Известные люди из давид городка до 1939. Давид-Городок - город Столинского района, Брестской области Беларуси. Церковь. Достопримечательности, Путешествие и туризм, Исторические и архитектурные памятники. Беларусь, Давид-Городок, история возникновения, го

«Весь люд в этом городе занимается купечеством и торговлей и от поездки челнами наиболее доходы себе ищет».

Инвентарь 1753 г.

С 1940 г. Давид-Городок считается вторым по величине городом в Столинском районе Брестской области, Беларусь.
Основание города (1100 г.) связывают с князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого. Название города - также от имени князя («Городок», «Городок Давыдов», «Давыд-Городок»), поэтому и жители зовут себя «городчуками».

Местоположение местечка на реке Горынь определяло род занятий его жителей - торговля, связанная с речным портом, изготовление речных судов. Ещё в начале XVI в. город стал торговым центром Волыно-Подольского региона. По Горыни и далее по Припяти и Днепру сплавляли лес, перевозили хлеб, сельскохозяйственные продукты, смолу, дёготь и другие товары из Волынской губернии в Киев, а через Огинскую водную систему - на Неман и дальше к Балтике. Не случайно 22 января 1796 г. Давид-Городку был дан соответствующий герб: на чёрном фоне - река с золотой пристанью, двумя воротами по сторонам и пристающим золотым судном, груженым товаром, связанным в три тюка.

Известный путешественник П.П. Семёнов в книге «Живописная Россия» в 1882 г. писал о Давид-Городке:

«Торговля довольно значительная, куда стекаются из дальних мест окрестные жители, чтобы продать или передать комиссионерам для развоза по другим городам свои домашние заготовки, как, например, ветчину, сушёную рыбу, дичь в разных видах, грибы, сушёные сливки и т.п., но главное, чем славились сапожники Давид-Городка, - это высокие, с длинными голенищами сапоги. Всё это ежегодно привозится в Вильно, Варшаву и другие города. Местные жители также известны отличною отделкой плетёных бричек…».


A Jewish home at the Edge of the Town


The Synagogue of the Stoliner Hasidim


Bet-Midrash (Studyhouse) of the Rabbis


The commercial center of David-Horodok


The new cemetery in David-Horodok


The cantor of the town with his singers


David-Horodok"s first-string soccer team, 1937. Right to left: Nachman (Chaneh) Yonush, Yeshayahu Magidovich, Yiztchak (Idel) Friedman, ?, ?, Shlomoh Kolozny, ?, Ya"akov Kolozny



Preparation group in Lisovitch 1931


Crowd from David-Horodok sending off a family making aliyah


A corner of the new market in David-Horodok



Nest of the Hashomer Hatzair in David-Horodok, 1932



Funeral of Itzhak-Leib Zager, David-Horodok - 1939


Perfomance of the The Dybbuk by the young amateurs of David-Horodok, 1938


The Greble Street in David-Horodok



The soccer team Hako"ah in David-Horodok in 1927



The sawmill of Moche Rimar in David-Horodok. In the picture is Moche Rimar with some of his family members and supervisers

The Great Bet-Midrash (Religious Studyhouse)

Евреи Давид-Городка и Радзивиллы

«Каждый житель Давид-Городка был уникален. Простые, непритязательные, бедные, но всегда оптимистично настроенные - Давид-городчуки обладали особым юмором и манерами. Самые религиозные не носили пейсы и кафтаны; самые интеллигентные разговаривали на родном языке. У многих были прозвища типа Абрам-байстрюк, Шая-император, Давид Великолепный, Юд-учёный и т.д».

Евреи впервые появились в Давид-Городке в XIV-XV вв., но особенно активно стали заселяться в период с 1521 по 1551 гг., когда местечко находилось во владении Боны Сфорцы, королевы польской и великой княгини Литовской. Правовое положение евреев было узаконено в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г.

Давидгородокские евреи подчинялись кагалу в Пинске. Первое упоминание общины, относящееся к 1667 г., связано с тем, что Пинский кагал собирал обеспечение по займу с еврейских общин, одной из которых было еврейство Давид-Городка. После восстания Богдана Хмельницкого жители местечка находились в затруднительном финансовом положении, что вылилось в конфликт между местной и Пинской еврейскими общинами, который разрешился из-за вмешательства Радзивиллов - благодаря их протекции в Давид-Городке был основан отдельный кагал.

Центр радзивилловских владений в Полесье - Давид-Городок - не был крупным ремесленным центром, тем не менее, в XVII в. ремесленное дело было представлено в городе 35 различными специальностями, например: в инвентаре 1670 г. упоминается сапожный цехмистр, а в 1692 г. - рыбацкий цехмистр. Административная реформа Князя Радзивилла, в результате которой все жители городка были переведены в разряд крепостных крестьян, не коснулась евреев, позволив им и дальше заниматься ремеслом и торговлей, держать магазины, аптеки, пилорамы, парикмахерские, всевозможные мастерские, баню.

Еврейская (русская) баня

«Было определенное очарование в давид-городокской бане. Перед моими глазами - длинное здание из красного кирпича, высокие узкие окна с небольшими квадратами стекла в рамах. В первой прихожей лежала приготовленная куча веток. (…) Оттуда дверь вела в баню для «битья» или, как её ещё называли "парилку", которая была совсем другим миром. (…)

(…) Густой пар смешивался с вонью грязного белья, висящего на палках, вставленных в стропила наверху. Не каждое сердце это выдержит. Действительно, по этой причине такой хрупкий еврей, как Борух-плантатор никогда не горел желанием попариться в давид-городокской "парилке".

Единственный, кто чувствовал себя там лучше, чем дома, был Мойше Мордехай Жирный, сын Зелига. Ему никогда не было слишком жарко. Когда он приходил вместе с Мейером Гершелом Мясником, всё действительно происходило воодушевлённо. Сначала Мейер Гершл кричал хриплым голосом: «Подлей ещё ведро!». Чтобы вылить ведро воды на кипящие горячие камни в печи требуется большое мастерство, и Мойше Жирный был экспертом. Жара росла с каждым ведром. Пар можно было резать ножом. Он был такой густой, что человек мог просто задохнуться. В этот момент они оба поднимались на самую высокую полку и начинали свою работу. Они размахивали вениками, чтобы прогнать пар. Удар, ещё удар, и третий, и четвёртый, и пятый. «Ах, ах, ах, - кряхтел один из них с большим удовольствием. «Повыше… вот, вот, вот… сильнее… ещё сильнее…. Хорошо… хорошо… ах…».

Берл Ньюман (http://davidhorodok.netfirms.com/yizkor/1b.html#Picture of a Town)

Расцвет еврейской общины в XIX-XX вв.

Численность еврейского населения в Давид-Городке постоянно росла. Если в 1782 г. в местечке была одна синагога, то в 1865 г. их количество увеличилось до трёх, а в начале ХХ в. в Давид-Городке было уже 6 синагог, в том числе одна карлин-столинских хасидов, т.н. штибл. Основателем хасидской династии в Городке в середине XIX в. был Зеэв-Вольф Гинзбург (последний представитель этой династии Моше Гинзбург погиб во время Холокоста). Однако, несмотря на близость Пинска, хасиды не оказывали большого влияния на иудейское население в Давид-Городке. Местные евреи почитали Рабби Элияху бен Соломона Залмана, Виленского Гаона, который противостоял движению хасидов, и даже в ХХ в. его портрет висел во многих еврейских домах.

Наличие в местечке начальной еврейской школы - хедера - обучение в которой велось на идиш, родном языке для учащихся, позволяло всем еврейским семьям, даже самым нуждающимся, исполнять религиозную обязанность - обучать сыновей Закону и молитвам. Известно, что помимо хедеров в Давид-Городке преподавали два меламеда, а в 1917-1920 гг. в местечке работала школа Тарбут с преподаванием на иврите, многие выпускники которой уезжали в большие города получать высшее образование.

Достижения научно-технического прогресса конца XIX - начала XX вв. привнесли изменения в жизнь местечка. Город перешагнул на левую сторону р. Горынь, где на староречье построили две водяные мельницы (неслучайно левобережье города и поныне называют Мельниками). Помимо этого, в городе открылись мастерские, в которых из листовой меди делали кастрюли, кувшины, посуду для винных заводов. Местный винокурный завод ежегодно изготавливал около 450 ведер «пейсаховской» водки по традиционному еврейскому рецепту.

Появились и первые владельцы грузовых и пассажирских пароходов. По Горыни курсировал небольшой грузопассажирский пароход «Леонтина», используемый для доставки с Волыни сырья на кожевенный завод Финкельштейна. Многие жители работали на местной судоверфи, которой владел еврей Моха. Кроме этого предприимчивые евреи Давид-Городка ездили летом в Варшаву продавать мороженое.

Однажды Русское Восточно-Азиатское Пароходство, суда которого курсировали по реке Горынь, обратилось к Минскому губернатору с просьбой разрешить назначение мещанина Мовши Гиршева Эльперина агентом Пароходства по продаже пассажирских билетов в р-не Давид-Городка и местечках Лунинец и Столин Пинского уезда. Собранные сведения о личности Эльперина были благоприятными, однако, Мовша Гиршевич все-таки был устранен от дел (по итогам переписки от 2 июня 1913 г.), т.к. по мнению Пинского уездного исправника, агенты пароходства являлись пособниками к тайной эмиграции крестьян за границу, и население уезда не нуждалось в подобных лицах.

В 1904 г. в Давид-Городке была открыта первая книжная лавка, хозяином которой был Шлёма Меерович Загородский (лавка находилась в его собственном доме по ул. Велимичской), а в 1910 г. купец Соломон Бенцианов Козел из Мозыря открыл в местечке отделение типографии и поставил скоропечатную машину. В городе действовали две библиотеки с самыми последними изданиями, т.к. книги пользовались большим спросом у горожан.

Еврейская молодёжь Давид-Городка была хорошо организована благодаря развитию спорта. Первая еврейская спортивная команда «Крафт» (мощность) была основана в 1928 г., двумя годами позже был основан клуб Маккаби.

Еврейские специалисты в области медицины

Евреи приняли самое активное участие в развитии медицинской сферы услуг. Первоначально они могли беспрепятственно открывать аптеки, больницы, зубоврачебные кабинеты, получать высшее и среднее медицинское образование. Однако заметное возрастание их численности среди хозяев, провизоров и управляющих аптек, вольнопрактикующих врачей, дантистов и фельдшеров, медицинских сестер, ветеринаров и цирюльников заставило власти насторожиться. Конкуренция с евреями, по мнению чиновников, могла привести к монополии в области здравоохранения, и поэтому к началу ХХ в. права еврейских медиков были существенно ограничены.

В конце 80-х годов ХІХ в. в Мозырском уезде служило семь штатных врачей, в том числе Залман Мордухович Шерешевский из Давид-Городка. Некоторые обязанности лекаря (кровопускание, пиявки и др.) могли выполнять цирюльники. Парикмахерские услуги в местечке оказывали мещане Нисель и Шмерко Глинские.

Аптеками в местечке владели Юдович и Каплинский. У Юдовича жена была фармацевтом и работала в аптеке. Во время войны она передавала партизанам лекарства, за что была расстреляна по приказу гебитскомиссара.

Вторая мировая война

Накануне войны в городе проживало около 3 000 евреев.

7 июля 1941 г. Давид-Городок был оккупирован немецкими войсками. 10 августа 1941 г. мужское еврейское население старше 14 лет было расстреляны в урочище Хиновск-Горки. Около 100 евреям Давид-Городка удалось бежать, часть из них присоединилась к партизанам.

После трагедии в урочище Хиновск всех евреев Давид-Городка направили пешком в переполненное гетто Столина. Часть людей была расквартирована, часть приютили родственники, знакомые. Остальных в начале 1942 г. вернули в Давид-Городок, где на правом берегу р. Сенежка, (приток р. Горынь) уже была выделена территория для гетто (между улицами Юхневича, Лермонтова, Горького). Численность узников, среди которых были также жители деревень Ольшаны (около 40 ч.) и Семигостичи (около десяти ч.) составляла - 1,2 тыс., среди них было всего 30 мужчин. Ликвидация гетто была осуществлена 10 сентября 1942 г.

Еврейские дома и синагоги были разобраны нацистами, чтобы мостить дорогу Давид-Городок - Лохва (путь отступления немецких войск).

Осколки бывшего штетла

Как правило, евреи проживали в центральной части города. Их дома можно узнать по такой характерной черте как многофункциональность. Еврейские дома часто сочетали в себе жилое помещение с лавкой, мастерской, складом, а дверь, в отличие от дверей домов соседей-христиан, выходила на улицу. До войны еврейские дома можно было отличить от домов православных еще и тем, что православные крыли свои дома соломой, а евреи - гонтом.

В центре местечка жил еврей по фамилии Ронкин, который занимался выделкой кожи и шил сапоги (его дом сохранился по ул. Горького, 1). Местные жители вспоминают его и других евреев как людей трудолюбивых и очень хороших мастеров, у которых многие белорусы обучались сапожному и парикмахерскому делу, потому что те работали аккуратнее и красивее.

Муравчик держал мануфактуру (в его доме по ул. Юхневича, 1 сейчас находится городская библиотека. В 2005 г. на здании библиотеки была установлена памятная доска). Семья Борухиных владела мельницей и пилорамой (сейчас в этом здании находится горсовет, ул. Ярославская, 2). У Зелика был большой сад, на территории которого сейчас стоит городская баня.

Мария Андреевна Гричик, свидетель предвоенных событий вспоминает, что жители местечка разных вероисповеданий жили дружно. В субботу евреи звали белорусских детей принести воды, зажечь лампу, выполнить другую мелкую работу. За подобную помощь детвору угощали чем-нибудь вкусным, например, конфетами «Рачки».

Здание синагоги, как и оба еврейских кладбища Давид-Городка, не сохранились. Синагога была разрушена во время войны, а кладбища смыли воды Горыни во время весенних паводков.


КАЛЕНДАРЬ ДАТ:

1100 г. - основание Давид-Городка князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого

Середина XIV в. - город входит в состав Великого княжества Литовского

1521−1551 гг. Давид-Городок во владениях польской королевы Боны Сфорцы

1527 г. - появление татар в городе. Князь Константин Острожский разбил татар возле Пинска, после чего королева Бона позволила поселиться пленным татарам в Давид-Городке и его окрестностях и даровала им право жениться на местных девушках при условии принятия ими православия

1559 г. - в Городке действовало 4 церкви: Дмитриевская, Воскресенская, Николаевская, Козьма-Демьяновская

1595 г. - Давид-Городок впервые обозначен на географических картах первого общеевропейского «Атласа»

1648 г. - под влиянием призывов Богдана Хмельницкого началось местное восстание под руководством Ивана Богдашевича, которое было жестоко подавлено

1655 г. - московский князь Волконский захватил Давид-Городок и сжёг местечко

Вт. пол. XVI-нач. XX вв. - город находится во владении Радзивиллов, выполняет хозяйственную, административную и военную функции. Резиденции князей до 1875 г.

1667 г. - создан Давид-Городокский кагал

Конец XVI в (предположительно) - Городок получил Магдебургское право от князя Альбрехта Радзивилла

1782 г. - первое упоминание синагоги в местечке

1793 г. после второго раздела Речи Посполитой Давид-Городок отошёл к Российской империи и стал центром уезда Минской губернии

1905 г. - создано отделение партии Бунд

С 1917 г. - функционировало отделение «Поалей Цион» (букв. «Трудящиеся Циона»)

Ноябрь 1917 г. - в Давид-Городке была установлена Советская власть

В 1918-1920 гг. - Давид-Городок был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками

В 1918 г. - с помощью «Джойнта» (англ. American Jewish Joint Distribution Committee) открыт еврейский детский дом

1921-1939 гг. - город в составе Польши

1939 г. - Давид-Городок вошёл в состав Белорусской ССР

В 1986 г. - в урочище Хиновск на месте массового уничтожения еврейского населения Давид-Городка установлен обелиск, в 1996 г. обновлён

В 2010 г. - в урочище Хиновск открыт мемориал памяти жертв Холокоста


Стоит посмотреть

Музей истории Давид-Городка - расположен в здании бывшего городского училища, построенного в 1908 г. История еврейской общины Городка представлена коллекцией фотографий первой половины ХХ в.

Георгиевская церковь (1724 г.)

Колокольня (при церкви Святого Георгия) построена в ХІХ в.

Костёл (1935-1936 гг.)

Церковь Казанской иконы Божией матери (1913 г) - каменная церковь ретроспективно-русского стиля

Памятник князю Давиду (скульптор Александр Дранец, 2000 г.)

Штаб польского пограничного батальона (1918-1931 гг.)

Мемориал памяти жертв Холокоста в урочище Хиновск,

В Окрестностях (38 км): пгт. Туров, где сохранилось еврейское кладбище.


Экологические маршруты на территории района:

Маршрут «Сплав по Припяти» (45км)

(От д. Коробье - по р. Припять - до г. Д-Городок или д. Ольшаны)

Основная цель маршрута - ознакомление с жизнью водно-болотных животных и птиц, растительностью, ландшафтом заказника и его спецификой, а также с бытом местных жителей.

Маршрут «Столин - Давид-Городок - Теребличи» (60-100 км)

Маршрут включает множество объектов как исторического, так и природного характера, таких как: дворцово-парковый ансамбль в Ново-Бережном, Замковая гора, деревянная Георгиевская церковь (1724 г), фермерское хозяйство «Бродок», заказник «Ольманские болота» и др.

Гостиница «Давид-Городок»: ул. Калинина, д. 119 а/1

http://www.belhotel.by/?David_Gorodok

Беларусь, Давид-Городок, история возникновения, городище Давид-Городка, Давид-Городецкий замок, цветы, Давид-Городок с высоты птичьего полёта.

История возникновения

Точной даты возникновения города никто назвать не может. Если верить археологии - это конец XI или же начало XII века. Ученые придерживаются мнения, что город основан в 1100 году, хотя это весьма условно. Город древний, хотя сейчас он и невелик, да и не сможет гордо похвастаться массой достопримечательностей, но разве мало того, что есть?..
Об основании того или иного города обычно ходят легенды. Мол, например, основала сама княгиня Ольга. А вот Давид-Городок основан был внуком Ярослава Мудрого князем Давидом. Не всегда город назывался именно так. Сперва он назывался просто - "Городок" (может от того жители до сих пор кличут себя городчуками, а еще точнее горочуками?), позже уже в XV веке - Городок Давыдов , ну а с XVII века и вовсе получил современное название - Давид-Городо к.

Входил Городок за свою немаленькую историю в разные княжества, принадлежал разным странам: в конце XIV века входил в состав ВКЛ, в 1509 году принадлежал Пинскому княжеству, в 1523 году его хозяйкой стала королева Бона Сфорца, с 1551 года Городком владели Радзивилы. В 1655 году воевода князь Ф. Ф. Волконский разбил здесь поляков, причем захватил Д.-Г. и сжёг местечко. После 2-го раздела Речи Посполитой, в 1793 году отошёл к России. 22 января 1796 года город получил свой собственный герб. C 1921 по 1939 год входил в состав Польши.

Городище

Что посмотреть приезжающим в Давид-Городо к туристам? Наверное, центральную площадь, вокруг которой сконцентрированы и краеведческий музей, и памятник князю - основателю города да саму Замковую гору. Вот поднимаешься на неё, понимаешь, что давным-давно тут кипела жизнь. Аж в XI столетии, здесь, на этом небольшом холме, жили люди, занимались ремёслами, выращивали животных, ловили рыбу. Как это часто и бывает, с удивлением понимаешь, что на такой небольшой площади были и свои улицы, и храм, и жилые дома, на этом месте мысль обрывается, и я невольно оборачиваюсь на протяжное мычание коровы, пасущейся посреди городища. Впрочем, обо всё по порядку. Вот через былой детинец прошёл человек, придерживая свой велосипед за руль, хмурится небо над горой, не давая ни одному солнечному лучу прогреть это древнее поселение.

Сейчас на горе установлен лишь памятный камень, гласящий о том, что здесь было первое поселение - отсюда брал своё начало город на реке Горыни. В 1937-1938 годах польские археологи под началом Р. Якимовича, а в 1967 году под руководством П. Ф. Лысенко вскрыли остатки срубов жилых домов, деревянной церкви, мостовыми, хозяйственных построек — Зарубинецкое селище. С северо-запада на юго восток, а так же с северо-востока на юго-запад тянулись две перекрещивающиеся деревянные мостовые. Церковь стояла среди жилой застройки, состоящая из прямоугольного в плане основного сруба и сруба меньшего размера - алтарного. Возле церкви обнаружено 25 захоронений первых хозяев древнего города и их военачальников. Детинец был укреплен валом и рвом. Так же при раскопках на детинце было обнаружено множество фрагментов глиняных сосудов (некоторые имели клеймо мастера). Найдены деревянные поделки (напр., орнаментированные спиральными узорами навершия булав из кленового дерева, гребни с циркульным орнаментом и др.), костяные шилья, спицы для плетения сетей, а также многочисленные поделки из железа и бронзы. Находки стеклянных браслетов и шиферных пряслиц подтверждают городской характер поселения Давид-Городка в XI—XII вв.

Деревянный Давид-Городецкий замок

В 1655 году во время русско-польской войны город был разрушен и сожжён. Замковая гора возвышалась всего на 3-5 метров над уровнем воды в Горыни. В XVII-XVIII столетиях на месте древнего городища возвели деревянный замок, в составе которого был Верхний и Нижний замок. Верхний замок был обнесён высоким валом и окружен водой. Нижний замок имел парканную ограду. Общая длина линии укреплений обоих замков составляла 980 метров, из которых на Верхний замок приходилось 466м, на нижний - 534м. Перед ним находился сад и деревянный костёл (год постройки 1649), который сгорел в 1839 году. Нижний замок соединялся мостом с торговой площадью. Вход на мост закрывался воротами. Из Нижнего замка в Верхний вёл мост через дубовую браму. От замка и площади в радиальных направлениях проложены основные улицы.
Постепенно замки ветшали и превращались из укреплений в резиденцию Радзивилов.

Цветы? Цветы! :)

"Дороги завели меня в маленькое местечко Давид-Городок , что над рекой Горынью, на Полесье. Чудесное, кстати, местечко. Занятие жителей - цветы. Земли немного, потому что летние паводки часто заливают округу. потому каждый сухой клочок - под розы, левкои, маттиолу, душистый горошек, георгины, граммафончики, астры, махровый шиповник и тысячи-тысячи других сортов. Семенами, клубнями, цветами торгуют аж до Сибири, и потому на каждом доме знак солнца, а сами дома шалеют, задыхаются в океане цветов."
Так писал в своей книге "Зямля пад белымi крыламi" В. С. Короткевич. Трудно поверить, что семена из этого небольшого городка расходились в своё время по всему Союзу и пользовались таким большим спросом. Если проехать к центральной площади к памятнику князю Давиду - ничего необычного или того, что говорило бы о столь важном занятии городчуков не бросается в глаза, хотя... Может быть это просто начало октября? :) Хотя и в начале октября освещённое солнцем подножие Замковой горы радует поздним разнотравьем.

Давид-Городок с высоты птичьего полёта.

Жители города не просто любят свой город, они очень сильно его любят. По приезду в Давид-Городок мне досталось в наследство от начала октября пасмурное небо, ни разу так и не улыбнувшееся ни единым солнечным лучиком... Не показалась очень красивой Горынь и Замковая гора - всё-таки синее небо и бережно обнимаемые солнцем деревья значат для моего настроения многое... Приезжая в разные города, сама по себе завелась да также быстро позабылась традиция кататься в парках культуры и отдыха на "Чёртовом колесе", если оно есть, а зря! Необыкновенная красота города и реки открывается в фотографиях Александра Кузьмича , посудите сами...

Давид-Городок, Горынь, с высоты птичьего полёта.

Давид-Городок – один из самых южных городов Беларуси. Впервые упоминается в 1127 году. Получил название в честь князя Давида Игоревича, который основал поселение. Небольшой город, скорее местечко, раскинулся вдоль берега полноводной реки на автодороге Житковичи – Туров – граница с Украиной (пункт пропуска Верхний Теребежов). В Давид-Городке две СШ, детский сад, школа искусств, ДЮСШ, Дом детского творчества, две библиотеки. Есть больница, поликлиника, две аптеки, почта, два банка, два кафе, гостиница.

Главная достопримечательность Давид-Городка – это церковь Святого Георгия. Построена в 1724 году, памятник народного деревянного зодчества. Находится недалеко от моста через озеро Сежка, при движении со стороны Турова слева. Пройдите по возвышенности, на которой стоит Храм, полюбуйтесь творением рук предков. Но на службу в церковь вы не попадёте, так как она сейчас недействующая. А вот дальше, перед мостом через Горынь, тоже слева расположена вторая, каменная, красно-белая церковь. Она возведена в 1913 году и освящена в честь иконы Казанской Божией матери. Этот Храм также представляет культурно-историческую ценность. Воскресная служба начинается в 10 часов, можно зайти, поставить свечи, помолиться перед чудотворными иконами.

Есть в Давид-Городке и костел, датируемый 1935-36 годами. Сейчас во время реконструкции костел можно посмотреть только снаружи. В центре города стоит величественный памятник князю Давиду, который, кажется, только что приплыл на корабле, встал на возвышенности, осматривает местность и, возможно, в этот момент решает: Здесь быть городу!

Сохранилось древнее городище, которое относится к 12 веку. Сейчас выглядит как небольшой холм на Замковой горе. Пройти сюда можно от памятника основателю города. Известно, что под землей находятся остатки древнего поселения. Здесь недавно установили три креста на месте сгоревшего в 30-х годах прошлого века Храма. Первые паломники уже побывали на этом святом месте.

В урочище Хиновск, где во время Великой Отечественной войны были убиты евреи Давид-Городка и окружающих деревень, в 1986 году установлен памятник. Сюда приезжают люди из разных стран, чтобы почтить память невинно убиенных. Посетите музей истории Давид-Городка. Здесь узнаете о прошлом городка, увидите некоторые предметы быта, старинное оружие. Есть небольшой музей и в СШ № 2.

Самое интересное мероприятие, проводимое в Давид-Городке — «Коники». Это народное костюмированное гулянье. Люди, переодетые в различные маски, останавливают и проезжающие мимо машины, поют, пляшут. Ну, за это, конечно, дают им небольшую денежку. На площадке проходят концерты. В это время в Храме служится благодарственный молебен в честь начала года. Карнавал проходит ежегодно в ночь с 13 на 14 января. Плохо, что зимой. К услугам отдыхающих есть палатки, где они могут купить напитки, еду, сувениры. В прошедшие годы на маскараде было замечено много приезжих из зарубежья.

От Давид-Городка, когда едешь в сторону Турова, на расстоянии восемь километров находится «огуречная столица» Беларуси – агрогородок Ольшаны. Это очень большой населенный пункт. Много магазинов, есть «Ольшанское поместье» с хорошими гостиничными номерами, рестораном. В агрогородке множество фермерских хозяйств, можно посетить хозяйство «Бродок», чтобы удивиться достижениям в сельском производстве.

Если вы свернете после моста через озеро Ольшанское направо, проедете четыре километра, въехав в агрогородок Ремель, повернете влево, то попадёте на конеферму. Здесь можно увидеть очень дорогих лошадей, покататься на пони или на обычной лошади. Этот объект часто посещается туристами.

Проехав Ремель и Мочуль, попадёте в деревню Теребличи. Здесь, в глубинке Полесья, можно увидеть один из пятнадцати самых необычных музеев Беларуси. В нем собрано около тысячи предметов быта, которыми пользовались наши предки. Руководит музеем Почетный полешук Иван Филиппович Супрунчик, высекающий обыкновенным топором деревянные скульптуры. Изделия Супрунчика изображают местные предания и обряды.

После музея вы можете отправиться в лес. Прямо из центра деревни гравийная дорога заведёт в урочище Язвинки. Там в гостевом домике можно отдохнуть, из окон благоустроенных комнат любоваться красотами природы. А хотите – пройдите по лесной тропинке. Увидите маленькую церквушку, подниметесь на обзорную вышку высотой 52 м.

Посетите Давид – Городокский край — и вы получите массу впечатлений, познакомитесь с традициями жителей белорусского Полесья, которые сохранились до наших дней. После подготовки к областным «Дожинкам -2017» Давид-Городок стал ещё более красивым, благоустроенным.

Давид-Городок (белор. Давыд-Гарадок) город (с 1940) в Столинском районе Брестской области Белоруссии. Расположен на реке Горынь. 6 700 жителей (2009).

Известные уроженцы и жители

  • Мисько, Павел Андреевич (1931-2011) - белорусский писатель, автор книг прозы для детей, писатель-фантаст.

Еврейская община

В 1521 1551 гг. Давид-Городок является владением польской королевы Боны Сфорца. При благоприятствовании с её стороны в Д-Городок и окрестности начали приезжать и селиться евреи из Западной Европы. Они занимались ремёслами и торговлей.

В Литовско-Польском княжестве евреи пользовались значительными льготами в экономической сфере, имели своё самоуправление - жили Кагалом, исповедовали Иудаизм. Так было и в Д-Городке. Здесь был свой раввин, действовали две синагоги, еврейские школы. Правовое положение евреев было узаконено в Конституции от 1588 г.

После Второго Раздела Речи Посполитой в 1793 году Д-Городок вошёл в состав России и стал центром уезда Минской губернии.

Советская Власть в Д-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918-1920 Д-Городок оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 годы он находился в составе Польши. Евреи Д-Городка жили по центральной Юрьевской (сейчас Советской) улице в домах с выходом прямо на улицу.

После прихода советской власти евреи принимают активное участие на выборах в местные органы власти.

С января 1940 г. Д-городок - центр района Пинской области, Белорусской республики.

7 июля 1941 года Давид-Городок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Немцы сделали в Давид-Городке гетто для местных евреев. Еврейских женщин и детей, это около 1200 человек, местные жители (мещане) выгнали из города, а их имущество было разграблено местными жителями[источник не указан 122 дня]. Впоследствии, почти все они погибли при уничтожении Столинского гетто в урочище Стасино.

Фашистами было строго запрещено местным жителям прятать у себя евреев, за неподчинение расстреливалась вся семья, спрятавшая у себя в доме еврея. Евреи предлагали жителям деньги и золото, чтобы их спрятали или вывезли к партизанам. Некоторые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих родных, соглашались на это и помогали евреям.

Геральдика

22 января 1796 года (закон № 17435) утвержден герб местечка Давыдогородка (вместе с другими гербами Минского наместничества).

«В верхней части щита герб Минский. В нижней - в черном поле река Припять, на берегу коей серебряная пристань с двумя воротами и с пристающим золотым судном, нагруженная товаром, в трех тюках связанным»

Герб Давид-городка утверждён 28 июня 1997 года Решением № 17 Давид-Городокского горисполкома. Герб внесён в Гербовый матрикул Республики Беларусь 1 декабря 1997 года под № 10:

«в чёрном поле „русского“, или „французского“, щита река Горынь, на берегу которой серебряная пристань с двумя воротами, к ней пристаёт золотое судно с тюками товаров».

История

Возник в конце XI или нач. XII веков. Основателем города считается Владимир-волынский князь Давид Игоревич, именно в честь него город и получил имя. Согласно местному преданию, Д.-Г. был построен каким-то туровским князем, принявшим в православии имя Давыд. Сначала местность вокруг Д.-Г. принадлежала Киевской Руси, затем Волынскому княжеству. В XII-XIII вв.- центр удельного княжества, потом город оказался в составе Великого княжества Литовского. В 1509 он входил в состав Пинского кн-ва.

Давид-Городок - это маленький город Столинского района, Брестской области Беларуси. Основной архитектурной достопримечательностью Давид-Городка является деревянная церковь Святого Георгия, построенная во второй половине 17-го века и несколько перестроенная в 1724 году. Во внешнем и внутреннем убранстве данного храма нет никаких сложных архитектурных элементов, все выполнено достаточно просто и сдержанно, что весьма характерно для таких старинных деревянных культовых построек. На сегодняшний день данный храм в Давид-Городке находится в отличном состоянии и является очень интересным архитектурным памятником белорусского деревянного зодчества, культурно-исторической ценностью и достопримечательностью Беларуси. На примере данного храма можно попытаться представить как выглядели типичные деревянные церкви в далеком 17-ом веке. Возле церкви Святого Георгия в Давид-Городке имеется также небольшая колокольня, построенная в 19-ом веке.

Другой достопримечательностью Давид-Городка является церковь Казанской иконы Божьей Матери. Данный храм был возведен в Давид-Городке относительно недавно, в 1913 году. Рядом с церковью имеется также небольшая часовня и красивая брама, построенные в том же году. Данный прекрасный храм на текущий момент также находится в отличном состоянии и является архитектурным памятником и культурно-исторической ценностью Беларуси.

Своеобразной визитной карточкой, символом и самым узнаваемым объектом Давид-Городка является памятник князю Давиду - основателю Давид-Городка, в честь которого этот городок и получил свое название. К другим достопримечательностям Давид-Городка можно также отнести: во-первых, здание бывшего костела, первоначального построенное в 1936 году, а на данный момент перестроенное под клуб; и во-вторых, несколько других строений относящихся в основном к началу 20-го века, во главе со зданием бывшего штаба польского пограничного батальона, которые можно отнести к городской исторической застройке.

Давид-Городок - это одно из древнейших поселений на территории современной Беларуси. Здесь имеется древнее городище или, по-другому, замчище относящееся к 12-му веку. Сейчас этот археологический памятник представляет из себя просто небольшой холм характерной формы. Но под небольшим слоем грунта там действительно скрываются остатки древних деревянных строений и оград, глинобитных печей и мощеных деревом улиц.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О