Колчак родился. Колчак Александр Васильевич. Биография

Будущий адмирал был рожден 16 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Семья Колчака происходила из дворянского рода, отец – Василий Иванович Колчак, генерал-майор, мать – Ольга Ильинична Колчак. Мать Александра отличалась сильно набожностью, поэтому все дети были крещены в православии.

В 1885 поступает в местную классическую гимназию, обучается там в течение 3-ех лет. Учится очень плохо, настолько, что во 2 классе, чуть было не оставили на второй год.

По инициативе отца поступает в морской кадетский корпус. Там наконец начали проявляться многочисленные таланты юного кадета, учеба для него стала делом интересным и ответственным. В своем классе Александр всегда был в числе первых по успеваемости, оказывал помощь отстающим кадетам. За время учебы несколько раз выходил в море. По переходу в старшие классы удостоился звания фельдфебеля. В 1894 году с отличием оканчивает учебу и производится в мичманы.

В дальнейшем, временно, уходит с военной службы ради науки и вверяется Академии наук. Участвует в Русской полярной экспедиции 1900-1902 годов. В ходе экспедиции занимался океанографией, изучал льды прибрежных морей, прибрежные течения. За экспедицию награждается орденом. В это же время состоится помолвка с избранницей Александра – Омировой, свадьбу, однако, приходится отложить, Колчак собирает полярную спасательную экспедицию. Опаснейшая экспедиция на пределе человеческих возможностей завершается с большим успехом, кроме основных задач, группа так же принесла значительное количество исследовательского материала.

С началом русско-японской войны, Александр переводится обратно на военную службу и участвует в войне. Участвовал в обороне Порт-Артура. После войны вновь занимается научной работой, а так же восстановлением русского флота.

В 1910-1911 годах участвует в очередной экспедиции на север. После экспедиции возвращается в морской генштаб и готовит флот к войне. В 1912 переводится служить на миноносец и далее продолжает службу на флоте, вплоть до 1914 года.

1914 год ознаменовал собой начало I мировой войны. Колчак принимал в ней активное участие, сначала участвуя в разработке планов и операций, позднее назначается командующим минной дивизией. Спустя 2 года получает звание вице-адмирала и назначается командующим Черноморского флота. Александр Васильевич весьма успешно руководил флотом, приведя его к большим успехам, не случись февральской революции и русский флот взял бы весь Босфор.

Февральская революция легла большим грузом на плечи Колчака, не дав ему закончить дело всей жизни. В итоге жесткой политической борьбы становится Верховным правителем России, и сражается в гражданской войне. Подобное предприятие было обречено на провал и в 1920 года вследствие предательства Колчак попадает в руки большевиков.

Интересные факты и даты из жизни

Из письма Колчака сыну Ростиславу: «Дорогой милый мой Славушок … Я хотел, чтоб и ты пошел бы, когда вырастешь, по тому пути служения Родине, которым я шел всю свою жизнь. Читай военную историю и дела великих людей и учись по ним, как надо поступать – это единственный путь, чтобы стать полезным слугой Родины. Нет ничего выше Родины и служения Ей»

И лёд, и флот, и эшафот. Кем для России был, есть и будет адмирал Колчак?

Имя адмирала Колчака сегодня вновь в центре политического и культурного внимания. Почему спустя почти столетие о нём заговорили снова?С одной стороны, особую актуальность приобретают его арктические исследования в связи с тем, что на международной арене сейчас ведётся активная борьба за передел территорий Северного Ледовитого океана. С другой — 9 октября российского зрителя ждёт масштабная премьера фильма « Адмиралъ » (картина выходит рекордным количеством копий — 1250), посвящённого жизни, карьере, любви и гибели Колчака.О том, насколько велика роль Колчака в российской истории, и о том, насколько его судьба может быть сегодня интересна широкому зрителю, « АиФ » попросил рассказать редактора и одного из авторов книги « Адмиралъ . Энциклопедия фильма» доктора исторических наук Юлию КАНТОР.

Арктика Колчака

— На мой взгляд, в российской истории начала ХХ века трудно найти фигуру более яркую и неоднозначную, чем Колчак. Если историческая и политическая миссия Колчака по-прежнему может трактоваться по-разному и нуждается во всестороннем свободном от идеологии изучении, то его роль как учёного, исследователя Арктики вряд ли способна вызывать противоречивые оценки. Но, увы, до сего времени она по-прежнему недооценена и малоизвестна.

Роль Колчака как выдающегося военачальника и флотоводца времён Первой мировой войны также заслуживает внимания. Он много сделал, во-первых, для создания Российского военного флота как такового. Во-вторых, Колчак внёс большой вклад в защиту берегов Балтийского моря. А изобретённые им знаменитые «минные сети», расставленные от неприятеля в Первую мировую, пригодились и во времена Великой Отечественной.

Путь на Голгофу

Немалые споры фигура Колчака вызывала и вызывает в первую очередь в связи с его деятельностью как политика. Да, адмирал абсолютно не был политиком. Однако он принял на себя должность Верховного правителя с диктаторскими полномочиями. У него не было политической программы как таковой, Колчак совершенно не умел быть дипломатом, был внушаемым и доверчивым человеком, а это губительно и в более простые исторические периоды. Кроме того, адмирал был человеком долга и чести — для политика «неудобные» качества. Но наивно предполагать в нём демократа — в его устремлениях видна отчётливая авторитарность. При этом адмирал был очень ранимым, рефлексирующим и неуверенным в себе.

Это становится совершенно очевидно, когда читаешь его личную переписку. А вместе с тем понимаешь, каких усилий ему стоило, как он сам говорил, «принять крест этой власти». Колчак прекрасно осознавал, на какую Голгофу восходит, и предчувствовал, чем для него всё может закончиться.

Сегодня выходит достаточное количество фильмов об исторических персонажах, обращаться к которым в советское время кинематографистам было запрещено. Но интерес к Колчаку особый. И кино и литература вспомнят о нём ещё не раз. Он сложная, многогранная личность, в его жизни интересно разбираться. А потом, что немаловажно для художественных произведений, через биографию Колчака проходит поразительно красивая, незамутнённая история любви — к Анне Тимирёвой . Это потрясающий по глубине и трагизму роман, разворачивающийся на фоне драматических исторических событий и имеющий документальную основу. А любовь — тема на все времена.

http://amnesia.pavelbers.com

Я прочёл несколько книг Сергея Смирнова. Все они произвели на меня неизгладимое впечатление. Но самый мощный, воистину взрывной эффект на меня оказала книга под названием «Адмирал Колчак. Неизвестное об известном». Ибо это был очень серьёзный исторический анализ, колоссальный научный труд, биография весьма неоднозначной и спорной фигуры в нашей истории. Ведь адмирал Колчак по-прежнему воспринимается многими как зловещий злодей, английский шпион, похититель-растратчик золотого запаса Империи, и кровавый сибирский диктатор. Так ведь?

Я, например, до сих пор, со школьных ещё времён, помню язвительный стишок про Колчака:

Мундир английский,

Погон французский,

Табак японский,

Правитель омский.

Несколько лет назад скудные познания россиян об адмирале Колчаке слегка разукрасил золотом погон и хрустом французской булки фильм «АдмиралЪ» . Чтобы про него не говорили разные вредные кинокритики, знатоки военно-морского дела и дотошные историки, но мне лично эта картина понравилась. Трепет знамен, туманный Петербург и солнечный Севастополь; сабля, эффектно и театрально выброшенная Колчаком-Хабенским за борт; красавец Каппель-Безруков и красавица Лиза Боярская - это всё было мне по душе. Просто красивая картина маслом. Это же ведь не документальный фильм!? Так ведь? Нельзя ругать художников за то, что они ТАК увидели АдмиралЪ-а. Предлагаю расценивать этот фильм как беллетристику! Популяризацию нашей истории. Наверняка кто-то после его просмотра стал интересоваться личностью Александра Васильевича Колчака. А через фильм рано или поздно выйдет на книгу Сергея Смирнова, равно как и на другие издания.

Из этой книги я узнал много нового о русском адмирале.

1) О научной полярной деятельности Колчака

Из-за того, что я служил в Гидрографии Северного Военно-Морского Флота СССР, да ещё на судах, которые носили имена знаменитых морских учёных, то в свое время интересовался полярными исследованиями.

Про Колчака худо-бедно что-то знал. Оказалось, что действительно и худо и бедно . Теперь пробел по этому полярнику устранён.

Александр Колчак принимал активнейшее участие в Русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля на шхуне «Заря». Это знаменитое гидрографическое судно изучало морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, искало легендарную Землю Санникова, исследовало известные и открывало новые острова в Северном Ледовитом океане.


Один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе заслужено носит имя Колчака.

Кто из вас сможет узнать вот в этом полярнике в мехах будущего «аглицкого шпиёна» и «расхитителя золотого запаса»?

На фото изображен лейтенант Колчак во время первой зимовки у полуострова Таймыр. Ему вместе с бароном Эдуардом Толлем часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки и помогать своим ездовым собакам. Полярники шхуны «Заря» совершали многодневные пешие походы по льду и снегу, и ночевали в палатках в крепкие заполярные морозы.

На следующем фото третий слева, рядом с собачкой - тоже он - будущий диктатор и Верховный Правитель России Александр Колчак.

Однажды, во время одной из многочисленных поездок он вместе с бароном Толлем за 40 дней прошёл на собачьих упряжках 500 вёрст. В ледяную стужу и в жёстких условиях таймырской зимы. Кто из нас, сегодняшних, даже при наличии спутниковых телефонов и навигаторов, при облачении в современную сверхтёплую одежду и нано-термо-бельё способен на такое!? А таких зимовок у полярников шхуны «Заря» было две. Две зимы (!) в экстремальной обстановке со стремительно тающими запасами еды и угля.

В конце той экспедиции её руководитель барон Эдуард Толль вместе с небольшой группой товарищей пропал без вести и погиб.

Позже Колчак разработал спасательную операцию по поиску группы Толля и сам руководил ею. Семь месяцев Александр Васильевич искал своего друга, обследовал все острова Новосибирской группы, но так никого и не нашёл…

Научных материалов, собранных Колчаком во время полярных экспедиций оказалось настолько много, они были настолько обширными и богатыми, что для их изучения была создана специальная комиссия Академии наук. А в 1909 году Александр Васильевич опубликовал свой самый крупный научный труд - монографию «Лёд Карского и Сибирского морей» .

Также Колчак успел принять участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана , которая была организована для разработки и освоения Северного морского пути. В её составе было два новых ледокольных парохода — «Вайгач» и «Таймыр» . Ледоколом «Вайгач» командовал лейтенант Колчак.


Впоследствии та экспедиция совершила самое последнее значительное географическое открытие на земном шаре - она нашла и нанесла на карты архипелаг Северная Земля.

Также «Вайгачём» и «Таймыром» были открыты многочисленные мысы, заливы, бухты и моря русской Арктики.

Так что, благодаря стараниям, энергии и личному мужеству гидрографа, географа, картографа, моряка и полярника Александра Васильевича Колчака мы сегодня активно пользуемся Северным Морским Путём. Тем самым путём, по которому ежегодно производится северный завоз и благодаря которому русский Север: Ямал, Таймыр, и прочее Заполярье с Приполярьем благополучно переживают долгую полярную зиму.

Сегодня на Ямале строится новейший порт Сабетта , а к нему по Севморпути прокладываются новые маршруты для морских газовозов - всё это стало возможным благодаря тому, что сто лет назад лейтенант Колчак делал промеры глубин, изучал течения, плотность и солёность воды, наблюдал за льдами и наносил на карту острова и берега.

2) Участие Колчака в русско-японской войне

В мои школьные годы об этом вообще не упоминалось. Про зверства колчаковцев в Сибири - помню. Стишок про мундир английский и табак японский - тоже помню. А вот о его подвигах в Порт-Артуре впервые узнал из книги Сергея Смирнова.


Как только Колчак узнал о начале русско-японской войны, то связался по телеграфу с Петербургом, и попросил о своём переводе из Академии Наук, к которой был «приписан», в Морское военное ведомство. Прибыл в Порт-Артур и встретился с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. И тот назначил его вахтенным начальником на крейсер 1-го ранга «Аскольд». А через две недели адмирал Макаров, которого Колчак считал своим учителем, погиб на борту флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». Корабль подорвался на японской мине.

После гибели адмирала Макарова минная война стала делом чести и жизни лейтенанта Колчака. Через несколько дней он был назначен командиром миноносца «Сердитый». Командуя этим миноносцем, он совершил два героических поступка, которые вошли в историю войны с Японией.

Сначала, совместно с минным заградителем «Амур» и миноносцем «Скорым» он принял участие в постановке минного заграждения. И на следующий день после этого на расставленных минах погибли японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима».

И это стало самым громким успехом Первой Тихоокеанской эскадры за всю военную кампанию.

А свой ГЛАВНЫЙ воинский подвиг на русско-японской войне Колчак совершил, когда, командуя эсминцем «Сердитым», поставил 16 мин в заранее облюбованном им месте. И в ночь на 13 декабря 1904 года на этих минах подорвался и затонул японский бронепалубный крейсер «Такасаго».

Этот успех был вторым по значению для русских военных моряков после потопления броненосцев «Хацусе» и «Ясима». Александр Васильевич очень гордился этим успехом.

Японская война закончилась для Колчака пленом. Раненый и больной он оказался в госпитале в городе Нагасаки. Больным офицерам было предложено либо лечиться в Японии либо возвращаться в Россию. Все русские офицеры предпочли Родину.


3) Восстановление военного флота после японской катастрофы

Флот российский потерпел сокрушительное поражение. Его требовалось возродить. Причём на совершенно новом, более современном техническом уровне. Восстановлением военного флота и занялся Александр Колчак. В этой работе он оказался одной из ключевых фигур. Он занимался планированием и организацией воссоздания морской мощи Российской Империи. Он принимал активное участие в работе Морского Генерального штаба. Читал лекции в Морской Николаевской академии, и эти лекции имели потрясающий успех. Его наперебой приглашали выступить в офицерских собраниях флотских частей и соединений. А после публикации его статьи «Какой нам нужен флот» Колчак был приглашён для прочтения доклада на заседание Государственной Думы.

Эффект от этого выступления был совершенно удивительным - лейтенант Колчак стал постоянным членом думской комиссии по обороне. Вдумайтесь - морской офицер со скромным званием лейтенанта стал принимать участие в повышении обороноспособности Государства Российского! Причем, не будучи депутатом Думы!

Благодаря его стараниям на российских стапелях были заложены линкоры типа «Севастополь», линейные крейсера типа «Измаил», качественно новые подводные лодки и легендарные, не имевшие аналогов во всём мире эсминцы типа «Новик».

Флотский историк Владимир Геннадиевич Хандорин утверждает: «все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, которые в 1941-ом году вступили в Великую Отечественную войну, были построены именно по этой программе».

Ещё раз заостряю ваше внимание - все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев, встретившие фашистов, были построены благодаря активной деятельности Колчака. Что же касается уникальных и легендарных эсминцев серии «Новик», то они успешно прослужили в советском ВМФ аж до середины 50-ых годов прошлого века. И это - тоже благодаря Александру Васильевичу Колчаку.

4) Об участии Колчака в Первой Мировой Войне на Балтике

Вот тут у меня в знаниях был не то что пробел, а ПРОПАСТЬ! И книга Сергея Смирнова этот провал засыпала фактами, цифрами и аргументами. Могу предположить, что если опросить (к примеру) десять тысяч человек, то вряд ли хоть один из них внятно расскажет о боевых подвигах Колчака в Первую Мировую. Разве что случайно попадётся школьный учитель истории, институтский преподаватель или какой-нибудь эрудит, увлечённый морской тематикой.

У меня лично был шок после прочтения информации о «самоуправстве» Колчака по самовольной установке минных заграждений в Финском Заливе в последнюю мирную ночь накануне Большой Войны. Причём, ведь когда-то уже читал об этом у писателя Валентина Пикуля, но как-то в памяти это не задержалось. Расскажу об этом героическом самовольстве чуть подробнее.

В конце июля 1914 года Россия ещё могла избежать страшной, затяжной, разорительной и кровавой войны. И прояви тогда император Николай Второй государственную мудрость, то не случилась бы последующая катастрофа с нашей страной.

Флотский офицер, капитан 1-го ранга Колчак понимал неизбежность надвигающегося вторжения, и находясь в Ревеле, в ночь на 30-е июля, ещё ДО официального объявления войны, отправил телеграмму командующему Морскими силами Балтийского моря адмиралу Николаю фон Эссену. И в той телеграмме, почти в ультимативной форме потребовал разрешения на минирование Финского залива. Мудрый фон Эссен понимал, что если он начнёт согласовывать это всё с Генштабом и нерешительным Государем Императором, то время будет упущено. И Николай Оттович «дал добро». Минная дивизия Колчака ушла в ночь. В последнюю мирную ночь. И расставила немцам неожиданные сюрпризы.

Странное дело - все, кто провозглашает своё государство Рейхом, почему-то обязательно рассчитывают на блиц-криг. Вот и 1-го августа 1914 года ударная мощь немецкого флота под боевым охранением миноносцев, устремилась в горло Финского залива. Дабы мгновенно прорвать силы обороны русских и бросить свои якоря у причалов Кронштадта и в устье Невы. И вдруг, неожиданно, там, где ну никак не ждали, пять вымпелов из состава миноносцев германского флота подорвались на минах. Откуда они взялись, эти мины!? - немцы так и не поняли. Ещё сутки назад их разведка была уверена, что Финский залив чист…

В полной растерянности любители блиц-крига повернули на свои базы. И не от величины потерь - они были некатастрофичны. Из пяти эсминцев только два навсегда вышли из строя. Но германские моряки испытали шок. Как потом выяснилось, весь Финский залив был перегорожен восемью линиями минных заграждений.

В общем, военная мудрость, настойчивость, воля и «самоуправство» капитана первого ранга Колчака устроила Германии очень большие проблемы на Балтике. Причем на несколько лет вперёд. Минные банки надёжно закрыли на замок морские ворота к столице Российской Империи до самого конца войны.

И это было только началом минной войны. Эсминцы Колчака преподнесли неприятелю множество неприятных сюрпризов. Один из них - наиболее известный случай, произошёл в акватории Мемеля. Сегодня этот литовский город называется Клайпеда. А тогда там была крупная военно-морская база Германии. Семнадцатого ноября 1914 года на выходе из своей базы напоролся на минную банку броненосный крейсер «Фридрих Карл».

Правда, очень красивый корабль? Но этот красавец ушёл на дно, причём очень красиво ушёл. Ещё раз повторю - подорвался на русских минах РЯДОМ со своей базой, в 30 милях от неё. Кстати, в начале кинофильма «АдмиралЪ» показана гибель именно этого крейсера - «Фридриха Карла».

И это ещё не всё - немцы стали подрываться на минных банках, установленных у Данцига. А это ведь Восточная Пруссия, глубокий тыл! Потом пошли подрывы рядом с островом Борнхольм - а это, между прочим, недалеко от датских проливов! И, наконец, самые неприятные неожиданности для германского императорского флота возникли в акватории Киля - главной и самой западной базы немецкого флота на Балтике!

Потери Германии на Балтике были огромны - 6 крейсеров, 8 миноносцев и 23 морских транспортных судна. Всё это демонстрировало немецкому Командованию, что его флот неспособен обеспечить безопасность не только побережья Литвы и Восточной Пруссии, но и самого Рейха. Биографы Колчака утверждают, что командующий немецким Балтийским флотом принц Генрих Прусский распорядился о запрете кораблям выходить в море до тех пор, пока не будет найдено средство для борьбы с русскими минами.

Минная дивизия Колчака откровенно и безнаказанно «разбойничала» на Балтике, особенно вдоль её южного и юго-восточного побережья. Минные банки, будто сами собой, возникали в самых неожиданных местах. К примеру, недалеко от Виндавы (это сегодняшний город Вентспилс в Латвии) на русских минах подорвался немецкий крейсер и нескольких эсминцев. По сути, именно эскадренные миноносцы Колчака стали первыми применять тактику, которую спустя годы подводники Третьего Рейха назовут «волчьей стаей». Волчьи стаи наших миноносцев терроризировали коммуникации и береговые базы немецкого флота на протяжении всей войны.

В общем, по итогам 1915-го года, потери немецкого флота в боевых кораблях превзошли потери русских в 3,5 раза , а в транспортных судах - в 5 раз. И вклад Минной дивизии Колчака в этот разгром более, чем высок. К примеру, большой успех произошёл 31-го мая 1916 года. Три колчаковских эсминца - «Новик», «Олег» и «Рюрик» - провели блестящую операцию: в течение 30-ти минут ими был потоплен целый караван сухогрузов, следующих из Швеции. На дно, вместе со шведской железной рудой ушли не только транспортные суда, но также все до единого боевые корабли охранения.

В сознании великого числа наших сограждан укоренён штамп о разгильдяйстве и моральном разложении морячков-балтийцев во время Первой Мировой. Дескать, воевать не желали, а ходили себе по Питеру с цигаркой в зубах, с красным бантом на бушлате, мели широкими клёшами мостовые, грабили винные подвалы и тискали в подворотнях кухарок. Да, было такое… но позже - в 1917 году. А до Февральской Революции большинство балтийцев воевали. И воевали очень даже хорошо! Приведенные в книге Сергея Смирнова цифры о соотношении флотских потерь говорят сами за себя.

5) О службе Колчака на Черноморском флоте и о планах взятия Константинополя

В июне 1916 года Александр Колчак был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом , став самым молодым из командующих флотами воюющих держав. При личной аудиенции у Государя вскрылся тайный смысл его перевода на юг. В Ставке решено было реализовать план, давнюю мечту русских царей - древнюю, как «Повесть временных лет». В Петербурге хотели повторить то, что получилось у Вещего Олега, прибившего щит к вратам Царьграда, и исправить то, что не смог сделать «белый генерал» Михаил Скобелев - а именно захватить Стамбул-Константинополь и черноморские проливы. Колчак немедленно выехал в Севастополь и приступил к разработке плана операции.

Интересен тот факт, что при выходе немецкого крейсера «Бреслау» из турецкого пролива Босфор Колчак лично встретил его на линкоре «Императрица Мария» и первым же залпом нанёс ему такие повреждения, что тот спешно вернулся в пролив, укрывшись дымовой завесой.

Линейный крейсер «Гёбен», который должен был сменить «Бреслау» на акватории, вообще не решился тогда выйти из Босфора. Появление русских дредноутов у турецких проливов кардинально изменило военную обстановку - тот же «Гёбен» аж до конца 1917 года вообще ни разу не выходил в Чёрное море.

А вот удравший от Колчака крейсер «Бреслау» не ушел от своей судьбы - он таки подорвался на русской мине. Её, и другие несколько десятков смертоносных «подарков» установил в турецких проливах наш подводный минный заградитель «Краб» - прошу заметить, первый в мире ПОДВОДНЫЙ заградитель!

Колчак на Чёрном море применил свою проверенную на Балтике тактику - минирование баз противника и его побережья . И эта тактика опять принесла большой успех. Болгарские порты Варна и Зонгулдак были плотно заблокированы минными заграждениями - немцы потеряли на них 6 подводных лодок. На долгое время вражеские корабли вообще исчезли из Чёрного моря.

К декабрю 1916-го года колчаковский план «Босфорской операции» по захвату Стамбула был готов, и его представили в Ставку. Этот дерзкий план предусматривал массированное наступление Кавказской армии по азиатскому побережью Турции в сторону проливов.

И как только силы немецко-турецких войск были бы отвлечены на прорыв Кавказской армии, вот тут в дело бы вступил Черноморский флот - он произвёл бы молниеносный десант в тыл обороняющегося противника, и захватил бы как Босфор, так и весь Стамбул, а потом уже и пролив Дарданеллы. Таким образом, сбылась бы давняя славянская мечта - освобождение древнего Константинополя от османов.

Ставка одобрила этот план. Началась активная подготовка к его реализации. В Крым даже стали поступать гидроаэропланы для формирования Воздушной Черноморской дивизии. Она должна была поддержать с воздуха десант на Стамбул. Пилоты занимались разведывательной работой и проводили аэрофотосъемку турецких берегов и укреплений. Флот проводил учебные стрельбы. Севастопольский Белостокский пехотный полк стал тренироваться в погрузках на корабли и высадками с них на побережье, и был уже настолько вымуштрован этими упражнениями, что, похоже, достиг навыков современной морской пехоты.

Но планы по захвату Стамбула и возвращению ему имени Константинополь не удалось воплотить в жизнь. Одна из важнейших причин - это откровенный саботаж и придворные интриги командующего Кавказской армии - той самой армии, которая должна была наступать на Стамбул по суше. По иронии судьбы ею командовал давний недоброжелатель Колчака - Великий князь Николай Николаевич. Он сделал всё возможное, чтобы бойкотировать колчаковскую операцию, и в конечном итоге сорвал её. А потом грянула Февральская Революция, и Император Николай отрёкся от престола. В стране и на флоте начались разброд и шатание.

Спустя несколько лет соратник, флаг-офицер и друг Колчака, контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов , находясь в эмиграции, напишет в своих мемуарах: «Не случись революции, Колчак водрузил бы русский флаг на Босфоре».

6) О наградном кортике, выброшенном за борт

Монархист Александр Колчак был предан престолу и отечеству. Известие об отречении Государя его крайне огорчило. Он считал, что Отечество идёт к гибели. Февральскую революцию вице-адмирал Колчак не принял. Забегая немного вперёд сообщу, что спустя несколько лет, уже, будучи Верховным Правителем России, он запретит праздновать и отмечать годовщину февральской революции - потому, что она привела к катастрофе - октябрьскому перевороту, гражданской войне, развалу Российской Империи, разрухе и страданиям, гибели и эмиграции миллионов наших соотечественников.

Самой яркой иллюстрацией отношения Колчака ко всему происходящему летом 1917 года может служить знаменитая сцена бросания за борт броненосца «Георгий Победоносец» наградного кортика. Киношники из фильма «АдмиралЪ» применили для красоты картинки какой-то декоративный палаш с изящно закрученной гардой. Всезнающая Википедия называет это почётное георгиевское оружие почему-то золотой саблей. Широкая общественность убеждена, что это была шашка, хотя надо отметить, что с шашками на флоте вообще как-то не сложилось - их там не было отродясь. А выкинул Колчак награду за Порт-Артур - Георгиевский кортик «За храбрость». Выкинул со словами, которые обошли потом все газеты, стали очень знаменитыми и вошли в историю. Он сказал революционным матросам: «Японцы, наши враги — и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!».

Колчак Александр Васильевич (4 (16) ноября 1874, Санкт-Петербургская губерния - 7 февраля 1920, Иркутск) - российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918). Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900-1903 годов (награждён Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью). Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения на Востоке России. Верховный Правитель России (1918-1920 гг.), был признан на этом посту руководством всех белых регионов, «де юре» - Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де факто» - государствами Антанты.

Александр Васильевич родился в семье представителя этого рода Василия Ивановича Колчака (1837-1913) - штабс-капитана морской артиллерии, впоследствии генерал-майора по Адмиралтейству. Свой первый офицерский чин В. И. Колчак выслужил тяжёлым ранением при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов: он оказался одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма нашли среди трупов. После войны он закончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.

Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Каменская, была дочерью генерал-майора, директора Лесного института Ф. А. Каменского, сестрой скульптора Ф. Ф. Каменского. Среди дальних предков были барон Миних (брат фельдмаршала, елизаветинский вельможа) и генерал-аншеф М. В. Берг (разбивший Фридриха Великого в Семилетнюю войну).

Начальное образование будущий адмирал получил дома, а затем обучался в 6-й Петербургской классической гимназии.

В 1894 г. Александр Васильевич Колчак закончил Морской кадетский корпус, а 6 августа 1894 года был назначен на крейсер 1-го ранга „Рюрик“ в качестве помощника вахтенного начальника и 15 ноября 1894 года был произведен в чин мичмана. На этом крейсере он отбыл на Дальний Восток. В конце 1896 года Колчак был назначен на крейсер 2-го ранга „Крейсер“ на должность вахтенного начальника. На этом корабле он на протяжении нескольких лет ходил в походы по Тихому океану, в 1899 году вернулся в Кронштадт. 6 декабря 1898 года он был произведен в лейтенанты. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием. Также он увлёкся океанографией и гидрологией. В 1899 году он опубликовал статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1898 года».

По прибытии в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью на ледоколе «Ермак» по Северному Ледовитому океану. Александр Васильевич обратился с просьбой принять его в состав экспедиции, однако получил отказ «по служебным обстоятельствам». После этого, некоторое время входя в личный состав судна «Князь Пожарский», Колчак в сентябре 1899 года перешёл на эскадренный броненосец «Петропавловск» и на нём отправился на Дальний Восток. Однако во время стоянки в греческом порту Пирей он получил приглашение из Академии наук от барона Э. В. Толля принять участие в упомянутой экспедиции

Весной 1902 года Толль принял решение направиться пешком к северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов предстояло пройти от острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены и через Якутск и Иркутск прибыли в столицу.

По прибытии в Санкт-Петербург Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию, целью которой являлось выяснение судьбы экспедиции Толля. Экспедиция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова Беннета, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.

В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак, измученный полярной экспедицией, отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.

Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней «Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова и знаменитого художника-баталиста В. В. Верещагина. Вскоре после этого Колчак добился перевода на миноносец «Сердитый». Командовал эсминцем. К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм - следствие двух полярных экспедиций - заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл 4 месяца. По возвращении был награждён Георгиевским оружием - Золотой саблей с надписью «За храбрость».

Освободившись из плена, Колчак получил чин капитана второго ранга. Главной задачей группы морских офицеров и адмиралов, в которую вошёл и Колчак, стала разработка планов дальнейшего развития российского военно-морского флота.

В 1906 году был создан Морской Генеральный штаб (в том числе и по инициативе Колчака), взявший на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич был начальником его отдела, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. Затем была составлена судостроительная программа. Для получения дополнительных ассигнований офицеры и адмиралы активно лоббировали свою программу в Думе. Строительство новых судов продвигалось медленно - 6 (из 8) линкоров, около 10 крейсеров и несколько десятков эсминцев и подводных лодок вступили в строй только в 1915-1916 гг., в разгар Первой мировой войны, а некоторые из заложенных в то время кораблей достраивали уже в 1930-е годы.

Учитывая значительный численный перевес потенциального противника, Морской генштаб разработал новый план защиты Петербурга и Финского залива - при угрозе нападения все корабли Балтийского флота по условленному сигналу должны были выйти в море и выставить в устье Финского залива 8 линий минных заграждений, прикрывавшихся береговыми батареями.

Капитан Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», спущенных на воду 1909 г. Весной 1910 г. эти суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач». В 1908 году перешёл на работу в Морскую академию. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование - монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, - «Лёд Карского и Сибирского морей» (Записки Императорской академии наук. Сер. 8. Физ.-мат. отд-ние. СПб., 1909. Т.26, № 1.).

Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью изучения Северного морского пути. В 1909-1910 гг. экспедиция, в составе которой Колчак командовал кораблём, совершила переход из Балтийского моря во Владивосток, а затем и плавание по направлению к мысу Дежнева.

С 1910 г. в Морском Генштабе занимался разработкой судостроительной программы России.

В 1912 Колчак переходит служить на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.

Для защиты столицы от возможного нападения германского флота Минная дивизия по личному приказу адмирала Эссена в ночь на 18 июля 1914 выставила минные заграждения в водах Финского залива, не дожидаясь разрешения морского министра и Николая II.

Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана операция по минной блокаде немецких военно-морских баз. В 1914-1915 гг. эсминцы и крейсеры, в том числе и под командованием Колчака, выставили мины у Киля, Данцига (Гданьска), Пиллау (современный Балтийск), Виндавы и даже у острова Борнхольм. В результате на этих минных полях подорвалось 4 германских крейсера (2 из них затонули - «Фридрих Карл» и «Бремен», 8 эсминцев и 11 транспортов.

Кроме успешной постановки мин, организовывал нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года командовал минной дивизией, затем морскими силами в Рижском заливе.

В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы.

В июле 1916 года приказом российского Императора Николая II Александр Васильевич был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом.

После Февральской революции 1917 весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить (во многом - в связи с активной большевистской агитацией). Удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, коими он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

В июне 1917 года Севастопольский совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие - вручённую ему за Порт-Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр-адмиралу В. К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота». В это время Колчак, наравне с Генерального штаба генералом от инфантерии Л. Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в военные диктаторы.

Именно по этой причине в августе А. Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США и по требованию Временного Правительства для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну.

В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже и богатую жизнь в коттедже на берегу океана. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Прибыв в Японию, Колчак узнал об Октябрьской революции, ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего и начатых большевиками переговорах с немцами

13 октября 1918 он прибыл в Омск, где в это время разразился политический кризис. 4 ноября 1918 Колчака, как популярную среди офицеров фигуру, пригласили на должность военного и морского министра в состав Совета министров так называемой «Директории» - находившегося в Омске объединённого антибольшевистского правительства, где большинство составляли эсеры. В ночь на 18 ноября 1918 в Омске произошёл переворот - казачьи офицеры арестовали четырёх эсеров-руководителей Директории во главе с её председателем Н. Д. Авксентьевым. В сложившейся обстановке Совет министров - исполнительный орган Директории - объявил о принятии на себя всей полноты верховной власти и затем постановил вручить её одному лицу, присвоив ему титул Верховного Правителя Российского государства. Тайным голосованием членов Совмина на данный пост был избран Колчак. Адмирал заявил о своём согласии на избрание и первым же своим приказом по армии объявил о принятии на себя звания Верховного Главнокомандующего.

В январе 1919 г. Святейший Патриарх Тихон благословил Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака на борьбу с богоборцами-большевиками. Ранее Патриарх Тихон отказал в благословении командованию "демократической" Добровольческой армии Юга России, организованной генералами Алексеевым и Корниловым, виновниками отрешения от престола и последующего ареста Государя Николая II. Адмирал Колчак был непричастен к этим трагическим событиям. Именно поэтому в начале января 1919 г. (перейдя линию фронта) к адмиралу Колчаку приехал священник, посланный Патриархом Тихоном. Священник привез адмиралу личное письмо Патриарха с благословением и фотографию образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля, которые были зашиты в подкладке крестьянской свитки.

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА К АДМИРАЛУ КОЛЧАКУ

«Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6 декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением "Спаси Господи люди Твоя" всеми молящимися на коленях. И вот 6 декабря 1918 г. верный Вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: "Спаси Господи!". Прибывшие войска разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешена большим красным флагом с сатанинской эмблемой. На стене Кремля была сделана надпись: "Смерть вере - опиуму народа". На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушаемый подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь "Спаси Господи!" - флаг спал с Образа Чудотворца. Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, он помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые, и место было очищено.

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как Мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич - Благословение - на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас, усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателем временного попрания Веры Православной. Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, и Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Адмирал Колчак, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга. Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе - против чудовища насилия!».

По инициативе сибирских епископов в Уфе было создано Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил архиепископ Омский Сильвестр. В апреле 1919 г. Омский Собор Духовенства Сибири единогласно утвердил адмирала Колчака временным главой Православной Церкви на освобожденных от большевиков Сибирских территориях - до времени освобождения Москвы, когда Святейший Патриарх Тихон сможет (не стесняемый богоборцами) полноценно приступить к своим обязанностям. При этом Омский Собор постановил упоминать имя Колчака во время официальных церковных богослужений.

Адмирал Колчак фактически объявил крестовый поход против богоборцев.У него собралось более 3,5 тысяч православных священнослужителей, в том числе 1,5 тысячи военного духовенства. По инициативе Колчака были даже сформированы отдельные боевые части, состоящие только из церковнослужителей и верующих (включая старообрядцев), чего не было у Корнилова, Деникина и Юденича. Это Православная дружина "Святого Креста", "333-й имени Марии Магдалины полк", "Святая Бригада", три полка "Иисуса Христа", "Богородицы" и "Николая Чудотворца". По личному указанию Колчака следователем по особо важным делам Соколовым было организовано расследование злодейского убийства Царской семьи в Екатеринбурге.

В марте 1919 войска Колчака развернули наступление на Самару и Казань, в апреле заняли весь Урал и приблизились к Волге. Однако из-за некомпетентности Колчака в вопросах организации и управления сухопутной армией (равно, как и его помощников), благоприятная в военном плане обстановка вскоре сменилась катастрофической. Распыление и растянутость сил, отсутствие тылового обеспечения и общая несогласованность действий привели к тому, что Красная армия смогла вначале остановить войска Колчака, а затем перейти в контрнаступление.

В мае началось отступление войск Колчака, а уже к августу они были вынуждены оставить Уфу, Екатеринбург и Челябинск.

В июне 1919 года Верховный Правитель России отклонил предложение К. Г. Маннергейма двинуть 100-тысячную армию на Петроград в обмен на признание независимости Финляндии, заявив, что не поступится никогда и ни за какие минимальные выгоды «идеей великой неделимой России»

4 января 1920 в Нижнеудинске адмирал А. В. Колчак подписал свой последний Указ, в котором объявил о намерении передать полномочия «Верховной Всероссийской Власти» А. И. Деникину. Впредь до получения указаний от А. И. Деникина «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» предоставлялась генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову.

5 января 1920 в Иркутске произошёл переворот, город был захвачен эсеро-меньшевистским Политическим центром. 15 января А. В. Колчак, выехавший из Нижнеудинска в чехословацком эшелоне, в вагоне под флагами Великобритании, Франции, США, Японии и Чехословакии, прибыл к пригородам Иркутска. Чехословацкое командование по требованию эсеровского Политцентра, с санкции французского генерала Жанена, передало Колчака его представителям. 21 января Политцентр передал власть в Иркутске большевистскому ревкому. С 21 января по 6 февраля 1920 велись допросы Колчака Чрезвычайной следственной комиссией.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 адмирал А. В. Колчак и председатель Совета министров Российского правительства В. Н. Пепеляев были расстреляны на берегу реки Ушаковка без суда, по постановлению Иркутского военно-революционного комитета. Постановление Иркутского военно-революционного комитета о расстреле Верховного Правителя адмирала Колчака и председателя Совета Министров Пепеляева было подписано А.Ширямовым, председателем комитета и его членами А.Сноскаревым, М.Левенсоном и управделами комитета Обориным. Текст постановления о расстреле А. В. Колчака и В. Н. Пепеляева впервые опубликован в статье бывшего председателя Иркутского военно-революционного комитета А.Ширямова

В конце Гражданской войны на Дальнем Востоке и в последующие годы в эмиграции 7 февраля - день расстрела адмирала - отмечался панихидами в память «убиенного воина Александра» и служил днём поминовения всех павших участников Белого движения на востоке страны, прежде всего погибших в ходе отступления колчаковской армии зимой 1919-1920 гг. (так называемого «Сибирского Ледяного похода»). Имя Колчака высечено на памятнике героям Белого движения («Галлиполийском обелиске») на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

В постсоветской "демократической" РФ иркутские и другие патриотические организации неоднократно пытались добиться реабилитации А.В. Колчака. В 1999 году этот вопрос рассматривался военным судом Забайкальского военного округа в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". Определением суда Колчак признан не подлежащим реабилитации. Данное определение обжаловалось в Военную коллегию Верховного Суда РФ, которая пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены вынесенного по делу судебного решения. Последний раз в реабилитации отказала прокуратура Омской области в январе 2007 года.


Биография
Русский адмирал. Среди предков А.В. Колчака - Колчак-паша, плененный войсками Миниха при взятии Хотина в 1739, бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии; многие в роду Колчака служили в армии и на флоте. Отец Александра Васильевича Колчака - Василий Иванович - воспитывался в одесской гимназии Ришелье, затем служил в морской артиллерии; прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства. Ушел в отставку в чине генерал-майора. В 1894 выпустил "Историю Обуховского завода, в связи с прогрессом артиллерийской техники", а в 1904 - книгу "Война и плен, 1853-1855 гг. Из воспоминаний о давно пережитом". Являлся франкофилом. Умер в 1913. Мать А.В. Колчака - Ольга Ильинична - родом из донских казаков и херсонских дворян (урожденная Посохова). Кроме Александра, родила двух дочерей, одна из которых умерла в детстве (на дочерей не везло и Александру Васильевичу: Татьяна, его первенец, прожила всего несколько дней; Маргарита, третья, и последняя, из его детей, скончалась в двухлетнем возрасте). При рождении Александра матери было восемнадцать. Умерла в 1894.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874. В 1888-1894 учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории.
В 1895-1899 на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, в которых начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи, пытался самостоятельно изучить китайский язык, готовился к южнополярной экспедиции, мечтая продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. В 1900 произведен в лейтенанты. При подготовке к Русской полярной экспедиции (РПЭ), участвовать в которой ему предложил барон Э.В. Толль, Колчак изучал магнитологию в Павловской магнитной обсерватории, практиковался в Норвегии у Нансена. В 1900-1902 с "Зарей" прошел путь по арктическим морям (с двумя зимовками - по одиннадцать месяцев каждая). Во время зимовок совершал дальние - до 500 верст - поездки на собачьих нартах и на лыжах. Исполнял должности гидролога и второго магнитолога. Во время плавания под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела совершенно новые очертания на картах; один из вновь открытых у берегов Таймыра островов Толль назвал именем Колчака. После навигации 1902 "Заря", добравшаяся до бухты Тикси, была раздавлена льдами и экспедиция, снятая пароходом "Лена", через Якутск прибыла в декабре в столицу. Толль, ушедший с тремя спутниками к острову Беннетта по морскому льду, не вернулся и Колчак, прибыв в Петербург, предложил Императорской Академии наук организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Когда Колчак выразил готовность возглавить предприятие, Академия дала ему средства и полную свободу действий.
В полярную экспедицию Колчак отправился женихом, затем, в период подготовки спасательной экспедиции, оказалось не до свадьбы, и Софья Омирова вновь осталась ждать своего жениха. В конце января на собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск, где тут же было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур. Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Колчак с невестой перебрались в Иркутск, где в местном географическом обществе он сделал доклад "О современном положении Русской полярной экспедиции". В условиях начавшейся войны свадьбу решили далее не откладывать и 5 марта 1904 Александр Васильевич Колчак и Софья Федоровна Омирова обвенчались в Иркутске, откуда через несколько дней и разъехались. За участие в Русской полярной экспедиции Колчак получил орден Святого Владимира 4-й степени.
В Порт-Артуре Колчак служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", артиллерийским офицером на минном заградителе "Амур", командиром эскадренного миноносца "Сердитый". На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и погиб японский крейсер "Такасаго". В ноябре, после тяжелой пневмонии, перешел на сухопутный фронт. Командовал батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость". 20 декабря, в момент сдачи крепости, из-за суставного ревматизма в очень тяжелой форме (последствие экспедиции на Север) оказался в госпитале. Попал в плен. Начав поправляться, был перевезен в Японию. Правительство Японии предложило русским военнопленным либо остаться, либо "вернуться на родину без всяких условий". В апреле-июне 1905 Колчак проделал путь через Америку в Петербург. За отличие под Порт-Артуром он был пожалован золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Святого Станислава II степени с мечами. Врачи признали его совершенным инвалидом и отправили лечиться на воды; лишь через полгода он смог вернуться в распоряжение ИАН.
До мая 1906 Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы, была подготовлена книга "Лед Карского и Сибирского морей", напечатанная в 1909. 10 января 1906 на объединенном заседании двух отделений Императорского Русского Географического общества Колчак сделал сообщение об экспедиции на остров Беннетта, а 30 января Совет ИРГО присудил ему "за необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью", высшую награду ИРГО - Большую золотую Константиновскую медаль.
После событий 1905 года офицерский состав флота пришел в состояние упадка и деморализации. Колчак оказался среди небольшого числа тех морских офицеров, которые взяли на себя задачу воссоздания и научной реорганизации русского военного флота. В январе 1906 он стал одним из четверых основателей и председателем полуофициального офицерского Санкт-Петербургского Морского кружка. Вместе с другими его членами разработал записку о создании Морского Генерального штаба (МГШ) как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. МГШ был создан в апреле 1906. Колчак, оказавшийся в числе первых двенадцати офицеров, выбранных из всего русского флота, был назначен заведывать Отделением русской статистики в МГШ. На основе предположения о вероятном нападении Германии в 1915, в МГШ была разработана военно-судостроительная программа, одним из главных составителей которой был Колчак.
В 1907 Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Колчак разработал один из проектов этой экспедиции, при его активном участии происходил выбор типа судов для нее и наблюдение за постройкой ледокольных транспортов большого радиуса действия "Вайгач" и "Таймыр", строившихся на Невском судостроительном заводе в 1908-1909. В мае 1908 в чине капитана 2-го ранга Колчак стал командиром спущенного на воду "Вайгача", оборудованного специально для картографических работ. Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. В октябре 1909 суда вышли из Петербурга, а в июле 1910 прибыли во Владивосток. В конце 1910 Колчак уехал в Петербург.
В 1912 Колчак назначается начальником Первого оперативного отдела МГШ, в его ведении - вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период Колчак участвует в маневрах Балтфлота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 он в Балтийском флоте - у Эссена, потом служил в Либаве, где была база Минной дивизии. В Либаве до начала войны оставалась и его семья: жена, сын, дочь. С декабря 1913-го Колчак - капитан 1-го ранга; после начала войны - флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту - закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (та самая минно-артиллерийская позиция Порккала-удд-остров Нарген, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была самая трудная операция - не только по военным обстоятельствам, но и по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах: тут вновь пригодился полярный опыт Колчака. В сентябре 1915 Колчак вступает в командование, сначала временное, Минной дивизией; одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915 Колчак получает высшую русскую военную награду - орден Святого Георгия IV степени. На Пасху 1916, в апреле, Александру Васильевичу Колчаку присваивают первый адмиральский чин.
После Февральской революции 1917 Севастопольский Совет отстраняет Колчака от командования, и адмирал возвращается в Петроград. Колчак получает приглашение от американской миссии, официально обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака и в качестве военного советника он отбывает в Англию, а затем в - США. Ответив согласием на предложение партии кадетов баллотироваться в Учредительное Собрание, Колчак возвращается в Россию, но октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918. В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и производстве полным адмиралом. В 1919 Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, - новой столицей назначается Иркутск. Адмирал останавливается в Нижнеудинске. 5 января 1920 он соглашается передать верховную власть генералу Деникину, а управление Восточной окраиной - Семенову, и переходит в чешский вагон, под покровительство союзников. 14 января совершается последнее предательство: в обмен на свободный проезд чехи выдают адмирала. 15 января 1920 в 9 часов 50 минут вечера по местному, иркутскому, времени Колчака арестовали. В одиннадцатом часу ночи под усиленным конвоем арестованных провели по торосистому льду Ангары, а дальше на автомобилях Колчака и его офицеров перевезли в Александровский централ. Иркутский ревком намеревался сделать открытый судебный процесс над бывшим Верховным правителем России и министрами его Российского правительства. С 22 января Чрезвычайная следственная комиссия начала допросы, продолжавшиеся до 6 февраля, когда остатки армии Колчака вплотную подошли к Иркутску. Ревком вынес постановление о расстреле Колчака без суда. 7 февраля 1920 в 4 часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на брегу реки Ушаковки и сбросилит в прорубь.
Среди произведений Александра Васильевича Колчака - "Лед Карского и Сибирского морей" (напечатана в 1909), "Служба Генерального штаба" (1912; цикл лекций об организации военно-морского командования)
__________
Источники информации:
"Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...". Москва-1996. Издательская группа "Прогресс", "Традиция", "Русский путь"Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru
 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен