Образец решения о реорганизации в форме преобразования. Реорганизация юридического лица в виде преобразование

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязательства юридического лица не прекращаются в связи с его реорганизацией в форме преобразования. Они в полном объеме переходят к юридическому лицу, созданному в результате преобразования.

Обоснование вывода:
Действительно, в отличие от прежней редакции ГК РФ, действовавшей до 1 сентября 2014 года, нынешняя редакция этой нормы не содержит прямого указания на то, что к созданному в результате преобразования юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Действующая редакция ГК РФ предусматривает, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Однако подобное изменение формулировки ГК РФ не должно восприниматься в качестве указания на то, что преобразование организации является основанием прекращения имевшихся у нее обязательств перед третьими лицами. Последствием всех предусмотренных законом способов реорганизации является универсальное правопреемство (смотрите, в частности, ГК РФ). Представляется, что новая редакция этой нормы призвана подчеркнуть различия между преобразованием и прочими формами реорганизации: во всех остальных случаях происходит перераспределение объема прав и обязанностей, тогда как в случае с преобразованием все права и обязанности реорганизуемого юридического лица после завершения процедуры преобразования сохраняются за одним лицом.
Напомним, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации ( ГК РФ), преобразованное юридическое лицо при этом считается прекратившим свою деятельность ( Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Следовательно, указание в ГК РФ на то, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, означает сохранение за созданной в результате преобразования организацией всего комплекса прав и обязанностей, принадлежавших преобразованному (прекратившему деятельность) юридическому лицу, в неизменном виде. Приведенная норма является одним из предусмотренных законом оснований для перехода к другому лицу как долга, так и прав кредитора ( , ГК РФ).
Вышеизложенное подтверждается и судебной практикой ( Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2015 г. N Ф01-2788/15 по делу N А79-5559/2014, Арбитражного суда Поволжского округа от 26 мая 2015 г. N Ф06-22452/13 по делу N А65-16414/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2016 г. N 17АП-17146/15, Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2016 г. N Ф06-5334/15 по делу N А72-1021/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2016 г. N Ф09-8545/15 по делу N А47-3047/2015).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Правовое регулирование процесса преобразования юридических лиц регулируется п. 5 ст. 58 ГК РФ. Норма закона закрепляет суть преобразования. Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида подразумевает переход к вновь возникшему юридическому лицу права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Суть данного способа реорганизации заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица. Существовавшее ранее юридическое лицо прекращает существование, на его основе образуется новое юридическое лицо, обладающее всеми активами и пассивами реорганизованного лица. Причинами добровольной реорганизации является принятое на общем собрании учредителей решение о начале реорганизации, принудительная реорганизация осуществляется по решению государственных органов или суда. Например, Федеральный закон «Об ОА» определяет, что число акционеров ЗАО не должно превышать более пятидесяти, если же численный состав увеличился, ЗАО должно быть преобразовано в ОАО.

Преобразование довольно молодая процедура, регулируемая гражданским правом. Обусловленность появления преобразования заключается в том, что процесс приватизации в середине 90-х годов прошлого столетия повлекла за собой смену собственников юридических лиц, что подразумевало изменение правового статуса, то есть изменение организационно-правовой формы предприятий.

В современной цивилистике вопрос о реорганизации в форме присоединения является дискуссионным. С одной стороны, специалисты не рассматривают преобразование как отдельную форму реорганизации, а считают его процессом ликвидации, не порождающим правопреемство и иным субъектным составом, который не меняется. Преобразование не предполагает смены одного юридического лица другим, зато предусматривает изменение организационно-правовой формы.

Иная противоположная позиция предлагает изучение данной процедуры как специального вида реорганизации. Данная позиция заключает в себе мнение о том, в данном случае имеется правопреемство в полном объеме в сфере обязательственных отношений, за исключением договора расчетного счета, заключенного с банком.

Некоторые специалисты считают, преобразование юридического лица не всегда связано со сменой организационно - правовой формы. Поэтому этот процесс не всегда является реорганизацией. При смене типа ОА на закрытое или открытое процесса реорганизации не происходит. Потому что смена типа общества не является реорганизацией, влекущей всех правовых последствий: досрочного прекращения требований кредитора, составление передаточного акта, права требовать досрочного выкупа акций.

Законодатель установил ограничения по выбору новой правовой формы. Исходя из ст. 56 Федерального закона «Об ООО», общество преобразуется в хозяйственный субъект другого вида или производственный кооператив. Федеральный закон «Об АО» в ст. 20 говорит, что ЗАО или ОАО может быть реорганизовано в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство. Некоммерческая автономная организация преобразуется в фонд, ассоциация равно как и союз - в фонд, автономную некоммерческую организацию, товарищество или некоммерческое партнерство, согласно ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях». Гражданский Кодекс в ст. 112 дает возможность преобразовать производственный кооператив в хозяйственное общество. Новая организационно-правовая форма вновь возникшего юридического лица означает новые требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу. Так, например, уставный капитал ООО или ЗАО предусматривает не менее 10 тысяч рублей, для АО это требование составляет 100 тысяч рублей.

В данном случае необходимо указать на то, что для акционерного общества изменение его типа - закрытого или открытого - не является преобразованием. При реорганизации ОАО в любой другой вид юридического лица лишает обязанности ежегодного опубликования в СМИ информации, доступной для всех участников общества.

При реорганизации путем преобразования меняется объем прав и обязанностей, характерных для того или иного юридического лица. Так, в результате преобразования полного товарищества в хозяйственное общество меняется принцип единогласного управления делами общества, где каждый участник имеет один голос. При управлении делами хозяйственного общества голоса распределяются между участниками пропорционально их долям.

Реорганизация в форме преобразование преследует смену организационно-правовой формы юридического лица, изменяет объем прав и обязанностей участников реорганизованного лица, что может осуществляться двумя способами.

Один из них предусматривает применение первой части ГК РФ к отдельным видам юридических лиц (к ООО, ЗАО, ОАО, государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям). Меняя свой правовой статус данные учреждения автоматически производят смену специфики организационно-правовой формы волеизъявления самих субъектов без выбора новой организационно-правовой формы. Отсутствие юридических последствий, присущих преобразованию не может быть признано реорганизацией.

Другой способ изменения организационно-правовой формы предусматривает, что юридическое лицо, такое как индивидуальное предприятие, созданное хозяйственным путем, религиозная организация, благотворительный фонд, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основанные в срок до 1 июля 1999 г. подлежат преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.

Чтобы осуществить процедуру реорганизации, необходимо созвать собрание участников юридического лица, на котором принимается решение о начале преобразования, о порядке и условиях, определении доли участников общества. Например, согласно п. 1 ст. 48 ФЗ «Об АО» решение о реорганизации в форме преобразования акционерного общества принимается третьей частью всех акционеров, т.е. большинством. При этом исходя из ст. 65 ФЗ вопрос о созыве внеочередного или очередного собрания находится в компетенции совета директоров. В течение трех рабочих дней после принятия решения о преобразовании в налоговый орган должно поступить письменное уведомление о реорганизации, на основании чего и вносятся записи в ЕГРЮЛ. Письменно или посредством СМИ в течение тридцатидневного срока должны быть уведомлены кредиторы, чтобы реализовать возможность досрочного исполнения обязательств должником, а при невозможности такого исполнения - его прекращения и возмещения понесенных этим убытков. После государственно регистрации созданного общества и получения всех соответствующих документов из налогового органа, внебюджетных фондов, органа статистического учета, после процедуры закрытия и открытия счетов, общество может считаться вновь созданным путем преобразования, имея при себе все права и обязанности, полученные в результате универсального правопреемства, оформленного передаточным актом.

Во время реорганизации путем присоединения составляется передаточный акт - документ, на основе которого осуществляется переход прав и обязанностей реорганизуемому учреждению, который составляется и утверждается на собрании участников предприятия. Процесс составления передаточного акта регламентируется ст. 59 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи ГК РФ акт содержит положения о правопреемстве прав и обязательств в отношении кредиторов и должников, п. 2 гласит, что акт представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего субъекта права. Изменения в учредительные документы не могут быть внесены и зарегистрированы, если передаточный акт не представлен в регистрирующий орган. Передаточный акт включает в себя бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, акты инвентаризации, первичные учетные документы по материальным ценностям, опись имущества.

Изучив нормы закона, регламентирующие процесс реорганизации в форме преобразования, можно сделать вывод, что сущность данной процедуры - весьма дискуссионный вопрос. Многие специалисты уверены, что преобразование нельзя относить к реорганизации, поскольку смена организационно-правовой формы не заключает в себе правопреемства, основой другой позиции является убеждение, что преобразование - специальный вид реорганизации, оформляемый, как и все остальные, специальным передаточным актом и регистрируемый в соответствующих органах.

На практике, закон четко определил место процедуры преобразования, отнеся его к одной из форм реорганизации. Таким образом, согласно ст. 57 ГК РФ, различают пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Согласно выше указанным способам, при одних происходит прекращение ранее существовавших юридических лиц, при других - ранее существовавший субъект права не прекращает своей деятельности, но образуется также новое юридическое лицо.

Так, при слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает свое существование, права и обязанности переходят к вновь образованному субъекту права.

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. При этом статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.

Разделение и выделение, в принципе, схожи. Имеют лишь различие в том при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых предприятий, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Реорганизация может затрагивать интересы их кредиторов этого общества. Исходя из этого, в ст. 60 ГК РФ законодатель предусмотрел гарантии всех участников юридического лица. Поэтому при применении любого из способов реорганизации необходимо письменно уведомить кредиторов. Процесс реорганизации протекает для всех форм в общем порядке. Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших лиц. Однако, при реорганизации в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Реорганизация - сложный и длительный процесс. Требующий от учредителей, принявших решение о начале этой процедуры специальных знаний, соответствующей квалификации, соблюдения множества процедур. По своей сложности этот процесс во всех формах требует проведения инвентаризации имущества юридического лица; согласование всех расчетов с налоговым органом и внебюджетными фондами; погашение задолженности по зарплате и прочим расчетам с работниками организации и т.д.

Компания-арендодатель, у которой мы снимаем помещение, сменила организационно-правовую форму: была ЗАО, а стала ОАО. В договоре аренды теперь фигурирует ОАО, а вот в свидетельстве о праве собственности на недвижимость указано по-прежнему ЗАО. Нужно ли арендодателю менять свидетельство о праве собствен­ности? И нужно ли нам требовать от арендодателя какие-либо дополнительные документы в связи с произошедшими изменениями? Может ли это как-то повлиять на арендные отношения?

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Поэтому арендные отношения продолжают существовать в прежнем виде.

Изменение организационно-правовой формы организации представляет собой реорганизацию юридического лица в форме преобразования. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В том числе в новой редакции действуют и ст. 57—60, устанавливающие основные правила реорганизации юридических лиц и правопреемства при реорганизации.

По новым правилам при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ). При этом при реорганизации в форме преобразования не надо составлять передаточный акт, и к отношениям, возникающим при преобразовании, не применяются правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица.

Ранее п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмат­ривал, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при преобразовании возникало новое юридическое лицо и имело место универсальное правопреемство (п. 1 ст. 129 ГК РФ).

В действующей редакции п. 5 ст. 58 ГК РФ законодатель закрепил долгое время обсуждавшуюся позицию о том, что при преобразовании организации правопреемства не происходит, поскольку не происходит фактического изменения юридического лица (новая организация не образуется) и перехода объектов гражданских прав от одного лица к другому. При преобразовании изменяются только обязанности организации в отношении учредителей и система ее управления.

Поэтому после преобразования обязанности юридического лица в отношении его контрагентов не изменяются. Все прежние договоры продолжают действовать, и арендатору нет необходимости запрашивать у арендодателя какие-либо дополнительные документы.

В отношении необходимости вносить изменения в свидетельство о праве собственности отметим следующее. До 1 сентября 2014 г. при преобразовании юридического лица требовалось составление передаточного акта, удостоверяющего переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу. Поскольку признавалось, что в результате преобразования возникает новое юридическое лицо, право собственности прежней организации на недвижимость прекращалось. Следовательно, требовалось получить новое свидетельство о праве собственности на недвижимость, уже для преобразованного юридического лица (постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2007 № Ф09-6233/07-С6). Основанием для государственной регистрации прав на недвижимость преобразованной организации являлся передаточный акт (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмо Минфина России от 03.02.2012 № 03-05-04-03/06).

Как уже было сказано выше, с 1 сентября преобразование организации не означает создание нового юридического лица, а потому право собственности на все активы сохраняется за той же компанией. Следовательно, получать свидетельство о праве собственности заново нет необходимости.

Преобразование представляет собой изменение организационной и правовой формы юридического лица, которое уже существует и зарегистрировано в общем порядке. В соответствии с законодательством существующие сообщества имеют право преобразования в другую хозяйственную форму.

При этом необходимо учитывать, что сообщество акционеров удастся преобразовать только в ООО или производственный кооператив. Что касается ООО, то его преобразование возможно только в общество, несущее дополнительную ответственность, полное товарищество, ОАО, а также товарищество на вере.

Последствия в налоговой отрасли

При реорганизации юридического лица в форме преобразования нет смысла снижать до минимального показателя налоговые затраты, поскольку на основании ст. 50 НК РФ выполнение всех обязанностей по выплате налоговых платежей юридическом лицом лежит на его правопреемнике.

Если до начала процедуры, направленной на реорганизацию, проверяющие службы не обнаружили правонарушения, то после её завершения, они не могут накладывать штрафы на ООО или ЗАО, вновь образованное.

Из этого следует, что если юридическое лицо до процедуры реорганизации не выплатило налоговые платежи и у него имеется задолженность, то ответственность по их выплате ложится на вновь образованное сообщество.

Причины реорганизации

Преобразование юридического лица может быть вызвано различными причинами. Выделяют две разновидности:

  1. Добровольная - принятие решение осуществляется на общем собрании.
  2. Принудительная - решение о реорганизации принимается уполномоченными государственными органами либо в судебном порядке.

Процедура преобразования

Процедура преобразования сообщества состоит из нескольких этапов:

  1. Устанавливается организационная и правовая форма юр. лица, которое будет создано.
  2. Принимается решение о проведении преобразования. Для этого организуется общее собрание с участием всех учредителей. На нем необходимо утвердить протокол о преобразовании компании. В соответствии с этим протоколом будут установлены:
    1. Форма, по которой осуществляется реорганизация;
    2. Порядок преобразования, условия при котором он происходит;
    3. Процедура мены долей, принадлежащих участникам, на акции сообщества или паи производственного кооператива;
    4. Устав юр. лица, которое будет вновь образовано;
    5. Акт передачи.

После этого на общем собрании участники избирают новые органы сообщества, а также поручают им осуществлять регистрационные действия.

  1. Производится инвентаризация, итогом которой становится составлением акта инвентаризации.
  2. Выбирается место для регистрации юр. лица, которое создается путем преобразования. Порядок регистрации происходит по месту сообщества, которое прекратило свою хозяйственную деятельности.
  3. Затем происходят подготовительные мероприятия:
    1. ИФНС уведомляется о том, что начался процесс реорганизации (вносится соответствующая запись в единый реестр);
    2. В СМИ публикуется информация о том, что планируется реорганизация путем преобразования (публикация осуществляется два раза в течение двух месяцев);
    3. Направление извещений о преобразовании всем кредиторам;
    4. Составляется акт передачи;
    5. Уплачивается государственная пошлина (квитанцию нужно сохранить);
    6. Сведения об изменении организованной и правовой формы предоставляются в ПФР.
    7. На следующем этапе в налоговые органы подаются документы. На их основании в соответствии с порядком государственной реорганизации и прекращении хозяйственных функций юридическим лицом, ИФНС вносится в единый реестр сведения о том, что было создано новое сообщество. Дополнительно отмечается прекращение деятельности реорганизованного юридического лица.
    8. Завершение процедуры реорганизации. Она завершается с того момента, когда в реестре появляется запись про созданное юр. лицо.

Документация, необходимая для преобразования

Для осуществления реорганизации потребуется представить следующие документы:

  1. Заявление, оформленное в соответствии с установленным образцом Р12001.
  2. Учредительная документация сообщества, которое подвергается преобразованию, копии свидетельств ИНН, ОГРН, а также устав, статистические коды, выписки из единого реестра.
  3. Решение, принятое на общем собрании, об осуществлении реорганизации.
  4. Решение о создании нового сообщества (к нему необходимо приложить новый принятый устав).
  5. Доказательства, подтверждающие опубликование сведений в СМИ.
  6. Акт передачи.
  7. Квитанция, подтверждающая уплату пошлин за регистрацию юридического лица и копии учредительной документации.
  8. Справка из ПФР об отсутствии долгов.
  9. Запрос, направляемый на выдачу устава (копии).

Преобразованием общества признается изменение организационно-правовой формы общества. Преобразование осуществляется последовательно в несколько этапов:

1. Принятие решения общим собранием акционеров реорганизуемого общества о преобразовании общества, о порядке и условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

2. Принятие решения участниками создаваемого при преобразовании нового общества на своем совместном заседании об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления.

3. Государственная регистрация общества, возникшего в результате преобразования.

4. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг обществом, возникшим в результате реорганизации в форме преобразования, если в процессе реорганизации осуществлен выпуск ценных бумаг.

Акционерное общество вправе преобразоваться только в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив (ст. 20 Закона «Об акционерных обществах»).

При преобразовании акционерного общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного акционерного общества в соответствии с передаточным актом.

По Указу Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» в решении о преобразовании акционерного общества должны быть установлены типы акций, выпускаемые эмитентом, права владельцев этих акций, сроки и порядок обмена, соотношение типов и номинальных стоимостей выпускаемых акций, применяемое при обмене для всех типов ранее выпущенных акций.

Необходимо обратить внимание, что согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1210 открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в общества иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого общества.

Как уже отмечалось, Законом «Об акционерных обществах» предусматривается преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соответствующим обменом акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

Рассмотренные выше правовые аспекты реорганизации как одного из способов реализации стратегии предприятия (общества) позволяют кратко сформулировать содержание основных форм реорганизации:

1. При слиянии одного предприятия с другим их самостоятельное существование прекращается, а вся совокупность прав и обязанностей переходит к новому юридическому лицу, образованному в результате их слияния (можно представить в виде схемы (А + В = С).

2. При присоединении одного предприятия к другому первое прекращает свое действие, а все имущественные права и обязанности переходят ко второму (А + В = В).

3. При разделении прекращается деятельность предприятия, на базе которого возникают новые юридические лица (А = В + С).

4. При выделении из предприятия одного или нескольких подразделений и создании на их основе новых реорганизованное предприятие сохраняет свой юридический статус, а к каждому из вновь образовавшихся предприятий переходят имущественные права и обязанности в соответствующих частях по разделительному балансу (А - А + В).

5. Преобразованием предприятия признается изменение его организационно-правовой формы (А = В).

Реорганизация предприятия, рассматриваемая в рамках настоящей работы в качестве одного из инструментов, используемых в ходе реструктуризации, как правило, направлена не только на повышение экономической эффективности предприятия и преодоление кризисных явлений, но и на изменение соотношения сил внутри предприятия (передел собственности).

Таким образом, осуществление в соответствии с действующим законодательством процедуры реорганизации является лишь одним из этапов легитимации реструктуризационных проектов.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен