Основы композиции в фотографии уроки для начинающих. Построение кадра урок фотографии

Умение выстраивать композицию – один из важнейших навыков каждого фотографа. Проблема заключается в том, что основы построения композиции достаточно сложны в освоении, т.к. это настолько субъективная вещь, что композиция, нравящаяся одному фотографу, может быть отвратительна другому. Но есть и хорошие новости – существуют некоторые основополагающие принципы, которые все-таки позволят вам понять что же такое композиция.

В этом уроке по фотографии я набросаю некоторые из них и покажу креативные упражнения, которые позволят понять эти принципы. Но не стоит воспринимать эти принципы как догму, это просто некоторые идеи, призванные помочь разобраться с композицией. Здесь нет и не может быть никаких правил, есть лишь общее направление, которое вы вольны интерпретировать по-своему.

Снимайте в черно-белом режиме

Лучший способ понять принципы композиции – это снимать в черно-белом режиме. И вот по какой причине. Цвет является значительной составной частью любого изображения, и сам по себе, цвет – это мощнейший инструмент композиции. Но проблема в том, что он отвлекает внимание от основополагающих элементов каждой хорошей фотографии, таких как линия, тональный контраст, текстура, форма и очертание объекта.

Даже если вы не любитель черно-белой фотографии, поснимайте чисто в учебных целях. Черно-белая фотография поможет вам яснее осознать основы хорошей композиции.

Цвет является сильным отвлекающим фактором, и он может скрыть композиционные огрехи. В черно-белой же фотографии прикрыться нечем. Именно поэтому она очень хороша в учебных целях. Пропустив сквозь свою призму восприятия идеи этой статьи, вы улучшите свои навыки в черно-белой фотографии. Но что самое главное, цветные фотографии тоже станут гораздо более выразительными.

Посмотрите на две фотографии выше и вы поймете о чем я. На какой из них проще увидеть линии на стене? Или структуру дерева и пальто девушки? А что по поводу контраста между темным и светлым? Не переживайте, если вы все еще не понимаете, что я имею в виду – к концу статьи все должно проясниться.

Обращайте внимание на линии при съемке

Линии являются важной частью многих композиций в фотографии.

Есть три основных вида линий.

Прямые линии, например линия горизонта, которые тянутся от одного конца изображения к другому.

Такие линии привносят ощущение спокойствия и умиротворенности, особенно если использовать панорамную съемку (одна из причин, по которой некоторые пейзажисты пользуются этим).

Диагональные линии, идущие из одной части изображения в другую.

Такие линии как бы проводят зрителя по изображению и создают ощущение движения и динамизма. В противоположность мирному настроению, эти линии вносят определенную долю энергетики.

Кривые извивающиеся линии.

Кривые линии и S-образные линии напоминают расслабленные диагональные линии. Они помогают создать мирное движение на фотографии. Такое можно наблюдать на пейзажах.

Оба являются фотожурналистами и своими фотографиями они стараются рассказать некую историю. При просмотре их работ задумайтесь над следующим: каким образом их приемы построения композиции отличаются от приемов фотографов-пейзажистов, перечисленных выше? Что у них общего? Подумайте, как можно использовать их подход в вашем конкретном случае.

Признанные мастера

Многие признанные мастера фотографии начинали с черно-белых снимков. В действительности, некоторые трудились в этом жанре почти всю свою карьеру. Предлагаю вам познакомиться с работами этих фотографов. Все они известны благодаря своему умению выстраивать композицию. Просматривая их фотографии, задумайтесь какие методы, описанные выше, они используют, и как вы сможете применить их идеи в ваших фотографиях. Вот эти фотографы:

Заключение

Основные принципы построения композиции очень легко выучить, но отработка и совершенствование этих навыков может занять целую жизнь. И короткого пути здесь, к сожалению, нет. Но работа в черно-белой фотографии определенно поможет вам понять основы построения хорошей композиции. И затем вы сможете перенести это в цветную фотографию.

Дата публикации: 07.12.2016 05:29

Композиция в художественной фотографии, как впрочем в изобразительном искусстве в целом, призвана передать основной замысел фотографа, идею фотографии наиболее ясно и убедительно. Создание художественного образа является главным в композиции кадра. Мы уже познакомились с правилом третей , планом , ракурсом , точкой съёмки . Сегодня мы поговорим о ритме , как об одном из приёмов композиции и учитывая, что передача ритма в фотографии зачастую сопровождается построением композиции по правилу диагоналей , расскажем и об этом правиле.

Итак, что такое ритм? В различных словарях и энциклопедиях существует достаточно много определений этого понятия, относящихся к той или иной области деятельности человека. Суммируя все определения, можно универсально охарактеризовать понятие ритм как равномерное чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Чередование времён года — ритм, биение сердца — ритм, движения поездов по расписанию — ритм.
В изобразительном искусстве ритм является одним из важнейших выразительных средств композиции не только формируя изображение в целом, но и нередко придавая содержанию определённую эмоциональность.
В художественной фотографии ритм может быть задан линиями (фигуры людей, сооружения, конструкции), пятнами света и тени (тёмное-светлое), пятнами цвета (жёлтое-красное), контрастом объёма (плоское-объёмное). При использовании линий формирование ритма происходит за счёт чередования одинаковых по содержанию элементов композиции (солдаты в строю, вагоны железнодорожного состава и т.п), во всех остальных случаях чередуются противоположные по содержанию элементы (тёмное-светлое, жёлтое-красное, плоское-объёмное).

Ритм является незаменимым инструментом передачи движения на плоскости. Связано это, в первую очередь, с особенностями нашего зрения. Взгляд человека, переходя по изображению от одного элемента к другому, ему подобному, формирует в сознании иллюзию движения. Самый простой пример — фотография поверхности моря: если взгляд переводить от одной волны к другой, создаётся иллюзия движения волн.

Наряду с ритмом, передать движение в фотографии помогут следующие правила:
- для передачи движения лучше выбирать тот его момент, который наиболее ярко отражает характер движения и является его кульминацией;

- свободное пространство ПЕРЕД движущимся объектом создаёт иллюзию движения;

- иллюзию движения можно создать при использовании размытого фона или нечётких контуров объектов на заднем плане;

- если на фотографии использовать одну или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

- нагромождение вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение,

а изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

"Быстрая" диагональ "Медленная" диагональ

Последние два правила в совокупности формируют так называемое "правило диагоналей" . Основная тонкость этого правила заключается опять же в особенности нашего зрения: воспринимая текст слева направо, движение в фотографии легче воспринимается в том же направлении, при этом слева направо движение кажется быстрее, а справа налево — медленнее.

Правила передачи покоя в композиции фотографии довольно просты и практически являются противоположностью правилам передачи движения:
- отсутствие в фотографии диагональных направлений создаёт иллюзию покоя;

- композиция статична, если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

- если на фотографии объекты изображены в спокойных (статичных) позах и нет кульминации действия — изображение спокойное;

- иллюзию покоя можно передать, сделав композицию симметричной, уравновешенной или если композиция образует простые геометрические схемы: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Даже если в фотографии будут присутствовать диагональные направления, но при этом геометрический и композиционный центры фотографии будут совпадать, композиция будет уравновешенной и свободное пространство перед движущимся объектом будет отсутствовать — такое изображение будет находится в состоянии покоя.

Основные термины :
— зеркальное (или почти зеркальное) расположение объектов по отношению к центральной оси фотографии;

— гармоничное размещение как объектов в кадре по массе (объёму), тону и цвету, так и пространств между объектами для более комфортного восприятия изображения;

Геометрические схемы — наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются на фотографии не хаотично, а образовывая простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. д.);

Геометрический центр — центр фотоснимка;

(смысловой центр , зрительный центр ) — место расположения на фотографии главного (основного) объекта композиции, которому подчиняются второстепенные объекты. Композиционный центр выделяется на фотографии светом, цветом, контрастом, крупностью плана и другими средствами.

Статьи

Местами некорректно и примеры странны (некоторые:),
но в целом забавный материал.
.
Более полный список композиционных приёмов. Буду рад замечаниям:)
.
1. Композиция как сочинение, соединение, составление. Диалог композиционных элементов.
2. Целостность.
3. Многоплановость.
4. Полицентровость.
5. Насыщенность.
6. Мгновенность.
7. Выразительность.
8. Простота.
9. Гармоничность.
10. Единство композиции.
11. СКЦ (сюжетно-композиционный центр).
12. Studium и Punctum. Пунктум как точка инициации смыслового центра.
13. Проблема большого и малого. Контраст величин. Деформация масштаба.
14. Главная и второстепенная роль в сюжете.
15. Динамика фотографического кадра.
16. Усиление перспективной глубины пространства фотографии с помощью линейной перспективы. Направляющие линии и линейная перспектива.
17. Усиление глубины пространства фотографии с помощью воздушной перспективы.
18. Усиление глубины пространства фотографии с помощью цветовой перспективы.
19. Параллельные линии в композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
20. Чувственное и рассудочное в композиции.
21. Правило трёх третей, золотое сечение, числа Фибоначчи.
22. Простая фигура как базовый скелет композиции.
23. ЭЕР (эффект естественной рамки). Усиление целостности композиции с помощью контура по периметру фотографического изображения.
24. Геометрические и сюжетные активные точки композиции.
25. Неожиданные комбинации.
26. Контраст форм и геометрических структур.
27. Контраст силуэтов.
28. Контраст света и тени (тональный контраст).
29. Контраст теплых и холодных тонов.
30. Контраст комплементарных (дополнительных) цветов.
31. Цветовой диссонанс, контраст диссонирующих цветов.
32. Контраст плавных и ломаных линий.
33. Контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости.
34. Контраст близкого и далёкого.
35. Контраст подвижных и неподвижных деталей композиции.
36. Логические, смысловые контрасты.
37. Функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции.
38. Контраст состояний, положений.
39. Контраст характеров, эмоций, психологические контрасты.
40. Сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь.
41. Контраст сцены и мизансцены.
42. Оверлэппинг (overlapping). Усиление целостности композиции вследствие перекрывания объектов.
43. Временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит, и что будет происходить).
44. Контрасты стиля.
45. Контрасты символов.
46. Отражения и повторы.
47. Симметрия или явная асимметрия композиции.
48. Рифма и ритм.
49. Движение в кадре. Проводка как средство выделения главного объекта или СКЦ.
50. Манипулирование символами и знаками.
51. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
52. Фабула и концепция фотографии.
53. Фотоизображение (фотография или серия фотографий), подразумевающее временнóе повествование, метафорический рассказ, “фотоистория”.
54. Соотнесение СКЦ и свободного места. Соотношение объект и пустота. Работа с пустотой. Окружение, обрамление СКЦ, главного объекта композиции.
55. Идейный ключ, смысловая полярность фотографии.
56. Аполлоническая гармония и дионисийский катарсис.
57. Двусмысленность и многозначность сюжета. Юмор и ирония.
58. Натюрморт, крупный план, макро - как средство фотографической выразительности.
59. Шарм, гламур, нечто очаровывающее.
60. Романтика, эротика и секс.
61. Использование знаменитостей в сюжете.
62. Использование эффекта déjà vu («уже виденное»).
63. Принцип чёт-нечет, инь-ян в целостной, слитной и гармоничной композиции.
64. Совокупное и комплексное применение всех законов и правил композиции для поиска оптимального композиционного решения по принципу тезис – антитезис - синтез. Фотография как искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения.

Говоря о том, как лучше фотографировать, мы имеем в виду - как делать ХОРОШИЕ фотографии. Ведь каждый, кто берет в руки фотоаппарат, хочет получить ХОРОШИЕ КАДРЫ. Как этого добиться? Увы, здесь нет универсального рецепта. Каждый сам находит и проходит свой путь, но можно этот путь сделать гораздо короче, если вместо того, чтобы учиться на собственном «горьком опыте», воспользоваться опытом и знаниями, накопленными многовековым опытом художников и несколькими поколениями фотографов.

Итак, приступим ко второму уроку фотографии и первому практикуму в полном формате. В предыдущем выпуске из-за недостатка места нам не удалось поместить все, что было задумано. Начиная с этого номера журнала мы постараемся каждый практикум давать в трех частях:
· Завершение предыдущей темы, в этот раз «Точка съемки и ракурс» .
· Небольшой теоретический экскурс и максимально наглядное раскрытие основной темы - «Свет в фотографии» .
· Наглядный анонс основной темы следующего номера на примерах наиболее типичных ошибок начинающих фотолюбителей - «Выбор правильной экспозиции» .

Точка съёмки и ракурс

Говоря о точке съемки и ракурсе, мы понимаем, что неважно, кто перемещается, - объект съемки или фотограф. В любом случае, изменение взаиморасположения камеры и фотообраза позволяет построить кадр, главное - правильно выбрать момент нажатия на кнопку... Вчера, сегодня и всегда выбор точки съемки, ракурса, момента съемки и кадрирование - это процесс, обеспечивающий построение кадра и создание основы фотографии. Почему основы? Потому что еще есть свет - мощнейший инструмент, создающий изображение, и есть масса технических аспектов, обеспечивающих техническое качество фотографии.
Имея в виду построение кадра, часто говорят о линейном рисунке, о композиции, сюжете, образе... Есть масса подходов к изучению этого вопроса, каждый из которых по-своему хорош. Мы будем делать акцент на практическую сторону процесса фотосъемки, обращая внимание на важные психологические моменты и только при необходимости касаясь элементов «голой» теории. Прежде чем продолжить, давайте зададимся вопросом: чем хорошая фотография отличается от плохой? Почему одно изображение нравится, вызывает восхищение, а другое нет?

Условно можно выделить три уровня фотомастерства. Уровень первый - документальный, когда начинающий фотолюбитель просто фиксирует отпечаток действительности, которую он наблюдает. Это бытовая документалистика: «Я и мои друзья; мои близкие; я на фоне памятника; мы празднуем...; моя любимая кошка». Здесь, как правило, даже не стоит вести речь о построении кадра. Фотограф еще не задумывается о композиции и сюжете, задача - зафиксировать «на память». В таких снимках нет объема, они плоски и двумерны. Кусок жизни 10×15, интересный автору и участникам зафиксированных событий.

На втором уровне, образном, возникает понимание кадра. Понимание того, что для зрителя все зафиксированные на фотографии элементы находятся во взаимодействии друг с другом, создавая самостоятельный образ, и должны ВМЕСТЕ нести смысловую нагрузку. Фотограф не просто снимает интересные объекты, он создает композицию, в которой появляется новая красота, растворенная в пространстве и невидимая обычному глазу. Автор уже обдумывает ракурс, план, перспективу. В фотографии еще может не быть сюжета, который вызовет бурю эмоций, но изображение становится интересным как минимум с точки зрения: а как это сделано? Здесь, на плоском отпечатке, появляется третье измерение. И есть достаточно простые технические приемы, которые помогают добиться объемности фотографии.
Третий уровень - сюжетный. Когда в кадре есть не только интересный образ, но и появляется движение, рождающее яркие эмоции у большинства зрителей. В плоскости как бы появляется четвертое измерение - угадывается движение времени. Мы можем почувствовать, что было до момента снимка и что произойдет после него. Большая фотография - это маленькая жизнь. При этом фотограф, как правило, уже не задумывается о технических приемах, которые он использует. Его сознание свободно и сосредоточено только на образе. Его заботит «что», а не «как».
Естественно, что сразу попасть с первого уровня на третий невозможно. Путь к мастерству проходит через несколько ступеней: знание, понимание, умение, навык... Задача нашего практикума - помочь пройти первую и вторую ступени. Остальное - в ваших руках.

Итак, чтобы научиться фотографировать, нужно научиться использовать средства фотографии. Учитывая высокую интеллектуальность современных фотоаппаратов, избавляющих от многих хлопот, в первую очередь начинающему фотографу нужно понять, что поместить в кадр, а что в него не помещать: под каким углом, с какого ракурса, в каком масштабе? Все, что окажется в кадре, и будет составлять композицию фотоснимка (Композиция - от латинского - сочинение, составление, расположение, объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое).
Или не будет. Может получиться просто набор отдельных элементов, пусть даже качественно технически снятых. Композиция, увы, не существует объективно и независимо от человека, она имеет смысл только в рамках мировосприятия, прежде всего эстетического. Поэтому возможно говорить о принципах и средствах композиции, базирующихся на физиологических основах восприятия и той части субъективного опыта, которая является общей для большинства людей. Однако переходим к делу.

Наша задача - построить что-нибудь из ничего. Для наглядности, простоты, а самое главное - для воспроизводимости наших практических изысканий мы в качестве объекта съемки выбрали некоторое количество монет и створку от устрицы (обычной ракушки). Произвольно положили все это на самый обычный стол. Картинка, как видите (снимок 1, вид сверху), не самая привлекательная.
Попробуем, ничего не двигая, найти точку съемки и ракурс, которые дадут в кадре хотя бы некоторую композицию.

СЕРИЯ 1. Первое, что нужно сделать, - «пристреляться», поискать лучший ракурс и точку съемки. Движемся вокруг натюрморта. Обычно такие снимки, конечно, не делаются, достаточно просто посмотреть в видоискатель, чтобы понять, что кадр «не строится».

Фотография 2 (лево - низ). Получился, в общем, симпатичный снимок. Блеск монет, фактура раковины, теневой рисунок. В плюс фотографии идет расположение раковины. Она «держится» в одном из узлов в соответствии с правилом трех третей*.
Монеты занимают три остальных узла внимания. За счет этого снимок воспринимается как устойчивый и сбалансированный. Но дальше работать с этой фотографией бесполезно. Здесь нельзя построить многоплановый снимок. Раковина и монеты расположены по отношению к зрителю практически на одном уровне. Кроме того, такая композиция вызывает неприятные ощущения. Два объекта равновесны. Они спорят друг с другом. При этом вопрос: «кто же сильнее?» - остается без ответа. Сместимся еще.
Фотография 3 (право - низ). Раковина заняла правый нижний угол. Согласно правилу левой руки** движение взгляда идет из левого верхнего угла в правый нижний и упирается в раковину. Она как бы тормозит взгляд. Кроме того, кадр становится неуравновешенным***.
Левый верхний угол пустой, а все внимание сосредоточено на раковине. Но раковина в этом ракурсе не настолько интересна, чтобы к ней приковывать внимание. Сюжет в снимке отсутствует.
Мы остановились на снимке, в котором раковина расположена в левом верхнем углу. Теперь попробуем усилить ощущение плановости, глубины снимка. Надо помнить: чем ближе угол зрения к перпендикуляру, опущенному на плоскость, тем меньше планов будет на фотографии. Нужно искать такую точку зрения, чтобы объекты находились на разном расстоянии друг от друга и от фотографа.

СЕРИЯ 2. Если до этого мы вращались вокруг объектов по часовой стрелке, то сейчас камера в основном будет двигаться по условной небесной сфере и приближаясь-удаляясь по отношению к объекту.
Фотография 1 (поиск глубины 1). Плюс - снимок выполнен согласно правилу трех третей. Нижняя треть - столешница, которая создает ощущение «воздуха» на снимке. Две верхних трети - монеты и раковина. Монеты, если присмотреться, образуют две дуги, два фронта. В этом есть некий элемент ритма*.
* Ритм в фотографии - это гармоничное чередование геометрических форм, пятен и линий. Служит для выражения экспрессии.
Глубины стало чуть больше, чем в предыдущих снимках, но все равно недостаточно. Нет устойчивости, равновесия. Попробуем опуститься еще ниже.

Фотография 2 (поиск глубины 2). Ощущение перспективы усилилось. На столешнице появился отблеск монет и тень раковины. Очевидные первый и средний план, и уходящие вдаль монеты - дальний план. Но теперь кадр не заполняется. Пробуем поменять масштаб.

Снимок 3 (нагромождение. Крупный план 1). Приблизились, но, кажется, чересчур сильно. Явное доминирование раковины, и «свалка» монет на первом плане. Никаких эмоций этот снимок не вызывает. Но если задача показать громоздкость мелких, на первый взгляд, предметов, тогда точка съемки, ракурс, план - все выбрано хорошо. Однако мы к этому эффекту не стремились, поэтому попробуем уменьшить раковину в кадре и увеличить вес монет.

Фотография 4 (крупный план 2). Приближаемся. Несмотря на то, что есть очевидное соблюдение правила трех третей, гармоничной фотография не смотрится. Попробуем при этом же масштабе немного изменить ракурс.

Фотография 5 (крупный план 3). Раковина ушла немного вправо и смотрится как нос корабля, который рассекает «монетные волны». Это первое, что приходит в голову. Возможно, это не самая сложная ассоциация, но сам факт, что фотография заставляет работать воображение, - уже хорошо. Дальше искать здесь не будем. Попробуем найти новый ракурс.

Фотография 6 (План крупнее). Убираем нагромождение с переднего плана, сдвигаем его в сторону. Чуть уменьшили масштаб, чтобы показать раковину. Вновь появилась многоплановость: монеты с переднего плана через средний уходят за раковину. Интересно по фактуре. Появляется уравновешенность: верхний левый угол и нижний правый заняты раковиной и монетами. Между ними образуется визуальный коридор, который уходит слева направо. При большом числе плюсов есть и существенный минус: снимок фактически распадается на две равные части. Раковина и монеты спорят между собой.

Фотография 7 (крупный план левее 2.). Несколько увеличиваем план. Плановость за счет «монетной дуги» сохраняется. Попытаемся найти новый ракурс.

Фотография 8 (новый ракурс 1). Совершенно непонятно, что на снимке делает раковина. Существует простое правило: все, что можно, из кадра надо убрать. Если раковина исчезнет, ничего принципиально не поменяется. Но перед нами стоит задача снять и монеты, и раковину - чтобы все играло.

Фотография 9 (новый ракурс 2). Увеличили присутствие раковины. Есть планы: передний с отражением, средний с предметами, задний - «воздух». Соблюдено правило трех третей. Появилось отражение в столешнице. У раковины образовалась некая «хищность». Она словно пожирает монеты. Доминирование раковины подчеркивается наклоном в ее сторону. Слегка увеличим этот эффект.

Фотография 10 (итог тандем 1). В принципе этот снимок можно считать некоторым итогом. Есть вполне четкий образ «агрессивной раковины».

Фотография 11 (итог тандем 2). Мы попробовали изменить кадрирование. Для этого подняли объектив, раковина, таким образом, опустилась вниз. Две три заняты предметами. На переднем плане - столешница с отражением. Кадр не кажется переполненным предметами. Он «дышит».

СЕРИЯ 3. В предыдущей серии снимков мы лишь незначительно использовали наклон камеры. Попытаемся поиграть с этой возможностью. Многие боятся вращать камеру. И совершенно напрасно. Иногда наклон может дать любопытные результаты.

Фотография 1 (наклон 1). Все выпало из кадра. Монет почти не видно, непонятно, что за фактура справа. Попытаемся вернуть все в кадр и сохранить наклон.

Фотография 2 (наклон 2). Предметы четко атрибутируются в кадре, но наклон совпадает с диагональю естественного движения взгляда (правило левой руки) и поэтому совершенно не читается. Отсюда нет динамики движения, есть сползание. Если бы мы хотели добиться ощущения сползания, нас бы этот снимок вполне устроил.

Фотография 3 (наклон 3. Намек на движение). Меняем наклон на противоположный. Движение появилось, но не очень внятное.

Фотография 4 (ползучий итог). Чуть усилили наклон, усилился и эффект движения. Раковина превратилась в живое существо, которое стремится куда-то уползти и при этом оставляет за собой шлейф из монет. Нельзя сказать, что это шедевр, но некие ассоциации этот снимок уже вызывает. Здесь нет как таковых линий*, но они угадываются. Задействованы узлы внимания по правилу трех третей.

* Любые линии на снимке - хороший инструмент эмоционального воздействия на зрителя. Изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии передают величие, силу, мощь; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность.
В принципе с итоговыми снимками второй и третей серии еще можно поработать. Например, поиграть со светом, с тенями, с интенсивностью отзеркаливания поверхности. Все это создаст дополнительную динамику. Работа со светом - следующая тема нашего практикума.
И, прежде чем поставить точку в этой теме, хотим дать совет: «Глядя в видоискатель, представьте себе то, что вы видите фотографией в рамке на стене вышего жилища. Если устраивает - смело, но аккуратно нажимайте на кнопку «спуск», если нет - продолжайте поиск ракурса.

* Правило трёх третей. По вертикали и горизонтали кадр условно делится на три равные части. Любые поверхности лучше располагать в отношении 1:2. К примеру, в одной верхней части снимка поместить небо. В двух нижних - землю. Или нооборот. Такое расположение позволяет определить, что доминирует на снимке, на чём делается акцент. Кроме того, на пересечении двух вертикальных и двух горизонтальных линий, которые условно делят снимок на части, образуются четыре «узла» внимания. Лучше всего располагать объекты именно в них.
** Правило левой руки. Большинство людей смотрит сначала в левый верхний угол изображения, а затем взгляд соскальзывает в правый нижний. Если, к примеру, нужно выделить на фотографии дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения взгляда слева направо будет «спотыкаться» о границы дороги и выделять ее. В противном случае - дорога просто потеряется на снимке.
*** Равновесие снимка бывает двух видов: формальное и неформальное. Формальное равновесие достигается абсолютной симметрией слева и справа от оптического центра снимка. Уравновешенная таким образом композиция подчеркивает достоинство, стабильность и консерватизм образа. Можно добиться равновесия по-другому, если располагать элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра. Это неформальное равновесие. Оно делает фотографию более образной и эмоционально насыщенной.

_______________________

10 советов, которые помогут Вам улучшить композицию своих фотографий. Всякий раз, когда Вы задумываетесь, выясняя, каким образом составить фотографию, Вы можете воспользоваться этими советами, чтобы получить хорошие снимки.

Простыми словами, “правило нечетного” состоит в том, чтобы иметь нечетное число объектов в Ваших фотографиях. Как пример, фотография только одного объекта или группы из трех человек. Эта методика делает фотографию более привлекательной и интересной человеческому глазу.

Эта фотография четырех ягод является весьма мягкой и скучной. Трудно найти центр фокусировки в этом изображении.

Хотя снимок похож на предыдущую фотографию, нечетное число земляник делают ее более интересной.

Ограничение фокусировки является простым способом добавить самого фокуса. Это, возможно, нужно не во всех фотографиях, но полезно всякий раз, когда у Вас есть объекты, которые Вы хотите скрыть. Наиболее привычное использование этой методики ориентировано на размытие нежелательного фона. Вы можете уменьшить глубину резкости своих фотографий при использовании большой апертуры (напр. F1.8), приближении изображения, и использование камеры с большой чувствительностью (напр. полный кадр DSLR).

Если бы деревья на заднем плане были в фокусе, это отвлекло бы от темы этой фотографии. Размытый фон подчеркивает фокус на паре.

Размывание фона помогает привлекать внимание к людям.

Хороший способ постановки центра фокусировки состоит в том, чтобы создать максимально простое изображение. Самый удобный способ сделать это - ограничить количество объектов в Вашей фотографии. Вы можете также использовать предыдущий совет, чтобы размыть нежелательные объекты.

Простота этой фотографии ясно дает понять идею. Простая фотография привлекает внимание и заставляет людей смотреть на него дольше.

Центрирование объекта создает баланс фотографии. Центрирование смотрится лучше всего на простых фотографиях с небольшим количеством объектов.

Вы можете улучшить акцент на предмете, сохраняя пространство вокруг объекта свободным.

Скучный объект становится интересным, если сохраняется простота и центрирование.

Это один из самых эффективных и популярных способов композиции фотографии. Вы можете улучшить свои фотографии, используя эту методику. “Правило третей” добавляет интерес фотографии, выравнивая объект съемки по одной из четырех точек воображаемого 3x3 прямоугольника, сделанного на основе Вашего изображения.

Простое изображение стало более интересным, после применения правила третей.

Снимая портреты, Вы можете использовать правило третей, для добавления фокуса глазам. Просто позиционируйте глаз или область между глазами по правилу третей, чтобы создать хороший портрет.

Ведущее пространство - пространство перед объектом. Этот элемент обычно используется совместно правилом третей для создания более интересной фотографии. Оставляя участок пространства перед объектом, зритель будет видеть продолжение действия.

Сноубордер позиционирован по правилу третей с некоторым ведущим пространством перед ним.

Оставление некоторого ведущего пространства перед бегуном заставляет фотографию выглядеть более активной. Это также обращает больше внимания в закат.

Оставление участка пространства позади бегуна заставляет появится эффект завершения бега.

S Кривая - воображаемая полоса в фотографии в форме буквы S. Этот тип полосы заставляет фотографии выглядеть более интересной,заставляя направлять взгляд по заданной траектории.

Пример магистрали с кривой S. Эта фотография простого пейзажа сделана более интересной с помощью кривой S.

Похожая фотография магистрали, но без кривой S является менее динамичной.

Самые ранние примеры кривой S использованы в греческих и римских скульптурах.

У большинства фотографий есть средний и задний планы, и совсем малое место уделено переднему плану. Вы можете улучшить свои пейзажные фотографии включением некоторых объектов переднего плана. Это незаменимая методика для того, чтобы создать ощущение масштаба и заставить зрителя чувствовать, что он или она находится в фотографии.

Скалы в этом пейзаже добавляют фотографии масштаб и ощущение глубины.

Добавление большего количества переднего плана фотографии добавляет ощущение реальности.

Когда Вы думаете, что находитесь достаточно близко к объекту, попытаетесь подойти еще ближе. Заполните большую часть кадра объектом, и Вы получите абсолютно иную композицию. Зачастую более привлекательную.

Близость к объекту и заполнение кадра волчьей головой придают больше акцента волку и создают больше драматизма. На обеих фотографиях один и тот же волк, но истории, которые он рассказывает, являются совершенно разными.

Вот творческий способ добавить передний план к Вашим фотографиям! Используйте элементы вокруг Вас, чтобы создать изображение, обрамленное объектами. Эта методика - отличный способ добавить привлекательности фотографии и создать изображение, отделенное от остальных.

Эта фотография использует силуэт, чтобы создать обрамление вокруг Тадж Махала.

Рамка не должна выделяться или иметь конкретную форму. Она может быть естественной как два дерева на этом снимке.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен