Кто заполняет разделы 10 11 по ндс. Заполнение новых разделов декларации по НДС: одиннадцатый раздел. Комментарии и разъяснения
Организация-застройщик на ОСНО при сдаче декларации по НДС за 1 квартал 2015 столкнулась с некорректным заполнением сведений из журналов учета счетов-фактур. Застройщик осуществляет строительство жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями подрядным способом по ДДУ. В период строительства (в среднем 3 года) застройщик получает от подрядчиков и поставщиков материалов счета-фактуры, на основании этих счетов-фактур по окончании строительства застройщик выставит сводные счета-фактуры инвесторам. Мы - застройщик в период строительства включаем счета-фактуры подрядчиков и поставщиков в журналы учета счетов-фактур, но не перевыставляем дольщикам в период строительства. Автоматически программа 1С не заполняет графы 10-12 разделов 10 и 11 (сведения о посреднической деятельности) в декларации по НДС, т.к. нет посреднической деятельности как таковой. Договор долевого участия не является агентским договором или договором посреднической деятельности. Сводные счета-фактуры дольщикам не выставляем. Что в этом случае отражать в сведениях из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур?. Как быть застройщику в данном случае?
Ответ
Программа абсолютно верно не учитывает операции застройщика, как посреднические, ибо они таковыми не являются. Что касается отражения сведений из журнала учета счетов-фактур, то рекомендую обратить внимание на следующее.Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утверждены:- формат представления сведений из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период, передаваемых в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, согласно приложению N 8 к указанному приказу;- формат представления сведений из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период, передаваемых в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, согласно приложению N 9 к указанному приказу;Читая внимательно, можно сделать вывод, что аналогичный формат в отношении операций застройщика не установлен, т.е. сведения о таких операциях в налоговые органы в составе налоговой декларации не представляются.Согласно пункту 5.2 статьи 174 НК РФ и Приказу ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@ застройщики представляют в налоговые органы журнал учета счетов-фактур.
Комментарий
1. Нормативные акты
- неплательщики НДС;
- налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика;
- налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), освобождаемые от налогообложения, выставившие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а потому обязанные уплачивать предъявленную сумму налога в бюджет и представлять налоговую декларацию, должны включать в такую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.
Примерный состав налоговой отчетности, которую будут должны представить в налоговый орган плательщики и неплательщики НДС в зависимости от осуществляемых операций, можно представить в виде следующей таблицы.
Кроме того, с 1 января 2014 года практически все лица, обязанные представлять налоговую декларацию по НДС (за исключением неплательщиков НДС, исполняющих обязанности налоговых агентов), должны были направлять такую декларацию в ФНС строго в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. А с 1 января 2015 года и неплательщики НДС, исполняющие обязанности налогового агента, также должны представлять налоговую декларацию только в электронной форме, если они выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица.
Для того чтобы у декларантов было больше времени и возможностей для формирования и проверки такой объемной декларации, сроки представления декларации и уплаты налога с 1 января 2015 года законодательно перенесены с 20-го числа на 25-е (п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем возможность использования дополнительных 5 дней для сдачи отчетности и уплаты налога предоставлена налогоплательщикам и в отношении деклараций по НДС за 4-й квартал 2014 года, т.е. до начала применения новой формы декларации (письмо Минфина России от 25.12.2014 № 03-07-15/67246).
3. Структура новой налоговой декларации
Новая налоговая декларация по НДС, утв. Приказом № 558, в отличие от предыдущей декларации, утв. Приказом № 104н, включает в себя не 7, а 12 разделов.
В ее состав входят привычные разделы с первого по седьмой:
- раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика";
- раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента";
- раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации";
- приложение 1 к разделу 3 "Сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы";
- приложение 2 к разделу 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)";
- раздел 4 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена";
- раздел 5 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)";
- раздел 6 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена";
- раздел 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев".
А также совершенно новые разделы с восьмого по двенадцатый:
- раздел 8 "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";
- приложение 1 к разделу 8 "Сведения из дополнительных листов книги покупок";
- раздел 9 "Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";
- приложение 1 к разделу 9 "Сведения из дополнительных листов книги продаж";
- раздел 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период";
- раздел 11 "Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период";
- раздел 12 "Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации".
Прежде чем перейти к детальному анализу показателей и особенностей заполнения каждого раздела, следует отметить, что подготовленная новая декларация изначально ориентирована на электронный формат, поскольку приведенную в Приказе № 558 бумажную форму декларации трудно и заполнить, и проверить. А если книга покупок и книга продаж, а также журнал учета счетов-фактур содержат большое количество записей, то сделать это практически невозможно. Такой подход, по всей видимости, вполне оправдан, поскольку возможность подачи декларации именно в бумажном варианте ограничена узким кругом декларантов:
- неплательщики НДС, выполняющие обязанности налоговых агентов, и не являющиеся посредниками (экспедиторами, застройщиками);
- налогоплательщики, представляющие информацию, отнесенную к государственной тайне (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Отсюда две главные налоговые "аксиомы", полностью поддерживаемые налоговыми органами:
- декларация по НДС, оформленная в электронном виде, не должна в принципе существовать в бумажном варианте. Конечно, можно распечатать для себя такую декларацию и на бумажном носителе, но учитывая, что каждая регистрационная запись по каждому счету-фактуре, отраженная в разделах 8 - 12, занимает как минимум два листа, объем такой бумажной декларации будет просто гигантским;
- то, как налогоплательщик будет воспроизводить электронный формат разделов декларации для зрительного восприятия (для визуализации), определяется только желанием и возможностями электронных средств самого налогоплательщика. Именно поэтому для восприятия, контроля, анализа информации, отраженной в разделах 1 - 7 декларации, вполне подходят привычные табличные формы с вертикальным отражением показателей по соответствующим строкам. А для просмотра сведений, содержащихся в разделах 8 - 12 электронной декларации, из соображений удобства и рациональности имеет смысл обращаться к самим формам книг продаж, книг покупок, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, в которых эта информация отражена в привычном для восприятия виде.
4. Порядок заполнения декларации
Новая декларация, утв. Приказом № 558 , как уже было отмечено, включает в себя титульный лист, традиционные разделы (1 - 7), а также новые разделы (8 - 12).
В новой декларации, как и в предыдущей, титульный лист и раздел 1 представляются всеми налогоплательщиками (налоговыми агентами), а разделы 2 - 7, приложение к разделу 3, а также новые разделы 8 - 12 и приложения к разделам 8 и 9 включаются в состав декларации только при осуществлении соответствующих операций.
Общие требования к порядку заполнения декларации не изменились.
4.1. Раздел 1
Раздел 1 сохранил прежнее назначение и прежнюю структуру, а привычные строки с 010 по 050 имеют те же названия. Исключение - строка 010, теперь она именуется не "Код по ОКАТО", а "Код по ОКТМО".
И еще одно уточнение. Поскольку далее в расчетных разделах 3 - 6 декларации произошли небольшие изменения в нумерации и значении строк, соответствующие подвижки отражены и в указании на то, какие именно строки и каких разделов используются для формирования итоговых показателей по сумме налога, подлежащей уплате в бюджет (строка 040), и сумме налога, исчисленной к возмещению из бюджета (строка 050).
Помимо этого, в разделе появились новые строки для отражения сведений о договоре инвестиционного товарищества: регистрационный номер (строка 060), дата начала действия (строка 070) и дата окончания действия (строка 080). Строки 060 - 080 заполняются только в том случае, если в титульном листе по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указан код 227, соответствующий значению "по месту постановки на учет участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета". В остальных случаях по этим строкам проставляются прочерки.
4.2. Раздел 2
Раздел 2 и порядок его заполнения не изменились.
4.3. Раздел 3
Структура основного раздела налоговой декларации полностью сохранена.
Из новой формы раздела 3 декларации исключено указание в качестве самостоятельного объекта налогообложения сумм, связанных с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров (работ, услуг), отражаемых ранее в пункте 5 по строке 080. Теперь такие суммы включаются в общий объем реализации, т.е. отражаются в пункте 1 по строкам 030 или 040 соответственно.
В результате такого изменения суммы налога, подлежащие восстановлению, переместились из пункта 6 (строка 090) и подпунктов 6.1 (строка 100) и 6.2 (строка 110) старой декларации в пункт 5 (строка 080) и подпункты 5.1 (строка 090) и 5.2 (строка 100) новой. Причем эти подпункты поменяли местами: теперь сначала указываются суммы, восстановленные в соответствии с требованиями пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ , а уже потом - по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов.
Кроме того, в раздел 3 добавлены новые объекты:
- пункт 6 (строки 105 - 108) - для отражения корректировки налоговых баз и сумм налога в случае применения налогоплательщиком в контролируемых сделках цен товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствующих п. 1 ст. 105.3 НК РФ ;
- пункт 7 (строка 109) - для отражения корректировки реализации предприятия в целом как имущественного комплекса на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ .
Таким образом, общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм, включающая в себя корректировку реализации, переместилась из пункта 7 (строка 120) старой формы в пункт 8 (строка 110) новой декларации.
В отражении налоговых вычетов в разделе 3 тоже произошли некоторые изменения.
Так, помимо общей подвижки нумерации отдельных пунктов и строк, теперь не выделяются в качестве самостоятельного объекта "в том числе" суммы налога, предъявляемые подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) по выполненным работам при проведении капитального строительства, отражаемые ранее в подпункте 8.1 по строке 140.
Также в предыдущей форме декларации в пункте 11 (строка 170) суммарно указывались суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, с разделением "в том числе" на суммы, уплаченные таможенным органам (подпункт 11.1, строка 180), и на суммы, уплаченные налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь (подпункт 11.2, строка 190).
В новой форме декларации суммы налога, уплачиваемые таможенным и налоговым органам, отражаются в двух самостоятельных пунктах:
- пункт 12 - ввоз товаров на территорию РФ в соответствующих таможенных процедурах (строка 150);
- пункт 13 - ввоз товаров с территории государств-членов Таможенного союза (строка 160).
Конечно, еще с 01.07.2010 следовало заменить формулировку о ввозе товаров с территории Республики Беларусь в соответствии с Соглашением от 15.09.2004 на ввоз товаров из Таможенного союза в рамках Соглашения от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе". Кроме того, напомним, с 01.01.2015 начал функционировать уже не Таможенный союз, а Евразийский экономический союз, который является правопреемником Таможенного союза.
Состав показателей приложения 1 и приложения 2 к разделу 3 полностью сохранен.
4.4. Раздел 4
Состав информации, отражаемой в разделе 4 декларации, остался прежним. При этом изменилась структура отражения данных.
Теперь код операции, налоговая база, налоговые вычеты, ранее исчисленная сумма налога по неподтвержденному экспорту и подлежащая восстановлению сумма налога указываются построчно (строка 010 - строка 050) с повторением этого блока строк необходимое количество раз, а не в виде таблицы с графами. Причем если раньше в форму раздела уже были "зашиты" соответствующие коды видов операций, приведенные в приложении № 1 к Приказу № 104н, то теперь налогоплательщик сам выбирает и указывает соответствующий код из приложения № 1 к Приказу № 558 для каждого блока строк.
Кроме того, в раздел 4 добавлены специальные строки для отражения двух операций:
- возврат товаров (отказ от товаров (работ, услуг)) с указанием соответствующего кода операции 1010447 (строка 060), налоговой базы (строка 070) и суммы налога, подлежащей восстановлению (строка 080);
- корректировка налоговой базы при изменении цены реализованных товаров (работ, услуг) с указанием кода операции 1010448 (строка 090), сумм по корректировке налоговой базы при увеличении цены (строка 100) или при уменьшении цены (строка 110).
В результате этого появилась не только итоговая строка, отражающая сумму налога, исчисленную к возмещению по данному разделу (строка 120), как это было по строке 010 в Приказе № 104н, но и итоговая строка для суммы налога, исчисленной к уплате по данному разделу (строка 130).
4.5. Раздел 5
Изменения в структуре раздела 5 аналогичны изменениям структуры раздела 4.
В новой форме раздела появились закодированные строки для отражения отчетного года (строка 010) и налогового периода (строка 020).
- налоговая база и налоговые вычеты в отношении операций, обоснованность применения ставки 0 процентов по которым документально подтверждена в предыдущих налоговых периодах (строки 040 и 050);
- налоговая база и налоговые вычеты, по которым ранее ставка 0 процентов документально не подтверждена (строки 060 и 070).
Соответственно, появились и две итоговые строки для отражения сумм налоговых вычетов по документально подтвержденной в предыдущих периодах ставке 0 процентов (строка 080) и по документально не подтвержденной ставке 0 процентов (строка 090).
4.6. Раздел 6
Изменения в структуре раздела 6 аналогичны изменениям структуры разделов 4 и 5, т.е. в разделе формируются повторяющиеся блоки строк, в которых для каждого кода операции (строка 010) указываются: налоговая база (строка 020), суммы начисленного налога (строка 030) и суммы налоговых вычетов (строка 040).
Для этих блоков выведены две итоговые строки для отражения суммы исчисленного налога (строка 050) и суммы налоговых вычетов (строка 060).
Как и в разделе 4, в новую форму раздела 6 добавлены специальные строки для отражения двух операций:
- возврат товаров (отказ от товаров (работ, услуг)) с указанием соответствующего кода операции 1010449 (строка 070), а также суммы, на которую корректируется (уменьшается) налоговая база (строка 080), сумма корректировки ранее исчисленного налога (строка 090) и сумма налога, ранее принятая к вычету и подлежащая восстановлению (строка 100);
- корректировка налоговой базы при изменении цены реализованных товаров (работ, услуг) с указанием кода операции 1010450 (строка 110), суммы по корректировке налоговой базы при увеличении цены (строка 120) и суммы налога (строка 130) или суммы по корректировке налоговой базы при уменьшении цены (строка 140) и суммы налога (строка 150).
В связи с введением двух новых операций установлены две итоговые строки в целом по всему разделу: одна - отражающая сумму налога, исчисленную к уплате по данному разделу (строка 160), вторая - для суммы налога, исчисленной к возмещению по данному разделу (строка 120).
4.7. Раздел 7
Этот раздел новой декларации полностью повторяет аналогичный раздел предыдущей декларации и по форме, и по содержанию.
4.8. Раздел 8
Раздел 8 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением налоговых агентов, указанных в п. 4 и п. 5 ст. 161 НК РФ) в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период.
Как определено Приказом № 558, в раздел 8 декларации переносятся все сведения по каждому зарегистрированному счету-фактуре, отраженные в соответствующих графах книги покупок, утв. в приложении № 4 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее - Постановление № 1137), за исключением наименования продавца (графа 9) и наименования посредника (графа 11). Можно предположить, что это связано с опасением ФНС России получить большое количество расхождений при сопоставлении данных книг покупок покупателей и книг продаж продавцов из-за ошибок в написании наименований налогоплательщиков.
Причем если в книге покупок все сведения из счета-фактуры отражаются в одной строке по соответствующим графам (графы 2 - 16), то в разделе 8 декларации они указываются в виде расположенных друг под другом строк (строки 010 - 180). В силу такой конструкции раздела в бумажной форме декларации для отражения сведений по каждому зарегистрированному счету-фактуре предназначены два листа. Какое количество регистрационных записей содержит книга покупок, такое количество повторяющихся блоков строк, расположенных на двух листах, будет отражено в разделе 8 налоговой декларации. Так, например, если в книге покупок зарегистрировано 50 счетов-фактур, то бумажный вариант раздела 8 декларации будет состоять из 100 листов. И это еще раз подтверждает ранее сделанное утверждение, что налоговая отчетность по НДС ориентирована исключительно на электронный формат, не требующий материализации на бумажном носителе, в том числе и для хранения.
Кроме того, если уплата налога по данному счету-фактуре (показатель графы 7 книги покупок и показатели строк 100 и 110 раздела 8 декларации) производилась несколькими платежными документами, необходимо заполнить столько листов раздела, сколько таких документов оплаты было. Так, например, если уплата налога производилась двумя документами, то для отражения информации по данному счету-фактуре будут заполнены:
- два листа с полным набором сведений по всем строкам и с указанием в строках 100 и 110 номера и даты первого документа уплаты;
- дополнительный лист с проставлением по всем строкам прочерков за исключением показателей строк 100 и 110, в которых будут указаны сведения о втором платежном документе.
Также дополнительное количество листов для отражения регистрационных сведений по конкретному счету-фактуре может возникнуть и в том случае, если товары (работы, услуги), имущественные права, указанные в данном счете-фактуре, принимались к учету в разное время (на разные даты). Потребность в этом может возникнуть, например, при ввозе товаров на территорию РФ с территории государств-членов Евразийского экономического союза, когда в одном заявлении о ввозе указаны товары, ввозимые различными партиями.
Кроме повторяющегося блока строк 005 - 180, предназначенных для отражения порядкового номера и сведений по каждому зарегистрированному счету-фактуре, раздел 8 содержит еще две обобщающие строки, в которых информация указывается только один раз:
- строка 001 - заполняется только на первой странице. В этой строке проставляется признак актуальности сведений для уточненной декларации. Так, если в состав уточненной декларации включен раздел 8 со сведениями, которых не было в первоначальной декларации, или сведениями, заменяющими ранее представленные, то в строке 001 проставляется цифра "0". Если в составе уточненной декларации отсутствует раздел 8 (поскольку все сведения данного раздела в ранее представленной декларации достоверны и замене не подлежат), то в строке 001 проставляется цифра "1", а далее во всех строках раздела - прочерки. При представлении первоначальной декларации в этой строке проставляется прочерк;
- строка 190 - заполняется только на последней странице, на остальных страницах раздела по данной строке ставятся прочерки. В этой строке отражается сумма налога всего по книге покупок, т.е. сумма, указываемая по строке "Всего" книги покупок.
Приложение 1 к разделу 8 декларации
Как указано в Порядке заполнения приложения 1 к разделу 8, приложение заполняется в случае внесения изменений в книгу покупок по истечении налогового периода, за который представлена декларация.
Структура информации, отражаемой в приложении 1 к разделу 8 декларации, аналогична структуре самого раздела 8. То есть в случае, если дополнительный лист книги покупок содержит 3 записи, приложение 1 к разделу 8 будет в бумажном виде содержать 6 листов.
Как и в разделе 8, по строке 001 указывается признак актуальности информации для уточненной декларации, который принимает значение "0" или "1" - в зависимости от того, содержит или нет уточненная декларация обновленный вариант соответствующего приложения.
В строку 005, которая указывается один раз на первой странице (на остальных проставляется прочерк), переносится итоговая сумма налога по книге покупок, указываемая в строке "Всего" книги покупок.
В строках 010 - 180 отражаются все сведения из регистрируемого счета-фактуры с повторением этого блока строк столько раз, сколько записей содержит дополнительный лист книги покупок.
В строке 190, которая также заполняется один раз на последней странице (на остальных проставляются прочерки), отражается сумма налога по приложению 1 к разделу 8 декларации, указываемая по строке "Всего" дополнительного листа книги покупок.
Один важный момент, который следует учесть при заполнении приложения 1 к разделу 8, заключается в том, что каждый последующий вариант приложения содержит не только сведения из соответствующего дополнительного листа книги покупок, но и сведения из всех предыдущих дополнительных листов книги покупок данного налогового периода.
Предположим, что к первоначальной налоговой декларации была представлена уточненная налоговая декларация, причиной которой явилось составление дополнительного листа № 1 книги покупок с отражением в нем одной записи о регистрации счета-фактуры. Следовательно, в составе первой уточненной декларации было представлено приложение 1 к разделу 8 на двух страницах, с указанием в строке 001 признака актуальности "0". Далее возникла необходимость аннулирования записи из книги покупок того же налогового периода, в результате чего был составлен дополнительный лист № 2 и представлена вторая уточненная декларация. В состав второй уточненной декларации также будет включено приложение 1 к разделу 8 с признаком актуальности "0" (строка 001). Но при этом само приложение будет содержать уже две записи (четыре листа): одну запись - из дополнительного листа № 1, вторую - из дополнительного листа № 2. Очевидно, что в таком приложении по строке 005 будет опять отражена итоговая запись по книге покупок без учета изменений, внесенных дополнительным листом № 1. А по строке 190 - итоговые данные уже всех внесенных изменений, которые и послужат основанием для внесения изменений в саму декларацию.
4.9. Раздел 9
Раздел 9 декларации, как и сама книга продаж, заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС в соответствии с НК РФ.
Как определено Приказом № 558 , в раздел 9 декларации переносятся все сведения по каждому зарегистрированному счету-фактуре, отраженные в соответствующих графах книги продаж, утв. в приложении № 5 к Постановлению № 1137, за исключением наименования покупателя (графа 7) и наименования посредника (графа 9).
Если в книге продаж все сведения из счета-фактуры отражаются в одной строке по соответствующим графам (графы 2 - 19), то в разделе 9 декларации они указываются в виде расположенных друг под другом строк (строки 010 - 220). В силу этого в бумажной форме декларации для отражения сведений по каждому зарегистрированному счету-фактуре предназначены три листа. Какое количество регистрационных записей содержит книга продаж, такое количество повторяющихся блоков строк, расположенных на трех листах, будет отражено в разделе 9 налоговой декларации. Так, например, если в книге продаж зарегистрировано 50 счетов-фактур, то бумажный вариант раздела 9 декларации будет состоять из 150 листов.
Кроме того, если в одном счете-фактуре указано несколько покупателей в соответствии с пп. "и" - пп "л" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137 (например, в "сводном" счете-фактуре, перевыставленном комитентом комиссионеру), то заполняется столько листов, сколько покупателей указано в счете-фактуре. Например, если в счете-фактуре в строках 6, 6а и 6б и в графах 7 и 8 книги продаж указаны два покупателя, то сведения о таком зарегистрированном счете-фактуре в разделе 9 декларации будут содержать:
- 3 листа с отражением полного набора информации по всем строкам, включая сведения о первом покупателе по строке 100;
- еще один лист - для отражения в строке 100 сведений о втором покупателе с прочерками по всем остальным строкам.
Если оплата зарегистрированного счета-фактуры (показатель графы 11 книги продаж и, соответственно, показатели строк 120 и 130 раздела 9 декларации) производилась несколькими платежными документами, то нужно заполнить столько листов раздела, сколько таких документов оплаты было. Например, если оплата производилась тремя документами, то для отражения информации по данному счету-фактуре будут заполнены:
- три листа с полным набором сведений по всем строкам и с указанием в строках 120 и 130 номера и даты первого документа оплаты;
- еще два дополнительных листа с проставлением на каждом листе по всем строкам прочерков за исключением показателей строк 120 и 130, в которых будут указаны сведения о втором и третьем платежных документах.
Кроме повторяющегося блока строк 005 - 220, предназначенных для отражения регистрационных сведений по каждому счету-фактуре, раздел 9 содержит ряд общих строк, в которых информация указывается только один раз:
- строка 001 - заполняется только на первой странице. В этой строке традиционно (как во всех разделах с 8 по 12) проставляется признак актуальности сведений для уточненной декларации.
- строки 230 - 280 - заполняются только на последней странице, на остальных страницах раздела по данным строкам ставятся прочерки. В этих строках отражаются итоговые суммы по книге продаж, т.е. по строке "Всего" книги продаж.
Приложение 1 к разделу 9 декларации
Как указано в Порядке заполнения приложения 1 к разделу 9, приложение заполняется в случае внесения изменений в книгу продаж по истечении налогового периода, за который представлена декларация.
Как и в приложении 1 к разделу 8, структура информации, отражаемой в приложении 1 к разделу 9 декларации, аналогична структуре самого раздела 9. Исходя из построения приложения в случае, если дополнительный лист книги продаж содержит 3 записи, приложение 1 к разделу 9 в бумажном виде будет содержать 12 листов.
Как и в разделе 9, по строке 001 приложения 1 к разделу 9 указывается признак актуальности информации для уточненной декларации, который принимает значение "0" или "1" в зависимости от того, содержит или нет уточненная декларация обновленный вариант соответствующего приложения.
В строки 020 - 070, которые заполняются один раз на первой странице (на остальных проставляется прочерк), переносятся итоговые данные книги продаж, указываемые в строке "Всего".
В строках 080 - 300 отражаются порядковый номер и все сведения из регистрируемого счета-фактуры с повторением этого блока строк столько раз, сколько записей содержит дополнительный лист книги продаж.
В строках 310 - 360, которые заполняются один раз на последней странице (на остальных проставляются прочерки), отражаются итоговые данные по приложению 1 к разделу 9 декларации, указываемые по строке "Всего" дополнительного листа книги продаж и используемые для внесения изменений в декларацию.
Как и при заполнении приложения 1 к разделу 8, при заполнении приложения 1 к разделу 9 нужно учитывать, что каждый последующий вариант приложения содержит не только сведения из соответствующего дополнительного листа книги продаж, но и сведения из всех предыдущих дополнительных листов данного налогового периода.
4.10. Раздел 10
Как разъяснено в Правилах заполнения раздела 10 декларации, утв. Приказом № 558, раздел 10 декларации заполняется в случае выставления счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции следующими лицами:
В раздел 10 декларации переносятся все сведения из части 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, утв. в приложении № 3 к Постановлению № 1137, за исключением наименования покупателя (графа 8) и наименования продавца (графа 10).
Построение раздела 10 декларации аналогично построению разделов 8 и 9. Так, если в части 1 журнала учета счетов-фактур все сведения о выставленном счете-фактуре отражаются в одной строке по соответствующим графам (графы 2 - 19), то в разделе 10 декларации они указываются в виде расположенных друг под другом строк (строки 010 - 210). Какое количество регистрационных записей содержит часть 1 журнала учета счетов-фактур, такое количество повторяющихся блоков строк, расположенных на двух листах, будет отражено в разделе 10 налоговой декларации. Следовательно, если в части 1 журнала учета счетов-фактур зарегистрировано, например, 20 счетов-фактур, то бумажный вариант раздела 10 декларации будет состоять из 40 листов. Однако следует помнить, что при наличии посреднической деятельности (в широком понимании этого слова), декларация всегда представляется всеми категориями декларантов только в электронном виде.
При формировании раздела следует обратить внимание на заполнение строк 120 - 140, куда переносятся сведения о посреднической деятельности, указываемые комиссионером (агентом), экспедитором, застройщиком, и которые отражены в графах 10 - 12 части 1 журнала учета счетов-фактур. Если в одном выставленном посредником счете-фактуре в соответствии с пп. "в" - пп. "д" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры отражена информация о нескольких продавцах (например, если посредник перевыставил комитенту (принципалу) "сводный" счет-фактуру), то заполняется столько листов раздела, сколько продавцов отражено в перевыставленном счете-фактуре и сколько входящих счетов-фактур, отраженных в графе 4 части 2 журнала учета счетов-фактур, получил посредник. Например, если в "сводном" счете-фактуре в строках 2, 2а и 2б и, соответственно, в графах 10, 11 и 12 части 1 журнала учета счетов-фактур в трех строках указаны три продавца и реквизиты трех полученных от продавцов счетов-фактур, то отражение сведений о таком счете-фактуре в раздел 10 декларации будет содержать:
- 2 листа с отражением полного набора информации по всем строкам, включая сведения о первом продавце и счете-фактуре по строкам 120 - 140;
- еще два листа - для отражения в строках 120 - 140 сведений о втором и третьем продавцах и полученных счетах-фактурах с прочерками по всем остальным строкам.
Кроме того, в разделе 10 декларации есть строка 001, которая заполняется только на первой странице. В этой строке проставляется признак актуальности сведений для уточненной декларации.
4.11. Раздел 11
Согласно Правилам заполнения раздела 11 декларации, утв. Приказом № 558, раздел 11 декларации заполняется в случае получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции следующими лицами:
- налогоплательщиками НДС, включая застройщиков, а также налогоплательщиков НДС, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
- налоговыми агентами, не являющимися налогоплательщиками НДС.
В раздел 11 декларации переносятся все сведения из части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, утв. в приложении № 3 к Постановлению № 1137, за исключением наименования продавца (графа 8) и наименования субкомиссионера (графа 10).
Построение раздела 11 декларации аналогично построению разделов 8, 9 и 10. Так, если в части 2 журнала учета счетов-фактур все сведения о полученном счете-фактуре отражаются в одной строке по соответствующим графам (графы 2 - 19), то в разделе 11 декларации они указываются в виде расположенных друг под другом строк (строки 010 - 200). Сколько регистрационных записей содержит часть 2 журнала учета счетов-фактур, столько повторяющихся блоков строк, расположенных на двух листах, будет отражено в разделе 11 налоговой декларации. Следовательно, если в части 2 журнала учета счетов-фактур зарегистрировано, например, 10 счетов-фактур, то бумажный вариант раздела 11 декларации будет состоять из 20 листов. Еще раз напомним, что при наличии посреднической деятельности (в широком понимании этого слова), декларация всегда представляется всеми категориями декларантов только в электронном виде.
Кроме того, в разделе 11 декларации присутствует традиционная строка 001, которая заполняется только на первой странице и в которой указывается признак актуальности сведений для уточненной декларации.
4.12. Раздел 12
Раздел 12 декларации заполняется только в случае выставления покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога следующими лицами:
- налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
- налогоплательщиками при отгрузке товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения);
- лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Сведения из выставленных счетов-фактур переносятся в соответствующие строки раздела 12 декларации:
- по строкам 020 - 030 отражаются сведения, указанные в строке 1 формы счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137;
- по строкам 040 - 050 - сведения, указанные соответственно в строках 6б - 7 формы счета-фактуры, при этом само наименование покупателя (строка 6а) в раздел 12 не переносятся;
- по строкам 060 - 080 - данные, указанные в графах 5, 8 и 9 формы счета-фактуры.
Как и во всех новых разделах, по строке 001 проставляется признак актуальности сведений, отраженных в этом разделе, который заполняется при представлении уточненной декларации.
В п. 50 приказа ФНС России «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС…» от 29.10.2014 № MMB-7-3/558@ (в ред. от 28.12.2018) установлено несколько основных правил заполнения раздела 11:
При заполнении листов раздела 11 должно соблюдаться условие:
КЗЛ р.11 = КЗЖ,
КЗЛ р.11 — количество заполненных листов раздела 11;
КЗЖ — количество записей в ч. II журнала учета счетов-фактур.
Специфика и структура раздела 11
Раздел 11 декларации по НДС отличает одно важное специфическое свойство, которое заметно выделяет его среди привычных для налогоплательщика разделов налоговых деклараций. В нем нет обычной схемы расчета налогооблагаемой базы и отсутствуют строки для исчисления итоговой суммы налога, характерные для большинства налоговых отчетов.
Его назначение заключается в представлении данных исключительно справочно-информационного характера. Структура этого раздела представлена ниже:
Как видно из структуры раздела, для его заполнения необходимы (помимо прочего) специальные коды. Знакомство с ними мы продолжим далее.
Наглядные подсказки по кодам
При заполнении раздела 11 из журнала регистрации счетов-фактур переносятся все необходимые коды:
- вида операции (стр. 020);
- вида сделки (стр.130);
- валюты по ОКВ (стр. 140).
Познакомимся подробнее с каждым из указанных кодов.
Код вида операции
Коды операций установлены в приказе ФНС России от 14.03.2016 № MMB-7-3/136@, а по отдельным операциям — в письмах ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480, № СД-4-3/532@.
Данные коды унифицированы — они используются при заполнении:
- книги покупок;
- книги продаж;
- журнала регистрации счетов-фактур (далее — журнал).
Краткую наглядную подсказку по кодам операций смотрите ниже:
О новых кодах узнайте .
При этом отдельные коды (например, 16, 17, 21, 22 и др.) в журнале не используются.
Налоговые органы при проверке декларации по этим кодам:
- идентифицируют конкретную операцию;
- сопоставляют с данными контрагентов;
- подтверждают (или опровергают) правомерность предъявленного вычета.
Ошибочное указание кодов в декларации по НДС может спровоцировать со стороны контролеров дополнительные запросы информации, так как:
- сверку счетов-фактур проводит налоговая программа;
- схема проверки зависит от кода операции;
- при указании неверного кода запускается не та схема проверки, которая нужна;
- если сравнить счета-фактуры не получается (из-за ошибки в коде), контролеры запросят пояснения.
Код вида сделки
В разделе 11 по строке 130 отражается код вида сделки. Для кода отведено одно поле, в котором указывается один из предусмотренных четырех кодов:
Код валюты по ОКВ
Коды видов валют проставляются в соответствии с ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000. «Общероссийский классификатор валют» (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 № 405-ст) (ред. от 13.02.2018).
Наглядную подсказку по кодам отдельных видов валют смотрите ниже на рисунке:
Напомним, что указываемые в счете-фактуре суммы могут быть выражены в инвалюте, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).
Должны ли спецрежимники заполнять раздел 11
В общем случае компании и ИП не заполняют раздел 11, если:
- осуществляют только посредническую деятельность и освобождены от исполнения обязанностей по уплате НДС (по размеру выручки);
- применяют спецрежимы (ЕНВД, УСН) и не являются налоговыми агентами.
Вместо декларации по НДС они представляют контролерам журнал учета счетов-фактур (полученных в рамках посреднической деятельности).
Таким образом, посредник-спецрежимник не должен заполнять раздел 11 и представлять его в составе декларации по НДС (п. 3.1 ст. 169, п. 5.2 ст. 174 НК РФ).
Заполнять и представлять журнал посредник обязан только в тех налоговых периодах (кварталах), когда он:
- осуществлял посредническую деятельность;
- получал счета-фактуры.
Необходимо также учесть следующее:
- Электронный журнал нужно представить в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
- Формат электронного журнала утвержден приказом ФНС России от 04.03.2015 № MMB-7-6/93@ (ред. от 06.04.2018).
Но и журнал посреднику-спецрежимнику можно в налоговые органы не представлять, если между контрагентами достигнута договоренность о невыставлении счетов-фактур (письмо Минфина России от 31.10.2016 № 03-11-11/63683).
Итоги
Раздел 11 декларации по НДС оформляют компании и ИП, если действуют в интересах другого лица по договорам комиссии, агентским договорам, на основе договоров транспортной экспедиции, а также если выступают в роли застройщиков.
Посредник-спецрежимник вместо раздела 11 представляет контролерам журнал учета счетов-фактур, если в отчетном квартале осуществлял посреднические операции и получал счета-фактуры.
Раздел декларации по НДС 11 не является обязательным к заполнению каждый отчетный период. Эта часть отчета предназначается для отражения операций по комиссионным, агентским договорам и услугам транспортной экспедиции. Рассмотрим детально порядок заполнения и требования, которые предъявляет закон к декларации.
Что содержит раздел 11 декларации
Это значит, что счет-фактуры поступающие на сумму агентского вознаграждения, которое признается доходом от комиссионеров, экспедиторов или застройщиков должны быть в разделе 11 декларации (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).
Кто обязан заполнять в декларации НДС 11 раздел
Страницы декларации, содержащие сведения по перечисленным операциям должны быть заполнены не всеми налогоплательщиками, у которых в отчетном периоде поступили посреднические счет-фактуры, а только:
- плательщики НДС;
- налоговые агенты, даже если они имеют освобождение от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ);
- налоговые агенты, не признаваемые плательщиками налога.
При этом законодательство обязывает выполнять требования по составлению данного раздела как ООО, так и ИП, если последние используют общий режим в своей работе. На них распространяется общее правило по срокам, в которые установлено передавать отчетность в ИФНС.
При обнаружении ошибок в счет-фактурах или внесении изменений организации необходимо с помощью уточненного отчета.
Как заполнить строки декларации (образец)
- код признака актуальности сведений, которые предоставляет налогоплательщик;
- порядковый номер и кодировка операции;
- дата и номер счет-фактуры;
- сведения о начисленном налоге и сумме дохода;
- номер корректировки, если декларация уточняется;
- информация об уменьшении, увеличении суммы;
- ИНН, наименование контрагента.
Содержимое данного раздела идентично привычным 8 и 9 частям декларации, в которых вносят сведения по сделкам купли-продажи и начислению налога.
Заполнение также не несет значительных различий в процессе составления отчета.
В процессе формирования декларации обязательные сроки должны содержать следующее:
Код строк | Содержимое отчета |
001 | Заполнять только в случае уточнения уже поданных сведений. В уточненном отчете следует указать актуальность сведений, которые содержатся в 11 разделе. 0 – если данные в первичной декларации не были учтены, возможно, в процессе проверки бухгалтер выявил неточность или ошибку в составлении документа. 1 – если вся информация по операции верна и в корректировке нет необходимости. А остальные строки 005, 010 – 200 должны содержать прочерки. |
005 | В строке требуется указать порядковый номер операции (записи) под которым документ числится в журнале полученных счетов-фактур. |
010-200 | В строку вписываются сведения из журнала полученных счетов-фактур (граф 2-9, 11-19). А именно: дата, номер, под которым документ числится в журнале. От кого поступил: ИНН, КПП, наименование контрагента. |
В данном разделе присутствует необходимая кодировка сведений:
- по видам операций строка 020;
- по видам сделки строка 130;
- по видам валюты по ОКВ строка 140.
Кодировка операций аналогична тем, что используются в журнале при заполнении книги покупок и продаж. Они унифицированы:
- 01 – отгрузка или покупка товаров и услуг;
- 02 – предоплата по текущим операциям;
- 06 – сделки от имени налоговых агентов;
- 10 – безвозмездные сделки;
- 13 – проведение работ по капитальному строительству;
- 21 – восстановление НДС;
- 22 – возвращенные авансы (п. 5 ст. 171 НК РФ);
- 23 – сделка, оформленная на основании БСО.
Подробный список можно найти в . Как правило, он подгружен в программу, которая формирует сведения по декларации НДС. Сделки по разделу 11 кодируются в сроке 130:
Код вида сделки | Наименование зашифрованной сделки |
01 | Покупка продукции, работ, услуг от своего имени для третьего лица (комитента) |
02 | Реализация продукции, товаров, услуг, работ, имущественных прав третьим лицам |
03 | Возврат ТМЦ, принятых на учет, приобретенных от своего имени для третьих лиц |
04 | Возврат продавцу приобретенных ТМЦ, принятых на учет в случае продажи комиссионером от своего имени в пользу покупателя |
Коды используют контролеры в процессе проверки отчетности для выявления расхождений, неточностей в обмене первичной документацией между посредниками.
Учет посреднических операций при УСНО
Упрощенец не является плательщиком НДС. Но если он участвует в сделке как комиссионер, то обязанность перевыставить счет-фактуру на покупку от поставщика сохраняется. В этом случае, получатель имеет право принять полученный по транзитной счет-фактуре НДС к вычету.
При этом посредник не будет обязан оплатить НДС в бюджет. Он всего лишь передал право на вычет конечному покупателю. Основанием для этого служит агентский договор, отчет агента и полученные документы на ТМЦ: товарная накладная, транспортные документы, счет-фактура.
Налоговой базой для упрощенца признается сумма вознаграждения за оказанную услугу. Ее оформляют отчетом комиссионера или актом.
Как упрощенец вносит сведения в декларацию НДС
В отношении организаций и предпринимателей, которые находятся на упрощенном или ином спецрежиме (ЕНВД, ЕСХН) действует правило. Они не обязаны заполнять декларацию по НДС и раздел 11 если:
- освобождены от обязанности рассчитывать и платить налог;
- ведут только посредническую деятельность (в части выручки);
- не признаются законом налоговыми агентами;
- применяют ЕНВД, УСН, ЕСХН.
На сумму оказанных агентских услуг счет-фактура в этом случае не выставляется. Но сведения о поступлении документов по посреднической деятельности (п. 3.1 ст. 169, п. 5.2 ст. 174 НК РФ) в отчетный период они должны занести в журнал учета счетов-фактур входящих. И далее передать сведения сотрудникам ИФНС.
Но, если спецрежимник в одном из кварталов осуществлял услуги посредника и получал входящие документы по данным сделкам, то в налоговую службу потребуется предоставить журнал учета входящих счетов-фактур.
И тут следует помнить, что сделать это необходимо в электронном формате. На это дается 25 календарных дней, после окончания квартала, в котором были проведены посреднические операции (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).
Важно! Избежать хлопот с составлением и сдачей журнала можно, если опираясь на пояснения Минфина России в письме от 31.10.2016 № 03-11-11/63683 составить с контрагентом соглашение о невыставлении счетов-фактур.
Распространенные вопросы
Ситуация 1 . Организация – посредник не включила в состав первичной декларации НДС счет-фактуру комитента. Можно ли перенести ее в следующий отчетный период?
Решение : Порядок составления декларации требует отражать операции в том периоде, в котором были приняты к учету. Нужно исправить ошибку и внести документ в журнал учета счетов фактур так, как к нему не предусмотрены дополнительные листы.
В отчет (как и в журнал) добавить новую строку. Код операций – 0, в декларации это срока 001. Показатели журнала учета включаются в раздел 11 декларации.