Классицистический ориентировочный лимитированный. Проверяемые безударные гласные
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Вконтакте
Основные правила
Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
- наличием суффикса -а-;
- согласным, стоящим после гласной;
- позицией — под или нет;
- смысловым значением.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».
Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.
В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
Когда выбор способа написания зависит от согласных
Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.
Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
- Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
- Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .
Наличие суффикса -а-
Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Корни | Условия выбора | Примеры | Исключения |
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» | а – есть суффикс –а-;
о – нет суффикса -а- |
касающийся
соприкосновение |
|
лаг/лож | предположение
возлагать |
полог | |
тер/тир в значении «трёт»
мер/мир в значении «умер, замрёт» блест/блист стел/стил |
и – присутствует -а-;
е – отсутствует -а- |
Протирание, вытерший перила, подпирать выберет, выбирать вымирание, умер выдернувший, придирающийся собирание, неразбериха выжегший, сжигание блистающий, заблестевший выстилать, постеливший вычесть, вычитание, почести, почитание перенимать, приминать, перенять, примять |
сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова |
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
- Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
- Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
- Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
- Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
- Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-
Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
- выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
- уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Корень -плав-
В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
Итог
Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.
Пояснение
Итак, разберём слова:
ВСТРЕЧАЯ – деепричастие, выделяем корень -ВСТРЕЧ- . Проверяем безударную гласную Е в корне однокоренным существительным ВСТРЕЧА , где гласная Е находится под ударением.
АПЛОДИРОВАТЬ – глагол. Буква О пропущена в суффиксе глагола -ОВА .
ИЗЛОЖЕНИЕ – существительное с корнем -ЛОЖ- , в корне пропущена буква О . Корни -ЛОЖ- , - ЛАГ- не проверяются ударением. Это корни с чередованием, написание которых зависит от последующих согласных. Перед Ж пишется О , перед Г пишется А .
ПОТЕПЛЕВШИЙ – причастие. Буква Е пропущена в корне -ТЕПЛ- . Проверяется однокоренным словом ТЁПЛЫЙ .
ДИРЕКТОР – существительное. Буква И пропущена в корне, но её нельзя проверить - это словарное слово.
ИЗЛОЖЕНИЕ .
Пояснение
Прежде чем определять пропущенную букву, поймите, в какой части слова она пропущена. В данном задании необходимо найти безударную чередующуюся гласную в КОРНЕ слова.
Итак, разберём слова:
НАКОРМИТЬ – глагол, выделяем корень -КОРМ- . Проверяем безударную гласную в корне однокоренным существительным КОРМ
БЕРЛОГА – существительное. Буква Е
СОБИРАТЬСЯ – глагол. Буква И пропущена в корне с чередующимися гласными -БИР- , -БЕР- -А- , в корне пишется И , в остальных случаях Е .
ТРАДИЦИОННЫЙ – прилагательное. Буква И пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово.
АПЕЛЛЯЦИЯ – существительное. Буква Е пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово
Следовательно, правильный ответ: СОБИРАТЬСЯ .
Пояснение
Прежде чем определять пропущенную букву, поймите, в какой части слова она пропущена. В данном задании необходимо найти безударную чередующуюся гласную в КОРНЕ слова.
Итак, разберём слова:
ЗАСЕЛИТЬ – глагол, выделяем корень -СЕЛ- . Буква Е пропущена в корне. Проверяем безударную гласную в корне, однокоренным глаголом СЕЛИТ , где гласная находится под ударением.
ХАРАКТЕРИСТИКА – существительное. Буква А пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово.
ВЫТИРАТЬ – глагол. Корень -ТИР- . Буква И пропущена в корне с чередованием -ТИР- , -ТЕР- . Если после корня стоит суффикс -А , в корне пишем букву И , в остальных случаях пишется Е .
КОРРЕКТНЫЙ – прилагательное. Буква О пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово.
ВНИМАНИЕ – существительное. Буква И пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово.
Следовательно, правильный ответ: ВЫТИРАТЬ .
Пояснение
Прежде чем определять пропущенную букву, поймите, в какой части слова она пропущена. В данном задании необходимо найти безударную проверяемую гласную в КОРНЕ слова.
Итак, разберём слова:
ВОРСИСТЫЙ – прилагательное, корень -ВОРС- . Пропущена буква О . Проверяем безударную гласную в корне однокоренным словом ВОРС , где гласная О находится под ударением.
АВАНТЮРА – существительное, корень -АВАНТЮР- , безударная гласная А пропущена в корне, но ударением не проверяется. Это словарное слово.
ПРИГОРАТЬ – глагол, корень -ГОР- . Буква О пропущена в корне -ГОР- , -ГАР- под ударением пишется А , без ударения О .
БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЕ – существительное. Корни -БЛАГ- , и -ЛОЖ- . Буква О пропущена в корне, но ударением не проверяется. В корнях -ЛОЖ- , -ЛАГ- перед Ж пишется О , перед Г пишется А .
ПРИКОСНУВШИСЬ – глагол. Корень -КОС - . Гласная пропущена в корне, но ударением не проверяется. В корнях с чередованием -КОС- , -КАС- если за корнем следует согласная Н , в корне пишется буква О .А , ударением не проверяется – это слово словарное.
ПРИЛОЖЕНИЕ – существительное. Буква пропущена в корне -ЛОЖ- , но ударением не проверяется. В корнях с чередованием -ЛАГ- , -ЛОЖ- перед Ж пишется О , а перед Г пишется А .
КОРИЧНЕВЫЙ – прилагательное. Буква О пропущена в корне -КОРИЧНЕВ- , но ударением не проверяется – это слово словарное.
ГОРЕТЬ – глагол. Буква О пропущена в корне -ГОР- , но ударением не проверяется. В корнях с чередованием -ГАР- , -ГОР- под ударением пишется А , без ударения О .
Следовательно, правильный ответ: ЗАДРОЖАТЬ .
Задание №8 в ЕГЭ по русскому языку проверяет навыки правописания корней. Для выполнения этого задания необходимо проанализировать 5 слов и определить, в каком из них пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Пример задания 8:
в..ртуоз
ч..рующий
прил..жение
п..норама
бл..стеть
Ответ: _______________
Гласная в корне слова может быть проверяемой, непроверяемой и чередующейся. Как правило, среди вариантов ответа предлагаются все три вида.
Проверяемая гласная в корне
Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласная была по ударением.
1. Подбор однокоренного слова: пожа леть — жа лкий, дина мичный — дина мика
2. Изменение формы слова: во да — во дный, до ска — до ски
Важно! Нельзя проверять гласную в корне глаголами с суффиксами -ИВА- (-ЫВА-), поскольку может происходить чередование О/А (опо здать — по здно, а не опа здыва ть);
Слова с сочетаниями -ОЛО-/-ОРО- и -РА-/-ЛА- проверяются только словами с такими же сочетаниями (для проверки слова ГОРОД нельзя использовать слово ГРАД…)
Непроверяемая гласная в корне
Существует большое количество слов, в которых правописание гласной не проверяется ударением. Их написание проверяется по словарю, поэтому они называются словарными .
Например: винегрет, дирижер, авангард, дилемма, дизайн, контраст, иждивенец, карнавал, катастрофа, президент, пародия, комфорт, метель, мачеха, резюме, кощунство, сатира, корысть, эстакада…
Чередующиеся гласные в корне
В русском языке существует ряд корней, гласная в которых может чередоваться в зависимости от определенных условий (о/а, е/и):
Алгоритм выполнения задания 8:
1) Выделите корни во всех словах
2) Откиньте слова с чередующейся гласной в корне и знакомые вам словарные слова
3) К оставшимся словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска
4) Запишите ответ вставив гласную на место пропуска
Итак, обратимся к заданию:
Выделим корни во всех словах: в?ртуоз , ч?р ующий, прил?ж ение, п?норам а, бл?ст ать;
благодаря этому мы можем определить два слова с чередованием в корне — приложение (лож/лаг) и блистать (блист/блест), исключаем их.
Гласные в оставшихся словах нам нужно поставить под ударение: ч?рующий — чАры; слова виртуоз и панорама проверить нельзя, они являются словарными.
ОТВЕТ: чарующий.
2-ой пример:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ск..чок
кр..ветки
ч..канить
обн..влялась
пор..внять
1. Выделим корни во всех словах: ск..ч ок, кр..ветк и, ч..кан ить, обн..в лялась, пор..вн ять; среди этих слов мы видим 2 с чередующейся гласной — скачок (скач/скоч, пишем А, т.к. это искл.), поровнять (ровн/равн, пишем О, потомому что значение: ровный, прямой);
2. Остальные слова попробуем проверить ударением. Слова чеканить и креветки проверить не получается, они словарные.
ОБН..ВЛЯЛАСЬ — нОвый, по-нОвому; пишем О
Ответ: обновлялась.
Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.
Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.
Теоретическая информация в помощь выпускнику
Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.
Важно знать
Существует несколько основных способов проверки таких букв:
- Замена формы слова:
- числа существительного (например, нора – норы);
- падежа существительного (например, вода – воду);
- рода у глаголов прошедшего времени (например, подмела – подмел);
- времени глагола (колол – колет).
- Подбор непроизводной основы такой же части речи. Например, полковник – полк.
- Создание краткой формы прилагательного. Например, молодой – молод.
- Подбор однокоренного слова другой части речи. Например, соединение – единый.
Несколько нюансов, которые стоит учитывать
- В качестве исключения из правил можно отметить существительные с чередующимися гласными в корне, а также глагольные корни, которые невозможно проверить, используя форму несовершенного вида. Например, заря – зорька; говорить – приговаривать.
- Ряд слов иностранного происхождения невозможно проверить путем подбора однокоренных понятий. Особенно это касается тех случаев, когда спорная гласная находится в составе суффиксов разного происхождения. Например, абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать.
- При выборе корректного варианта написания безударных гласных в словах, имеющих одинаковое звучание, следует учитывать их значение. Например, поседеть (стать седым) – посидеть (присесть на скамью).
Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».
С образовательным порталом «Школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!
Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса. Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.
Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.
Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».
Уже ознакомились с примерами заданий
ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?
Задание № 8 имеет 3 варианта.
1 вариант задания № 8
Алгоритм ответа:
Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)
Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)
Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)
Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).
Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.
Сравните:
уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.
НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.
Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.
ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.
Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !
2 вариант задания № 8
Алгоритм ответа:
Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)
Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)
Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)
Ответ: кОнституционный
3 вариант задания № 8
Алгоритм ответа:
Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)
Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)
Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)
В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.
Ответ: собИрать
Запомните корни с чередованием:
Без ударения - О гар-гор клан-клон твар-твор Без ударения - А зар-зор плав-плов Зависит от последующей буквы в корне раст-ращ-рос лаг-лож скак-скоч Зависит от суффикса А, стоящего после корня кас+А - кос Зависит от значения равн-ровн мак-мок |
Завис т от суффикса А. Если после корня суффикс А, то в корне пишется И бер-бир дер-дир мер-мир пер- при тер-тир бест-блист стел-стил жег-жиг чет-чит Буквы в корне им (занять- занИмать) ин (начать- начИнать) |
Запомните исключения и пишите их правильно
Разберём примеры
Пример 1
Образец рассуждения
Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла
Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять
Ответ: лЕ леять
Пример 2
Образец рассуждения
Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)
Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)
Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)
Пример 3
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. изгот..вление ф..лология расст..лать предл..жение E-mail |