Читается ли акафист в рождественский пост. Можно ли читать акафисты в Великий пост

Спустя неделю после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) и до великого непреходящего праздника святых апостолов Петра и Павла православные верующие соблюдают Петров пост. В 2019 году он продлится с 24 июня по 11 июля.

Бездумное соблюдение поста бесполезно для духа и изнурительно для тела, однако если человек отдается этому испытанию, зная о его назначении, он совершенствуется, укрепляет свою веру и дух. Многие интересуются: какие молитвы читаются в течение Петрова поста? Мы приведем тексты некоторых из них.

Какие молитвы читать в Петров пост?

Молитва перед вкушением пищи:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

После вкушения:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе и совершая крестное знамение в начале и конце молитвы. Если за столом находится несколько человек, молитву читает один из них, обычно самый старший.

Какие еще молитвы читаются во время Петрова поста?

Кондак, глас 2-й
«Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная».

Величание
«Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия».

Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Кондак 1
«Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

Икос 1
«Ангели благовестницы явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

Надеемся, что узнав, какие именно молитвы надо читать в течение Петрова поста, вы будете соблюдать сложившиеся традиции и с пользой для души и тела проведете это время.

– Я никогда полностью не соблюдала посты. Скажите, как лучше начинать поститься и с какого поста?

– Начинать лучше с ближайшего поста. Например, прямо с этого – Рождественского. А что касается вопроса, как поститься, то попросите рекомендаций у своего приходского священника. Он знает устав поста и посоветует вам конкретно, принимая во внимание вашу немощь, как именно следует начать поститься.

– Можно ли пить алкоголь, в частности вино, в Рождественский пост? Если разрешено, то в какие дни и по каким поводам: личным, корпоративным, национальным, на Новый год?

– Вино в Рождественский пост разрешается употреблять в праздничные дни – на Введение и день памяти Николая Чудотворца, а также по воскресным дням до 29 декабря включительно.

Ответил игумен Никон (Головко)

– Приближается Рождественский пост. Предыдущие посты давались тяжело: есть проблемы со здоровьем. Как не навредить? Как правильно выбрать меру поста, чтоб это не стало непосильной ношей? И ещё один момент – пощусь в семье только я. Получается не экономия, а совсем наоборот. Правильно ли это? Ведь смысл поста ещё и в том, чтобы излишками делиться с нуждающимися. Рассудите меня, многогрешную.

Ответил иерей Владимир Шлыков

– Живу в студенческом общежитии. С соседкой по комнате мы всегда готовим еду на двоих. Раньше она тоже соблюдала пост, а в этом году решила, что не будет. Я чувствую, что у нас в отношениях стала появляться напряжённость из-за разницы в меню. Как в «пищевых» разногласиях не потерять терпимость друг к другу?

– Всё же пост соблюдать нужно. Однако ни в какой мере не следует навязывать это живущей рядом с вами соседке. Проявляйте предельную терпимость по отношению к её упрёкам и замечаниям, ведь смысл поста и в том, чтобы стремиться выработать в себе добродетель терпения и неосуждения ближних. Поблагодарим Бога за то, что Он через пищевые ограничения даёт нам повод к более серьёзному упражнению души. Потому, если соседка попросит вас по пути зайти в магазин и купить ей колбасы, то зайдите и купите, ничего страшного не случится. Но сами пост соблюдайте – в этом проявляется наша верность Христу.

– Мой день рождения совпадает с Рождественским постом. Как же мне его отмечать, чтобы не обижать близких и друзей?

– Возможно, хорошим вариантом будет приготовить постный обед соответственно вашей вере, но искренне обрадоваться и поставить на стол торт, который принесут не соблюдающие пост гости.

– Я хочу соблюдать Рождественский пост по всем правилам и обычаям для очищения своей души, но у меня вопрос: когда готовлю еду своим родным, если не пробую на вкус, то она или пересолена, или недосолена. Что мне делать и есть ли какие-то послабления во время поста?

– Не будет грехом пробовать при готовке, не смущайтесь. А послабления в посте существуют, например, для кормящих матерей, в путешествиях, при заболеваниях, требующих определённой диеты. О таких особых случаях лучше лично спросить священника на исповеди и поступать, как он благословит. Помоги вам Бог.

Ответил иерей Сергий Осипов

– К вере пришла совсем недавно, очень хочу жить по заповедям, совсем скоро Рождественский пост. Мой муж крещёный, но, можно сказать, неверующий. Подскажите, батюшка, как мне быть, как соблюсти пост и мужа не обидеть – я имею в виду супружеские отношения. Великий пост я соблюдала, моя душа внутри плакала, я чувствовала постоянную вину внутри души. С мужем живём 18 лет, он согласился обвенчаться. Заранее благодарна за ответ.

– По слову апостола Павла, муж и жена воздерживаются друг от друга «ради молитвы». Но ваш муж пока далёк от церковной жизни и станет ещё дальше, если вы жёстко ограничите ваши супружеские отношения. То есть вместо желаемого воцерковления вы получите обратный эффект. Интимные отношения супругов не являются грехом, не являются чем-то нечистым, если они связаны супружеской любовью. Придерживайтесь простого правила – воздерживайтесь несколько дней перед причастием и накануне больших праздников. Можно также отказаться от них на первой седмице Великого поста и Страстной. Думаю, пока для вас этого будет достаточно.

Ответил протоиерей Максим Хижий

– Какой совет вы можете дать тем, кто сталкивается с проблемой празднования двух Рождеств. Например, в тех семьях, где один из супругов православный и следует юлианскому календарю, а другой – инославный, следует григорианскому?

– Если кто-то из супругов празднует Рождество по григорианскому календарю, нужно показать ему или ей вашу искреннюю любовь и уважение и праздновать вместе. Конечно, не нужно нарушать поста; но истинный праздник может быть одинаково радостным и без куска утки или окорока. И если вы покажете искреннее уважение к традициям вашего мужа или жены, то и он или она, в свою очередь, гораздо благожелательнее отнесётся к вашим традициям. Во всяком случае, необходимо избегать разделения в семье. «Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Поэтому, если вы хотите иметь крепкую семью, научитесь уважать друг друга, в том числе уважать и выбор вашего мужа или жены относительно даты празднования Рождества.

Ответил отец Сергий Свешников

– Сестре подарили рождественскую открытку-приглашение служители Дома молитвы. Видимо, где-то на улице. На открытке изображены Иисус в колыбели, Дева Мария и Иосиф – как обычные родители с младенцем, а не канонически. Выбросить открытку меня остановили изображения Иисуса и Матери Божьей – Они же у нас едины. Подскажите, как быть?

– Сомнительную открытку можно сжечь либо в печке на даче, либо дома на тарелке, а пепел выбросить. На будущее лучше не брать подобные предметы, чтобы потом не мучиться вопросом, как с ними поступить.

Ответил иеромонах Викторин (Асеев)

– Если летоисчисление идёт от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год, в том числе и Старый, в разные дни?

– Рождество Христово – это день рождения Христа. А новолетие – это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из трёхсот шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определённо бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год, как подобает верующему человеку, то есть дать отчёт перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчёт привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутнённым праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперёд Рождества.

Ответил протоиерей Максим Козлов

В течение календарного года православная Церковь определяет особенные дни, в которые человек должен с большим усердием обращаться к Богу, стремиться к духовному совершенствованию. Эти периоды именуются святыми постами. При этом пост является не просто от определенной пищи, но заключается в стремлении человека быть лучше, упражнении своей личности в духовных подвигах, в том числе и молитве.


В настоящее время существует мнение о необоснованности в пост. Акафистом именуются определенные молитвенные произведения, состоящие из 12-ти кондаков и икосов, в которых находятся молитвенные обращения к Богу, Богородице, тому или иному святому, выраженные в возвышенной радостной форме. Акафист - одно из самых радостных и торжественных молитвословий в православной Церкви. Неслучайно именно в акафистных произведениях человек обращается, например, к Божией Матери восторженным приветствием: "Радуйся...".


Приверженцы мнения о запрете чтения в пост ссылаются как раз на то, что спасительное воздержание это особое строгое время, в которое даже и молитвословия должны быть аскетичными. Некоторые люди считают, что в пост душе христианина не позволительно читать молитвословия такого "радостного характера". Вместо этого, считают они, положены определенные молитвы покаянного содержания. Однако мировоззрение чуждо православной традиции.


Церковь обращает особое внимание на то, что пост - это время покаяния. Поэтому покаянные молитвословия, аскетичные каноны вполне уместны. При этом, следуя евангельским словам Христа, Церковь не налагает на человека обязанность во время воздержания ходить с грустными лицами, печалиться и всем видом показывать как строго человек . Для православного человека время поста (время покаяния) особый радостный период в жизни. Исходя из этого, если у человека появляется молитвенный настрой с чувством радостного трепета от , то этот факт не может восприниматься православием негативно. Акафист - это молитвенное произведение, несущее в себе глубокий духовный смысл. Акафисты помогают человеку сосредоточиться на одной из важных составляющих поста - молитве.


Таким образом, запрет на чтение акафистов во время поста не соответствует православной практике и несет в себе несколько неправильное понимание спасительного воздержания. Кроме того, сама богослужебная практика Церкви, церковный устав в определенные дни предписывает совершение чтения акафиста в пост. В частности, имеется в виду пятая суббота Великого поста - время, когда в православных храмах совершается чтение на распев акафиста Пресвятой Богородице. Этот день именуется в богослужебном уставе Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы). Это чинопоследование появилось в Церкви более тысячи лет назад.


Также необходимо упомянуть и о практике чтения акафиста Страстям Господним. Начиная с вечера второго воскресенья Великого поста во многих православных храмах совершается особое великопостное богослужение воспоминания страданий Христовых (таких богослужения всего четыре). Особое место в этой службе занимает чтение акафиста Страстям Христовым.

(61 голос : 4.79 из 5 )

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,чтобыпоказаться людям постящимися»
().
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»
().
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
().
«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами»
().

Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:
— возглас «радуйся» не соответствует настроению поста;
— в храме в пост обычно акафисты не читают.
Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост .
Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

протоиерей Владимир Головин, г. Болгар

Можно ли читать акафист в пост? — Мы об этом говорили много раз. Акафисты — это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения — храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается — по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно — только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста. Вот и ответ: говорит, именно в пост читать и надо!

протоиерей Николай Агафонов:

— Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» — и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

священник Стефан Домусчи:

Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

Добрый вечер, друзья. Прямой эфир, у микрофона о. Андрей Ткачёв.

Святейший Патриарх Кирилл встречается с папой Римским на Кубе. Много может быть вопросов: почему, зачем и т.д. Некоторые считают, что Святейший отдаёт позиции или совершает нечто такое, что угрожает нашей вере...

Новаций мы все не хотим, новаций мы боимся, потому что новации - это обычно дверь в зло. Но Святейший сказал заранее, что встреча не будет посвящена новаторству, а будет посвящена борьбе за сохранение христиан в гонимых местах - там, где их убивают, гонят, не дают им жить нормальной жизнью. Это всё понятно. Так что нет боязни, что всё будет такое странное, чуднóе, новое. Всё будет нормальное и традиционное.

Святейший Кирилл сегодня на Кубе - не в Шамбези, не в Сочи, не в Москве и не в Риме. Потому что это некая нейтральная территория: там и католики есть, и православные есть. Там будет общение о неких серьёзных вопросах, касающихся жизни православной Церкви и католической тоже, потому что католики и православные одинаково являются жертвой современного терроризма. Это заставляет нас думать вместе о судьбе наших прихожан, о наших последователях. Встреча эта, вообще, надеемся, даст некий ориентир совместного действия в области светских усилий. О вере мы не говорим, мы говорим только о вещах, касающихся внешнего управления жизнью. В общем, будем наблюдать за происходящими событиями и искать в них следа Божиего промысла.

Батюшка, дорогой, добрый вечер. В какое время можно читать Псалтирь? В одной публикации пишут - ночью, в другой - после обеда.

Сейчас обострились враги наши, вы не обращайте на них внимания, они злые, они неудовлетворённые. Мы любим вас, мы ждём вас, мы молимся за вас. А в семье не без урода. Не обращайте внимания, не расстраивайтесь. Помогай вам Бог во всём!

Псалтирь нужно читать всегда: утром, вечером, ночью, днём. Носите её с собой. Вот ночью не спится, проснулись, а рядом Псалтирь - читайте. На работу пошли с утра - читайте. В метро сели - читайте. Всегда надо читать. Я сам - честно говорю - каждый раз, когда беру в руки Псалтирь, думаю: «Господи, это же про меня, про нас, про всех, для нас». Читаешь - и просто пьёшь, пьёшь, пьёшь и не можешь насытиться. Псалтирь настолько глубокая, вечная книга. Пока Царство Божие не вошло в силу, пока не наступил этот союз Небесного Иерусалима с земной жизнью, Псалтирь - беспримерное молитвенное правило. Читай любой псалом, рассуждай, жуй, пой его ещё раз, ещё раз. Это всё бесценное, драгоценное, великое, вечное, и оно спасёт тебя. Это великая книга. Поэтому ночью и днём, утром и вечером, по дороге на работу или с работы, ложась в кровать или вставая, - где бы ни был Псалтирь, везде всё хорошо, везде всё во славу Божию, это всё святое. Поэтому изучайте эту книгу, упражняйтесь и спасайтесь ею, она велика. Это главная книга Писания, это центр между Старым и Новым Заветом: всё старое и всё новое - всё в ней. С Богом!

Добрый вечер, батюшка. По каналу «Культура» вчера спорили два уважаемых человека, доктор исторических наук и профессор. А спорили они по вопросу компромисса. Один говорил, что мы, русские, не умеем идти на компромисс, и это плохо. А другой, соответственно, наоборот. В прениях выступил психоаналитик и сказал, что это хорошо, когда человек не идёт на компромисс, тогда он отстаивает свою идею. У меня такой вопрос. Вот состоится большая значимая встреча. Понятно, что там не будут обсуждаться вопросы веры, но в этом плане можно это слово «компромисс» как-то рассмотреть? Правомерно ли оно здесь?

В вопросах веры компромиссов нет. Воскрес Христос или не воскрес - здесь нет компромиссов: воскрес. Христос Господь или не Господь? - Господь, нет компромиссов. О чём компромисс? Он о чём-то вторичном. Компромисс всегда о чём-то таком не очень важном. Ну, скажем, юбка должна быть на два пальца ниже колена или на два пальца выше? Может быть, ровно на колене? Может. Ну давайте компромисс найдём. Компромисс всегда о вещах второстепенных, о принципиальных вопросах компромисс невозможен. Христос Господь или не Господь? - Господь, компромисса нет. Он воскрес или не воскрес? - Нет компромисса: воскрес. Он от Девы родился или не от Девы? - Нет компромисса: от Девы. Он имеет отца земного или не имеет отца земного? - Нет компромисса: Он не имеет отца земного. Ну и так дальше. Принципиальные вещи компромиссу не подлежат. А вот, например, штаны в клеточку могут быть? Могут. А в какую? Не знаю. Чёрная - жёлтая, чёрная - красная может быть? Может. А если чёрная - зелёная, чёрная - красная может быть? Может. А кто прав? Не знаю, все правы. Т.е. штаны - нормально, а в вере - нельзя. Серьёзные вещи не обсуждаются, а второстепенные спокойно обсуждаются.

Добрый вечер, отец Андрей. Владимир, Москва. Хочу вас поддержать, и все мы - радонежцы вас поддерживаем. Мы вас любим, и Патриарха нашего Кирилла тоже в обиду никому не дадим.

Скажите, пожалуйста, читаются ли акафисты в Великом посту?

В быту, дома читаешь всё, что хочешь. Хочешь акафист читать - читай на здоровье. Каждый человек имеет право и власть и силу и полное разрешение читать дома всё, что хочет: любой канон, любую молитву, любой акафист. Общественное богослужение акафисты закрывает, потому что там - «радуйся, радуйся, радуйся», а как радоваться, если кругом пост? Там нет места «радуйся», лишь только на пятую неделю Великого поста будет Похвала Божией Матери, и там уже - «радуйся». Это уже накануне Входа в Иерусалим. Но в личной жизни - пожалуйста - читай на здоровье всё, что хочешь. Любая молитва имеет и силу и власть, и даёт помощь человеку. Поэтому здесь нечего сомневаться и смущаться: как хочешь, так и молись. Но общественные богослужения, конечно, уже «затачиваются» под пост: под строгость, под поклоны, под минорные пения. А дома молись как хочешь: читай Николаю, Серафиму, Ксении, Сергию - пожалуйста, тебя никто не ограничивает. Домашняя служба твоя - это твоё личное дело. Чем больше молитвы, тем больше жизни на земле, потому что когда молитва засыпает, то жизнь скукоживается и всё приходит в ноль, и мы все это чувствуем. Жить не интересно, когда всё в ноль приходит. Так что молитесь, пожалуйста, как хотите, а на службах уже смиряйтесь: как Церковь молится на службах, так уже подстраивайтесь.

Здравствуйте, батюшка. Сергей, Пермь. Вопрос по истории взаимодействия Русской Православной Церкви и Ватиканского Престола, по Флорентийской унии. Было ли покаяние Православной Церкви в участии в этом соборе, или не было?

Не было никакого покаяния. Какого-нибудь такого официального акта не было, было странное такое участие. Ну и после этого не было больше ничего. Католики изначально вели себя столетиями так: мы главные, а вы рано или поздно должны будете смириться с тем, что мы главные. И они давили, давили и додавили до того, что есть сегодня: есть полная вражда, отторжение и непонимание. Т.е. никаких таких выводов сделано не было, к сожалению. Всё это вопрос для будущих историков, и Флорентийский собор - он такой же смутительный, как и всё остальное. Т.е. все наши общения с католиками были смутные, непонятные, и со стороны их к нам это были попытки общения сверху вниз, такие: «Привет, мы приехали. Сейчас мы вас научим». Т.е. вы не знали ничего, а мы сейчас вас научим. Они вели себя так по-хамски всю жизнь. Они и сейчас так ведут себя. Они уже веровать перестали. Евросоюз, например, ведёт себя по отношению к нам так же хамски, как раньше католики вели себя по отношению к нашей Церкви: «Вы, мол, тут не знаете ничего. Вообще, вы все в грязи по уши, а мы чистые, красивые. Сейчас мы вас научим. Давайте, мол, принимайте наши условия. Давайте-ка, подписывайте договор». Т.е. та же самая парадигма остаётся, такая хамская: превозношение и желание навязать всем свою модель жизни. Ну а наши всегда были такие: «Стоп, секундочку. Ты хороший, я хороший. Ты умный, я умный. Куда ты прёшь? Подожди, не спеши, давай подумаем». И вот как только мы говорили «давай подумаем», начинались проблемы. Вот так же и здесь. Говорим: «Подожди, давай подумаем». - «Чего думать? Принимай мою парадигму». - «Да нет, подожди, давай подумаем». Вот мы думаем, а они психуют. Это столетиями длится, никак закончиться не может. Т.е. то же хамство, та же еретическая наглость. Вот такая ситуация, ничего нового нет.

Батюшка, здравствуйте. Здоровья вам, всех благ вам! Очень приятно вас слушать. Дай Бог вам здоровья! Сколько вы людей вытаскиваете - мы больны сейчас все. Все батюшки хорошие, всех уважаю, всех люблю, и ваши эфиры очень жду, минутки считаю. Как вы всё умно говорите, как вас приятно слушать. Помоги вам Господь!

Большое спасибо! Спаси Бог! За ваши молитвы, наверное, я и живу, потому что иначе уже я бы и не жил. Думаю уже: «Ладно, ну его, этот эфир. Всё, заканчиваю». Потом приходит какая-нибудь старушка, говорит: «Батюшка, это вы там ведёте эфир?» - «Да». - «Не бросайте, не бросайте». - «Почему?» - «Я слушаю. Вы уж не бросайте, потому что я старая, я из дома не выхожу, я слушаю». Думаешь: «Эх, уже сто раз бы бросил, но не денешься никуда, нужно продолжать». Так что я продолжаю, друзья мои, только ради ваших просьб. Потому что я давно бы уже бросил всё, устал я, надоело мне. Но - нет. Раз так, значит так.

С Праздником, батюшка. Я три-четыре года назад случайно по «Радонежу» слышала эфир, где вы были со своей киевской паствой. И я ещё тогда завидовала: надо же, какой у них пастырь есть, нам бы такого.

Вы знаете, с какой вам паствой приходится иметь дело? - Которая знает, как нужно поступать Святейшему: что ему не нужно ездить туда, не нужно встречаться с этим, не нужно ездить на Вселенский собор. Представляете, какая грамотная у вас паства? И которая ещё имеет возможность давать советы священнику, как ему себя вести. Доброго вам здоровья, всего вам самого доброго, терпения. У нас вот только Дмитрий Смирнов - скала, который мучается с нами двадцать с лишним лет, и вот второй у нас такой - вы у нас появились.

Вот вы так говорите про Псалтирь - что вы пьёте, пьёте, читаете, а я ничего не чувствую: читаю, читаю, а ничего не чувствую. Плохо, наверное, правда?

Вы читайте, но потом как пробьёт вас - вас затопит, вообще. Это такой поток... Вы читайте, бейте этими словами эту скалу, она потом как прорвётся - я вас уверяю - вы потом будете купаться в ней всю жизнь во веки. Не только в этой жизни, а ещё и в вечной жизни будете купаться в этих же словах, потому что Псалтирь - она божественная. Нужно терпение и труд, и она потом скалы порвёт, и будет такой поток радости, что вы просто скажете: «Господи, помилуй! Удержи, уменьши, ослабь, потому что я не выдерживаю этой радости всей». Бывает, что не выдерживаешь радости, понимаете?

А что касается паствы - да, конечно, у нас есть много мудрецов, которые там «Патриарх то, Патриарх сё»... Патриарх у нас - слава Тебе, Господи! - прекрасный. И тот, что был перед этим - прекрасный. И тот, что был перед тем - тоже прекрасный. У нас и Сергий, и Алексий, и Пимен, и Кирилл - они все прекрасные. На патриарший престол Московской Церкви Господь простых людей не ставит, и это труженик: стань с ним рядом, и сгоришь. Если бы просто стоял с ним рядом и ходил за ним шаг за шагом, то просто сгорел бы, потому что он слишком сильно ходит. Он реально трудится, не для себя. А что ему нужно? Денег ему нужно? Домов, квартир, яхт, часов? - Как это жлобьё всё в зубах своих гнилых носит. Ему не нужно ничего, таким как он ничего не нужно. Он работает для Церкви до последней капли крови, в буквальном смысле. И такой же был Патриарх Алексий II, и такой же был Пимен Извеков, такой же был Алексий I Симанский. Так что все наши отцы и патриархи - они мученики, их никто не вешал и не резал, но они отдали свою жизнь до последней капли крови за Церковь. Это великие люди. Кто этого не понимает, тому считается, тот виноват. Если вы не понимаете этого, то виноваты, потому что вы гнилой человек. А если вы понимаете это, то мир вам и благословение Божие! Для того, чтобы вы просто жили, нужно, чтобы кто-то нёс на себе нечеловеческую тяжесть. Чтобы вы пошли в магазин, купили хлеба, молока, заработали какие-то деньги, заплатили за квартиру, нужно, чтобы кто-то всю ночь и весь день, и следующую ночь и следующий день молился Богу о всей стране и о всех людях, и о вас, в том числе. И такие люди есть. И если вы этого не понимаете, то, может быть, просто вы ещё глупые. Но если вам уже пятьдесят-шестьдесят, а вы всё ещё не понимаете, то значит у вас глубокая травма. Нужно понимать, что мир стоит не вашим умом, а Божией милостью, а Божию милость умоляют святые люди, и их не бывает много. Вот об этом стоит думать. Почему мы до сих пор живём? Если Господь захочет, Он нас как грязь сотрёт в секунду всех, и будет за что, между прочим. Господа либералы, внимание: будет за что. А Он терпит нас. А почему? - А потому, что между нами есть святые люди. А кто это? Не знаю. Кто-то есть. В частности, я смею надеяться, что наши святые предстоятели: в Украине - Блаженнейший Онуфрий, в России - Святейший Кирилл. Это те люди, которые удерживают на себе, как плотина удерживает воду, гнев Божий. И они молятся и просят Господа: «Потерпи, подожди, помилуй, пощади, сделай милость Твою с этими глупыми, грешными, обнаглевшими людьми. Потерпи их, помилуй их». Наглецы живут только святостью святых. Хотя они больше всех вопят, но рано или поздно им, конечно, воздастся. Но не сейчас, потому что у нас есть святые предстоятели. Так что у нас есть о чём говорить, есть кого ругать, есть с кем воевать, у нас есть кого поднять на карандаш, как и нас самих поднимают на карандаш злодеи и враги. Но мы знаем, помним, мы знаем о них всё. Мы будем с ними ещё общаться.

Батюшка, здравствуйте. Мы тоже без вас не обойдёмся, потому что абсолютно не всё равно, кому задавать вопросы. Вы столько раз меня поддержали, большое спасибо.

В Угличе, во всех землях русских, где я путешествовала, нам показывали страшные раны, которые до сих пор не затянулись после Польско-Литовского нашествия. Зверства, которые они творили, были абсолютно запредельными. Ваше мнение: они такие безжалостные, такие жестокие, ни во что не ставили наши храмы потому что их вера ущербна и поэтому они такие злые, или всё-таки русские добрее сами по себе?

Вы знаете, русские реально добрее. Было время, когда поляки считали себя носителями полноты католической веры. Вот это - Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam - мы верим в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь - то, что в Символе Веры проповедуется - они считали, что это их Церковь, и они, конечно, считали, что они могут делать что хотят, где хотят. Они, конечно, интересные ребята, жестокие, без сомнения. Так что ущербность их веры здесь не под вопросом, под вопросом вся история, потому что в древности люди были очень простые. Вот я пришёл, например, победил тебя, значит Бог со мной, а значит твои храмы - мои храмы, твоё святое - моё святое, и ты, вообще, мой вассал: встань на колени и делай то, что я скажу. Так они и поступали. Конечно, история - это большая книга. А поляки были чрезмерно гордые люди. Т.е. людей таких гордых, как поляки, ещё поискать с фонарём. Между прочим, эта спесивость поляцкая перенеслась в западную Украину: западные украинцы пропитались этой польской спесью до края, как губка водой, и оттуда родилось всё остальное, вся остальная история Украины. В принципе, эта крайняя гордость поляков родила все наши беды. Но Господь - Он же Хозяин мира, Он бьёт по голове всех гордых. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Поэтому гордых поляков и всех остальных гордых Господь бьёт по голове, так крепко бьёт - в нокаут - и ложись, и они уже ложились не раз и не два. Их разделяли на части между Австро-Венгрией, Россией, Германией. Так что имейте ввиду, что гордость имеет некие этноносители. Поляки, конечно, чрезвычайно гордые, и наши все хохлы, которые живут в тех пределах, тоже пропитаны этой бесовской гордостью. Они же и сделали Майдан, первый и второй. Это всё - плоды бесовской гордости, рождённой польским мировоззрением. Так уж случилось. Я ничего нового не говорю, я говорю то, что есть. А мы - русаки - простые: «Чего нужно?» - «Давай воевать». - «Ну воевать, так воевать». - «Давай пахать». - «Ну пахать, так пахать». Короче, мы народ простой, но если нас раздразнить, то мы смирим до края и поляков, если нужно, и тех, кто научились от них всякому такому. Потому что, в принципе, продолжаются процессы, касающиеся глобальной истории: польская история, западноукраинская история, история Российской империи - всё это продолжается. Происходят те же импульсы и те же энергетические движения, которые были раньше в древние времена - сто, двести, триста и больше лет назад. Так что русские люди, вообще, смиренные, они не любят воевать. Они не гордые и не высокомерные. А вот там - чем дальше на запад, тем больше гордости, высокомерности, и вот это формирует новую политику современной Украины и современной, вообще, истории. Всё упирается в гордость, наглость, в желание возвыситься на ровном месте. Т.е. ты был никем, ты станешь всем - такой коммунизм в новом прочтении. Так что трудно жить на белом свете, но надо понимать, что происходит: происходит новый коммунизм. Т.е. это обратное движение многих людей, которые якобы против коммунизма выступают, но действуют в духе чистого коммунизма: они нетерпимые, злые, гордые и убеждённые в личной правоте. Это есть коммунизм.

Добрый вечер, батюшка. Простите, я, может, не очень грамотно скажу что-то. У меня очень болит душа о настроении в семьях, в частности, в моей семье. Я воевала со своим сыном, с дочерью, даже доходило до проклятий. Потом я каялась в этом, потом опять к этому возвращалась. Понимаю, какой ужас я совершаю, не терпя своего сына - то, что он делает. И вдруг открываю книгу, там написано: «Дети прелюбодеев будут несовершенны». Я думаю: «Господи, что же я делаю!» За них молиться нужно, плакать, ведь мы тоже из этой среды. Патриархальный уклад уже давным-давно у нас ушёл. Вот у меня родились внучки, такие хорошие. А что с ними дальше будет? Как эту гордыню свою материнскую смирить? В чём можно перед своими детьми смиряться, а в чём нельзя, понимая свою вину перед ними? Потому что в блуде зачаты, в блуде рождены, и сама-то была несовершенна...

Вы знаете что... Вы им об этом не рассказывайте, потому что они используют ваши слова против вас навсегда, и вас, вообще, унизят навеки вашими же словами. Т.е. вы знайте, перед кем каяться. Нужно понимать, перед кем каяться. Перед детьми каяться не нужно. Вы перед Богом кайтесь. Плачьте, бейтесь головой об стенку, войте, рыдайте, мочите слезами свои простыни. Это ваше дело. Но не перед детьми. Потому что если вы перед детьми скажете «я грешница, блудница», то они потом вам скажут чистым текстом: «Ты молчи, вообще, блудница, грешница. Не учи нас». И это будет вашей большой ошибкой, а они смело воспользуются. Поэтому не кайтесь в своих грехах перед детьми. Не ваше дело перед ними каяться. Они ваши дети. Говорите им всё, что считаете нужным. Живите от них отдельно. Приходите к ним, когда желаете, когда пускают, и говорите им правду о жизни, которую вы знаете уже теперь после покаяния: о блуде, об абортах, о том, о сём. Говорите, но живите отдельно и перед ними не кайтесь. Отец и мать не должны каяться перед детьми. Это блуд, это чушь, нельзя. Кайтесь перед Богом, исправляйтесь, делайте выводы, продолжайте влиять на детей, стройте их, командуйте ими, но живите отдельно. Пусть они живут и строят свою жизнь отдельно от вас. Вот несколько принципов, которые я вам предлагаю. Помогайте им, подсказывайте им. Если они говорят «мама, молчи» - молчи; «мама, тихо, всё, хватит» - мама, тихо, хватит. Понимаете? Воспитывать нужно рано: только из вас вылезло дитё, вот уже и воспитывайте. А раз пропустили время, то уже в пятнадцать или в двадцать пять лет поздно уже. Если вы не воспитывали ребёнка, как только родили, то простите, не лезьте уже теперь в воспитание, потому что время ушло. Помогайте, подсказывайте, живите отдельно, молитесь Богу о них, и не более того, потому что время ваше ушло. Так я считаю, на том стою. Ну а там, конечно, есть много разных нюансов, а нюансы нужно обговаривать уже в конкретных ситуациях.

Батюшка, была передача о богаче и Лазаре, и там я не очень поняла... Может быть, вы объясните для нашего теперешнего времени? Богач - он просто жил богато. Может, родился в богатстве, так и жил, проживал жизнь. А Лазарь родился бедным, но жил так терпеливо. Если так, по нашей жизни: вроде бы и тот ничего не сделал хорошего, и другой, а загробная участь-то у них очень разная.

Они, конечно, да: богач - не ужасный злодей, а Лазарь - не ужасный грешник. В том-то и всё дело, что есть иная жизнь. Это главная мысль этой притчи: есть иная жизнь. Какая она? Разная. А для кого какая? Для некоторых - огонь вечный. Вот залезь в костёр, поживи в костре пять секунд. Замучаешься. Выбежишь. Правильно. Так живи так, чтобы в костёр вечный не попасть. А как это? Твори милостыню. Есть и другая жизнь, есть и Лазарь бедный, который валяется, псы его облизывают. А он чего? Он терпеливый: он не бунтует, он не воюет. Он же мог говорить: «Да чтоб вы сдохли, все богачи! Кругом все богатые, а я бедный. Да чтоб вам то и это, потому что вы богатые, а я бедный». Он такое кричал? Не кричал. Лежал себе, как бревно, под домом богатого. И потом душа его понеслась на лоно Авраамово. Т.е. человек терпел, молчал и не дёргался. Плохо тебе, брат ты мой или сестра моя - терпи, не дёргайся. Если дело к смерти - Господь заберёт тебя на лоно Авраамово, потому что туда уходят невинные души, ни на кого не ругающиеся. Ну а если ты богатый? Ну-ка оглянись-ка. Сколько там этих горбатых, косых, хромых, ненужных, паршивых, вшивых лежит кругом возле тебя? А почему ты им не помогаешь? Плевать тебе, да? Так вот тебе и притча. В аду будешь, а потом из ада воззришь наверх и скажешь: «Ой, Господи, помоги! Вот этого горбатого, хромого, косого, беззубого пошли ко мне, чтобы он мне помог». И будет поздно. Поэтому богатые смиряйтесь, бедные не дёргайтесь. Вот какая серьёзная простая притча. Бедные не дёргайтесь, успокойтесь. Вас всякие там Навальные зовут на революции... Навальный - он же не за вас, он за дьявола. Не дёргайтесь, бедные, потерпите своё, потом ангелы понесут вас на лоно Авраамово. Богатые, смиряйтесь пока не поздно. Ну-ка гляньте направо, налево, прямо, назад: куча безногих, безруких, безглазых, уставших, умученных, бездомных, вшивых, грязных. Кто будет помогать? Я? Мне не хватит денег. Вы должны помогать, у вас деньги есть. Деньги, заработанные непосильным трудом, у вас есть. Помогайте, друзья, пока не поздно. А потом будет Страшный суд, потом будет поздно. Потом Господь скажет: «Ну ты, эй, парень, наворовавший пять миллиардов долларов, ты кому помог, кого одел, кого накормил? Кого? Шлюх купал в шампанском в ванных, покупал себе новые яхты? Ну хорошо. Иди сюда, отвечай за дела свои». И тебе, брат ты мой, ох как будет не весело. Поэтому, друзья мои, пока не поздно: бедные - молчите и молитесь, богатые - думайте и помогайте. Вот об этом и говорит притча о богаче и Лазаре. Только об этом, и больше ни о чём. Есть ад, есть рай. Есть в аду место для одних, есть в раю место для других. Хочешь быть в раю? Делай это. Хочешь быть в аду? Делай это. Вот и всё. Об этом притча о богаче и Лазаре.

Мир вам, христиане, и благословение Божие! Господь да хранит вас, и нас по вашим молитвам! До следующей встречи.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен