Конспект занятия «Кто такие насекомые? Школьный атлас-определитель насекомых Определить насекомое по фотографии

Лабораторная работа №10

Цель работы: научиться определять насекомых до отрядов; выявить наиболее характерные признаки отрядов насекомых.

Объекты и оборудование: набор фиксированных (предварительно размягченных на тарелке с влажным песком): стрекоз – стрелок, кобылок, клопов – щитников, тлей, майских и колорадских жуков, жуков – щелкунов; бабочек – белянок, ос, пилильщиков, слепней, мух; коллекции насекомых без определительных этикеток; ручная лупа, препаровальная игла; определитель насекомых, например: Мамаев Б.М. Школьный атлас – определитель насекомых. – М.: Просвещение, 1985.

Ход работы:

Определить насекомое - это значит правильно установить его систематическую принадлежность к отряду, семейству, роду и виду. Для этого созданы определительные таблицы, учитывающие наиболее характерные признаки насекомых: количество и характер крыльев, строение ротовых органов, тип конечностей и др.

В определительную таблицу включены только 8 важнейших отрядов. Начинать определение надо с первого пункта определительной таблицы (тезы), если этот пункт подходит, то от него необходимо перейти к следующему (обозначен в конце строки цифрой). В случае, если приведенный в тезе признак не подходит к определяемому насекомому, тогда необходимо выбрать противоположный признак (антитеза, обозначенный как 0). Определение заканчивает тогда, когда в конце подходящего пункта имеется название отряда насекомых.

Для уточнения видового названия необходимо разыскать в определителе цветные таблицы, на которых изображены насекомые данного отряда. При совпадении формы, окраски и размера насекомого и его изображения в атласе можно считать определение законченным. Выпишите все признаки, которые были вами найдены в определительной таблице.

Определительная таблица важнейших отрядов насекомых

1(0) Крыльев одна пара, равных по величине. Вторая пара видоизменена в жужжальца. Ротовой аппарат. Ротовой аппарат лижущий в виде хоботка. Брюшко не имеет придатков отряд двукрылые

0(1) Крыльев две пары

2(0) Крылья одинакового размера. Жилкование крыльев сетчатое. В верхней части передних крыльев имеются утолщение. Ротовые органы грызущие. Голова с крупными глазами и короткими усиками. Брюшко имеет придатки (церки) отряд стрекозы

0(2) Первая и вторая пары крыльев разного размера

3(0) Крылья непрозрачные

0(3) Крылья непрозрачные

4(0) Крылья пленчатые, могут отсутствовать. Ротовой аппарат колюще – сосущий в виде хоботка. Размеры тела небольшие отряд Равнокрылые

0(4) Крылья с сетью крупных ячеек. Ротовой аппарат грызущее – лижущий или грызущий. Брюшко подвижно соединено с грудью и имеет яйцеклад.



отряд Перепончатокрылые

5(0) Крылья покрыты чешуйками, создающими рисунок. Ротовой аппарат сосущий в виде спирального хоботка отряд Чешуекрылые (Бабочки)

0(5) Первая пара крыльев наполовину кожистая, наполовину пленчатая.). Ротовой аппарат колюще – сосущий отряд Полужесткокрылые (Клопы)

0(5) Первая пара крыльев твердая, не имеет жилок (надкрылья). Вторая пара – пленчатые с жилками (сложены под первой парой). Ротовой аппарат грызущий отряд Жесткокрылые (Жуки)

0(6) Первая и вторая пары крыльев имеют жилки. Первая пара крыльев кожистая, длинная. Вторая пара – веерные пленчатые, широкие (сложены под первой парой) Задние ноги прыгательные. Брюшко имеет придатки (церки) .

Основная статья : Наружная морфология насекомых

Морфология насекомого
A - голова B - грудь C - брюшко
1. антенна
2. глазки (нижний)
3. глазки (верхний)
4. сложный глаз
5. мозг (cerebral ganglia)
6. переднегрудь
7. дорсальная артерия
8. трахеи
9. среднегрудь
10. заднегрудь
11. переднее крыло
12. заднее крыло
13. средняя кишка (желудок)
14. сердце
15. яичник
16. задняя кишка (кишечник, прямая кишка и анальное отверстие)
17. анус
18. вагина
19. абдоминальный ганглий
20. мальпигиевы сосуды
21. pillow
22. челюсти
23. лапка
24. голень
25. бедро
26. вертлуг
27. fore-gut (crop, gizzard)
28. грудной ганглий
29. тазик
30. слюнная железа
31. подглоточный ганглий
32. ротовой аппарат

Размеры тела 0,2-330 мм (у современных представителей), обычно в пределах 1-50 мм. Покрывающее тело кутикула является частью кожи, образуя плотный наружный панцирь, или экзоскелет , но в ряде случаев она мягкая и тонкая. Наружная кутикула подразделена на отдельные щитки - склериты (sclerites ), и вследствие своей плотности благоприятна для развития на ней различных образования - вдавлений, бороздок, бугорков, рёбрышек, мелких волосков -хетоидов и др. К кутикуле причленяются также подвижные кожные волоски - хеты , имеющие иногда характер щетинок или чешуек.

Окраска тела и его частей очень разнообразна, зависит от пигментов, располагающихся в кутикуле или подстилающей её гиподерме, либо обусловлена оптическими явлениями, связанными со структурой кутикулы. Ввиду большой стойкости оптическая и кутикулярная пигментная окраски остаются почти неизменными после смерти; гиподермальная же пигментная, напротив, быстро разрушается. Нередко пигмент образует вдоль или поперёк тела полосы, в последнем случае они называются перевязями (fasciae ). Часто это связано с явлением мимикрии .

Тело насекомых подразделяется на три сегментированных отдела - голова, грудь и брюшко. Каждый сегмент подразделяется на четыре части - верхнее полукольцо называется тергит , нижнее полукольцо называется стернит , а боковые стенки - плейриты . При обозначении взаимного расположения частей тела и органов терминами «дорсальный» (dorsalis ) обозначают верхнюю сторону тела, а «вентральный» (ventralis ) - нижнюю сторону. Также выделяют мезосому (у муравьёв из трёх грудных сегментов и первого абдоминального сегмента проподеума) и метасому (стебелёк и брюшко).

Голова

Голова (caput ) внешне нечлениста, но произошла в результате слияния 5 сегментов в процессе олигомеризации тела. Сохранившимися конечностями этих сегментов являются усики , или антенны первые (antennae ) и 3 пары ротовых челюстей - нечленистые верхние челюсти , или мандибулы (mandibulae ), членистые нижние челюсти , или максиллы (maxillae ) и членистая, внешне непарная нижняя губа (labium ), являющаяся второй парой нижних челюстей, слившихся между собой. Различают несколько типов ротовых органов, из которых первичным является грызущий , предназначенный для разрывания и поглощения более или менее твердой пищи. В процессе эволюции возникло несколько модификаций этого исходного типа для потребления жидкой пищи, которые у разных сосущих групп насекомых устроены по-разному. В одних случаях сосание связано с проколом пищевого субстрата и возникает колюще-сосущий ротовой аппарат (клопы , тли , комары и др.), в других прием пищи не сопровождается проколом, как, например, у бабочек . Особую модификацию представляет мускоидный тип ротового аппарата, возникший у мух и приспособленный к потреблению как жидкой, так и твердой пищи. Другой путь развития исходного ротового аппарата наблюдается у скрыточелюстных , нижняя губа которых слилась с т. н. оральными складками , образовав парные челюстные карманы , в которые погружены мандибулы и максиллы.

Твёрдой основой головы является черепная коробка (epicranium ). На голове различают переднюю поверхность - лоб (frons ), который сверху переходит в темя (vertex ) и далее назад - затылок (occiput ). Спереди ото лба лежит хорошо обособленная пластинка - наличник (clypeus ) и далее вперед (вниз) - верхняя губа (labrum ), подвижный пластинчатый кожный выступ, прикрывающий сверху ротовые органы. На боках головы, под глазами, различают щёки (genae ), сзади переходящие в виски (tempora ), а снизу лежит горло (gula ). С боков головы расположены сложные глаза (oculi ), состоящие из множества зрительных единиц - омматидиев и являющиеся основными органами зрения. Кроме этого, между сложными глазами обычно расположено 1-3 простых глаз , или глазков (ocelli ). В зависимости от биологии положение головы неодинаково. Различают гипогнатическую голову (caput hypognathum ) - с ротовыми органами, обращёнными вниз, подобно ногам, и прогнатическую голову (caput prognathum ) - с ротовыми органами, обращёнными вперёд. Первый тип обычно характерен для растительноядных, а второй - для хищных насекомых.

Типы усиков насекомых

Усики сидят по бокам лба, между глазами или впереди них, нередко в хорошо обособленной усиковой впадине. Они очень разнообразны, характерны для разных групп насекомых. В своей основе усики состоят из утолщённого основного членика, называемого рукояткой (scapus ), за которым следует ножка (pedicellus ), и начиная с третьего членика располагается основная часть - жгутик (flagellum ). Различают несколько типов усиков (см. рис.).

Грудь

Грудь (thorax ) состоит из трех сегментов - передне-, средне- и заднегруди (pro-, meso-, metathorax ). Тергиты груди называются спинкой (notum ), а стерниты - грудкой (sternum ). Соответственно 3 сегментам груди различают передне-, средне- и заднеспинку (pro-, meso-, metanotum ) и также передне-, средне и заднегрудку (pro-, meso-, metasternum ). Каждый плейрит груди подразделяется швом, по крайней мере, на два склерита - спереди эпистерн (episternum ) и сзади эпимер (epimerum ). Прикрепление к груди органов движения превращает её в локомоторный центр тела, увеличивает размеры за счёт развития мощной мускулатуры и сильному изменению и усложнению описанных выше склеритов.

Нога насекомого

Ноги (pedes ) причленены к груди снизу, обычно сидят в тазиковых впадинах и состоят из тазика (coxa ), вертлуга (trochanter ), бедра (femora ), голени (tibia ) и лапки (tarsus ). Тазик и вертлуг обеспечивают необходимую подвижность ноге. В некоторых случаях вертлуг состоит из двух члеников. Бедро является самой крупной и сильной частью ноги, так как имеет мощную мускулатуру. Его сочленение с голенью называют коленным , а прилегающую к нему часть - коленом (geniculus ). Голень по длине примерно равна бедру, но тоньше его, снабжена шипами (spinae ), а на вершине - шпорами (calcariae ). Лапка обычно расчленена, состоит из 2-5 члеников, на вершине несёт пару коготков (unguiculi ), между которыми располагается широкая присоска - аролий (arolium ) или узкий эмподий (empodium ). Соответственно образу жизни ноги подверглись разнообразной специализации, поэтому различают несколько их типов.

Крылья

С совершенствованием полёта от относительной независимости крылья насекомых «переходили» к сцеплению друг с другом различными способами, функционируя как единый орган с перемещением основной нагрузки на первую пару. Другими словами, происходил процесс диптеризации (от лат. названия отряда двукрылых). С дальнейшей эволюцией задняя пара сокращается в размерах, а затем и утрачивается. Возникает высший этап полёта насекомых - морфологическая двукрылость. Всё сказанное определяет выдающуюся роль строения крыльев в классификации и понимании эволюции насекомых.

Брюшко

Брюшко (abdomen ) состоит из многих, в целом однотипных, сегментов, исходно из 10, не считая хвостового компонента - тельсона , но в таком виде оно есть лишь у некоторых первичнобескрылых и зародышей. Нередко число сегментов сокращается до 5-6 и менее. На VIII и IX сегментах находятся половые отверстия и очень часто - наружные половые придатки, поэтому эти сегменты обычно называют генитальными. Прегенитальныесегменты у взрослых, как правило, лишены придатков, а постгенитальные имеют развитый лишь тергит X сегмента, тогда как XI сегмент редуцирован и свойственные ему придатки - церки (cerci ) переместились на X сегмент. Строение церков весьма разнообразно, а у высших форм они атрофированы. Остатками постгенитальных сегментов являются лежащие дорсально вокруг анального отверстия склериты - сверху анальная пластинка (epiproctus ), по бокам и снизу нижние анальные створки (paraproctes ). Иногда (тараканообразные , уховертки) анальной пластинкой называют именно X тергит. Придатками генитальных сегментов являются у самца грифельки (styli ) - на IX стерните, у самки - яйцеклад (oviductus ) - парные выросты генитальных сегментов, являющиеся видоизмененными конечностями. IX стернит самца образует гипандрий , или генитальную пластинку (hypandrium ), но нередко генитальной пластинкой именуют последний видимый стернит вообще, который у самок некоторых перепончатокрылых яйцеклад превращен в жало , хотя используется и по прямому назначению тоже). При редукции настоящего яйцеклада у некоторых групп (например, у многих жуков) возникает вторичный, телескопический яйцеклад из сильно уменьшенных в диаметре вершинных сегментов брюшка.

На конце брюшка самца располагается копулятивный аппарат, имеющий сложное и невероятно разнообразное строение у разных отрядов. Обычно в его составе имеется непарная часть - пенис (penis ), имеющий сильно склеротизированную концевую часть - эдеагус (aedeagus ). Строение копулятивного аппарата имеет важнейшее значение в систематике, так как его строение заметно различается даже у видов-двойников; часто его изучение позволяет решить труднейшие вопросы классификации родов, семейств и пр.

Внутреннее строение

Весь жизненный цикл, называемый генерацией , протекает у разных видов в течение неодинакового времени. Многие виды имеют короткую продолжительность генерации дают одну, две или три генерации в один год и называются, соотвественно, одно-, дву- и трехгенерационными . У других одна генерация продолжается много лет (так, у черного таракана развитие длится 4 года, а у семнадцатилетней цикады - соответственно, 17 лет!). Другой существенной стороной жизненного цикла видов является время протекания в природе тех или иных фаз развития. Так, зимовка видов, обитающих в умеренном поясе может проходить на стадии яйца, личинки, куколки либо имаго; соотвественно этому меняется время протекания других фаз в течение вегетационного периода . Следовательно, виды могут отличаться друг от друга не только количеством генераций в году, но и временем протекания отдельных стадий развития, то есть годичным циклом .

Иногда годичный цикл осложняется задержкой развития той или иной фазы - диапаузой , сопровождающейся понижением обмена веществ и прекращением питания. Внешне создается впечатление остановки развития. Диапауза контролируется как внешними (температура, длина светового дня и др.), так и внутренними (гормональными) факторами, являясь одной из форм приспособления насекомых к жизни в странах с резкими сезонными изменениями климата. Многие диапазирующие насекомые при вынужденном развитии без диапаузы (например, в лабораторных условиях) испытывают нарушения онтогенеза или погибают.

Само собой разумеется, что между всеми рассмотренными типами специализации есть переходы, но они вопреки ожиданию не столь многочисленны.

Места обитания

Насекомые обитают в подавляющем большинстве известных наземных биотопов , заняв такие негостеприимные экосистемы, как высокогорье, глубокие пещеры а также зарождающиеся экосистемы недавно образовавшихся островов вулканического происхождения. Известны и морские насекомые, относящиеся к особому семейству водомерок из отряда полужесткокрылых (кроме них, в прибрежных соленых водах редко поселяются другие, типично пресноводные клопы).

Избирательность стаций (местообитаний) является весьма существенным и характерным свойством насекомых. Каждый вид имеет свой набор стаций - в одних случаях разнообразный, в других ограниченный экологическими рамками и иногда сведенный к единственному типу местообитания. Однако часто вид не ограничивается заселение только лишь одной стации: проявляется закономерное изменение видами своих местообитаний. Смена стаций может быть зональной, вертикальной, сезонной и годичной.

Зональная смена стаций свойственна многим трансзональным видам (то есть видам, ареал которых пересекает несколько природных зон): при продвижении к северу ареала избираются более сухие, хорошо прогреваемые открытые местообитания, в то время как при продвижении к югу заселяются более увлажненные и затененные стации, часто с густым растительным покровом. Особой формой зональной смены стаций является зональная смена ярусов - переход в сухих частях ареала наземных видов к подземному образу жизни. Вертикальная смена стаций аналогична зональной, но характерна для горных условий. Если горная система подпирается аридными ландшафтами - степями или пустынями, а низинная часть арела отодвинута от горной к северу, тогда с повышением уровня виды переходят в более увлажненные стации. При контакте низинной и горной частей ареала повышение вертикального уровня вызывает перемещение видов из более влажных стаций в менее увлажненные и более открытые.

Сезонная и годичная смены стаций протекают уже во времени являются следствием вынужденных миграций вида в результате изменений микроклимата, погодных условий и состояния растительного покрова. Первая характерна для областей с жарким летом и заключается в переходе в более увлажненные стации. Годичная смена стаций вызывается отклонением климатических показателей от средней нормы и приводит в сухие годы к перемещению ряда видов во влажные стации и, наоборот, во влажные годы - к перемещению в сухие стации.

Экологической основой смены стаций является строгое подчинение своему экологическому стандарту. В результате изменяется тип заселяемых стаций, что приводит в конечном итоге к изменению экологии вида, стимулирует внутривидовую дифференциацию и становится фактором эволюции. Нередки случаи, когда в разных зонах вид предаставлен разными подвидами или даже дифференцировался на два очень близких вида.

Географически увеличенная стация представляет собой ареал . Для многих насекомых известны сплошные ареалы, хотя в классе, как выясняется в последнее время, относительно высока доля видов-двойников, порой различающихся лишь по биохимическим особенностям. Также, как и ареалы других дивостных, ареал насекомых характеризуется принадлежностью к одной или нескольким зоогеографическим областям . Некоторые исследователи полагают, что можно создать единую подробную схему зоогеографического районирования, приемлемую для всех насекомых. Другие считают, что создание такой универсальной схемы невозможно, поскольку даже такая единая в таксономическом отношении группа, как насекомые, не представляет собой чего-то единого в отношении закономерностей географического распространения. Поэтому бессмысленно пытаться создать единую зоогеографическую карту, а следует разрабатывать карты для отдельных экологических групп насекомых. В частности, такая карта для реофильных амфибиотических насекомых (большинство поденок) совершенно несопоставима с картой для растительноядных наземных насекомых и существенно отличается от карты лимнофильных амфибиотических насекомых, как, например, стрекозы .

Для общей характеристики расположения ареалов самых разных насекомых обычно используют широко признанные названия крупных разделов суши: Палеарктика , Неарктика , Голарктика , Амфипацифический сектор, Эфиопская область , Ориентальная область, Арктогея, Неотропики и Автралийская область.

Размножение

Насекомые раздельнополы. Органы размножения самки обычно представлены парными яичниками и тянущимися по бокам яйцеводами, которые сливаются в один непарный проток, впадающий во влагалище. У самок имеются семяприемники и придаточные половые железы. У самцов имеются парные семенники, от которых отходят семяпроводы, тянущиеся по бокам тела. В нижней части семяпроводы расширяются, образуя семенные пузырьки, предназначенные для хранения спермы. Семяпроводы объединяются в общий семяизвергательный канал, открывающийся на способном увеличиваться или выдвигаться совокупительном органе. Придаточные железы секретируют семенную жидкость.

Органы чувств

Зрение

Инфракласс Двухвостковые (Diplurata) Отряд Двухвостки (Diplura) Инфракласс Эллипуриды (Ellipura) Отряд Ногохвостки (Collembola) Отряд Бессяжковые (Protura) Инфракласс Щетинохвостковые (Triplura) Отряд Щетинохвостки (Thysanura) Отряд Archaeognatha Отряд Монуры (Monura) † Отряд Carbotriplurida † Инфракласс Крылатые (Pterygota) Когорта Paoliiformes Отряд Паолиидовые (Paoliida) † Когорта Panephemeroptera Подкогорта Protephemeroidea (парафилетический таксон) Отряд Protephemerida † Отряд Syntonoptera † Подкогорта Euephemeroptera Отряд Permoplectoptera † Отряд Поденки (Ephemeroptera) Когорта Палеодиктиоптеровые (Protorrhynchota) Надотряд Palaeodictyoptera Отряд Палеодиктиоптеры (Palaeodictyoptera) † Надотряд Panmegasecoptera Отряд Megasecopterida † Отряд Eudiaphanoptera † Отряд Archodonata † Когорта Бимоторные (Bimotoria) (стрекозы и близкие группы) Подкогорта Meganisoptera Отряд Героптеры (Geroptera) † Отряд Меганевровые (Meganeuroptera) † Подкогорта Nodiaalata Надотряд Permodonata Отряд Protanisoptera † Надотряд Triadophlebiina Отряд Triadophlebioptera † Надотряд Stigmoptera Отряд Protozygoptera † Отряд Стрекозы (Odonata) Когорта Новокрылые (Neoptera) Подкогорта Веснянки (Plecoptera) Отряд Тараканосверчки (Grylloblattodea) Отряд Мантофазмиды (Mantophasmida) Надотряд Уховерткообразные (Dermapteroidea) Отряд Эмбии (Embiidina) Отряд Кожистокрылые (Dermaptera) Надотряд Тараканообразные (Pandictyoptera) Отряд Пратараканы (Eoblattodea) † Отряд Тараканообразные (Dictyoptera) (тараканы и богомолы) Отряд Термиты (Isoptera) Надотряд Гераридовые (Heraridea) Отряд Герариды (Heraridea) † Надотряд Прямокрылообразные (Heteroneura) Отряд Пропрямокрылые (Proorthoptera) † Отряд Прямокрылые (Orthoptera) (кузнечики, сверчки и саранча) Отряд Привиденьевые (Phasmatodea) (палочники) Отряд Титаноптеры (Titanoptera) † Подкогорта Paraneoptera Отряд Калоневридовые (Caloneurida) † Отряд Гипоперлидовые (Hypoperlida) † Отряд Зораптеры (Zoraptera) Надотряд Сеноедообразные (Panpsocoptera) Отряд Сеноеды (Psocoptera) Отряд Пухоедовые (Phthiraptera) Отряд Трипсы (Thysanoptera) Надотряд Хоботные (Rhynchota) Отряд Полужесткокрылые (Heteroptera) Отряд Равнокрылые хоботные (Homoptera) Подкогорта Насекомые с полным превращением (Oligoneoptera) Надотряд Миомоптеровые (Palaeomanteidea) Отряд Миомоптеры (Miomoptera) † Надотряд Сетчатокрылообразные (Neuropteroidea) Отряд Большекрылые (Megaloptera) Отряд Верблюдка (насекомое) (Raphidioptera) Отряд Юринидовые (Glosselytrodea) † Отряд Сетчатокрылые (Neuroptera) Надотряд Elytrophora Отряд Жесткокрылые (Coleoptera) (жуки) Отряд Веерокрылые (Strepsiptera) Надотряд Мекоптероидовые (Mecopteroidea) Отряд Скорпионницы (Mecoptera) Отряд Ручейники (Trichoptera) Отряд Чешуекрылые (Lepidoptera) (бабочки) Отряд Двукрылые (Diptera) (мухи и комары) Отряд Блохи (Aphaniptera) Надотряд Перепончатокрылообразные (Phleboptera) Отряд Перепончатокрылые (Hymenoptera) (пчелы, осы, муравьи)

Происхождение

Установление происхождения класса насекомых проблематично. Ключевая проблема состоит в отсутствии окаменелостей , по которым можно было бы установить филогенетические отношения насекомых.

Новейшие морфологические сравнения и филогенетические реконструкции на основе геномных последовательностей указывают, что насекомые являются потомками ракообразных, а не сестринским таксоном. Это заключение хорошо согласуется с палеонтологическими данными. Однако морфологические и молекулярные данные не согласуются при определении ближайших родственников насекомых среди ракообразных: морфологические данные указывают на связь насекомых с высшими ракообразными , а молекулярные - с жаброногими .

В соответствии с последней гипотезой эволюционная ветвь насекомых отделилась от ракообразных в позднем Силуре - раннем Девоне . Эта оценка согласуется и с палеонтологическими данными, и с оценкой на основе молекулярных часов.

Насекомые в культуре

Примечания

Ссылки

  • Класс Насекомые (Insecta) на сайте «Зоологические экскурсии по Байкалу»
  • Насекомые. Краткая энциклопедия на сайте проекта «SciTecLibrary»
  • Информационная система ZINsecta - новая классификация насекомых, подготовленная Лабораторией систематики насекомых, на сайте РАН
  • «Палеоэнтомология в России» - сайт Лаборатории артропод Палеонтологического института (Москва)
  • Сайт Международноого палеоэнтомологического общества (англ.)
  • Мир насекомых - много интересного про насекомых
  • Планета насекомых - разнообразие насекомых влажных тропических лесов

Литература

  • М. Соколов. Насекомые в культуре и искусстве // Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М.: 2002. С. 110-116.
  • Бей-Биенко Г. Я. Общая энтомология. - М.: Высшая школа, 1980.
  • Горностаев Г. Н. Насекомые. Энциклопедия природы России. - M.: ABF, 1998. - 560 с.
  • Brullé G. A. Histoire naturelle des insectes. - Paris: 1834-1888, 1846.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

, , , , , , , , , , , , , , ,


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: изучение характерных признаков класса “Насекомые”, формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии.

Задачи:

Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии мира насекомых; познакомить учащихся с различными видами насекомых.

Развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о том, чем отличаются насекомые от других видов животных; способствовать развитию познавательного интереса, воображения.

Воспитательные: способствовать воспитанию стремления бережно относится к природе в повседневной жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетрадь на печатной основе, листочки с заданием.

Ход урока

I. Включение в деятельность.

– Ребята сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

– Молодцы. А теперь улыбнитесь своему соседу по парте. Пусть ваши улыбки украсят наш урок, и ничего не омрачит вашего хорошего настроения.

II. Актуализация ранее изученного.

– Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Ответы детей)

– Что есть общего у разных растений? (Ответы детей)

– Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовую работу: у каждого из вас на парте находятся листочки, на которых изображены кружки. Если я называю корнеплод, то вы закрашиваете кружок коричневым цветом, если я называю плод, то вы кружок закрашиваете жёлтым цветом.

  • Свёкла;
  • Огурец;
  • Морковь;
  • Кабачок;
  • Редис;
  • Арбуз.

(Проводится проверка задания).

III. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. А вот мир, каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим. Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха принесли нам в конвертике загадки. Отгадайте их и тогда сможете назвать тему нашего урока.

Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

– Правильно. Тема нашего урока: “Кто такие насекомые?”. Мы познакомимся с животными класса насекомых и вы научитесь отличать их от других животных.

IV. Работа по теме урока.

– И сегодня они приглашают вас в гости!

– Ребята, посмотрите на этих животных. (Слайд 2). Прочитаем их название. Обратите внимание на внешний вид. Что общего у всех этих животных? (Ответы детей). (Слайд 3).

Вывод: “Хотя насекомые очень разные у всех шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное - насекомое, а какое - нет, надо посчитать его ножки”.

– Все насекомые имеют общее строение. (Слайд 4). Тело насекомого состоит из трёх частей: голова, грудь, брюшко. У всех насекомых шесть ножек. Существует более 2 миллионов различных видов насекомых. Живут эти животные везде: на воде и под водой; на земле и под землей; густой траве; и в старом пне. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют растениеядными. He все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Эти насекомые питаются комарами, различными мошками. Некоторые насекомые могут не есть годами. Почти все насекомые имеют крылья и являются отличными летунами.

– Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Но никто даже не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете насекомых, и при этом не имеет представления, ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни!

– Насекомые существуют на Земле уже 300 миллионов лет.

– Сейчас мы с вами более подробно познакомимся с некоторыми видами насекомых.

Божья коровка.

– Маленького красного жучка с черными пятнышками на спинке назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого жучка выступает капелька оранжевой жидкости – “молочка” Это ядовитое молочко спугивает врагов божьей коровки. (Слайд 5). Большинство божьих коровок хищники и питаются насекомыми, которые повреждают сельскохозяйственные растения. За один день божья коровка съедает от 50 до 200 тлей.

Кузнечик (Слайд 6).

– Кузнечики встречаются практически по всей территории России. Они питаются мелкими бабочками, гусеницами бабочек, двукрылыми насекомыми. Кузнечики охотятся ночью. Кузнечику зелёная окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Живёт кузнечик в тёмных пещерках, питается в основном растительной пищей. Длинные усы помогают кузнечику далеко вокруг себя ощупывать предметы.

Пчела (Слайд 7).

– Весь день трудяга пчела собирает нектар с цветов, затем несёт его в свой домик. Живут пчёлы большими дружными семьями. За лето пчелиная семья собирает до 150 килограммов мёда.

– В мире около 20 тысяч видов пчел. Чтобы произвести 500 г меда. Одной пчеле нужно 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. У пчелы пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди.

V. Физкультминутка

. (Слайд 8).

– Давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

VI.

Продолжение работы по теме урока.

– Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники.

– Отгадайте загадку:

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза).

– Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Охотится на комаров и мошек. Добычу ловит ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. (Слайд 9). У стрекозы глаза занимают почти всю голову. Она смотрит во все стороны и, не поворачивая головы, хватает длинными ногами добычу. Стрекозы совершают многокилометровые перелеты.

– Один из самых заметных и красивых видов насекомых – это бабочки. (Слайд 10). Бабочки встречаются по всему миру. Насчитывается 150 тысяч видов. Рисунок на крыльях создается сочетанием окрашенных чешуек, содержащих пигменты различные. Окраска бабочки напоминают лепестки диковинных цветов. Крылья бабочки нежные, но могут выдерживать очень длинные перелёты. (Слайд 11). За красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница и так далее.

Муха. (Слайд 12).

– Глаза мухи видят сразу во многих направлениях. Комнатная муха ходит вверх ногами, потому что на ее лапках есть клейкие подушечки. Чтобы удержаться в воздухе, комнатной мухе приходится делать 200 взмахов крыльями в минуту. Ротовая часть мухи похожа на хоботок, с помощью которого она подбирает пищу.

VII. Закрепление изученного материала.

(Групповая работа).

– Вам даны силуэты животных. Выберите только насекомых и раскрасьте их. (Учащиеся выполняют задание).

– Посмотрите, какая красивая коллекция насекомых у нас получилась. Коллекция – это предметы, собранные на одну тему. Какую же коллекцию собрали мы? (Ответы детей).

– Подумайте, зачем нужны насекомые? (Ответы детей)

– Правильно, насекомые украшают нашу природу. (Слайд 13).

– Они опыляют растения, перенося пыльцу с цветка на цветок на крыльях, на лапках. (Слайд 14).

– Посмотрите слайд и назовите, что человек получает от насекомых? (Слайд 15). (Ответы детей).

– Ребята, как нужно относиться к насекомым. (Ответы детей).

– Насекомые – это часть окружающей нас природы, относиться к ним мы должны бережно.

– С каким видом животных мы сегодня познакомились на уроке? (Ответы детей).

– Приведите примеры насекомых. (Ответы детей).

– Каких животных мы называем насекомыми? (Ответы детей).

– У каждого из вас на парте находятся 3 солнышка. Если урок вам понравился, и вы на уроке работали хорошо, поднимите солнышко, которое улыбается. Если вы на уроке что-то не поняли – солнышко, которое просто смотрит. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то солнышко, которое грустит.

(Дома дети выполняют задания в рабочей тетради).

Определить насекомое - это значит правильно отнести его к конкретному отряду, семейству, роду, виду. Практическим работникам по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства необходимо точное определение вида вредителя, для того чтобы рекомендовать мероприятия по его истреблению; не менее важно правильно определить виды насекомых, наносящих вред здоровью человека, например, отличить малярийного комара от близких видов, не являющихся переносчиками возбудителей малярии, и т. д.

Для определения насекомых созданы специальные книги-определители, состоящие из определительных таблиц. По таблицам, включенным в школьный атлас-определитель, можно установить принадлежность насекомого к отряду и семейству. Эти таблицы упрощены за счет того, что они учитывают признаки только крупных насекомых, длиной более 5 мм. В определительной таблице описаны и пронумерованы наиболее характерные признаки конкретной группы насекомых (отряда, семейства и т. д.); в скобках указан номер, под которым перечислены противоположные признаки, например:

1(6) Крыльев или их зачатков нет.

6(1) Крылья или их зачатки имеются.

Определение начинают с цифры 1. В данном случае прежде всего надо установить, есть ли у определяемого насекомого крылья хотя бы в виде зачатков или их нет. Если крыльев нет, то подходит пункт 1 и, следовательно, нужно перейти к следующему за ним пункту 2. Если крылья есть, то подходит пункт 6 и надо переходить затем к следующему за ним пункту 7. В дальнейшем вновь из двух противоположных пунктов надо выбрать подходящий по признакам и переходить к следующему за ним пункту. Определение заканчивают тогда, когда в конце подходящего пункта помещены русское и латинское названия отряда или семейства. К этой систематической группе относится определяемое насекомое.

Для того чтобы уточнить видовое название насекомого, необходимо по ссылке на страницу разыскать серию цветных рисунков насекомых из данного семейства и сравнить определяемое насекомое и рисунки. При совпадении формы, окраски и размера насекомого и его изображения в атласе можно считать определение завершенным, надписать этикетку с названием насекомого и подколоть ее снизу на ту же булавку.

При этом, однако, необходимо помнить, что существует много насекомых, очень похожих друг на друга. Поэтому, для того чтобы убедиться в точности своего определения, надо внимательно прочесть описание признаков насекомого в тексте, помещенном рядом с рисунком. Надо учитывать также, что насекомые очень изменчивы по таким признакам, как размеры тела и окраска. По этим показателям часто различаются, например, самцы и самки, весенние и осенние формы одного и того же вида. Поэтому только самое тщательное изучение всех признаков насекомого может гарантировать от ошибки в определении обычных видов.

Конечно, не все насекомые могут быть определены по краткому школьному атласу-определителю. При желании можно воспользоваться более подробными определителями или атласами насекомых и по ним определять насекомых, отсутствующих в школьном атласе. Окончательно подтвердить правильность определения могут только специалисты-энтомологи, работающие в зоологических музеях, хорошо знающие насекомых и имеющие большой опыт их определения. К ним всегда можно обратиться за помощью.

Начинать определение следует с определительной таблицы основных отрядов. Всего известно 34 отряда насекомых. В определительную таблицу включен 21 отряд. Не включены отряды с ограниченным распространением, малочисленные группы и отряды первичнобескрылых насекомых, в основном состоящие из мелких форм.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с