отчизне и народу, отстаивание истины и справедливости.

Гавриил Романович Державин - российский поэт и государственный деятель.

Это сообщение посвящено биографии Державина, его наследию.

Жизненный путь Г. Р. Державина

Г. Р. Державин родился 3 июля 1743 года в незнатной дворянской семье. Его детство и юность прошли под Казанью. Безденежье не позволило Державину получить хорошее образование, и в 1762 году он поступил на военную службу рядовым. В том же году вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте, приведшим к власти Екатерину II.

Из-за бедности, отсутствия протекции, незнатного происхождения Державин получил свой первый офицерский чин только в 1772 году, а на следующий год были опубликованы его первые стихи.

В 1777 году Державин вышел в отставку и посвятил себя гражданской и литературной деятельности. В 1782 он опубликовал посвященную Екатерине II «Оду к Фелице», что способствовало стремительной карьере Державина.

На государственной службе Гавриил Романович занимал различные должности:

  • олонецкий, а затем тамбовский губернатор;
  • секретарь Екатерины II;
  • президент коммерц-коллегии;
  • министр юстиции.

В 1803 году Г. Р. Державин был вынужден уйти в отставку, и занялся литературной деятельностью. Скончался Г. Р. Державин 8 июля 1816 года.

В 1815 году произошла знаменитая встреча Державина и Пушкина. Случилось это на публичном экзамене в Лицее. Юный Пушкин прочитал свои стихи «Воспоминания о Царском Селе». Гавриил Романович был восхищён талантом юноши, и в этой встрече видят большое символическое значение, знаменующее литературную преемственность и блестящее будущее русской поэзии.

Везде он добивался справедливости, отличался прямотой, честностью и правдолюбием, что, конечно, вызывало конфликты и недовольство Державиным.

Творческое наследие

Гавриил Романович Державин вошёл в историю России как талантливый литератор, поэт, тонко чувствующий богатство русского языка. Свои высокие государственные должности и поэтический дар он использовал для распространения идей Просвещения, улучшения нравов.

Державин стремился возвеличить русский народ, верил в великое будущее России и воспевал доблестные победы прошлого. Вместе с тем он видел и недостатки настоящего: спесивость вельмож, заинтересованных только в личном обогащении; равнодушие к нуждам народа и беззаконие должностных лиц. Всё это он обличал в своих сатирических произведениях.

Г. Р. Державин - представитель русского классицизма с его культом разума и гражданственности. Большие надежды он возлагал на просвещенную монархию, которую для него олицетворяла Екатерина II. В «Оде к Фелице» Державин противопоставил справедливую правительницу невежественной придворной знати. Однако личное знакомство с Екатериной II и служба при ней секретарем изменили представления поэта об императрице.

Державин - признанный новатор в русской литературе. Его жизненная принципиальность, художественный талант, смелость и решительность во всём позволили открыть новые пути в развитии поэзии, заложить новые традиции. Он искал иные средства поэтической выразительности, смешивал в своих одах «высокий» и «низкий» стили, разные жанры. Его стихи отличают лёгкость и простата слога, реалистичностью в изображении жизни. Впервые в русской поэзии Державин ввёл в стихи красочное описание природы.

Памятник Г. Р. Державину в Казани был установлен в 1847 году.

Память о Г. Р. Державине переживёт века. Его литературная и государственная деятельность содействовала развитию России, проложила дорогу для дальнейшего развития отечественной литературы и поэзии. Его поэтический язык был естественныи и живым, а личность стала воплощением идеала просвещенного человека, заботящегося о Родине, долге и чести.

Г. Р. ДЕРЖАВИН (1743 - 1816)

Державин начал печататься в 1773 году, однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт стал писать стихи еще на солдатской службе. Сохранились две тетради того раннего периода творчества, когда он “приобщался” к “воителям” нормативного стихосложения. В его ранних несамостоятельных опытах прослеживается влияние не только общепризнанных поэтов того времени, но и таких новаторов, как Чулков, Барков, к которым позднее мы сможем отнести и самого Державина.

Совершенствованию поэта предшествовало становление его как теоретика литературы.

В 1811 году он подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, одной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии или об оде”, где он существенно отходит от общепринятых норм литературно-критического очерка того времени не только по форме, но и по содержанию.

Критика русского классицизма имела направленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало делать заключения о жанрах и других особенностях разбираемых произведений. Критик должен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающему чистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского и Ломоносова.

Рационализм эстетики классицизма преломился в просветительско-педагогическом понимании цели, стоящей перед нормативно-жанровой критикой.

Задача была до предела проста и в то же время невероятно сложна: просвещение читателей и писателей, формирование правильного (и только!) слога, правильной мысли и чувства. Г. Н. Теплов в статье “О качествах стихотворца рассуждение” пишет: “... стихотворец, не знающий ниже грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании... авторов, ... которые от древних веков образцом стихотворству считались,... уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики.” Такой поэт “никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.” Итак, не полет вдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, но рассудительность творческого процесса - вот что в первую очередь ценит в писателе критик-классицист.

Державин же отходит от вышеобозначенных норм классицистической критики. В уже упомянутой статье “Рассуждение о лирической поэзии или об оде” поэт так, например, объясняет значение слова “ода” : “... в новейших временах... она то же, что Кантата, Оратория, Романс, Баллада, Станс или даже простая песня”. Здесь налицо нарушение не только жанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных еще родоначальниками классицизма. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет об оде: “... восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Державин рассказывает о “единстве страсти” и о “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание, правило о единстве места, времени, действия.

Далее Державин ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “... на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли, ... живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения, о коих было уже говорено”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения поэтики автора как стихотворца.

Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение “высокого” и “низкого”. Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия. Нередко это создавало лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики.

Метрические неточности часто трансформировались в новые размеры. Так, в стихотворении “Ласточка” Державин вводит впервые чередование трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия:

Уж не ласточка сладкогласая

Домовитая со застрехи

Ах! Моя милая, прекрасная

Прочь улетела, - с ней утехи.

Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получила так называемая “образная звукопись”, т.е. с помощью которой создается образ. “Глагол времен металла звон” - бой часов (“На смерть кн. Мещерского”), “Северны громы в гробе лежат” - образ полководца Суворова (“Снегирь”).

Державин широко пользуется неточными рифмами: “творенье” “перья”, “во тьме” “во сне” и т.д.

Изобразительность, пластичность находятся у Державина на высоком уровне. В его поэзии появляется конкретный лирический герой (“Приглашение к обеду”). Развитие идеи (не сюжета) связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста. Так, например, построена духовная ода “Бог” (заметим, что основной принцип построения - антитетичность). Идея в этой оде развивается следующим образом: 1) сравнение величия Бога с ничтожностью человека, 2) но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута, 3) человек - центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек - стремиться к Богу. Здесь выстраивается определенная оппозиция: БОГ - МИР - Я (ты) (мы).

Однако поэт не проповедует пессимизм: жизнь приобретает особую ценность: Жизнь есть небес мгновенный дар. Для Державина Бог - первоначало, не существующее отдельно от природы. Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом. О существовании Бога свидетельствуют: “природный чин”, т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу: “Тебя душа, быть может, чает...”. Образы здесь крайне эмблематичны и символичны. Стихотворение “Водопад” (1791) является образцом подобного стиля. Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы: “Алмазна сыплется гора”. Сам водопад (Кивач - водопад в Карелии) олицетворение бездны, вечности, в которой все тонет. Образ часов перекликается с подобным образом в стихотворении “На смерть кн. Мещерского”.

Особую роль в литературе XVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером для поколения. По мнению классицистов, история - замкнутый круг повторяющихся событий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящим временем. Для Державина Велисарий оклеветанный полководец, сравнивающийся с “неким мужем седым”, то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно отстраненным от службы.

Заслуженно обращает на себя внимание пейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет “Песни Оссиана”, сочиненные шотландским поэтом Макферсоном.

Главным их героем был царь Фенгал и его сын Оссиан. Основными темами стали война и любовь. На фоне повествования выделялся мрачный колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться “оссиановским”. Державин заимствует мрачность описаний и значительность аллегорий:

Под наклоненным кедром вниз,

При страшной сей красе природы,

На утлом пне, который свис

С утеса на яры воды,

Я вижу - некий муж седой

Склонился на руку главой.

Копье и меч и щит великой,

Стена отечества всего,

И шлем, обвитый повиликой,

Лежат во мху у ног его:....

Сидит и, взор вперя к водам.

В глубокой думе рассуждает:

“Не жизнь ли человеков нам

Сей водопад изображает?

Он так же благом струй своих

Поит надменных, кротких, злых. и т.д.

Итак, Бог для Державина - “источник жизни”, жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не раз обращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец “, а подобное сочетание для классицизма невозможно.

Как уже было сказано, ода XVIII века не терпит и стилевого смешения. Однако обратимся к сравнительному анализу лексики и стиля произведений классика жанра, М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина. В своей “Оде на восшествие...” Ломоносов использует преимущественно возвышенную лексику: “бисер”, “порфира”, “зефир”, “душа”, “зрак”, “рай” и патетический стиль:

Когда на трон она вступила

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

(“На день восшествия..., 1747 г.”)

Приведем выдержки из произведения Державина “Фелица”: “богоподобная”, “курю табак”, “кофе пью”, “забавлюсь лаем псов”, “играю в дурака с женой”.

Оба поэта дают правительнице наставления. Ломоносов описывает идеальную царицу: “Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас”.

Державин же, сравнивая и описывая автора и мурзу, использует вновь антитезу, показывая, каким не должен быть монарх, одновременно прося Фелицу о наставлении: “Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить”. Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией:

Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет...

В безмолвии взирай вселенна....

Ломоносов - поэт государства, подчиненного “Фелице”, лишь воспевающий ее достоинства. Он заставляет замолчать даже “пламенные звуки поэзии”.

Державин же, обращаясь к Екатерине (Фелица - лат. felix - счастливая), по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим..., что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине.”Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическими намеками на высокопоставленных чиновников.

Читаешь, пишешь пред налоем

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра....

Не слишком любишь маскарады,

А в клоб не ступишь и ногой;

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой;

Коня парнасска на седлаешь,

К духам в собранье не въезжаешь

Не ходишь с трона на Восток; ....

Монолог формально произносит один человек, мурза, но так ли это по сути? Образ мурзы меняется. Когда Фелица противопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек на множество реальных фактов “зашифрованных” в этом стихотворении. Однако в патетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому:

Едина ты лишь не обидишь

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного.

В сатирических местах образ мурзы является собирательным образом порочных слуг:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или, о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов

Или над невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов....

Очевидно, “Я” Ломоносова предельно обобщено в любом жанре, а у Державина значение лирического “Я” варьируется на основе тематики.

Тематика классицизма почти всегда предполагала обращение к великой личности в отдельности и к обществу в целом, но даже в этом Державина нельзя считать прямым последователем корифеев классицизма; будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда во многом схожих поэтов этой эпохи.

Слово в его произведениях теряет ту плоскостность, которая была свойственна поэзии XVIII века, оно приобретает новые осязаемые формы, становится весомым.

Список литературы

  • 1) Тексты Державина цитировались по книге: Г. Р. Державинъ Избранныя стихотворенiя; С. -Петербург. ; под редакцией П. Бьлодьда; 1913
  • 2) Русская литературная критика XVIII века. Сборник текстовМ., Сов. Россия, 1978
  • 3) В. А. Недзвецкий. Русская литературная критика XVIII-XIX веков Курс лекций. М., Изд-во МГУ, 1994
  • 4) Западов А. В., Державин, М., 1958
  • 5) Краткая литературная энциклопедия, М., Сов. Энциклопедия, 1964

Что в первую очередь вспоминается при упоминании имени Г.Р. Державина? Парадный зал в Царскосельском лицее и взволнованный старый поэт, который, приложив к уху ладонь, внимательно слушает кудрявого юношу, читающего свои стихи на публичном экзамене. Годы спустя мальчик, ставший величайшим русским поэтом, напишет в романе «Евгений Онегин»:

… Успех нас первый окрылил.

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил…

«Отец русских поэтов» Г.Р. Державин родился в 1743 году в бедной дворянской семье. Ребёнок был так слаб и хил, что родители прибегли к старинному народному средству: обмазывали его тестом и клали в нежаркую печь. Первенец выжил, вырос бойким и смышлёным мальчиком, рано научился грамоте, пристрастился к рисованию, легко обучился немецкому языку. Когда ему исполнилось 11 лет, отец его умер, и маленькое имение было отсужено у вдовы богатыми соседями: так с ранних лет Державин узнал, что такое несправедливость и как могут страдать беззащитные перед законом бедняки.

Державин мечтал учиться в Инженерном корпусе, но произошла путаница в бумагах, и огорчённый юноша отправился служить солдатом в Преображенский полк. Служба в гвардии требовала денег: где было взять их матушке? Однако мать сумела собрать небольшую сумму и вместе с благословением подарила сыну старинный рубль петровской чеканки, который Державин хранил всю жизнь.

Служба отнимала много времени и сил: по ночам молодой человек читал книги и писал стихи, рисование и занятия музыкой пришлось оставить. В 1762 году он участвует в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II. Под именем Фелицы она появится в его одах, воспевающих добродетели просвещённой монархини.

После десяти лет службы Державин, чьи стихи читали и пели его полковые товарищи, произведён в офицеры. В 1772 году он и думать не мог, что когда-нибудь станет действительным тайным советником, что соответствовало званию генерала. В 1773 году он уже командовал отрядами, усмирявшими «пугачёвцев», и даже участвовал в секретной следственной комиссии по делу Емельяна Пугачёва. Спустя четыре года он вышел в статскую службу, женился и занялся любимым делом — поэзией. Надо сказать, что Державин очень дорожил государевой службой и писал только тогда, когда в очередной раз, попадая в немилость из-за принципиальности и честности, которой требовал и от остальных, отправлялся в отставку. А службы было немало: Державин успел побыть Олонецким и Тамбовским губернатором, кабинет-секретарём самой императрицы, президентом Коммерц-коллегии, сенатором, государственным казначеем, министром юстиции и генерал-прокурором.

Служа при дворе, Державин насмотрелся на ленивых и бесчестных вельмож, которых сатирически изобразил в оде «Фелица» (1782). Имя заглавной героини по-латыни означает «счастье» — так звали добрую волшебницу из «Сказки о царевиче Хлоре», которую императрица Екатерина II написала для внуков. Нетрудно догадаться, с кого была списана справедливая царица Фелица. Целый год ода пролежала в столе у Державина, потом он дал её почитать приятелю, а тот поделился великолепным текстом с друзьями. Через несколько дней ода дошла до Екатерины и очень ей понравилась. Она от души посмеялась над сатирическими портретами своих министров, подарив каждому экземпляр с подчёркнутыми строками, в которых описывался тот или иной царедворец. Таким образом талантливый поэт нажил себе множество врагов при дворе, но приобрёл покровительство в лице императрицы.

Спустя всего два года Державина отправили в почётную ссылку из-за конфликта с генерал-прокурором. По дороге в имение матери он заночевал на постоялом дворе и несколько суток писал строки, внезапно осенившие его ещё в пути. Ода «Бог», созданная в лучших традициях научных од М.В. Ломоносова, воспевала человека и всесилие человеческого разума.

Многочисленные отставки, отстранения от дел государственных не сделали из поэта хитрого и лукавого царедворца и ничему не научили его: когда в 1795 году он решился на издание первого собрания сочинений, изумлённая императрица, получившая в подарок собственноручно исписанную им тетрадь с рисунками, увидела на одной из первых страниц следующие строки:

Цари! — Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья, —

Но вы, как я, подобно страстны

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт!

Ода «Властителям и судиям» привела императрицу в бешенство — сборник стихотворений так и не был напечатан. Но по всей России разошлись рукописные копии державинской тетради, сотни людей хранили его стихи как величайшую драгоценность.

При Павле I Державин практически не писал од: он довольно быстро разочаровался в новом императоре и не хотел его восхвалять. Вместо этого он сочинял так называемые «лёгкие стихи»: песни, идиллии, послания. По имени древнегреческого поэта Анакреона, или Анакреонта (ок. 570 — ок. 485 до н. э.), поэзия, воспевающая свободу и уединение, любовь, наслаждение жизнью, получила название «анакреонтическая лирика», или «анакреонтика»:

…Петь откажемся героев,

А начнём мы петь любовь…

(«К лире»)

Лучшим другом Державина был опальный полководец А.В. Суворов. Будучи уже больным, он спросил поэта, какую эпитафию, то есть посмертное стихотворение, написал бы ему друг. Державин не задумываясь ответил, что лучшей эпитафией Суворову были бы слова «Здесь лежит Суворов», поскольку это имя и так очень известно и говорит само за себя. Эта строка действительно начертана на могиле полководца, а Державин, возвратившись с похорон, услышал, как ручной снегирь в клетке насвистывает военный марш. Так родилось одно из лучших «стихотворений на смерть» в русской литературе, маленькая ода «Снигирь» (1800).

Последние годы своей жизни Державин провёл в имении Званка, о нём он с любовью написал в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская»

По утверждению критиков, именно поэзия 1800-1810-х годов определила то место Державина в русской литературе, которое известный критик В.Г. Белинский назвал коротко и просто — «отец русских поэтов».

Когда Пушкин увидел Державина в Лицее в 1815 году, тот был уже стар и очень болен. Стихи юного лицеиста пробудили в нём искреннюю радость, что в России появляется его преемник на поэтическом поприще. Сам он уже давно подвёл итог своему творчеству, справедливо полагая, что его поэзия даёт ему право на уважение и память потомков («Памятник», 1795).

Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2015

Великий русский поэт Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии, в 1743. После первоначального домашнего обучения грамоте, цифири и немецкому языку, под руководством церковников, ссыльного немца Розе, Лебедева и Полетаева, Державина отдали в открывшуюся в 1759 казанскую гимназию. Здесь Державин в особенности пристрастился к рисованию и полюбил инженерное искусство. Когда директор гимназии М. И. Веревкин представил работы лучших учеников и в том числе Гавриила Державина куратору Шувалову, Державин был объявлен кондуктором инженерного корпуса. В начале 1762 пришло требование, чтобы Державин явился на службу в Преображенский полк. Шувалов, по-видимому, забыл о том, что он сам же предназначил Державина в инженерный корпус. Впоследствии Гавриилу Романовичу не пришлось пополнить своего образования, и его отсутствие сказывается во всей его поэзии. Он и сам понимал это; позже он писал: «Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникало еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу».

Гавриил Романович Державин

12 лет военной службы являются самым темным и безотрадным периодом в биографии Гавриила Романовича Державина. На первых порах ему пришлось жить в казарме, вместе с солдатами. О литературном творчестве и науке нечего было и думать: только по ночам можно было кое-что читать и писать стихи. Так как у Державина не было «протекторов», то по службе он подвигался крайне медленно. После восшествия на престол Екатерины II , Державин письмом просил самого Алексея Орлова о повышении и только благодаря этому получил чин капрала. После годичного отпуска, Гавриил Романович вернулся в Петербург и с этого времени стал жить в казарме с дворянами. Если материальные условия несколько улучшились, то явились новые неудобства. Державин начал предаваться кутежам и картам. После вторичного отпуска в Казань (1767), Державин остановился в Москве и провел здесь около 2 лет. Здесь разгульная жизнь едва не привела Державина к гибели: он стал шулером и пускался на всевозможные проделки из-за денег. Наконец, в 1770 он решил оставить Москву и переменить образ жизни.

В 1772 Гавриил Романович Державин получил первый офицерский чин. С этого времени он начинает устраняться от дурного общества, и если играет в карты, то «по необходимости для прожитку». В 1773 А. И. Бибикову было поручено усмирение пугачевского мятежа . Для производства следственных дел Бибиков взял с собой, между прочим, и Державина, по его личной просьбе. Гавриил Романович развил энергичнейшую деятельность во время пугачевщины. На первых порах он обратил внимание Бибикова своим следствием по делу о сдаче Самары. Будучи в Казани, Державин от имени дворян сочинил в ответ на рескрипт Екатерины II речь, тогда же напечатанную в «Санкт-Петербургских Ведомостях». В своих действиях Державин всегда отличался известной самостоятельностью, которая поставила его высоко в глазах некоторых из его начальников, но в то же время наделала ему врагов среди местных властей. Державин мало считался с положением и связями лиц, с которыми он имел дело. В конце концов, война с Пугачевым не принесла Гавриилу Романовичу внешних отличий и он чуть было не подвергся военному суду.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В 1776 через А. А. Безбородко он подал императрице письмо с исчислением своих заслуг и с просьбой о вознаграждении. Указом 15 февраля 1777 г. Гавриил Романович был пожалован в коллежские советники и в то же время получил 300 душ в Белоруссии. По этому поводу Державин написал «Излияние благодарного сердца императрице Екатерине II». Через полгода после своей отставки Державин, благодаря знакомству с генерал-прокурором А. А. Вяземским, получил место экзекутора в сенате. В 1778 Державин женился на Катерине Яковлевне Бастидона. Брак был удачен; эстетическое чувство его жены не осталось без влияния на творчество Гавриила Романовича Державина. В 1780 Державин был переведен на должность советника только что учрежденной экспедиции государственных доходов и расходов. По приказанию Вяземского, Державин написал уложение для этого учреждения, напечатанное в полном Собрании Зап. (XXI, 15 – 120). Раздоры с Вяземским заставили Державина оставить службу в сенате и выйти (1784) в отставку с чином действительного статского советника.

К этому времени Державин уже приобрел в обществе славное литературное имя. Пописывал Гавриил Романович еще в гимназии; в казармах он читал Клейста , Гагедорна, Клопштока , Галлера, Геллерта и переводил стихами «Мессиаду». Первое оригинальное произведение, появившееся в печати в 1773, была ода на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича . По возвращении из Приволжья Державин издал «Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае». Здесь были кроме переводов оды На смерть Бибикова, На знатных, На день рождения её величества и др. Первые произведения Державина были подражанием Ломоносову . Но Державину в его творчестве совершенно не удавалось парение и неестественная манера, отличающие поэзию Ломоносова. Благодаря советам П. А. Львова , В. В. Капниста и И. И. Хемницера , Гавриил Романович отказался от подражания Ломоносову и принял за образец оды Горация . «С 1779, – пишет Державин, – я избрал совершенно особый путь, руководствуясь наставлениями и советами друзей моих». Свои оды Державин помещал преимущественно в «Санкт-Петербургском Вестнике» без подписи: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского », «Ключ », «На рождение порфирородного отрока » (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу », «Властителям и судьям » (1780).

Все эти произведения своим возвышенным тоном, блестящими, живыми картинами обратили на Гавриила Романовича Державина внимание любителей литературы, но не общества. В последнем известность Державину создала известная «Ода Фелице» (см. полный текст , краткое содержание и анализ), напечатанная в первой книжке «Собеседника любителей русского слова» (1783). Державин получил за нее табакерку, осыпанную бриллиантами, с 50 червонцами. «Фелица» поставила Державина высоко во мнении Екатерины II, двора и публики. В «Собеседнике» Державин напечатал «Благодарность Фелице», «Видение Мурзы », «Решемыслу» и, наконец, «Бог» (см. краткое содержание и полный текст). Последним стихотворением Державин достиг апогея своей славы. При самом учреждении Российской академии Державин был избран её членом и принимал участие в словаре русского языка.

В 1784 Державин был назначен правителем Олонецкого наместничества, но у Державина тотчас же начались неурядицы с губернатором Тутолминым и через полтора года поэт был переведен на ту же должность в Тамбовское наместничество. Место тамбовского губернатора Гавриил Романович занимал около 3 лет. Своей энергичной деятельностью Державин принес пользу губернии, ввел более исправности в отправлении рекрутской повинности, улучшил устройство тюрем, исправил дороги и мосты. Но и тут самостоятельный образ действий, вспыльчивость Державина вызвали пререкания с губернатором. В 1788 Державин был отдан под суд и обязан подпиской о невыезде из Москвы, где должно было производиться дело. В 1789 московский сенат, рассмотрев дело Державина, нашел, что он не виновен ни в каких злоупотреблениях по должности. Видя милостивое отношение императрицы, утвердившей решение сената, Державин написал оду «Изображение Фелицы», и, обратившись к покровительству нового фаворита Платона Зубова, посвятил ему оды «На умеренность» и «К лире». Написанная в это же время ода «На взятие Измаила » имела большой успех. Гавриил Романович получил табакерку в 200 руб. Когда в Петербург приехал Потемкин , Державину пришлось лавировать между двух фаворитов. Смерть Потемкина на берегах Прута вызвала одно из самых оригинальных и величественных по замыслу стихотворений в творчестве Державина – «Водопад ». К этому времени относится сближение Державина с Дмитриевым и Карамзиным ; последний привлек его к участию в своем «Московском журнале». Здесь Державин поместил «Песнь дому, любящему науки» (гр. Строганову), «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие», «Памятник герою».

В 1796 Державину было повелено быть при императрице при принятии прошений. Гавриил Романович не сумел угодить ей: в жизни он не мог так тонко льстить, как в поэтическом творчестве, был раздражителен и не умел во время прекращать неприятные Екатерине II доклады. В 1793 Державин был назначен сенатором по межевому департаменту, а через несколько месяцев на него была возложена еще должность президента коммерц-коллегии. В своей сенаторской деятельности Державин отличался крайне неуступчивостью тем мнениям, которые он считал неправильными. И так как его правдолюбие выражалось всегда в резкой и грубой форме, то и здесь у Державина было немало служебных огорчений. В 1794 умерла жена Гавриила Романовича; её памяти он посвятил элегическое стихотворение «Ласточки». Через полгода Державин вступил в новый брак с Д. А. Дьяковой. В 1794 Державин написал оду «На знатность», посвященную похвале Румянцева, и «На взятие Измаила». Последними его одами при жизни Екатерины II были: «На рождение царицы Гремиславы» (послание Нарышкину), «Афинейскому рыцарю» (Алексею Орлову), «Ода на покорение Дербента» (в честь Валериана Зубова), «На кончину благотворителя» (И. И. Бецкого ). Наконец Державин поднес Екатерине II рукописный сборник своих сочинений, предпослав ему «Приношение монархине». Еще до смерти императрицы Державин написал «Памятник» (см. краткое содержание и полный текст), в котором резюмировал значение своего поэтического творчества. На эпоху Екатерины II приходится расцвет таланта Державина и главное его значение в стихотворениях этой эпохи. Поэзия Державина – памятник царствования Екатерины II. «В этот героический век русской истории события и люди своими исполинскими размерами именно соответствовали смелости этой оригинальной фантазии, размаху этой широкой и своенравной кисти». В творчестве Гавриила Романовича Державина живет целая эпопея эпохи.

Творческая деятельность Державина мельчала. Кроме эпиграмм и басен, Гавриил Романович начал писать еще трагедии. Сам он был уверен в их достоинстве, но на самом деле драматические произведения Державина ниже критики. (Добрыня, Пожарский, Ирод и Мариамна, Атабалибо и др.). К 1815 относится читанное в «Беседе» Рассуждение о лирической поэзии. Державин уже считал необходимым комментарии к своим сочинениям и сам сделал «объяснения» к ним. Чувствуя необходимость выяснить настоящий характер своей биографии и служебной деятельности, столь богатой превратностями, Державин в 1812 написал Записки, напечатанные в «Русской Беседе», они вызвали неблагоприятное впечатление своей субъективной оценкой лиц и событий. В этот последний период своей жизни, следуя духу своего времени, Державин старался дать в своём творчестве место народному языку. Пробуждение изучения русской народности вызвало у Державина мнимо-народные баллады и романсы (Царь Девица, Новгородский волк Злогор). Наиболее удачным из таких стихотворений было «Атаману и войску Донскому». Державин и в отставке не переставал отзываться на события, совершавшиеся вокруг него (На мир 1807 , Сетование, Лироэпический гимн на прогнание французов и др.). Будучи в отставке, Державин жил по зимам в Петербурге, а летом в своем имении Новгородской губ. «Званке». Свою деревенскую жизнь Гавриил Романович описал в стихотворном послании Евгению Болховитинову . В Званке и умер Державин 8 июля 1816.

В XIX веке творческий стиль Державина казался уже устаревшим. В эстетическом отношении стихотворения Гавриила Романовича поражают удивительной хаотичностью: среди риторического пафоса открываем и блески настоящего поэтического таланта. Точно так же и язык Державина, обильный народной речью, достигает необычайной плавности и легкости в одних стихотворениях, в других становится неузнаваемым по своей тяжести. В историко-литературном отношении ода Гавриила Романовича Державина важна тем, что в натянутую и далекую от жизни Ломоносовскую оду внесла элементы простоты, шутки и жизненности. Его творчество отразило его ясный сатирический ум, его пылкий нрав, здравый смысл, чуждый всякой болезненной сентиментальности и холодной отвлеченности.

Взгляды критики на Державина менялись. После того благоговения, которым было окружено его имя, пришел период отрицания за ним всякого значения. Только написанные до революции труды Д. Грота по изданию сочинений и биографии поэта сделали возможною беспристрастную оценку его творчества.

Тема нашего урок ― жизнь и творчество Гавриила Романовича Державина.

Тема: Русская литература XVIII века

Урок: Г.Р. Державин. Жизнь и творчество

Люди XVIII века строили судьбу в соответствии с тем, какой должна быть жизнь. Все эти представления они находили в книгах.

Петр Великий строил свою жизнь в соответствии с тем представлением об отце народа, каким представлялось в классицистической драме. Державин строил свою жизнь в соответствии с тем представлением, которое показывали книги.

У Державина есть, написанные им мемуары, которые являются и его автобиографией, и памфлетом (поучением). Он считал свою жизнь неким образцом. Державин считал свои ошибки поучительными. Реальные события жизни поэта были яркими, наполненными и взлетов, и падений.

Гавриил Романович родился в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью 14 июля 1743 года, где провёл детство. Он рано лишился отца, отставного майора Романа Николаевича. Взлет в жизни Державина всегда заканчивался падением. Он добивался офицерского чина и попадал под суд; дважды становился губернатором, после чего попадала в опалу. Он был министром при Александре I, что закончилось окончательной отставкой. Державин потерял во время Пугачевского бунта целое состояние, но выиграл около 40 тыс. рублей в карточной игре. В конце жизни, когда вице-канцлер, бывший министр, фаворит сразу трех царей окончательно ушел со службы и поселился в своей деревне, началась реальная жизнь поэта. У людей того времени не было такой роли в тех сценарий, которые играли его предшественники. Поэты могли играть роль лишь придворных, а не отдельных, сформировавшихся поэтов. Роли поэта, который не участвует в придворной жизни, который погружен в мелочи своего существования, до Державина русская литература не знала. Никто из его современников не представлял себе, что существует место просто поэта, а не придворного, наставника или советника. Державин сам создал для себя эту роль и сам ее сыграл в этом огромном спектакле.

Державин превыше всего ставил ум и разум. Он всегда следовал классическому образцу. Он – писатель, который всегда лично обращался к предмету и выражал свое отношение, проповедовал. Державин всегда ориентировался на триединство времени, места и действия. Все эти признаки классицизма связаны с тем, что именно в эпоху Державина происходит то, что происходило несколько веков раньше в Европе. Державина можно также считать и поэтом русского Ренессанса. В средневековой Европе, личность человека впервые заинтересовала самого человека, и уважение человека стало рассматриваться как главное. Уважения Бога уступило место человеку. Человек превыше всего с его мелкими человеческими подробностями, житейскими переживаниями, с какими - то бытовыми вещами. Он оказывается в центре внимания искусства, и это делает классициста Державина поэтом русского Ренессанса.

Жизнь Державина и была его творчеством, а стихи поэта были только средством. Со временем оказалось, что именно творчество является главным в жизни поэта. Все его итоги и выводы остались на бумаге. Определенные итоги своей бурной карьеры Державин подвел в нескольких сточках стиха:

«Правило жить»

«Утешь поклоном горделивца, Уйми пощечиной сварливца, Засаль подмазкой скрып ворот, Заткни собаке хлебом рот,- Я бьюся об заклад, Что все четыре замолчат.»

Всю жизнь Державину не хватало умения ладить с людьми. Эти правила жизни, которые он вывел в самом конце, не могли ему помочь в то время. Он жил далеко от столицы. Все, что он писал, он адресовал людям, а не себе. Державин постоянно обращался к кому-то со стороны, к какому-то читателю, который был очень далеко. Это были послания императрице, фаворитам, вельможе. За конкретным адресатом, которому должен был предназначаться классицистический текст, чувствуется другой адресат. Автор мог обращаться к Богу, к царю, к герою. Державин всегда говорил от своего имени, но за тем, что он говорил, стояло живое человеческое чувство. Державин мог находиться на службе не более двух лет, потому что постоянно вступал в конфликты с чиновниками. Он заваливал императрицу письмами с просьбой спасти 800 тыс. рублей. Но императрица привыкла к воровству и давно смирилась, не видя в воровстве чего-то особенно зазорного. Она сама дарила дома своим фаворитам, не особо следила за царской казной. Державин постоянно пытался добиться справедливости, что всякий раз раздражало его покровителей. Стихи, которые рождались во время ухода поэта от дел, каждый раз становились все более важными и интересными. Державин для нас – первый поэт, которого мы можем читать без объяснений и комментариев. Конечно же, у Державина встречаются слова, которые нам могут быть непонятны.

«Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень веществ…»

«Глагол времен! металла звон! Твой страшный глас меня смущает; Зовет меня, зовет твой стон, Зовет - и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет, И дни мои, как злак, сечет»

(«На смерть князя Мещерского»)

«Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.»

(«Река времен в своем стремленье…»)

Державин писал длинные тексты, которые трудно запомнить. Но отдельные строчки – запоминаются. Другие авторы очень часто брали Державинские строчки для названия своих книг. Державин создал нечто такое, что до него не существовало. Он считал своим предназначением видеть то, что не чувствовали другие и уметь это передать. Автор часто писал о смерти. Одной из его первых од является ода «На смерть князя Мещерского». Державин писал о бренности человеческого существования. Державин часто провоцировал своего читателя.

Одним из первых поэтов, кто обратил свой взор на ипостась Державина, был Пушкин. Сам Александр Сергеевич вспоминает, как он относился к Державину в юности:

"Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, написавшую "Водопад"... Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли..." На выпускном лицейском вечере Пушкин читал стихи, и Державин после прочтения текста, бросился обнимать молодого поэта. В своем романе в стихах «Евгении Онегине» Пушкин написал: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…».

Существует представление, что поэты враждуют и конкурируют друг с другом. Они не дружат в жизни, они всегда оставались и остаются соперниками, стараясь, превзойти друг друга. Последовательность и связь поколений связано с отталкиванием, иногда, непримиримой. Державин благословил Пушкина, но Пушкин никогда не подражал Державину. Ломоносов спорил с утверждениями Феофана Прокоповича. Феофан спорил с древними авторами. Место Державина в литературе определяется не тем, что он благословил Пушкина, а тем, что он сделал вопреки своих предшественников.

«Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? - безвестен; А сам собой я быть не мог. Твое созданье я, создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель, Душа души моей и царь! Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! - в бессмертие твое» (ода «Бог»)

Державина никогда не имел, какого либо отношения к точным наукам. Но и он ставил под сомнение акт Божественного творения мир и человека. «А сам собой я быть не мог…» (ода «Бог»). В Ломоносове поэт и ученый сочетались. Поэзия для Ломоносова была не целью, а лишь средством. Для Державина поэзия служила средством карьерного роста, но постепенно становилась для него целью и смыслом.

Ломоносов в своих стихах пытается развивать свои научные взгляды.

7 октября 1803 года был уволен в отставку и отстранён от всех государственных постов («уволен от всех дел»). В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении Званка. Гавриил Романович Державин и его вторая супруга Дарья Алексеевна (умерла в 1842 году) похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. (Детей Г. Р. Державин не имел ни от первого, ни от второго брака.)

1. Макогоненко Г. П. Русское просвещение и литературные направления XVIII в. // Русская литература. Л., 1959.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века.― М.:2000

3. История русской литературы XVIII века: учебник для вузов / Павел Александрович Орлов. – Москва: Высшая школа, 1991.

1. Проанализируйте поэзию Г.Державина.

3. *Составьте кроссворд на тему: «Жизнь и творчество Г.Р. Державина».

 
Статьи по теме:
Куриная печень в сливках Куриная печень в сливках
Куриная печень - продукт не только вкусный, но и полезный. Надоели привычные паштеты и подливы? Приготовьте что-нибудь новенькое. Обязательно обратите внимание на такой деликатес, как в сливках. Приготовить это кушанье можно и по случаю праздничного засто
Ленивая овсянка: быстрый и полезный завтрак на все случаи жизни
Как часто мы что-то готовим на завтрак впопыхах, бегая между кухней, детской комнатой и туалетным столиком. При этом яичница подгорает, бутерброды падают маслом вниз, а задуманными всмятку яйцами впору стены разбивать. Другое дело - ленивая овсянка в банк
Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями
Торт «Медовик» завоевал популярность и приобрел множество фанатов еще давным-давно. И все потому, что этот классический медовый торт можно без труда приготовить в домашних условиях, а получится он не менее вкусным, чем у профессиональных кондитеров. Рецеп
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти