Иммануил кант - биография, информация, личная жизнь. Философ из рода шорников Иммануил Кант: биография и жизнь великого мыслителя

Иммануил Кант (1724-1804) - это немецкий ученый и философ. Кант считается родоначальником немецкого классического идеализма. Родным городом И. Канта является Кенигсберг. Здесь же он учился и впоследствии работал. С 1755 года по 1770 год Кант имел звание доцента, а в период с 1770 г. по 1796 г. - профессора университета.

Еще до 1770 года Иммануил Кант создал "небулярную" космогоническую гипотезу. Эта гипотеза обосновывала возникновение и эволюцию планетной системы в соответствии с принципом первоначальной "туманности". Одновременно с этим философ предположил, что имеется Большая вселенной галактик, причем она находится вне нашей Галактики.

Кроме того, Кантом было разработано учение о замедлении, которое является итогом приливного трения. Последнее имеет место в результате суточного вращения Земли.

Ученый размышлял и об относительности покоя и движения. Все эти исследовательские работы в чем-то повлияли на формировании диалектики. Иммануил Кант считается основателем "трансцендентального" ("критического") идеализма. Этому вопросу посвящены следующие труды Канта:
. "Критика чистого разума" - 1781 год;
. "Критика практического разума" - 1788 год;
. "Критика способности суждения" - 1790 год и др.

Иммануил Кант пересматривает понятие "веры" (которая все-таки остается в его учении) и наполняет его новым философским смыслом (который существенно отличается от теологического). По мнению философа, вера в старом ее понимании вводила людей в заблуждение и заставляла подчиняться суевериям и т.п.

Разрушая постулаты религии, Кант тем не менее остается искренним христианином - он верит в такого Бога, который бы не ограничивал свободу человека. Иммануил Кант рассматривает человека как морального субъекта, причем вопросы этики в учении этого философа становятся центральными.

Иммануил Кант - основатель "критического" идеализма. Переход к подобным воззрениям состоялся в 1770 году. Уже в 1781 году свет увидел труд Канта "Критика чистого разума". За этой книгой последовали "Критика практического разума" (опубликована в 1788 году) и "Критика способности суждения" (опубликована в 1790 году). Эти труды содержали в себе суть "критической" теории познания, учение о целесообразности природы, а также рассуждения по поводу эстетики и этики. Философ пытается обосновать тот факт, что необходимо раскрыть границы познавательных способностей человека и исследовать формы познания. Без подобной предварительной работы не представляется возможным построение системы умозрительной философии. Последнее понятие во времена Канта было синонимично понятию "метафизики". Такого рода исследовательская работа приводит немецкого ученого к агностицизму. Он ратует за то, что наше познание не может воспринять природу вещей, как эти вещи существуют сами по себе. Причем эта невозможность по Канту принципиальна. Более того, познание человека применимо лишь по отношению к "явлениям", то есть способу, с помощью которого опыт человека позволяет обнаружить эти самые вещи. Развивая свое учение, Кант говорит, что только естествознание и математика содержат в себе достоверное теоретическое знание, что, по мысли философа, обусловлено наличием в сознании человека "априорных" форм чувственного созерцания. Философ полагает, что изначально в разуме человека имеется стремление к безусловному знанию, которое ничем нельзя искоренить. Эта особенность связана с высшими этическими запросами. Все это приводит к тому, что рассудок человека пытается найти решение вопросов, связанных с границами мира, теми процессами, которые в нем протекают, существованием Бога, наличием неделимых элементов мира и т.д. Иммануил Кант полагал, что противоположные друг другу суждения (такие как: атомы существуют и неделимых частиц нет, мир безграничен или имеет пределы и т.п.) могут быть обоснованы с абсолютно равной доказательностью. Отсюда следует, что разум как бы раздваивается в противоречиях, то есть по своей природе антиномичен. Однако Кант уверен, что подобные противоречия являются всего лишь кажущимися, и решение такой загадки состоит в ограничении знания в пользу веры. Таким образом, делается акцент на различении "вещей в себе" и "явлений". При этом "вещи в себе" как раз и должны быть признаны непознаваемыми. Получается, что человек в одно и тоже время и свободен, и не свободен. Свободен, потому что является субъектом непознаваемого сверхчувственного мира. Несвободен, потому что по сути является существом в мире явлений.

Иммануил Кант являлся искренним христианином. Философ крайне непримиримо относился к атеизму. Но Кант признается и одним из разрушителей и критиков религиозного мировоззрения. В философском учении этого человека нет места вере, которая способна заменить знание, причем Кант критикует все виды веры. Он говорит, что вера происходит из потребности человека сократить границы неопределенного в окружающем его мире. Вера нужна для того, чтобы нейтрализовать ощущение того, что жизнь человека негарантированна. Таким образом, немецкий философ вступает в некий конфликт с теологическим учением. Однако Иммануил Кант, подвергая критике многие религиозные постулаты, разрушал религию как ее искренний приверженец (как бы это парадоксально не звучало). Он предъявив религиозному сознанию нравственные требования, непосильные для него, в тоже время выступил со страстной защитой Бога. Такого Бога, вера в которого не забирала бы у человека моральное достоинство и не ограничивала бы его свободу. Кант заостряет внимание на том, что вера главным образом является неким вариантом расчетливости. Именно поэтому на протяжении многих лет она приводила к слепому повиновению народа вождям, существованию различных суеверий, появлению религиозных движений, отсюда можно сделать вывод, что внутренняя убежденность в чем-либо, по сути, являлась малодушной верой в откровение. Несмотря на все вышеперечисленное, немецкий философ все-таки сохраняет категорию "веры" в разработке своей теории. Однако в своем учении он ратует за иное понимание веры. Он наполняет это понятие философским и психологическим смыслом, отличным от теологической трактовки. В своих произведениях Кант задается определенными вопросами. "Критика чистого разума" ставит вопрос о том, что же человек может знать. "Критика практического разума" спрашивает о том, что же человек должен делать. И, наконец, "Религия в пределах только разума" задается вопросом, на что же человек собственно может надеяться. Таким образом, последний из вышеприведенных вопросов и обрисовывает собственно проблему веры в том виде, в каком она приводилась внутри философии Канта. Получается, что этот философ сделал бы последовательный (и в его учении вполне логичный) шаг. Если бы совсем исключил понятие "вера", заменив его другим понятием - "надежды". Чем же надежда отличается от веры? Главное отличие состоит в том, что надежда никогда не представляет собой внутреннее одушевление. Она не определяет выбор и не предшествует какому-либо действию. Более того, надежды, в принципе, простительны. Ведь в данном случае речь зачастую идет об утешении. Однако необходимо критическое и настороженное отношения к себе в том случае, если надежда является побудительной силой совершаемого поступка.

Общие законы представляют собой основу абсолютно всех суждений естественных наук. Эти законы не только общие, но и необходимые. Кант разработал учение о гносеологических условиях возможности естествознания. Предметы естественных наук, конечно, отличаются друг от друга. Однако человек может получить научное знание о них только в том случае, если все явления природы и предметы мыслятся разумом не иначе, как производные следующих трех законов. Первый - закон сохранения субстанции. Второй - закон причинности. Третий - закон взаимодействия субстанций. Кант подчеркивает тот факт, что вышеперечисленные закону принадлежат, скорее, рассудку человека, нежели природе. Познание человека непосредственно строит предмет. Конечно, речь не о том, что оно дает ему бытие (порождает предмет). Человеческое познание дает предмету форму всеобщего и необходимого знания, то есть именно ту, под какой и может познаваться. Таким образом, философ приходит к выводу, что вещи природы сообразуются с формами ума, а не наоборот. В связи с этим обстоятельством Иммануил Кант говорит, что сами по себе вещи познать нельзя, так как ничто не составляет их определения. Кант по-особому рассматривает понятие разума. Разум представляет собой способность к умозаключению - это определение дается обычной логикой. При философском обосновании разума Кант рассматривает эту способность, как нечто, чьим непосредственным результатом является возникновение "идей". Идея является понятием о безусловном, поэтому ее предмет невозможно воспринять в ходе опыта с использованием органов чувств. Ведь все, что человек получает опытным путем, обусловлено. Иммануил Кант выделяет три идеи, образуемые разумом. Первая идея - это идея о душе. Все обусловленные психические явления составляют безусловную совокупность. Вторая идея - это идея о мире. Существует бесконечно много причин обусловленных явлений. Все они в безусловной совокупности и составляют суть идеи о мире. Третья идея - это идея о боге. Ее суть состоит в том, что все обусловленные явления происходят по одной безусловной причине. Кант полагал, что естественные науки возможны лишь тогда, когда они говорят об обусловленных явлениях, которые происходят в мире. В тоже время философская наука, основанная на том, что мир представляет собой безусловное целое, невозможна. Таким образом, философ опроверг то, что существование Бога имеет некие теоретические доказательства, более того, он обосновывает, что основа такого рода доказательств является логической ошибкой. По Канту это исходит из того, что само понятие о Боге является основой для теоретического доказательства его существования. Немецкий философ говорит, что понятие ни в коем случае не может служить доказательством того, что оно и обозначает. Только опытным путем может быть обнаружено любое существование, в тоже время в существование Бога необходимо верить. Нравственное сознание человека (его "практический " разум) как раз и требует подобной веры, более того, без веры в Бога нравственный порядок в мире и не может существовать. Иммануил Кант критикует "идеи" разума.

Метафизика - теоретическая наука. Кант отверг такое понимание метафизики, но полагал, что она представляет собой важную часть в философии. Однако ее значение сводилось Кантом к "критике" разума. Подчеркивалась необходимость перехода к практическому разуму от теоретического разума.

Гносеология Канта ставит перед собой задачу преобразования метафизики в настоящую науку. Философ говорит о необходимости нахождения способа такого преобразования. А до этого требуется выявить, почему прежняя метафизика оказалась неудачна. Таким образом, задача гносеологии по Канту двуедина. Существуют два критерия - необходимость и всеобщность. Им удовлетворяют не только математические выводы, но и, как полагает Кант, выводы естествознания. Философ основательным образом изучил современное естествознание. Канта в область своего гносеологического исследования включил не только интеллект, но и чувственность. Все это придало его гносеологическому исследованию глобальный характер. Немецкий философ рассуждал следующим образом. Из-за того, что до какого-то момента метафизика развивалась плохо, то любой человек в принципе может усомниться в возможностях этой науки. В "Критике чистого разума" конкретизируется такой вопрос: "Возможна ли метафизика как наука?". Если ответ положительный, то возникает другой вопрос: "Как метафизика может стать подлинной наукой?" Кант критикует старую метафизику, опирающуюся на познание Бога, души и свободы. Одновременно с этим философ подтверждает факт возможности познания природы.

В центре размышлений Иммануила Канта стоит этика. Как уже было упомянуто ранее этот немецкий философ разделил вопросы практического разума от вопросов теоретического, причем практический разум является более широким понятием. Вопросы практического разума предполагают выяснение, что же человек должен делать. Проблемы этики выделяются в таких важных трудах Канта как "Метафизика нравов", "Основы метафизики нравственности", "Критика практического разума" и др. Каждый человек способен к моральным поступкам. При этом он на добровольной основе осуществляет свой долг. Этот факт подтверждает реальность свободы, поэтому если найти закон ее обозначающий, то на его основе возможно построение метафизики нового типа. И немецкий философ находит требуемый закон. Это категорический императив. Его суть состоит в том, что поступки любого человека должны сводиться к тому, чтобы его воля была способна оказаться основой всеобщего законодательства. Таким образом, Кант выражает закон, который можно применить к каждому разумному существу. Это обстоятельство свидетельствует о широте практического разума. По Канту закон категорического императива приобретает и такой оттенок. Человек должен быть не средством, а целью (как и человечество в целом). Получив такую формулировку данного закона, немецкий философ заявляет, что человек верит в Бога, потому что является существом моральным, а не является моральным существом потому, что верит в Бога. Кант говорит, что нецелесообразно рассуждать о человеческих обязанностях перед Богом. Точно также не следует выводить религиозные принципы построения государства.

Мораль в философии Иммануила Канта - это способ достижения требуемого результата. Это не так. В подобном понимании нравственность представляет собой не что иное, как прагматическая задача, умении достигать обозначенной цели эффективно. Нельзя поспорить с тем, что такого рода принципы нельзя отделить от жизни человека, в связи с этим немецкий философ называет их условными императивами. Однако такие правила не затрагивают проблему непосредственного определения цели, а только констатируют наличие средств для ее осуществления. Более того, не всякая цель по своей сути является нравственной, а для достижения благой цели могут быть применены и аморальные средства в том числе (пусть они даже будут эффективными). Мораль далеко не всегда одновременно совпадает с целесообразностью, именно нравственность осуждает одни цели и признает другие.

Абсолютный предел каждого человека, по мнению Канта задается нравственными законами. Они определяют ту границу, после пересечения которой человек может потерять свое достоинство. Кант понимает, что часто все на земле происходит не по этим самым нравственным законам. В связи с этим философ рассуждает о двух вопросах. Первый касается непосредственно законов морали. Второй исходит из того, как эти принципы реализуются в человеческой жизни (в опыте). Таким образом, философия морали оказывается разделенной на два аспекта - априорную и эмпирическую части. Первая представляет собой собственно мораль. Кант называет ее метафизикой нравственности. Вторая часть - это практическая антропология или эмпирическая этика. Метафизика нравственности, по мнению Канта, предшествует практической антропологии. Чтобы определить моральный закон, необходимо выявить абсолютный закон, так как именно абсолютная необходимость свойственна моральному закону. Иммануил Кант, отвечая на вопрос о выборе абсолютного начала, говорит, что таковым является добрая воля. Речь идет о чистой и безусловной воле, для которой свойственна практическая необходимость и отсутствуют какие-либо посторонние воздействия. Если за здоровьем, мужеством и др. не находится чистая добрая воля, то заявлять, что эти качества (как и многие другие) обладают безусловной ценностью, ни в коем случае нельзя. Например, самообладание может перерасти в хладнокровие, если за ним не стоит добрая воля, на которую не влияют никакие внешние мотивы.

Только для разумного существа характерно обладание волей. Воля представляет собой практический разум. Немецкий философ считает, что предназначение разума состоит в управлении человеческой волей. Разум в некоторой степени препятствует состоянию безмятежной удовлетворенности. Опыт неразумных существ (то есть животных) свидетельствует о том, что инстинкт хорошо справляется с такой задачей как, например, самосохранение. Более того, скептики античных времен принимали разум за основу всех человеческих страданий. Трудно противоречить немецкому ученому в том плане, что простые люди (которые поддаются действию природного инстинкта), гораздо чаще радуются жизни и чувствуют себя счастливыми. Говоря более простым языком: счастливее живет тот, кто живет проще. Таким образом, вряд ли разум дан человеку только для того, чтобы выявлять средства для счастья, скорее, он необходим для поиска непосредственно доброй воли. Существование чистая добрая воля в отсутствие разума невозможно. Это связано с тем, что она не включает в свое понятие никаких эмпирических элементов. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что центральное место в философии И. Канта принадлежит отождествлению доброй воли и разума.

Путь преобразования мира связан с действиями субъектов. Основой осуществления этих действий по Канту являются нравственность и свобода. История действий человека образуют историю всего человечества. Социальные проблемы могут быть решены за счет моральных аспектов. Отношения людей должны быть построены согласно закону категорического императива, который является главным нравственным законом. Социальное действие субъекта и представляет собой суть практической философии Канта. Воля становится для человека законом под воздействием свободы. Воля, формирующаяся по законам нравственности, и свободная воля для немецкого философа представляются идентичными понятиями.

Понятия "законы" и "максимы" занимают важное место в нравственном учении Иммануила Канта. Закон отражает выражение значимости для каждой личности. Максимы представляют собой принципы воли, которые субъективны, то есть применимы к какому-то единичному лицу или группе лиц. Императивы Кант подразделяет на гипотетические и категорические. Первые исполняются только при наличии конкретных условий. Вторые являются обязательными всегда. В случае, когда речь идет о нравственности, то для нее должен быть характерен только один высший закон - это и есть категорический императив.

Является основоположником немецкого классического идеализма. Данный философ являлся профессором Кенигсбергского университета.

Философия Канта может быть условно разделена на два периода:

  • докритический период;
  • критический период.

Во время докритического периода философия Канта была направлена на проблемы природы, а также естествознания. В период критический Кант стал изучать проблемы разума, механизмы поведения, механизмы познания, его границы. Также его интересовали вопросы логики, этики,

В этой же работе Кант классифицирует само знание, как некий результат абсолютно любой а также выделяет понятия, которые характеризуют знание. Речь идет о:

  • апостериорном знании;
  • знании априорном:
  • «вещи в себе».

В первом случае речь идет о приобретенном знании, во втором - об изначальном. «Вещь в себе» - это одно из ключевых понятий во всей философии Канта. Имеется в виду та внутренняя сущность, которую никогда не сможет постичь разум человека.

Особо примечательной является и моральная философия Канта. Философ задается следующими вопросами:

  • какой должна быть истинная мораль;
  • каким бы должно быть моральное поведение человека.

Проведя анализ, он делает следующие выводы:

  • чистая нравственность - общественное добродетельное сознание, которое воспринимается отдельным индивидом как собственное;
  • чистая нравственность и реальная жизнь находятся в постоянном противоречии;
  • мораль не должна зависеть от внешних обстоятельств.

Введение

Иммануил Кант был, пожалуй, самым знаменитым гражданином Кенигсберга за всю историю этого города. Его философия прославила Кенигсберг так, как не смогли это сделать ни его правители, ни войны, которые проходили в этих краях и в которых охотно участвовала Пруссия, ни торговля, процветавшая в ганзейском городе, расположенного на перекрестии торговых путей. Это тем более удивительно, что Кенигсберг можно было назвать центром политической, военной, ремесленной, торговой жизни юго-восточной Балтики, но в духовном и культурном отношении он представлял собой ничего, кроме далекой восточной периферии западного мира. Кенигсберг не мог похвастаться богатой художественной, научной, философской жизнью, в какой-то мере сравнимой, например, с Берлином, Лейпцигом, Галле, Марбургом и многими другими городами Германии. Город был занят практическими делами: воевал, ремесленничал, торговал, молился, скромно развлекался по мере возможности. Что касается философии пиетисты, отличающиеся особенным благочестием приобретшие значительное влияние в религиозной жизни Кенигсберга с начала XVIII века, инспирировали в 1725 г. указ короля в соответствии, с которым из университета, Кенигсберга и Пруссии был изгнан последователь главного философа немецкого просвещения Христиана Вольфа (1679-1754) профессор натуральной философии Кристиан Габриэль Фишер, что в определенном смысле означало приостановку эпохи Просвещения в Кенигсберге и господство религиозного принципа организации духовной жизни. Зарождение в такой атмосфере философского гения такого масштаба кажется почти невероятным. Тем не менее, это случилось. Видимо и полная ограничений практическая немецкая жизнь добропорядочного бюргера формировала какие-то качества души, которые могли способствовать мысли, преодолевающей ограничения. Быть может, от противного.

Парадоксы Канта

В Кенигсберге жили многие знаменитые люди, среди них и те, кого мы называем «великими» . Среди великих ученых достаточно вспомнить физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1821-1894) или математика Давида Гильберта (1862-1943). Однако назвать Кенигсберг городом Гельмгольца могут только физики или физиологи, городом Гильберта – математики. «Город Канта» звучит одинаково приемлемо для большинства людей, которые хоть что-нибудь знают о духовной культуре человечества, и не только потому, что он превратил провинциальный в культурном отношении город в один из центров европейской культуры, но и потому, что Кант как никто из великих людей Кенигсберга был связан с этой землей. Здесь он родился, прожил всю свою жизнь, умер и похоронен.

Жизнь Канта прошла в строгих ограничениях. Кант всю свою жизнь провел в Кенигсберге и его окрестностях. Париж и Санкт-Петербург, Лондон и даже Берлин существовали для него только в рассказах друзей и знакомых, книгах, мыслях и воображении. Ученый, который многократно и с успехом читал в университете курс физической географии, практически нигде не был кроме своего родного города. Мысль Канта не знала границ. Он строил свою философию не для жителей Восточной Пруссии, не для немцев, даже не для всех на свете людей, но для всех разумных существ. Ограниченность реальной жизни в пространстве и абсолютная беспредельность жизни мысли - таков первый парадокс Канта. Одна из самых универсальных философских систем в истории человечества была создана человеком, который не стремился увидеть этот мир своими глазами.

Другой парадокс Канта связан с тем, каким образом этот человек, основной опыт жизни которого в основном ограничивался университетской аудиторией, сидением за столом и чтением книг, который не стремился к тому, чтобы расширить свой опыт реальной жизни, умудрился дать нам выдающиеся образцы житейской мудрости. "Не принимайте благодеяний, без которых вы можете обойтись ..." - сказано человеком, который глубоко проник в нашу жизнь. Нам остается одно - признать, что глубокое последовательное, честное мышление порождает, углубляет и расширяет наш опыт. Мышление есть жизнь. Читая Канта, можно понять, каким образом ему удалось так развить свое мышление, что оно позволило глубоко проникнуть в нашу жизнь, пользуясь только чистым разумом.

Правда, сам Кант придерживался своеобразного взгляда про великих людей: «То, что великие люди только издалека создают впечатление блеска и что государь всегда многое теряет в глазах своего камердинера, объясняется тем, что ни один человек не велик.» (Кант И. Соч. в 6 т. – М.: Мысль, 1963-1966. Т. 2. С. 198. – Далее ссылки на это издание мы будем давать в тексте в круглых скобках с указанием номера тома и страницы. Например, эта ссылка выглядела бы так: (2, 198).)

КАНТ Иммануил (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747-55 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755). В развитой с 1770 "критической философии" ("Критика чистого разума", 1781; "Критика практического разума", 1788; "Критика способности суждения", 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых "вещах в себе" (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания - общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами "практического разума", необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

КАНТ (Kant ) Иммануил (22 апреля 1724, Кенигсберг, ныне Калининград - 12 февраля 1804, там же), немецкий философ, основатель "критицизма" и "немецкой классической философии".

Жизнь

Родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма - радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет "Альбертину". Среди университетских преподавателей Канта особо выделялся вольфианец М. Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки. С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа. В 1755 Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию "Об огне". Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.

Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу. По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты.

Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических предписаний. Он не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества.

В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма и др. мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм "пробудил" Канта "от догматического сна".

"Докритическая" философия

В творчестве Канта выделяют два периода: "докритический" (примерно до 1771 г.) и "критический". Докритический период - это время медленного освобождения Канта от идей вольфовской метафизики. Критический - время постановки Кантом вопроса о возможности метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, и прежде всего теории активности сознания.

Докритический период характерен интенсивными методологическими поисками Канта и его разработкой естественнонаучных вопросов. Особый интерес представляют космогонические изыскания Канта, изложенные им в работе 1755 года "Всеобщая естественная история и теория неба". Основу его космогонической теории составляет концепция аэнтропийной Вселенной, самопроизвольно развивающейся от хаоса к порядку. Кант утверждал, что для объяснения возможности формирования планетных систем достаточно допустить материю, наделенную силами притяжения и отталкивания, опираясь при этом на ньютоновскую физику. Несмотря на натуралистический характер данной теории, Кант был уверен, что она не представляет опасности для теологии (любопытно, что у Канта все же возникали проблемы с цензурой по теологическим вопросам, но в 1790-е годы и совсем по другому поводу). Большое внимание в докритический период Кант уделял также исследованию природы пространства. В диссертации "Физическая монадология" (1756) он писал, что пространство как непрерывная динамическая среда создается взаимодействием дискретных простых субстанций (условием которого Кант считал наличие у всех этих субстанций общей им причины - Бога) и имеет релятивный характер. В связи с этим уже в своей студенческой работе "Об истинной оценке живых сил" (1749), Кант высказывал предположение о возможности многомерных пространств.

Центральная работа докритического периода - "Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога" (1763) - является своего рода энциклопедией докритической философии Канта с акцентом на теологической проблематике. Критикуя здесь традиционные доказательства бытия Бога, Кант вместе с тем выдвигает собственный, "онтологический" аргумент, основанный на признании необходимости какого-то существования (если ничего не существует, то нет материала для вещей, и они невозможны; но невозможное невозможно, а значит какое-то существование необходимо) и отождествлении этого первосуществования с Богом.

Переход к критицизму

Переход Канта к критической философии не был одномоментным событием, а прошел несколько важных стадий. Первый шаг был связан с радикальным изменением взглядов Канта на пространство и время. В конце 60-х гг. Кант принял концепцию абсолютного пространства и времени и истолковал ее в субъективистском смысле, т. е. признал пространство и время независимыми от вещей субъективными формами человеческой рецептивности (доктрина "трансцендентального идеализма"). Непосредственные пространственно-временные предметы чувств таким образом оказались лишены самостоятельного, т. е. независимого от воспринимающего субъекта существования и получили название "феноменов". Вещи же, как они существуют независимо от нас ("сами по себе"), были названы Кантом "ноуменами". Результаты этого "переворота" были закреплены Кантом в диссертации 1770 года "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира". Диссертация также подводит итог поискам Канта строгого метафизического метода в докритический период. Он выдвигает здесь идею четкого различения сфер применимости чувственных и рассудочных представлений и предостерегает от поспешного нарушения их границ. Одной из главных причин путаницы в метафизике Кант называет попытки приписывания чувственных предикатов (напр. "где-то", "когда-то") рассудочным понятиям, таким как "существование", "основание" и т. д. При этом Кант все еще уверен в принципиальной возможности рассудочного познания ноуменов. Новым повортным пунктом стало "пробуждение" Канта от "догматического сна", произошедшее в 1771 под влиянием анализа принципа причинности, предпринятого Д. Юмом, и эмпирических выводов, следующих из этого анализа. Обдумывая угрозу полной эмпиризации философии и, стало быть, уничтожения принципиальных различий между чувственными и рассудочными представлениями, Кант формулирует "главный вопрос" новой "критической" философии: "как возможны априорные синтетические познания?". Поиски решения этой проблемы заняли несколько лет ("десятилетие молчания Канта" - период высшей интенсивности его творчества, от которого осталось большое количество интереснейших рукописей и несколько студенческих записей его лекций по метафизике и другим философским дисциплинам), вплоть до 1780, когда "за 4-5 месяцев" Кант написал "Критику чистого разума" (1781), первую из трех "Критик". В 1783 вышли "Пролегомены ко всякой будущей метафизике", разъясняющие "Критику". В 1785 Кант публикует "Основоположение метафизики нравов", в 1786 г. - "Метафизические начала естествознания", в которых излагаются принципы его философии природы, базирующейся на тезисах, сформулированных им в "Критике чистого разума". В 1787 Кант опубликовал второе, частично переработанное издание "Критики чистого разума". В это же время Кант определяется в том, чтобы расширить систему еще двумя "Критиками". В 1788 вышла в свет "Критика практического разума", в 1790 - "Критика способности суждения". В 90-е гг. появляются важные работы, дополняющие три "Критики" Канта: "Религия в пределах одного только разума" (1793), "Метафизика нравов" (1797), "Антропология с прагматической точки зрения" (1798). В этот же период и вплоть до последних месяцев жизни Кант работает над трактатом (так и незавершенным), который должен был соединить физику и метафизику.


Введение

Заключение

Введение


Данная реферативная работа посвящена теме: "Иммануил Кант, его место и роль в истории философии".

Актуальность выбора темы продиктована тем, что современное российское общество переживает период коренных изменений. Метаморфозы в обществе предопределяют новейшее направление развития философской мысли и предусматривают новые, постмодернистские философские тенденции.

Современная философия отказывается от общепринятых, рационально-теоретических утверждений, а выбирает путь сомнения, гипотез, размышлений. Поэтому для неё так важен опыт прошлого. С другой стороны сейчас рациональная доминанта в философии теряет свою монументальность и стремительно вытесняется эмоционально-чувствительными факторами.

Это отнюдь не ведёт к возражению роли разума и материальной культуры в современном, динамичном мире с новыми достижениями в области науки и техники. Однако, делает современную философскую науку более уязвимой для различного рода спекуляций. Человечество стоит перед угрозой духовной деградации, поэтому философская мысль все активнее и внимательнее присматривается к тому внутреннему фактору, что руководит поведением личности. Особое внимание обращается на сферу духовности, сферу познания человеком самого себя и окружающего мира. Духовные ценности не уничтожаемы, они стремятся к увековечению. Человеческий дух, воля, разум и их проявление - духовность - являются "высшим бытием", "трансценденцией", постичь которую не просто. Именно философия Канта стремилась постичь тайны познания человеком мира и себя, роль морали в жизни отдельного индивида и общества. В этом учении кроется стержень гуманизма и рациональности, столь необходимый современной философской науке.

Поэтому мы можем смело сказать, что Кант современен, однако, это нам также следует доказать, изучив основные положения его философских трактатов, а также проанализировав факторы, повлиявшие на научное мировоззрение Канта и результаты его научной деятельности.

кант философ правовой политический

1. Иммануил Кант - основатель немецкой классической философии


Весьма любопытен тот факт, что выдающийся философ Иммануил Кант родился в российском городе Калининграде, именуемом в то время Кёнигсбергом. Произошло это знаменательное событие 22 апреля 1724 года. Однако, в тот день никто не мог предположить о будущей славе сына простого ремесленника и домохозяйки. Будучи четвертым ребёнком среди одиннадцати братьев и сестёр маленький Кант рос со слабым здоровьем, но бойким умом. Заметив это, родители в 9 лет отдали юного Иммануила обучаться в гимназию. Почти сразу же мальчик проявил большой интерес к истории и латинскому языку. Хотя главный предмет - богословие не казался ему столь занятным. Но что больше всего, удивляет биографов мыслителя, так это то, что в гимназии Кант не проявлял ни малейшего интереса и к философии. Учился он довольно посредственно, но навсегда усвоил строгую дисциплину.

В 1740 г. окончив гимназию, Кант поступил на богословский факультет в Университет Кёнигсберга, основанный еще в 1544 г. и обладавший давними академическими традициями. Однако, он быстро понял, что совершил ошибку, так как в нем обнаружился неожиданный интерес к философии, математике, физике, антропологии, филологии, медицине и мн. др. наукам. Возможно это было обусловлено тем духом, который царил в этом старинном центре науки. Молодой учёный собирался защитить магистерскую диссертацию по философии, но смерть отца помешала этому. Чтобы содержать младших братьев и сестёр, как и себя самого, Кант устраивается на должность частного учителя, проработав на ней целых 10 лет. Это время как раз и стало для него периодом бурной научной деятельности, переосмысления научной картины мира той эпохи.

Плеяда выдающихся учёных эпохи Просвещения, таких как Коперник (1473-1533), Спиноза (1632-1677), Гоббс (1588-1679), Локк (1632-1704), Лейбниц (1646-1716), Ньютон (1642-1727), сдвинула с мёртвой точки, царившие много лет в Европе средневековые научные представления. Происходили постепенные, но важные изменения в обществе: абсолютизму и феодализму начал противостоять зародившийся капитализм. Производство становилось более эффективным и требовало развития прикладных наук. Прикладные науки, прежде всего, механика повлияли и на развитие абстрактных научных дисциплин. Открытия Коперника, Лейбница, Ньютона, Кеплера (1571-1630) и др. произвели настоящую научную революцию. Теория гелиоцентризма пришла на смену геоцентризму, материалистическая метафизика сменила религиозную схоластику, философия больше не служила одному богословию, но стала развиваться, как самодостаточная дисциплина. Одновременно с этим раскрепостилось само мировоззрение людей: на первый план вышли ценности разума и прагматизма, романтические идеалы рыцарства и монашества - отошли на второй план. В людях возникла жажда познания себя изучения общество, потребность в объяснении окружавшего мира с научной и философской точки зрения, отделённых от теологических представлений. В то же время следует заметить, что эти тенденции еще не носили сугубо атеистического характера. Понятие "Бог" использовалось философией и теологией в равное мере. Но философия трактовала его как абсолютно новую категорию, отождествляемая с "Высшим разумом" и "природой". Мыслители эпохи Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) пытались разглядеть сквозь нагромождение догматов и элементов культа "истинного Бога" и характер гармоничных взаимоотношений в рамках треугольника "Бог - природа - человек". В то же время общество было еще не готовым к принятию этой "гармонии", к полному свободомыслию и равноправию. На смену религиозным конфликтам приходили войны за политическую власть. Ощущалась острая потребность в формировании новой рационалистической, но вместе с тем гуманистической философии, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию и т.д.

М. Монтень (1533-1592) предпринимал попытки найти нравственное основание человеческого поведения, Гоббс, Спиноза и Локк стремились дать первые объяснения многообразия всех социально-политических отношений, Х. Вольф (1679 - 1754) разрабатывал теорию естественного права, пытаясь поставить математику на службу другим наукам, И. Тетенс (1734-1806) старался объяснить душевные наклонности человека и происхождение культуры с точки зрения философии и т.д. В таких условиях формировалось мировоззрение Канта как учёного-естествоведа и философа.

В период своей педагогической деятельности с 1747 по 1755 гг. Кант активно занимался самообразованием и наблюдением за человеческими характерами, за особенностями социальных отношений Пруссии того времени. Отталкиваясь от космогонического учения Ньютона, И. Кант выдвинул революционную на то время теорию возникновения Солнечной системы из космической туманности, а также теорию динамического развития Вселенной, не утратившую своей актуальности по сей день. Возникновение звёзд и планет Кант понимал как результат трения притягивающихся и отталкивающихся частиц. Изучая строение Вселенной лишь с точки зрения механики, Кант во многом преуспел, опережая астрономическую науку своего времени, что говорило о бесспорном гении учёного. Безусловно, в его теории были ошибки, но нельзя судить их строго с учетом неразвитости научных представлений того времени.

В 1755 г. Кант подаёт две диссертации в Университет Кёнигсберга, одну из которых защищает и успешно сдаёт экзамен для поступления на философский факультет. Позже он получает звание приват-доцента, внештатного преподавателя, который мог взимать плату за лекции со студентов. Чтобы зарабатывать деньги на такой должности требовался немалый талант, ведь следовало привлечь внимание студентов именно к своим лекциям. И Кант с успехом справился с этой задачей, после чего в течении 41 года преподавал, вызывая неизменный интерес и уважение у молодежи. Лекции по логике, метафизике, математике, естествознанию, чередовались с лекциями по географии, механике, этике. Позже к ним присоединились даже такие экзотические дисциплины как фортификация и пиротехника, свободно покорившиеся энциклопедическому уму Канта.

После семилетней войны Кант какое-то время находился в российском подданстве, что еще раз связывало его судьбе с Россией. С 1770 г. он получил официальное место на кафедре Университета. Постепенно ему удалось нажить состояние, но преподавательская деятельность поглощала очень много сил, мало оставляя времени для деятельности для Канта - философа. Однако и этими "крохами" Кант пользовался удивительно эффективно. Каждый свой день мыслитель чётко планировал, отводя заветные часы для умственного труда и размышлений.

Больше всего Канта интересовали проблемы метафизики, морали, религии и антропологии. Докритический период его творчества (1744 - 1770 гг.), ознаменовался повышенным интересом к предфилософским вопросам. В частности, как мы выяснили выше, Кант создал собственную космогоническую систему, занимался вопросами классификации животных, проблемами происхождения человеческих рас, некоторых естественных природных явлений.

В непосредственно философский, т. н. критический период творчества Имманул Кант посвятил себя разработке гносеологического и метафизического учения. Его разум занимали вопросы познания и бытия, морали, эстетики, права. В 1781 году свет увидел его знаменитый труд "Критика чистого разума", затем появились "Критика практического разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790) и ряд других работ. В них мыслитель поднимал наиболее важные вопросы гносеологии, этики и эстетики, даря миру свой оригинальный взгляд на эти проблемы, оказавший влияние на последующее развитие философской науки. Появились основные понятия философии Канта, такие как "вещь в себе", "созерцание", "априори", "трансцендентальность", "антиномия", "целесообразность", "ценность" и др., прочно укоренившиеся в терминологии философии.

Так зародилась классическая немецкая философия - дитя немецкого Просвещения, дав миру две новые идеи: деятельной природы человека и непрерывного развития.

Толчком к открытию критического периода стало знакомство Канта с работами шотландского философа Дэвида Юма (1711-1776). Как и большинство современников, Юм хотел ответить на вопрос - как далеко может зайти человеческое познание. И находя возможность познания весьма ограниченной, этот философ предложил свою доктрину агностицизма, то есть частичного познания. Своё мнение он аргументировал тем, что человек познает мир субъективно через органы чувств, поэтому его знания о предметах искажены, это скорее просто знания о работе органов чувств, опыт ощущений. При этом материалисты и идеалисты могут объяснять этот процесс по-разному: первые будут утверждать, что предметы окружающего мира существуют объективно, а вторые, что наши ощущения не столько вызваны контактом с этими предметами и явлениями, сколько влиянием на нас неких невидимых духовных субстанций. Но в любом случае человеческая личность не может определить истинность или ложность этих суждений, ибо индивид живёт, руководствуясь ощущениями и привычкам. Отчасти агностицизм Юма опирался на древнегреческий агностицизм, но лишь отчасти, т.к. мыслители античности не сомневались в объективности окружающего мира, а лишь ставили под сомнение возможности человеческого разума.

Иммануила Канта очень заинтересовала эта проблема. Особенно его беспокоило то, как осуществляется процесс познания человеком, окружающей среды, какие факторы определяет качественные характеристики этого процесса, и, конечно же, как далеко простирается возможность познания. Помимо работ Юма, Кант обратился также к наследию Платона (427 - 347 гг. до н.э.), находя что этот древнегреческий философ считал познание не чем иным, как воспоминанием души об образах из "сферы идей". Позже Кант проследил связь античного идеализма с христианскими представлениями о том, что совершенная истина принадлежит лишь Богу, который может частично открывать ее душам людей. Эта традиция сильно повлияла даже на мыслителей Нового времени, так что Декарт (1596-1560) отстаивал зависимость человеческого разума от божественной истины. Подобные трактовки не удовлетворяли философа.

Кант опроверг мнение Юма о невозможности познания, ссылаясь на тот факт, что к процессу познанию необходимо подходит с иной стороны, а именно со стороны субъекта, изучая влияние предметов и явлений на разум людей. Этот подход получил название "коперниканского переворота" в философии. При этом сам процесс познания Кант назвал априорным. Именно этому и была посвящена "Критика чистого разума".

В "Критике практического разума" Кант отходит от проблем гносеологии и обращает своё внимание на этику, в частности на категории "нравственности", "счастья", "долга".

Трактат "Критика способности суждения" содержит умозаключения философа относительного эстетики, а именно познания прекрасного в мире. Очевидно, основываясь на своей теории познания, Кант не желал останавливаться на изучении только интеллектуальной составляющей личности, но также стремился объяснить природу чувств, эмоций, волевых проявлений в психике человека. При этом ярко выступало противопоставление разума и чувствительности. И во всех категориях Кант стремился к нахождению общего закона, общей первопричины, что придавало особую значимость его философской системе как целостной концепции. К подобному целостному подходу будут стремиться все последующие философы, на которых оказал влияние Кант: Фихте (1762-1814), Шеллинг (1775-1854), Гегель (1770-1831), Шопенгауэр (1788-1860), Гуссерель (1859-1938) и др.

В своих трактатах Кант также косвенно размышлял о природе государства и права, о формах государственного устройства, политике, о человеческой личности, как высшей ценности, о социальной, творческой и личной жизни людей, соединяя во всех исследованиях рационализм и эмпиризм, что прочно укоренилось в методологии философии до наших дней.

Скончался Иммануил Кант 12 февраля 1804 г. от продолжительной болезни в родном Кёнигсберге, который не покидал ни разу в жизни. Он был похоронен в склепе Кафедрального собора. Уже при жизни Кант снискал себе славу выдающегося мыслителя, с которым переписывались другие философы, и мнение которого учитывалось в научном мире. Вместе с тем еще при жизни он подвергался критике со стороны мыслителей богословского толка. Хотя Кант отрицал возможность научного обоснования или опровержения рациональности веры в Бога, сам же он выдвинул гипотезу о том, что существование Бога подтверждается наличием у человека моральных чувств. Не зря на эту оригинальную точку зрения великого философа обратил внимание Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита".

После смерти Канта его наследие было критически переосмыслено другим выдающимся философом Г. Гегелем. Переосмыслено, но не осуждено, а, наоборот, благодаря критическому взгляду последующих поколений - представителей философской науки творчество Канта заискрилось ярким бриллиантом при свете прогресса научных знаний.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что место и роль Канта в истории философии определяется тем, что он разработал и систематизировал важные философские категории Нового времени, ставшие основой немецкой классической философии, оказавшей заметное влияние на развитие всей мировой философии. При этом все категории подавались им в форме противоположностей, что определяло проблематичность философии Канта, ее практическую направленность на решение конкретных проблем. Такими проблемами стали гносеология - теория познания и этико-правовые вопросы жизни общества. Поэтому для более углублённого осмысления места и роли Канта в истории философии мы рассмотрим эти аспекты философского учения мыслителя более подробно в следующих главах.


2. Гносеология Иммануила Канта в истории философии


Итак, И. Кант в своем труде "Критика практического разума" изложил свой совершенно новый взгляд на теорию познания. В чем же он заключался? Главная идея произведения - это "критика" теории познания (господствовавшей на то время гносеологической концепции), тезис о том, что человек, прежде чем выяснить сущность вещей должен установить пределы своих познавательных возможностей (что он сможет познать, а что не сможет). Уже в этом содержалось сомнение Канта относительно возможности самого познания, унаследованное от Юма и других философов Нового времени. Это, можно сказать, первый кирпичик в кантовской теории познания. Это - первый элемент агностицизма мыслителя. Агностицизм, как мы знаем, - учение, которое полностью или частично отрицает возможность познания мира человеческим разумом.

Кант требовал осуществлять познание теоретически, а не в процессе практической деятельности. Гегель в связи с этим писал, что Кант подобен человеку, который желает научиться плавать до того, как он войдёт в воду.

Второй элемент агностицизма Канта - это размышления о непохожести, не идентичности самого предмета и его образа.

Предметы природы, по мнению Канта, находятся вне нашего сознания, независимо от него. Но образы их, возникающие в нашем сознании, не похожи, не идентичны самим предметам, подобно тому как дым не похож на огонь, как крик от боли, не похож на саму боль.

Третий элемент гносеологического учения Канта - это представление о категориях мышления как "чистых", априорных, данных до опыта формы познания. Априори (от лат. a prіorі - первоначально) - термин идеалистической философии, которым обозначаются знания, полученные до опыта и независимо от него, которые изначально присущи сознанию. Так, Кант утверждал, что такие категории, как пространство и время являются априорными формами познания.

Больше того, согласно учению Канта, все категории трансцендентальной логики являются "чистыми", априорными, лишёнными "примесей" опыта, практики. Трансцендентальный (от лат. transcendere - переступать) - все то, что выходит, переступает, за границы чувствительного опыта, не даётся в нем, т.е. является априорным. Такое толкование Канта наиболее сильно подверглось критике со стороны других философов. Так как все категории, понятия науки имеют практическое, апостериорное происхождение. Они являются результатом обобщения практического опыта.

Апостериори (от лат. a posterіorі - со следующего) - понятие, которое в отличие от априори, означает знание, полученное в результате опыта, практической деятельности.

Четвёртый элемент агностицизма Канта - это разрыв диалектической связи между сущностью и явлением, установление принципиального отличия между ними. Кант считал, что сущность - это "вещь в себе" и ее познать невозможно, что человек способен познать лишь явления. Однако с точки зрения диалектики, между явлением и сущностью нет принципиальной границы, а есть лишь отличие между тем, что уже познано и тем, что еще не познано. Когда мы познаем явление, то так или иначе одновременно познаем и его сущность. Сущность, таким образом, проявляется, а явление дает представление о сущности. По-другому человек не может понять сущность предметов и явлений.

На основании этих положений Кант выдвинул концепцию трех ступенек познания: чувствительного созерцания, рассудка и разума. Априорные формы чувственности размещают и упорядочивают данные ощущений в пространстве и времени, в результате чего возникают явления. Но сами по себе явления, по мнению Канта, еще не дают знаний, а представляют собой лишь необходимый подготовительный материал. Чтобы из этого материала получить знание, его необходимо осмыслить. Это можно сделать с помощью понятий, которые дает рассудок. Существует, полагал Кант, два основных ствола человеческого познания, произрастающих от общих корней: чувственность, через которую предметы даются, и рассудок, с помощью которого они осмысляются. Относительно содержания знания, рассудок является целиком зависимым от чувственности. Кант определяет рассудок как способность осмыслить предмет чувствительного созерцания и одновременно как способность мыслить его в определенной независимости от чувствительных впечатлений.

Понятия, которые дает рассудок, могут быть эмпирическими, если в них содержатся ощущения, вызванные присутствием предмета, и чистыми, если к ним не присоединяются ощущения, они-то и составляют материю знания. Чистое понятие, по мнению Канта, содержит в себе лишь форму мышления о предмете вообще. Эти понятия и являются категориями философии. Кант подаёт категории по такой схеме.

количество: единство, множество, цельность;

качества: реальность, возражение, ограничение;

отношения: присутствие и самостоятельное существование, причинность и зависимое существование;

модальность: возможность - невозможность, существование - не существование, необходимость - случайность.

Указанными категориями, подчёркивает Кант, обладает каждый человек, поскольку они представляют структуру человеческого познания. В процессе познания на уровне рассудка мы упорядочиваем чувствительные данные категориями рассудка, формулируя законы науки. Итак, законы науки являются не отображением действительности, а результатом конструктивной деятельности мышления, категории рассудка. Мышление может найти в природе лишь то, что разрешают найти его априорные категории. Этот вывод Кант квалифицировал как "переворот в философии".

Третьей способностью человеческого познания выступает разум, который в отличие от чувственности и рассудка является способностью опосредствованного познания, которое прямо и непосредственно не связано с опытом. Разум, настаивал Кант, никогда не направлен непосредственно на предметы опыта и на опыт вообще, а всегда в качестве своего предмета избирает лишь результаты деятельности рассудка, чтобы предоставить им всеобщий и необходимый характер. Подобно тому, как рассудок образовывает категории, разум образовывает свои понятия - трансцендентальные идеи. Идеи разума - это необходимые понятия, расширенные до безусловного, обслуживающие концептуальное познание, в отличие от рассудочных понятий, которые служат пониманию чувствительного опыта. Трансцендентальные идеи Кант разделяет на три вида:

мир психологических идей, где исследуется абсолютное единство мыслящего субъекта; это микромир человеческого "Я";

мир космологических идей, где выстраивается абсолютное единство внешнего мира. Это макрокосмос: природа, космическая целостность, "человек в природе";

мир теологических идей, где фиксируется абсолютное единство всех предметов вообще: они вводят человека в мир веры, в котором центральное место отведено понятиям "Бог" и "бессмертие души".

Применение понятий абсолютного, бесконечного, возможно лишь к миру "вещей в себе", к миру опыта, где находятся только переходное, конечное и обусловленное, что приводит к антиномиям.

В этом смысле, Кант - философ противоречивый, непоследовательный. С одной стороны, как мы знаем он учёный - исследовавший природу, который осуществил ряд важных открытий, был близок к материализму а, с другой стороны, он стал родоначальником классического агностицизма, фактически становясь на путь возражения познания. С одной стороны, все богатство реального мира Кант поместил в свои двенадцать априорных категорий общей логики и считал их вечными, неизменными, неподвижными, которые ни при каких обстоятельствах не переходят друг в друга. С другой стороны, рассматривая так называемые антиномии "чистого ума", раскрывал глубокую диалектику взаимосвязи категорий конечного и бесконечного, простого и сложного, причины и следствия, свободы и необходимости. Антиномия (от. греч. - разногласие в законе) - непреодолимое разногласие, затруднение. Что что такое антиномии "чистого разума" по Канту?

В своей работе "Критика чистого разума" мыслитель рассматривал четыре такие антиномии:

мир имеет начало во времени и просторанстве. Мир не имеет начала и во времени, и в пространстве;

любая сложная вещь состоит из простых частей. В мире нет ничего простого;

все в мире происходит по необходимости. Однако этого недостаточно для объяснения всех явлений. Так как в мире есть действия, которые осуществляются свободно. "Существует свободна причинность. Нет никакой свободы, все осуществляется в мире только по законам природы";

в мире присутствует необходимая сущность как его причина. Нет никакой абсолютно необходимой сущности ни в мире, ни вне его.

Так, Кант обратил внимание на разногласия "чистого разума", которые, по его мнению, являются неразрешимыми, антиномическими. Другими словами "чистый разум" может доказать одну часть антиномии и опровергнуть вторую и наоборот, может доказать вторую и опровергнуть первую.

Это учение Канта об антиномиях "чистого разума" сыграло важную роль в развитии диалектики. В сущности, гносеология Канта именно посредством этого открытия внесла неоценимый вклад в историю философии. Кант впервые обратил внимание на недостаточность аналитического метода в философии и предложил использовать синтез, как метод научного исследования. Анализ был присущ метафизике XVII-XVIII вв., благодаря Канту и его классической философии на смену метафизике пришла диалектика. Считая диалектику скорее отрицательным явлением, чем положительным Кант все же осознавал ее значимость. Ошибочным было лишь его представление о невозможности разрешить антиномии. В объективном идеализме Гегель продолжал диалектические традиции Канта, что в свою очередь повлияло на философию Фейербаха (1804-1872), Маркса (1818-1883), Энгельса (1820-1895), Сартра (1905-1980), Хабермаса () 1929 г. р. и др, дав миру сенсуализм, диалектический материализм, диалектическую теологию, трансцендентальную философию и пр. Следовательно, учение Канта о познании продолжает влиять и на современных философов, оно стало своеобразной отправной точкой в истории философии, ознаменовав переход к диалектическому мышлению и диалектическому методу в науке, основанном не только на анализе, но и на синтезе.

Важным нововведением мыслителя было и его место теории познания относительно религии. Кант - дуалист. С одной стороны, он признавал, что материальные вещи существуют сами по себе, объективно и отражаются нашими ощущениями. С другой стороны, он считал, что они остаются "вещами в себе", т.е. непознаваемыми.

Отрицая Бога, как "архитектора вселенной", Кант вместе с тем утверждал, что божественный Дух создал необходимые предпосылки для следующего развития природы; что есть высшие, разумное начало, Творец мировой целесообразности и гармонии. В связи с этим он стремился ограничить науку, чтобы сохранить религию. "Я должен, - писал Кант, - потеснить знание, чтобы предоставить место вере".

Именно Кант впервые выделил религию, как отдельный раздел религиоведения, тем самым открыв новую страницу в науке. Философ обращался к данной проблеме в трех основных своих работах, а также посвятил ей отдельный трактат "Религия в пределах только разума". В ней Кант утверждал, что Бог - это идеал "чистого разума". Но при этом, как и любой идеал он иллюзорен. Чтобы доказать это, Кант опроверг все существовавшие на то время теологические "доказательства бытия Божьего". Этим самым он пытался доказать, что использование "доводов" разума в теологии недопустимо и спекулятивно. Познать Бога можно лишь через другую априорную часть сознания - мораль. Об этом мы уже сжато писали в первой главе нашей работы. "Чистый разум", направленный на волю человека, делает эту волю свободной, и благодаря этой свободе человек познает и усваивает моральный закон. Мораль никак не зависит от чувствительности, она имеет сверхчувствительную природу, а значит она божественная (дана бессмертной человеческой душе Богом). Поэтому человеку, будучи двойственным, принадлежит и миру чувств и миру разума, сталкивается с антиномиями. И чтобы достичь счастья ему необходимо быть максимально честным, то есть нравственным. Так философ по-своему доказывал бессмертие души и существование Бога. Однако, эти вопросы скорее лежали уже в плоскости этики Канта, о чем мы напишем в следующей главе нашей работы.

Таким образом, основной чертой философии Канта является ее двойственность, объединение в одной системе разнородных, противоположных философских направлений. Основное разногласие философского учения Канта - это несоответствие между признанием им существования вещей, явлений природы вне сознания человека и возражением возможности их познания (вещи - объективны, но непознаваемы). Однако, противоречивость его философских взглядов дала толчок развитию философской диалектики и критического подхода к философским категориям.


3. Этические, правовые и политические воззрения Иммануила Канта


В предыдущей главе, мы пришли к выводу, что в своих трудах Кант также занимался рассмотрением проблематики морали и счастья человека, то есть разрабатывал этическое учение. Проанализируем его подробнее. Интерес представляют размышления Канта о моральном законе (категорическом императиве), который нельзя рассматривать как средство для достижения любой цели, так как он сам является такой целью. Подобный взгляд Канта, бесспорно, является одним из достижений немецкой классической философии и мировой философии вообще. Отвечая на запросы своего времени, Кант пытался создать новую гуманистическую этическую концепцию в философии.

Кант много размышлял о человеке, как о части природы, о человеке как конечной цели познания, а не как средства для любых целей, т.е. признавал самоценность человека, человеческой личности. Мыслитель ставил вопрос о соотношении понятий "человек" и "личность". Известен Кант и как творец учения о надисторической, независимой от условий жизни, общей для всех людей морали. Он создал, как мы упомянули, учение о так называемом категорическом императиве (законе, повелении), что существует в сознании людей как вечный идеал поведения. Наличие такого императива предоставляет человеку свободу и вместе с тем в совокупности создаёт всеобщий моральный закон для общества.

Так, что касается проблемы необходимого и свободного в деятельности людей, то он считал, что дано воображаемо разногласие: человек действует по необходимости в одном отношении, свободно - в другом. Человек действует по необходимости, поскольку он со своими мыслями, чувствами размещается среди других явлений природы и в этом отношении подчиняется необходимости мира явлений. Вместе с тем человек является моральным существом. Как моральное существо, она принадлежит к миру духовному. И в этом качестве человек - свободен. Моральный закон, который даётся лишь разуму, это "категоричный императив", закон же, который нуждается в том, чтобы каждый индивид исполнял его ежедневно, становится частным моральным законом для каждого живущего человека.

В случае, если действия отдельного индивида не совпадают со всеобщим моральным законом, а осуществляются человеком на основании собственной склонности, желаний, их нельзя назвать моральными. Действие человека будет моральным только в том случае, если он осуществляет их из уважения к общему моральному закону (императиву). Выполняя повеления всеобщего морального закона человек может ощущать себя несчастливым, то есть не получать эмпирического счастья, поэтому нередко моральное сознание человека испытывает разногласие, вызванное несоответствием морального поведения человека и ожидаемым результатом. Поэтому счастье не относится к миру вещей, но к миру духовному. "Счастье - это такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию". Но чтобы было так человек должен достичь высокого уровня моральности, чтобы его воля и желания не противоречили категорическому императиву. Отдельные императивы могут быть гипотетическими, то есть выполнение тех или иных правил, может способствовать успеху человека в карьере, в обществе, однако главный моральный императив стоит выше их. Он порождает поступки, которые, безусловно, хороши: это и честность, и мужество, и благородство и мн. др. Если воля и желания человека будут устремлены к ним, то человек ощутит истинное счастье от их исполнения и достижения. Одновременно с этим человек достигает высшей цели своего существования.

С этой точки зрения человека тоже можно рассматривать как "вещь в себе" и как явление. Если люди подчиняются лишь гипотетическому императиву, то есть поступают "хорошо" ради достижения материальных благ, эмпирического счастья, они становятся явления. И лишь действуя по веления категорического императива, иногда в ущерб своему эмпирическому счастью, они становятся "вещью в себе", обретают сущность и частичную возможность познать себя самих. Это высшее, не эмпирическое счастье воплощается в добродетели - высшей ценности бытия. Таким образом, Кант ставил моральные принципы выше практических интересов, господствовавших в капиталистическом обществе его современников. В этом заключалось высокое достижение этики Канта, ее гуманистическая доминанта. Он открыто заявлял, что человек - это высшая ценность, а воспитание нравственности и добродетели у человека - главная задача философии и педагогики. "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" - гласит одно из правил категорического императива Иммануила Канта. Цель религии и науки, в т. ч. философии он также видел в формировании морального сознания в обществе.

В то же время не находя справедливого состояния вещей в мире явлений, моральное сознание действует в мире мысленном. Использование таких понятий, как "свобода", "бессмертие", "Бог", объясняется верой в мысленный мир, данный только мыслям, но необъятный для мыслей (трансцендентный мир). Трансцендентность мысленного мира будет существовать всегда, так как человек не способен своим умом выйти за пределы антиномичности общих и необходимых понятий. Стремление к счастью и стремление к добродетели часто противоречат друг другу. В этом и заключается "антиномия практического разума". Чтобы решить это противоречие человек должен стать выше объективного чувственного мира, то есть подняться в духовный мир, обратиться к Богу, Творцу бессортной души. Но путь к Богу не обязательно должен лежать через культ, он лежит через самопознание, через диалектическое философское осмысление мира. Религия же должна выступать не просто системой догматов, но системой морального совершенствования человеческой личности.

С теорией познания и этикой Канта тесно связанны его политические и эстетические представления. В эстетике Кант сводит прекрасное к "незаинтересованному" удовлетворению. Еще в 1764 г. Кант издал труд под названием "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного", в котором философ пытался проанализировать специфику эстетического восприятия в человеческом сознании. Наиболее полно его эстетическое учение было выражено в "Критике способности суждения". В ней Кант выражает мнение о том, что эстетическое восприятие зависит не от характеристик рассматриваемого объекта, а от духовных качеств субъекта, то есть человека. Человек обладает способностью познания, желания, удовольствия и неудовольствия. Рассудок, разум и способность суждения - главные проявления интеллектуальной и чувственной жизни человека. Каждый из них априорно реализуется в той или иной сфере, рассудок, как мы знаем в сфере осмысления природы, разум - в сфере морального выбора, а способность суждения - в сфере восприятия искусства и всех художественных форм действительности. При этом главной категорией в сфере эстетике становится "целесообразность". То есть чувство удовольствия или неудовольствия зависит от априорного понятия целесообразности. При этом человек способен выдвигать телеологические суждения о целесообразности тех или иных процессов в природе и эстетические суждения о целесообразности предметов искусства, творческой деятельности людей. Так у человека на основе врождённого представления о целесообразности формируется представление о прекрасном, эстетический вкус. Но сам философ различает понятия "целесообразность" и "совершенство" произведений искусства. Эстетическая целесообразность природы или произведения искусства предшествует познанию. Любуясь ими, получая незаинтересованное удовлетворение, человек не познает, он только получает удовольствие от чувств и ощущений. Но в этом удовольствии лежит априорное представление о целесообразности предмета, которым человек любуется.

Отстаивая индивидуальную природу эстетических вкусов И. Кант все же замечает, что существует коллективные идеалы красоты, идеалы прекрасного, принятые в обществе, укоренившиеся в человечестве в целом. При этом он близко ставит понятия "идея" и "идеал", что свидетельствует о влиянии на взгляды Канта философии Платона. Идеал всегда касается чего-то возвышенного, поэтому бессмысленно говорить о красоте дома, ведь нельзя представить себе его идеал. Настоящие идеалы лежат в области этики: честь, благородство, добродетель, счастье. И в художественной форме эти идеалы отражаются в искусстве, образовывая категории "прекрасного" и "возвышенного". В природе тоже нет этих идеалов, хотя человек и любуется ее, но в природе находятся лишь отражения великого прообраза прекрасного, созданного Богом. И если в суждении о прекрасном человеке более наслаждается качественными характеристики, то в суждении о возвышенном - количественными. Красота пейзажа кажется прекрасной посредством чувственного восприятия, возвышенность же природы осмысливается при помощи разума. В другом случае, предмет сам по себе не несёт ничего возвышенного, но наше представление об этом предмете делает его возвышенным, например, вид бури может быть ужасен, но человека он вдохновляет, так демонстрирует силу стихий, созданных Богом. Именно искусство, по мнению Канта, учит не только воспринимать прекрасное, но и возвышенное, действуя через свободную волю человека. И его ценность не в копировании прекрасного природы, но в переосмыслении этого прекрасного до рамок возвышенного. В искусстве, конечно, прослеживается нечто механическое, но это лишь издержки данного рода деятельности, а не закономерность. При этом воображение - движущая сила искусства является продуктом познания. И круг снова замыкается, даже в своих размышлениях об эстетике Кант опирается на гносеологическое учение.

Положительным аспектом этического и эстетического учения Канта является его утверждение о том, что нравственность и чувства прекрасного являются врождёнными качествами личности, в то время как противоположные качества - это лишь извращение истинной природы индивида и общества. На этих положениях в последующие века выстраивалась теория гуманистической антропологии, а также представления о гуманистической природе права, теории справедливости, например концепция Ролза (1921-2002).

Также положительным в учении Канта было представление о роли антагонизмов в общественном развитии и о необходимости вечного мира, которого можно достичь через взаимопонимание между народами, международную торговлю, сотрудничество, учет взаимных интересов, невмешательство во внутренние дела государств, статус-кво границ и т.п.

По мнению Канта, право, система законов - это не что иное, как прикладное использование категорического императива. Все законы так или иначе отталкиваются от высших нравственных устоев. На этих устоях зиждется государство, как добровольное объединение граждан. Люди имеют право на свободу слова и совести, но при этом они все равно должны повиноваться законам, обеспечивающим благополучие социума. А законы и формы государственного строя постоянно меняются по мере прогресса человеческого сознания. Наиболее совершенной формой государственного устройства Кант называл республику, но его смелые идеи простирались еще дальше - до мировой республики, как равноправного союза государств, между которыми не будет конфликтов. Но, прежде всего, для этого люди должны научиться избегать конфликтов из-за права на собственность. В этом им и должны помочь законы и принудительные силы государства.

Нравственный человек должен быть также хорошим гражданином. Такой гражданин отстаивает личные права, не посягает на чужие права, в т. ч. имущественные и старается во всем соблюдать и бороться за справедливость. Все эти действия тоже носят априорный характер, как и сама частная собственность, которая существовала с момента появления мыслящего человека и не исчезнет из общества ни при каких условиях. Подобная точка зрения критиковалась философами социалистами, в частности Марксом и Энгельсом, однако как показывает практический опыт, частная собственность, действительно, остается неотъемлемым элементом любого общества в любой стране. И задача государства и права обеспечить справедливое распределение материальных ресурсов в условиях существования частной собственности. И не смотря на то, что право регулирует самые грубые прозаические аспекты реального мира, оно в больше степени связанно с миром духовным, с теми идеальными представлениями о справедливости, счастье, долге, благе, о кторых и писал И. Кант.

Таким образом, Кант называет право носителем "чистого разума" в социальных взаимоотношениях. Именно на него возложена функция сделать человека высшей ценностью общества, утвердить за ним такой статус, чтобы человек в полной мере мог познавать мир, развивать в себе добродетели, стремиться к возвышенному. Понимание права как такой априорной ценности нашло своё практическое применение в современной концепции права развитых демократических государств, где человек, его права и свободы являются неоспоримыми приоритетами. Следовательно, политико-правовые воззрения Канта опередили его время. Пытаясь сформулировать новое рационалистическое, но вместе с тем гуманистическое философское учение, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию, Кант значительно преуспел в этом, поставив во главу угла способность человека к познанию. Этот выдающий мыслитель, основоположник немецкой классической философии, не смотря на противоречивость своего учения и ошибочность отдельных суждений, сделал очень много для развития философии, социологии, теории государства и права, педагогики. Место и роль Канта в истории философии и науки вообще сложно оценить объективно, но с уверенностью можно сказать, что без Иммануила Канта современная философия имела бы совершенно иные черты.

Заключение


Кратко изучив биографию и философское учение выдающегося немецкого мыслителя Иммануила Канта, мы убедились в том, что он оказал судьбоносное влияние на историю философии. Главной заслугой философа является разработка оригинальной теории познания, а также этетического, эстетического, антропологического и правового учений, которые заложили основу немецкой классической философии. Как агностик Кант отрицал возможность абсолютного познания мира человеком, но при этом выдвинул представления о том, что не объект, а субъект - "вещь в себе" более важен в процессе познания. Таким образом, человеку даются чувственные и "чистые знания" - представления о количестве, качестве и модальности предметов. Знания даются нам априорно, поэтому осмыслить их должен "чистый разум", но он не в состоянии решить противоречия - антимонии. Поэтому главная цель познания - это формирование нравственности, морали у людей, основанной на категорическом императиве - всеобщем априорном законе морали. А сам человек в этой системы становится высшей ценностью.

Безусловно, противоречивое учение Канта нельзя свести к одному абзацу. Благодаря ему в философии стала активно развиваться диалектика, появился синтез как метод научного исследования. Благодаря вкладу Канта, повлиявшего на многих выдающихся философ последних столетий, философская наука приобрела такие черты, как строгость и систематичность, профессиональность и академичность, историзм, концептуальность и критичность, научность и рациональность, диалектичность и гуманистическая направленность. В рамках его учения были чётко сформулированы основные философские проблемы, в частности гносеологические, онтологические и этические, и предпринята попытка охарактеризовать природу человека, сущность познания и истины, путей развития человечества. Фактически оно обусловило дальнейшее развитие философии и др. гуманитарных наук, являя собой образец профессионального диалектического философствования, где на первом месте стоит человек и его потребности. Этот подход очень актуален и для современности.


Список использованной литературы


1.Абдильдин Ж.М. Диалектика Канта. - М.: Книга по требованию, 2012. - 160 с.

2.Грядовский Д.И. История философии. Книга 3. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 472 с.

.Делез Ж. Эмпиризм и субъектность. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 480 с.

.Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 448 с.

.Кант И. Критика практического раз ума. - М.: Либроком, 2012. - 194 с.

.Кант И. Критика чистого раз ума. - М.: Эксмо, 2012. - 736 с.

.Кант И. Основы метафизики нравственности. - М.: Мысль, 2001. - 1472 с.

.Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта // Научная мысль Кавказа. 2005. № 4. С.21-30.

.Нарский И.С. Кант. - М.: Книга по требованию, 2012. - 208 с.

.Никитина И.П. Эстетика. - М.: Юрайт, 2013. - 680 с.

.Новгородцев Н. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - М.: Книга по требованию, 2013. - 253 с.

.Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15. С.12-18.

.Самылов В. Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С.56-67.

.Семенов Е.В. Трансцендентальная семантика И. Канта // Вопросы философии. 2011. № 11. С.152-162.

.Сердечна В.В. Учение о познании в английской традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 2-3. С.76-94.

.Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1. С.237-247.

.Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. - М.: Книга по требованию, 2012. - 304 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно