Когнитивные признаки стресса. Симптомы стресса: в каких ситуациях стоит задуматься? К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены

Каждый человек переживает подобное состояние. — это реакция человеческого организма, которая наблюдается из-за воздействия сильного положительного или негативного фактора, ведущего к изменению в жизни. Во время стрессового состояния в организме выбрасывается адреналин, который помогает справиться с трудностями. В связи с этим могут наблюдаться изменения в поведении человека.

Такое состояние полезно для организма, чтобы нормализовать его работу. Однако длительное перенесение нервного переживания приводит к сбоям в работе органов и нарушении работы ЦНС, что ухудшается состояние здоровья человека. Признаки стресса можно распознать по физическим и психическим изменениям в поведении личности.

Классификация

Такое состояние может быть:

  • Положительно влияющим . Вызывается вследствие внезапной радости. Такое состояние не оказывает негативного влияния на здоровье.
  • Отрицательно влияющим (дистресс) . Негативно сказывается на человеке, вызывает сильное нервное напряжение, приводящее к сбоям в работе систем организма. Чаще всего спровоцировано экстремальными событиями, страхом, сильным переживанием.

По типу бывает острый и хронический.

По способу воздействия дистресс бывает:

  • Нервно-психическим . Главный тип, разделяющийся на информационный (избыток информации) и психоэмоциональный тип (сильный гнев, обида, ненависть).
  • Физическим . Бывает нескольких типов: температурным (реакция на температуру), пищевым (из-за голодания), световым (из-за сильного освещения).

Основные стадии

Специалисты выделяют 3 основные стадии развития стресса:

  • Первая — внутреннее напряжение растет, в кровь выбрасывается адреналин, у человека улучшается познавательная активность и скорость восприятия информации.
  • Вторая — состояние перерастает в скрытую форму. Видимые признаки перестают быть заметными. Человек становится дезадаптивным.
  • Третья — приводит к сильному нервному истощению и серьезным заболеваниям всех систем организма.

Начальная степень развития стресса не требует помощи доктора. При спаде адреналина работа организма нормализуется. А вот 3 стадия нуждается в работе специалиста (психолога, невропатолога или психотерапевта). Без своевременной помощи человек может впасть в сильную депрессию, на фоне чего будут развиваться серьезные заболевания (аритмия, психоз, сердечная недостаточность).

Как распознать у другого человека

Признаки стресса проявляются по-разному в зависимости от формы. Вызвать этот процесс могут следующие происшествия:

  • Пожар.
  • Изнасилование.
  • Смерть близких людей или родственника.
  • Автокатастрофа.
  • Участие в боевых действиях.

Такое переживание обычно длится от нескольких часов до 2-3 дней. После перенесения такого события человеку необходима неотложная помощь психиатра или психотерапевта. В худшем случае эмоциональная нестабильность может привести к суициду или перейти в хроническую форму заболевания.

Острый

Острое проявление стресса характеризуется проявлением следующих признаков:

  • Вспыльчивость, тревожность, агрессия.
  • Тошнота с последующей рвотой.
  • Дискомфорт в груди.
  • Тяжелое дыхание.
  • Лихорадка.
  • Боли в области живота.
  • Частые мочеиспускания.

Если человек перенес сильное эмоциональное напряжение, но оно не дошло до критичной точки, может возникнуть следующая симптоматика:

  • Спазмы мышц.
  • Болевой синдром внизу живота во время похода в туалет.
  • Мигрени.
  • Чувство отчаяния.

Хронический

На сегодня такое состояние встречается наиболее часто из-за ускоренного ритма жизни. Признаки стресса в хронической форме не так выражены, как при острой стадии. Это может быть утомляемость, сонливость, апатия, пессимизм, пониженная трудовая активность. Поэтому его часто путают с переутомлением или истощением организма.

Симптомы

К основным признакам стресса относят истощение тела. Оно проявляется следующими симптомами:

  • Усталость.
  • Непереносимость жары.
  • Тошнота.
  • Сонливость и вялость днем, ночью бессонница.
  • Аппетит пропадает.
  • Понижается либидо.
  • Человек становится ко всему безразличен.
  • Понижение концентрации внимания.
  • Рассеянность.
  • Плохие мысли.
  • Агрессивность.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Потливость.

Если раздражитель был очень сильным и у человека не возникло острой реакции на ситуацию, спустя 7-10 дней может развиться посттравматический синдром, приводящий к депрессиям и проблемам со здоровьем.

Как проявляется стресс у женщин и детей

Проявление сбоя можно заметить по физическим и эмоциональным изменениям в поведении. Индивид ощущает физический дискомфорт, что ухудшает качество жизни. Первые признаки проявления нарушения работы организма становятся видны в первые минуты. При перенесении острой формы симптомы могут проявиться спустя несколько дней.

Симптомы, связанные с изменением физиологии человека

К физиологическим симптомам стрессового состояния относят:

  • Изжогу.
  • Отрыжку.
  • Тошноту и рвоту.
  • Сдавливающие боли в груди.
  • Частые позывы в туалет.
  • Заикание.
  • Сухость во рту.
  • Ком в горле.
  • Звон в ушах.
  • Судороги.
  • Ломоту в мышцах.
  • Покраснение лица и ушей.
  • Кашель, насморк.
  • Слабый аппетит.
  • Потерю или набор массы тела.
  • Мигрени.
  • Повышение базальной температуры.
  • Скачки АД.
  • Озноб.
  • Снижение либидо.
  • Дисфункцию половых органов.

Симптомы, связанные с эмоциями

Как проявляется стресс на фоне эмоционального расстройства:

  • Повышенная тревожность.
  • Раздражительность и агрессивность.
  • Импульсивные поступки.
  • Подозрительность.
  • Алчность.
  • Чувство вины.
  • Пессимизм.
  • Обидчивость.
  • Постоянное чувство безысходности и ненужности окружающим.
  • Мысли о суициде.
  • Частые кошмары и прерывистый сон.
  • Ухудшение мыслительной активности.
  • Панические атаки.

Социально-поведенческие симптомы

Врачи, они могут определить стресс по тому как общается и ведет себя человек в социуме.

Наблюдаются следующие изменения:

  • Рассеянность.
  • Тяга к курению и алкоголю.
  • Потеря интереса к любимому делу.
  • Нервный прерывистый смех.
  • Ограждение себя от социума.
  • Конфликтность.
  • Неадекватное, грубое поведение.

Интеллектуальные признаки

Также заметны изменения в интеллектуальной сфере:

  • Ухудшение памяти (частая забывчивость, рассеянность).
  • Сложность в восприятии новой информации.
  • Навязчивые идеи.
  • Заторможенная речь.
  • Неуверенность во время ответа на вопросы.

Особенности протекания у женщин

Женщины в отличие от мужчин больше подвержены стрессу. Чтобы казаться идеальной они многое держат в себе, боясь показаться вспыльчивой или навязчивой. Большинство признаков стрессового состояния схожи с общими проявлениями.

Однако есть такие симптомы, что характерны только для женского пола:

  • Острые боли в голове.
  • Сбои менструального цикла.
  • Набор или снижение массы тела.
  • Нестабильное эмоциональное состояние.
  • Подергивание века.
  • Боли в пояснице.
  • Появление красных пятен или маленьких прыщей, похожих на аллергическую реакцию.
  • Спазмы внизу живота.
  • Панические атаки.
  • Ухудшение координации движения.
  • Тяга к молочному, сладкому, мучному.
  • Сильное выпадение волос.
  • Появление шумов в ушах.
  • Ухудшение работоспособности.
  • Повышенная раздраженность и агрессивность.
  • Недовольство своим внешним видом.

Особенно признаки депрессии и стрессового состояния заметны у женщин в послеродовой период. Такое затяжное состояние может перерасти в послеродовой психоз, который требует медицинской помощи.

Особенности протекания у детей

Первые признаки такого состояния у ребенка заметить сложно. В детском возрасте дети еще не осознают, что происходят за изменения. Если ребенок в возрасте 2-3 лет перенесет стрессовую ситуацию, то первым сигналом будет отказ от еды, капризность.

После 3 лет волнение и переживание даст о себе знать следующими проявлениями:

  • Сосание пальца или соски.
  • Отказ от приема пищи самостоятельно.
  • Недержание.
  • Плаксивость.

Если стресс негативно отразился на ребенке 5-летнего возраста, появится гиперактивность. Скачки температуры, рвота, капризы, также говорят, что малыша что-то тревожит. Ребенок часто начинает ломать предметы, отказываться от предложенных вещей. Возможны конфликты с другими детьми.

В возрасте постарше (6-10) лет у ребенка возникает следующая симптоматика:

  • Пониженная активность.
  • Ухудшение успеваемости в школе.
  • Слабая умственная и физическая активность.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Агрессивность.
  • Появление фобий.
  • Попытки побега из дому или изоляция себя в комнате.
  • Отказы посещать общественные места, школу, кружки.
  • Тошнота с последующей рвотой.
  • Боли в груди.
  • Заеды.
  • Ребенок грызет ногти и кутикулу.
  • Вызывающее поведение.
  • Частое вранье.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие признаки похожи на развитие заболеваний внутренних органов. Выяснить, что у человека стресс, можно только распознав нарушения в работе сразу нескольких систем (например, рассеянное внимание, снижение веса, изжога). Понять, что именно беспокоит и как с этим бороться можно только при посещении специалиста.

После прохождения полной диагностики врач сможет определить, в чем причина нездоровья и при необходимости назначить консервативное лечение. Возможно, потребуется помощь психиатра. Несколько сеансов работы с врачом помогут справиться с внутренними тревогами и вернут человека к нормальной жизни.


Стресс является ответной реакцией организма на перенапряжение или эмоциональную нагрузку. В этот период вырабатывается значительное количество адреналина, что и способствует возникновению специфических признаков в организме. В этой статье вы узнаете все о том, что такое стресс, причины его возникновения и главные признаки, симптомы и лечение такого состояния.

Причины стрессового состояния

Причины возникновения стресса могут быть любыми. К внешним факторам относятся беспокойства по поводу смены работы, неприятностей, смерти близких людей и проч. К внутренним причинам относят особенности личной самооценки, ценностей и убеждений. Отдельно надо выделить стрессы, возникшие в результате военных действий, стихийных бедствий и проч.

Основные психотравмирующие факторы, которые вызывают стресс:

  • болезнь;
  • смерть;
  • развод или расставание;
  • ухудшение денежного положения;
  • рождение ребенка;
  • переезд;
  • сексуальные проблемы;
  • перемена места работы или рода деятельности;
  • пенсия;
  • изменение способа жизни при беременности.
  • проблемы с законом.

Стрессам повергаются все люди. В связи с информационной и эмоциональной нагрузкой стрессовые ситуации все чаще бывают у детей. Понятие стресса, таким образом, очень важно для борьбы с его последствиями и не допущения его повторения.

Незначительные перенапряжения не вредят организму, а наоборот, считаются полезными для него. Более того, они подталкивают человека к поиску выхода из критической ситуации. Однако длительные переживания и эмоции способны вызвать депрессивное состояние. Чтобы предотвратить его, очень важно знать навыки самовоспитания и развития силы воли.

Виды стрессов

Наиболее распространенная классификация видов стрессов такая.

  1. Эустресс, или полезный стресс. Он необходим каждому человеку, потому что именно от него зависит выброс в кровь определенного количества гормона адреналина. Этот стресс можно сравнить с пробуждением: для начала любой активности человеку нужен всего лишь небольшой толчок. Эустресс как раз выполняет функцию такого толчка.
  2. Дистресс возникает в результате действия на организм отрицательных эмоций и всегда бывает во время критического напряжения. Именно при этом состоянии у мужчин и у женщин возникают его характерные проявления.
  3. Посттравматические ситуации развиваются после перенесенных физических травм или пережитых психотравмирующих событий. Одно из проявлений такой разновидности расстройства – это недержание мочи. Оно встречается главным образом у ребенка.

Главные признаки стресса

Первые признаки этого состояния появляются уже сразу после действия поражающего эмоционального состояния.

Основные симптомы стрессового состояния:

  • постоянная раздражительность;
  • плохой и тревожный сон;
  • физическая слабость и депрессия;
  • болевые ощущения в голове, сильная усталость;
  • апатия, нежелание что-то делать;
  • понижение концентрации внимания (оно не дает возможности учиться или работать);
  • неспособность расслабиться;
  • падение интереса к окружающему миру;
  • постоянное желание плакать, жаловаться, излишняя слезливость, беспричинная продолжительная тоска;
  • жалобы на изменение аппетита (при стрессе он может повышаться либо вообще исчезать);
  • навязчивые движения и привычки;
  • суетливость;
  • недоверие к окружающим людям.

Стадии стресса

Выделяют 3 стадии стрессовых ситуаций. Они характеризуются сменой реакций торможения и возбуждения. Все стадии тесно связаны между собой. Длительность их может сильно варьироваться в зависимости от причины, вызвавшей саму стрессовую реакцию.

  1. На первой стадии человек постепенно утрачивает способность контролировать свои мысли и действия. При этом у него снижается общая сопротивляемость организма. Поведение такого человека может резко меняться: если он был, скажем, добрый, то становится вспыльчивым и злым. Вспыльчивые же индивиды часто замыкаются в себе.
  2. На второй стадии происходит сопротивление и адаптация к психоэмоциональному стрессу. Человеческий организм постепенно привыкает работать в напряженной ситуации. Индивид начинает принимать решения, которые позволили бы ему справиться с неблагоприятной ситуацией.
  3. На третьей стадии происходит постепенное истощение нервной системы. При длительном воздействии травмирующей ситуации у человека постепенно развивается хронический стресс. Это значит, что он не может самостоятельно справиться с факторами, приводящими к нервному напряжению. Постепенно развивается и усугубляется ощущение вины, тревоги. Хроническое стрессовое состояние постепенно приводит к развитию у взрослых различных соматических заболеваний. Справиться с хроническим стрессом бывает очень трудно.

Лечение стрессов

Избавиться от напряжения бывает не так уж и просто. Ошибочное и очень вредное мнение состоит в том, будто для этого нужно принять немного алкоголя. Употребление спиртных напитков может наоборот усугубить ситуацию. При посттравматической ситуации для лечения очень важно обратиться за помощью к опытному специалисту. В случае маловыраженных признаком посттравматического эпизода взрослым можно пропить курс седативных средств, успокаивающих препаратов, продающихся без рецепта врача.

Самостоятельно можно проводить курсы релаксации или аутотренинга. Существует множество методов проведения таких практик. Все они направлены на выработку умения человека правильно расслабляться. Помогут и домашние рецепты успокаивающих чаев. Народные способы приготовления лекарств могут применяться только в качестве вспомогательной терапии.

Последствия и осложнения стрессовых ситуаций очень опасные. Вылечить его можно, но для этого без помощи психотерапевта не обойтись.

Обратите внимание! Если не лечить болезнь, то у человека могут возникнуть тяжелые соматические расстройства – обострение язвы желудка, онкологические патологии. Диагноза «стресс» не существует, есть нарушения работы организма в результате стрессового фактора.

В качестве профилактики стрессового состояния важно отказаться от наркотиков, алкоголя, табака. Все это позволит повысить сопротивляемость организма и побороть стрессовые ситуации.

Смотрите видео:

Психология стресса и методы коррекции Щербатых Юрий Викторович

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:

+ в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

+ дрожании рук;

+ изменении ритма дыхания;

+ уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

+ нарушении речевых функций и т. д.

Рис. 5. Поведенческие признаки стресса.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно @@@@@7#####. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреляция между снижением работоспособности студентови такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вдали от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41–0,43 при уровне значимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим снижению работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жизни», которые отягощают проявления учебного стресса.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищии т. д. (рис. 6).Понашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса засчет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами.

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

При этом отмечалась выраженная корреляция между частотой применения алкогольных напитков и выкуриваемых сигарет (r = 0,44; р< 0,001), а также между едой и телевизором (r = 0,31; р < 0,01). Таким образом, выявляются «парные» привычки адаптационного плана, одна из которых может приводить к алкоголизации и болезням легких, а другая – к появлению избыточного веса. В то же время была отмечена отрицательная корреляция между применением сигарет и телевизора, выступающих в качестве альтернативных способах уменьшения стресса (r= -0,32; р < 0,01). В наших исследованиях также было отмечено, что неадекватные методы купирования стрессов чаще применяли люди, которые жаловались на постоянную нехватку времени и невозможность поддержания привычного режима дня. При этом нарушение режима жизнедеятельности при стрессе часто проявлялось в возрастании уровня агрессивности по отношению к окружающим (r = 0,33; р < 0,01).

Рис. 6. Неадекватные методы подавления стрессов. Частота применения оценивалась испытуемыми по 10-балльной системе, где 1 – совсем не характерно, 10 – применяю всегда.

Некоторые авторы четко не разделяют понятие «эмоциональный стресс» и «эмоциональная напряженность», отмечая, что для обоих явлений характерны изменения в мимике, проявления скованности движений, изменения в фонации и артикуляции речи, тремор мышц лица, рук и ног, такие поведенческие реакции, как суетливость или, наоборот, ступор @@@@@3#####.

Следует отметить, что анализ приведенных этими авторами ситуаций (пожар, парашютный прыжок, полет на самолете) показывает, что речь скорее идет о кратковременной эмоциональной напряженности, чем о «классическом» стрессе, обладающем достаточно длительной динамикой развертывания и проявления. Тем не менее результаты и выводы, полученные данными авторами, представляют несомненную ценность и для изучения психологического стресса. Например, они дают интересную классификацию поведенческих проявлений эмоциональной напряженности, которые имеют место и при стрессе:

+ импульсивная (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, временным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость;

+ тормозная («торпидная») форма обусловливается общей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из-за значительного понижения ресурсов нервной системы;

+ генерализованная («гипобулическая») форма, характеризуемая непредсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бороться с опасностью, а избежать ее любым путем. При этом имеют место алогичные решения, беспорядочное поведение, в том числе реверсивные действия («действия наоборот») – поступки вопреки здравому смыслу @@@@@3#####.

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

4.2. Особенности поведенческих реакций Изменение поведения при стрессе является более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные биохимические или физиологические параметры. Более часто доминирует форма поведения с повышением

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

4.3. О специфичности стимулов и реакций при стрессе Гипотеза о специфичности стимулов и реакций при психологическом стрессе проистекают из психосоматической медицины, где принято считать, что каждый тип угрозы порождает свою собственную характерную совокупность

Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович

Использование поведенческих ролей Подстройка под позитивный образ Вы можете, добиваясь своей цели, играть разные роли, в зависимости от ситуации подстраиваясь под нужный образ – тот, на который интересующая вас персона будет позитивно реагировать.Любая роль – это

Из книги В поисках памяти [Возникновение новой науки о человеческой психике] автора Кандель Эрик Ричард

2.2. Описание поведенческих типов Известный специалист по DISC Евгений Вучетич придумал замечательное образное описание этих поведенческих типов. Представьте себе четырех капитанов футбольных команд.Первый. Для этого капитана важна победа любой ценой, люди – лишь

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

5.4. Мотивация различных поведенческих типов Люди с высоким уровнем мотивации способны на невероятные поступки. Однажды один из авторов этой книги летел в Красноярск. Соседнее кресло занимал бывший золотодобытчик, которому посчастливилось в социалистические времена

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Из книги 50 упражнений, чтобы научиться отказывать автора Брекар Франс

2.1.2. Изменение когнитивных процессов при стрессе При стрессе обычно страдают все стороны когнитивной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших

Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека – пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной @@@@@4, 5, 7#####. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе Основные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при изучении психологического стресса:+ определение степени напряжения отдельных мышечных групп с помощью миограммы;+ определение степени

Из книги Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе автора Колпакова Марианна Юрьевна

Отсутствие поведенческих признаков привязанности Дети, относящиеся к этой категории, обращают на себя внимание тем, что не проявляют вообще никакого поведения привязанности к значимому лицу. Особенно примечательно, что даже в явно опасных ситуациях, которые обычно

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Упражнение 41 Составьте таблицу представлений и поведенческих реакций Опираясь на приведенную ниже модель и проанализировав свои убеждения, отмеченные в трех предыдущих упражнениях, впишите в ячейки таблицы представления и вытекающие из них поведенческие

Из книги автора

Использование поведенческих микросигналов Одним из важнейших факторов, обусловливающих эффективность презентации, является состояние группы. Состояние индивида влияет на его способность к обучению и уровень мотивации. Состояние связано с внутренним ощущением

Из книги автора

Из книги автора

Тревога в когнитивных и поведенческих подходах В бихевиоральных (поведенческих) подходах психолог не озабочен причинами тревоги, он стремится помочь клиенту изменить нежелательное поведение и сформировавшиеся нежелательные способы реагирования. Предлагаются

Из книги автора

2.2.2. Особенности поведенческих реакций Изменение поведения при стрессе является более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные биохимические или физиологические параметры. Более часто доминирует форма поведения с повышением

Из книги автора

2.2.3. О специфичности стимулов и реакций при стрессе Гипотеза о специфичности стимулов и реакций при психологическом стрессе исходит из психосоматической медицины, где принято считать, что каждый тип угрозы порождает свою собственную характерную совокупность симптомов.

Радюк О. М. – кандидат медицинских наук, Руководитель Белорусского отделения АКПП, доцент кафедры общей и клинической психологии Белорусского государственного университета (Минск)

Цель данной работы – представить вниманию профессионального сообщества модель стресса, позволяющую как углубить понимание механизма развития связанных со стрессом психосоматических заболеваний, психических и поведенческих расстройств, так и повысить эффективность терапии благодаря всестороннему рассмотрению потенциальных «мишеней» терапевтических вмешательств.
В настоящее время существуют три основных группы научных подходов к пониманию стресса: 1) стресс как ответная
реакция на беспокоящее или вредное окружение, проявляющаяся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии; 2) стресс как характеристика внешней среды с точки зрения беспокоящих или разрушающих стимулов (стресс-факторов, стрессоров); 3) стресс как взаимодействие человека и среды, как ответная реакция на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды [Водопьянова Н. Е., 2009; Нестерова О. В., 2012]. В данной работе мы будем использовать слово «стресс» в первом из трёх указанных выше значений.
Влияющие на человека стрессоры по уровню их воздействия могут быть поделены на две группы: физиологические и психологические. Физиологические стрессоры (кофеин, магнитные бури, резкие перепады температур и т.п.) «включают» стрессовую реакцию вне зависимости от их осознания человеком. Психологические стрессоры, чтобы оказать стрессогенное воздействие, в обязательном порядке должны быть осознаны. Поскольку в жизни современного человека доминирующее положение занимают именно психологические стрессоры, в целях упрощения модели мы сознательно исключили из рассмотрения стрессоры физиологические. Представленная здесь модель описывает влияние только психологических стрессоров.
Развитие стрессовой реакции начинается с осознания стрессогенной ситуации. Мысли о ситуации сопоставляются с двумя категориями когниций: 1) с опасениями – воспоминаниями о прежнем негативном опыте, связанном с подобными ситуациями; 2) с имеющимися у человека ожиданиями касательно данной ситуации. Если ситуация потенциально связана с негативным опытом либо не совпадает с ожиданиями, то она автоматически расценивается как угрожающая, что приводит к немедленному запуску стрессовой реакции и повышению уровня психоэмоционального и физиологического напряжения (рис. 1).

Рисунок 1. Запуск стрессовой реакции.

Нарастание уровня стресса приводит к появлению новых и усилению имеющихся симптомов стресса и появлению последствий стресса (рис. 2).

Рисунок 2. Симптомы и последствия стресса .

Симптомы стресса могут быть поделены на четыре группы: физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Физиологические симптомы стресса : головные боли, мигрень; нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами; запор или диарея; спазматические, резкие боли в животе; сердцебиение, ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто; чувство нехватки воздуха на вдохе; тошнота; утомление; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; частые простудные заболевания, грипп, инфекции; быстрое увеличение или потеря веса тела; частое мочеиспускание; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; чувство комка в горле; двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов.

Эмоциональные симптомы стресса : раздражительность; беспокойство; подозрительность; мрачное настроение, депрессия; суетливость; ощущение напряжения; истощенность; подверженность приступам гнева; циничный, неуместный юмор; ощущение нервозности, боязливости, тревоги; потеря уверенности; уменьшение удовлетворенности жизнью; чувство отчужденности; отсутствие заинтересованности; сниженная самооценка; неудовлетворенность работой.

Когнитивные симптомы стресса : нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «туннельное» зрение; плохие сны, кошмары; ошибочные действия; потеря инициативы; постоянные негативные мысли; нарушение суждений; спутанное мышление; импульсивное мышление; поспешные решения; мысли о собственной «ненормальности»; мысли о «смертельном заболевании»; навязчивые идеи.

Поведенческие симптомы стресса : потеря аппетита или переедание; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность; склонность к авариям; нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение и употребление алкоголя; доделывание работы дома; слишком большая занятость, чтобы отдыхать.

Представленные списки симптомов не являются исчерпывающими и охватывают лишь наиболее частые из них.

Если стресс становится слишком сильным и/или слишком длительным, его проявления могут приводить к формированию различных последствий, которые также могут быть поделены на четыре категории:

  • Психосоматические заболевания (например: гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт, инсульт, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки).
  • Психические и поведенческие расстройства (депрессии, реактивные психозы, невротические и связанные со стрессом расстройства, соматоформные вегетативные дисфункции, нарушения сна неорганической природы и т.п.).
  • Организационные проблемы (например: ухудшение психологической атмосферы в организации, повышение конфликтности, падение инициативности, снижение привлекательности работы, снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей труда, снижение трудовой мотивации, увеличение частоты перерывов, увеличение текучести кадров, уровня заболеваемости, числа несчастных случаев на производстве, числа прогулов).
  • Социальные проблемы (ухудшение социального здоровья в результате повышения уровня преступности, снижения качества жизни и т.д.).

Именно широкий спектр вызванных стрессом проблем позволяет называть данную модель универсальной.

Повышение уровня стресса нередко приводит к появлению новых и усилению существовавших ранее стрессогенных мыслей, которые, в свою очередь, вызывают ещё большее усиление стресса и его проявлений, формируя, таким образом, первый порочный круг (рис. 3; порочные круги здесь и далее выделены пунктиром).

Рисунок 3. Первый порочный круг.

Кроме того, нарастание стресса нередко приводит также и к изменению поведения человека. Как уже указывалось выше, стресс сопровождается ухудшением когнитивных функций и нарастанием эмоционального напряжения. Оба фактора, как правило, оказывают негативное влияние на поведение, приводя в итоге к усугублению стрессогенной ситуации. Так происходит формирование второго порочного круга (рис. 4).

Рисунок 4. Второй порочный круг.

Третий порочный круг формируется, когда проявления стресса становятся независимой стрессогенной ситуацией (рис. 5).

Рисунок 5. Третий порочный круг.

И, наконец, поведение может изменить мысли человека и сделать его более чувствительным к воздействию стрессогенных ситуаций в будущем. Так формируется четвёртый порочный круг (рис. 6).

Рисунок 6. Четвёртый порочный круг.

Таким образом, универсальная модель стресса включает в себя четыре основных звена (ситуацию, мысли, стресс, поведение), связи между которыми могут формировать несколько порочных кругов (рис. 7).

Рисунок 7. Универсальная модель стресса.

Модель делает очевидной неспособность симптоматической помощи коренным образом помочь в разрешении вызванных стрессом проблем. Устранение последствий стресса без влияния на механизм его развития не приведёт к сколько-нибудь долговременным положительным результатам. Для получения действительно стабильных результатов необходимо вмешательство на уровне ключевых звеньев (рис. 8).

Рисунок 8. Терапевтические мишени.

Как показано на рис. 8, существуют четыре возможных варианта эффективных интервенций: 1) устранение стрессора; 2) изменение отношения к ситуации; 3) изменение поведения; 4) снижение уровня стресса (напряжения). Первая задача, если только она выполнима, не требует профессиональной помощи и может быть решена пациентом самостоятельно. Задачи 2, 3 и 4 можно условно отнести к «психотерапевтическим», поскольку в большинстве случаев здесь используются когнитивные и поведенческие методы психотерапии (однако в релаксационных целях могут использоваться и иные методы: фармакотерапия, физиотерапия и т.д.; а в некоторых случаях решение указанных задач может выходить далеко за рамки психотерапии, как, например, при работе с организационными последствиями стресса).

Изменение отношения к ситуации успешно осуществляется с помощью методов когнитивной (рационально-эмотивной) психотерапии. Изменение поведения – задача поведенческих методов психотерапии. Снизить уровень стресса без изменения стрессогенной ситуации и вызванных ею когниций можно с помощью обучения нервно-мышечной релаксации и других релаксирующих воздействий (физиотерапии, противотревожной фармакотерапии, седативной фитотерапии и т.п.). Следует отметить, что релаксационный тренинг формально относится к поведенческим методам психотерапии, а значит, психотерапевтические задачи (изменение отношения, изменение поведения, снижение уровня стресса) могут быть успешно решены с помощью когнитивных и поведенческих методов психотерапии.

У каждого человека стресс проявляется индивидуально, поэтому выделить какой-то конкретный признак просто невозможно. Существует огромное количество признаков , как физических, так и эмоциональных.

В принципе, стресс – это нормальная реакция организма на обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на человека. При длительном воздействии стресса на организм начинает разрушаться психика.

Обязательно обращайте внимание на признаки стресса, чтобы не довести его проявления до критического уровня.

Физиологические признаки стресса

Переносятся труднее всего, так как почти всегда вызывают сбой сразу нескольких систем организма. Физические реакции, которые могут свидетельствовать о стрессе:

  1. Нарушение питания. Чаще встречается именно отказ от питания, а, следовательно, и потеря веса.
  2. Нарушения сна. Выражается, как бессонницей, так и частыми пробуждениями во время сна. Из-за этого возникает сильная усталость и как следствие снижение работоспособности.

Эмоциональные признаки стресса

Этими симптомами управлять легче всего, так как они, в большинстве случаев, зависят от волевых действий. К ним относятся:

  • увеличенная раздражительность и вспыльчивость;
  • ощущение одиночества и полной изоляции от общества;
  • в голове постоянно присутствуют глупые и тревожные мысли.

Поведенческие признаки сильного стресса

Физиологические и эмоциональные признаки имеют непосредственное влияние на поведение. Именно по реакциям человека можно с легкостью определить находиться ли он в стрессовом состоянии:

 
Статьи по теме:
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно
Куриная печень в сливках Куриная печень в сливках
Куриная печень - продукт не только вкусный, но и полезный. Надоели привычные паштеты и подливы? Приготовьте что-нибудь новенькое. Обязательно обратите внимание на такой деликатес, как в сливках. Приготовить это кушанье можно и по случаю праздничного засто
Ленивая овсянка: быстрый и полезный завтрак на все случаи жизни
Как часто мы что-то готовим на завтрак впопыхах, бегая между кухней, детской комнатой и туалетным столиком. При этом яичница подгорает, бутерброды падают маслом вниз, а задуманными всмятку яйцами впору стены разбивать. Другое дело - ленивая овсянка в банк