Конспект по фэмп «измерение длины. Конспект занятия для детского сада по математике на тему «Измерение длины

Тема: «Измерение длины»

Задачи:

1. Дать представление о числе как результате измерения длины.

Упорядочивать предметы по количеству, размеру;

Определять свое местонахождение среди объектов окружения.

3. Продолжать формировать представление о понятиях «четырехугольник», «треугольник».

Демонстрационный материал : 2 домика, 2 тропинки, условная мерка — полоска бумаги; 2 гнома (плоскостные); весы, 2 пакета с сахаром, совок.

Раздаточный материал: 5 кубиков; 5 мячей; предметные карточки; треугольники, четырехугольники.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом перед доской. На доске прикреплены 2 домика, 2 тропинки, ведущие к ним, и два гнома (плоскостные).

Жили два веселых гнома,

Вот их два чудесных дома.

И тропинки к ним ведут,

Гномики домой идут.

Но один идет хохочет —

Его тропинка чуть короче.

А другой не унывает,

Что по длинной он шагает.

— В какой дом гном придет быстрее? Почему вы так решили?

Дети объясняют, что одна тропинка длинная, другая короткая.

— Как вы измерили эти тропинки? Вы определили это на глазок. А можно более точно определить длину. Чем измеряют длину? (Предположения детей.)

— Чем только ни измеряли раньше длину: пальцами, локтями, руками. Сейчас существуют линейки, сантиметровые ленты. А если нет линейки? Можно измерить меркой.

Воспитатель показывает мерку — полоску бумаги. Объясняет детям, что с помощью этой мерки можно измерить длину.

— Посмотрите, как я буду это делать. Кладу мерку в начале тропинки. Я один раз положила мерку. Отложите один кубик. Сразу же кладу еще раз мерку. Отложите еще один кубик. И еще раз вмещается мерка. Отложите еще кубик.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (3 раза.)

— Теперь измерим другую тропинку.

Воспитатель проделывает то же с другой тропинкой.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (2 раза.)

— Теперь сразу видно, что одна тропинка длиннее.

Сахар гномики купили,

Целый день его делили.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

Дети проходят за столы. На столах лежат карточки с нарисованными на них предметами (от 1 до 5).

— Гномики решили убраться в квартире и положить разбросанные предметы в ряд. Положите в ряд карточки с предметами от 1 до 5, начиная с карточки с одним предметом.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет. Затем обращает внимание детей на мячи и кубики.

Гномики игрушки взяли,

Их, конечно, не убрали.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

— Разложите, девочки, по порядку мячи: от самого большого до самого маленького.

— А мальчики разложат по порядку разбросанные кубики, начиная с самого маленького.

Воспитатель закрепляет с детьми понятия: «самый большой», «самый маленький», «поменьше», «побольше» и т.п.

— А сейчас возьмите все по одной геометрической фигуре. Гномики приготовили их для вас и хотят с вами поиграть. Задание такое:

У кого треугольники, встаньте с правой стороны стола;

У кого четырехугольники, встаньте так, чтобы доска была

сзади вас;

У кого прямоугольники, встаньте так, чтобы стол был впереди вас.

Воспитатель благодарит детей за работу.

Цель: Формирование начальных математических знаний.

Задачи:

  • Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
  • Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
  • Закреплять умение называть последовательно дни недели, времена и месяцы года.
  • Закреплять умение ставить знаки «больше», «меньше», «равно»;
  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитывать интерес к математике, умение слушать указания взрослых.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, карточка с изображением квадрата, конверт, карточки с арифметическими знаками, картины для решения задач.

Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы, полоски картона (условные меры), карандаши, листочки в клетку.

Ход занятия

Воспитатель. - Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый (выставляю на доску картинку Незнайки).

Мальвина задала домашнее задание Незнайке, а он не знает, как с ним справиться. Вот он и пришёл к вам за помощью. Вы поможете ему? (Да.)

Тогда начнем наше занятие, а Незнайка посмотрит и поучится у вас.

А за каждое выполненное задание Незнайка будет дарить вам по букве, чтобы мы смогли сложить из них слово.

1 задание «Подумай и ответь»

Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч.

Назовите 4 времени года?

Какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев? Назовите их.

Назови зимние месяцы.

Какой месяц идет после января?

Сколько дней в неделе?

Какой день недели сегодня?

Какой был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Назовите выходные дни.

Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?

Какое число меньше 5 на 1?

Назовите соседей числа 8; 4; 6

Какое число идет за числом 5; 1; 7.

Какое число стоит перед 8; 6; 4.

Воспитатель. Молодцы! Справились с первым заданием. И за это Незнайка дарит вам букву «С» (выставляю её на доске).

Садитесь за столы. Не забывайте, что спинка за столом должна быть прямая. Ну что вы готовы? (Да.)

2 задание. «Реши задачи»

А сейчас я предлагаю вам научить Незнайку решать задачи. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача? (Условие, Вопрос, Решение, Ответ.)

Что такое условие? (это то, что нам известно).

Что такое вопрос к задаче? (это то, что нам нужно узнать).

Что такое решение задачи? (это то, что можно сложить или вычесть).

Что такое ответ? (это то, что получилось и известно нам).

1 задача.

Сколько утят купалось в заводи?

Сколько утят вышло на сушу?

Давайте составим про них задачу.

Что говорится об утятах?

(утята плавали в заводи)

Сколько их было сначала?

Сколько утят вышло на берег?

Утят меньше или больше стало плавать?

Если меньше, то что нужно сделать сложить или вычесть?

А какой вопрос в задаче? (сколько осталось плавать утят?)

Теперь давайте составим задачу.

Ребенок. 9 утят плавали в заводи. 1 вышел на берег. Задайте вопрос к задаче.

Ребенок. Сколько утят осталось плавать?

Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (вызванный ребенок выкладывает из цифр пример к задаче 9-1=8).

2 задача. Давайте решим еще задачу. Посмотрите, на доске 2 аквариума. Сколько рыбок в аквариуме слева? Сколько рыбок в аквариуме справа?

Какой в этой задаче можно задать вопрос? (сколько рыбок в 2 аквариумах?)

Кто попробует составить задачу?

Ребенок. В аквариуме слева плавают 4 рыбки, в аквариуме справа плавают 3 рыбки.

Кто задаст вопрос к задаче?

Ребенок. Сколько рыбок плавает в 2-х аквариумах?

А теперь нужно выложить решение цифрами и знаками на доске. А все ребята запишут решение на листочках. Молодцы. Незнайка вам дарит букву «П».

Физкультурная минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка. плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками за колени коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Отдохнули. Проходите на свои места и продолжим помогать Незнайке.

3 задание. Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы». Воспитатель уточняет: «Куда вы пойдете в первый день осени? Как называется первый месяц осени?»

У детей карточки со схемами пути от дома до школы.

Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от дома до школы: «Как узнать длину дороги до школы? (Измерить.) Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)

Чем можно измерить длину дороги? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем измерять дорогу от дома до школы с помощью условной мерки. Сейчас я напомню вам способ измерения условной меркой. Нужно приложить мерку так, чтобы край мерки и начало дороги совпали. С помощью карандаша проводим линию по противоположному краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии и снова отмечаем карандашом.

А теперь самостоятельно на своей картинке измерьте длину дороги. Сначала измерьте длину дороги до поворота и запишите, сколько раз мерка полностью уложилась на полоску. А затем измерьте длину дороги после поворота, и также запишите в квадрате, сколько раз уложилась мерка после поворота.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Чему равна длина дороги от дома до поворота? (Дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой.) Чему равна длина дороги от поворота до школы? Чему равна длина дороги от дома до школы? Как вы узнали длину дороги?» (Сложили количество мер и обозначали результат цифрой.)

Молодцы, справились и с этим заданием. Получаете от Незнайки букву «А».

4 задание. Игровое упражнение «Рисуем фигуры».

Воспитатель предлагает детям отгадать, какая фигура нарисована на листе бумаги, лежащем в конверте. Для этого дети должны правильно выполнить задание: От точки слева направо проведите линию длиной в три клетки, затем сверху вниз проведите еще одну линию длиной в три клетки, потом проведите справа налево 3 клетки и, наконец, снизу вверх 3 клетки».

Какая фигура получилась? (воспитатель показывает карточку с изображением квадрата). За это задание вы получаете от Незнайки букву «С».

5 задание. «Слуховой диктант».

Нарисуйте в прямоугольнике:

В правом верхнем углу – квадрат;

В левом нижнем углу – шарик;

В правом нижнем углу – треугольник;

В левом верхнем углу – круг;

В середине - овал.

Где нарисовали шарик? (в левом нижнем углу)

Где нарисовали квадрат? (в правом верхнем углу)

Где нарисовали овал? (в середине прямоугольника).

Все справились с диктантом? Молодцы. Вот вам в подарок буква «И».

6 задание. «Сравни числа и поставь знаки» (работа за столом)

Воспитатель показывает карточки со знаками «>», «<», «=»и уточняет, что они обозначают:

«Птичка клювик повернула

Там, где больше вкусного,

А где меньше – отвернулась,

Ничего не скушала.»

Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек – на меньшее число

Раздать детям карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8.

И с этим заданием почти все справились. Вот вам буква «Б»

7 задание. «Соедини точки по картинке» (дети по очереди выходят к доске). И последнее задание выполнили. Получаете в подарок букву «О».

Вот и помогли мы с вами Незнайке выполнить все задания. Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось? (Дети читают: «СПАСИБО».)

Воспитатель. Это Незнайка благодарит нас за помощь в выполнении домашнего задания. Я тоже говорю вам спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились. И за это Незнайка дарит вам вот такие значки.

Нарисуйте солнышко с улыбкой, если вам понравилось сегодня на занятии и если не понравилось, то солнышко грустное – без улыбки.

Используемая литература:

Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений» (подготовительная группа).

Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.

Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?

Чем отличаются друг от друга кувшины?

Воспитатель помогает уточнить.

Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.

Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.

В какой кувшин вошло больше воды?

А что нужно сделать, чтобы узнать?

Чем будем измерять?

Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:

Посчитаем, сколько стаканов получилось.

Что же мы ответим Леопольду?

Воспитатель напоминает вопрос.

Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит:


Второй вопрос от Леопольда: Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.

Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:

Это литровая банка и помещается сюда литр воды.

Воспитатель заполняет её водой и говорит:

Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?

Верно!

Воспитатель достаёт две пол-литровые банки и говорит:

В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?

Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаёт детям вопросы:

Алёша, повтори, что ты сейчас сделал?

Что мы узнали?

Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!

Воспитатель:

А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?

Что надо сделать?

Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.

Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:

В литр помещается пять стаканов!

Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.

Давайте решим с вами, что напишем Леопольду?

Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.

Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр - это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.

А давайте Леопольду отправим литровую и пол-литровую банки.

Козлова Людмила
Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины»

Тема : «Измерение длины » . Цель измерения .

Образовательная область : Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений .

Интегрированные образовательные области : «Речевое развитие» , «Физическое развитие» .

Цель : Познакомить с элементарными способами измерения .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить с элементарными способами измерения , сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения .

Учить измерять меркой .

Развивающие :

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к математике .

Развивать навыки сотрудничества.

Методические приемы :

Игровой,

Наглядный,

Словесный,

Проблемно-поисковый,

Поощрение.

Формы работы :

Фронтальная,

индивидуальная,

подгрупповая ,

совместная. Материал : квадраты различного размера, мерки.

Организационный момент : Приветствие.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть - встаём,

Но один никто не будет

Мотивационно - ориентировочный этап.

Воспитатель : Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам в группу .

На завтрак съел он только луковку, Но никогда он не был плаксой. Писать учился носом буковки И посадил в тетрадке кляксу. Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло …. (Буратино.)

Воспитатель : Буратино не может, но хочет научиться сравнивать и измерять длину предметов . Как нам помочь ему? (ответы детей) .

Практический этап.

Сравнение предметов по длине , высоте. Воспитатель : Посмотрите, на столе перед вами лежат полоски разной длины и ширины . Какая полоска длиннее ? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше? (ответы детей) Что значит длиннее ? (это значит больше по длине .) - Что значит короче? (это значит меньше по длине .) – Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы.

Сравните предметы, отличающиеся по объему в целом. - Когда предмет больше по длине , и по высоте, и по ширине, о нем говорят, что он больше другого, а о предмете, меньшем по длине , ширине, высоте, - что он меньше.

Физминутка «Буратино» . Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель : А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений . Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину , ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение . Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног . Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения . Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая - расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Воспитатель : Давайте вместе измерим длину ленты . (измеряем локтем , пядью) . Почему получились разные результаты?

Дети : У всех разная длина локтя , ладошки.

Воспитатель : Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех мерки. То чем измеряют , называется меркой. У нас меркой будет служить красная картонная полоска. Сейчас мы посмотрим, сколько раз она уложится по длине ленточки .

Воспитатель : Правила измерения линейных величин : начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина .

Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

Воспитатель : Как узнать, которая дорожка короче? (ответы детей) .

Сравните дорожки между домиками.

Сначала «на глаз» , затем путем наложения и приложения. (Ответы детей)

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы . (Ответы детей) .

Гимнастика для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Рефлексивно - оценочный этап. Воспитатель : Буратино, тебя дети научили пользоваться меркой? Что такое мерка? Для чего она нужна? Что мы сегодня измеряли с помощью мерки ? (Ответы детей) . Буратино пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. Ребята, а что бы вы хотели узнать на следующем занятии ? (ответы детей) .

Публикации по теме:

Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек кюизенера). Конспект по развитию математических представлений в старшей группе. Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек кюизенера).

Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение». Цель: усвоить детьми понятие «Измерение» и способы измерения длины и ширины предметов. Задачи: Образовательные: - учить детей находить.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Измерение жидких веществ с помощью условной меры» МБДОУ детский сад «Звездочка» Павловский район Конспект занятия

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен