Первым избранным царем на руси стал. Кто был первый русский Царь

Им стал на Руси Иван Грозный. Его трудно однозначно назвать созидателем. Он блестяще начал и трагично для себя и страны закончил. Кем он был?

Конец XV - начало XVI века - время значительного укрепления идеи самодержавия в Русском государстве. Ведь "царь" и "самодержец" - это титулы такого правителя, который способен и свою державу, и весь мир привести к победе истинной веры.

Убеждение в том, что именно московский государь способен взять на себя исполнение божественных предначертаний, повести народ русский к всемирному величию и тем самым спасти остальной, духовно "изрушившийся" мир, утвердилось не в одночасье.

Именно в первой трети XVI века в России рождаются и утверждаются в качестве официального духовно-политического учения, легенды о происхождении рода Рюриковичей от римского императора Августа, о наследственном характере власти русских государей от византийских императоров, нашедшие выражение в "Сказание о князьях Владимирских".

При этом русские государи фактически объявлялись наследниками как "Первого", так и "Второго Рима". В послании великому князю, приписываемому старцу Филофею, на основе мистического образа "Третьего Рима" формулируются конкретные религиозно-политические задачи, стоящие перед русским государем, - русский государь обязан принять на себя обязанности вселенского православного государя. А сам царь и великий князь объявлялся "браздодержателем Святой Руси".

В такой напряженной духовно-политической обстановке в 1533 году вступил на престол новый великий князь Иван IV Васильевич, которому суждено было прослыть на Руси Иваном Грозным. Было ему тогда всего три года, а правил он Русской державой более полувека – 51 год…

Царский выбор

С малых лет Иван Васильевич воспитывался в духе ожидания восшествия на российский престол великого православного государя, истинного Помазанника Божиего. В годы малолетства великого князя государством управляла его мать Елена Глинская с Боярской думой. Но в 1538 году Елена Глинская внезапно умерла, и власть захватили бояре. Маленький Иван IV оказался в центре интриг и ожесточенной борьбы между различными боярскими группировками. Этот факт оказал значительное влияние на формирование характера молодого государя. Чуть позже, в 1551 году, в речи на Стоглавом соборе, Иван Васильевич скажет, что после смерти матери, когда "боляре наши улучиша себе время сами владеша всем царством самовластно", и сам государь поддался их влиянию "и навыкох их злокозненныя обычаи, и тояжде мудрствовах якоже и оне". "И от того времени и доднесь, - сокрушался Иван IV, - каких зол не сотворих пред Богом, и каких казней не послал на нас Бог, приводя нас на покаяние".

В качестве "казней Божиих" Иван Грозный приводит множество несчастий, постигших государство, в том числе и стихийных бедствий. Но главным событием, вернувшим Ивана на путь истинный, стали грозные события 1547 года, когда в Москве произошли три страшных пожара, последний из которых вылился в восстание горожан. Дело, как представляется, в том, что бедам, обрушившимся на Москву весной-летом 1547 года, предшествовало событие не только исторического, но и религиозно-мистического характера - 16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство.

С исторический точки зрения, Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став первым русским царем, он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгожданную мечту, лелеемую в русском сознании, - Русское царство теперь стало полновластным наследником величайших христианских государств. Наверное, сам юноша-царь не понимал этого поначалу в полной мере. И только страшные события, последовавшие сразу же за венчанием на царство, убедили Ивана Васильевича в том, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое высочайшее предназначение неуклонно и ревностно. Иначе и он сам, и царство, ему вверенное, будут ввергнуты Господом в еще более страшные испытания.

Избранные и избранный путь

Озаботившись и приняв на себя этот груз ответственности, Иван IV приблизил к себе и новых советчиков. В первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки современника царя и одного из его ближайших советников Андрея Курбского, стали называть "Избранной радой". "Избранной радой" руководили молодой боярин А.Ф. Адашев и священник Сильвестр. Активными ее участниками был митрополит Макарий, ближние бояре Д.И. Курлятев, И.В. Шереметев, М.Я. Морозов.

Душой "Избранной рады" был пресвитер Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр. Влияние, которое оказывал Сильвестр на Ивана Васильевича, было велико, ведь беседы с Сильвестром образовывали у Ивана Васильевича определенную систему религиозных воззрений. А в силу того, что сам Сильвестр был близок к "нестяжателям", то и воззрения эти строились на фундаменте нестяжательского учения. Во всяком случае, во многих речах и делах Ивана Васильевича в первые годы царствования прослеживаются "нестяжательские" мотивы.

Сильвестр пытался привить Ивану Васильевичу и "нестяжательское" понимание сути царской власти. По убеждению "нестяжателей", "благочестивый царь" обязан править государством только с помощью "мудрых" советников. При исполнении этого условия и станет реальностью вековая мечта об "истинном" православном царстве, глава которого - "благочестивый царь" - понесет свет истины по всем земным пределам. И, судя по всему, Иван Васильевич поначалу поддавался такому влиянию, следуя советам своих духовных наставников из "Избранной рады". Именно в этот период и свершились важнейшие реформы, которые значительно укрепили Российское царство: военная, земская, приказная, законодательная, частично было отменено местничество в армии.

При этом "Избранная рада" старалась опираться на широкое народное представительство - именно в ее правление на Руси начали созываться Земские соборы, которые утверждали самые важные решения правительства. Таким образом, в политическом отношении "Избранная рада" стремилась возродить древнюю русскую традицию - плодотворное сочетание "Власти" с "Землей", сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением. Иначе говоря, самодержавные основы российской государственной власти были укреплены поддержкой широкого земского самоуправления. И, кстати говоря, именно земское самоуправление, устроенное при царе Иване IV Грозном, спасет Россию через полвека, в страшное Смутное время.

Зримым следствием деятельности "Избранной рады" стала великая Казанская победа - завоевание Казанского царства в 1552 году. Сам смысл Казанского похода виделся и государю, и всему его окружению не только в его политическом значении, но и в значении религиозном - это был поход православного народа против "агарян". И здесь следует помнить, что завоевание и покорение Казанского царства было не только делом жизни Ивана IV, но делом всех его предков, московских государей. Более того, взятие Казани не только ознаменовало собой исполнение трехвекового чаяния русского народа, но и стало началом нового этапа в жизни России. Поэтому многим людям того времени и самому Ивану Васильевичу виделся в этом событии глубочайший мистический смысл - это был знак Божий, свидетельствующий об особом расположении Господа к русскому царю.

Смена курса

Но Казанская победа положила начало будущей пропасти, все более расширяющейся меж царем и его советниками. Ведь именно тогда Иван Васильевич заявил своим приближенным: "Теперь оборонил меня от вас Бог!". А это означало, что все больше и больше царь стал тяготиться советчиками. И все больше и больше приходил к убеждению, что только он, царь Иван, может быть исполнителем Божией воли. Недаром, несколько позднее, в первом послании Курбскому, Иван Васильевич писал о том, что никого не видит над собою, кроме Бога и Пресвятой Богородицы…

И вот, в конце 1550-х годов, между царем Иваном IV и его "Избранной радой" наступает явное охлаждение. В 1560 году и Сильвестра, и Адашева удалили из Москвы, а после смерти царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, обвиненные в ее отравлении, Сильвестр и Адашев были заочно осуждены и отправлены в ссылку. Тогда же начались и первые гонения Ивана Васильевича на "бояр и вельмож", многие из которых пытались скрыться от царского гнева за границей. Бежал за границу и бывший царский советник и воевода Андрей Курбский. В 1564 году, уже из Литвы, он написал свое первое послание царю, в котором публично обвинил его во всех грехах. В ответ Иван IV пишет свое послание, известное сегодня под названием "Первое послание А.М. Курбскому". И именно в нем царь формулирует уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя-Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Причем важно отметить, что эта концепция появилась, во-первых, еще до введения опричнины и, во-вторых, стала религиозно-мистическим обоснованием ее введения.

Принципы власти

Послания Ивана Грозного Андрею Курбскому - это уникальный религиозно-философский памятник, ибо в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал и религиозно-философски, духовно-политически обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов. Один из важнейших принципов - полнота самодержавной власти. Неслучайно в первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный и утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с "Избранной радой", и с "нестяжательской" традицией.

Но главное место в рассуждениях Ивана Васильевича занимает осмысление собственной роли в борьбе за спасение мира. И здесь государь формулирует второй принцип - божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновывает тезис богоизбранности самого государя. С этой же точки зрения следует оценивать позицию Ивана Грозного по отношению к любым покушениям на его самодержавство. И это вовсе не жалкая попытка оправдать жажду власти, непомерно раздутое желание повелевать людьми. Власть в данном случае - это не прихоть царя, а обязанность, возложенная на него Господом. И воспринимает он эту власть не как способ самоутверждения, но как тяжелейшую повинность Божию, как подвиг служения Господу. И вот здесь Иван Грозный формулирует третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям.

Словом, в первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно с личными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозно-мистическим.

Методы властвования

Важнейший из этих методов - внушение страха Божьего. По сути дела, программа действий Ивана Грозного заключалась в одной идее - страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит, спасти их души. И в этом смысле русский царь вполне серьезно считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, ибо царская власть объединяет их в одно целое и неразрывное. Иван Грозный понимал суть царской власти в мистическом духе как разновидность монашеского подвига. Недаром в одном из посланий он говорит о себе - "наполовину я уже чернец...". Вот это мироощущение - "наполовину я уже чернец..." - и определяло избранную Иваном Грозным линию поведения в мирской жизни. Иван Грозный, судя по всему, возродил на Руси идею древнего аскетизма в том виде, как ее понимали самые первые русские монахи, - в виде "истязания плоти", и попытался перенести ее основы на мирскую жизнь. Создается впечатление, что, считая себя воплощением Божественного Замысла на земле, Иван Грозный внутренне уверился и в том, что он имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к "телу", которое просто необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через страх Божий в его самом непосредственном выражении, Российское государство, ведомое своим государем-иноком, придет к "истине и свету".

Поэтому казни и преследования, совершаемые государем, вовсе не плод его больной воспаленной фантазии, не следствие самодурства и нравственной распущенности. Это - совершенно сознательная борьба с изменниками Богу, с теми, кто, по его мнению, предал истинную веру. Иван Грозный, карая измену, последовательно и целенаправленно отсекал от "плоти" Русского государства все греховное. И тогда открываются причины многих позднейших поступков царя. Так, осуществленное в 1565 году разделение государства на две части - земщину и опричнину - объясняется помимо всего прочего еще и тем, что земщина представляет собой часть "плоти" единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, дабы проучить врагов православия и поселить в их душах страх Божий. Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого является сам царь, исполнявший обязанности игумена.

Можно сказать, что уже в 1564 году в первом послании Курбскому Иван Грозный сформулировал собственную идею "богоизбранного инока-самодержца", которую выдвинул взамен идеи "благочестивого царя", столь трепетно лелеемой его бывшим окружением, близким к "нестяжательским" традициям.

Фактически сформулировав принципы российской самодержавной власти, Иван Васильевич довел их до крайнего предела, до абсолюта, и даже перешел некую таинственную грань, поставив лишь самого себя в центр чуть ли не всего мироздания. А в результате он начал войну с собственной страной, ибо не верил, что подданные его способны понять и исполнить его устремления. Однако если опричнина во много раз усилила личную самодержавную власть государя, то многочисленные и беззаконные погубления, совершенные как самим царем, так и простыми опричниками, нанесли государству огромный вред. И здесь следует помнить, что разорения времен опричнины и Ливонской войны значительно подорвали мощь Российского государства. Именно этими разорениями было вызвано и усиление крепостничества в конце XVI века, ибо люди во многих землях были или уничтожены, или бежали на вольные земли. Например, к концу XVI века только в Московском уезде пустовало 84% всей обрабатываемой земли. А у российского правительства не было иной возможности содержать дворянское поместное войско, кроме как наделять дворян землей. Но кому нужна земля без крестьян, на ней работающих? Усиление же крепостничества стало, в свою очередь, одной из причин крестьянских восстаний в начале XVII века, ставших прологом Смутного времени.

В конце жизни Иван Васильевич признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в годы опричнины. Свидетельством тому стал "Синодик опальных царя Ивана Грозного", составленный в начале 1580-х годов. В этот "Синодик" по личному распоряжению царя включили 4 тысячи имен казненных - для поминовения во всех монастырях. Этот факт говорит о многом, и в первую очередь о том, что к концу жизни Иван Грозный глубоко раскаялся в совершенных грехах.

Но дело, конечно, не в том, чтобы в который уже раз только осудить Ивана Васильевича. Важнее другое: понять, что Иван Грозный - это великая и трагическая фигура русской истории. И тайна Ивана Грозного скрывается в его духовной и душевной трагедии, подлинной трагедии человека, истово стремящегося к истине и свету, но так и не обретшего их в земной жизни.

Специально для Столетия

Объединение русских земель и становление единого Российского государства окончательно завершилось в конце XV - начале XVI вв. Предшествующая этому эпоха феодального строя и покорения Золотой Орде наконец закончилась, а понятие Российской государственности плотно укрепилось в сознании власти. Этот период проходит под правлением князя , за которым закрепилось прозвище «Великий». Он прекращает междоусобные войны на Руси и создает профессиональную армию.

Объединение земель вокруг Москвы и расширение государственных границ характерно и для Василия III, сына Ивана Великого, который продолжает дело отца. Но самой яркой фигурой в истории России XV-XVI вв. становится сын Василия III – , которому суждено стать первым русским царем.

Царский титул – это совершенно новое отношение к власти, «Божье назначение», которое значительно расширяет возможности монарха в проведении внешней политики и налаживании дружеских отношений с государствами Европы и повышении своего авторитета среди них. События же второй половины XV века лишь способствовали появлению Царской России.


В первую очередь, Русская Церковь обрела независимость от Церкви Византийской. Во-вторых, Константинополь, являвшийся ядром Православного мира, был завоеван турецкой армией. Таким образом, духовное наследие Византийской Империи перешло России, что повлияло на взгляды и стремления монархов в отношении власти.

Царский титул использовался монархами Российского государства с 1547 года по 1721 год. Первым русским царем стал Иван IV, последним – .

Иван Грозный – начало правления, венчание на царство

Будущий государь, заслуживший прозвище «Грозный», родился 25 августа 1530 года. Отец – великий князь Василий III, мать – . Будучи старшим сыном, Иван должен был принять бразды правления по достижению шестнадцатилетнего возраста. Однако формально это случилось гораздо раньше.


Иван IV потерял отца, когда ему было 3 года. Василий III внезапно скончался от болезни. Через 5 лет будущий монарх потерял и мать, став полным сиротой, а управлять страной стали приближенные к власти, стремящиеся занять лидирующие позиции при молодом государе. Среди них - князья Бельские, Шуйские, Глинские, дворянин Воронцов.

Юный государь рос, наблюдая постоянные интриги, лицемерие, насилие и борьбу за власть. Постепенно он сам стал проявлять грубость с малых лет, а в характере появились злость, ненависть и агрессия. Первым заданием для себя он стал считать получение полной и тотальной власти. Поэтому, достигнув шестнадцатилетия, Иван Васильевич Грозный стал полноправным царем государства Российского.


Фреска "Венчание на царство Ивана IV"

Год венчания первого царя – 1547. Обряд проходил в Успенском Соборе Московского Кремля. Были соблюдены все Византийские каноны венчания, но впервые обряд совершил митрополит Русской Церкви, а не папа Римский или патриарх Константинополя. По этой причине, признание Ивана Грозного царем произошло во многих государствах Европы не сразу. Несмотря на это, Российское государство имело теперь иной статус, а Москва считалась царствующей столицей.

Внешняя и внутренняя политика, итоги правления Ивана IV

Получив власть, о которой мечтал с детства, Иван Грозный сразу же приступил к введениям новых реформ на территории своей страны. Разрабатывать их ему помогала Избранная Рада, составлявшая некий правительственный орган при государе. Так была проведена земская реформа, при которой волости и наместники были заменены властью общественной. В 1550 году был издан указ о запрете посещения России купцами из Европейских государств, также был принят новый судебник, направленный на ужесточение прав крестьян и холопов.

С 1565 года Россия разделилась на «опричнину» и «земщину». Земли, которые государь считал лучшими, теперь была выделены для определенной группы лиц – опричников – тех, кто был в особой милости у царя и пользовались его доверием настолько, что имели право лично наказывать каждого, кто был недоволен правлением монарха, вплоть до грабежей и казней. Иван IV сформировал на опричнине дополнительный орган управления совместно с Боярской Думой и создал новое опричное войско из самых верных людей.


Разграбление жителей опричниками Ивана Грозного

На остальной части страны, земщине, все оставалось без изменений, люди отдавали государю большую часть доходов и все время претерпевали бесконечные нападки опричников, лишаясь имущества и жизни.

Непрекращающиеся казни и разграбление опричными войсками земских городов привели к полной разрухе и нищете в России. И только в 1571 году Иван Грозный отменил указ о разделении земель России, когда опричное войско показало абсолютную неспособность самостоятельно дать отпор внешним врагам.


Несмотря на это, внешняя политика на первых этапах была успешна. Войны, нацеленные на расширение границ Российского государства, привели к присоединению части Сибирских земель, Казанского и Астраханского ханства.

Достигнув желаемого в восточном направлении, государь обратил внимание на Запад. Началась 25-летняя Ливонская война, целью которой был выход к Балтийскому морю. Однако в этот раз победы достичь не удалось. Война только усугубила внутреннее положение дел в стране, также была потеряна часть земель России.

Конечно, внешняя политика не ограничивалась лишь завоеваниями и расширением границ. Были налажены отношения с Европейскими странами, такими как Дания, Англия и Германская Империя.

Таким образом, итоги правления Ивана IV неоднозначны.

В период его правления были присоединены Казанское и Астраханское ханства, завоеваны Сибирские земли, налажены отношения с Европейскими государствами. Но проводимые ужесточающие реформы, перешедшие в опричнину, привели к развалу в стране, а изнурительная Ливонская война – к развалу в экономике. Итоги правления Ивана Грозного также противоречивы, как и его личность.

Последние годы жизни и последователи Ивана IV

Страшная трагедия, случившаяся со старшим сыном Ивана Грозного, стала переломным моментом последних лет жизни и правления монарха. Ведь именно царь избил его до смерти в порыве гнева, лишив себя сына, а трон – главного наследника на царствование. Прийти в себя после этого ужасного события государь уже не мог. Он прожил еще 3 года, но ко всему прочему здоровье его было сильно подорвано, соляные отложения в позвоночнике почти обездвижили тело и доставляли сильнейшую боль.


Новым царем становится средний сын Ивана IV, Федор Иоаннович. С детства имея большие проблемы со здоровьем, самостоятельно править он не мог, поэтому власть сосредотачивается в руках , брата жены Федора Иоанновича. Он же впоследствии становится царем с 1598 года и после передает трон своему сыну Федору. Однако в России наступает «смутное время» и период постоянной смены власти.


Только в 1613 году первым царем Земского Собора становится – тот самый представитель рода Романовых, с которого начинается династия, правящая в России на протяжении веков, вплоть до отречения в 1917 году.

Первый русский царь Иван IV родился в августе 1530 года и был наследником Великого московского князя Владимира III. Сам Владимир происходил из династии Рюриковичей, их московской ветви. Мать Ивана, Елена, была литовской княжной из рода Глинских, берущего своё начало от темника Золотой Орды, жестокого и хитрого Мамая.

Когда будущему царю исполнилось всего три года, князь Владимир скончался, а ещё через пять лет и умерла и мать, Елена Глинская. Мальчик остался полным сиротой и был отдан на воспитание опекунов – бояр, между которыми постоянно шла борьба за воздействие на неокрепшую душу ребёнка.

Обстановка интриг, подлости и обмана, в которой рос Иван, имела сильнейшее влияние на развитие его характера и во многом сформировала дальнейшую политику управления государством.

Недаром впоследствии Иван IV получил устрашающее прозвище Грозный или Кровавый царь. Время правления Ивана Грозного было поистине кровавым и жестоким. Это был деспотичный, жёсткий правитель, который во всех своих решениях руководствовался исключительно собственными интересами, достигая цели любой ценой.

Подтверждением сильной воли и властности будущего правителя Руси может служить тот факт, что уже в 13 лет Иван восстал против бояр и приказал отдать Андрея Шуйского на растерзание псам. В дальнейшем Грозный не раз подтверждал своё прозвище, безжалостно устраняя соперников, устраивая показательные казни и не имея снисхождения даже к близким людям.

В то же время Иван Грозный запомнился современникам не только своим бурным и вспыльчивым, скорым на расправу нравом. Это был один из самых образованных людей того времени. Он писал музыку, составлял многочисленные литературные «послания», способствовал зарождению книгоиздательства, причём сам владел одной из лучших библиотек в Европе, имел глубокие познания в богословии и обладал феноменальной памятью.

Умер царь в 1584 году в возрасте всего 54 лет. По некоторым источникам, в последние годы жизни Ивана IV парализовало, причиной чему послужила болезнь позвоночника.

Год венчания на царство первого русского царя

Самым главным итогом царствования Ивана Грозного является введение единоличного правления и принятие царского титула. Понятие самые первые цари связано с византийской культурой и происходит от римского «цезарь».

Обратите внимание! В истории Руси Иван Грозный – первый, кого нарекли царём. До 1547 года все русские правители именовались князьями.

Когда Ивану исполнилось 17 лет, он был официально введён в статус самодержца, хотя номинально исполнял роль правителя государства ещё с трёх лет, после смерти отца — князя Владимира III.

Год венчания – 1547, дата — 25 января. Процедура проводилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Во время этого торжественного действа на юного князя были возложены символы царской власти:

  • Крест Животворящего Древа.
  • Бармы – священное одеяние, прикрывающее плечи, инкрустированное драгоценными камнями и расписанное рисунками на религиозную тематику.
  • Шапка Мономаха – символ самодержавия и главная регалия русских князей, украшенная золотом и драгоценностями.

После этого будущий царь принял «помазание» и стал признанным правителем всея Руси.

Что дало государству провозглашение царской власти?

Вход во власть Иваном Грозным был выполнен в нарушение общепризнанных норм. Обряд «венчания на царство» совершил русский митрополит Макарий, тогда как по сложившимся канонам сделать это должен был папа Римский или Константинопольский патриарх.

Это стало причиной того, что законность титула несколько лет отрицалась другими государствами. Но уже в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом была подписана Соборная грамота, подтверждающая правоту нового статуса монарха.

Царский титул кардинально изменил положение государства в дипломатических отношениях:

  • Он уравнял авторитет власти Ивана Грозного с самой значительной фигурой на политической арене тех лет — императором Священной Римской Империи.
  • Страны Западной Европы безоговорочно признали рост влияния Руси, как развивающейся и сильной мировой державы.

Обратите внимание! Польско-Литовское государство долгое время отказывалось принимать правомерность коронации и, в течение XVI века, так и не признала титул самодержца.

Итоги правления Ивана Грозного

Нельзя не отметить, что именно во время правления Ивана Грозного на Руси ощущался небывалый подъём во многих сферах.

Перемены, которые произошли за почти сорокалетний период царствования Ивана IV, во многом укрепили роль Русского государства на международном уровне, да и во внутреннем курсе страны были произведены новаторские изменения:

  1. Благодаря политике централизованной власти, проводимой Иваном Грозным, появился сильный и действенный орган власти, что позволило укрепить внутренние позиции государства и поднять международный авторитет.
  2. Расширилась территория Московского государства — были присоединены Астраханское и Казанское ханство.
  3. Благодаря походу Ермака, началось освоение сибирских земель.
  4. Получило развитие книгопечатание.

Помимо этого, в Русском царстве проводилось большое количество реформ:

  • В 1550 году были внесены изменения в Судебник – главный сборник законов того периода. В них ликвидировались привилегии князей и были расширены права государственных судебных органов.
  • Внесены поправки в систему налогообложения.
  • Увеличилась численность и боеспособность русской армии.
  • Было ослаблено влияние монастырей и уменьшено их финансирование.
  • Произвелась денежная реформа, итогом которой стало создание единой платёжной системы государства.

Обратите внимание! После финансовых преобразований в обиход поступили новые чеканные формы, на которых был изображён всадник с копьём. Именно эти монеты и получили в народе название «копейка», которым мы пользуемся по сей день.

Жёны и дети Ивана Грозного

Первой женой Ивана IV стала Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, венчание с которой состоялось через месяц после коронации царя — 13 февраля 1547 года. Этот брак был долгим, он продолжался более 13 лет, вплоть до кончины Анастасии.

После этого русский царь неоднократно заводил новую семью, помимо прочего имея многочисленные неузаконенные связи.

Участь остальных жён, с которыми Иван Грозный жил между этими тремя браками, сложилась трагически:

  • Марфа Собакина – умерла через две недели после свадьбы.
  • Анна Колтовская – насильно сослана в монастырь.
  • Анна Васильчикова – против своей воли пострижена в монахини.
  • Василиса Мелентьева – наложница, судьба неизвестна.

Взошедший на престол после смерти своего отца Фёдор I Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. После этого, в 1613 году, русским царём стал Михаил Фёдорович из рода Романовых.

Споры о личности первого русского царя ведутся на протяжении последующих пяти веков после его правления. В конце ХХ столетия даже поднимался вопрос о канонизации его образа.

Но православная церковь выступила против этой идеи, посчитав фигуру Ивана Грозного слишком противоречивой и одиозной, что стало препятствием для присвоения ему святого чина.

Полезное видео

Первым титул русского царя принял Иван IV. Прочитав эту статью, вы узнаете, как это произошло, а также чем было отмечено его правление. Иван Грозный - великий князь (с 1533 года), а с 1547 - первый русский царь. Это сын Василия III. Он начал править с конца 40-х годов с участием Избранной рады. Иван IV первым русским царем был с 1547 по 1584 год, до самой своей смерти.

Кратко о правлении Ивана Грозного

Именно при Иване начался созыв Земских соборов, а также был составлен Судебник 1550 года. Он провел реформы суда и управления (Земская, Губная и др. реформы). В 1565 году в государстве введена была опричнина.

Также первый русский царь в 1553 году установил торговые отношения с Англией, при нем была создана в Москве первая типография. Иван IV покорил Астраханское (1556) и Казанское (1552) ханства. Ливонская война велась в 1558-1583 годах за выход к Балтийскому морю. В 1581 году начал присоединение Сибири первый русский царь. Массовыми казнями и опалами сопровождалась внутренняя политика Ивана IV, а также усилением закрепощения крестьян.

Происхождение Ивана IV

Будущий царь появился на свет в 1530 году, 25 августа, под Москвой (в селе Коломенское). Он был старшим сыном Василия III, великого князя Московского, и Елены Глинской. Иван происходил по отцовской линии из династии Рюриковичей (ее московской ветви), а по материнской - от Мамая, который считался родоначальником Глинских, литовских князей. София Палеолог, бабка по отцу, принадлежала к роду византийских императоров. Согласно преданию, в честь рождения Ивана в Коломенском заложили церковь Вознесения.

Детские годы будущего царя

Трехлетний мальчик после смерти отца остался на попечении у своей матери. Она умерла в 1538 году. В это время Ивану было всего лишь 8 лет. Он рос в обстановке борьбы за власть родов Бельских и Шуйских, враждующих между собой, в атмосфере дворцовых переворотов.

Окружавшие его насилия, интриги и убийства способствовали развитию в будущем царе жестокости, мстительности и подозрительности. У Ивана склонность мучить других проявлялась уже в детстве, и ее одобряли приближенные.

Московское восстание

В юности одними из самых сильных впечатлений будущего царя были Московское восстание, произошедшее в 1547 году, и "великий пожар". Бунтовщики после убийства родственника Ивана из рода Глинских явились в село Воробьево. Здесь укрывался великий князь. Они потребовали выдать им остальных Глинских.

Больших усилий стоило уговорить толпу разойтись, однако ее все-таки удалось убедить в том, что Глинских нет в Воробьеве. Только что миновала опасность, и вот уже будущий царь распорядился арестовать заговорщиков для того, чтобы казнить их.

Как первым русским царем стал Иван Грозный?

Уже в юности излюбленной идеей Ивана стала мысль о самодержавной власти, ничем не ограниченной. В Успенском соборе Кремля 16 января 1547 года состоялось торжественное венчание Ивана IV, великого князя, на царство. Знаки царского достоинства были возложены на него: шапка и бармы Мономаха, крест Животворящего Древа. Иван Васильевич после приобщения Святых Тайн был помазан миром. Так первым русским царем стал Иван Грозный.

Как вы видите, народ не участвовал в этом решении. Иван сам провозгласил себя царем (конечно, не без поддержки духовенства). Первый избранный русский царь в истории нашей страны - это Борис Годунов, правивший чуть позже Ивана. Земский собор в Москве в 1598 году, 17 (27) февраля, избрал его на царство.

Что давал царский титул?

Принципиально иную позицию в отношениях с государствами Западной Европы позволил занять царский титул. Дело в том, что великокняжеский титул на западе переводили как "принц", а иногда и как "великий герцог". Однако "царь" либо не переводили совсем, либо переводили как "император". Тем самым русский самодержец встал вровень с императором самой Священной Римской империи, единственным в Европе.

Реформы, нацеленные на централизацию государства

Вместе с Избранной радой с 1549 года первый русский царь осуществил ряд реформ, которые были нацелены на централизацию государства. Это, прежде всего, Земская и Губная реформы. Также начались преобразования в армии. Новый Судебник был принят в 1550 году. Первый Земский собор был созван в 1549 году, а еще через два года - Стоглавый собор. На нем был принят "Стоглав", сборник решений, регламентирующий церковную жизнь. Иван IV в 1555-1556 годах отменил кормления, а также принял Уложение о службе.

Присоединение новых земель

Первый русский царь в истории России в 1550-51 годах участвовал лично в Казанских походах. Казань была покорена им в 1552 году, а в 1556 - Астраханское ханство. Ногаи и сибирский хан Едигер попали в зависимость от царя.

Ливонская война

Торговые отношения с Англией были установлены в 1553 году. Иван IV в 1558 году начал Ливонскую войну, намереваясь заполучить побережье Балтийского моря. Военные действия первоначально развивались успешно. Армия Ливонского ордена к 1560 году была разгромлена окончательно, а сам этот Орден прекратил свое существование.

Во внутреннем положении государства тем временем произошли существенные изменения. Царь около 1560 года порвал с Избранной радой. Он наложил на ее деятелей различные опалы. Адашев и Сильвестр, по мнению некоторых исследователей, понимая, что России не сулит успеха Ливонская война, безуспешно пытались склонить царя к подписанию соглашения с противником. Русские войска в 1563 году овладели Полоцком. Это была в те времена крупная литовская крепость. Иван IV особенно гордился этой победой, которая была одержана уже после роспуска Избранной рады. Однако Россия уже в 1564 году начала терпеть поражения. Иван старался найти виноватых, начались казни и опалы.

Введение опричнины

Первый русский царь в истории России проникался все сильнее идеей установления личной диктатуры. Он объявил в 1565 году о введении опричнины в стране. Государство делилось отныне на 2 части. Земщиной стали называться территории, которые не вошли в опричнину. Каждый опричник обязательно присягал царю на верность. Он обязывался не поддерживать отношения с земскими.

Опричники были освобождены Иваном IV от судебной ответственности. С их помощью царь насильственно конфисковывал вотчины бояр и передавал их во владение дворянам-опричникам. Опалы и казни сопровождались разбоем среди населения и террором.

Новгородский погром

Новгородский погром, произошедший в январе-феврале 1570 года, стал крупным событием времен опричнины. Поводом к нему стало подозрение в том, что Новгород намерен перейти к Литве. Иван IV лично руководил походом. По дороге до Новгорода от Москвы он разграбил все города. В декабре 1569 году во время похода Малюта Скуратов в тверском монастыре задушил митрополита Филипа, который пытался противостоять Ивану. Считается, что количество жертв в Новгороде, в котором проживало в то время не более 30 тыс. человек, составило 10-15 тысяч. Историки утверждают, что царь в 1572 году отменил опричнину.

Нашествие Девлет-Гирея

В этом свою роль сыграло нашествие Девлет-Гирея, крымского хана, на Москву, совершенное в 1571 году. Опричное войско не в силах было его остановить. Девлет-Гирей сжег посады, огонь также перекинулся на Кремль и Китай-город.

Пагубно отразилось разделение государства и на его экономике. Было опустошено и разорено огромное количество земель.

Заповедные лета

Для того чтобы предотвратить запустение множества имений, в 1581 году царь ввел в стране заповедные лета. Это был временный запрет крестьянам покидать хозяев в Юрьев день. Это способствовало утверждению крепостнических отношений в России. Полной неудачей для государства завершилась Ливонская война. Были потеряны исконно русские земли. Иван Грозный объективные итоги своего царствования мог увидеть еще при жизни: провал всех внешне- и внутриполитических начинаний.

Раскаяние и приступы ярости

Царь с 1578 года перестал казнить. Практически в это же время он распорядился составить поминальные списки (синодики) казненных, а затем разослать по монастырям страны вклады на их поминовение. В составленном в 1579 году завещании царь каялся в содеянном.

Однако периоды молитвы и покаяния у него сменялись приступами ярости. 9 ноября 1582 года, во время одного из этих приступов, в своей загородной резиденции (Александровской слободе) он случайно убил Ивана Ивановича, своего сына, попав ему в висок посохом с железным наконечником.

Смерть наследника повергла в отчаяние царя, так как Федор Иванович, другой его сын, был неспособен к управлению государством. Иван отправил большой вклад в монастырь на помин души Ивана, подумывал даже сам уйти в монастырь.

Жены и дети Ивана Грозного

Неизвестно точно число жен Ивана Грозного. Вероятно, царь был женат 7 раз. У него было, не считая детей, умерших в младенчестве, трое сыновей.

У Ивана от первого брака родилось от Анастасии Захарьиной-Юрьевой двое сыновей, Федор и Иван. Второй его супругой стала Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя. Третьей была Марфа Собакина, которая неожиданно умерла через 3 недели после свадьбы. Жениться по церковным правилам запрещалось более трех раз. Поэтому в 1572 году, в мае, созвали церковный собор для того, чтобы разрешить Ивану Грозному 4-й брак - с Анной Колтовской. Однако она в том же году была пострижена в монахини. В 1575 году пятой супругой царя стала Анна Васильчикова, которая умерла в 1579 году. Вероятно, шестой женой была Василиса Мелентьева. Осенью 1580 года Иван заключил последний брак - с Марией Нагой. В 1582 году, 19 ноября, от нее родился Дмитрий Иванович, третий сын царя, который погиб в Угличе в 1591 году.

Чем еще запомнился в истории Иван Грозный?

Имя первого русского царя вошло в историю не только как воплощение тирании. Для своего времени он был одним из самых образованных людей, обладал богословской эрудицией и феноменальной памятью. Первый царь на русском престоле является автором множества посланий (например, Курбскому), текста и музыки службы праздника Богоматери Владимирской, а также канона Архангелу Михаилу. Иван IV способствовал тому, что в Москве было организовано книгопечатание. Также во время его правления был возведен на Красной площади храм Василия Блаженного.

Смерть Ивана IV

В 1584 году, 27 марта, примерно в третьем часу, Иван Грозный отправился в баню, приготовленную для него. Первый русский монарх, официально принявший титул царя, мылся с удовольствием, его тешили песнями. Иван Грозный после бани чувствовал себя свежее. Царя усадили на постели, на нем был сверх белья широкий халат. Иван велел подать шахматы, начал расставлять их самостоятельно. Ему никак не удавалось поставить на свое место шахматного короля. И в это время Иван упал.

Сразу же побежали: кто за розовой водой, кто за водкой, кто за духовенством и врачами. Явились врачи со снадобьями, принялись растирать его. Также пришел митрополит и совершил наскоро обряд пострижения, нарекая Ионою Ивана. Однако царь был уже бездыханен. Заволновался народ, в Кремль бросилась толпа. Борис Годунов распорядился затворить ворота.

Тело первого русского царя на третий день предали погребению. Его похоронили в Архангельском соборе. Могила сына, убитого им, находится рядом с его собственной.

Итак, первым русским царем был Иван Грозный. А после него начал править его сын, Федор Иванович, который страдал слабоумием. Фактически управление государством осуществлял опекунский совет. Началась борьба за власть, однако это уже отдельная тема.

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <...>

Разве же это «супротив разума» - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <...> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <...>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

 
Статьи по теме:
Куриная печень в сливках Куриная печень в сливках
Куриная печень - продукт не только вкусный, но и полезный. Надоели привычные паштеты и подливы? Приготовьте что-нибудь новенькое. Обязательно обратите внимание на такой деликатес, как в сливках. Приготовить это кушанье можно и по случаю праздничного засто
Ленивая овсянка: быстрый и полезный завтрак на все случаи жизни
Как часто мы что-то готовим на завтрак впопыхах, бегая между кухней, детской комнатой и туалетным столиком. При этом яичница подгорает, бутерброды падают маслом вниз, а задуманными всмятку яйцами впору стены разбивать. Другое дело - ленивая овсянка в банк
Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями
Торт «Медовик» завоевал популярность и приобрел множество фанатов еще давным-давно. И все потому, что этот классический медовый торт можно без труда приготовить в домашних условиях, а получится он не менее вкусным, чем у профессиональных кондитеров. Рецеп
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти