Размножение и развитие растений. Конспект урока на тему "размножение и развитие растений" Опыление – перенос пыльцы с одних цветков на другие

Растения густо заселили всю планету, но как же им это удалось? Такое распространение стало возможным благодаря тому, что растения научились быстро приспосабливаться к окружающим условиям и размножаться разными способами. Рассмотрим особенности размножения и развития растений.

Способы размножения растений

Во время цветения на растениях появляются цветки - большие или совсем крошечные, невероятно красивые или вовсе неприметные. В центре каждого цветка находится пыльца, которая выглядит как множество мельчайших желтоватых крупинок.

Пыльца необходима для размножения растений, которое происходит за счет опыления - переноса пыльцы с одних цветков на другие. Без опыления из цветка не вырастет плод с семенами и, значит, растение окажется бесплодным.

Процесс опыления происходит двумя основными способами:

  • Опыление насекомыми . Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, к его лапкам прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок такого же вида растений, насекомое невольно становится переносчиком пыльцы и опылителем. Насекомые-опылители имеют большое значение, ведь с их помощью растения могут размножаться (шиповник, яблоня, груша и другие).

Рис. 1. Пчелы - главные опылители.

Растения, которые опыляются насекомыми, делают все возможное, чтобы привлечь к себе как можно больше самых разных насекомых. Их цветки окрашены в яркие, привлекательные цвета, они источают приятный аромат и содержат сладкий нектар, который является настоящим лакомством для многих насекомых.

  • Опыление ветром . Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького размера, совсем невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет нектара, ведь им нет нужды привлекать насекомых. Пыльца образуется очень рано, когда на деревьях еще нет листвы, и в большом количестве - это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по свету.

Рис. 2. Цветки березы опыляются ветром.

В природе существует немало растений, которые размножаются не семенами, а своими частями:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • корневыми отростками;
  • луковицами;
  • частями стеблей;
  • клубнями.

К примеру, садоводы размножают клубнику с помощью стеблей-усиков, которые зарывают в землю, чтобы те проросли и дали жизнь новому растению. Картофель высаживают мелкими клубнями, а чеснок, лук, тюльпаны и нарциссы - луковицами.

Природа - большая затейница, которая, порой, выдумывает весьма оригинальные способы размножения растений. Так, если тронуть пальцем бешеный огурец, то он с громким свистом сорвется с плодоножки и, пролетая в воздухе, словно ракета, повсюду разбросает свои семена.

Как развиваются растения

После процесса опыления растения образуют плоды, в которых хранятся семена. Попадая в землю, они прорастают и таким образом дают жизнь новым растениям.

Чтобы это произошло, должны быть подходящие условия:

  • Вода . Проникая внутрь семени, вода вызывает его набухание. Под давление кожица семени лопается и появляется маленький корешок, который быстро закрепляется в почве и начинает поглощать из нее питательные вещества. Спустя время пускается в рост стебель с листиком, и вскоре над землей появляется новое молодое растение.

Рис. 3. Молодой росток.

  • Кислород . Прорастающие семена нуждаются не только в воде, но и в кислороде. Если они окажутся под толстым слоем воды, куда будет проникать совсем мало ценного газа, они не смогут прорасти.
  • Тепло . Даже если будут соблюдаться два важных условия - наличие воды и кислорода, но не будет тепла, семя не сможет прорасти. Именно поэтому размножение растений происходит весной, когда сходит снег и почва успевает как следует прогреться.

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса мы выяснили, каким образом происходит процесс размножения и развития цветковых растений по окружающему миру. Основной способ размножения - семенной, но существуют растения, которые размножаются при помощи своих частей. Для успешного развития всем растениям нужна вода, тепло и кислород.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 376.

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

как размножаются и развиваются растения?

Задачи:

расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

Характеризовать стадии развития растений из семени;

Работать с терминологическим словариком.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников

Личностные результаты

Ценностное отношение к природному миру.

Основные понятия и определения

Опыление растений. Плод. Семя.Вегетативное размножение

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое опыление, как распростра-няются плоды и семена, как из семян разви-ваются растения. Будем учиться выдвигать ги-потезы и доказывать их, моделировать процесс развития растения.

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цве-тов и бабочек. Какие условия нужны для про-растания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Изучение нового материала

Размножение и развитие растений

ОПЫЛЕНИЕ

Однажды учёные поставили опыт: на груше-вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчё-лы, образовалось 33 груши. А на ветке под мар-лей — ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.

На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком — нектаром. При этом они выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена. Эта ра-бота — опыление цветков.

Что такое опыление?

В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мель-чайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же ви-да растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и се-мян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабоч-ки — это насекомые-опылители . Они помогают растениям размножаться.

Осмысление и понимание полученных знаний

ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

Практическая работа . Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.

Череда Репейник Одуванчик

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые кры-лышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путе-шествовать с помощью ветра. У плодиков ре-пейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчи-ками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕНИ

Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

Как же развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития расте-ния из семени. Проверь себя по тексту и ри-сунку учебника

Сначала появляется корешок, а потом стебе-лёк с листочками. Проросток растёт и со време-нем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.

Обсудим!

1.Семя — это живое или неживое тело?

2.Семена растений обычно хранят в пакети-ках.

3.Почему семена при этом не прорастают?

4.Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Как происходит опыление у растений?

2. Что образуется на месте цветков после опыле-ния?

3. Как распространяются плоды растений?

4.Какие условия нужны для прорастания семян?

5.Как развивается растение из семени?

Вывод

Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: опыление.

2.Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

3.Приготовь рассказ о том, как животные по-могают растениям размножаться (опыляют цвет-ки, распространяют плоды).

Опыление растений насекомым

Размножение и развитие растений Окружающий мир 3 класс Плешаков Школа России

Подготовила учитель 3 класса

МБОУ Озерненская СШ

Смоленской области

Власенкова Т.М .

01.11.2014г.


Группы растений

водоросли

мхи

цветковые

хвойные

папоротники


Что ты узнаешь на уроке?

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь – по небу летит .

Летит – гудит,

Сядет – молчит.

Целый день в трудах

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг,

Тот всегда с медком,

А кто ей не люб-

Спасайся бегом!

Его фигура подвела –

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски, словно у осы,

На брюшке – капельки росы.

Объясни экологические связи «насекомые – растения».


Цветковые растения

Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми. Цветковые – самый обширный отдел растительного мира, к которому относится более половины известных видов растений. Их около 250 000 видов.


На каком из растений образуются плоды?


Опыление цветковых растений

Основными опылителями цветковых растений являются бабочки, пчелы, шмели. Когда насекомые садятся на цветок, пыльца остается на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, они невольно переносят на него пыльцу – опыляют этот цветок.


Образование плода и семян


Плоды и семена

Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя дает жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохранятся и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет.


Приспособление к распространению плодов и семян

Животными и человеком

Приспособления:

Ветром

Саморазбрасывание

  • сухие плоды с прицепками
  • съедобные плоды

Приспособления:

  • крылышки
  • парашютики
  • хохолки

Приспособления:

Водой

  • семена активно разбрасываемые из плодов

Приспособления:


Условия для прорастания семени

тепло

вода

воздух

почва


Развитие растения из семени


Проверь себя

  • Назови необходимое условие для образования плодов.
  • Как происходит опыление у растений?
  • Как распространяются плоды?
  • Какие условия нужны для прорастания семян?
  • Как развивается
  • растение из семени?

Класс: 3

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять особенности способов распространения семян, их роль в жизнедеятельности растения;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: опыление, селекция;
  • формировать умение проводить наблюдения и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  • Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.; работа со схемой)

Коммуникативные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УД

  • Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. - На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями.

О каких процессах идёт речь? (Мы узнали, как растения дышат и питаются.)

2. - Закончите предложения. Слайд 2.

а). Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются... (сахар и крахмал.)

б). Растение дышит и... (питается)

в). Вода в листья поступает из...(корня).

г). Для дыхания живых существ растения выделяют... (кислород).

3. Демонстрация слайдов презентации:

а). Недавно был обнаружен новый, ранее неизвестный, вид орхидеи в Новой Гвиане, которая цветет только ночью. Селекционерам получить семена не удалось, и сбор растений в местах произрастания был запрещен. Что же делать?

б). В 1979 году молодой немецкий селекционер Герт Ян Хагеман решил создать черный тюльпан. После 7 лет работы 29 марта 1986 года он представил свой Черный тюльпан, который вызвал сенсацию не только в Голландии, но и во всем мире.

Представляя свой Черный тюльпан (у него на тот момент не было имени) Герт Ян Хагеман сказал: “Вывод новых сортов тюльпана на рынок - длительный процесс. За год одна луковица превращается в три. Еще через год 3 луковицы превратятся в 10. Если мне повезет, Черный тюльпан можно будет купить в магазинах лет через шесть. Мы будем стараться... ”

Прошло уже больше 6 лет, но пока в магазинах Черный тюльпан Хагемана не появился. А значит, история создания черного тюльпана продолжается...

А как сделать так, чтобы тюльпаны радовали нас каждый год?

в). Иван Владимирович Мичурин (1855-1935), русский биолог и селекционер, садовод-генетик, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники. Мичурин внес большой вклад в развитие генетики ягодных культур, проводил опыты.

В 1888 г. Иван Владимирович Мичурин нашел ветвь с очень крупными плодами на дереве Антоновки могилевской белой. Этот побег дал начало сорту Антоновка полуторафунтовая (600 г), которая отличается от исходного сорта размерами плодов, измененным вкусом и букетом.

г). В начале 20 века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта Голден Делишес селекционеры обнаружили побеги, давшие начало сортам Ред Делишес и Старкримсон. .

Как же появились эти сорта?

Проанализируйте всё, о чём мы сейчас рассуждали, и скажите, какой будет тема нашего урока?

(На сегодняшнем уроке мы будем говорить оразмножении растений. )

III. Работа по теме урока.

1). - Сейчас вспомним то, что мы уже знаем о жизни растений. Для этого разгадайте кроссворд, выполняя это задание в группе.

По горизонтали:

2. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (цветок)

5. Процесс переноса пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика. (опыление)

6. Чем размножаются водоросли, мхи и папоротники? (споры)

7. Часть пестика. (рыльце)

По вертикали:

1. Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы. (стебель)

3. Что образуется на месте цветка у растений? (плод)

4. Чем кормятся многие насекомые? (Нектар)

6. Как размножаются хвойные и многие цветковые растения? (Семена)

8. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (лист)

Слайд 9. Проверьте правильность выполнения задания.

2). - Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов.

Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось?

На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной! Почему это произошло?

(Насекомые не просто кормятся на цветах, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Насекомые опыляют растения.)

3). Работа по учебнику (стр. 78 с 3-го абзаца читаем вслух.)

Слайды 13-15.

Как насекомые помогают растениям размножаться?

Как называют таких насекомых? (В цветах кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если этого не произойдет, плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители. Они помогают растениям размножаться.)

Слайд 16.

IV. Физкульминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1. 2. 3. 4. 5 – закружились все опять
Это – левая рука.
Это – правая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река.
Обернулись мы,
И вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

4). Выполнение заданий в рабочей тетради, работая в парах.

Вспомните правила работы в паре.

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

а). стр. 34 №1

б). стр. 35 № 2

(После выполнения задания проводится проверка.)

5). Практическая работа “Плоды путешествуют”.

(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на стр. 35 № 3)

Как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Корзиночки с семенами репейника путешествуют на чужих ногах, цепляясь своими колючками за одежду людей и шерсть животных.

У одуванчика семена-парашютики уносятся ветром. Берёзе, клёну и сосне тоже помогает ветер переносить их летучие семена.

Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.

А есть растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие – в кого угодит, тот их с собой и унесёт. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

(Дети рассматривают в учебники иллюстрации (стр. 79) плодов с семенами и зарисовывают их в тетради, объясняя способ их распространения.)

V. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 36 № 6).

Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

Каждая пчёлка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчёлки. (Опыление.)

Как можно назвать этих пчёлок? (Насекомые-опылители.)

Какое значение для растения имеет процесс опыления?

VI. Рефлексия.

Итак, какие же способы распространения семян существуют?

(Существует несколько основных способов, с помощью которых распространяются семена. Их могут разносить ветер, вода, животные человек). А есть растения, которые ни на кого не полагаются и сами рассеивают свои семена, “выстреливая” их во все стороны.

VII. Подведение итогов урока.

Как размножается большинство растений?

Расскажите о процессе оплодотворения.

Как распространяются семена?

Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать?

VIII. Домашнее задание.

  • Прочитайте текст в учебнике на стр. 78 – 81, ответить на вопросы раздела “Проверь себя” на стр. 81.
  • Подготовить сообщения (на выбор) на темы “Клён”, “Кислица”, “Сосна”, “Репейник”, “Рябина”.
 
Статьи по теме:
Куриная печень в сливках Куриная печень в сливках
Куриная печень - продукт не только вкусный, но и полезный. Надоели привычные паштеты и подливы? Приготовьте что-нибудь новенькое. Обязательно обратите внимание на такой деликатес, как в сливках. Приготовить это кушанье можно и по случаю праздничного засто
Ленивая овсянка: быстрый и полезный завтрак на все случаи жизни
Как часто мы что-то готовим на завтрак впопыхах, бегая между кухней, детской комнатой и туалетным столиком. При этом яичница подгорает, бутерброды падают маслом вниз, а задуманными всмятку яйцами впору стены разбивать. Другое дело - ленивая овсянка в банк
Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями
Торт «Медовик» завоевал популярность и приобрел множество фанатов еще давным-давно. И все потому, что этот классический медовый торт можно без труда приготовить в домашних условиях, а получится он не менее вкусным, чем у профессиональных кондитеров. Рецеп
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти