Лабораторная работа по биологии строение цветковых растений. Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Чем отличается двудомное растение от однодомного
6 класс
Лабораторная работа № 14, 15
«Строение и функции цветка»
Цель: закрепить знания о строении цветка как органа размножения растений.
Оборудование: натуральные объекты, муляжи цветов растений, рисунки.
Ход работы
Задание 1
Рассмотрите рисунок, показывающий строение цветка (раздаточный материал)
Зарисуйте рисунок в тетрадь, подпишите все части цветка.
Задание 2
Рассмотрите муляж цветка (или рисунок), подсчитайте количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков; составьте формулу цветка и заполните таблицу:
Название растения | Количество чашелистиков | Количество лепестков | Количество тычинок | Количество пестиков | Формула цветка |
Задание 3.
Цветки, с каким околоцветником изображены на рисунке?
Задание 4.
Ответьте на вопросы:
1 Вариант
Дайте определение цветку.
Назовите женский орган цветка. Из чего он состоит?
Какие цветки называются обоеполыми?
Какие цветки называются правильными?
Какие цветки называются однодомными?
2 Вариант
Дайте определение цветку.
Назовите мужской орган цветка. Из чего он состоит?
Какие цветки называются раздельнополыми?
Какие цветки называются неправильными?
Какие цветки называются двудомными?
Лабораторная работа
Тема. Строение и разнообразие цветков.
Цель: выучить строение цветков, научиться определять части цветка;
познакомитьсяс разнообразием цветков.
Оборудование: цветки комнатных растений,
Инструктаж по технике безопасности и правилам пользования
лабораторным оборудованием и раздаточным материалом.
Ход работы:
Рассмотри предложенный цветок, определи его части и обозначь их в тетради.
Рис 1.
Рассмотри предложенные модели цветков на рис 2. Определи и запиши номера (нумерация может повторяться): а) у каких из них двойной околоцветник ; б) у каких - простой ; в) у каких цветков венчик раздельнолепестной ; г) у каких - сростнолепестной.
Рис 2.
Среди предложенных цветков на рисунке 3 определите, какие
цветки однополые , а какие обоеполые
Рис 3.
Вывод: Вставь пропущенные слова
1. Цветок – ……………орган покрытосеменных растений. Он обычно распологается на ………… , которая заканчивается ……………… . К цветоложу пркрепляются………….. , …………. и ………… .
2. Чашелистики образуют ……………. , а лепестки – ………………..
Если в цветке есть чашечка и венчик, околоцветник называют ……… .
Если в цветке есть тычинки и пестики, он называется …………….
Если же есть только …………… или только ………….. – однополым.
Донецк ая общеобразовательн ая школа I-III ступеней № 83 имени Г.И. Баланова
Разработка урока по теме: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков», в 7 классе.
Разработала учитель биологии
Штец Т атьяна С ергеевна
Урок № 20
Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
Цель: ознакомить учащихся со строением генеративных органов у растений. Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Развивать внимательность, умение обобщать и анализировать, выделять главное, сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе; культуру записи при выполнении практической части работы.
Базовые понятия и термины: генеративные органы, цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.
Концепция: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов. Сформировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на тип их симметрии.
Тип урока: интерактивный.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем перейти к новой теме, учащимся предлагается вспомнить ранее изученные биологические понятия.
Беседа:
- Что такое размножение? Назовите основные виды размножения.
- Назовите все известные синонимы определению «половое размножение».
- Как вы думаете, почему половое размножение называют генеративным?
- У всех ли растений есть цветок? Назовите растения не имеющих цветков.
- Из чего развивается цветок?
III. мотивация учебной деятельности.
- Появление первого слайда на мультимедийной доске Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
- Сообщение учащимся о том, что во время урока они будут знакомиться с материалом по следующему плану, (он записывается на доске):
ЦВЕТОК
4 симметрия
1 видоизмененный
побег 2 строение цветка 3 классификация цветков (растений)
- Параллельно объяснениям темы на доске учитель записывает новые термины, понятия как словарь.
IV. Изучение нового материала.
Рассказ с элементами беседы, использованием проблемных ситуаций.
Демонстрация слайдов фотографий с изображением растений в период цветения. Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.
Цветы, цветы …. Как много их
И розовых и голубых
Как мотыльков на тонких стебелечках.
Цветы, цветы …. Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля…
Цветы, цветы …. И там и тут
Они смеются и цветут.
Обсуждение увиденного материала. Эстетическое значение цветов.
Изучение цветка вишни. Слайд «Цветущая ветка вишни», «Продольный разрез цветка вишни».
Учащимся предлагается прокомментировать данную схему (проблемная ситуация). Слайд приложение № 1.
Учитель заполняет словарь: пестик, тычинка, лепесток, чашечка, цветоложе, цветоножка.
С помощью слайда приложения № 2. «Морфологическое строение цветка».
Учитель рассказывает о таких образования как:
- Венчик (сростно-, свободнолепестной).
- Чашечка (сростно-, свободнолистная).
- Околоцветник: двойной, простой (венчиковый, чашечковый).
Демонстрация слайда приложение № 3 «Цветок тюльпана».
Учитель заполняет словарь: венчик, чашечка, околоцветник.Учитель предлагает вернуться к изучению главных частей цветка.
Учитель читает стихотворение.
Цветок всю ночь готовил мед,
Пчелу - сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу
Пыль мучную эту перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот
Цветок увял и зреет плод.
Проблемная ситуация . Учащимся предлагается обсудить процесс происходящий в цветке. И ответить на вопрос, почему пестик и тычинки являются главными частями цветка.
Демонстрация слайда приложение № 4 «Микроскопическое строение тычинки и пестика».
Учитель заполняет словарь: мужская и женская гаметы.
Проблемная ситуация . Учащимся предлагается подвести итоги 2 пункта плана урока.
Классификация цветков:
- Обоеполые.
- Однополые.
Растения с однополыми цветками разделяют на:
- Однодомные.
- Двудомные.
Учитель заполняет словарь: обоеполые, однополые, однодомные, двудомные.
Демонстрация слайда приложение № 5 «Кукуруза во время цветения»
Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 3 пункта плана урока.
Симметрия цветков:
- Актиноморфные (вишня, яблоня …).
- Зигоморфные (горох, фасоль …).
- Асимметричные (каштан, гладиолус).
Учитель заполняет словарь: актиноморфные, зигоморфные, асимметричные.
Подведение итогов 4 пункта плана урока.
V. Выполнение лабораторной работы.
Приложение № 6 «Инструктивная карточка» для выполнения лабораторной работы.
VI. Обобщение, систематизация, контроль знаний, умений, навыков учащихся.
Игра «Ромашка» (проверь себя).
С обратной стороны лепестков записаны термины, понятия изученные на уроке. Учащимся по очереди предлагается оторвать лепесток и раскрыть изученный на уроке термин или понятие (из словаря, заполненного на уроке).
VII. Домашнее задание.
Параграф 27 учить, на вопросы 1-7 с 115 ответить устно. Подготовить интересные факты о цветках.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
ТЕМА: Строение и разнообразие цветков.
ЦЕЛЬ: изучив строение цветка предложенного вам растения, доказать, что он является органом размножения.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайдовое изображение цветка на мультимедийной доске, гербарные коллекции цветковых растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.
ХОД РАБОТЫ:
- Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка.
- Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
- Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
- С помощью рисунков 97,98 в учебнике, изучите микроскопическое строение тычинки и пестика.
- Изученный вами цветок опишите по приведенному ниже плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.
ПРИЗНАК |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Тип околоцветника: |
1. Простой. 2. Двойной. |
Чашечка: |
1. Раздельнолистная. 2. Сростнолистная |
Венчик: |
1. Свободнолепестный. 2. Сростнолепестный |
Окраска венчика: |
1.Неяркая. 2. Белая. 3. Желтая. 4. Красная. 5. Розовая. 6. Синяя. 7. Фиолетовая. |
Симметрия цветка: |
1. Правильный. 2. Неправильный. 3. Ассиметричный. |
Наличие тычинок и пестиков: |
1.Обоеполый. 2. Пестичный. 3. Тычиночный. |
Что находится внутри пыльника: |
|
Что находится внутри завязи: |
1. Семена. 2. Пыльцевое зерно. 3. Семязачаток. |
ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа Тема: «Строение цветка». Цель: закрепить знания о строении цветка, как органа размножения растений. Оборудование: муляжи цветов растений.
Слайд 27 из презентации «Строение цветка» к урокам биологии на тему «Цветок»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке биологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Строение цветка.ppt» можно в zip-архиве размером 3517 КБ.
Скачать презентациюЦветок
«Побег биология» - в Мех. часть Тубус И ш К Р Окуляр Столик пред. Р. верх встав. раст Бот… жив эукар. ЦИТОЛОГИЯ клетка наука. С т р о е н и е. К Объектив Препарат. Орган размножения. Ч. Сосуды - мин. Луб. С т е б е л ь. ФУНКЦИИ передвиж. в-в выносит раст. на свет запас. Ксилема. Прям. Кл. сок. Назад. В. Сады, парки. Кож.
«Строение стебля» - Функции стебля. Подорожник. Удлиненные укороченные. Одуванчик. Выводы: Внешнее строение стебля. Тема: Стебель. Подорожник одуванчик маргаритки примулы. Внутреннее строение стебля. Внешнее и внутреннее строение стебля. Проводящая Опорная Запасающая. Подсолнечник кукуруза астра гладиолус. Укороченные стебли.
«Строение листа» - Листья кактусов превратились в колючки. Густое опушение на листьях. Листья - иголки. Листья - ловушки. Сочные листья очитка и молодила. Почему осенью листья изменяют окраску? Листья и фактор влажности. Восковый налет, мелкие листья. Теневой лист. Листья растений влажных мест обитания - гидрофитов. У алоэ, агавы, толстянок, листья сочные и мягкие.
«Семя плод» - Таким образом, можно разделить плоды на односемянные многосемянные. Количество семян зависит от количества семязачатков внутри завязи. МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа». Сочные и сухие плоды. Но у многих растений в завязи много семязачатков. Односемянные и многосемянные плоды. Виды плодов.
Глава 2. Многообразие растительного мира
Цветок - видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветки развиваются как на верхушке стебля, так и в пазухах листьев. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизменёнными листьями.
Строение цветка
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих пас растепий, в их строепии можно обнаружить сходство (рис. 57). Пестик и тычинки - главные части цветка. Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. Пестик образован одним или несколькими видоизменёнными листочками - плодолистиками . На внутренних стенках завязи находится один или несколько семязачатков, из которых развиваются семена. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У большинства растений околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки - это лепестки, составляющие венчик . Наружные листочки - чашелистики - образуют чашечку .
У одних растений (яблоня, капуста) венчик цветка состоит из несросшихся лепестков. У других (яснотка, примула) лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные. У некоторых растений (гвоздика) чашелистики нижними частями срастаются в трубку. У других (герань) чашелистики не срастаются.
Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой , а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, - цветоложем .
Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют двойным . Такой околоцветник имеют яблоня, роза и многие другие растения. У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым . У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана, а у других, например у ситника, невзрачные. Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми.