Буддизм в китае кратко. Национальные формы буддизма. Основы буддийской философии

Китайский буддизм
Буддизм и китайская культура

Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия. За это время он сильно изменился в процессе приспособления к китайской цивилизации. Однако он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре Китая. Многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы, изящные, порой ажурные и всегда великолепные по своей художественной цельности пагоды придали китайской архитектуре совершенно новый, иной облик, фактически преобразили ее. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы, которые были созданы еще в III-VI вв., и сейчас остаются ценнейшими памятниками китайской культуры, национальной гордостью Китая. В комплексах Лунмыня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры являются фрески, барельефы и особенно круглая скульптура.

Искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма. Однако именно индо-буддийская скульптура, генетически восходящая к эллинисти-ческо-кушанскому прототипу, с характерными для будд, бодисатв и буддийских святых канонами изображений, поз и жестов завоевала популярность и получила наибольшее распространение в Китае. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых так или иначе восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва — животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно.

Буддизм познакомил Китай с зачатками художественной прозы — жанра, до того почти не известного там — Новеллы, восходящие к буддийским прототипам, к жанру бяньвэнь и некоторым другим (в конечном счете — к индо-буддийским джатакам), со временем стали излюбленным видом художественной прозы и в свою очередь сыграли определенную роль в становлении более крупных жанров, в том числе классического китайского романа.

Буддизм, особенно чань-буддизм, сыграл немалую роль в расцвете классической китайской живописи, в том числе эпохи Сун (X-XIII вв.). Тезис чань-буддизма о том, что Истина и Будда везде и во всем — в молчании гор, в журчании ручья, сиянии солнца или щебетании птиц и что главное в природе — это великая бескрайняя Пустота, оказал большое влияние на художников сунской школы. Для них, например, не существовало линейной перспективы, а горы, в обилии присутствующие на их свитках, воспринимались как символ, иллюстрировавший Великую Пустоту природы.

Буддийские монастыри долгими веками были одним из главных центров китайской культуры. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов — переводчиков, компиляторов, переписчиков. Как известно, многие из сочинений буддийской Трипитаки сохранились и дожили до наших дней именно благодаря их труду. Очень важно и еще одно: именно китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т. е. книгопечатания, размножения текста с помощью матриц — досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае, причем рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными историческими событиями, героями и деятелями прошлого (та же Гуань-инь, Например, получила в Китае новую биографию, сделавшую ее в прошлом почтительной.дочерью одного из малопочтенных чжоуских князей). Буддийская метафизическая философия сыграла свою роль в становлении средневековой китайской натурфилософии. Еще большее воздействие на философскую мысль Китая оказали идеи чань-буддизма об интуитивном толчке, внезапном озарении и т. п. Влияние этих идей отчетливо заметно -в философии неоконфуцианства, в работах Чжу Си.

С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Вот, например, легенда о возникновении чая и чаепития. Чань-буддисты в состоянии медитации должны были уметь бодрствовать, оставаясь неподвижными, в течение долгих часов. При этом уснуть в таком состоянии прострации считалось недопустимым, постыдным. Но однажды знаменитый патриарх Бодхидхарма во время медитации уснул. Проснувшись, он в гневе отрезал свои ресницы. Упавшие на землю ресницы дали ростки чайного куста, из листьев которого и стали затем готовить бодрящий напиток. Конечно, это лишь легенда. Однако фактом остается то, что искусство чаепития действительно впервые возникло в буддийских монастырях, где чай использовался как бодрящее средство, а затем чаепитие стало национальным обычаем китайцев.

Буддизм был единственной мировой религией, получившей широкое распространение в Китае (ни христианство, ни ислам никогда не были там популярны, оставаясь достоянием лишь незначительного меньшинства). Однако специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с. его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял свое место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.

Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983 г.
(с) Издательство "Высшая школа" 1983

Все возникшие вопросы предлагаем обсудить на форуме!
Вернуться в раздел Религия Китая

[ Вверх ]

Возникновение и распространение буддизма

Существует множество преданий и легенд о том, как буддизм попал в Китай. Самая распространённая - эта легенда о Белой лошади. Она повествует о том, как первые буддийские сутры были привезены в город Лоян на белой лошади, в честь которой был основан первый буддийский монастырь в Китае - Байма-сы или Храм Белой лошади.

История буддизма в Китае тесно переплетается с историей Великого Шелкового пути.

Особенности буддизма в Китае - три основных направления

Начиная с первых веков до н.э., буддийские монахи сопровождали все торговые караваны из Индии в Западный Китай. Отсюда буддизм стал проникать вглубь Китая и стран Дальнего Востока.

Огромное влияние на развитие буддизма в Китае оказали и купцы из Средней Азии, на территории которой в период существования Кушанского царства буддизм был государственной религией. Уже к III веку буддизм становится господствующей религией в Восточном Туркестане (Синьцзянь).

В этот период начинается активное строительство буддийских храмов и монастырей, особенно на территории Восточного Туркестана. Здесь широкое распространение получили так называемые пещерные монастыри, которые представляли собой цепь выбитых в скалах небольших пещер-келий, украшенных фресками и росписями по буддийской тематике. Среди таких храмов самыми известными являются пещеры Могао (Дуньхуан) и Кызылские пещеры (Кучар). Самые большие кельи и места для молитв в них размером напоминают небольшие храмы, а статуи Будды достигают 17-метровой высоты.

Основы буддийской философии

В основе буддийской философии лежит теория о том, что люди сами виноваты в своих несчастьях и страданиях. Однако от страдания можно избавиться путём самоограничения и достижения нирваны. Одним из главных правил буддизма считается достижение просветления на основе собственного опыта.

На основе этого правила в буддизме сформировалось несколько философских школ. Одни за основу своей буддийской философии брали поклонение Будде и обрядовые церемонии, другие считают, что просветления можно достичь путем медитации и совершения благих деяний. Однако все они опираются на «Четыре Благородные Истины» и «Восьмеричный путь» — первые проповеди Будды, которые лежат в основе всех его 84 тысяч проповедей.

Четыре Благородные Истины представляют страдание и причины этого страдания. Способы избавления от причин страдания даются в канонах Восьмеричного Пути, а прекращение страдания называется в буддизме нирваной. Кроме того, различия между школами буддизма определяются еще и тем, каким путем они следуют в своём просветлении: «махаяна» — большая колесница или «хинаяна» — малая колесница. Последователи махаяны считают, что просветления должны достичь все люди. В отличие от них последователи хинаяны концентрируются на личном просветлении.

Особенности буддийского культа в Китае

Самым распространённым культом буддизма в Китае на сегодняшний день является культ Будды Амитабхи (в переводе с санскрита «амитабхи» означает безграничный свет), который основал один из основоположников буддийской философии в Китае монах Хуэюань. Считается, что Амитабха - один из пяти Будд Мудрости, который был правителем, но просветлев, отрёкся от трона и стал монахом. Очень часто Амитабху сравнивают с зороастрийским богом солнца и света Митрой, что символично, так как Амитабха в буддизме олицетворяет свет в прямом и переносном смысле.

Культ бога Амитабхи самый многочисленный и распространённый не только в Китае, но и во всей Юго-Восточной Азии.

Буддисты верят, что это божество помогает в перерождении и совершенствовании. Фигура Амитабхи в той или иной степени отражена почти во всех фресках буддийских пещерных храмов Синьцзяня.

Буддизм в Китае имеет свои характерные особенности. Во многих сохранившихся пещерных храмах Синьцзяня до сих пор можно встретить фрески, где сквозь призму буддийской философии отражены другие древние религии этого региона: даосизм, манихейство и зороастризм, поэтому китайский буддизм в отличие от традиционного - это скорее воплощение нескольких религий в одной.

Распространение буддизма

Буддизм распространился во многих странах Центральной и Восточной Азии: в Китае, Японии, Монглии, Непале, Таи, Бирме, Индонезии, на острове Цейлон (Шри-Ланка). В России последователями буддизма стали буряты, калмыки и тувинцы.

В Китае буддизм начал распространяться в I в. н.э. По стране раскинулась сеть многочисленных монастырей, захвативших много земель. В IV-VII вв.

Буддизм в Китае: от индийских традиций к чань

буддийская церковь в Китае выросла в большую экономическую и политическую силу и играла значительную роль в ранних феодальных государствах. В дальнейшем буддизм уступил место господствующей религии - конфуцианству, хотя имел по-прежнему довольно широкое распространение. В Японию буддизм проник из Китая и Кореи в VI в. После так называемой революции Мэйдзи (1868 г.) главной религией в Японии стал синтоизм, но буддизм сохранил в стране значительные позиции. В Тибет буддизм проник в VII в. и приобрёл здесь своеобразные черты ламаизма. В Монголии буддизм в форме ламаизма распространился в XVI-XVII вв., в Бурятии - в XVII-XVIII вв.

Широкому распространению буддизма способствовала его большая приспособляемость к местным условиям и верованиям в разных странах. Эта приспособляемость буддизма и различие в его оттенках, в зависимости от особенностей уклада жизни и обычаев той или иной страны. Правда, эти оттенки и особенности касаются в основном пантеона и обрядностей; в исходных же, канонических положениях буддизм во всех странах его распространения однотипен. Надо, однако, отметить две основные ветви буддизма: это так называемый южный буддизм, хинаянистского толка, и буддизм северный, махаянистского толка. В южной, хинаянистской форме буддизм распространён в Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме и на острове Цейлон (Шри-Ланка); северный же буддизм утвердился в Китае, Японии, Монголии и отчасти в Непале. В организационном отношении буддийские церкви в каждой стране автономны, и буддизм не имеет объединяющего центра. Далай-лама является главой ламаистской церкви в Тибете. В прошлом он имел влияние и в Монголии, определяя выбор кандидата на пост главного ламы ламаистской церкви в Монголии, однако после революции 1921 г. и создания Монгольской Народной Республики эта зависимость ламаистов Монголии от тибетского далай-ламы прекратилась.

佛教 fójiào

Эта статья будет посвящена развитию буддизма в Китае . Я не буду останавливаться на самом буддизме, на его сути, развитии в Индии и становлении, так как на эту тему уже написано много книг и статей.

Существуют различные точки зрения на время проникновения буддизма в Китай . Называют даже 3-2 вв. до н.э., во что мало верится, так как в то время еще попросту не было сообщения между Индией и Китаем. Даже Великий Шелковый Путь появился лишь в середине 2 века до нашей эры. Еще одна дата, которой придерживаются многие ученые, это первая треть 1 века.

Существует и легенда, согласно которой ханьский император Минь-ди увидел во сне Будду, после чего в Китай прибыл монах Кашьяпа Матанга. Легенда гласит, что он привез с собой сутры и статую Будды Гаутамы. В 68 г. для хранения этих реликвий был построен Монастырь Белой Лошади. Его так назвали в честь этого монаха, который, опять же по преданию, приехал на белом коне. Примечательно, что этот монастырь существует и сейчас и является одним из самых главных центров буддизма в КНР. Подлинное же знакомство китайцев с буддизмом началось во втором веке.

Приблизительно в середине 2 веке в Китай прибыл буддийский миссионер Ань Шигао. Его безусловная заслуга в распространении буддизма на территории Китая в том, что он занимался активной переводческой деятельностью, и ему принадлежит перевод около 50, а может и больше, свитков канонических сутр.

До начала 4 века продолжается дальнейшее развитие и распространение буддизма в Китае, пока Китай не разделяется на север и юг, и буддизм, в свою очередь, также разделяется на северное и южное направление.

В 6 веке буддизм получил статус государственного вероучения южно-китайской династии Лян (502-555). Такое положение буддизма положительно сказалось на материальном благополучии монастырей. В Китае в то время функционировало около 2800 монастырей. Стоит также сказать, что после гибели династии Лян, буддизм получил новое развитие – появились даже собственно китайские школы – Хуаянь, Тяньтай и Чань. Создателем школы Чань считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма .

7-8 века – период наивысшего расцвета и авторитета буддизма. Многие считают это заслугой буддийского наставника Сюань Цзана, который совершил длительное паломничество в Индию, где он изучал индо-буддийскую литературу. Также ему и его ученикам приписывается перевод большого количества памятников индо-буддийской литературы.

Во времена династии Тан, буддизм снова пользуется покровительством среди власти. Это связано с тем, что монахи Шаолиньского монастыря спасли жизнь будущего императора танской династии.

Благополучие буддизма длилась до 9 века . В первой половине 9 века права буддизма были существенно ограничены, а в середине 9 века он подвергся гонениям, были разграблены многие монастыри. В последующие исторические эпохи буддизм не раз переживал этапы подъема и этапы упадка, но он больше никогда не достигал такого уровня государственной поддержки, как это было в 7-8 вв.

Перестав быть системой официальной идеологии, буддизм продолжал выступать как идейно-политическая сила. В это время начинают складываться различные общества и секты, некоторые из которых впоследствии стали организаторами повстанческих движений. Одно из них, это, например, «Общество Белового лотоса», идеи которого опирались на ранне-буддийские концепции. Они поддерживали идею пророческого прихода будды Майтреи и считали, что история человечества должна пройти через три этапа – прошлое, когда миром правил будда Кашьяпа, настоящее, когда миром правит будда Шакьямуни, и будущее, когда в мир придет будда Майтреи. Свои повстанческие движения они объясняли тем, что до прихода будды Майтреи, человечество должно пережить бедствия, живыми из которых смогут выйти только последователи учения «Белого лотоса». Опознавательной цветовой символикой школы был красный цвет. Кстати, крестьянская война 1351-1366 гг., положившая конец монгольскому правлению в Китае была подготовлена именно ими.

При монгольской и маньчжурской династиях в Китай проник тибетский вариант буддизма – ламаизм, но значительного влияния он не имел.

Если говорить о влиянии буддизма на Китай в целом, то здесь можно отметить следующее:

1. Появление в Китае монахов и монастырей как особого слоя социума.
2. Знакомство китайцев с мифологемой ада и рая.
3. Привнесение элементов буддийской архитектуры (например, пагоды) и других элементов изобразительного искусства в зодчество Китая.

Что касается 20 века , то после образование КНР в 1949 году, владения многих монастырей были конфискованы властями. В 1953 году создается Китайская Буддийская ассоциация. Ее целью было объединение всех буддистов в стране (как верующих мирян, так и монахов, включая Тибет).

Следующая черная полоса для буддизма началась во время культурной революции. Все буддийские храмы и монастыри были закрыты, монахов, так же как и представителей интеллигенции и деятелей культуры отправляли на т.н. «перевоспитание». Деятельность Китайской Буддийской ассоциация также была приостановлена и была возобновлена только в 1980 году.

В последние годы интерес общества к буддизму заметно вырос. Многие люди считают себя верующими и посещают буддийские храмы.

При подготовке статьи использовались:
История культуры Китая М. Кравцова
Zhongguo wenhua, Nankai Daxue

Оригинальное название буддизма - буддхадхарма (в переводе с санскрита - древнеиндийского языка - это означает «учение Будды»). Буддизм возник в в VI в. до н. э. и прошёл длительный путь развития, превратившись в одну из мировых религий.

Основатель учения царевич Сарвартхасиддха (санскр. «исполнивший чаяния всех»), сокращённо Сиддхартха , был сыном правителя государства на севере Индии со столицей в Капилавасту (ныне на территории Непала). Родовое имя Сиддхартхи - Гаутама (санскр. «потомок Готамы») происходит от его легендарного предка - мудреца Готамы. Принадлежность царевича к арийскому племени шакьев отражена в его нарицательном имени - Шакьямуни (санскр. «подвижник из Шакьев»). В 29летнем возрасте Сиддхартха покинул дом и посвятил себя поиску пути, который освободит мир от страданий.

Под титулом Будда (санскр. «пробуждённый», «просветлённый») Сиддхартха предстал после того, как обрёл освобождение от сансары - «колеса перерождений» (вера в многократные рождения характерна для буддизма, как и для большинства индийских религий) и стал носителем совершенно ясного сознания, полностью раскрыл свою природу. Состояние освобождения, которого достиг Будда, - нирвана (санскр. «угасание») - определяется в буддизме как полное отсутствие страданий и пробуждение в том смысле, что человеку открывается Высшая Истина и он освобождается от спячки, в которой пребывают все остальные существа (корень «буд» в слове «Будда» тот же, что и в русском «будить») .

Большинство учёных считают, что Будда Шакьямуни реальная личность. Сверяя данные канонических буддийских текстов (первые века до новой эры) и исторических хроник ШриЛанки (создавались в течение I тысячелетия н. э.) с датировкой событий в эдиктах царя Ашоки (III в. до н. э.), исследователи пришли к выводу, что Шакьямуни жил, скорее всего, между 560 и 480 гг. до н. э. и принадлежал к варне кшатриев.

Будда отрицал систему варн (термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества) . Он учил представителей всех социальных слоев и в своих проповедях говорил о проблемах общечеловеческих - страдании и способах его преодолеть. Страдание в буддизме выступает как синоним бытия. Суть буддизма выражена в «четырёх благородных истинах» : всякое существование есть страдание; у страдания есть причина; страдание может быть преодолено; существует путь преодоления этого страдания. Причиной страдания Будда считал неведение - оно толкает к совершению омрачённых поступков, ведущих к новым рождениям. «Преодоление» предполагает устранение неведения. Указываемый Буддой «восьмеричный благородный путь» и ведёт к достижению этого.

В Индии буддизм существовал с VI в. до н. э. по XIII в. н. э. в долине Ганга и примерно с III в. до н. э. по VII в. н. э. в долине Инда. К Х в. буддизм сохранялся главным образом в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к ХШ в. его влияние упало изза мусульманских завоеваний в одних частях страны и утверждения индуизма в остальных регионах Индии. Но религия распространилась в других странах.

В первоначальный период истории буддизма сформировались основные его направления и школы, появились тексты, ставшие затем каноническими, достигла расцвета монастырская учёность. Это был поистине золотой век буддизма .

Карта распространения Буддизма

Буддийская община

Будда впервые изложил своё учение в Оленьей роще близ города Бенареса (современный Варанаси) через семь недель после того, как достиг Пробуждения. С этой проповеди и началась учительская деятельность Шакьямуни, длившаяся 45 лет.

В сангхе - буддийской общине верующих, сложившейся к моменту ухода Будды из жизни, - состояло примерно 500 бауддха (санскр. «последователи Будды») . Они вместе с Буддой странствовали по Индии.

Подаяние собирали раз в сутки - до полудня. Максимальная величина его была определена объёмом патры - монашеской чаши. Санскритское слово «патра» происходит от глагола «пата» - «летать», «падать», «попасть», «достаться».

Одеянием для бауддха служила накидка из старой ткани, выкрашенной в жёлтый цвет. Будда выбрал этот цвет старых поношенных тканей в качестве знака добровольной скромности. По прошествии столетий жёлтый цвет превратился в один из сакральных символов буддизма .

Ничего, кроме патры и накидки, бауддха иметь не полагалось. Не нужны были и книги, поскольку учение при жизни Будды существовало только в виде его устных наставлений; последователи их запоминали. В сезон дождей (период муссонов в Индии с июня до сентября) община находила пристанище в рощах, в парках или загородных резиденциях покровителей. Такие приюты - вихара послужили прообразами будущих монастырей. В устав буддийских монастырей вошло правило уходить в сезон дождей в затворничество .

Покидая мир, Шакьямуни оставил во главе общины Махакашьяпу, тот - Ананду и т. д. Согласно традиции, преемственность буддийских учителей строго соблюдается до наших дней .

Расцвет Буддизма

Широкое распространение буддизма в Индии связано с возвышением царства Магадха (ныне территория Южного Бихара), что располагалось на плодородных землях в нижнем течении реки Ганга. Древнейшая столица Магадхи - Раджжриха (со временный Раджгир) уже в ранний период истории страны считалась одним из шести главных городов Индии. Пятый царь династии Сисунаги - Бимбисара (543-491 гг. до н. э.) за время своего царствования существенно упрочил положе ние страны, искусно при меняя как мирные способы (заключал браки с царевнами соседних стран), так и средства военного принуждения. Царь покровительствовал двум кшатрийским по происхождению учениям - джайниз му и буддизму. По джайнским легендам, Бимбисара был родственником Махавиры - основателя этой религии. В буддийских преданиях Бимбисара предстаёт прямым учеником Будды Шакьямуни и первым царём Магадхи, принявшим буддизм и сделавшим его государственной религией.

Ещё более усилилась Магадха при сыне Бимбисары - Аджаташатру (493-461 гг. до н. э.). Согласно цейлонским хроникам, Будда умер на восьмом году правления этого царя, в 486 г. до н. э.

Первый Буддийский собор

Согласно буддийской традиции, при Аджаташатру в Раджагрихе сразу после ухода Будды в нирвану состоялся Первый буддийский собор (V в. до н. э.). Около 500 последователей Учителя составили и утвердили свод дисциплинарных правил общины (Виная Питака) и свод высказываний Будды (Сутра Питака). Произошло первое оформление буддийской доктрины. Истинность двух сводов признали все монахи, за исключением одного - по имени Пурана. Так уже на первом соборе наметился раскол Сангхи.

Второй Буддийский собор

При правителях, последовавших за Аджаташатру, Магадха продолжала сохранять господствующее положение в регионе. Особый расцвет она переживает в правление Каласоки (393-365 гг. до н. э.). В этот период состоялся Второй буддийский собор (около 367 г. до н. э.). Небольшие сангхи существовали уже на значительной территории Индии. Между общинами и внутри них возникали споры по различным аспектам вероучения. Для разрешения их монахи и собрались в городе Вайшали. Однако на соборе произошел окончательный раскол . Цейлонская буддийская хроника «Махавамса» (пал. «Великая хроника») называет его причиной расхождения в дисциплинарных вопросах. Руководители общин объявили незаконными послабления, которые делались монахами Вайшали (речь, вероятно, шла и о допущении мирян в сангху). Монахи Вайшали (соглас но «Махавамсе», их насчитывалось 10 тыс.) вышли из сангхи и учреди ли собственную общину. Они назвали себя махасангхиками (санскр. «принадлежащие к великой общине»), подразумевая признание двух видов буддийской сангхи - монашеской и мирской. Не признавшие новшеств монахи составили другую школу - стхавиравада (санскр. «учение старейших»). Махасангхики были склонны более свободно тол ковать смысл высказываний Будды, в то время как стхавиравадины стремились сохранить в неприкосновенности первоначальные догматы.

Эдикты Ашоки

Высеченные по приказу царя Ашоки на скалах и каменных стелах в разных частях страны эдикты увековечили принципы его правления. Вот некоторые из них: «Не следует выхвалять свою религию, хуля остальные, но следует при всяком случае оказывать остальным религиям приличествующие (быть приличным) почести. Обряды религии дают очень богатые плоды: это именно отношение к рабам и слугам, уважение к родителям и учителям, кротость по отношению к живым существам, милостыня брахманам».

Буддизм при царе Ашоке

Распространение буддизма получило новый сильнейший импульс, когда последователем этой религии стал царь из династии Маурья (V-II вв. до н. э.) Ашока. По преданию, Ашока (273-232 гг. до н. э.) в начале своего царствования был необузданным и свирепым правителем. Яшас (по другим источникам, Упагупта), наделённый титулом высшей святости - архата (санскр. «достойный уважения») , обратил царя в буддизм и стал его наставником. Чтобы искупить прежние злодеяния, Ашока украсил землю множеством ступ, построил немало монастырей и культовых объектов. В это время значительно увеличилось число монахов и мирских последователей религии.

Основной чертой политики Ашоки в буддийский период его правления стала веротерпимость. Он даровал рощи и пещеры представителям различных религиозных традиций. При этом царь заботился о влиянии буддизма. Именно буддизм с его концепцией чакравартина - идеального правителя, воплощающе го совершенные светские и духовные добродетели, стал идеологической основой централизованного курса в многонациональной империи.

Цейлонская хроника «Махавамса» приписывает Ашоке созыв Третьего буддийского собора (253 г. до н. э.) в Паталипутре. К этому времени насчитывалось уже 18 буддийских школ: 10 вошли в стхавираваду 8 - в махасангхику. На Третьем соборе преобладали монахи стхавиравады, которые сумели убедить Ашоку в истинности своего понимания учения Будды. Все несогласные были изгнаны из сангхи. В Палийских хрони ках говорится, что сам царь, присутствовавший на соборе, исключил из общины 60 тыс. монахов .

На соборе решили направить буддийских миссионеров во все страны мира. Ланкийские хроники рассказывают о миссиях в Кашмир и Ганд хару (район Пешавара, Пакистан), в страну ионов (эллинское государство в Северной Индии), в районы Гималаев, в Суварнабхуми (западное побережье Индокитая), на Шри Ланку. Буддизм стал выходить за пределы Индии .

На пороге новой эры

После Ашоки династия Маурья быстро угасла. Её сменила династия Шунта, более расположенная к брах манам. Появление на северозападе Индии бактрийских (Греко-Бактрийское царство - эллинистическое государство) , и парфян бросило новый вызов буддийскому учению.

На пороге новой эры в буддизме появляется учение махаяна (санскр. «великая колесница») , развивавшее воззрения махасангхиков. Яркой отличительной чертой Махаяны стала концепция бодхисаттвы (в переводе с санскрита «бодхи» означает «пробуждение», «совершенная мудрость») - святого, вплотную подошедшего к тому, чтобы стать Буддой, но остающегося в мире ради спасения всех живых существ. Махаяна признала способность мирян заниматься религиозной практикой.

Несмотря на идейные разногласия и непрерывную полемику, монахи и сарвастивады (махаянисты стали называть это направление «хинаяна», что с санскрита переводится как «малая колесница») , и махаяны жили по единым правилам в одних и тех же или расположенных поблизости монастырях.

Буддизм в Кушанской империи

В 25 г. до н. э. племя кушанов под предводительством царя Кадфиза I вторглось в Пенджаб. Возникло могущественное индо-скифское государство , подчинившее весь регион от Афганистана до Пенджаба. Расцвета оно достиг ло при царе Канишке (середина I в. н. э.), который попытался сделать буддизм опорой своей власти.

Во времена Канишки в монастыре Джаланжара (Кашмир) состоялся Четвёртый буддийский собор. Его участниками стали 500 монахов, принадлежавших к различным школам, за исключением стхавиравади нов. Собор одобрил новую редакцию священных текстов и комментарии к ним. Каноны учения записали на медных листах, которые затем замуровали в специально построенной ступе.

Появление сводов с изложени ем основ учения Будды открыло новый этап в распространении буддизма. Теперь можно было переводить классическую буддийскую литературу на другие языки и, таким образом, изучать религию по первоисточникам.

Художественная школа Гандхары

В период кушанского владычества на территории Гандхары (древнее название области на северозападе Пакистана) появилась одна из наиболее замечательных художественных школ Индии. Она знаменовала собой важнейшую веху в раз витии буддийского искусства - впервые появилось изображение Будды в человеческом облике (антропоморфное). Ранее на протяжении столетий Будду представляли символы: священное дерево, трон, головной убор. Памятники, относящиеся к этой школе, прослеживаются до VII в., её традиции сказались на развитии всего средневекового буддийского искусства в Сред ней, Центральной и Восточной Азии.

Библиотека Наланды

Библиотека Наланды насчитывала многие тысячи рукописей и уже в VII в. стала одним из крупнейших книгохранилищ того времени, известным далеко за пределами Индии. Она регулярно пополнялась новыми манускриптами, при этом силами переписчиков, учителей и старших учеников велась систематическая работа по копированию древних памятников.

Наланда просуществовала до XII в. и сыграла большую роль в распространении буддизма и индийской культуры, как и другие буддийские монастырские школы высшего типа.

Монастыри университета

Буддийские монастыри появляются в Индии в последних веках до новой эры. К середине 1 тысячелетия н. э., на территории страны существовали уже тысячи буддийских монастырей. Первые приютывихары были местами созерцательного уединения. Монастыри более позднего типа - учебные. Среди них Наланда (близ Раджагрихи), Викрамашила (возможно, располагался в Магадхе) и Отантапури. Здесь трудились знаменитые учёные, поэты и писатели, философы, юристы, происходили религиознофилософские диспуты между представителями разных буддийских школ, а также между буддийскими учителями и последователями других религий. Кроме религиозного можно было получить общее образование и по разнообразным дисциплинам.

Наиболее знаменит был монастырь-университет Наланда. По сведениям китайского паломника Сюань Цзана, учившегося в Наланде, в 40х п. VII в. здесь обитали 10 тыс. человек, из которых 1500 составляли преподаватели.

Наланда той поры представляла собой укреплённый городок с множеством построек. Здесь были культовые сооружения, общежития для монахов и отдельно для мирян, около 300 небольших помещений для классных занятий и восемь обширных аудиторий для лекций и диспутов, а также три здания библиотеки, больница, бассейны для ежедневных омовений и ряд хозяйственных объектов.

Обучение, как и повсюду в Индии, было бесплатным. Учителя и учащиеся обеспечивались питанием, одеждой, жильём и медицинской помощью. К Наланде по царской милости были приписаны 100 (по другим сведениям, 200) деревень, доходы с которых шли на содержание монастыря. Через посредство царей Магадхи или других индийских правителей земельные пожалования Наланде делали даже правители заморских стран, таких, как Индонезия и Цейлон (ныне Шри Ланка). В распоряжении Наланды находились и собственные земли, на которых работали монахи и студенты миряне. Только на вспашке крестьяне заменяли монахов, чтобы избавить их от риска раздавить плугом земляных червей или насекомых и тем самым нарушить обет ахимсы (непричинение вреда живым существам).

В отличие от индуистских и му сульманских школ в буддийские «университеты» принимали независимо от национальной, кастовой и даже религиозной принадлежности.

Кроме грамматики и канонической буддийской литературы в На ланде изучали основные произведения ведийской и индуистской литературы, что указывало на научную широту и веротерпимость. Некоторые студенты, особенно из мирян, получив среднее образование, несколько лет спе циализировались в таких дисциплинах, как законоведение и судопроизводство, астрология, медицина. Учившиеся в Наланде пользовались особым уважением в научной среде и привилегией занимать должности учителей и государственных служащих.

Буддийская Тантра

В III-X вв. происходят важные перемены в религиозно-философской жизни Индии и в буддизме, и в индуизме появляются новые влиятельные течения - тантры (санскр. «основа ткани», «ткацкий станок») . Особый акцент тантра делала на созерцательные техники. Мантра (санскр. «инструмент мысли») - сакральная речевая формула стала одним из важнейших элементов тантрийской практики. Распространение буддизма за пределы Индии в VII-ХШ вв. происходило преимущественно в его тантрийской форме.

В середине I тысячелетия буддизм, практически исчезнув в Индии, получил широкое распространение за её пределами, где и произошло его окончательное становление в качестве мировой религии. Среди главных факторов произошедшего следует назвать три: милосердный, проникнутый состраданием, характер учения; философское богатство его доктрин и литературы; принцип терпимости к культурно-религиозным традициям тех стран, где буддизм принимали в качестве государственной религии .

С буддизмом знакомится императорский двор, о чем свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в . По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян , столицу империи Поздняя Хань , в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь - Баймасы (Храм Белой лошади).

Среди школ религиозной практики наибольшим влиянием по сей день пользуется школа Цзинту («чистой земли»), декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку буддийского рая - «чистой земли». В основе мировоззрения и практики этой школы лежала доктрина «думания о Будде» (нянь-фо), предполагавшая, что молитвы Амитабхе и даже одно произнесение его имени способны даровать перерождение в блаженном царстве «чистой земли».

Название другой распространённой школы буддийской практики - чань - восходит к санскр. «дхьяна», что значит созерцание, медитация. Последняя всегда занимала важное место в практике буддизма, но для приверженцев чань она превратилась в самоцель. Эта школа, основанная, по преданию, индийским проповедником Бодхидхармой (кит. Дамо) в сер. VI века , отвергла изучение сутр и всякий ритуал. Медитацию наставники чань трактовали по-новому - как спонтанное самораскрытие «истинной природы» человека в его эмпирич. существовании. В отличие от прочих буддийских школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно труд в коллективе. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала огромное влияние на китайское искусство.

В течение длительного. времени буддизм пользовался покровительством императорского двора, однако в император У-цзун стал инициатором суровых гонений на буддизм, целью которых был подрыв экономич. самостоятельности сангхи и сокращение её численности. В середине IX века позиции сангхи были подорваны в результате правительств, репрессий, и вскоре начинается её медленный, но неуклонный упадок. Буддийская традиция во многом утратила былую творческую энергию и свое особое место в общественной и культурной жизни. С одной стороны, сангха становится инструментом государственной политики, находящимся под строгим контролем властей: государственная администрация устанавливала квоты и даже экзамены для желавших принять монашеский постриг, прикрепляла монахов к определённому монастырю, а наиболее заслуженным из них жаловали особые знаки отличия: существовала сеть административных органов, осуществлявших надзор за монашеством. С другой стороны, буддизм почти слился с народной религией, а буддийские институты стали служить интересам отдельных социальных организаций и групп - влиятельным семействам, деревенским общинам, профессиональным объединениям и т. п. Все большее значение приобретает буддийская религиозная практика - «памятование о будде» (молитва, обращённая к будде Амитабха) и чаньское учение о «мгновенном просветлении».

С другой. стороны, на уровне народной религии буддизм вступает в активное взаимодействие с популярными верованиями, внеся значительный вклад в становление китайского религиозного синкретизма, а ряд персонажей буддийского пантеона (Амитофо-Амитабха; Гуаньинь - женская ипостась Авалокитешвары) превращаются в наиболее почитаемых в народе божеств. В позднее средневековье элементы буддийские учения включаются в мировоззренческие системы ряда религиозных сект (в особенности эсхатологические мотивы пришествия будды Милэфо - Майтреи).

Китайский буддизм

Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индуистско-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индуистско-будций-ской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III-VI вв.) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия. В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря не могли не показаться привлекательными. В III-IV вв. вокруг столичных центров, Лояна и Чанани, действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен, а к концу V в. в государстве Восточная Цзинь их было уже 1800 с 24 тыс. монахов.

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, или беглых горожан, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских), так и особенно северных некитайских, «варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

Распространение и китаизация буддизма

Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она ни была, проникая в Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что в конце концов возникала достаточно оригинальная система идей и институтов, приспособившаяся к привычным китайским принципам, понятиям и нормам и лишь в самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию. Это свойство китайской цивилизации проявилось на примере буддизма.

Уже в IV в. китайские буддисты, например Сунь Чо, пытались доказать, что Будда - это воплощение Дао. Подчеркивая, что главное в их учении - высокие моральные стандарты (доброта, терпение, добродетель), они весьма уважительно относились к конфуцианскому принципу сяо. Соответственно изменялись, причем нередко неосознанно, автоматически, отдельные строки из сутр: например, вместо фразы «жена заботится об удобствах для мужа» писали, как на то обратил внимание японский ученый X. Накамура, более естественную для китайца - «жена почитает мужа». Показательно, что китайские буддисты, воздвигавшие на свои деньги в пещерных храмах ступы или статуи в честь будд и боди-сатв, как правило, сопровождали эти свои дары надписями в типично китайско-конфуцианском духе (например, «молим о спасении душ наших драгоценных предков таких-то»).

Изменения коснулись и других сторон. Так, на авансцену в китайском буддизме вышли те идеи, принципы и будды, которые более всего соответствовали традиционным китайским нормам, идеалам и представлениям. Начало таким изменениям положил знаменитый Дао-ань (312-385) - первый известный китайский патриарх буддизма, основатель монастыря в Сяньяне. Образованный конфуцианец, он увлекся буддизмом и вскоре стал его блестящим знатоком и активным проповедником. На основе заповедей Винаяпитаки, многие тексты которой Дао-ань сам перевел на китайский, он собственноручно составил образцовый монастырский устав. С его именем связаны многие переводы и комментарии к китайским буддийским текстам, составление первого каталога переведенных сутр. Он ввел для китайских буддийских монахов фамильный знак Ши - из китайской транскрипции рода Гаутамы (Шакья). Однако вершина деятельности Дао-аня в ином. Он основал культ будды грядущего Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие поколения китайских буддистов связывали свои надежды на лучшее будущее и на всеобщее благоденствие, так же как христиане со вторым пришествием Христа, а мусульмане с Махди. Не раз вожди китайских крестьянских движений объявляли себя или своих сыновей возродившимися Майтрейями, а культ Милэфо в Китае занимал центральное место в идеологии многих тайных обществ.

Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань (334-417), тоже конфуцианец, прошедший через увлечение даосизмом и примкнувший затем к буддизму. Основанный им монастырь Дунлинь-сы в провинции Цзянси пользовался большой известностью и влиянием, собирал в своих стенах лучшие умы страны. Однако в отличие от Дао-аня Хуэй-юань был скорее блестящим популяризатором буддизма, нежели ученым его знатоком. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа будды Запада - Амитабы, покровителя «Западного рая», «Чистой земли», чем было положено начало китайскому, а затем и японскому амидизму. Культ Амитабы, как и культ Майтрейи, в Китае всегда тесно связывался с мечтами о светлой жизни и райском будущем. Во взаимодействии с последователями Майтрейи китайские амидисты, прежде всего сторонники секты Цзинту («Чистая земля»), участвовали в деятельности тайных обществ и в революционных крестьянских восстаниях.

Трансформация буддизма на китайской почве заставила эту религию приспособиться к социальной структуре Китая, к нормам и запросам традиционного китайского общества. В частности, это проявилось в том, что это учение, как и другие религиозные доктрины Китая, выступало в различных своих ипостасях по отношению к образованным верхам и к крестьянским низам.

Буддизм для низов (народный) быстро стал своего рода разновидностью китайского даосизма. Буддийский монах бок о бок с даосским отправлял несложные обряды, принимал участие в ритуалах и празднеств, охранял буддийские храмы и кумирни, служил культу многочисленных будд и бодисатв, все больше превращавшихся в обычных богов и святых. Кроме будд Майтрейи и Амитабы, ставших центральными фигурами в китайском буддизме, особой популярностью в Китае пользовалась бодисатва Авалокитешвара, знаменитая китайская Гу-ань-инь, богиня милосердия и добродетели, покровительница страждущих и несчастных. Эту богиню по ее популярности и функциям можно сравнить с девой Марией в христианских странах. Примерно с VIII в., приобретя женское обличье (ранее в Китае как и в Индии, бодисатва Авалокитешвара считался мужчиной), Гуань-инь превратилась в богиню-покровительницу женщин и детей, материнства, богиню - подательницу детей. Это сыграло существенную роль в ее известности. Храмы в ее честь стали создаваться по всей стране, причем они никогда не пустовали, а алтари в этих храмах всегда были полны даров и приношений.

Зачислив в свой пантеон многочисленных будд, бодисатв и буддийских святых, простой народ в Китае принял главное в буддизме - то, что было связано с облегчением страданий в этой жизни и спасением, вечным блаженством в жизни будущей. Имевшие отношение к ним основные нормы и культы, буддийские праздники и чтения заупокойных сутр, а также многие элементы магии, даже эротики (тантризм) - все это вместе с армией малообразованных монахов и послушников, знакомых лишь с самыми элементарными принципами учения, легко укрепилось в жизни Китая, стало ее естественной интегральной частью и вполне удовлетворяло запросы простых китайцев.

Верхи же китайского общества, и прежде всего его интеллектуальная элита, черпали из буддизма значительно больше. Делая упор на философию этого учения, на его метафизику, они нередко пренебрегали его обрядовой стороной и магической практикой. В уединенных кельях и больших библиотеках крупных буддийских монастырей они погружались в полуистлевшие тексты, изучали сутру за сутрой, стремясь найти что-то новое, важное, сокровенное, тайное, применить это в новых условиях, приспособить к китайской действительности. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из самых интересных и глубоких, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (ял. - дзэн).

 
Статьи по теме:
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав