Рукопашный бой для армии. Тосю какуто. Пробная тренировка по японскому фехтованию

Data-medium-file="https://i1.wp..jpeg?fit=300%2C238&ssl=1" data-large-file="https://i1.wp..jpeg?fit=644%2C510&ssl=1" class="wp-image-6634 aligncenter" src="https://srrb.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-1462781.jpeg" alt="самураи-старые-фото-1462781" width="600" height="476" srcset="https://i1.wp..jpeg?w=733&ssl=1 733w, https://i1.wp..jpeg?resize=300%2C238&ssl=1 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения. Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование себя самого.

Дейв Лори

Хотя с другой стороны — на мой взгляд все эти японские боевые искусства давным-давно устарели — и не представляют на самом деле никакого практического интереса — мир меняется что то устаревает — что-то появляется новое. Более лучшее, более соответствующее духу времени.

Но и между тем очень многие люди продолжают увлекаться различными японскими боевыми искусствами и находят для себя очень много любопытного и интересного.

И самое главное - это ведь уникальнейшая возможность прикоснуться к тщательно сохраненному и поэтому до сих пор живому духу — древних японских воинов — примерить его, так сказать на себя.

Итак, все боевые искусства Японии...

Абэ-рю — (яп. 安倍流 ) или Абэ татэ-рю (яп. 安倍立流 ) , также известное как Абэ-рю Кэндо (яп. 安倍立剣道 ) - классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке мастером Абэ Ёрито (яп. 安倍頼任 ). Школа является ответвлением от стиля Тайся-рю, который, в свою очередь, испытал влияние Синкагэ-рю .

Абэ-рю известна как первая серьёзная школа кэндзюцу, которая применяла термин кэндо (яп. 剣道 ) ещё в 1673 году, хотя подобные иероглифы были известны ещё в Китае. Суть кэндо, или кэн-но-мити («путь меча»), в рамках данного стиля заключалась более в духовном и нравственном обучении, нежели в физическом. То кэндо, которое практиковала школа Абэ-рю, не имеет никакого отношения к современной практике кэндо, созданной после реставрации Мэйдзи.

Айдзу Кагэ-рю - (яп. 会津陰流 , «теневая школа Айдзу») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1490 году Айдзу Хьюга-но-Ками Ико (яп. 愛洲移香斎久忠 ), также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада (яп. 愛洲移香斎 尚忠 )

Школа Айдзу Кагэ-рю была основана самураем Айдзу Хьюга-но-Ками Ико в 1490 году, во времена периода Муромати. Айдзу Икосаи являлся членом клана Айдзу и представителем ветви семьи Кии (Kii) города Кумано, которая была поставлена во главу пяти крепостей сёгуном Моринага Синно (яп. 親王 森永 , 1308 - 1335) во времена периода Муромати

Основная направленность школы - борьба с мечом (кэндзюцу). Термин «Кагэ» переводится как «тень» и передаёт суть учения, которое заключается в фокусировке на определении намерения, стратегии и душевного состояние противника путём изучения его/её языка тела, выражения лица и других признаков.

На сегодняшний день Айдзу Кагэ-рю более не существует, однако её знания и техники используются в таких школах, как Ягю Синкагэ-рю и Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, а также многих других.

Айки-дзюдзюцу — японская боевая техника, являющаяся предшественником . В настоящее время термин «айки-дзюцу» (合気術) используется многими современными школами дзю-дзюцу для определения технического раздела с применением принципов айки (合気).

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу , ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu ) - японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу ] (инф.) ) - от яп. 柔 [дзю ] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術 [дзюцу ] (техника, способ) - «искусство мягкости» - общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть джиу-джитсу - искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

Дзигэн-рю (яп. 示現流 , дословно «разоблачённая реальность») - древнее японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Того Тюем (яп. 東郷重位 , 1561 - 1643) в провинции Сацума, современной префектуре Кагосима, на основе школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В основном фокусируется на методах кэндзюцу.

Дзиттэдзюцу (яп. 十手術 Jittejutsu , «искусство жезла») или Дзюттэдзюцу (англ. Juttejutsu ) - японское искусство ведения боя при помощи дзюттэ.

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до: , дословно - «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») - японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 - 1938 ), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Дзюкэндо — японское искусство штыкового боя.

Ёсёкай (ответвление школы ) (яп. 合氣道耀尚會 Айкидо: Ё:сё:кай ) - школа айкидо, созданная и возглавляемая японским мастером Такаси Кусидой.

Ёсин-рю (яп. 楊心流 , «школа сердца ивы») - древняя школа дзюдзюцу, классическое японское боевое искусство, основанное в 1632 году Акиямой Сиробэем Ёситоки (яп. 秋山 四郎兵衛 義時 ). Линия Акияма Ёсин-рю является одной из самых влиятельных школ дзюдзюцу, существовавших в Японии.

Ёсинкан (яп. 養神館 , название состоит из трёх иероглифов: Ё (яп. 養 ) - «взращивать или развивать», СИН (神 ) - «дух», КАН (館 ) - «дом». Это сочетание иероглифов можно перевести как «Дом развития духа») - стиль айкидо (яп. 合気道), основанный японским мастером Годзо Сиодой (1915-1994)

Ёсиока-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке Ёсиокой Кэмпо (яп. 吉岡 拳法 ). Школа пользовалась большой популярностью во второй половине XVII века, когда её создатель был назначен инструктором фехтования сёгуната Асикаги в Киото.

Иайдзюцу — Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу - искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же - это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.

Иайдо (яп. 居合道 иайдо: , дословно, искусство встречать сидя ) - это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Ивама-рю (岩間流) - одно из старых направлений айкидо, созданное Морихиро Сайто, близким учеником Морихея Уэсибы, основателя айкидо. Ведет своё название от местечка Ивама, куда в 1942 году с началом второй мировой войны Уэсиба переехал из Токио. Здесь он открыл додзё, где проводил тренировки до своей смерти в 1969 году.

Ига-рюха Кацусин-рю (яп. 為我流派勝新流 ) - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное мастером по имени Фудзисаки Томинодзё Ёсимити. Корни школы Ига-рюха Кацусин-рю идут от Ига-рю дзюдзюцу (не путать с Ига-рю ниндзюцу), являющегося комбинацией иных стилей боевых искусств. Ига-рю была основана мастером по имени Эбата Мокуэмон Митидзанэ (яп. 江畑杢右衛門満眞 ). Эбата с детства обучался боевым искусствам. Он изучал Фудзияма-рю (дзюдзюцу, иайдзюцу, когусоку; под руководством Сукэгава Тадаёси (яп. 助川忠良 )), Ёсиока-рю (дзюдзюцу; под руководством укадзава Матаиси Танэцугу (яп. 深沢又市胤次 )) и Бугё-рю (иай).

Иккаку-рю - древняя школа дзиттэдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. Техники школы не преподаются отдельно, а включены в программу обучения школы Синто Мусо-рю. Искусство дзиттэдзюцу в Иккаку-рю рассматривает дзюттэ как способ самозащиты против злоумышленника, вооруженного мечом (катаной).

Иппо-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Тода Иппо.

Иссин-рю - древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи - 3,6 метров . Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.

Иттацу-рю - традиционная школа ходзёдзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. На сегодняшний день традиции стиля Иттацу-рю включены в состав школы Синто Мусо-рю.

Итто Сёдэн Муто-рю (яп. 一刀正伝無刀流 , «школа истинной передачи традиций системы без меча Ито Иттосая») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное во второй половине 1800-х годов мастером по имени Ямаока Тэцутаро Такаюки, более известным как Ямаока Тэссю (яп. 山岡 鉄舟 )

Итто-рю (яп. 一刀流 , «школа одного меча») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке известным самураем по имени Иттосай Кагэхиса.

Кагэ-рю - древняя школа баттодзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное Ямамотой Хисаем Масакацу (яп. 山本久弥正胜 ) . Кагэ-рю не имеет никакого отношения к стилям Айдзу Кагэ-рю и Синкагэ-рю. Школа фокусируется на техниках обнажения длинного меча, известного как тёкэн (choken ).

Камадзюцу - традиционное японское искусство ведения боя при помощи серпа - кама.

Канэмаки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в конце XVI или начале XVII веков мастером по имени Канэмаки Дзисай.

Касима Син-рю - традиционное воинское искусство, основные принципы которого были разработаны в XVI веке. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение семьёй Кунии. Современную форму Касима-синрю приобрела благодаря усилиям сиханкэ 18 поколения Кунии Дзэнъя (годы жизни 1894-1966, сиханкэ в 1914-1966 гг.) В школе изучают кэндзюцу (технику фехтования на мечах), нагинатадзюцу (технику боя алебардой), содзюцу (технику боя копьем), баттодзюцу (технику мгновенного обнажения меча с рубкой), дзюдзюцу (технику рукопашного боя) и бодзюцу (технику боя шестом).

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (яп. 鹿島神傳直心影流 , «божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима»), также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю (яп. 直心影流 ) или Касима Синдэн - школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1570-х годах мастером по имени Мацумото Бидзэн-но-ками Таокацу. Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, основанная в середине XVI века, является одной из немногих древних японских школ боевых искусств, дошедших до XXI века и всё ещё существующих на сегодняшний день.

Касуми Синто-рю Кэндзюцу (яп. 霞神道流剣術 ) или Синто-рю Кэндзюцу (яп. 神道流剣術 ) - наименования, используемые для обозначения серии тренировочных форм (ката), посвященных работе с мечом против меча, практикуемых исключительно в школе Синто Мусо-рю . Система состоит из 12-и форм, 8 из которых посвящены длинному мечу (одати), и 4 - короткому (кодати).

Тэннэн Рисин-рю яп. 天然理心流 , «школа естественного понимания духа» или «школа незамутнённого сознания») - классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1789 году мастером Кондо Кураносукэ Нагахиро (яп. 近藤 内蔵助 長溥 ). Широко известно тем, что практиковалось членами синсэнгуми.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (天真正伝香取神道流) – одна из древнейших существующих на настоящий момент школ традиционных японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств Японии. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 – более точная дата.

Тэнсинсё Дзигэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1500-х годах мастером по имени Сэтогути Бидзэн-но-ками Масамото. Основная направленность стиля - практика кэндзюцу и иайдзюцу, однако в программу обучения также входят такие дисциплины, как дзюдзюцу, содзюцу и нагамаки.

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術 , «искусство тэссэн») - японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇 ), популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии. Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами.

Тэцубодзюцу (яп. 鉄棒術 , «искусство тэцубо») - японское искусство ведения боя при помощи стальной дубинки тэцубо . Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке - тэцубо . Из-за своих размеров и веса обращаться с таким оружием было довольно трудно, поэтому возникла целая боевая дисциплина - тэцубодзюцу . Она преследовала цель развить физическую силу воина и обучить его техникам ведения боя при помощи стальной дубинки как на коне, так и в пешем строю. В основе тэцубодзюцу лежит принцип использования инерции, развиваемой оружием при движении по различным траекториям. Техники тэцубодзюцу применяли для нанесения сокрушительных ударов, разбивания доспехов, выбивания противника из седла, а иногда и в качестве портативного тарана.

Не известно, какая воинская традиция формализовала использование тэцубо , однако использование этого вида оружия стало прерогативой лишь тех воинов, которые были достаточно сильны, чтобы овладеть им.

Тюдзо-рю - древнее японскоебоевое искусство (корю), одно из старейших форм кэндзюцу, основанное в XIV веке мастером по имени Тюдзо Нагахидэ (яп. 伊庭秀明 ), который обучался фехтованию у Нэнами Дзиона (Nenami Okuyama Jion ), основателя Нэн-рю.

Унко-рю яп. 雲弘流 , «школа всеохватывающих / всеобъемлющих облаков») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в середине XVIII века мастером по имени Хигути Ситиро.

Уэти-рю (яп. 上地流 Уэти рю: , «Стиль Уэти») - один из стилей Окинавского боевого искусства каратэ, который основал мастер Камбун Уэти (1877-1948).

Фудэн-рю - древняя школа содзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в начале 1600-х годов мастером по имени Накаяма Гэнбэй Ёсинари (яп. 中山吉成 ).

Фукибаридзюцу (яп. 吹き針術 , «искусство фукибари») или фукиядзюцу (яп. 吹き矢術 , «искусство фукии») - японскоеискусство метания игл (яп. 針 , ромадзи: hari ) при помощи духовой трубки: фукибари (яп. 吹き針 ) или фукии (яп. 吹き矢 ).

Фусэн-рю - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в XIX веке мастером по имени Такэда Моцугэ.

Хасэгава Эйсин-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное между 1716 и 1736 годами мастером по имени Хасэгава Тикараносукэ Эйсин (яп. 長谷川 主税助 英信 ). На сегодняшний день знания стиля Хасэгава Эйсин-рю изучаются в таких школах боевых искусств, как Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю.

Хёхо Нитэн Ити-рю (яп. 兵法二天一流 ) - древняя школа кэндзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное между 1604 - 1640 годами знаменитым мастером фехтования Миямото Мусаси. Нитэн Ити-рю известна прежде всего техниками фехтования при помощи двух мечей, катаны и вакидзаси, которые Мусаси назвал Нитэн-ити (яп. 二天一 , «два неба как одно») или Нито-ити (яп. 二刀一 , «два меча как один»)

Хиго Ко-рю - древняя школа нагинатадзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Камэй Гэрусигэ.

Ходзан-рю (яп. 宝山流 ), также известное как Цуцуми Ходзан-рю (яп. 堤宝山流 ) - сого будзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное в конце XIV или начале XV века мастером по имени Цуцуми Ходзан (яп. 堤宝山 ).

Ходзёдзюцу (яп. 捕縄術 ходзё:дзюцу ) или навадзюцу (яп. 縄術 ) - традиционное японское искусство связывания при помощи верёвки. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников. В практике боевых искусств, ходзёдзюцу крайне редко выступало в качестве единственной изучаемой дисциплины, однако его можно было встретить как одну из частей учебной программы различных комплексных школ будо, зачастую в качестве углубленного изучения принципов и техник дзюдзюцу.

Ходзоин-рю - древняя школа содзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно 1560 году Ходзоином Какудзэнбо Иннэем (яп. 宝蔵院 胤栄 , 1521 - 1607)

Хоки-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, японское классическое боевое искусство, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Катаяма Хоки-но-Ками Фудзивара Хисаясу (яп. 片山伯耆守藤原久安 , 1575 – 1650). Взяв Исэ-но-нами в качестве базы, Хисаясу и более поздние поколения семьи Катаяма и Хосино разработали и ввели в арсенал школы более семидесяти техник с мечом . Многие из них были утеряны большинством современных ответвлений, практикующих Хоки-рю. В настоящее время пятнадцать базовых форм составляют основу почти всех ответвлений Хоки-рю (некоторые группы сохранили различные ката). Эти 15 базовых форм разделяются на два уровня: Омотэ (6 техник) и Тюдан (9 техник). Большинство из них практикует из позиции сэйдза .

Хокусин Итто-рю - классическое боевое искусство Японии, основанное в 1820-х годах мастером по имени Тиба Сюсаку Наримаса. Школа входит в состав Нихон Кобудо Кёкай.

Хонтай Ёсин-рю - сого будзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в 1660-х годах мастером по имени Такаги Сигэтоси. Хонтай Ёсин-рю входит в состав организации Нихон Кобудо Кёкай.

Хотэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Такидзава Миноками Хотэн (яп. 滝澤美濃守法典 ). В программу обучения школы входит изучение техник кэндзюцу, иайдзюцу, дзёдзюцу, сасумата, хибуки и кабуки (скрытное и старое оружие), кусари и кусарифундо, тэссэндзюцу, сюрикэндзюцу, содзюцу, кусаригамадзюцу и тэккэн.

Хэйдзё Мутэки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1668 году мастером Яманоути Рэнсинсаи (яп. Yamanouchi Renshinsai ) . Является одной из первых школ, употреблявших понятие кэндо .

Ягю Синган-рю - классическое японское боевое искусство (корю), сого будзюцу, основанное приблизительно 1600 году.

Ягю Синкагэ-рю (яп. 柳生新陰流 , «новая теневая школа Ягю») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1568 году одним из наиболее значимых учеников Камиидзуми НобуцунаЯгю Мунэтоси на основе знаний школы Синкагэ-рю. На сегодняшний день Ягю Синкагэ-рю остаётся одной из самых известных школ японского фехтования.

Ядомэ/ядонэ-дзюцу — искусство отбивания летящих предметов.

Тосю какуто – это современная система рукопашного боя, предназначенная для использования в армии.

В 1954 г. в Японии создаются Силы самообороны, которые должны защищать страну от внешней агрессии. Их руководство было уверено, что армии необходима особенная боевая система.

Раньше и до конца Второй мировой войны основу рукопашной подготовки японских солдат составляло в его классической форме, то есть использующие удары по уязвимым точкам (атэми-вадза). С 20-х гг. XX века военное ведомство заинтересовалось , которое только начало тогда проникать в Японию с островов Окинавы. Центром исследований методов рукопашного боя являлось известное Училище сухопутных войск Тояма-гакко.

Слева направо: Мадзо ивата, Фудзита Сэйко, Кэнва Мабуни

В работе особой комиссии учавствовали крупные мастера , включая Фудзита Сэйко, 14-го патриарха школы Кога-рю Вадаха, мастера жесткой системы Намбан сатто-рю. Трудами членов этой комиссии был разработан весьма эффективная система рукопашного боя, пригодная для массового обучения в армии. Но, к сожалению, рекомендации комиссии до войск так и не добрались, так как в армии основное внимание отводилось штыковому бою.

В послевоенных силах самообороны рукопашная подготовка сначала преподавалась по американской программе штыкового боя и самообороны. Но со временем японцы возобновили исследования с целью разработки своей собственной системы армейского рукопашного боя.

Главную роль в ее появлении отводится капитану Тиба Хироси (1927 г.р.), который мастерски владел и . Тиба старался взять все лучшее, отвечающее целям и задачам армейского рукопашного боя из многочисленных японских воинских систем. Сначала он созвал на конференцию многих крупных мастеров боевых искусств, где обозначил им задачи и требования, предъявляемые к армейскому рукопашному бою. Но его попытка заинтересовать этих мастеров обернулась пшиком, так как каждый из них доказывал превосходство собственной школы и не имел желания сотрудничать с инструкторами иных школ и видов .

Тосю какуто

В итоге Тиба сначала пришлось работать практически самостоятельно. Лишь через некоторое время к его работе подключились еще два специалиста: мастер и Томики Кэндзи и признанный специалист Мори Рёносукэ, имевший огромный опыт преподавания рукопашного боя оперативному составу полицейских сил.

За базовую основу Тосю какуто была взята именно , отличающаяся жесткими схватками в полный контакт в защитном снаряжении и максимально широким арсеналом техники - удары руками и ногами, броски, болевые приемы. Она наиболее полно соответствовала задачам военного ведомства: позволяла вести обучение рукопашному бою в условиях «приближенных к боевым» и в то же время, благодаря использованию защитной амуниции, обеспечивала сравнительно низкий травматизм.

К технике Нихон-кэмпо были добавлены некоторые броски и удушающие приемы из дзюдо, отдельные приемы , специально разработанные приемы противодействию противнику с автоматом (карабином) со штыком, саперной лопаткой, техники уничтожения часовых и захвата пленных, техника боя ножом.

Тосю какуто

Работы по созданию Тосю какуто продолжались четыре года и закончились в 1959 г. Однако внедрение этой системы в войска встретило серьезные трудности. К тому времени в полиции уже использовалась система рукопашного боя тайхо-дзюцу, и некоторые чиновники считали, что ее можно эффективно использовать также и в армии. Но Тиба и его коллеги доказывали, что армейский рукопашный бой обладает собственной спецификой. В результате, военное руководство страны издало приказ о внедрении Тосю какуто в Силы самообороны.

Тосю какуто одинаково подходит для оборонительного и наступательного боя, она адаптирована к реалиям современной войны. Нынешний солдат должен уметь драться, будучи одетым в униформу и нагруженным снаряжением. При этом ему необходимо уничтожить своего противника за считанные мгновения. Исходя из поставленной задачи, в Тосю какуто используют исключительно самые простые и эффективные приемы боя, атаки нацелены в жизненно важные органы, которые не прикрыты каской и бронежилетом.

Удары рукой наносят вертикальным кулаком, что обеспечивает более жесткий контакт и лучше защищает кисть от травмы. Удары ногой наносят пяткой, с подпрыгиванием. Большое внимание отводится уклонам, уходу с линии атаки противника. В случае прорыва на ближнюю дистанцию солдат использует броски, болевые приемы, удушения.

Главным методом обучения Тосю какуто является жесткий контактный поединок в защитном снаряжении, по правилам, близким к Нихон-кэмпо.

Уровень подготовки военнослужащих постоянно проверяется на различных соревнованиях. Главным турниром является чемпионат Сил самообороны.

А может есть желание ощутить себя настоящим спецназовцем? Пострелять из лазерного оружия, по весу и размерам максимально приближенного к боевому? Тогда вам сюда- http://powerstrike.ru/ Почувствуйте адреналиновый выплеск реального боя!

Япония может похвастаться широким разнообразием отдельных видов восточных единоборств. Многие из них зародились в глубокой древности, и дают возможность достигать по-настоящему сверхчеловеческих способностей. Некоторые мастера до сих пор посвящают всю жизнь постижению уникальных техник ведения боя. Кануть в небытие такому своеобразному искусству не позволяет наличие миллионов последователей японских единоборств по всему миру.

В нашей публикации хотелось бы рассмотреть наиболее популярные восточные единоборства, виды и отличия. Также выясним, какие существуют техники и стратегии ведения рукопашного боя.

Историческая справка

Своим появлением различные виды восточных единоборств, во многом, обязаны традициям японских самураев, а также применению кастовой системы в обществе. В древности воины были обязаны постигать мастерство владения различным оружием. Значительное внимание уделялось технике ведения рукопашного боя. Все это требовалось самураям не только для защиты собственных семей, но и для обеспечения безопасности представителей знати, которых называли сегунами.

Со временем практическая сторона вопроса отодвинулась на второй план. Освоение техник боевых искусств приобрело более философское значение. Японские мастера стали называть подобные занятия путем, не имеющим конца. Виды восточных единоборств начали использовать в целях укрепления духа и тела, совершенствования определенных навыков.

Методы японских единоборств

В японских боевых искусствах существует несколько направлений. Здесь применяются так называемые жесткие и мягкие методы сражения. Концепции имеют различную направленность. Однако их характер во многом взаимосвязан.

Жесткий метод предполагает практику контрсилы. На деле под этим подразумевают прямую атаку соперника, которая включает проявления прямой агрессии в комплексе с нанесением ударов в рукопашную либо с применением холодного оружия. Напротив, применение оборонительной техники дает возможность противостоять подобным порывам и также выступает частью жестких концепций ведения боя.

Для мягких методов характерно применение минимальной силы, что позволяет избегать урона, предотвращать атаки или же направлять кинетическую энергию тела оппонента в нужное русло. В качестве примера можно привести так называемую технику скольжения, когда обороняющийся искусными движениями уходит от агрессивных действий противника и тем самым выводит его из равновесия. Если жесткие методы отличаются своей прямолинейностью, то мягкие более гибкие в тактическом плане.

Сумо

Итак, перейдем к рассказу о популярных японских видах восточных единоборств. Список открывает знаменитая борьба сумо, которая стоит наособицу среди прочих востребованных боевых искусств. Изначально такое занятие представляло собой симбиоз сионистских обрядов и соревнования. Некоторые древние церемониальные практики, которые традиционно использовались в такой борьбе, сохранились до наших дней.

Какие же правила применяются в представленном виде восточных единоборств? Все довольно просто. Чтобы одержать победу, борцу достаточно заставить противника коснуться площадки любой частью тела, помимо ступней. Также можно попросту вытолкнуть оппонента за линию ринга, которая выложена специальным канатом симэнава.

Зачастую исход поединка в сумо решают мгновения. Однако любому бою сопутствуют предварительные приготовления в виде своеобразных церемоний. Такие обряды, как правило, занимают немало времени.

Ни для кого не станет открытием тот факт, что для достижения успеха в сумо боец должен обладать внушительной массой тела. В древней Японии тучность не считалась пороком. Наставники борцов полагали, что удары ногами о ринг пробуждают духов земли, которые делают почву более плодородной. Исходя из этого, чем крупнее участники поединка, тем лучше. Согласно особой философии, в сумо не существует весовых категорий.

Самым крупным достижением в данном виде восточных единоборств выступает получение титула Екодзуна, другими словами - Великого чемпиона. Стоит заметить, что такой высокий статус присваивается борцу пожизненно. Если чемпион начинает терпеть поражения, он попросту заканчивает карьеру.

Джиу-джитсу

Школа джиу-джитсу была основана японским мастером Хисамори Такэноути еще в 16 веке. Вид единоборства стал результатом реализации идеи о максимальной экономии сил в рукопашном бою. Центральное место в тактике заняли всевозможные захваты противника, а также броски с использованием энергии оппонента.

Определяющее значение при постижении техник джиу-джитсу отводится дыхательным практикам, боевым стойкам, умению уклоняться от атак. Несмотря на это, единоборство также допускает нейтрализацию противника, что достигается за счет точечного воздействия на определенные зоны тела оппонента.

Дзюдо

В переводе с японского языка понятие дзюдо означает "мягкий путь". У истоков такого вида восточных единоборств стоит знаменитый мастер Кано Дзигоро, который основал собственную школу боевых искусств в 80-х годах 19 века. Многие техники им были позаимствованы из джиу-джитсу. Мастер отобрал приемы, что отличались наименьшей вероятностью травматизма для обоих соперников, но в то же время подходили для организации зрелищных соревнований. В последующем Кано Дзигоро привнес в боевое искусство целую массу духовных практик, которые позволяли бойцам совершенствовать собственный разум.

Вид восточных единоборств предполагает, в первую очередь, постижение оборонительных техник. Сражение происходит без применения холодного оружия. Победа достигается за счет молниеносного ухода от атак с последующим применением удерживающих, болевых либо удушающих приемов. Удары здесь практически не используются. Поэтому подходит данный вид восточных единоборств для детей.

Айкидо

Айкидо представляет собой уникальную систему боя, что разработана японским мастером боевых искусств по имени Уэсиба Морихэй. Принципиальным отличием единоборства от практик других восточных школ послужил отказ от применения наступательных стратегий и агрессивных атак. В последующем айкидо стали называть искусством использования силы оппонента против него самого.

Стоит заметить, что по данному виду спорта не проводятся соревнования и чемпионаты. Несмотря на это, айкидо пользуется чрезвычайной популярностью среди представителей опасных профессий. Подходит вид восточных единоборств для девушек, которые служат в полиции либо организовывают семинары, где обучают, как быстро обезвредить недоброжелателя.

Кендо

Кендо выступает достаточно популярным боевым искусством, которое предполагает применение холодного оружия. По сути, единоборство обучает технике фехтования на традиционных японских мечах. В древности постижение такого мастерства имело чрезвычайное практическое значение, поскольку позволяло готовить умелых воинов для грядущих сражений. Сегодня кендо является не более чем увлечением.

В ходе тренировок используются специальные маски и доспехи, которые надежно защищают тело бойца от травм. Оружием при этом выступают традиционные палки боккэн, изготовленные из бамбука.

Каратэ-до

Вид восточного единоборства возник на японском острове Окинава во времена, когда эта территория имела статус отдельного государства. Каратэ-до зародилось как метод самообороны, который исключал использование оружия. По сей день здесь применяются лишь техники отработки ударов руками и ногами.

Своей популярностью вид единоборств обязан мастеру по имени Фунакоси Гитин. Именно благодаря этому человеку в 20-х годах прошлого века была проведена масштабная кампания, которая способствовала привлечению внимания к данному виду спорта со стороны широких общественных масс. С тех пор каратэ-до остается одним из самых знаменитых и востребованных боевых искусств во всем мире.

Боевые искусства

Боевые искусства: суть Японии

Японские боевые искусства - наиболее известными из которых являются дзюдо, каратэ и айкидо - это один из образов, которые приходят на ум, когда думаешь о Японии. Многочисленные фильмы, утонченная эстетика, легенды о великих учителях и о невероятных способностях, будто бы приобретаемых в результате упорных занятий, термины «сэнсэй», «додзё», «татами» вносят свою лепту в невероятную популярность японских единоборств и делают их крайне привлекательными для множества людей во всем мире.
Тем не менее, Япония действительно является родиной многих боевых искусств и овладение ими действительно расширяет возможности человека, как физические, так и духовные.
Исторически основой всех боевых искусств в Японии является насчитывающее сотни лет бу-дзюцу - «искусство убивать». Бу-дзюцу - это универсальное боевое искусство, практиковавшееся в той или иной форме самураями и ниндзя. Оно обладало чрезвычайно широким техническим арсеналом, сочетая в себе как ударную технику руками и ногами, так и комплекс бросков, болевых приемов, захватов и уходов, особенно эффективных при противостоянии вооруженному холодным оружием противнику в доспехах, а также и технику работы с разнообразными видами холодного оружия, включая катану, самурайский меч. Именно из него возникли все современные японские виды единоборств. Кроме того, бу-дзюцу являлось боевым искусством в полном смысле этого слова: его целью была быстрая и эффективная нейтрализация оппонента, вплоть до его убийства, а не просто победа в спортивном поединке по установленным правилам, чем отличаются практически все современные направления. Это был вид рукопашного боя, в котором не было правил, так как для победы над врагом «все средства хороши».
Если говорить о таком популярном виде единоборств, как каратэ («пустая рука»), или каратэ-до, то для многих, вероятно, будет неожиданностью узнать, что зародилось оно, строго говоря, не в Японии, а на Окинаве, в те времена, когда это королевство было еще независимым государством. В основу первоначального окинавского каратэ легли различные виды китайских боевых искусств, таких, как кунг-фу и кемпо, где применяется в первую очередь ударная техника. Каратэ - это вид самообороны без оружия, где, соответственно, преобладает ударная техника руками и ногами, ее арсенал достаточно широк. Есть в каратэ и броски, но они используется реже, в спортивном каратэ их практически нет. Считается, что одним из первых мастеров, кто познакомил Японию с каратэ, был Фунакоси Гитин, основатель популярного стиля сётокан, это было в двадцатых годах прошлого века. По другой из версий, которая не противоречит первой, примерно в те же годы окинавский мастер каратэ Мотобу Сёки победил в поединке в Токио американского боксера, что вызвало всплеск интереса к этому дотоле малоизвестному единоборству из южной провинции Японии. Ныне в каратэ существует множество стилей, от спортивных до прикладных, от практически бесконтактных до тех, где применяются удары в полный контакт без перчаток. Такое многообразие стилей является главной причиной того, что каратэ пока еще не стало олимпийским видом спорта. Каратэ чрезвычайно популярно в мире благодаря своей зрелищности и эффектности. В частности, многих привлекает техника тамэсивари - разбивание руками или ногами твердых предметов, а также ката - учебные формальные комплексы движений, содержащие в себе зашифрованную прикладную технику.
Другим, не менее известным видом японских боевых искусств, является дзюдо, что в переводе означает «гибкий путь». Этот вид борьбы был основан мастером Дзигоро Кано в 1880-х годах, который взял за основу дзю-дзюцу (джиу-джитсу), заимствовав из него приемы, наиболее подходящие для спортивных соревнований и при этом наименее травматичные, а также наполнил новым смыслом, сделав ставку не только на техническую подготовку, но и на духовное, личностное совершенствование, о чем говорит окончание «до» - путь - в его названии. Дзюдо - это вид самообороны без оружия, в котором преобладают броски, болевые приемы, удержания и удушения как в стойке, так и в партере, и где практически отсутствует ударная техника, особенно когда речь заходит о спортивном дзюдо, что делает его, в техническом смысле, антиподом каратэ. Кроме того, за счет более широкого технического арсенала по сравнению с такими видами борьбы, как греко-римская и вольная, в дзюдо физическая сила играет меньшую роль, что делает его более универсальным единоборством, доступным для изучения для большего количества желающих. Дзюдо очень популярно не только в Японии, но и во всем мире и является с 1964 года олимпийским видом спорта. Собственно говоря, спортивное (не боевое) самбо является советским клоном дзюдо, заимствовав из него практически весь технический арсенал и отличаясь только формой спортивной одежды.
Еще одним весьма популярным видом японских боевых искусств является айкидо. Иероглифы «айки-до» означают «путь к гармонии духа». Айкидо было основано в двадцатых годах прошлого столетия мастером Морихэем Уэсибой и в нем, как и в других японских боевых искусствах, делается особый акцент на духовное самосовершенствование и внутреннюю гармонию. Этот весьма необычный, в чем-то даже элегантный вид единоборства так же, как и каратэ и дзюдо, восходит к традиционному бу-дзюцу. Основной принцип айкидо - слияние с атакой соперника и использование его силы, энергии против него же. Таким образом, в айкидо отрицается принцип «сила против силы». Именно поэтому в техническом арсенале айкидо преобладает техника уходов, передвижений и так называемых «контролей», позволяющих победить оппонента путем уклонения от его оружия, будь то меч, рука или нога, и затем его последующей нейтрализацией. За счет того, что в айкидо ставка на силовую компоненту делается меньше, чем в каратэ или дзюдо, этот вид единоборства является весьма привлекательным для женщин. При этом не следует заблуждаться насчет излишнего «миролюбия» айкидо: в японской полиции, спецслужбах и Силах самообороны изучают комплексы конкретных, прикладных приемов, необходимых в практическом применении, как из каратэ и дзюдо, так и из айкидо.
Если вы интересуетесь миром боевых искусств Японии, или занимаетесь ими, то в этом случае просто необходимо посетить целый ряд мест в Токио, в зависимости от вида единоборства. Поклонникам дзюдо следует направиться в знаменитый Кодокан, основанный Дзигоро Кано, родоначальником это вида борьбы, еще в 1882 году. Здесь можно не только посмотреть на занятия или соревнования в качестве экскурсанта, но и самому принять участие в тренировках. Большинство поклонников айкидо направляются в расположенный в районе Синдзюку Хомбу-додзё стиля Айкикай - Мекку айкидок. Ну, а тем, кто увлекается каратэ, лучше всего посетить Окинаву - родину этого боевого искусства.
Мир японских боевых искусств далеко не ограничивается тремя вышеуказанными направлениями. Это и дзю-дзюцу (джиу-джитсу) - предшественник дзюдо. И кэндо - искусство владения деревянным мечом, унаследованное от самураев. И иайдо - искусство работы с катаной, боевым мечом с клинком из стали. И даже бо-дзюцу - малоизвестное прикладное искусство работы с шестом против вооруженного холодным оружием противника. В целом можно сказать, что занятия боевыми искусствами хороши тем, что они обогащают человека не только физически, с точки зрения изучения и практики приемов из технического арсенала, но и духовно, делая его более гармоничной, сбалансированной, уверенной в себе личностью. Возможно, именно в этом, в постоянном совершенствовании, не только физическом, но и в первую очередь духовном, и заключается высший смысл занятий японскими боевыми искусствами.

ТОСЮ КАКУТО

Тосю Какуто - это система японского армейского рукопашного боя.

Какуто является основой подготовки рукопашного боя для военнослужащих Сил самообороны Японии.Поражение Японии во Второй мировой войне привело к полной ликвидации вооруженных сил, а вместе с тем лишило ее возможности развязать новую войну. В годы, последовавшие за оккупацией страны союзниками, стало очевидным, что никакое государство не займет надлежащего ему места в международному сообществе, пока оно не будет обладать хоть какой-нибудь формой национальной обороны. И в 1954 году были созданы Силы Самообороны, остающиеся до сегодняшнего для основой вооруженных сил Японии.

Каждое военное ведомство нуждается в действенной форме обучения рукопашному бою. То, что мы живем в так называемом ядерном веке, вовсе не исключает возможность того, что солдату придется вступить в рукопашную схватку с противником. И значит, он обязан уметь это делать. Японский метод ведения тактического боя каждым солдатом в отдельности и называется тосю какуто.

Тосю-какуто - бой без оружия, дающий бойцу шанс тогда, когда ему уже не на что надеяться кроме собственных сил. В современном бою, где осталось мало места для рукопашного боя, бойцу, тем не менее, необходимо оружие последней надежды. В рукопашном бою, применяемом на поле боя, есть то, чего нет в спортивных единоборствах. В японских силах самообороны в качестве системы рукопашного боя используется синтез из лучших рациональных технико-тактических решений заимствованных из нескольких видов боевых искусств.

Наибольший вклад в создание Какуто внес капитан Тиба Хироси — специалист по дзюдо и сумо. Для начала Хироси собрал конференцию мастеров боевых стилей, где указал им требования предъявляемые к системе армейского рукопашного боя. Однако это мероприятие не принесло желаемого результата, и привлечь для совместной работы мастеров, Тиба так и не смог. Каждый специалист утверждал, что именно его боевой стиль является наиболее подходящим и совершенным и наотрез отказывался работать с остальными.

Но Хироси был полон решимости довести начатое дело до конца. В 1955 году, он в одиночку стал разрабатывать систему рукопашного боя. Через некоторое время к нему присоединились два специалиста: мастер дзюдо и айкидо - Томики Кэндзи и Мори Рёносукэ - специалист Нихон-кэмпо имевшего также большой опыт преподавания рукопашного боя для оперативного состава полиции.

Наиболее требованиям военного ведомства отвечал система Нихон-кэмпо — благодаря использованию специального защитного снаряжения позволявшая проводить обучения в условиях максимально приближенных к «реальному бою» и снижала травматизм до минимума.

В настоящее время во всем мире под влиянием так называемых «боев без правил» появляются все новые и новые системы единоборств, объединяющие приемы борьбы с ударной техникой. Однако мало кто знает, что подобная система, включающая в свой арсенал удары руками и ногами, броски и болевые приемы, была разработана в Японии еще в 30-е годы XX века. Это «Нихон-кэмпо».

Ее создал мастер Саваяма Кацу. В то время наибольшей популярностью в Японии пользовалось дзюдо Кодокан, главным методом тренировки в котором было рандори. Рандори представляло собой вольную схватку, проводимую по определенным правилам, запрещавшим применение ударов. Данный запрет обеднял технику традиционного дзю-дзюцу, являвшегося родителем дзюдо, но его диктовала необходимость уберечь спортсменов от тяжелых травм. Удары в уязвимые точки остались только в ката, практика которых не позволяла овладеть такой техникой на высоком уровне.

В 20-е годы в Японию практически одновременно начали проникать европейский бокс и окинавское каратэ, которые быстро завоевали популярность. Наблюдая сложившуюся ситуацию, сравнивая достоинства и недостатки борцовских и ударных стилей, Саваяма пришел к выводу, что подлинно боевое единоборство должно включить оба вида технических действий. Немало времени он потратил на поиск старинных наставлений дзю-дзюцу, описывающих секреты ударов в уязвимые точки, на исследование техники атэми. В конце концов, Саваяма решил разработать систему, где атэми станут играть главную роль.

Главным методом тренировки в Нихон-кэмпо изначально был вольный бой. Однако практика показала, что спарринги по правилам сундомэ, во-первых, не гарантируют безопасность спортсмена, во-вторых, не позволяют эффективно совершенствовать технику атэми. Поэтому руководители ассоциации начали эксперименты с различными видами завдитного снаряжения. В итоге они пришли к использованию специального защитного снаряжения «богу», включающего лицевую маску, нагрудник с «юбкой», раковину и боксерские перчатки. Такая униформа позволяет наносить удары в полную силу, проводить броски и болевые приемы в стойке, а также бороться в партере.

Именно поединки в полный контакт с использсванием «богу» стали отличительной чертой Нихон-кэмпо. В 1934 г. в главном додзё Ассоциации Кока-кай состоялся первый официальный чемпионат. Зрелищные поединки, изобиловавшие жесткими ударами, красивыми мощными бросками, привлекли большое внимание молодежи, особенно, студентов университетов. В 1936 г. открылось отделение Нихон-кэмпо при университете Кансай гакуин. Главным инструктором там тоже стал Саваяма Кацу. С этого времени между командами этих двух университетов стали проводиться ежегодные чемпионаты, которые привлекали большое число зрителей. Благодаря им Нихон-кэмпо стало распространяться по всей стране. Найденный Саваямой способ организации поединков оказался столь удачным, что его переняли многие школы каратэ.

Однако в декабре 1941 г. Япония вступила во Вторую мировую войну. Саваяма Кацу и многие его ученики попали на фронт, под бомбами сгорело главное додзё ассоциации Кока-кай, погибли многие бойцы и тренеры. В результате деятельность Дай Нихон кэмпо-кай временно остановилась.

В 1946 г. после возвращения Саваямы с войны вокруг него собрались несколько его прежних учеников, в том числе Ямаваки Масару, который сыграл болыиую роль в дальнейшем развитии Нихон-кэмпо. Эта группа возобновила тренировки в зале одного из отделений полиции Осака. В 1947 г. возобновила свою работу и ассоциация Нихон-кэмпо, правда, под названием просто «Нихон-кэмпо-кай» (без слова «дай» — «великая»).

В настоящее время существуют несколько конкурирующих между собой организаций Нихон-кэмпо: Союз Нихон-кэмпо (Нихон-кэмпо-кай) со штаб-квартирой в Осака; Ассоциация Нихон-кэмпо (Нихон-кэмпо кёкай; Токио) и Федерация Нихон-кэмпо (Нихон-кэмпо рэммэй; Токио). Самой крупной из них является Союз Нихон-кэмпо. Союз проводит ежегодный Всеяпонский чемпионат Нихон-кэмпо и регулярные Всемирные чемпионаты (с 1970 г). В настоящее время у Союза Нихон-кэмпо имеются филиалы в США, Великобритании, Италии, Южной Корее и Замбии.

На сегодняшний день Нихон-кэмпо является одним из наиболее эффективных видов единоборств. Его адепты на ринге могут успешно драться с каратистами и кикбоксерами, бороться с дзюдоистами и самбистами, а в реальном бою они побеждают тех и других. Не удивительно, что именно на основе Нихон-кэмпо были созданы в Японии полицейская (тайхо-дзюцу) и армейская (тосю какуто) системы рукопашного боя.

Глава школы Сёриндзи-рю Кэнкокан Хисатака Масаюки, ученики которого тоже спаррингуют и соревнуются в «богу», признает, что мастера Нихон-кэмпо — самые сильные бойцы в Японии.

Техника Нихон-кэмпо

Нихон-кэмпо представляет собой комплексное единоборство, использующее удары руками и ногами, броски и болевые приемы. Между разными организациями существуют определенные различия в технике. Представленная здесь информация основывается на материалах Нихон-кэмпо кай.

Удары руками в основном заимствованы из каратэ и разделяются на прямые (цуки) и дуговые (ути). Различаются три вида цуки:

а) удар вертикальным кулаком без вращения, идущий четко от центра тела, с поворотом туловища вокруг вертикальной оси, так что боец оказывается стоящим боком к противнику;

б) удар с вращением кулака, похожий на стандартный боксерский прямой;

в) удар горизонтальным кулаком из положения открытой ладони.

Удары ногами используются самые простые, без «вертушек». В маэ-гэри (удар стопой вперед) нога не отдергивается после удара, как в каратэ, а продолжает свое движение по дуге вниз, словно катящееся колесо.

В Нихон-кэмпо применяют около 30-и вариантов бросков. В основном они взяты из дзюдо, но адаптированы к особенностям этой системы. Дело в том, что поединки в Нихон-кэмпо проводят в боксерских перчатках, следовательно, захват за одежду противника невозможен. Поэтому в большинстве случае броски проводят либо с плотным обхватом тела противника, либо с зажимом его руки в локтевой сгиб.

Кроме того, броски рассчитаны на то, что они являются ответом на удар противника. Поэтому система захватов предусматривает «ловлю» конечностей противника. Всего различают пять видов бросков:

1) с преимущественным использованием ног (аси-вадза);

2) через бедро (коси-вадза);

3) с преимущественным использованием рук (тэ-вадза);

4) через плечо (ката-вадза);

5) с падением (сутэми-вадза).

Болевые приемы (кансэцу-гяку тори-вадза), которых насчитывается несколько десятков, проводятся на плечо, локоть, запястье, пальцы рук, колено, лодыжку. Однако на соревнованиях разрешается использовать болевые приемы только на локоть. Различают три вида болевых приемов: «перелом», «выкручивание», «перелом с выкручиванием».

В целом, борцовскую технику отличает высокая надежность, а специфика ее состоит в том, что она рассчитана на противостояние противнику, атакующему ударами.

В защите используются разнообразные блоки типа блоков каратэ, а также уклоны. Активно используется подставка ладони, заимствованная из бокса.

Хотя главным методом обучения являются различные виды тренировочных поединков, с акцентом на вольный бой в полный контакт, используются также и ката. В Нихон-кэмпо кай изучают два ката, которые представляют собой не связанные комплексы, как в каратэ, а наборы отдельных приемов. Это «ката ударных атак» (32 приема) и «ката атак захватами» (24 приема).

К технике Нихон-кэмпо были добавлены некоторые броски и удушения из дзюдо и айкидо, специальные приемы против противников вооруженных огнестрельным и холодным оружием, техника ножевого боя, приемы снятия часовых и захвата пленных.

Работа над созданием какуто продолжалась и 4 года и была завершена в 1959 году. Однако во время внедрения у боевой системы возник неожиданный и довольно серьёзный конкурент. На тот момент на вооружение полиции уже была принята система рукопашного боя тайхо-дзюцу и некоторые чиновники полагали, что она вполне приемлема и для армии. Хироси и его единомышленникам пришлось приложить немало усилий, доказывая, что армейский рукопашный бой имеет свою специфику и какуто наиболее полно учитывает все нюансы (ведения в равной степени как оборонительного так и наступательного боя, ведения поединка в полной военной экипировке.)

Нынешний солдат должен уметь уничтожить своего противника за считанные мгновения. Исходя из этого, в Тосю какуто используют только самые простые и эффективные приемы боя, нацеленные в жизненно важные органы, которые не защищены каской и бронежилетом.

Удары рукой наносят вертикальным кулаком, что обеспечивает более жесткий контакт и лучше предохраняет кисть от повреждения. Удары ногой наносят пяткой, с подпрыгиванием. Большое внимание уделено уклонам, уходу с линии атаки противника. В случае прорыва на ближнюю дистанцию солдат использует броски, болевые приемы, удушения. В конечном итоге командование Силами самообороны приняло какуто как основную систему обучения рукопашного боя во всех воинских подразделениях Японии.

Тактика боя — агрессия и напор, практически без всякой разведки. Все это кажется не эстетично и примитивно, однако надежно и практично. Сочетания ударной и бросковой техник делает этот вид единоборств универсальным.

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно