История и философия аюрведы

Аюрведа включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни.

Всё жизненное путешествие рассматривается Аюрведой, как священное. Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни.

Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья. (Слово Санкхья состоит из двух санскритских слов: сат - истина и кхья - знание). Мы просим читателя открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой.

Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем религиозной практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они проявили истину в своей жизни. Аюрведа - это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась, благодаря философским и религиозным прозрениям риши.

Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии - Шивы и Шакти.

Риши Капила, постигший философию Санкхья, обнаружил 24 принципа, или элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух - является 25 принципом.

Пуруша - это мужское начало, а Пракрити - женское начало. Пуруша входит в лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется всё многообразие Вселенной.

Высший Дух - Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким образом, Вселенная - это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери.

Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит три характерных признака, модуса - гуны, которые пронизывают всю природу.

Три гуны - это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта триада - основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной.

Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый Махат, из которого формируется эго (аханкара). Затем, эго проявляется в пяти чувствах (танматра) и в пяти органах действия.

Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем, это же эго проявляется в пяти основных элементах (бхута), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная.

Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны, обретает счастье и знание.

Раджас-гуна (гуна страсти) рождается из неограниченных желаний и вожделений; из-за влияния раджаса, человек привязан к действиям и результатам деяний.

Следствие влияния тама-гуны - безумие, леность и сон.

Проявление гуны благости можно ощутить, когда всё существо освещено знанием, чистотой и здоровьем.

Гуна страсти ощущается по возрастанию привязанности, по не поддающимся контролю страстным желаниям и неодолимым стремлениям.

Когда возрастает влияние тамаса, она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию.

Раджас - это кинетическая творящая энергия, тамас - разрушительная или потенциальная энергия, а саттва - это состояние гармонии.

Саттва-гуну контролирует Вишну, раджас-гуну - Брахма, а тамас-гуну - Шива.

Пуруша - духовное начало вне причин и следствий, вне времени и пространства. Пуруша - чистое бытие. Пракрити - творящая сила в действии, источник формы, проявлений и качеств природы. Махат - Космический Разум или Буддхи. Аханкара - ложное эго, сознание «Я есть». Саттва - устойчивый чистый аспект, пробуждение, сущность и свет. Раджас - динамическое движение. Тамас - статика, потенциальная энергия, инерция, темнота, неведение и материя.

Первая наука жизни

Аюрведа является холистической системой медицины, широко практикуемой в Индии. Слово «аюрведа» - санскритское, означающее «наука о жизни». «Аю» означает «жизнь» или «повседневная жизнь», а «веда» означает «знания». Аюрведа была впервые записана в Ведах - древнейших из сохранившихся писаний. Эта система оздоровления практикуется в повседневной жизни Индии в течение, более чем 5000 лет.

Аюрведа и потенциал человека

Аюрведа учит, что человек - это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления.

В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Медицинские принципы Аюрведы основываются на утверждении индийских мыслителей, согласно которому человек должен жить в гармонии с природой. Принято считать, что аюрведическая философия сформировалась примерно в VII-VI вв. до н. э.

Ученые пришли к выводу, что в древности Аюрведа насчитывала несколько тысяч трактатов. Однако до наших дней дошло гораздо меньше письменных источников. Основными из них в настоящее время считаются Самхитас - собрание сочинений врачей‑аюрведистов Караки и Сушруты - и трактат Вагбхаты «Сердце восьмичленной медитации».

Историческая справка

Существует легенда о том, что основы аюрведических знаний заложил сам бог Брахма, который передал их просветленным - риши.

Аюрведа включает в себя трактаты по патологии, фармакологии, анатомии, физиологии, педиатрии , акушерству , терапии, биохимии, эндокринологии и многим другим разделам медицины.

В текстах Аюрведы можно найти множество своеобразных эзотерических методов, весьма эффективных в тех случаях, когда официальная медицина бессильна помочь.

Согласно аюрведическим представлениям, здоровье человека полностью зависит от него самого, от его усилий и желания быть здоровым. Положительные изменения в жизни человека тесно связаны с изменением сознания, которое необходимо взять под контроль, что позволит избежать болезней и преждевременного одряхления. По Аюрведе, состояние тела человека сильно зависит от состояния его сознания. Освобождение от болезни происходит в том случае, если человеку удается достичь гармонии в своем сознании.

Среди оздоровительных и очищающих методов, разработанных в Аюрведе, можно назвать такие, как урино‑, клизмо‑, арома‑, металло- и цветотерапия . Кроме того, существуют методики очищения и оздоровления с помощью различных минералов.

Отличие аюрведических методов очищения и лечения от принятых в официальной медицине состоит в том, что их воздействие направлено на весь человеческий организм, а не только на симптомы конкретного заболевания. Аюрведа стремится восстановить внутреннюю гармонию в организме, очистить его и дать ему возможность почувствовать себя в единстве со Вселенной. Ведь жизнедеятельность человеческого организма следует тем же законам, что и все мироздание, являясь его уменьшенной моделью.

Знаете ли вы, что...

В начале 1980‑х гг. Аюрведа пережила второе рождение благодаря деятельности Махариши Махеш Йоги, поэтому современная система, разработанная на основе древнеиндийских представлений, носит название Махариши Аюрведа.

Все мироздание, а следовательно, и человеческий организм, пронизывает энергия, которая имеет три составляющие, называемые гунами. Высшей считается гуна Саттва, свойствами которой являются равновесие, чистота и благость. Влияние Саттвы в человеческом организме распространяется на ум и способность органов чувств реагировать на внешние воздействия, а также некоторые виды деятельности человека - такие, как речь, движение, размножение и очищение организма от отходов жизнедеятельности. Саттва - это субъективный мир, способный воспринимать материю и управлять ею.

Словарь

Триада Саттва-Раджас-Тамас является основой мироздания. Саттва проявляется в создании органиче‑ского вещества, Раджас - в появлении 5 основных элементов, а Тамас - в формировании неорганического вещества. Нарушение естественного баланса этих гун служит толчком к эволюции Вселенной.

Гуна Раджас соотносится с движением и страстью. В мироздании ей соответствуют первоэлементы Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, из которых образуется вся материя физического мира.

Гуна Тамас связана с инерцией, невежеством.

В мироздании выражением этой гуны выступает объективный мир, состоящий из 5 первоэлементов и звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха, воспринимаемых с помощью органов чувств.

Именно Саттва способствует духовному просветлению человека, его очищению и исцелению от болезней, обретению гармонии и счастья. Человек, находящийся под преобладающим влиянием гуны Раджас, оказывается во власти желаний и вожделений, в результате чего сильно привязан к действиям и их результату. Следствием сильного влияния гуны Тамас являются безумие, лень и сон. Каждому человеку, как и Вселенной, присущи все три гуны, однако обычно преобладает одна из них, которая и определяет психические качества личности. Гармоничный баланс гун определяет психическое здоровье человека, а его нарушение приводит к умственным и психическим расстройствам и заболеваниям.

Знаете ли вы, что...

Аюрведа учит, что жизнь является результатом взаимодействия Атмы (высшей души), Манаса (ума), Индрий (чувств) и Шариры (тела). Составляющие их 5 элементов определяют индивидуальную конституцию человека, которую называют Пракрити. Она также зависит от баланса жизненных сил: 3 физических энергий - Ваты, Питты и Капхи - и 3 умственных энергий - Саттвы, Раджаса и Тамаса.

В Аюрведе болезни диагностируются по дошам, а лечение осуществляется посредством шести вкусов. Вкусы пищи, трав и минералов распознаются обычным путем — с помощью языка. Знание вкуса вещества позволяет определить динамику его воздействия на тело.

Выделяются шесть вкусов: сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий. Каждый из них образован двумя из пяти элементов. Сладкий вкус (вкус Сахаров и крахмалов) состоит из земли и воды; соленый (вкус столовой соли и морских водорослей) — из воды и огня; кислый (перебродившие продукты или кислые фрукты) — из земли и огня; острый (такие специи, как имбирь и красный перец) — из огня и воздуха; горький (горькие травы, как «золотая печать» и горечавка) — из воздуха и эфира; и вяжущий (гамамелис, квасцы) — из земли и воздуха.

Согревающее и охлаждающее воздействие

Шесть вкусов классифицируются по степени своего согревающего или охлаждающего воздействия. Самым горячим вкусом является острый, за ним следуют (в порядке убывания) кислый и соленый. Самый холодный вкус — горький, затем идут вяжущий и сладкий.

Тяжесть и легкость

Вкусы также подразделяются на тяжелые и легкие. Самый тяжелый вкус — сладкий, за ним следуют соленый и вяжущий. Самый легкий вкус — горький, затем идут острый и кислый.

Влажность и сухость

Вкусы делятся также на влажные и сухие. Самым влажным является сладкий вкус, за ним следуют соленый и кислый. Самый сухой вкус — острый, затем идут горький и вяжущий.

Вкусы и доши

Общее правило состоит в том, что из шести вкусов три способствуют увеличению дош, а другие три — их уменьшению. При этом существует множество комбинаций и вариантов.

Вата больше всего увеличивается горьким вкусом, который наиболее близок к ней по свойствам; за горьким следуют вяжущий и острый вкусы. Сильнее всего снижает Вату соленый вкус, затем — кислый и сладкий.

Питту сильнее всего увеличивает кислый вкус, затем — острый и соленый. Больше всего снижает ее горький вкус, затем следуют вяжущий и сладкий.

Капху сильнее всего увеличивает сладкий вкус, затем следуют соленый и кислый. Уменьшению Капхи больше всего способствует острый вкус, затем идут горький и вяжущий.

Действия вкусов

Каждый вкус обладает своим терапевтическим действием.

Сладкий вкус строит и укрепляет все ткани тела, гармонизирует ум, вызывает ощущение удовлетворенности. Он смягчает и успокаивает слизистые оболочки, оказывает отхаркивающее и послабляющее действие, снимает ощущение жжения.

Соленый вкус оказывает смягчающее, послабляющее и седативное действие. В малых дозах он стимулирует пищеварение, в умеренных — действует как слабительное, а в очень больших — вызывает рвоту.

Кислый вкус оказывает стимулирующее, ветрогонное и питательное действие, облегчает жажду, способствует росту всех тканей тела, кроме репродуктивной.

Острый вкус оказывает стимулирующее, ветрогонное и потогонное действие. Способствует пищеварению, улучшает метаболизм и все функции организма, вызывает тепло и нейтрализует ощущение холода.

Горький вкус улучшает обмен веществ, очищает кровь и устраняет токсины. Способствует уменьшению всех тканей тела и повышению ясности ума.

Вяжущий вкус останавливает кровотечение и уменьшает чрезмерные выделения (при потливости или поносе), способствует заживлению кожи и слизистых.

Аюрведа включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни.

Все жизненное путешествие рассматривается Аюрведой, как священное. Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни.

Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья (слово «санкхья» состоит из двух санскритских слов: «сат» – истина и «кхья» – знание). Мы просим читателя открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой.

Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем религиозной практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они проявили истину в своей жизни. Аюрведа – это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась, благодаря философским и религиозным прозрениям риши.

Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии – Шивы и Шакти.

Риши Капила, постигший философию Санкхья, обнаружил 24 принципа, или элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух – является 25 принципом.

Пуруша – это мужское начало, а Пракрити – женское начало. Пуруша входит в лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется все многообразие Вселенной.

Высший Дух – Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким образом, Вселенная – это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери.

Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит 3 характерных признака, модуса – гуны, которые пронизывают всю природу.

3 гуны – это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта триада – основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной.

Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый Махат , из которого формируется эго (аханкара ). Затем, эго проявляется в пяти чувствах (танматра ) и в пяти органах действия.

Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем, это же эго проявляется в пяти основных элементах (бхута ), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная.

Саттва-гуна , будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны, обретает счастье и знание.

Раджас-гуна (гуна страсти) рождается из неограниченных желаний и вожделений; из-за влияния раджаса, человек привязан к действиям и результатам деяний.

Следствие влияния тама-гуны – безумие, леность и сон.

Проявление гуны благости можно ощутить, когда все существо освещено знанием, чистотой и .

Гуна страсти ощущается по возрастанию привязанности, по не поддающимся контролю страстным желаниям и неодолимым стремлениям.

Когда возрастает влияние тамаса, она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию.

Раджас – это кинетическая творящая энергия, тамас – разрушительная или потенциальная энергия, а саттва – это состояние гармонии.

Саттва-гуну контролирует Вишну, раджас-гуну – Брахма, а тамас-гуну – Шива.

Пуруша – духовное начало вне причин и следствий, вне времени и пространства. Пуруша – чистое бытие. Пракрити – творящая сила в действии, источник формы, проявлений и качеств природы. Махат – Космический Разум или Буддхи. Аханкара – ложное эго, сознание «Я есть». Саттва – устойчивый чистый аспект, пробуждение, сущность и свет. Раджас – динамическое движение. Тамас – статика, потенциальная энергия, инерция, темнота, неведение и материя.

Философия творения Санкхья

Первая наука жизни

Аюрведа является холистической системой медицины, широко практикуемой в Индии. Слово «аюрведа» – санскритское, означающее «наука о жизни». «Аю» означает «жизнь» или «повседневная жизнь», а «веда» означает «знания». Аюрведа была впервые записана в Ведах – древнейших из сохранившихся писаний. Эта система оздоровления практикуется в повседневной жизни Индии в течение, более чем 5000 лет.

Аюрведа и потенциал человека

Аюрведа учит, что человек – это микрокосмос, Вселенная. Человек – дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления.

В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и болезнь принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи 4 биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это – медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу – значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбалансирования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению – основная концепция аюрведической науки.

Аюрведа, Йога, Тантра

Аюрведа, Йога и Тантра являются древнейшими науками о жизни, практикуемыми в Индии на протяжении многих веков. Эти науки упомянуты в Ведах и Упанишадах (индийских священных писаниях).

Йога – это наука о соединении с Божеством, с Истиной. Тантра – наиболее прямой метод контроля энергии, которая помогает вернуться к изначальному единению человека с Истиной, а Аюрведа – наука о жизни.

Целью каждого из этих методов является помощь в достижении долголетия, омоложении и самоосознании. Цель Йоги и Тантры – освобождение, хотя только некоторые дисциплинированные люди могут, практикуя данные методы, достичь этого.

В духовной эволюции человека Аюрведа является основой сознания. Йога – телом и Тантра – головой. Чтобы осуществлять практику Йоги и Тантры, необходимо вначале понять Аюрведу. Таким образом, Аюрведа, Йога и Тантра – это взаимозависимая триада.

Ни одна из этих трех форм не существует обособленно от двух других. Здоровье тела, сознания и ума, зависит от знания и практики трех этих учений в повседневной жизни.

Аюрведа и западное мышление

Западная медицина и мышление направлены к обобщению и разделению индивидуальности. Например, согласно западным понятиям о норме, большинство людей по своей конституции нормальны.

Аюрведа говорит, что нормальное состояние человека должно быть достигнуто в процессе индивидуальной эволюции, ибо конституция каждого проявляется в его собственном особом темпераменте и предназначении.

На Востоке ключом к пониманию является признание авторитета исследования и практического применения, на Западе – это постановка вопроса, анализы и логическое заключение. Западный ум обычно доверяет объективному, а восточный большее значение придает субъективному.

Восточная наука учит человека продвигаться вне различий между субъективным и объективным. Эта разница в подходах может объяснить, почему иногда западный опыт труден для восприятия методологии Аюрведы.

Многие положения, высказанные в этом вступлении к Аюрведе, могут вызвать вопросы «как?» и «почему?» Такие вопросы, хотя и неизбежны, не всегда имеют ответы.

Даже в современной западной медицине некоторые концепции признаны «действующими» без доказательств, без полного понимания. Например, антибиотики употребляются для разрушения бактерий, которые формируют токсины в теле, без надлежащего объяснения, как и почему токсины формируются из бактерий.

Кроме того, Аюрведа является истинно холистической наукой, особенностью которой считается суммирование многих элементов, содержащих Истину. Детальное и пристрастное рассмотрение Аюрведы строгим наблюдателем может привести к неудовлетворенности и разочарованию.

Аюрведа – древнеиндийская традиционная медицина и философия, корни которой уходят вглубь тысячелетий. Целители Индии не разделяют душу и тело, полагая, что они взаимосвязаны, и основываются на принципе, что внутренняя красота недостижима без внешней и, наоборот.

Значение термина аюрведа (санскрит) можно растолковать, как «знание жизни» , но более точное определение – наука о жизни или наука о качестве жизни.

Аюрведа занимается исцелением пациентов в зависимости от характера, телосложения и особенностей каждого человека. Философия объединяет систему рационального «живого» питания, внешнее воздействие путем массажа и определенные виды физической нагрузки. А аюрведе каждый продукт, включенный в рацион, а также способ его приготовления, оказывает на организм определенное воздействие. Скорректировав питание, можно исцелить душу и гармонизировать состояние тела.

Доши в системе аюрведы – это разделение всех людей по трем основным типам конституции человека. В зависимости от телосложения по индийской философии проявляются и определенные черты характера. Симбиоз конституции и особенностей характера или доши – вата, пита и кафа (капха). Их уровень на протяжении жизни может изменяться. Для нормализации баланса дош в теле используют лечение продуктами питания.

Доши в аюрведе и их описание

Вата «воздух». Люди этого типа имеют худощавую конституцию (часто такие телосложение называют «тонкая кость»), их тело поджарое, мускулистое, кожа – истонченная, склонная к сухости, чувствительная, быстро стареющая и покрывающаяся с возрастом глубокими морщинами. В холодную погоду представители вата-доши часто мерзнут, а их метаболизм относится к ускоренному типу.

Пита «огонь». Относящиеся к данной доше лица имеют крепкое телосложение, иногда для них характерна склонность к набору лишних килограммов. Кожа представителей данного типа быстро обгорает под солнечными лучами, зачастую покрыта большим количеством родимых пятен и пигментирована (веснушки в разных частях тела).

Кафа (капха) «вода». Такие люди крепко сложены, массивны, имеют крупные черты лица, высокий рост, длинные конечности, их кожные покровы всегда здоровы, а волосяной покров густой и качественный. Преобладание кафы ведет к застою жидкости в организме и перееданию. Обменные процессы представителей этого типа замедлены. Именно поэтому они склонны к полноте больше всех остальных людей.

Питание по дошам

Вата-доши

ЖКТ представителей ваты работает с перебоями и для поддержания оптимального уровня доши рацион следует обогатить злаками и сладкими продуктами. Хорошо помогают согреться людям «воздуха» следующие блюда: наваристые супы, сливочное масло, мясо (телятина, постная баранина, постная свинина), горячее цельное молоко, мед.

Не желательно употреблять продукты, ускоряющие и без того активный обмен веществ: сырые и кислые плоды и зелень, а также кофе, бобы, говядину, жирную свинину и творог.

Пита-доши

Метаболизм людей питы имеет оптимальный уровень. Чтобы предупредить отложение поступающей пищи в жировое депо, людям «огня» следует включить в ежедневное меню горячие блюда, все овощи, включая бобовые, особенно щавель, шпинат, томаты, огурцы, тыквы, а в качестве источника белковых соединений использовать птицу (курица, индейка) и рыбу.

Из фруктов полезны кокосы, авокадо, дыни и спелые сочные гранаты, а также их сок. Следует минимизировать потребление поваренной соли, красных сортов мяса, йогуртов, сметаны, твердых сыров, оливок, перца, арахиса и прочих орехов, грейпфрутов.

Кафа (капха)-доши

Для ускорения обмена веществ людей с кафа-доши рекомендовано сделать акцент на следующей пище: богатые водой овощи (тыквенные, крестоцветные, например, огурцы, кабачки, патиссоны, белокочанная и брокколи капуста, редис), рассыпчатые злаковые каши, острые приправы и пряности, диетические сорта мяса, в частности, филе индейки, нежирную рыбу, особенно морскую.

Все виды красного мяса, молочных продуктов, манки и риса желательно ограничить до минимума, а фастфуд, колбасные изделия, бекон, сладкие плоды, рафинированный сахар и сладости убрать их меню вовсе, иначе ожирение не заставит себя ждать.

Похудение по аюрведе

Избыточный вес накапливается из-за переедания, гиподинамии, гормонального сбоя и прочих физиологических причин. От этого недуга страдают представители кафа-доши или пациенты, у которых в силу ряда причин он повышен. Лечение ожирения по аюрведе направлено на снижение в организме кафы. Прием пищи следует планировать с 10 до 16 часов.

Помимо исключения сахара, мучных, молочных продуктов, мяса и рыбы и минимизации потребления поваренной соли следует избегать пересыпания и сна в дневное время. Нежелательно употреблять охлажденные и газированные напитки, энергетики, спиртное.

Обогащение пищи специями, пряными и лекарственными горькими травами (майоран, красный и черный перец, чабер, хмели-сунели, чеснок, имбирь, барбарис, горечавка, куркума, корица, полынь, бессмертник, тысячелистник и пр.) способствует снижению жировой прослойки.

Все мероприятия должны быть направлены на активизацию обменных процессов. Хорошо помогают физические упражнения на открытом воздухе. При отсутствии противопоказаний пациенту назначают лечебное голодание, которое желательно проводить под наблюдением специалиста.

При необходимости набрать массу тела, наоборот, уровень кафы в организме повышают, путем включения сладостей, молока, каш, сливочного масла и прочих тяжелых для переваривания продуктов.

Общие рекомендации по здоровому питанию, согласно древнеиндийской философии

Набор продуктов для ежедневного рациона может изменяться в зависимости от повышения или понижения уровня дош в организме. Помимо перечисленной пищи в аюрведе уделяют великое значение способам ее приготовления и принципам употребления.

  1. Живая еда. Самой полезной считается сырая пища, или подвергшаяся минимальному кулинарному воздействию. В аюрведе недопустимо хранение остатков от трапезы в холодильнике и их повторный разогрев. Считается, что такая еда становится «мертвой».
  2. Полуденная трапеза. Основной прием пищи (обед) должен приходиться на полдень, поскольку именно в это время еда усваивается с максимальной пользой.
  3. Хорошее настроение – залог правильного пищеварения. Нельзя садиться за стол в дурном расположении духа. Съеденная с негативными мыслями еда принесет только вред телу. Также следует отказаться от чтения, общения, просмотра телевизора и прочих отвлекающих от священного процесса факторов.
  4. Сочетание продуктов. Ряд продуктов следует употреблять отдельно, например, дыню и цельное молоко, сладкие фрукты и картофель, богатый крахмалом, цитрусовые плоды и молоко и т.д.
  5. Трапезничайте, только, когда вы голодны. Не стоит кушать, потому, что пришло время или от скуки.
  6. Разгрузка. Полный отказ от пищи один раз в неделю позволяет очистить организм и испытать небывалое чувство парения.
  7. Использование всех 6 вкусов. Сбалансированное меню должно включать все вкусы: соленый, сладкий, вяжущий, горький, остро-пряный и кислый.
  8. Приправы. Добавляйте в блюда немного пряных трав, не только улучшающих вкусовые характеристики пищи, но и насыщающих организм полезными биологически активными фитонутриентами.
  9. Интуиция. Доверьтесь себе, принимайте только ту пищу, потребность в которой вы испытываете в данный момент.
  10. Откажитесь от спешки. Употребляйте пищу медленно, со вкусом, тщательно разжевывая каждый кусок. Только таким способом вы сможете быстро насыщаться и не перегружать ЖКТ.

Аюрведа советует для активизации пищеварительных процессов регулярно выполнять дыхательную гимнастику или заниматься йогой. С помощью данной философии можно целенаправленно воздействовать на массу тела, уменьшая или увеличивая ее по желанию. Питание по дошам способствует гармонизации всех, протекающих в человеческом организме процессов.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен