Политическая раздробленность киевской руси и ее последствия. Управление и социальная структура киевской руси

2.1 Социальная структура Древней Руси

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду - "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название - закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани - "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем - тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X-ХП вв. было народное собрание "старшего города" - вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни"

Мнение Л.И. Семенниковой о народном характере веча разделяют многие ученые, в том числе И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. В то же время в науке бытует взгляд на вече как на узкосословный орган власти, куда простой люд не мог попасть (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др). Иная точка зрения сводится к следующему: вече стало пережитком на Руси уже к XI в. и собиралось в исключительных случаях, а в качестве высшей формы власти оно вплоть до XV в. существовало только в Новгороде, Пскове и отчасти в Полоцке.

Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.


3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью - оборона города от внешних врагов. Среди других функций - судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение, что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но, тем не менее, обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников - наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин - мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI-XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.

Первоначально князь у восточных славян - это лишь предводитель дружины, приглашаемый по постановлению веча, которое при этом в первую очередь учитывало его воинские качества и заслуги. В эпоху частых войн, нападений враждебных племен значение князя неизбежно возрастало. Постепенно он сосредоточивает в своих руках не только функцию военачальника, но также административную и судебную. Его власть приобретает государственный характер и со временем становится наследственной. Вместе с тем в Киевской Руси действовали факторы, препятствовавшие усилению единовластия киевского князя.

В выполнении своих функций князь опирался на дружину, которая в его руках была средством принуждения и управления, взимания дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Она делилась на "старейшую" и "молодшую". Те, кто входил в "старейшую" дружину, назывались княжьими мужами, или боярами. Младших же дружинников именовали в разное время и в различных регионах по-разному: отроки, детские, гриди. Отношения между князем и старшими дружинниками носили вассальный характер. Бояре признавали авторитет киевского князя, обязаны были ему служить. В то же время они обладали правом покинуть князя, перейти на службу к другому сюзерену. Многие из старших дружинников, в свою очередь, имели собственные дружины, опираясь на которые они управляли подвластными территориями. Князья должны были серьезно считаться с мнением дружины при решении того или иного вопроса. Так, в 944 г. во время похода на Византию Игорь именно по совету дружинников заключил мир с византийским императором. Позднее Святослав, несмотря на настойчивые предложения матери, княгини Ольги, отказывался креститься, ссылаясь на то, что этого не одобрит его дружина. Сын же его, Владимир, решил принять христианство опять-таки в результате совета с дружиной. В 945 г. именно по настоянию дружины князь Игорь вернулся в землю древлян для повторного сбора дани, что и привело его к гибели.

Младшие дружинники - это зависимые от князя лица, люди его двора, служившие князю охраной, выполнявшие отдельные поручения, занимавшие незначительные государственные должности. Из числа дружинников рекрутировались кадры для замещения различных военных и гражданских должностей в государстве: воевод, посадников, мечников, вирников, мытников и др. Источниками доходов князя и его дружины служили: дань с подвластного населения, средства от торговли ею, военная добыча, торговые и судебные пошлины, штрафы-виры, а позднее - вотчинное хозяйство.

Пытаясь справиться с мятежами насильственно включенных в состав государства племен, первые киевские князья зачастую топили их в крови, что, однако, не давало серьезного и длительного эффекта. В 988 г. Владимир Святославич с целью прочного закрепления земель в составе государства вводит институт князей-наместников, посадив своих сыновей на княжение в наиболее важных стратегических пунктах Руси, а также в тех землях, где до этого особенно сильны были сепаратистские тенденции.

Варяги называли Древнюю Русь Гардарикой, т. е. страной городов. Однако, в отличие от западно - европейских городов, возникавших как центры ремесла и торговли, русские в первую очередь выполняли роль административно-политических центров. Большинство городов Древней Руси были невелики и представляли собой всего лишь укрепленные поселения. Но наряду с ними существовали и довольно крупные города, состоявшие из укрепленного центра - детинца, или кремля, вокруг которого располагались посады, населенные ремесленниками, торговцами. Население городов было вооружено. Во главе этого народного ополчения города стоял тысяцкий, некогда избиравшийся городским вечем, а впоследствии назначавшийся князем. В период складывания Древнерусского государства в городах еще довольно значительную роль играло вече, решавшее вопросы, связанные с приглашением и изгнанием князей, объявлением войны и заключением мира, принятием каких-то законов и т. п. Избранная демократическим путем на вечевых собраниях городская администрация - "старцы градские" - входила в состав княжеского совета наряду с дружинниками. Однако уже в XI в. вече в большинстве регионов Руси постепенно утрачивает былую роль и значение, многие его функции переходят к князьям.

Поначалу писаных законов и правил не существовало, а потому общество жило по нормам обычного права, т. е. по обычаям. В одном из договоров Руси с Византией, заключенном в X в., упоминается о "Законе русском", который, как считают историки, и представлял собой обычное право. Среди существовавших на Руси обычаев можно назвать талион - обычай кровной мести. В случае убийства одного из членов рода его сородичи должны были отомстить убийце. Однако обычаи различных племен часто противоречили друг другу, и по мере их дробления, расселения вперемешку с другими племенами и родами, т. е. по мере складывания единого государства, требовался уже не обычай, а закон, исходящий от этого государства. Свод законов, получивший название "Русская Правда", постепенно формируется на Руси с начала XI в. до середины XIII в. Начало ему было положено при Ярославе Мудром созданием "Правды Русской", или, как ее еще называют, "Древнейшей Правды". «Правда» Ярослава ограничивала (но еще не отменяла полностью) кровную месть. Теперь в круг мстителей входил уже не весь род, а лишь самые близкие родственники потерпевшего. Кровную месть можно было заменить штрафом. Так, за убийство свободного человека предусматривался штраф в размере 40 гривен. "Древнейшая Правда" определяла также наказания за другие преступления. Позднее "Древнейшая Правда" была дополнена "Правдой Ярославичей", т. е. сыновей Ярослава, появившейся в начале 70-х годов XI в. в ответ на волну крестьянских и городских восстаний. "Правда Ярославичей" отменяла кровную месть. По размерам штрафов, взимавшихся за убийство лиц, относившихся к различным социальным категориям, можно судить о степени общественного расслоения ко второй половине XI в. За убийство приближенных князя (огнищанина, тиуна, мечника, старосты) полагался штраф в 80 гривен. Он в 16 раз превышал штраф за убийство смерда, составлявший 5 гривен. Предусматривались также наказания и за посягательство на имущество князя (землю, скот и т. п.).

Завершается кодификация в Древней Руси созданием в 1113 г. "Устава" Владимира Мономаха, ставшего еще одной составной частью "Русской Правды". Таким образом, в "Русской Правде" определялись наказания за посягательство на жизнь и здоровье людей, а также на их имущество. Основным наказанием за подобные преступления в Древней Руси после отмены кровной мести стали штрафы. Иногда, например за заранее обдуманное убийство, наказанием были поток (изгнание) и разграбление имущества преступника. За убийство же в ссоре или в драке с виновного взимался штраф. Если убийца не был известен, штраф (дикую виру) платила община-вервь, на территории которой совершилось убийство.

"Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а (члены верви) убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить виру (князю) в 40 гривен".

материалы Русской Правды

Социальная структура общества Киевской Руси

Численность населения древнерусского государства, по разным оценкам, составляла от 5 до 9 млн. человек.

Во главе Руси стояли Рюриковичи - великий киевский князь и его родственники. Князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы. В бывших племенных княжениях от имени великого киевского князя управляли его братья и сыновья.

Старшая дружина

Бывшие племенные князья и лучшие мужи периода «военной демократии» составляли старшую дружину, верхушку дружинного слоя. Они назывались боярами и составляли постоянный совет («думу») князя.

Младшая дружина

Младшая дружина - это рядовые воины («гриди», «отроки», «детские»). Из младшей дружины набиралась личная дружина князя, которая состояла у него в услужении.

Из догосударственного периода в социальную структуру Киевской Руси пришла дружина. Но в этот период она делится на старшую и младшую.

Люди - лично свободные жители Киевской Руси. По занятиям люди могли быть и городскими ремесленниками, и крестьянами-общинниками.

Ремесленники были довольно большой группой населения Руси. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К XII в. в городах Руси насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; ремесленники производили более 150 видов железных изделий. С ростом городов, развитием ремесел связана деятельность такой группы населения, как купцы. Русско-византийский договор 944 г. позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии.

Крестьяне объединялись в сельскую общину - вервь, которая состояла из экономически самостоятельных семей. Слово «вервь» чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.

Община обладала определенной территорией и отвечала за общественный порядок на ней перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф - виру - за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями.

Владимир I (Святой) Святославович (умер в 1015 гг.), князь новгородский (с 969 г.), великий князь киевский (с 980 г.). Младший сын Святослава. Пришел к власти в Киеве после 8-летней междоусобной войны. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. В 988-990 гг. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.

Дружина, которая прежде выполняла только военные функции, с конца Х в. все более превращалась в аппарат государственной власти. Дружинники исполняли различные поручения великого князя (в военном деле, в управлении страной, в области дипломатических отношений). При этом князь вынужден был считаться с мнением дружины. В летописи приводится случай, когда дружина выразила свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду; князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже серебра и золота, удовлетворил ее требование. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии - на воевод, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Основной группой населения Киевской Руси были свободные общинники - люди.

Полузависимое население Киевской Руси

В начале XII в. появляется группа полузависимых людей - закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение ссуды - «купы». Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Закуп был лишен личной свободы, но он мог выкупиться, вернув долг. Но если закуп пытался бежать, он становился полным холопом.

«Русская правда» - свод древнерусского права. Включала отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого (так называемая Древнейшая правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др. Сохранилась в 3-х редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной (списки XIII-XVIII вв.).

Небольшой группой полузависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь по «Русской правде» была защищена только 5-гривенным штрафом. Вероятна их связь с составлением договора - ряда. Возможно, рядовичи - это заключившие договор тиуны, ключники, мужья рабынь, а также дети от браков рабов и свободных. Рядовичи часто выполняли мелкие административные поручения своих господ.

Зависимое население Киевской Руси

К полностью зависимым группам населения следует отнести рабов, известных под названием челядь и холопы. Вероятно, челядь - это раннее название, холопы - более позднее. Другое возможное объяснение: челядь - рабы из военнопленных, холопы - внутренние рабы. Раб не имел права быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Источниками рабства были плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба, поступление на службу к князю (тиуном, ключником) без соответствующего договора. На Руси существовало патриархальное рабство, когда рабы привлекались к работе в домашнем хозяйстве, но римского классического рабства не существовало. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их жизнь оценивались в пять гривен. Но в то же время рабы могли быть управляющими, надсмотрщиками, ключниками. Их жизнь (например, княжеского тиуна) оценивалась в 80 гривен, и он мог выступать свидетелем на суде.

Несмотря на существование в Киевской Руси несвободного населения, большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения из-за экономической невыгодности.

Кроме того, на Руси выделяют категории полузависимых и полностью зависимых жителей.

Особой группой населения были смерды. Это, вероятно, несвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество наследникам. Оно передавалось князю.

Можно выделить еще одну группу - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса - выкупившийся на волю холоп, общинник, изгнанный из верви, разорившийся купец или ремесленник и даже князь, потерявший княжество.

Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.

С надломом задруги и эмансипацией семьи от рода, со схожим обособлением индивида от общества и формированием территориальных общин нового типа вся социальная структура нации становится более комплексной. Постепенно оформляются различные социальные классы.

Процесс социального расслоения начался среди восточных славян задолго до формирования Киевского государства. Мы знаем, что склавены и анты в шестом веке обращали военно‑пленных – даже той же расовой принадлежности – в рабов. Мы также знаем, что среди антов была аристократическая группа и что некоторые из военных вождей владели большими богатствами . Итак, мы имеем у восточных славян элементы по крайней мере трех существующих социальных групп уже в шестом столетии: аристократия, простонародье и рабы. Подчинение некоторых из восточнославянских племен зарубежным завоевателям могло также реализовываться в политической и социальной дифференциации различных племен. Мы знаем, что восточные славяне платили дань зерном и другими сельхозпродуктами аланам, готам и мадьярам, по мере того как каждый из этих народов поочередно устанавливал контроль над частью восточнославянских племен. В то время как некоторые из славянских групп в конце концов утверждали свою независимость или автономию, другие оставались под иноземным контролем на более длительный период. Крестьянские общины, изначально зависимые от зарубежных господ, позднее признали власть местных славянских князей, но их статус не изменился, и они продолжали платить прежние повинности. Итак, установилось различие в положении разных славянских групп. Некоторые из них были самоуправляемы, другие – зависимы от князей.

Учитывая этот неординарный социальный и исторический фон, мы и должны подходить к изучению русского общества в киевский период. Можно предположить, что общество было достаточно сложным, хотя в Киевской Руси не существовало таких высоких барьеров между индивидуальными социальными группами и классами, которые существовали в феодальной Европе того же периода. В целом следует сказать, что русское общество киевского периода состояло из двух крупных групп: свободных и рабов. Подобное суждение, однако, хотя и правильно, является слишком широким, для того чтобы адекватно охарактеризовать организацию киевского общества.

Следует отметить, что среди самих свободных были различные группы: в то время как некоторые были полноправными гражданами, правовой статус других был ограничен. Фактически положение некоторых свободных классов было столь ненадежным, вследствие правовых или экономических ограничений, что некоторые из них по собственной воле предпочитали переход в рабское состояние. Итак, можно обнаружить между свободными и рабами промежуточную группу, которую можно назвать полусвободными. Более того, некоторые группы собственно свободных были в лучшем экономическом положении и лучше защищены законом, нежели другие. Соответственно, можно говорить о существовании высокопоставленного класса и среднего класса свободных в киевском обществе.

Нашим главным правовым источником для этого периода является «Русская Правда», и к этому кодексу мы должны обратиться для получения правовой терминологии, характеризующей социальные классы. В варианте «Правды» одиннадцатого столетия – так называемом «Кратком варианте» – мы обнаруживаем следующие основополагающие понятия: мужи – для высшего слоя свободных, люди – для среднего класса, смерды ‑ для ограниченно свободных, челядь ‑ для рабов.

В глазах законодателя человек обладал различной ценностью, в зависимости от своей классовой принадлежности. Древнерусское уголовное право не знало смертной казни. Взамен ее была система денежных платежей, налагаемая на убийцу. Последний должен был платить компенсацию родственникам убитого (известную как bot в англо‑саксонском варианте) и штраф князю («bloodwite»). Эта система была общей у славян, германцев иангло‑саксов в раннее средневековье.

В наиболее раннем варианте «Правды» вергельд, или плата за жизнь свободного человека, достигал 40 гривен. В «Правде» сыновей Ярослава княжьи люди (мужи )были защищены двойным штрафом в 80 гривен, в то время как штраф за людина (множественное число – люди )оставался на изначальном уровне 40 гривен. Штраф, который надлежало выплатить князю за убийство смерда устанавливался в 5 гривен – одну восьмую от нормального вергельда. Рабы, являвшиеся несвободными, не имели вергельда.

С филологической точки зрения интересно, что все вышеперечисленные термины принадлежат древнему индоевропейскому основанию . Славянское муж (можи) связано с санскритским manuh, manusah; готским manna; немецким mann и mench. В древнерусском «муж» имеет значение «мужчина благородного происхождения», «рыцарь» и кроме того означает «муж» в семейном плане. Люди означает сообщество человеческих существ, что можно сравнить с немецким leute. Оказывается, что корень слова является тем же, что и в греческом прилагательном eleutheros («свободный») . Смерд может быть рассмотрен в соотнесении с персидским mard, «человек»; по‑армянски звучит также mard. Исчезновение изначального "s" в комбинации «sm» не является необычным в индоевропейских языках . Согласно Мейе, mard подчеркивает смертность человека (по контрасту с «бессмертными», т. е. богами) . С этой точки зрения, интересно сравнить персидское mard и славянское смерть (оба слова означают «кончину»).

В социальном развитии России каждый из вышеупомянутых терминов имеет свою собственную историю. Термин «смерд» приобрел уничижительное значение в связи с глаголом «смердети», «вонять». Термин «муж» в смысле специфической социальной категории постепенно исчез, и из мужей в конечном итоге развился класс бояр. В своей уменьшительной форме термин мужик маленький человек») применялся к крестьянам, подчиненным боярской власти. Отсюда – мужик, «крестьянин». Термин людин единственном числе) также исчез, за исключением комбинации простолюдин.

Множественная форма люди до сих пор используется; ей соответствует в современном русском языке слово человек, используемое лишь в единственном числе. Первая часть этого слова (чел‑) представляет тот же корень, что присутствует в древнерусском слове челядь («домашние рабы»). Изначальное значение корня – «род»: сравним гальское clann и литовское keltis

В 1054г. Ярослав Мудрый умирая, разделил страну между 5 сыновьями и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. В 1054г.-1072г. – правление трех сыновей Ярослава Мудрого: - старший Изяслав Ярославич – сел в Киев; - Святослав Ярославич – в Чернигов; - Всеволод Ярославич – в Переяславль; Младшим братьям достались более отдаленные земли: - Вячеслав – Смоленск; - Игорь - Владимир- Волынский. 1072г. – создана «Правда Ярославичей». Противоречия, заложенные в порядке престолонаследия по старшинству, приводят к появлению КНЯЗЕЙ – ИЗГОЕВ – это князь, отец которого умирал, не достигнув старшинства в роду. Сыновья его лишались права быть великими князьями. Область их княжения делилась между другими князьями. 1 усобица 1073-1076г. Святослав и Всеволод нарушили заповедь отца править миром и изгнали Изяслава из Киева. Изяслав бежал в Польшу. Киевским князем стал Святослав. 1076г. – смерть Святослава. 2 усобица 1076г. – 1078г. В 1076г. Всеволод занял Киевский престол, но уступил его без боя Изяславу, который при помощи поляков опять вернулся в Киев, а сам уехал в Чернигов. Сын Святослава Олег остался без отеческого престола в Чернигове. Он бежал в Тмутаракань и оттуда в 1078г. пришел с половцами войной на Всеволода. В ходе битвы на НЕЖАТИНОЙ НИВЕ Изяслав Киевский и Всеволод Черниговский разбили Олега Святославовича. Но в бою был убит Изяслав. Олег бежит обратно в Тмутаракань. Всеволод занял Киевский престол, а своего сына Владимира посадил княжить в Чернигове. Всеволод стал последним из Ярославичей. Он удерживал власть благодаря победам своего сына Владимира Мономаха (прозвище получил за то, что был сыном византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха Марии Мономах.) 1093г. – смерть Всеволода. Владимир, стремясь избежать усобиц, отказался от великого княжения и власть получил Святополк Изяславович, который имел больше прав на столичный престол, т.к. был старший в роду. Сам Владимир Мономах сел в Чернигове. 3 усобица 1094г. Олег Тмутараканский пришел с половцами, занял Чернигов и Владимир Мономах вернулся в Переяславль, город, который его отец получил от деда Ярослава Мудрого. Почти 20 лет Владимир Мономах княжил в Переяславле. Владимир Мономах победил Олега и тот согласился на переговоры о правах на наследство. 1097г. ЛЮБЕЧЕСКИЙ СЪЕЗД. По инициативе Владимира Мономаха Святополк Киевский, Олег, Владимир Мономах, другие потомки Ярослава приехали в город Любеч на съезд. Решения: 1) Возвращение к порядку наследования земель установленному Ярославом («Каждый князь держит отчину свою»), т.е. наследовать землю, полученную от отца. Переяславль закреплен за потомками Всеволода Ярославича. 2) Обьединение сил в борьбе с половцами. Таким образом, съезд будет иметь ряд крупных политических последствий: - приведет к политической раздробленности на Руси, начавшейся в 12 веке; - приведет к попытке князей прекратить княжеские усобицы; - приведет к попытке князей совместно выступить против половцев. Но усобицы продолжались: 4 усобица 1097 г. Давыд Игоревич, сын Игоря Ярославича,нарушил решения съезда и пошел против других князей войной, но был разбит и в наказание лишился города Владимир – Волынский, своей родовой отчины. В 1100г. состоялся ещё один съезд в ВИТИЧЕВЕ,который закрепил решения съезда в Любече. В 1103г. в городе Долобске князья договорились о совместной борьбе против половцев. В 1113г. умер князь Святополк Изяславич. После его смерти началось крупное восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских тиунов, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание шло 4 дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Он идет на уступки народу и в знак благодарности за приглашение пишет Устав «О закупах и резах». Резы- % ставки. (суть восстания на стр. 27). 1113г. монах Нестор пишет летопись «Повесть временных лет». 1113г.- Владимир Мономах написал «Устав Владимира Мономаха», ставший составной частью «Русской Правды». Владимир Мономах предпринял серьезную попытку восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Владимир Мономах рассматривал как вассалов, которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения лишались княжеского престола. Владимир Мономах пользовался огромным авторитетом и был широко образован, обладал литературным талантом. После него короновать царей стали Шапкой Мономаха– якобы переданной Владимиру Мономаху от византийского императора – Константина Мономаха, его деда.
 
Статьи по теме:
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти
Тайный знак игральных карт
Значения и сочетания игральных карт при гадании Гаданием на игральных картах в большей степени интересуются женщины, так как оно связано главным образом с жизненными ситуациями: замужеством, семейной жизнью, любовью и т. д. Значения карт, о которых буде
Гадания на состояние здоровья
Что может быть общего между Скандинавскими рунами, Таро, Русским пасьянсом, Картами Марии Ленорман, Пасьянсом мадам Рекамье, а также гаданиями под названием: Астромеридиан, Архангелы и, наконец – Двойняшки? На первый взгляд, ни-че-го! Однако если задумат
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел