Что делать после причастия. После причастия никого не целовать

Как лучше подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн?

К Таинству Святаго Причащения приступают только православные, те, кто постоянно ходят в церковь, строжайше соблюдают все посты, венчанные, молятся, со всеми живут в мире, каются в грехах,- такие люди с разрешения духовника приступают к Чаше.

Нужно готовить заранее и душу, и тело, чтобы соединиться с Господом. Дня 3-4 попоститься, не вкушать скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться, заменить его правилом: прочитать два акафиста - Спасителю и Божией Матери, четыре канона - Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и канон ко Святому Причащению. У кого нет такой возможности - 500 молитв Иисусовых и 150 раз "Богородице Дево, радуйся..." Но и прочитав это правило, даже если бы мы готовились тысячу лет, нельзя думать, что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться надо только на милость Божию и на Его великое человеколюбие.

Перед Причащением необходимо чистосердечно покаяться в присутствии священника. Обязательно нужно иметь на груди крест. Ни в коем случае нельзя подходить к Чаше, если запретит духовник или если утаишь грех. В телесной и месячной нечистоте также нельзя приступать к Таинству Причащения. До и после Причащения надо воздерживаться от супружеских отношений.

Надо помнить, что до Причащения или после него обязательно бывает искушение. После Причащения до утра земные поклоны не делаются, уста не прополаскиваются, нельзя ничего выплевывать. Надо хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Божественные книги.

Как часто надо причащаться? Как узнать, что причастился достойно, не в осуждение?

Если человек венчан, соблюдает посты, среду, пятницу, читает утренние и вечерние молитвы, живет со всеми в мире, если он вычитывает перед Причащением все правило и считает себя недостойным, приступая к Причащению с верой и со страхом, то он причащается Христовых Тайн достойно. Душа не сразу, вдруг почувствует себя достойно причастившейся. Может, на другой день или на третий душа почувствует умиротворение, радость. Все зависит от нашей подготовки. Если мы будем усиленно молиться, стараться, чтобы каждое слово молитвы проникло в сердце, поститься и считать себя при этом грешным и недостойным, то можем сразу почувствовать присутствие в нас Господа. После Причастия будут в нас мир и радость. Сразу же может прийти и искушение. Надо быть готовым к нему, встретив, не соблазняться и не согрешить. Значит, диавол знает, что мы подготовились. Но самое главное - считать себя грешными и недостойными. Конечно, если мы будем так жить, что нас будут насильно принуждать читать каноны, утреннее и вечернее правило, и мы будем это делать спустя рукава, у нас в душе и не родится это чувство греховности. Поболтать у нас хватает времени, побегать, посмотреть - что где лежит, кто чем занимается. На это у нас энергии хватает. Или будем дотягивать, гнать время: "О, три минуты до полуночи осталось! Надо пойти поесть!" Это не православный дух. Это дух сатанинский. Так не должно быть. Православный все должен делать с благоговением и страхом Божиим. Душа православного христианина чувствует Бога и после причастия, и между причастиями. Господь рядом, стоит у дверей нашего сердца и стучится: а вдруг отворят, услышат Его стук? Святые отцы чествовали благоговение, страх в своей душе и поддерживали эту благодать молитвой. Они, чувствуя, что ослабевает молитва, исповедовались и приступали к Чаше, и Господь укреплял! Опять душа возгоралась. Причащение - это единственное таинство Церкви, где душа человека может загореться пламенем божественной любви; потому что в Причащении мы принимаем в себя Живой Огонь, Самого Творца вселенной.

He передается ли инфекция через крест, ложечку для причащения, иконы?

В церкви мы имеем дело уже с Небом. Здесь мы уже не на земле. Церковь - маленький кусочек Неба на земле. Когда мы переступаем через порог храма, мы должны забыть обо всем земном, в том числе и о брезгливости (брезгливые обычно блудливые, - говорят святые отцы). Инфекция передается только греховным путем. Многие люди работают в инфекционных отделениях, в туберкулезных больницах, но не болеют этими болезнями. Туда и священники приходят - причащают. И никогда никто еще не заразился. Заражаются люди только через грех.

Когда к Чаше подходят, то принимают с одной маленькой ложечки - лжицы - Творца Вселенной, Живого Христа, Тело и Кровь Христовы. Здесь Сами Чистота и Стерильность. Здесь настолько все чисто, что у верящих даже не возникает мысль о заразе. Через руки священника Сам Христос входит в человека. Не часть Его Плоти и Крови, а в целом в каждого причащающегося входит Господь. Ангелы в трепете, в страхе присутствуют. И что тут говорить о какой-то инфекции. Было время, в 62-63-х годах, атеисты приходили в церковь и учили, что надо после каждого причастника лжицу опускать в специальный раствор. Ну, это для них... Они же не понимают ничего. А то, что душа их стала уже сосудом сатаны - это нормально, ничего страшного!

Когда праведный Иоанн Кронштадтский служил в соборе, к нему приехали двое молодых людей. Они собрались причаститься. Один вычитал правило, а второй, сильно устав, не смог. И оба пришли в церковь. Тот, который вычитал, спокойно подошел к Причастию, и праведный Иоанн Кронштадский его не допустил. А другой с сокрушенным сердцем говорил себе так: "Господи, мне так хочется принять Тебя; а правило я не вычитал, я такой мерзкий, такой гадкий..." Сам себя осуждая, он подошел к Чаше, и праведный Иоанн Кронштадтский его причастил. Господу самое главное - наше сокрушенное сердце, осознание своего недостоинства. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если мы тысячу лет будем готовиться, мы никогда не будем достойны - мы должны надеяться на милость Божию. Если Господь не поможет, мы не сможем причаститься достойно".

Когда причастишься, то чувствуешь на душе светло, но через некоторое время (в тот же день) это состояние проходит, на душе снова тяжесть. Чувствуешь отсутствие Бога. Снова подступают те же страсти. Что нужно делать?

Надо накануне себя подготовить. Надо хорошо попоститься - "сей же род бесовский изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17,21), поэтому надо накануне же хорошо помолиться, разогреть свою душу, попоститься - страсти отойдут. После Причастия надо стараться пребывать в молитве, сохранять душевный мир. Те, кто любят самовольничать, бунтовать, не ценят Причастия. Они причастились - и сразу же у них рядом и обида, и истерика, и бунт. Это потому, что не по их воле все происходит. Надо им бытовать, все до конца разрывать, все отношения. Вот, таких людей еще много, они называются бутовщиками. Они ничего не ценят, они ничем не дорожат. Самое главное - чтобы было все по их желанию. А если (не дай Господь) что-то против них - все кругом врагами становятся, и в душе мира никогда, до самой смерти, не будет. Это самое страшное состояние души человеческой. Человек живет по своей воле и никто ему не имеет права ничего говорить. А так у них все хорошо, только не троньте их - ужалят...

Почему тогда, когда причащаешься, Святые Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть? Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в жизнь вечную, а в какой-то - в осуждение?

Если человек чувствует, что он принимает Плоть, значит Господь это дает для укрепления веры. Но правильно - чувствовать вкус хлеба. Сам Господь говорит: "Я есмь хлеб Жизни" (Ин.6,35).

Мне многие люди рассказывали об этом. Совсем недавно одна женщина звонила из Киева, говорит: "Батюшка, у меня вера-то слабенькая. Я когда сегодня пошла к Причастию, плохо подготовилась. Батюшка дал мне маленькую частицу, а я у Чаши подумала: "Какая же здесь может быть Плоть? Когда я даже языком не чувствую, что он мне что-то вложил в рот?" Чуточек, крохотку дал. И я никак не могла ту частичку съесть. Она у меня так во рту и держалась. Пришла домой - рот полон мяса. Никак не могу проглотить. Несколько часов я рыдала, плакала, просила Господа - жалко выбросить, а проглотить никак не могу! Потом Господь освободил - я проглотила и вот теперь звоню. Что, я страшно согрешила?" - "Покайся, что ты усомнилась в этом", - говорю ей.

Мы знаем, что Господь первое чудо сотворил, когда из воды претворил вино. Ему ничего не стоит из вина Кровь Свою претворить, а из хлеба - Плоть. Человек принимает не часть плоти, а в каждого причащающегося целиком входит Живой Христос.

Мы знаем слово апостола Павла о принятии Святых Даров "без рассуждения ". Хочется узнать, можно ли давать подобные рекомендации человеку не верующему в Бога?

Подходить к Чаше и причащаться могут только верующие люди, те, которые веруют в распятого Иисуса Христа как Сына Божия, искренне исповедаются в грехах. А "сырому материалу", который в церковь не ходит, Богу не молится, постов не соблюдает и стремится причаститься "на всякий случай", мы обычно говорим: "Вам рано причащаться. Надо готовиться". Некоторые защищают таких "прихожан", говорят: "Если их не допускать, то кого же тогда допускать?" Богу количество не нужно, Богу нужно качество. Лучше один человек достойно причастится, чем двадцать недостойно. Святитель Григорий Богослов говорит: "Лучше я свое тело отдам на растерзание псам, нежели Тело Христово недостойным".

Надо иметь рассуждение. Из опыта знаем: все, кто пришел в церковь креститься и не подготовился, остаются вне Церкви. Потому мы просим серьезно подготовить душу к этому Таинству, ходить на церковные службы, молиться. Когда такой подготовленный человек примет крещение, он станет верным членом Церкви, постоянно будет в храме. Вот это и есть настоящие православные. В день Страшного Суда по левую сторону нашего Судии будет очень много крещенных, "православных". Они будут доказывать, что они верующие, но Господь скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу.и ангелам его" (Мф.25,41).

После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?

Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.

Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.

Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).

Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.

А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.

Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.

Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.

Можно ли причащаться невенчанным?

Этот вопрос очень сложный, и его должно решать с духовником. Невенчанный брак Богом не благословлен. Например, женщина живет в Москве. У нее квартира. Из другого конца Москвы к ней приезжает мужчина и сожительствует с ней. Ну, и как: можно таких людей допускать до причастия?" Многие воскликнут: "Батюшка, это же блуд. Они незаконно живут".

Хорошо. Потом этот мужчина собирает свои вещички и перебирается к ней, думает: "Что я буду ездить туда-сюда". Приехал, стал жить, прописался у нее. Зарегистрировались в ЗАГСе, на случай развода, чтобы поделить нажитые вместе вещички. Стал ли тогда брак законным? Ничего подобного, он такой же незаконный. Просто они съехались вместе.

Законным этот брак будет тогда, когда они будут иметь крепкую веру, дадут Богу обещание соблюдать в браке чистоту, то есть в посты не потакать пехотным желаниям, не прелюбодействовать на стороне и повенчаются. Вот тогда этот брак будет "зарегистрирован" на Небесах. Этот брак Богом благословлен.

Сейчас многие венчаются по настоянию родителей. Мать сыну или дочери говорит: "Надо вам обязательно повенчаться!" И дети в угоду родителям венчаются в церкви. Мать спокойна, утешена. А они пожили месяца два-три, скандал, и разбежались. Вскоре находят себе другую пару и начинают жить новой семьей. Так они прелюбодействуют и попирают святые узы венчанного, благословленного Богом брака.

Законом, данным Богом, эти люди связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых обоих супругах никто из них не может жить с другим человеком. И ни один священник не имеет права их венчать.

Что Бог сочетал, то человек да не разлучает. "Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует" (Лк.1б, 18). "Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" (1 Кор.7,10).

Если стало невмоготу жить с супругом, и вы разошлись, значит, надо сохранять себя в чистоте; но лучше примириться с тем, кого даровал Вам Господь.

Мы причащаем младенца, а он почему-то после причастия раздражительным становится.

Многое зависит от родителей. Ребенок безгрешный, святой, а родители часто нераскаянные, и это их внутреннее состояние отражается на ребенке. Упоминается в житии праведного Иоанна Кронштадтского: когда к нему приносили причащать младенцев, некоторые из них не хотели принимать Святые Дары - махали руками, крутились, вертелись. И праведник пророчески говорил: "Это будущие гонители Церкви". Они уже от рождения были противники Бога.

Бабушка втайне от родителей причащает маленького ребенка, ее смущает, что втайне.

Ничего плохого здесь нет. Наоборот, очень хорошо, что кто-то нашелся в семье, делает доброе дело для души этого ребенка. Ребенок должен жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть и маленький человек будет расти с мертвой душой. Впоследствии им может овладеть злая сила даже до душевной болезни, до беснования. А если этого, по милости Божией, не случится, просто вырастет человек со злым характером.

Маленький посаженный цветочек требует к себе заботы и внимания. Он нуждается в поливке, в рыхлении и освобождении от сорной травы. Так и ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами - Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати.

Заблуждение: в день после причастия не чистить зубы, никого не целовать, поститься.

Некоторые верующие люди думают, что в день после причастия нельзя: чистить зубы, выплевывать косточки от ягод и рыбы, целовать близких людей, иконы, мощи, руку священника (можно - только крест), есть мясо, пить вино.

После причастия, для того чтобы частичка Святых Даров не осталась во рту и случайно не вылетела, например, при чихании, существует традиция сразу запивать причастие теплотой - вином, разведенным большим количеством воды, - и после этого съедать кусочек просфоры - освященного хлеба. В храме всегда раздают теплоту и просфоры после причастия.

В случае если во рту осталась частичка Святых Даров (к примеру, застряла в зубной дырке), действительно следует заботиться о том, чтобы она была проглочена, а не выплюнута.

Если вы запили причастие и ничего во рту не осталось, дальше в этот день можно чистить вечером зубы, выплевывать косточки, целовать близких людей, целовать иконы, руку священника, крест. Частичку Даров уже выплюнуть невозможно.

Есть мясо, пить в умеренных количествах вино в день после причастия тоже можно. Перед причастием пост установлен как подвиг воздержания, чтобы настроить себя благоговейно перед принятием величайшей святыни. После причастия, если в это время нет поста, можно есть любую пищу.

Что делать?

Неправильно:(

В день после причастия поститься.

В день после причастия бояться чистить зубы, выплевывать косточки, целовать иконы или близких.

Правильно:)

Позаботиться о том, чтобы Святые Дары были полностью проглочены, и больше ничего не бояться.

В день после причастия особенно стараться относиться с любовью к окружающим людям.

В день после причастия особенно стараться есть в меру и не напиваться пьяным.

Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).

Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».

Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует.

После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить.

Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они?

Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.

Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.

Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.

Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.

«С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет» . Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:

Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?

Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.

Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?

Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!

Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое.

Здесь сказывается инстинктивное физическое «сознание» несоответствия «плотского» тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.

И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Несродные стихии не могут существовать вместе.

Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и «телесную», и «духовную» благодать Причастия» .

Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.

Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:

Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет...

Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах - отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, - вспоминал позже старец Гавриил, - лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати» .

После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца» .

Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами» .

Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим (+ 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.

Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:

Почему отцы ушли, не выпив кофе?

После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, много ценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, - ответил старец.

Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:

Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.

«Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим» .

Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа»

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен