Как правильно: прощённое воскресенье или прощёное воскресение? Прощеное воскресение

Действительно, существует такое мнение, что православный христианин должен причащаться на каждой воскресной Литургии.

В принципе, теоретически - это очень хорошо. Ведь Господь, по сути, нас к тому и призвал. Для того и совершается Таинство Евхаристии. И возглас священнический «Вонмем. Святая святым» обращен к нам и переводится как «Будем предельно внимательны! Святая, т. е. Тело и Кровь Христовы преподается святым - т. е. всем нам - царственному священству, освященному в Таинстве Крещения и добывающему благодать Божию усилием очищения своих души и тела от греха, происходящими в Таинстве Исповеди, в молитве, в посте, в добрых делах». И эти люди, максимально очистившиеся с Божьей помощью, приходят, чтобы им была преподана величайшая святыня Евхаристии, которая соединяет их с Богом. И происходит дивное преображение, воскресение, исцеление человека во Христе!

Потому, конечно же, причащаться нужно. Желательно почаще. Причащающийся человек максимально полнокровно участвует в Литургии, проживая ее огненно, воистину Божественно, словно пылающий любовью к Богу серафим.

Каждый, желательно со своим духовником или со священником, которому он доверяет, должен выработать максимально приемлемую для себя норму причастия, если так можно выразиться. Потому что легко попытаться, скажем образно, лечь под эту «духовную штангу», мысленно наложить на нее металлических тяжелых «блинов» для веса и в горячке рвануть ее. Но этой штангой можно проломить себе грудную клетку в худшем случае, а в лучшем - разорвать себе мышечную ткань. И остаться инвалидом. Такие случаи в церковной практике тоже известны. Человек по собственному произволу берет на себя духовный подвиг не по силам, а потом не может его выдержать. Бывало, когда люди из-за этого даже уходили из Церкви. В этом случае очень полезны книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести» или «Аскетические опыты». Ведь вспомним, например, печерского преподобного Исаакия Затворника, который помимо воли настоятеля без благословения ушел в затвор, там через некоторое время стал жертвой беса, и преподобные отцы потом несколько лет вымаливали его у Бога, потому что он лежал будто бы мертвый в параличе, немой.

Нужно все соразмерять со своими силами. Легче всего в романтическом энергичном порыве взять низкий старт, а потом угрюмо и мрачно сойти с дистанции, потому что не выдержишь добровольно возложенного на себя подвига.

Я своим прихожанам иногда в шутку говорю. Если сравнивать православного христианина с каким-нибудь животным, то это точно не гепард, который со старта развивает скорость в сто километров. Да, он ее развивает. Но не может бежать с ней все время. Это его стартовая скорость, хищнический бросок, который длится всего 10-20 секунд. А потом гепард устает. Православного человека скорее можно сравнить с верблюдом, который неторопливо, но спокойно и уверенно, терпеливо перенося тяжелейшие погодные условия, движется к своей цели.

В случае с православным христианином - к Царствию Небесному.

Мне кажется из священнического опыта, что мирянину очень сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии: три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание, молитвы, каноны, Последование ко причастию Святых Христовых Тайн довольно нелегко выдержать даже поставленному на то священнику. А работа, дети, семья, домашние обязанности? Все это может стать непосильной ношей. Потому, конечно же, лучше причащаться более четырех раз в год (в большие посты), но все-таки соразмерять причастие с собственными силами, временем и занятостью.

К тому же есть экстраординарные ситуации, когда по благословению архиерея или священника можно причащаться каждый день: предсмертное состояние, тяжелая болезнь.

Но в случае со здоровым человеком лучше соблюсти, на мой взгляд, разумную золотую середину, чтобы причастие не превратилось для вас в обыденную привычку или в тяжелую повинность, которую вы, скрипя зубами отбываете, но в легчающую и золотую радость.

Разговор о приходской практике причащения продолжает игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г.Валуйки.

– Отец Агафангел, как часто следует, на ваш взгляд, причащаться?

– Думаю, мы совершаем большую ошибку, когда говорим о частоте или редкости причащения. Это навязанный термин. Нужно говорить не о том, что следует причащаться чаще или реже, а о том, что это необходимо делать регулярно, по мере возможности.

Существуют канонические правила, предписывающие нам бывать на службе ежевоскресно. Также мы знаем о каноне, по которому трижды пропустивший воскресную литургию отлучается от Церкви.

Если человек имеет возможность причащаться каждое воскресение и причащается – это не часто, не редко, а так, как нужно.

Понятно, что в реальной приходской жизни всё происходит по-разному. В случаях, когда есть возможность формирования прихода буквально с нуля, где не было традиций, появившихся еще в Синодальный период или позднее – в советский, у людей не возникает сомнений, что если ты пришел на воскресную литургию, то причащаешься.

В приходах, существующих много лет, нередко нужно объяснять, почему желательно причащаться каждую неделю и что для этого совсем не обязательна недельная постовая подготовка. Потому что люди немного пугались: «Батюшка, если причащаться каждое воскресенье, это ж, получается, вся жизнь – только пост».

О посте перед причастием священника, который ничем не отличается от мирянина, никаких специальных указаний нет. Священник постится положенные дни – в среду и пятницу, а причащается в воскресение, а бывает и чаще, но какой-то особенной благодати, отличной от мирян, у него для этого нет.

В нашем тиксинском приходе люди стараются приступать к таинству на каждой службе, в Николаевском соборе, в Валуйках, где я сейчас служу – постоянные прихожане причащаются два-три раза в месяц.

– Существует прекрасный опыт, который отражен и в документе «Об участии верных в Евхаристии» : Последование ко Святому Причащению, состоящее из канона, молитв, а также есть благочестивая традиция добавлять, по возможности, и другие каноны и акафисты.

Поэтому, если человек читает вечерние и утренние молитвы, то добавить к ним один канон и десять молитв – не сложно. Если есть силы и желание помолиться больше, тогда можно добавить и иные традиционные каноны.

Другое дело – исповедальная дисциплина. Потому что для кого-то легче еженедельно вымучивать из себя несущественные дисциплинарные ошибки, чтобы подойти к причастию более «подготовленным», чем однажды глубоко разобраться в себе.

Мы знаем, что есть грехи, которые действительно отторгают нас от Бога, отделяют от Чаши Христовой, и их нужно исповедовать перед причастием. Но речь не о мелочах, которые тоже, конечно, не хороши и требуют исправления, однако они не являются препятствием причащаться для взрослого человека.

Причастие – не оценка «пять» за поведение, а исцеляющее лекарство, которое даёт Господь. Таинственное соучастие в жертве и воскресении Христовом. Поэтому понятно, что к причастию приступают люди, обременённые своей несовершенностью. Но для чего выцеживать комара?

Есть такая поговорка: «За еду не будешь в аду». Но от 90% исповедующихся слышишь: «Съел конфету не в тот день, грешен, нуждаюсь в исповеди» – притом, что человек может быть в многолетней нераскаянной немирности с ближними или еще в каком духовном обстоянии.

Что касается постовой подготовки – если человек причащается ежевоскресно, то соблюдения положенного поста в среду и в пятницу и какого-то разумного ограничения в пище в субботу – вполне достаточно.

– А в случаях, когда люди причащаются почти каждый день – на Страстной седмице, на Светлой? Им нужна такая же молитвенная подготовка?

– Да, конечно, «Последование» – обязательно. Священник, который причащается в такие дни каждый день и который ничем не отличается, как уже было сказано, от прихожан, читает Правило ежедневно.

Что касается постовой подготовки перед причащением на Светлой: разговеться – это не значит объесться и обпиться. Хочешь съесть три котлетки – съешь две. Вот и подготовка. А если человек съел накануне казан плова, выпил бочонок вина – такое разговенье во вред.

– Существует разница подготовки к причастию в средней полосе России и, скажем, в Якутии?

– Наши прихожане на севере Якутии всё равно пытаются поститься, в том числе накануне причастия, овощами и фруктами, как принято в центральных и южных регионах России. Хотя цены на все это – запредельные, и намного дешевле было бы питаться местной рыбой.

Но сформировавшийся стереотип сломить сложно. Об этом ещё писал, если я не ошибаюсь, Ломоносов, сетуя на отцов палестинских и греческих, что они навязали свой постовой устав нам, северянам.

А вот молитвенная подготовка точно не зависит от региона: основное – Последование ко Святому Причащению – молитвы и канон, а дальше – по силам и желанию.

– Если к вам приходит человек, собирающийся причаститься впервые…

– Такое бывает редко. Обычно впервые приходят те, кто собирается креститься, проходят специальную подготовку: участвуют в беседах, читают рекомендованные книги, посещают богослужения, общаются с прихожанами… Так что когда они подходят к причастию, то специально говорить с ними об этом не нужно.

В тех редких случаях, когда человек приходит буквально «с улицы», говорит, что он крещен и вот бы хотел причаститься, но не знает, как, мы проводим небольшую катехизаторскую беседу, рассказываем, как приготовиться, объясняем смысл таинства. Такому человеку, скорее всего, я предложу молитвы не на церковнославянском, а на русском языке.

– Если человек, по разным причинам, причащается нерегулярно, значит, ему требуется усиленная подготовка. Пост – неделю, по возможности, походить на богослужения. За неделю можно успеть и Последование прочесть и дополнительные каноны, причём не сразу всё – это тяжело, а распределить по дням недели.

– По апостолу Павлу: воздержание назначается супругами по взаимному согласию. Я на себя не беру такой дерзости – лезть в чужую постель и регулировать отношения мужа и жены. Но какие-то общие евангельские рамки я как священник, конечно, обязан обозначить. А решение, как быть, они должны принимать сами.

– Допускаете ли вы кого-то из прихожан к причастию без исповеди?

– Да, без исповеди перед каждым причастием я допускаю тех прихожан, которых давно знаю, знаю их духовную жизнь. Предварительно спрашиваю: «Нет ли за прошедшую неделю греха, который не допускал бы вас к Чаше?»

Если человека знаю плохо, обязательно попрошу его подойти к исповеди.

– Кого вы можете не допустить к причастию?

– Я никогда не запрещаю подходить к причастию. Вот посоветовать – могу: «Вы знаете, вам сегодня лучше воздержаться от причастия, мне кажется, вы не вполне готовы».

Если я вижу человека впервые, он пришел к исповеди, собираясь причаститься (такое чаще бывает в Валуйках, в Тикси – маленький приход, все знают друг друга), и я вижу, что он просто не ориентируется, для чего и как, то понимаю, что причаститься в этом состоянии для него будет душевредно.

Я предлагаю такому человеку обязательно встретиться после службы, когда я смогу все объяснить. Поясняю: «А сейчас я вижу, вам причаститься будет не полезно». В большинстве случаев люди остаются, слушают и приходят вновь через какое-то время.

– Бывали ли случаи в вашей приходской практике, когда люди все-таки не понимали, для чего причащаться?

– Расскажу об одной своей миссионерской неудаче в Тикси. Некрещеные муж и жена долго ходили в храм на огласительные беседы, готовились ко крещению. Мы обычно сначала проводим первую часть бесед, потом – чин оглашения и после него уже говорим о таинствах. Супруги ходили на все службы, участвовали в беседах, в общих трапезах.

Вот, наконец, крещение совершено (а мы стараемся совершить таинство до литургии, чтобы вновь крещёные могли причаститься), супруги приняли Причастие и… женщина сказала: «Что это такое? Это вот то самое, о чём вы нам рассказывали?! Мне совсем это не по нраву!»

Больше они не переступили порог храма. Маленький посёлок, мы постоянно встречаемся, и только спустя несколько лет они стали отвечать на мои приветствия. Вот такая история пока без позитивного финала.

Но часто большинство прихожан и в Центральной России не вполне понимает смысл Таинства Тела и Крови Христовых, важность общего соучастия в Евхаристии. Хорошо, что сейчас такое обилие православных сайтов, газет, телепередач, рассказывающих об этом. Однако, в целом, это большая проблема, которая требует времени на разрешение.

Оксана Головко

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы возвещаем великую и радостную весть – наступает Великий пост. Наверное для христианина это действительно благая весть. Сегодня апостол Павел говорил нам замечательные слова о том, что ночь прошла, а день приблизился. Эти слова очень уместны для сегодняшнего восприятия переживаемого нами дня. Действительно, ночь греха позади и приблизился день радости, день правды Божией, потому что нет второго такого времени, нежели время Великого поста, когда человек поистине способен обновиться, стать совершенно иным существом, он как бы вновь рождается. Думаю то, о чём идет сейчас речь, это не преувеличение, не некое такое отвлеченное метафорическое рассуждение, это реальность той радости, которой мы способны каждый причаститься, прикоснуться к ней и соделать эту радость своею собственной радостью.

Сегодня Церковь премудрым образом воспоминает Адамово изгнание, катастрофу, которая произошла в истории рода человеческого. Бог создал человека для вечной радости, Господь даровал ему возможность быть наследником рая и, причащаясь Божественному уму, быть самому существом разумнейшим. Неслучайно в первых строках Священного Писания мы видим, что после того, как Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, Он приводил к нему всю прочую тварь, Богом созданную, с тем, чтобы Адам, как существо совершеннейшее, разумнейшее, нарек имена этим живым существам. Т. е. он имел такой ум, который пронзал самую суть, самую сущность творения Божия и готов был и способен был одним лишь именем выразить эту сущность приводимого к нему живого существа.

Человек, наслаждаясь радостью вечной жизни, приобщаясь Божественной красоте, он был сам красив неизреченно, приобщаясь вечности своего Создателя, он сам был существом вечным, приобщаясь радости этого живого непосредственного общения со своим Создателем, он сам был существом приснорадующимся. И вот происходит трагедия, происходит катастрофа, происходит грехопадение. Это очень неслучайно, что именно об этом Церковь говорит нам накануне Великого поста, накануне того времени, которое собственно говоря так премудро нам даровано, чтобы мы с вами восстали из того падшего образа, в каковой низринулся Адам. Мы часто вспоминаем в этой связи слова преподобного Исаака Сирина, который очень ярко сказал: Адам пал и разбился. Какое точное выражение. Действительно, как стекло бросают оземь, и оно разбивается на какие-то мельчайшие крупицы, осколки, так же и Адам, существо некогда цельное, разбился, раскололся на множество стекляшек, которые сами по себе ничего из себя уже не представляют.

Так вот нам с вами должно, дорогие братья и сестры, это святое время посвятить тому, чтобы возродиться от того грехолюбия, от той приверженности греху и страстям, которые обладают каждым из нас, без исключения, чтобы восставить, обновить в себе Адамом разрушенный образ и подобие Божие. Думаю, что в каждом из нас живет тот самый ветхий человек, который внутри нас сопротивляется, который говорит: вот опять пост, как я буду его держать, опять эти ограничения, как это все скучно, как это всё нежеланно и тому подобное. Но вместе с тем, тот новый человек, который должен обновиться и возродиться в каждом из нас, он прекрасно понимает, что нет второго такого времени в нашей жизни, чтобы действительно получить настоящую радость, не суррогат, не иллюзию радости, а настоящую и подлинную радость, которую только лишь Бог может дать человеку.

Мы сегодня об этом вспоминаем и вновь и вновь говорим о том страшном событии, которое произошло в раю сладости, и чего лишился первозданный Адам. Змей, мы видим с вами этот диалог, который обольстив существо еще менее разумное, чем сам Адам - Еву, он прельщает ее, он ее соблазняет, и заметьте, с чего он начинает свое обращение к ней. Змей, не как животное, потому что оно тоже было Богом создано, а тот самый падший Люцифер, тот самый ангел, который был выше всех прочих ангелов в ликостояниях Божиих, но возгордившийся и отпавший через свою зависть, через свою гордость от Бога, он войдя в это существо, именуемое змием, начинает свой вопрос обращением к ней, сея сомнение в правдивости слов Божиих. Подлинно ли, вопрошает он Еву, что вам не позволено вкушать ни от одного древа из находящихся в этом раю. Какая ложь, разве это мыслимо себе представить, чтобы Бог не позволил ни от единого древа вкушать людям, Им созданным. А та по своей безмозглости, так это назовем, пусть это грубо, но, наверное, это соответствует действительности, она, вступив с ним в разговор, говорит: нет, неправда, только лишь от одного древа, древа познания добра и зла, потому что Бог нам сказал, если вкусите от плодов этого древа, то вы умрете.

Откуда-то возникла какая-то абсолютная фантазия, какой-то народный фольклор, спроси сейчас любого из вас, какой плод вкусила Ева и дала вкусить Адаму, ну, наверное, все скажут одно и то же. В Библии ни разу не говорится о том, что это было яблоко, что это имело какое-то вообще отношение к этому дереву. Есть разные святоотеческие мнения на этот счет, но речь даже вовсе не об этом, а о том, почему Бог запретил вкушать плодов древа познания добра и зла. Об этом тоже много можно рассуждать, но Господь желал, чтобы критерием понимания добра и зла был не сам человек, а Сам Господь. То, что Господь говорит и внушает человеку, это должен человек воспринимать как добро, подлинное и истинное, или зло, разрушающее и убивающее человека, но никак не человеческая точка зрения, порочная, искаженная, ограниченная, ущербная. Ева вступает в диалог с падшим духом, и она падает. Конечно же, она падает, потому что, если человек вступает в диалог с темными силами, в беседу с ними, даже просто в спор, казалось бы, он не признает ничего, что бы не говорил этот нашептывающий враг рода человеческого, но для диавола уже полдела сделано, мы уже вступили в беседу, мы уже вступили в диалог, мы вступили в разговор, а там уже дело техники, как ему этого человека побороть и склонить на свою сторону.

Ева три, по меньшей мере, ошибки совершила. Во-первых, Бог ведь создал ее, как мы читаем на страницах Священного Писания, помощницей Адаму. Жена – это помощница мужа.

Знаете, один человек однажды сказал, я услышал такую дикую фразу: моя жена однажды разгневалась и, ругаясь, сказала, мне «ты мне даже не помощник!» Какой бред. Жена, женщина, должна быть помощницей мужу своему, а никак не он должен быть ей помощник. Всё перевернуто с ног на голову, всё совершенно искажено, женщина мыслит себя главой семьи, это антихристианское понимание. Иногда могут возразить, да сейчас такие мужики пошли, что они вообще ничего делать не могут, поэтому женщина она и есть настоящая хозяйка в семье. Но пускай даже будет так, по некоей практике житейской, но в христианском понимании это абсурд, это диавольская логика, доведенная до абсурда, когда муж является помощником своей жены. Вот отсюда и берутся какие-то совершенно нелепые заблуждения даже в супружеских отношениях. Так вот Ева – это не самостоятельная субстанция, это помощница своего мужа, но она почему-то посчитала, что имеет право решить этот судьбоносный вопрос, вкусить от запрещенного древа сама, не посоветовавшись со своим мужем, а ведь Бог заповедал: не ешьте, ибо смертью умрете.

Здесь происходит то, о чём говорит апостол Иоанн Богослов в одном из своих Соборных Посланий, о том, что действительно на этом принципе строится любое грехопадение: это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Древо прекрасно на вид, увидела Ева, т. е. похоть очей, она прельстилась. Представляете, чем стоило бы прельщаться? Вот представьте себе, в раю, я конечно очень примитивно и грубо говорю, скажем, десять тысяч деревьев, плодоносящих прекрасными плодами, от одного только лишь не вкушай, которое ничем по плодам своим не отличается от других деревьев, ешь, что называется, пей, веселись. Нет, есть запретный плод, который прельщает, который обольщает.

Я, может быть, с одной мысли на другую перескакиваю, но, наверное, это как-то всё очень взаимосвязано. Сейчас наступает пост, при этом человек – христианин может воздерживаться от пищи, даже ходить на некоторые церковные службы, предположим, ходить на покаянный канон Андрея Критского, завтра вечером уже, если Бог даст, доживем до этого счастливейшего момента, мы вкусим этой радости, а потом придет домой, включит телевизор, начнет смотреть какое-нибудь ток шоу. В чём пост заключается, скажите на милость? Это пост? Это вожделение, это похоть очей, это похоть плоти, это гордость житейская: а мне хочется, а я привык, я без новостей не могу засыпать на ночь, и пока я не посмотрю новости, я не могу, так сказать, ощущать себя полноценным человеком. Пост идет, а мы с вами абсолютно не думаем, о чём нужно помышлять. Я понимаю, что это всё может кому-то покажется скучным, постоянно повторяемым, но мне думается, это очень уместно. Вот это есть похоть очей, понимаете, когда мы начинаем пленяться вещами, совершенно не заслуживающими даже внимания, но они в нашей жизни доминируют, они занимают главное место. Человек может причащаться Святых Христовых Таин, но при этом он может в этом зловещем ящике целыми днями сидеть, кто-то недельку продержится, скрипя сердцем, а потом включает и всё подряд смотрит. В чём пост, скажите, пожалуйста, когда любой образ, навязанный нам, он настолько устойчив, скольких сил, сколько усилий требуется для того, чтобы в своем воображении стереть какой-то поразивший нас образ, а этот образ может быть и блудным, и каким-нибудь срамным и скверным, но мы постоянно себя этим подпитываем. Одна женщина мне говорит, пожилая женщина, я вам серьезно говорю: благословите мне сериал смотреть, я не могу жить без того, чтобы не узнать, что будет в следующей серии. Это смешно, нелепо, абсурдно, глупо, но это, тем не менее, правда. Человек настолько зависим от того, что ему преподают, эту грязь, эту зловонную жижу в него вливают, а он с радостью ее принимает, и он не может жить без этого. И при этом ходит в Церковь, говорит, что он постится и старается каждое воскресение причащаться Святых Христовых Таин, как это можно совместить? Апостол Павел говорит: что общего у тьмы со светом, у Христа и велиара, у падших духов со Христом, что может быть общего? Оказывается, мы можем это вполне в себе примирять, внутри своей жизни. Но если мы говорит о том, что мы с вами христиане и о том, что мы действительно хотим спасти свою душу, но ведь хоть чуточку мы можем потрудиться.

Я сказал о самом таком банальном предмете, телевизоре, но без которого мы обойтись не можем. Ну, а кто-то скажет, а я вообще телевизор не смотрю, и подумают или скажут какой он молодец и герой. Да, сейчас очень многие не смотрят телевизор, потому что всё подменил интернет собою, и человек может в любую клоаку погружаться, но при этом он считает, что он тоже христианин. Апостол говорит: дружба с миром, это вражда против Бога. Если мы начинаем дружить с миром, то мы тем самым враждуем против Бога.

Вторая ошибка Евы, о первой мы сказали более или менее, что она, будучи помощницей, все-таки взяла право решить за себя и за своего мужа преступить заповедь Божию или этого не делать. Она преступила ее, мужу предложила и сказала, посмотри какой замечательный, прекрасный плод, вкуси, потому что змий сказал, что это неправда, что мы умрем. Т.е. он уже обвиняет Бога во лжи. Неслучайно в переводе с греческого «диаволос» означает клеветник, диавол клевещет, и он на Бога здесь же клевещет, говорит: Бог неправду вам сказал. Мыслимое ли дело, чтобы Бог неправду сказал. Потому что знает Бог, если вы вкусите от этих плодов, вы сами станет яко бози, как боги станете. Всё, сомнения позади, они уже забыты эти сомнения, потому что мы сами станем как боги. Так сказал диавол, и Ева поверила и вкусила, и мужу пошла своему, снесла, вкуси, дескать, Он врет всё, этот Бог, мы сами, как Он станем. И Адам вкушает. И что происходит? Действительно, то что Бог сказал, что умрете, если вкусите, это же и сбылось, потому что они в это же мгновение увидели, что некогда, будучи во славе, в красоте, в сиянии Божественного присутствия, они стали нагими, беззащитными, ничтожными, они тут же увидели срам своей наготы, они спрятались, потому что тот, который еще недавно называл единым именем и пронзал суть живого существа, которое Бог к нему приводил, здесь ничтожно, трусливо прячется от своего Создателя, как будто он не знает, что Бог Сердцеведец и ведает всё. Они прячутся и таятся.

Так вот вторая ошибка Евы в том, что она послушала клеветника, она вступила с ним в разговор и это действительно катастрофа, когда человек вступает в диалог со своими помыслами. Каждый из нас обуреваем помыслами, самыми разными, и мы должны знать, что далеко не каждому помыслу, который приходит в наше воображение и сознание, мы должны верить, потому что очень многие из этих помыслов нам навязываются. Для диавола очень важно, чтобы мы отождествили навязываемые им помыслы со своими собственными размышлениями и мыслями. Нам кажется, что это мое мнение, я так думаю, а мы на самом деле так не думаем, но диавол нам внушил эту мысль, так она нас пленила, поразила, внимание на этом остановила, и мы начинаем так мыслить и так думать. А он клеветник, он лжец, но мы начинаем этому верить. Вот в этом заключается вторая тотальная ошибка первой женщины, которая согрешила.

А вот и третья ошибка. Знаете, есть такое состояние, когда человек очень любит для красного словца, для какого-то пущего эффекта приврать, что-нибудь такое дополнить. Ну, кому из нас это не известно? Вот болтаем в пустом разговоре про кого-нибудь и еще чего-нибудь такого ляпнем, чего и не было, но это очень эффектно прозвучит, как-то это будет очень в тему, уместно, и мы становимся тоже клеветниками. Как говорят, ради красного словца, не пожалеешь и отца. Это тот же самый случай. Диавол с ней вступил в разговор, а она говорит, нет, Бог нам не разрешил и прикасаться к этому дереву. Разве Бог запрещал не прикасаться? Об этом даже и слова не было, но она уже как бы приврала, что даже и прикасаться нельзя. Человек своей какой-то повышенной строгостью подчеркивает свою значимость.

Я скажу сейчас для многих здесь присутствующих очень обидную вещь, заранее прошу прощения. Вот сегодня Прощеное воскресение, позади была сплошная неделя, а сколько сегодня у нас было причастников? Почти что весь храм. Знаете, я уже тридцать с лишним лет служу в Церкви, в сане, но я не помню, чтобы в Прощеное воскресение люди причащались, а почему, потому что Церковь всё премудро устраивает, есть время для отдыха, – отдохни, сейчас время набраться сил: сплошная неделя, поста нет ни в среду, ни в пятницу. Да, мяса мы конечно уже не едим, самый строй наших мыслей уже настраивает нас на пост, но все-таки седмица сплошная. Я не хочу сейчас вступать в какой-то диалог, это не уместно будет, я просто рассуждаю, пусть кто готовился, кто причащался, мысленно мне отвечают. Вы же готовились к причастию? Да. В чём заключается подготовка, в чтении правила, да пускай хоть все его прочитали, а еще? – в посте. Вы постились на этой седмице? А Церковь нам говорит, что поститься не надо, Церковь-мать говорит, нет, не надо поститься сейчас, будет первая неделя поста, будет время труда, время очень серьезное, строгое воздержанное, потрудись тогда, а сейчас не надо, сейчас немножко отдохни. Нет, мы берем на себя пост, мы более повышенные требования к себе как бы предъявляем, нет, я попощусь, конечно же. Заговенье сегодня, а что же вы причащаетесь? Да, это спасительно, я абсолютно на это не посягаю. Но вы знаете, никогда в традиции Церкви Христовой не было, чтобы в заговенье христиане причащались, я помню еще время, когда в эти дни были пять, шесть, десять человек максимум причастников при полном храме. Так же накануне заговенья на Рождественский пост, полный храм причастников, а пост-то вам зачем? Чтобы мы подготовились к этому Таинству.

Я даже сегодня с батюшками делился, мы об этом говорили, все смущены. Я не говорю, что это причастие будет в осуждение, дай Господи всем во здравие души и тела, во спасение вечное, но, с позволения сказать, существует некая культура церковная, некое церковное понимание того, что происходит в церковной жизни. Церковь как бы сама по себе, а мы как бы сами по себе - складывается такое впечатление: я решил для себя, я так сделаю. Вчера сколько было исповедников, я почти всем говорил, почему вы завтра готовитесь причащаться, это же не в традиции нашей, заговенье же, Церковь нам позволила отдохнуть немножечко, набраться сил, нет, мы берем на себя какие-то повышенные требования. Что за этим кроется? В этом кроется утонченная гордыня: все уж как хотят, пускай даже и Церковь так говорит, но я поступлю по-своему, потому что я считаю, что я должен сегодня причаститься. Опять доминирующее местоимение «я». Простите, что я сегодня огорчил сегодня большую часть здесь присутствующих, тех, кто сподобились сегодня радости причаститься Святых Христовых Таин. Но просто в другой какой-то день об этом не скажешь, потому что это будет уже не актуально, это будет уже как-то прожито.

Или что еще меня смущает, я уже перехожу плавно к наступающей неделе великопостной, среда первой седмицы Великого поста, совершается первая Литургия Преждеосвященных Даров, находятся те, кто причащаются. А что ты причащаешься-то, ты что немощный, калека, больной, тебя что, на смертном одре принесли, или ты уже на последнем издыхании. Нам пост ведь дан, чтобы потрудиться неделю хотя бы. Почему мы так высокоторжественно объявляем, что в пятницу будет общая исповедь, которой предшествует труд целой недели, это протяженные службы утром, вечером Великий покаянный канон. Нет, а я хочу причаститься уже сейчас, т. е. опять «я», а не так, как нас Церковь учит. Все-таки для церковного мышления доминирующим местоимением, является не местоимение «я», а «мы». Как меня мать моя учит, так я и должен поступать, потрудиться, а потом уже дерзнуть к великой радости. Еще раз прошу прощения за то, что позволил себе сделать некое отступление.

Так вот, дорогие братья и сестры, давайте постараемся потрудиться в это святое благоприятное время, которое Господь нам даровал. Каждый год мы говорим об одном и том же, будет ли у нас еще такая возможность в будущем году, доживем ли мы до этого, даст ли нам Бог радости пережить еще один пост? Вот в этом году Господь нам даровал, мы стоим на пороге этой великой радости. Дай Господи, чтобы всё то, что Церковью прещедро нам с вами дарствуется в эти святые благословенные великопостные седмицы, чтобы мы применили к исцелению своего израненного грехом сердца, чтобы мы исцелились, и чтобы Христос Господь уврачевал наши язвы душевные и телесные, тем что даровал нам Себя в снедь Причастием Святых Таин Своих и прочими таинствами, коими будет преизбыточествовать Церковь Христова в эти святые дни. Это и таинство соборования, елеоосвящения, и, конечно же, самое главное таинство, о котором мы будем говорить неустанно, беспрестанно, это таинство покаяния, без которого немыслимо и невозможно приблизиться к Богу.

Прошу прощения за некую сумбурность предлагаемого вам сегодня рассуждения, надеюсь вы с пониманием отнесетесь к тем обличениям, которые я позволил сегодня во всеуслышание огласить, прежде всего потому, чтобы мы научились поступать не только так, как нам хочется и как нам представляется правильным, а исходя из того многовекового двухтысячелетнего опыта жизни Церкви Христовой, которая назидает нас и ведет нас по разумному, правильному, спасительному, царственному пути, возводящему нас к Царствию Небесному и вечной жизни. Аминь.

В 2018 году православный праздник Прощеное воскресенье выпадает на 18 февраля. Это последний день Масленицы. В Прощеное воскресенье принято готовиться в Великому посту. Рассказываем, почему важно 18 февраля попросить прощения у близких и отказаться от алкоголя.

Что нужно делать в Прощеное воскресенье?

  • В Прощеное воскресенье нужно искренне и от души попросить прощения у своих родных и близких.
  • По традиции в Прощеное воскресенье нужно сходить в церковь и помолиться об усопших.
  • В Прощеное воскресение также пекут блины. Предки в этот день обязательно мылись в бане. Таким образом они старались очистить тело и мысли.
  • Считается, что перед тем, как ложиться спать 18 февраля, необходимо надеть чистую одежду.
  • В Прощеное воскресение, последний день Масленицы, устраивали проводы зимы: разводили костер и сжигали чучело.

Что нельзя делать на Прощеное воскресенье?

  • В Прощеное воскресенье нельзя думать о плохом и вступать в конфликты. Это считается большим грехом. В этот день нужно постараться быть искренним.
  • В воскресенье 18 февраля запрещается заниматься физическим трудом, нежелательно убирать квартиру и заниматься стиркой.
  • В Прощеное воскресенье нельзя есть мясо. Отказаться от этого продукта нужно еще в первый день Масленицы
  • Считается, что вечером в Прощеное воскресенье нельзя оставлять еду. Все остатки пищи лучше кинуть в огонь либо отдать домашнему питомцу.
  • В этот день нельзя пить алкоголь и поздно ложиться спать, ведь после полуночи наступает Великий пост.

Зачем признавать свою вину и покаяться на Прощеное воскресенье?

Попросить прощения - значит, войти в Великий пост с чистой душой, без вины перед близкими за плечами. Это символичное очищение, которое позволяет полностью сосредоточить свое внимание на духовной жизни и не отвлекаться на мирскую суету.

Что можно есть в Прощеное воскресенье?

Прощеное воскресенье называют также «заговенье». Это последний день перед Великим Постом. Несмотря на то, что масленичная неделя считается сыропустной и мясо есть нельзя, можно поесть блинов с маслом или сметаной, а также приготовить рыбные блюда.

В преддверии Масленицы люди начинают вопросом задаваться — Прощенное воскресенье в 2017 году какого числа наступает и как к нему, собственно, готовится, что за день, и каковы его обычаи. Это самый запоминающийся день Масленичной недели, в 2017 году он наступает 26 февраля. Все православные и даже атеисты в этот день отмечают не праздник, а порывы души, у кого она есть, и просто ритуал, кто остался только «с телесной оболочкой». Главной целью этого дня принято приносить извинения за грехи своим близким и знакомым людям. Постараться простить других, чтобы не держали обиду на тебя.

В Прощеное воскресенье надо искренне постараться найти мир в своей душе и примирение с другими людьми, подготовиться к освобожденными от всех прегрешений.
В этот день просят простить у всех, перед кем оказался виноват. Прося прощения у родных и близких, надо не забыть и про малознакомых людей. А вдруг вы, не ведая того, могли обидеть их чем-то. Ведь иногда человек даже не замечает, или не придает значение своим неблаговидным поступкам и словам, а они могут иметь ох какие тяжелые последствия. Один мой знакомый поразил меня. когда сказал: Меня и словом убить можно…» а сам — вроде крепкий мужик. Вот так вот, оказывается, за внешней крепкой оболочкой такая ранимая душа…

Прощеное воскресенье предоставляет один из мотивов обратиться к родным. Не задумываясь, очень часто обижают именно самых близких людей. Просто не оказали должного внимания родителям, не сказали ласкового слова ребенку, нагрубили брату или сестре. И когда приходит понимание, что был не прав, что надо обязательно извиниться и выпросить прощение. День этот дает возможность сделать остановку, посмотреть на прошедшие дни и года, и попросить прощения у дорогих тебе людей. Желательно — за конкретные поступки: сказал грубое слово, не помог в чем-то, не оказал должного внимания – просим простить лучше «поименно».

Как провести день

Прощеное воскресенье по православным канонам необходимо провести правильно, хотч в народе по старинке совмещают и христианские правила, и древние обычаи — что поделаешь, сильны в народе традиции предков!

С утра надо прийти в церковь на службу, где батюшка читает молитву о помощи Господа на Великий пост. Затем происходит торжество прощания с Масленичной неделей (Масленицей), когда можно печь блины, покушать пищу, приготовленную на молоке, рыбу, но нельзя кушать мясо. Чучело Масленицы, по старым народным традициям (языческим, кстати), сжигается на костре, в огонь бросается вся оставшаяся «скоромная» еда — завтра Пост!

После этого снова нужно идти в церковь на чин прощения. Эта служба проходит уже воскресным вечером. Она не очень долгая, но запоминающаяся по своей красоте. После молитвы священнослужители просят у собравшихся прихожан прощения, а мирской люд — друг у друга и церковнослужителей, со словами: «Простите меня», на что следует обычно ответ — «Бог простил и мы тебя прощаем».

Народные традиции

Перед Постом последнее воскресенье в деревнях и городах отмечают по-разному. На торжествах по случаю проводов Масленицы кто-то дрался «на кулаках», а кто-то готовился к Великому посту. В Родительскую субботу, перед Прощенным воскресеньем, православные посещают кладбище, прося прощения у умерших за все обиды, нанесенные вольно или невольно. Возле могилы, по народной традиции, положено отбить по 3 поклона и положить угощение, принесенное с торжества проводов Масленицы.

Молодожены должны в Прощеное воскресенье посетить родителей, если они живут отдельно, крестных отца и мать, старших родственников и просить прощения у них с вручением подарков: платков, полотенец, пряников.

Главное действие Прощеного воскресенья начинается вечером, с первыми ударами «печального благовеста». Колокольный звон церкви созывает всех жителей на вечернюю службу, на чин прощения. После завершения службы нужно пройтись по домам родных и знакомых, прося у них прощения, и по дороге раздавая милостыню.

Завершив обход, все возвращаются домой на ритуальный ужин — заговины. После окончания последнего сытного ужина, члены семьи просят друг у друга прощение, начиная с самых младших.

Обязательно попросить прощения и у Господа за грехи, . Нам знакомо и то, что прощение других людей дается легче, чем просить прощение самому. У православных покаяние считается трудным подвигом.

Прощеное воскресенье является замечательным поводом собрать всю семью за одним столом, простить обиды и неприятные слова, сказанные в ярости, показать любовь ко всем родным и близким. Прощайте всех от чистого сердца и с чистой душой. Прощение нас и наших близких в руках Господа. И он будет решать. Но если прощать людям их прегрешения, то и Отец Небесный нас простит.

Семенова Марина

Обсуждение: 3 комментария

    Первым должен мириться тот, кто больше любит. Первым должен мириться тот, кто совершеннее. Первым должен мириться тот, кто выше в своем духовном развитии. Далеко не всегда начинает мириться тот, кто виноват. Потому что обычно в ссоре все считают виновным не себя, а другого. Если думать, что пусть первым мирится тот, кто виноват, тогда примирения может вообще не произойти.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен