Где находится замок нойшванштайн. Замок Нойшванштайн – жемчужина Германии

Замок-сказка, затаившийся в лесных массивах Баварских Альп, настоящий шедевр, заслуживший сумасшедшую популярность у туристов и приносящий баснословную прибыль Германии. Нойшванштайн стал прототипом замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде, источником вдохновения Чайковского для балета "Лебединое озеро" и воплощением любви Людвига II к музыке Вагнера. Вряд ли найдутся другие , хранящие больше экспонатов демонстрирующих королевское восхищение композициями Вагнера - гобелены с изображением сцен из его опер по-прежнему бережно хранит чарующий замок Нойшванштайн.

Мифы и факты

Нойшванштайн переводится как "Новый Лебединый Камень". Лебединым мотивом пронизана вся архитектура сооружения. Лебедь является геральдическим символом старинного рода графов Швангау, преемником которого считал себя отец Людвига II, Максимилиан II Баварский. Людвиг был огромным поклонником Ричарда Вагнера, отождествляя себя с одним из персонажей его опер - Лебединым рыцарем. Унаследовав королевский трон, Людвиг II воплотил свою давнюю фантазию - лебединый замок несравненной красоты.

Вдали от шумных городов, почти у самой границы с , в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года.

Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций - к примеру, обедал с духом Людовика XIV. По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти. Особенно учитывая, что его лечащий психиатр также разделил участь своего пациента. Эти загадочные события породили множество легенд и создали интригующий ореол вокруг замка Нойшванштайн, сделав его самым известным замком в Германии.

Что посмотреть

Нойшванштайн строился 17 лет, но, к сожалению, так и не был полностью достроен. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были закончены. Основное украшение строения - собор в готическом стиле, который должен был возглавить все сооружения - остался только в планах. До смерти Людвига была закончена отделка 14 залов. Но пленительная красота самого известного замка Германии не тускнеет от этого. Солнце все также великолепно отражается на жемчужных стенах Нойшванштайн. А внутри тронный зал демонстрирует картинные богатства: сложные фрески с ангелами и христианскими святыми. Трона, на самом деле, здесь нет - для него только возвели помост в конце комнаты, как король был отстранен от власти.

Еще одна достопримечательность - Грот - образец буйной фантазии короля. Небольшая с первого взгляда комната на третьем этаже оформлена как сказочная пещера с небольшим водопадом. Ощущение подземелья здесь настолько реалистично, что похоже на настоящее чудо. Специально для удовольствия короля грот соединен слуховым ходом с Залом певцов.

Замки Германии полны легендами. Во время Второй мировой войны Нойшванштайн был местом хранения золота Рейхсбанка. Когда незадолго до окончания войны золото было увезено в неизвестном направлении, стали поговаривать, что его утопили в соседнем озере Алат.

Нойшванштайн расположен в живописной долине Хоэншвангау, всего в нескольких минутах ходьбы от популярного туристического городка Фюссен и , где Людвиг II провел свою юность. Нойшванштайн стал самым фотографируемым объектом в Германии. Ежедневно его осматривает около 6000 посетителей.

К югу от Фюссен находится другой не менее легендарный , прославившийся благодаря эксцентричному алхимику Джозефу фон Франкенштейн. Многие замки Германии были преобразованы в комфортабельные отели и гостиницы, в которых сегодня каждый может арендовать королевские апартаменты. Выбрать и забронировать отели по лучшим ценам мы советуем на Booking.

Одно из самых красивых мест Германии – королевский замок Нойшванштайн. Это отражение древнегерманского эпоса в камне, воплощение наяву легенд из средних веков, дух двух великих людей – Людвига Баварского и Рихарда Вагнера.

История замка Нойшванштайн

Сказочный король

С самого детства принц Луи, который должен был наследовать баварский престол, находился в грезах о средневековых сказаниях. В 1861 году ему удалось побывать на опере «Лоэнгрин», созданной знаменитым Рихардом Вагнером. Опера тронула юного принца в самое сердце, и именно этот сюжет лег в основу создания будущего сказочного замка Нойшванштайн.

Родился будущий Людвиг II в 1845 году в Нимфенбурге. Все его детство прошло в не менее сказочном замке Хоэншвангау, что еще больше подкрепляло его романтические мечтания. В замке царила атмосфера средневекового эпоса, росписи соответствовали известным легендам. В начале XIX века в немецком искусстве воцаряется романтизм, что еще больше подкрепляет взгляды будущего короля. После восшествия на престол в 1864 году Людвиг II переводит под свой контроль Рихарда Вагнер, тем самым дав ему возможность творить в полную силу своих возможностей.

Время дел

С этого периода начинается период крупных свершений. Вагнер создает свои известные на весь мир оперы – Валькирия, Гибель богов, Зигфрид, Золото Рейна, Нюрнбергские мейстерзингеры, Парсифаль. Король же, возжелав еще больше погрузиться в царство своих любимых героев, начинает строительство своих великолепных замков. Стремление почувствовать себя знаменитым рыцарем-лебедем Лоэнгрином создало архитектурные шедевры всемирного уровня.

Всего Людвиг II построил три замка. Самый главный из них – Нойшванштайн в Баварии. Именно этот замок по замыслу должен был стать крепостью самого Лоэнгрина, а встречающиеся здесь повсюду символы лебедя только подкрепляют это чувство.

Сказочное место

Лебединый замок Нойшванштайн находится в Альпах Баварии, недалеко от озера Шванзее, озера Лебедя. И само название замка переводится как «Лебединый камень». Корни благородной птицы эта местность несет от имени рода рыцарей Швангау, резиденцией которых был замок Шванштайн. Король снес струю постройку и заложил здесь новый замок – Нойшванштайн – Новый Лебединый камень.

Строительство в романтизме

Романтизм XIX века сильно сказался на виде замка, он выглядит, словно взят из декораций опер Вагнера. В строительных работах принимал участие сам король, архитектором же этого замка стал Эдуард Ридель. За воплощением художественных замыслов отвечал Кристиан Янк. Король настолько влился в процесс работы, что им даже были привезены зарисовки Зала певцов из сказочного замка Вартбурга, также являющегося одним из мест действия легендарных опер Вагнера. Точная копия этого зала и была создана в замке.

Зал певцов

Строительство велось по точно продуманному плану. Основной строительный материал – кирпич. Внешне немецкий замок Нойшванштайн облицован белой известняковой плиткой. Техническое оснащение замка было выполнено с использованием самых современных приспособлений своего времени. Везде, где было нужно, подводились водопровод и канализация. В подвале замка находилась котельная, теплый воздух из которой по трубам доходил до всех комнат. Вода поставлялась сразу и в холодном, и горячем виде. Многие из этих технических мелочей для своей эпохи были просто революционны.

Известные помещения замка

Многие помещения замка посвящены героям средневековых сказаний. Так зимний сад посвящен Тангейзеру, Зал певцов – Парсифалю, большая гостиная – рыцарю-лебедю Лоэнгрину. Сказочную атмосферу создают и росписи на стенах.

Только над спальней короля работы велись 4,5 года. Здесь можно увидеть мастерскую резьбу по дереву, особенно на личной кровати монарха. На гобеленах в этой же спальне снова сказочный мотивы - моменты из поэмы «Тристан и Изольда»

Спальня

В замке короля есть и Тронный зал. На его строительство в явном виде повлиял константинопольский храм Святой Софии . Удивительно, что самого трона в этом зале нет. Здесь есть только возвышенное место для него, к которому подводит лестница.

Тронный зал

Работы над замком были завершены в 1883 году. Недолго после этого, 1886 году, смерть настигла и короля. Но работы все же были закончены, и сейчас баварский замок Нойшванштайн поражает всех своим видом. Это настоящая сказка в камне на нашей планете.

Основные моменты

Стройный, устремленный ввысь Нойшванштайн находится недалеко от городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юге Германии, вблизи границы с Австрией. Белокаменное строение с узорчатыми окнами венчают изящные островерхие башенки с бойницами и арочными балконами. Замок Нойшванштайн превосходно вписывается в окружающий альпийский пейзаж. Издалека он похож на театральную декорацию. Архитектурная концепция принадлежала Людвигу II. Он начал строить его в сентябре 1869 г. «Прекраснейшее место из всех, что можно найти, - писал король Вагнеру. - Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей». За полгода до кончины король переехал в недостроенный замок.

В Нойшванштайне нет воинственности. Это дворец-крепость. Не для войны, но для возвышенных мечтаний и прекрасной музыки. На стенах и гобеленах, в оформлении мебели, интерьере лестниц и переходов, на потолках превалируют изображения лебедей - рисованных, каменных, деревянных, металлических. Настенные росписи многих помещений выполнены по мотивам вагнеровских опер «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов», «Парсифаль» и «Тангейзер». Для осмотра открыты 12 роскошных залов королевских покоев.

Спроектировал замок Кристиан Джанк. Нойшванштайн находится вблизи Гогеншвангау, где Людвиг вырос. Его причудливые очертания так прекрасны, что именно он подсказал Уолту Диснею облик замка Золушки, впоследствии ставший логотипом компании.

Людвиг был отстранен от власти еще до завершения строительства замка, и дворец после таинственной смерти короля в 1886 году был открыт для посетителей.

Что посмотреть

Нойшванштайн - воплощение духа романтизма XIX века. Замок расположен высоко и добраться до него можно лишь по извилистой дороге из долины внизу. Здесь множество средневековых деталей – узкие винтовые лестницы, множество башен и башенок – объединено с передовыми инженерными достижениями: подогревом воздуха, водопроводом на всех этажах и туалетами с автоматическим спуском воды.

В длину участок, на котором стоит замок Нойшванштайн, составляет 130 м, общая площадь всех помещений почти 60 тыс. кв. м. Высота главной башни - 80 м, квадратной башни - 48 м, главного здания - 57 м. Строительство обошлось в 6 млн 180 тыс. марок золотом.

После 17 лет строительства из 360 комнат перед смертью короля Людвига были закончены лишь 14, но и ради них стоит посетить замок.

На первом этаже Нойшванштайна находятся комнаты слуг и дворцовая кухня. Королевская лестница ведет на четвертый этаж дворца, где напротив друг друга расположены Тронный зал и королевские покои (спальня, столовая, домашняя часовня, кабинет, гостиная). Между ними камердинерская и адъютантская комнаты. В оформлении Тронного зала просматриваются элементы византийского храма Святой Софии. Зал напоминает православный храм с небосводом купола и ликами святых. Его потолок усыпан золотистыми звездами на зеленом фоне. Огромная люстра из позолоченной бронзы в форме царской короны весит более 1,5 т и рассчитана на 96 свечей. Девять ступеней лестницы из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был стоять королевский трон. Его так и не изготовили, поскольку король ушел из жизни. Над помостом в золотистом куполе - Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель в окружении ангелов. Под ними, меж зеленых пальм, расположены изображения шести канонизированных европейских монархов. Королевская власть идет от Бога - главный мотив композиции.

Гостиная - самая большая комната в королевских покоях. Четыре колонны выделяют в ней Лебединый уголок, где король любил почитать в одиночестве. Красочные панно изображают сцены из саги о Лоэнгрине. Теплым светом наполнена картина на тему о Святом Граале.

Тронный зал замка Нойшванштайн отделан в изысканном византийском стиле, навеянном обликом собора Айя-София в Стамбуле. Архитекторы предусмотрели двухъярусный тронный зал с колоннами, изготовленными из имитации порфира и ляпис-лазури.

Стены рабочего кабинета отделаны мореным дубом с искусной резьбой и тонкой чеканкой. Четырнадцать лучших мастеров Германии более четырех лет занимались работами по дереву при отделке королевской спальни. Из окна открывается прекрасный вид на ущелье Пеллат и водопад. Здесь 11 июня 1886 г. Людвигу II было объявлено о низложении.

Королевская часовня выдержана в изящном неоготическом стиле. В центре трехстворчатого алтаря изображен Людовик IX Святой, канонизированный в 1297 г. В дубовые панели королевской гардеробной вмонтированы картины из жизни немецких трубадуров Вальтера фон дер Фогельвейде и Ганса Сакса.

В Певческом зале Нойшванштайна такой же массивный трапециевидный потолок темного дерева, как в Праздничном зале Вартбургского замка. Но вместо застывших изображений немецких королей, в покрытые золотистым орнаментом межоконные деревянные панели вмонтированы красочные картины на мотивы легенды о Парсифале и сказания о Тангейзере. Певческий зал самый большой в замке.

Помещение королевской столовой замка Нойшванштайн невелико. Людвиг предпочитал обедать в одиночку. Заказ писали на столике, он опускался с помощью ручного лифта тремя этажами ниже на кухню и поднимался уже соответственно с накрытыми блюдами.

Повыше в горах через ущелье перекинут подвесной мост. Под ним находится 45-метровый водопад. Отсюда открывается самый лучший вид на горы, окружающие замок.

Информация для туристов

На сегодняшний день замок Нойшванштайн открыт в качестве музея. Взрослый билет стоит 12 евро, льготный – 11 евро. Туристов к Нойшванштайну доставляют по дороге-серпантину конные упряжки, но можно подняться и пешком.

Нойшванштайн открыт для посещения с апреля по сентябрь 9.00-18.00, чт 9.00-20.00, с октября по март с 10.00 до 16.00. На Рождество и Новый год вход закрыт.

Посещение возможно только в составе экскурсионных групп. Можно взять плеер-аудио гид на русском языке.

Сказочные образы, созданные Уолтом Диснеем, не только радуют и воспитывают наших детей, но и переносят взрослых в чудесное время фантазий и невероятных возможностей. Изображение остроконечных башенок замка начинает отсчет времени перед началом путешествия в мир, где зло всегда будет побеждено добром, где живут принцессы и бесстрашные рыцари, где любовь и дружба побеждает все земные пороки.

Замок, сооруженный в парижском Диснейленде для Спящей Красавицы, стал прообразом для начального логотипа компании Диснея. И сейчас уже не секрет, что волшебный «дом» для Красавицы в парке развлечений был огромным макетом Нойшванштайна — Баварского замка, спрятанного в Альпах. Еще один интересный замок в Германии, заслуживающий внимания, замок Бург Эльц .

Вступившего на трон в 1864 году баварского монарха Людвига II сами баварцы ласково именуют «сказочным королем», и до сих пор он признается самой таинственной исторической личностью этих земель. Вся его жизнь и даже таинственная смерть сопровождалась легендами и домыслами. И главной причиной этому было глубокое одиночество короля, которым год от года он наслаждался с большей силой.

Прежде чем начать разговор о любом из замков, построенных Людвигом II, каждый экскурсовод непременно обращается к истории жизни баварского короля: к его детству и отрочеству, времени правления, и, конечно, низвержению и загадочной смерти.

Родовое поместье рода Виттельсбахов, феодальной династии средневековых рыцарей, находилось на берегу красивейшего озера Шванзее («лебединое озеро») рядом с городком Фюссен. Это юго-восточная баварская земля, граничащая с Австрией, по которой проходила историческая дорога римских завоевателей «романтише штрассе» (романтическая дорога). Великое переселение времен Клавдия Августа оставило вдоль этой трассы множество городков и замков, напоминающих о подвигах и заслугах средневековых рыцарей.

Замок Гогеншвангау, просуществовавший до XII века, был поднят из руин отцом Людвига Максимилианом II. Здесь, в летней резиденции Виттельсбахов, прошло детство и отрочество юного отпрыска феодального рода. Весь интерьер замка, включая настенные гобелены, был пропитан романтическими сюжетами средневековых легенд о Лоэнгрине — лебедином рыцаре, Тангейзере, Парсифале и о Ричарде Львином Сердце. Мальчик, представляющий себя участником сказочных сюжетов, и больше всего вдохновленный образом Лоэнгрина, вырос мечтательным, впечатлительным, пытающимся уединиться от реалий действительности.

Ценитель природы, музыки и поэзии, он обладал и великим архитектурным талантом. Эта страсть к строительству впечатляюще реализовалась во время его правления страной. И целью всей его жизни стало воплощение своих фантазий в реальные архитектурные замыслы. А замыслов было много. Людвиг II хотел построить несколько замков, которые должны были стать воплощением изысканности эпохи рыцарства и романтизма. Но воплотить в жизнь он успел только три – Линдерхоф, Херренкимзее и Нойшванштайн. Строительство последнего было закончено уже после смерти монарха. Но это не помешало Нойшванштайну стать самым популярным для посещения замком во всей Баварии.

Как добраться

Знакомство с замком начинается издалека, еще при подъезде к деревушке Гогеншвангау, где паркуются все автомобили и туристические автобусы. Уже отсюда открывается «открыточный» вид на сказочное сооружение, укрепившееся на вершине горы. В противовес европейским замкам, строившимся как оборонительные сооружения для демонстрации силы и могущества, Нойшванштайн выглядит кукольным дворцом для сказочного персонажа, демонстрирующим явную удаленность от реальной жизни.

Но реальность – это многотысячные потоки туристов, стремящихся попасть внутрь замка, и терминал у подножия горы, позволяющий приобрести «пропуск» в эту сказку. Билет – это регистрация посетителя и бронирование места в экскурсионной группе, с указанием времени начала. Подняться к замку можно пешком (около часа), на специальном автобусе, либо на стилизованной старинной конной повозке с баварским колоритным кучером. Многие выбирают именно последний вариант, получая тем самым возможность полюбоваться незабываемыми пейзажами и заранее проникнуться атмосферой сказочности.

Обзорная площадка около подножия замка позволяет рассмотреть все детали окружающего ландшафта. А он впечатляет! С одной стороны альпийские вершины отражаются в хрустальных водах Alpsee. Правее расстилается сочно-зеленая долина с белой церквушкой деревеньки Швангау, а с левой стороны, за шахматным профилем замка Гогеншвангау, виднеется маленькое озеро Schwansee.

Несмотря на свои невпечатляющие размеры, именно оно явилось вдохновенным пейзажем к созданию Чайковским своего изящного «Лебединого озера». Конечно, творческий полет композитора был рожден не только завораживающими баварскими пейзажами. Рождение образов и волшебной музыки напрямую касалось оперы Вагнера и легенды о лебедином рыцаре Лоэнгрине.

При рассказе о Нойшванштайне нельзя не упомянуть особое отношение короля Людвига II к немецкому композитору. Шестнадцатилетним юношей король был очарован музыкой Вагнера на премьере оперы «Лоэнгрин». Все его вдохновенные фантазии были воплощены на той сцене, а спустя несколько лет состоялось знакомство короля с великим композитором. Всю свою жизнь «сказочный король» был меценатом и покровителем музыканта. Он мечтал о том, что будущие свои творения Вагнер напишет именно в «Лебедином замке» Нойшванштайн.

Строительство

Строительство Нойшванштайна («Новый лебединый утес») было определено на месте, где ранее располагались две уже разрушенные временем крепости Швангау. Искусственный подрыв скалы позволил создать площадку для будущего строительства. На вершину горы были проложены дорога и трубопровод, после чего сразу, в 1869 году, началась стройка, темпы которой удивляли всю округу.

Надо сказать, что будучи ярым приверженцем всех новшеств технического прогресса того времени, Людвиг II стремился применить их в реализации своих проектов. Для облегчения транспортировки грузов и строительных материалов на стройке использовались паровой кран и локомобили. Новинкам технического прогресса было найдено применение и внутри архитектурного шедевра: водопровод, центральное отопление и система телефонизации.

Создатели проекта, архитектор Эдуард Ридель и художник по декорациям Христиан Янк, представили королю более 60 эскизов. А так как сама задумка всецело была посвящена Вагнеру, вдохновение создателей основывалось на впечатлениях от замка Вартбург, находящегося в Тюрингенском лесу, где в XI веке проводились легендарные «Состязания певцов». По проекту, которому, к сожалению, не дано было воплотиться полностью, в ансамбле замка планировались дворец, женские покои, донжон, рыцарский дом и подъездные ворота.

Архитектура

Подъездные ворота, увенчанные баварским гербом, встречают посетителей замка яркими цветами красного кирпича и желтого песчаника. С территории внутреннего двора, обрамленного двумя террасами, начинается путешествие по интерьерам замка. Гиды с большой любовью, даже с некоторым подобострастием, рассказывают о каждом уголке строений, куда только возможно провести посетителей.

Удивляет практически все: замыслы проекта, расположение, назначение определенных комнат и предметов интерьера. Продуманные до мелочей композиции фасадов, внутреннее убранство комнат и «сюрпризы» интерьеров создают впечатление, что в любой момент здесь может развернуться театральное действие. В Нойшваншайне, очевидно, соблюдено основное правило интриги сюжета: с каждым шагом интерес возрастает.

Здесь много архитектурных и интерьерных «сюрпризов», поражающих воображение посетителей. К 1886 году из 80 задуманных королем помещений замка завершено было только 15. Большинство из них очень камерные. Рассчитаны покои только на одного человека – самого Людвига. Ковровая живопись, покрывающая стены каждой из комнат, раскрывают различные сюжеты средневековых легенд и, конечно, опер Вагнера.

Зал Певчих

Возвращаясь к любимцу Людвига II Вангеру, надо сказать, что главным залом, которому предназначалась грандиозная музыкальная перспектива с театральными постановками и состязаниями певцов, стал Зал Певчих. Массивный трапециевидный дубовый потолок, накрывающий помещение зала производит не только сильное впечатление своей формой и декором, но и служит отличным резонатором для звука, создавая замечательную акустику. Условная небольшая сцена как бы всегда готова развернуть действие и наполнить зал ценителями музыки. Но, как ни печально, Вагнер, которому было посвящено создание этого Зала, здесь так ни разу не был.

Путешествие по замку проходит последовательно по всем жилым помещениям дворца, в котором баварский монарх успел прожить чуть более пяти месяцев. И здесь, изумленных убранством посетителей ждут сюрпризы.

Библиотека

Передвигаясь через салон – библиотеку, оформление которой целиком посвящено Парсифалю и Лоэнгрину, гид останавливает свое внимание на небольшой, украшенной резьбой двери. Сюрприз, открывающийся за дубовыми створами, приводит всех в восторг и изумление. Здесь находиться грот. Искусно созданная пещера с бассейном и подсветкой – место единения короля с природой. По проекту грот – сквозное помещение. Из него монарх мог попасть в свой кабинет, где антураж опять соответствовал общему стилю замка.

Рассказ про Нойшванштайн всегда начинается с истории его создателя — баварского короля Людвига II, одного из самых эксцентричных и несчастных монархов XIX века. Его жизнь была овеяна массой легенд и небылиц, а смерть до сих пор остается загадкой. «Хочу остаться тайной в вечности для себя и других », — писал Людвиг.

В большой степени так и произошло. Любопытную точку зрения на судьбу короля можно узнать из фильма Лукино Висконти «Людвиг», где играют любимец режиссера Хельмут Бергер (и он правда очень похож на портреты короля и замечательно передает его нервический темперамент) и Роми Шнайдер. Висконти снимал картину в том числе и в Нойшванштайне.

История замка Нойшванштайн

К политике и управлению Баварией король был равнодушен. Заняв престол совсем молодым человеком, он погрузился в куда более увлекательный для него мир. Людвиг II еще при жизни получил прозвище «сказочный король», хотя жил он не столько сказками братьев Гримм, сколько средневековыми легендами и мифами. Главное увлечение короля — рыцари Грааля из сказаний о короле Артуре. Больше других занимали его воображение Парсифаль и Лоэнгрин. Воспитанный в лесном уединении Парсифаль обнаруживал королевское происхождение и становился рыцарем. Лоэнгрин, он же Рыцарь Лебедя, прибывал к будущей возлюбленной по воде на лодке, запряженной лебедем, спасал ее, но она не могла сдержать любопытства о его происхождении и теряла любимого. По стране ходили слухи, будто ночами наряженный в рыцарский костюм Людвиг II разъезжает в санях, словно герои Круглого стола. Днем король спал, бодрствовал ночью. Считается, что род Виттелсбахов (Людвиг их наследник) происходит от рыцарей Швангау, а их резиденция находилась на месте, где король позже построит свой Нойшванштайн. Эмблемой рода Швангау был лебедь. Образ Рыцаря Лебедя всегда занимал Людвига и стал основой для строительства Нойшванштайна — «Нового лебединого утеса».

Истории рыцарей король черпал не только в сагах, но и внимая музыке главного кумира своей жизни — композитора Рихарда Вагнера, автора опер на основе средневековых легенд. Впервые принц Людвиг услышал «Лоэнгрина» Вагнера в 16 лет в Мюнхене и был очарован. Позже он станет меценатом Вагнера, а премьера «Парсифаля» состоится в баварской столице.

На высоте полета

Личное общение с композитором вдохновило на строительство нового масштабного замка в несусветном месте — на альпийском утесе вблизи двух горных озер, Альпзее и Шванзее (как раз Лебединого озера). Утес, на котором стоит замок, днем будто утопает в облаках. Надо сказать, что Нойшванштайн не стал единственным «сказочным» творением короля. За свое правление он построил также замок Линдерхоф в стиле дворцов рококо, с гротом и озером в скалах, и пышный Херренкимзее в честь Людовика XIV. Но именно в «Лебединый утес» Людвиг вложил всю свою страсть к легендам и немыслимый бюджет баварского королевства.

В 1868 году он писал Вагнеру, что намерен возвести замок на месте Хоэншвангау, старой резиденции Виттельсбахов, на манер старинных рыцарских. Замок должен был напомнить композитору замки из опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин». И Вагнер однажды смог бы трудиться в стенах Нойшванштайна и ставить там оперы.

Год спустя на развалинах рыцарского замка Швангау началось строительство. Первоначальный бюджет составил 3 миллиона золотых марок, но в итоге замок обошелся в 6 миллионов, погрузив короля в чудовищные долги, которые и привели его к гибели. Строительство затянется на 17 лет, амбициозные планы воплотятся лишь частично, после смерти Людвига работы будут остановлены.

Основой для архитектурного плана стали эскизы художника Кристиана Янка, сделанные по инструкциям Вагнера к «Лоэнгрину». Также облик замка определили средневековая крепость Вартбург и замок Грааля из «Парсифаля». Первоначальной идеей была неоготика, но в итоге замок выстроен в романском стиле. На строительство внешних стен пошли кирпич и альпийские породы камня. В оформлении использовались самые роскошные материалы — позолота, хрусталь, мрамор, драгоценные породы дерева, шелка. Окна декорированы витражами с гербами Виттельсбахов, Баварии и рыцарей Швангау — львы, лебеди и лилии, а стены и потолки расписаны фресками на мотивы опер Вагнера — «Зигурда», «Тристана и Изольды», «Тангейзера», а также, конечно, «Парсифаля» и «Лоэнгрина». И куда ни глянь, повторяется мотив лебедя: то умывальник в форме птицы, то рисунки на стекле, то в знаках королевской геральдики. Происхождение замка от легенд подчеркивали названия залов — Зал певцов, Тронный зал, Зал Грааля.

Несмотря на то что внешний облик и внутреннее убранство Нойшванштайна делали поклон давно минувшим временам, его оснащение было выполнено по последнему слову техники: современная кухня, горячий подогрев воздуха, рамы для окон из промышленной стали.

Чайковский и лебеди

Увлечение Людвига II музыкой привело к тому, что однажды у подножия замка оказался другой великий композитор эпохи. Петр Ильич Чайковский как раз раздумывал над новым балетом на тему романтизма. Вагнеровский «Лоэнгрин» о Рыцаре Лебедя дал первые идеи. Кроме того, Чайковский слышал про мецената Вагнера, мечтательного баварского короля, который выстроил в Альпах диковину, воплотившую в интерьере легенды о рыцарях Святого Грааля. Русский композитор в 1876 году отправился в Баварию, где после премьеры «Кольца Нибелунгов» познакомился с Вагнером. Чайковский успел навестить и Швангау, где воочию увидел Нойшванштайн, возвышающийся над неприступными Альпами и заповедными лесами. С разных сторон замок окружают озера, побольше Альпзее и маленькое Шванзее (Лебединое) с белыми лебедями. Справедливости ради надо заметить, что на композитора также повлияли немецкие волшебные сказки, записанные братьями Гримм, и немецкие легенды. Магический лес, неизменно присутствующий в мифах, дал толчок невероятной истории любви принца к озерной принцессе, превращенной в лебедя. Так появились Одетта, Одиллия, мрачный король Ротбарт и мечтательный принц Зигфрид.

Драматичный финал

Из-за строительства сказочных резиденций Людвиг влез в немыслимые долги — 14 миллионов золотых марок. В недостроенном Нойшванштанне, куда король предпочел полностью уединиться от государственных дел, он прожил всего 172 дня. Иностранные банки грозили банкротством короне, поэтому в 1886 году правительство объявило Людвига II сумасшедшим и отлучило от престола. Отправленного в ссылку в замок Берг короля через день нашли утонувшим в озере. Обстоятельства его гибели остались неясными. Спустя несколько недель прежде закрытый для публики замок стал доступным для посещения — власти хотели хотя бы частично компенсировать его гигантский бюджет. Сегодня 1.4 миллиона человек ежегодно приезжают воочию увидеть один из самых романтичных замков Европы.

А для мультипликаторов студии Walt Disney Нойшванштайн стал прообразом замка в фильме «Спящая красавица», с него же нарисована и знаменитая эмблема студии.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен