Казачьи курительные трубки люльки. Для всех и обо всем

В одном ряду с шароварами и саблей образ настоящего казака невозможно представить без люльки. Неважно где: на коне в походе или сидя с кобзой, казак почти всегда изображен с этим неотъемлемым атрибутом в зубах.

Люлька для казака - первое дело. Ее называли «родная сестра», «дорогая подруга».
А все потому, что все действия этих храбрых украинских воинов сопровождались смакованием табачного зелья.

Украинцы знали, что табачный букет зависит от породы дерева, из которого изготовлено изделие. Поэтому казацкие трубки делали из вишни, груши, липы и вереса. В качестве сырья исключали осину (дерево, на котором повесился Иуда), дуб (священное славянское дерево) и хвойные деревья (из-за смолистого запаха).


Короткую трубку принято называть «бурунька» (от татарского burun - нос) или «носогрейка». На первый взгляд она - простая вещица, но не тут-то было. Оказывается, такая трубка представляла собой достаточно сложную конструкцию, не являясь при этом цельнодереванной. Чашку люльки чаще всего делали из глины, но имели место случаи изготовления ее из вулканического туфа или других мягких горных пород. Внешний обод чашки украшали сакральные узоры (карбо). Далее вставлялась деревянная втулка и чубук. Материалом для последнего чаще всего служил клен или камыш. Чубук, как правило, был одноразовым, его не чистили от накопившихся смол, а просто меняли на новый.

Казаки большое внимание уделяли сопровождающим аксессуарам. Так, кисеты для хранения табака часто вышивались матерями, женами и невестами, а кресала для добычи огня были профессионально выкованы в виде животных. Для того, чтобы забить табак в люльку использовали «затычку», а чтобы ее почистить - «протычку». Эти атрибуты изготавливали из металла, кости или рога (более ранние варианты). Люлька со всем сопроводительным инвентарем хранилась у казака за поясом, который выполнял функции карманов, или в накладном мешке - «гаманце».

Интересно, что люлька, кроме своего непосредственного предназначения, выполняла и ритуальную функцию. Существовали так называемые люльки «обчески» - громадные трубки, обвешенные бусами, цепями и драгоценностями. Их курили, когда казаки коллективно решали какой-либо вопрос, например, планирование похода.

Но табак казаки не только курили, но и нюхали. Это касалось, прежде всего, более старших боевых товарищей, которые не видели смысла тратить время на долгий многоэтапный процесс курения. Они утверждали, что этот способ «прочищает мозг», в отличие от трубки, которая «услаждает душу».

Легенды о происхождении табакокурения можно встретить в работах украинского этнографа Георгия Булашева. Согласно одной из легенд, табак пророс из трухи черта, который зацепился за ветку дуба. Другой версией «нечистого» происхождения этого увлечения является легенда о том, как черти подарили трубку селянину, который шел в церковь, тем самым переманив его на свою сторону. Само слово табак пришло с турецкого языка. Скорее всего, и привычку курить трубку украинцы переняли у турков. А они, в свою очередь, увидели подобный ритуал у испанцев.

Для того, чтобы ароматизировать табак и, чтобы от него «горло не драло» в смесь добавляли материнку (успокаивает нервную систему), любисток (антисептическое, противоопухолевое действие), мяту (тонус, бодрость, спокойствие), тирлич (от ревматических болей) и т.д.

Согласно народным убеждениям, существовали определенные травы, курение которых хоть и не имело медицинского эффекта, но имело личную значимость для самих казаков:
- терновые листья - для очищения крови;
- полынь - для отгона «черных мыслей»;
- сухой ковыль - для улучшения зрения.
Очень интересной примесью являлась трава буркун, которая содержит в себе кумарин. Он оказывает противосудорожное действие и имеет легкий наркотический эффект. Эту траву казаки курили, чтобы расслабиться.

Является ли курение грехом или нет? Казаки считали, что тот, кто курит, но при этом не плюет, греха не делает. Кто же плюет на землю во время курения — тому ада не избежать.

В статье о пражских домовых знаках упоминается домовой знак 1386 (!) года с изображением трубки. Конечно, трубка могла быть любая другая (или вообще ошибка переводчика), но мне при этом слове сразу вспомнилась курительная. И хотя известно, что табак впервые попал в Европу в 1496 году, очень уж захотелось покопаться в истории курительной трубки и курения вообще. Так родилась идея написать немного о курительной трубке (бел.“люлька”, “піпка”) и табаке (бел.“тытунь”- курительный табак, “табака” – жевательный, нюхательный) в бытности наших предков.

Вообще курение как таковое, если рассматривать в этом качестве вдыхание дыма сгорающих растений, ведет свой отчет с незапамятных времен. Еще Геродот, описывая быт и нравы скифов, упоминал о вдыхании ими дыма сжигаемых растений. Такая же практика встречается в древнекитайской литературе. Шаманские ритуалы Сибири и Алтая также широко используют дым растений. Фрески индийских храмов изображают людей, вдыхающих дым ароматических курений, сохранились и изображения специальных курительных трубок (как я ни искал – не нашел ни изображений, ни подробного описания). Также сходные по значению трубки найдены при раскопках захоронений знати в Египте, датируются они приблизительно 21-28 в. до.н.э. В целом, можно сделать вывод, что «воскурение дымов» использовалось в ритуальных целях и не носило массовый характер. Такое положение вещей сохранялось до 15 марта 1496 г., когда в португальском порту причалил последний корабль второй экспедиции Х.Колумба, неся на своем борту высушенные листья «табаккос» из Нового Света.


Сначала курение «табаккос» не встретило повсеместного признания, более того, вскоре за дело преследования курильщиков взялась инквизиция. С «бесовской пагубой» боролись также в Великобритании (начало 17 в.) и Османской империи, где в 16 в. курильщиков приравнивали к колдунам и наказывали усекновением головы. На Руси при Алексее Михайловиче курильщиков вразумляли палками, а после большого московского пожара 1634 г. наказание ужесточили до смертной казни (В России, как говорится, всё наоборот – через 100 лет ПётрI активно заставлял своих подданных следовать европейской табачной моде:-)). Тем не менее, победного шествия табака по Старому Свету никакие наказания остановить не смогли. Во Франции, благодаря Екатерине Медичи, а точнее благодаря ее придворному врачу Жану Нико, вылечившему королеву табаком от мигрени, табак начинает повсеместно выращиваться и употребляться в качестве лекарственного средства от разных болезней. Тем временем, сэр Уолтер Рейли основывает в Новом Свете колонию Вирджиния. Не обнаружив Страны Золота, он обнаружил там золотистый и сладко пахнущий табак. После этого табак становится основной статьей экспорта в Англию. Сам Рейли в 1585 г. привез ко двору Елизаветы внушительную коллекцию индейских курительных трубок.

Так табак и трубка начали быстро завоевывать Европу, чему активно поспособствывали англичане и голландцы. В Беларуси старейшие трубки, найденные археологами, датируются концом 16 в. и имеют бельгийское или голландское происхождение. Этот условно «западный» путь попадания табака к нашим предкам является наистарейшим. Естественно, позволить себе курить в то время мог далеко не каждый.

Люльки с клеймами: 1,2 - турецкие; 3,4 - голландские.

Вторым путем, более демократичным, стал «южный» путь. «Тытунь» (слово турецкого происхождения, и пришедшее в наш язык через украинский) великолепно ассимилировался на плодородных турецких землях и начал экспортироваться в другие страны. Также оттуда к нам пришел 2-й тип курительных трубок, сделанных из «красной» глины – «краноглянцевые». Они массово производились на территории Валахии, Молдавии. Множество таких люлек к нам завезли украинские запорожцы во время войны 1648-54 годов и во время последующих военных конфликтов. В тех городах, где были казацкие гарнизоны, археологи находят сотни люлек именно турецкого происхождения. Ну и первыми стали курить люльку именно украинцы, благодаря им литвины массово познакомились с курением. Особенно люлька была популярна в среде казачества. Курение считалось чуть ли не символом молодечества, а "добра люлька" была поставлена в один ряд наравне с "ясной зброей" - холодным оружием. Знаменитый гоголевский Тарас Бульба погиб лишь потому, что не захотел, чтоб его люлька врагу досталась. В известной украинской народной песне "Ой, на горі женці жнуть" гетману Петру Сагайдачному даже приписывают такие слова:
"Мені з жінкою не возиться,
А тютюн та люлька
Козаку в дорозi знадобиться…"
Также на Сечи существовал интересный обычай, в котором люлька выступает как предмет ритуальный, использующийся для коллективных действий:
"У запорожцев кроме того, что каждый козак имел у себя люльку, а то была еще "обчеська" люлька, очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими камнями, разными бляхами, иногда исписанная надписями вроде "козацька люлька - добра думка"; и с такой люльки потягивало целое общество или собрание, когда обдумывало какое-нибудь предприятие или замышляло против кого-нибудь поход…" (Яворницкий Д.И. «История запорожских Козаков»). Люльки также делали и на Украине, много их попало и на Беларусь, и постепенно в конце 17 в. мода курить люльку перешла от шляхты к мещанам, а потом была подхвачена и крестьянами.

Неизвестный художник. Казак Мамай. 18 в.

В это время и начали массово появляться люльки местного изготовления.
Примечательно, что до 18 в. голландские «белоглиняные» люльки у нас не подделывались, все найденные – собственно голландского производства с характерными клеймами. А подделывать начали «красный» турецкий вид. И очень скоро появилось около сотни местных вариантов. В отличие от «белоглиняных» с длинным «цыбуком», «красноглиняные» делались в основном короткие. Их так и называли – «носогрейки». «Чашка» делалась из красной глины и обжигалась на огне, хотя в 18 в. появились и «паливанозеленые», и «чорные», и «коричневые» из глазури, иногда из вулканического туфа, и других мягких пород. По внешнему краю «чашки» наносились различные узоры.
В чашку вставлялась "втулка", выточенная из дерева (липы, груши или клена). Также деревянным чаще всего делался «цыбук». По народным поверьям, ни в коем случае нельзя было резать люльки из осины - проклятого дерева, на котором Иуда повесился. Нельзя было резать трубки из дуба - дерева, священного для наших предков. Люльки из хвойных пород считались некачественными, поскольку их смолистый запах напрочь заглушал аромат самого табака. Хотя цельнодеревянные люльки для малоимущих также встречались, и часто как раз из сосны. В частности, в Минске археологами найдено много деревянных люлек, изготовленных из обсмоленных пеньков сосны. На полесье и приднепровье чаще всего материалом для цыбука служил полый внутри "чарот" (тростник). Такие цыбуки практически никогда не чистили - и когда в цыбуке накапливались смолы, его попросту выбрасывали, меняя на новый, благо материал для него всегда был под рукой.

Глиняные люльки 18-19 вв.: 1-4 - Мозырь; 5 - Витебск; 6, 11, 12 - Заславль; 7-10 Черничи.

Помимо самой люльки, были распространены и другие аксессуары для курения. Кисеты для хранения табака чаще всего были украшены искусной вышивкой и были гордостью владельца. В набор также входили стальные кресала, иногда выкованные в форме стилизованных зверей, различные «протычки» и «затычки» из металла, кости или рога.
Хранили аксессуары за отворотом шапки, или в напоясной «торбе».

Что касается табака, то помимо покупки импортного, сеяли и собственный самосад, особенно крестьяне. Это были преимущественно махорочные сорта. В них, чтобы отбить махорочный смрад, добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Например душицу, любисток, мяту, падуб. Помимо вкуса это имело и лечебный эффект. Кроме вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для людей, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью, например, «колдун-траву», «разрыв-траву», знакомые нам по повести «Шляхциц Завальня». Про «колдун-траву» есть например упоминание, что ее курили казаки «чтобы сабля не брала». У тех же запорожцев водились и другие важные для их «профессии» рецепты:
- для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
- для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили с табаком сушеную полынь;
- казаки-"могильники", несшие неусыпную "варту" (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

М.Э.Андриолли. Илюстрация к "Пану Тадеушу" А.Мицкевича. 19 в.

Как бы там ни было, но рецептура приготовления и сами пропорции из трав, добавлявшихся в курительные смеси, до наших дней практически не дожила. Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты "злога тытуня" (четверть полыни на три четверти табака).

Ну и напоследок следует рассказать с каким знаком относилось наше общество к курению во времена давние. Понятно, что церковь не одобряла эту привычку, хотя тотального запрета церковные власти так и не добились. Постепенно общество, в целом относясь отрицательно, начало привыкать к явлению курения трубки, всё же в фолклоре четко укоренилась идея, что табак - "от лукавого". Вот пару народных версий происхождения сего растения:
- Когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее брать там, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели.
- Черти, дабы отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать, подпалив растущий рядом дуб. Монах молитвой застиг и обездвижил черта в самом дубе. Дуб рос-рос и раздавил черта: вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос табак.

Ян Булгак. Тип беларуский. Виленщина. Начало 20 в.

Существовало еще много легенд, как например,что табак вырос из тела блудницы, отрубившейголову Иоанну-Крестителю. Или как шел крестьянин в церковь, а черти его заманили в лес, подарили ему трубку и научили курить...
Словом, боролись наши предки своеобразной агитацией с вредной привычкой как могли, да не смогли....

Если обратиться к историческим образам казаков то помимо сабли, у казака была еще и трубка - "люлька" или "бурулька", а еще вернее "бурунька" (от татарского слова burun - нос),
то есть "носогрейка". Достаточно много сохранилось таких «носогреек» в музеях и частных коллекциях, что помогает воссоздать их исторический облик. На Украине казаки вырезали люльки из вишни, из груши, липы или вереса. Нельзя было резать люльки из осины, так как считалось, что это проклятое дерево. Не резали трубки из дуба – священного дерева. Сосна и ель заглушали аромат самого табака. В Запорожье люлька имела сложную конструкцию: "чашка" трубки лепилась из глины и обжигалась на огне, или вытачивалась из вулканического туфа или других мягких горных пород. По внешнему ободу "чашки" наносились сакральные узоры. В саму чашу трубки вставлялась "втулка", выточенная из дерева (вишни, липы или груши). "Чубук" изготавливался из клена или тростника, когда в чубуке накапливались смолы, его не чистили, а меняли на новый. Кроме люльки казаки имели так называемые "причиндалья" к ним относились кисеты для хранения табака и стальные "кресала" для добывания огня. Как правило на кисеты наносились причудливо вышитые узоры, а кресала выковывались в форме животных. К «причиндальям» относились и другие приспособления со звучными названьями "затычка" (чтоб забивать табак в трубку) и "протычка" (чтоб прочищать ее). Они также изготавливались из металла или кости и украшались орнаментом. Все это куритильное добро казаки носили при себе, используя для этого широкий пояс или накладной мешок «гаман». Были у казаков и специальные трубки, носившее ритуальный характер, использовали их для коллективных действий. "Обчеська", люльки с длинным чубуком, богато украшенные камнями и надписями вроде "козацька люлька - добра думка". Курили ее целым собранием, когда обдумывали какое-нибудь дело.
Кроме курения трубки, в казацкой среде было распространенно и нюханье табака. Нюхарями чаще всего были старые казаки, которые не хотели тратить время на забивание люльки, предпочитая ей рожок с табаком. Каких только легенд о табаке не придумывали казаки. Одни говорили, что на нюханье табака благословила сама Богородица. Другие считали, что в происхождении табака виновны бесовские силы. Считается, что привычку курения казаки позаимствовали у турков, как и само слово «тютюн» табак. Табак выращивали сами «самосад», как правило сеяли махорочные сорта табака "самсон" и "дюбек" , которые могли произростать в наших климатических условиях. Собранные листья высушивали, а чтобы убрать резкий махорочный привкус, добавляли душистые травы, которые обладали лекарственными свойствами и оказывали определенное влияние на организм. Так душица успокаивала нервную систему и противодействовала болезням желудка, мята поднимала тонус, придавала бодрость и рассудительность, горчевка спасала от ревматизма, а падуб действовал как антисептик. В среде казаков бытовало мнение, что сушеная полынь при курении вместе с табаком отгоняет «черные мысли» , а чтобы не уснуть в дозоре курили вместе с табаком высушенную тырсу, т.е. ковыль. Но самой интересной травой, был буркун (или донник желтый). Известно, что кумарин входящий в состав этой травы обладает наркотическим действием, угнетает нервную систему и имеет галлюциногенное свойство. Именно это свойство использовали чтобы чтобы снять сильный стресс после боя. У Шолохова в романе «Тихий Дон», донской казак Григорий Мелехов курил "…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада - "дюбека" , чтобы развеять тоску. Народные легенды донесли до наших времен рассказы о «чаклун-траве», которая лечит рубленные, колотые и резаные раны. «Разрыв-траве», которой под силу снять любые оковы. «Одолень - трава» помогала в расправе с врагом, ну а «цвет папоротника» помогал в поиске кладов. Считается, что курение трав, обладающих галлюциногенными свойствами среди запорожских казаков связано с влиянием мусульманского мира. Ведь именно мусульманские воины применяли опиум и гашиш перед вступлением в бой. Но что за тайное зелье было у запорожцев история умалчивает, возможно благодаря ему согласно многим легендам запорожского казака"…ни пуля, ни сабля не брала".

К сожалению до наших дней не дожили многие рецептуры и пропорции приготовления курительных смесей. До сих пор известен рецепт "злого тютюна", для него берут четверть полыни на три четверти табака и "мишанок", в равных частях самосада сорта "самсон", мяты и любистка, или в равных частях табака и донника.
А по поводу вреда курения у казаков была пословица: "…Кто курит, но не плюет при этом, тот греха не делает, но кто курит и плюет, тот "пекла" (ада) не избежит - потому что земля всем нам мать: мы все из земли, землей живем и в землю снова пойдем, и того земля не примет, кто на нее плюет…"

Уважаемый Покупатель, в нашем интернет магазине возможны несколько способов оплаты счета (квитанциии). Копия заказа (счета или квитанции) отправляется оператором интернет-магазина на электронный адрес (email), указанный Покупателем при оформлении заказа:

  • оплата путем перевода с карты Сбербанка России на карту Сбербанка России;
  • оплата в Сбербанке России, либо другом Банке - по квитанции, выписанной оператором интернет магазина;
  • оплата наличными в розничных магазинах, при покупке предварительно сделанного заказа (Москва, Воронеж и Санкт-Петербург);
  • оплата в терминалах QIWI (КИВИ);
  • оплата через систему Яндекс-Деньги;
  • Наличными курьеру (при доставке по городу Москва).

Доставка заказов

Обработка Вашего заказа начинается сразу же после его поступления (в субботу и воскресенье - заказы не обрабатываются). Заказанный Вами товар, резервируются на нашем складе на 7 календарных дней. В течение этого срока мы предлагаем Вам оплатить сумму, указанную в счете или отправить нам письмо с отказом от своего заказа. После поступления денежных средств на наш расчетный счет, Ваш заказ отправляется по указанному Вами почтовому адресу, в течение 3-х рабочих дней.

Оплата заказа производится только после получения счета (квитанции) на оплату, подтверждающие наличие товаров на складе. Оплата производится в рублях РФ.
При получении счета (квитанции) просим Вас, обратить внимание на то, что заказанные Вами товары резервируются только на определенное время (7-мь календарных дней). Если в течение этого срока Вы не сможете оплатить свой заказ и прислать нам копию платежного документа — заказ будет автоматически расформирован.

Мы доставляем заказы:

  • Москва
  • Россия
  • Страны ближнего и дальнего зарубежья (оплата и доставка оговаривается с оператором интернет-магазина)

Способы доставки:

  • Доставка курьером по Москве
  • Доставка почтой по всей России
  • Доставка курьерской компанией СДЭК
  • Доставка заказа транспортными компаниями ПЭК и Деловые линии
 
Статьи по теме:
Куриная печень в сливках Куриная печень в сливках
Куриная печень - продукт не только вкусный, но и полезный. Надоели привычные паштеты и подливы? Приготовьте что-нибудь новенькое. Обязательно обратите внимание на такой деликатес, как в сливках. Приготовить это кушанье можно и по случаю праздничного засто
Ленивая овсянка: быстрый и полезный завтрак на все случаи жизни
Как часто мы что-то готовим на завтрак впопыхах, бегая между кухней, детской комнатой и туалетным столиком. При этом яичница подгорает, бутерброды падают маслом вниз, а задуманными всмятку яйцами впору стены разбивать. Другое дело - ленивая овсянка в банк
Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями
Торт «Медовик» завоевал популярность и приобрел множество фанатов еще давным-давно. И все потому, что этот классический медовый торт можно без труда приготовить в домашних условиях, а получится он не менее вкусным, чем у профессиональных кондитеров. Рецеп
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти