Поцелуй под омелой. Рождественская омела

    Есть такая красивая рождественская традиция - целоваться под веткой омелы. Если девушка оказывалась под этой веткой, которую специально вешали на дверях или в иных местах, пройти мимо которых было невозможно, ее мог поцеловать любой. Символизм этого растения не только в том, что оно вечнозеленое, неувядающее, молодое, но и в том, что плоды омелы растут парно. Так и целующиеся под омелой должны были соединиться, чтобы никогда не расставаться. Омела - символ любви, которая побеждает смерть, ведь у скандинавов есть предание, что белые плода омелы - это слезы Фреи, которая оплакивала убитого отравленной омеловым соком стрелой мужа, а боги из жалости воскресили его. У нас эта традиция не особо прижилась, хотя молодежь все чаще отдает ей должное и мне также приходилось быть жертвой ветки омелы над дверью.

    Омела - это мой цветок. Очень мистический цветок и не удивительно, что есть такая традиция целоваться под ней и чувства крепнут, счастья на всю жизнь со своим избранником или избранницей. Но все равно думаю, что этот цветок подарит счастье только искенно любящим людям, усилив чувства. А как можно усилить чувства, когда человек безразличен.

    Это старый обычай в Англии.

    Об этом известно с времен друидов кельтских, живших в Англии.

    Так целовались в Рождество под ОМЕЛОЙ в ДРЕВНЕМ РИМЕ, в день зимнего солнецестояния.

    Поцелуй под ОМЕЛОЙ приносит ВЕЧНУЮ ЛЮБОВЬ, так считали в древности.

    Ветвь Омелы стала СИМВОЛОМ ЛЮБВИ.

    Омела не похожа не на кустарник, не на дерево, она растение.

    Ее цветки сидят на кустиках дерева или куста.

    Свобода от всех запретов- СИМВОЛИЗИРУЕТ ОМЕЛА

    Поэтому под ней можно целоваться!!

    Она принята как СИМВОЛ американского штата в ОКЛАХОМЕ.

    Омелой лечат от эпилепсии, от язвы, омела помогает забеременеть

    Вечную любовь без приворотного зелья поцелуй под омелой сулил. Правда, работало это только в день зимнего солнцестояния. Именно двадцать второго декабря. На Языческий новый год. И самое интересное, счастья оно не давало.

    Нет - не целовалась. У влюбленных часто бывают всякие бзики. Стараясь сберечь и укрепить свои чувства люди начинают верить во всякие приметы. Не зря говорят, что влюбленный человек наиболее уязвим. Поэтому и существует примета поцелуя под омелой - чтобы любовь была вечной, крепкой и свободной от всяких давлений и зависти со стороны. Целуйтесь на здоровье!

    Целовался и не только...))))У нас ее много растет. Все тополя ею увешаны. Так что проблем с поцелуями именно под ней не возникает)))

    Я в первые узнала об этой традиции когда гостила в Польше, там на рождество есть обычай целоваться под омелой. чтобы никогда не разлучиться. Очень романтично!

    Я про поцелуи под омелой впервые прочла в романах Диккенса. Омелу под Рождество подвешивали под потолок и девушка, стоящая под омелой не может отказать в поцелуе ни одному пожелавшему ее поцеловать.Такой поцелуй под висящей под потолком омелой считался поцелуем большой любви должен был обязательно привести к браку. Скорее всего, этот обычай пошел еще от скандинавских мифов где воины встречаясь у богини любви, красоты и плодородия Фрейи, под омелой должны были сложить оружия до конца дня.

    У каждой страны свой ритуал, я честно конечно ни когда не целовалась по ней, но можно под обычной березой целоваться, во время курантов... Ну если нет омелы поблизости... Нужно поцеловаться во время курантов под омелой, считается романтический ритуал, этот ритуал англичан был, как сейчас не знаю, может у них что то поменялось за это время, в России можно целоваться под любым деревом, как говорят, главное чтобы было от души!... У каждой страны свое чудо!!!

Доктор биологических наук Б. ГОЛОВКИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Америке растет похожий на омелу форадендрон желтоватый (Phoradendron blauescens).

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Западной Австралии встречается ближайший родственник омелы и форадендрона - нуитсия обильноцветущая (Nuytsia floribunda). К Рождеству она покрывается множеством желто-оранжевых цветков.

А теперь немного о том, каким образом омела стала знаменитой.

Древнеримский ученый Плиний Старший еще в I веке нашей эры описал кельтских жрецов - друидов, живших на территории нынешней Англии. Среди волшебных трав, которыми пользовались друиды, омела занимала одно из ведущих мест в борьбе с нечистой силой. Может быть, в связи с таким свойством это сохраняющее свою зелень зимой изящное растение стали впоследствии использовать и в качестве традиционного рождественского украшения.

Рождественское увлечение омелой имело еще одну сторону - игровую. Поцелуй под висящей на потолке омелой считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане, должен привести к неизбежному браку. Можно себе представить, сколько семейных союзов зарождалось в Рождество под омелой!

Объяснение этому обычаю можно найти в скандинавских сагах. Бальдур, бог мира, был ранен стрелой, сделанной из омелы, и исцелен от раны по просьбе других богов и богинь. После этого омелу отдали во власть богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти.

Вместе с первыми переселенцами английский обычай перекочевал за океан - в Америку. Но поскольку в Америке омела не растет, ее место занял в домах похожий на нее форадендрон (Phoradendron).

Почитание отдельных растений мы встречаем в верованиях и обычаях не только древних друидов и современных англичан и американцев. Еще у наших предков - славян существовали предметы - обереги. Само название подсказывает их назначение: оберегать людей от несчастий, в первую очередь от притязаний нечистой силы. В. И. Даль так определяет оберег: "талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.".

Оберегами были не только камни с магическими свойствами, но и некоторые растения.

Осина, в частности, отваживала русалок, вредивших крестьянским посевам. В Полесье существовал весенний обряд "проводов русалки", который сопровождался песней:

Проведу русалку, проведу,
Дай осинкою заломлю,
Штоб русалочка не ходила,
Мого житечка не ломила.

Оберегом от русалок стала также полынь: они боялись ее запаха. Неприятны им были и другие травы: хрен, чеснок, любисток.

Осиновый кол издавна считался лучшим средством усмирения "ходячего" покойника и вампира. Его вбивали в могилу или ставили на ней осиновый крест, а умерших колдунов и утопленников сжигали на костре из осиновых дров. Осина изгоняла многие болезни, особенно связанные с лихорадочными явлениями: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!".

От нечистой силы, а также от болезней оберегала людей береза (не нечистую ли силу изгоняли из себя березовыми вениками в бане?).

Ведьмы боялись крапивы и мака, им посыпали дом и хлев. У французов же оберегом от ведьм считалось льняное семя, которое носили в кармане или насыпали в сапог. Поляки эти же свойства находили у любистока, мяты, цветков конопли, юго-западные славяне и итальянцы - у чеснока.

На Украине оберегом от нечистой силы и болезней был барвинок. Возможно, именно эти его свойства имели в виду, когда из барвинка плели свадебные венки и делали "квитки" - маленькие букетики для присутствующих на свадьбе гостей.

Для изгнания чертей из постоянных мест их обитания у сербов использовали колючий боярышник, а у русских - чертополох.

Оберегом от лешего считали лутовку - очищенный от коры кусок липового полена. Оберегал жителей от появления дьявола крест из тиса, установленный при въезде в деревню. Верили, что тень от такого креста смертельна для нечистой силы.

Надежным оберегом от болезней у всех славян была верба. Так, сербы и македонцы опоясывались ветками вербы при жатве, "чтобы не болела спина". Объясняли тогда это так: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой".

Вспомним, что в древнегреческих мифах многие герои кончали свою жизнь тем, что превращались богами кто в лавр, кто в гиацинт, нарцисс, сирень, давая им свои имена.

Дриады - лесные нимфы - покровительствовали посвященным им рощам и отдельным деревьям и преследовали нечестивых дровосеков, срубивших их. Поэтому-то и сохранялись неизменными, неприкасаемыми священные рощи, где росли уникальные деревья. Для южных славян был характерен культ дуба, который считался деревом, посвященным Перуну, для восточных и отчасти западных славян - культ березы и в меньшей степени клена, липы и вербы. В то время существовали праздничные дни и даже недели, связанные с тем или иным растением. Последняя неделя перед Троицей (в июне) называлась русалии или Русальной неделей. Предполагают, что русалии - это видоизмененный религией славян античный праздник роз - розарий, или розалий. В нем же лингвисты видят этимологическую, смысловую основу самого названия "русалки" - божества диких роз, шиповника. Впоследствии эта основа была нашими предками, видимо, утереяна и Русальная неделя обходилась без роз, хотя венки из цветов для девушек плелись обязательно. Участницы праздника выбирали одну девушку, исполнявшую роль русалки, наряжали ее в праздничные одежды и украшали венком или даже несколькими венками. В последний день Русальной недели эту "русалку" выводили в поле ржи, на берег реки или на кладбище. Русалий венок летел за ограду, на костер или в воду, а девушки, подружки русалки, поспешно разбегались, чтобы та их не догнала.

В народном календаре до сих пор бытуют праздники, связанные с растениями: Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница. Так, на Вознесение или в Духов день дома украшали ветками лещины, которые считались средством общения с умершими родственниками. На Троицу - 50-й день после Пасхи - обязательно использовалась троицкая зелень: молодые березки, клен, дуб, липа, рябина, орешник.

Считается, что впервые обычай ставить перед жилищами маленькие елки под Рождество появился в Германии лишь в XVI веке. Тогда же елки стали украшать... фруктами, преимущественно яблоками.

В нашей стране рождественские (они же новогодние) елки появились позже. Отмечая начало нового 1700 года 1 января (до этого год в России начинался 1 сентября), Петр I приказывал: "У домов...впредь на воротах учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе у нижней аптеки". Заметьте: здесь нет категоричного указания - елки и ничего иного. Есть еще альтернатива: не только деревья, возможно использование просто веток. Но, несмотря на такие вольности, "учинить" заморскую традицию на Руси долго не удавалось. Лишь в сороковых годах XIX столетия первую "общественную" елку устроили в Санкт-Петербурге жившие там немцы. Казалось бы, затея Петра после этого прочно укоренилась. Однако "немецкие корни" рождественской елке позднее все же припомнили. Случилось это вскоре после начала Первой мировой войны, когда Священный синод запретил елку, "как вражескую, немецкую затею". Запрет этот существовал и в первые годы советской власти, однако позднее елка снова появилась в наших домах, но уже не как рождественская, а как новогодняя.

Лесную красавицу украшали игрушками, фруктами, сладостями, свечками. В канун 1895 года свечки были заменены гирляндами электрических лампочек. Произошло это в Вашингтоне, перед Белым домом. И там же, перед резиденцией Президента США, позднее красовалась самая высокая (более 67 м) рождественская красавица. Об этом можно прочитать в Книге рекордов Гиннесса.

См. в номере на ту же тему

Сегодня венки и шары-подвески из омелы являются обязательным рождественским атрибутом в странах Европы и Америки. Их роль не столько декоративная, сколько романтическая: ведь под омелой принято целовать свою вторую половину и любого другого человека, которому мы симпатизируем. В древности это священное растение обладало глубокой символикой и было окружено множеством легенд, которые сегодня призабылись. Но ведь гораздо интереснее следовать традициям, зная, с чего всё начиналось!


Древняя Британия

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба - это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом - поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

Скандинавские мифы

В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти. Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно - и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом - чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют.

Античные традиции

Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благославлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.

Омела в христианстве

Йоль, праздник возрождения Бальдра, Сатурналии - с приходом Христианства на всех этих праздники поставили большой жирный крест, причём в прямом смысле. Чтобы чем-то занять людей, в эти дни решено было отмечать Рождество. Омела, слишком ярко воскрешавшая в умах людей прежние традиции, была названа нечистым растением и стала единственной вечнозелёной ветвью, которую не допускали в церковь.

Но про «дубовые ягоды» люди всё равно не забывали - да и как тут забудешь, когда это практически вся обозримая зелень в течении долгих зимних месяцев! Омела не имеет корней в земле, и люди могли только гадать, откуда она появляется на дереве. В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи - чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» - и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена - вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Возрождение традиций

Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, - но уже в несколько ином облике. Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными - и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»

Сегодня венки и шары-подвески из омелы являются обязательным рождественским атрибутом в странах Европы и Америки. Их роль не столько декоративная, сколько романтическая: ведь под омелой принято целовать свою вторую половину и любого другого человека, которому мы симпатизируем. В древности это священное растение обладало глубокой символикой и было окружено множеством легенд, которые сегодня подзабылись. Но ведь гораздо интереснее следовать традициям, зная, с чего всё начиналось!

Древняя Британия

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба – это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом – поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

Скандинавские мифы


В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти. Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно – и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом – чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют.

Античные традиции


Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благославлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.

Омела в христианстве


Йоль, праздник возрождения Бальдра, Сатурналии – с приходом Христианства на всех этих праздники поставили большой жирный крест, причём в прямом смысле. Чтобы чем-то занять людей, в эти дни решено было отмечать Рождество. Омела, слишком ярко воскрешавшая в умах людей прежние традиции, была названа нечистым растением и стала единственной вечнозелёной ветвью, которую не допускали в церковь.

Но про «дубовые ягоды» люди всё равно не забывали – как тут забудешь, когда это практически вся обозримая зелень в течении долгих зимних месяцев! Омела не имеет корней в земле, и люди могли только гадать, откуда она появляется на дереве. В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи – чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» - и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена – вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Возрождение традиций


Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, - но уже в несколько ином облике. Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными – и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»


Рождественская волшебная омела

По английскому обычаю, мужчине разрешается

поцеловать девушку, если он на святках

поймает ее под веткой омелы,

подвешенной к потолку или люстре.

Омела в культуре европейских народов пережила язычество и стало любимым растением в Новое время как символ праздника Рождества. «Рождественская омела» или «Ветка поцелуев» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия

Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Омела - священное вечнозелёное растение друидов с 1 тыс. лет до н.э., растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Кельты и древние римляне использовали её в дни зимнего солнцестояния как священное растение (вспомним строки Иосифа Бродского: «Провинция справляет Рождество./Дворец наместника увит омелой...» Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания.

Причиной поклонения ей Магов древних галлов по версии Плиния, было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве

В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.

Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.

Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людям, ни животным.


Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.

Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.

Почитание кельтами омелы, возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия, где Эней, по совету Сивиллы добывает ветвь омелы, приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом.



Языческое происхождение поклонения омеле подтверждается тем, что христианские священники долгое время не разрешали вносить ее в церковь. Даже в наше время омелой (а также остролистом, плющом и хвоей) по преимуществу украшают жилые дома, в то время как «другой зеленью — падубом, плющом, самшитом — украшают как дома, так и церкви».



Только в Англии, для которой культ омелы особенно характерен, на Рождество ее вьющимися ветвями украшают как жилые дома, так и церкви. В основании до сих пор существующего у англичан мистического уважения к омеле лежит идея вечной жизни.




Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по некоторым мнениям, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество

В рамках своей борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой

Эмблемой Хэев была омела.Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба.Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою.

Как видим мужчина несет домой ёлочку (надо полагать семейный, деткам), а барышня - омелу, чтобы повесить в доме и получить право целоваться. Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».

Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным

Друиды срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная - не коснуться земли.

Обычай целоваться под омелой очень быстро покинул берега Англии. ... Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п.

Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.


В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела — ни дерево, ни кустарник, и таким образом — ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений")


.

Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата — это произошло в 1893 году в Оклахоме.



Любопытные факты об ОМЕЛЕ:

Ягоды омелы привлекают птиц, например дроздов, которые являются распространителями семян этого растения. Поклевала птица эти ягоды, и клюв у нее стал липким. Перелетев на соседнее дерево, она почистила клюв о ветку и оставила на ней прилипшее к клюву клейкое семечко. Или через несколько часов, улетев далеко от места пиршества, эта же птица на ветке какого-нибудь дерева оставила помет. А в помете - семечко омелы, которое не потеряло всхожести от того, что ему пришлось пройти сквозь кишечник птицы


Весной, когда соки дерева быстрее побегут по сосудам, семя омелы прорастет. Как бы ни было ориентировано семечко, корешок проростка обязательно изогнется в сторону ветки - от нее исходит чуть заметное тепло, она отбрасывает легкую тень, а проросток омелы лучше чувствительного прибора воспринимает это тепло и эту тень. Соприкоснувшись с корой, корешок начинает расширяться в круглую плотную пластинку. Вскоре из ее центра вырастает крепкий, острый, как иголка, отросток-присоска, который проникает через кору ветки и постепенно достигает древесины. В саму древесину этот отросток проникнуть не может. Но поскольку снаружи древесины ежегодно нарастают новые слои, то присоска в конце концов оказывается погруженной в них, а все растение омелы - намертво прикрепленным к ветке. Кроме того, уже на второй год жизни корневой отросток начинает ветвиться, расползаясь тяжами между корой и древесиной и распространяясь все дальше и дальше внутри приютившей его ветки

.

Снаружи же на ветке в первый год ничего не происходит. Но на второй, когда корень-присоска начинает доставлять омеле воду и минеральные вещества от растения-хозяина, на ветке появляется облиственный побег, каждый год разрастающийся все сильнее и превращающийся в зеленый кустик

Целуйтесь под омелой-весь год будет любовь !

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с