Решебники и готовые домашние задания (ГДЗ): как ими пользоваться? Материал для ознакомления

З математики, рідної, російської та англійської мов домашні роботи виконані за двома підручниками, що робить видання універсальним для всіх шкіл України. "
БОНУС видання - НОВІ учнівські твори, реферати, доповіді та довідкові матеріали.
РЕКОМЕНДУЄТЬСЯ дбайливим батькам для надання допомоги їхнім дітям та контролю за виконанням домашніх робіт.

Розв"язання вправ та завдань до підручника «РОСІЙСЬКА МОВА» Н. Ф. Баландіної, К. В. Дегтярьової, С. О. Лебеденко

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР РУССКОГО ЯЗЫКА!

Темы 2, 3. Понятие о фонетике........532

Темы 4, 5. Звуки речи и буквы........536

Тема 6. Алфавит.........538

Темы 7, 8. Слог, ударение.........538

Темы 9, 10. Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме........541

Тема 11. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.543

Темы 12, 13. Твердые и мягкие согласные, их обозначение на письме..543

Тема 14. Глухие и звонкие согласные, их произношение и обозначение на письме...........545

Темы 15, 16. Гласные после шипящих......547

Темы 17, 18. Гласные после ц.......549

Тема 19. Непроизносимые согласные......550

Тема 20. Произношение и правописание г в окончаниях и сочетании гк..552

Темы 21, 22. Буквы ь и ъ как разделительные знаки.....553

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Тема 23. Понятие о слове........555

Тема 24. Лексическое значение слова.......557

Тема 25. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное, значение слова..........558

Тема 26. Синонимы.4.........559

Тема 27. Антонимы.........560

Темы 28, 29. Омонимы........562

Тема 30. Тематические группы слов.......563

ГРАММАТИКА. СОСТАВ СЛОВА

Тема 31. Значимые части слова.......566

Тема 32. Основа слова и окончание......567

Тема 33. Морфология. Части речи.......569

Тема 36. Падежи имён существительных. Падежные окончания имен существительных.........571

Тема 37. Имя прилагательное как часть речи.....572

Темы 38, 39. Окончания имен прилагательных......574

Тема 40. Имя числительное как часть речи.....576

Тема 41. Местоимение как часть речи......577

Тема 42. Личные, притяжательные, указательные местоимения..578

Темы 43, 44, 45. Глагол. Неопределенная форма глагола. Форма прошедшего времени.........580

Темы 46, 47, 48. Глаголы настоящего времени во 2-м лице единственного числа. Глаголы настоящего и будущего времени в 3-м лице. Правила написания мягкого знака в личном окончании глаголов....581

Тема 49. Наречие..........583

Тема 50. Служебные части речи. Предлоги......584

Тема 51. Союзы.........585

Тема 52. Частица не.........587

Тема 53. Синтаксис. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание..........589

Темы 54, 55. Предложение........590

Тема 56, 57. Виды предложений по цели высказывания...592

Темы 58, 59. Однородные члены предложения.....592

Тема 60 Значение и интонация сложного предложения...593

Стремительное развитие общества привело к существенному усложнению школьных программ и общеобразовательным реформам. Информационная нагрузка на современного школьника постоянно растет, и сегодня, чтобы выучить весь необходимый материал, ребенку приходится проводить за партой по 8 часов: целый рабочий день, и это без учета времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий. Такая нагрузка приводит к усталости, снижению эффективности, потере мотивации. Помочь справиться с увеличивающимся объемом информации, научиться анализировать и логически мыслить, повысить успеваемость помогут ГДЗ – готовые домашние задания.

ГДЗ, или «решебники» – это учебные пособия, активно использующиеся в качестве методичек, дополняющих образовательную программу по таким предметам, как русский язык, математика (алгебра), химия, физика и ряду других. В настоящее время функционирует множество ресурсов, созданных для помощи школьникам и их родителям: Ставкур, Спиши.Ру, ГДЗ от Путина и других, но как их использовать для получения реальных знаний?

«Решаки» для родителей

Методические пособия, получившие название ГДЗ, разрабатываются опытными педагогами, в первую очередь, для помощи родителям. На протяжении всей школьной жизни многие взрослые стремятся контролировать образовательный процесс, чтобы быть в курсе успехов и неудач ребенка, помогать ему в освоении новых знаний. Однако это не всегда возможно.

Во-первых, из-за того, что современная образовательная программа претерпела значительные изменения – это легко отметить, посетив такой сайт, как Megabotan, ГДЗ Путина. Во-вторых, не каждый родитель сможет вспомнить теоретические знания, заложенные в школе, а значит, и проконтролировать правильность выполнения домашнего задания своим ребенком. В-третьих, у взрослых может просто не хватать времени для того, чтобы разбирать домашние задания самостоятельно вместе с ребенком (особенно в многодетных семьях). Но это не значит, что надо пустить учебный процесс «на самотек»: иногда родительская помощь просто необходима для того, чтобы ребенок не потерял интерес к предмету, приобрел знания, разобрался в сложном для него материале. И в этом в полной мере могут помочь ГДЗ. С их помощью:

  • Родители быстро разберутся в решении сложной задачи и объяснят ее ребенку;
  • Взрослые могут проконтролировать правильность выполнения домашних заданий школьником;
  • Учащийся средних и старших классов может самостоятельно проверить себя и в случае обнаружения ошибок проанализировать причину их возникновения, лучше усвоить материал и не допускать появления ошибок в дальнейшем.

Таким образом, использование решебников направлено, в первую очередь, на помощь школьникам в усвоении сложного материала.

Дополнение к школьной программе

Как известно, школьная программа нацелена на «среднего ученика», а как же быть тем, кто по какой-либо причине отстал от программы (например, из-за продолжительной болезни) или, наоборот, развивается быстрее, чем подавляющее большинство его одноклассников? В обоих случаях «решаки» станут универсальным ответом.

Отстающий ученик с помощью ГДЗ сможет разобраться в неусвоенном им материале и «нагнать» весь остальной класс, а для учеников, чей уровень выше среднего, ГДЗ станет «волшебной палочкой», с помощью которой он сможет двигаться в своем развитии дальше, усваивая материал, опережающий школьную программу. Более того, часто такие ресурсы, как Megabotan и Ответ.Ру, используются родителями для того, чтобы дать своему ребенку знания сверх школьной программы, расширить кругозор ребенка.

В помощь репетитору

ГДЗ – это также уникальный инструмент для репетиторов и учителей. Не секрет, что усложнение школьной программы привело к тому, что практически каждый школьник для подготовки к выпускным экзаменам и тестам посещает репетиторов. Решебники активно используются учителями для того, чтобы помочь освоить своим студентам весь школьный курс, а также проверять знания школьников и контролировать их успехи.

Кстати, поскольку ресурсы типа «Спиши онлайн» или «Списывай.Ру» изучаются и используются преподавателями, ученики не могут просто списать домашнее задание из решебника – преподаватель сразу заметит это. Поэтому ГДЗ не могут быть использованы в таком ключе.

Мнение специалистов

Несмотря на вышесказанное, мнения специалистов относительно готовых домашних заданий разделились. Часть считает, что такие пособия приносят скорее вред, чем пользу. Поэтому были проведены многочисленные исследования о влиянии решаков на общеобразовательный процесс. И выводы поражают: американские ученые Стивенс и Льонсон доказали, что при применении ГДЗ мозг ребенка работает практически в два раза активнее для анализа изучаемой информации, что повышает коэффициент усвоения материала в 1,4 раза и, соответственно, повышает успеваемость школьника.

Позитивное влияние ГДЗ – это, в первую очередь:

  • Развитие аналитических способностей ребенка: готовые домашние задания учат школьника анализировать собственную домашнюю работу и приведенные в методическом пособии ответы, искать ошибки, выбирать из нескольких вариантов решения оптимальные.
  • Развитие самостоятельности: ГДЗ способствуют выработке навыка научения и самостоятельного поиска информации.
  • Постоянное стимулирование любознательности: если материал слишком сложный или слишком простой, ребенок быстро теряет мотивацию к обучению – как правило, именно это становится причиной того, что даже преуспевающий в прошлом ученик вдруг «скатывается» на двойки. Использование ГДЗ позволяет поддерживать в ребенке интерес к процессу обучения, защищает его от переутомления, облегчает восприятие сложного материала и не позволяет потерять веру в свои силы.

Именно по этим причинам каждый год становится все больше решаков, самые популярные среди которых собраны для удобства учителей, учеников и их родителей на этом ресурсе.

Многие учителя «старой закалки» да и значительная часть молодых педагогов среднеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также внушительная армия родителей школьников (обеспокоенных уровнем и объемом знаний своих детей) ратуют за исключительно самостоятельное выполнение домашних заданий подрастающим поколением.

Но бытует и другое мнение, разительно отличающееся от классического, общепринятого. Часть авторитетных педагогов и не менее внушительная часть родителей не против периодического использования детьми так называемых ГДЗ (книг с готовыми домашними заданиями). Их основной контраргумент – стремительно растущая с каждым годом нагрузка на учеников и как следствие – переутомляемость детей, отсутствие достаточного количества времени на качественное выполнение домашней работы. Также они приводят доводы в пользу того, что зачастую беглое, поверхностное прохождение тем в стенах школы (ввиду ограниченного объема часов, выделяемых на новый материал), не способствует должному усвоению учениками предметов.

К сожалению, реалии современной жизни таковы, что не только взрослым, но и детям, подросткам приходится подстраиваться под требования динамичной жизни, как в калейдоскопе сменяющие друг друга будничные дела и проблемы. Сегодня редко кому ежедневно, безмятежно удается часами лежать на диване и взахлеб читать увлекательные книги или в расслаблении длительно проводить время перед телевизором.

Большинство родителей плотно загружены сами, в том числе и в вечерние часы суток, предусмотренные якобы на отдых, досуг, семейное общение. Не в меньшем, а, порой, и значительно в более высоком темпе вынуждены ежедневно пребывать и дети. Многие школьники после учебы посещают кружки, секции, нередко получают и там домашние задания от своих наставников.

Большой объем необходимого к усвоению устного материала, многочисленные письменные, творческие работы отнимают у школьников в будни и выходные практически все свободное время. А ведь растущему организму регулярно требуется и полноценный отдых, и смена видов деятельности. Да и просто каждому ребенку хочется иметь каждый день чуточку свободного времени на свои любимые внеурочные занятия.

Как все успеть, совместить и не сломаться? Как не потерять интерес к учебе, получать хорошие отметки за свои знания и при этом здесь и сейчас проживать полноценную жизнь, испытывать все прелести, преимущества детского возраста? Палочкой-выручалочкой могут служить ГДЗ или как их еще называют иначе – решебники.

ГДЗ: друг или враг ученика?

Никто не утверждает, что к помощи решебника нужно прибегать ежедневно, бездумно списывая предложенные варианты ответов. Заботящимся о своем чаде родителям, его уровне и качестве знаний, безусловно, стоит контролировать процесс учебы, не допускать поверхностного изучения ребенком школьных предметов, где-то подсказывать, разъяснять не вполне понятные ему темы и, конечно, прививать навыки самостоятельного изучения и отработки нового материала.

Однако, к сожалению, не все родители в силу своей занятости или имеющихся пробелов в знаниях могут в сложных ситуациях помочь своему ребенку справиться с домашней работой. Но при этом большинство из них хотят выработать в своих детях ответственность, умение доводить любое начатое дело до конца. ГДЗ призваны лишь в крайних случаях помочь ученику выйти из затруднительной ситуации, понять сложности предлагаемых заданий. Они позволяют за считанные минуты решить заумные математические задачи, примеры, разобрать упражнения по русскому, иностранному языку, дать верные ответы на непростые вопросы по устным предметам или точным наукам.

Кому-то может казаться, что у готовых домашних заданий практически нет недостатков. Они ведь помогают правильно и быстро выполнять домашнюю работу, способствуют разъяснению и закреплению пройденного материала. Но и у ГДЗ есть свои минусы.

К основным можно отнести:

  • Неосознанно, машинально с помощью решебника переписывая ответы, ученик получает минимальную пользу, поверхностные знания. Находясь в классе, выполняя контрольную, самостоятельную работу, он не сможет разъяснить педагогу и одноклассникам ход своих мыслей, не сможет решить подобную задачу, корректно применить пройденные орфограммы.
  • Кроме того, метод решения задачи, предложенный, к примеру, в ГДЗ по математике не всегда совпадает с методом, разбираемым в классе под руководством учителя.
  • Опытный педагог без труда разберет списана была учеником домашняя работа или выполнена самостоятельно. Как правило, многие ученики имеют дома и пользуются ГДЗ, а значит выдают с помощью решебников абсолютно одинаковые, как под копирку, ответы (особенно это касается таких предметов, как литература, история, обществознание).

Безусловно, готовое домашнее задание по математике, русскому, английскому языкам, физике и прочим предметам полезно школьникам иметь под рукой. Решебник может выручить в ситуациях, когда по объективным причинам ученик не успел подготовиться к урокам.

Однако, и родителям и, конечно, их детям следует помнить, что пользоваться ГДЗ следует только в исключительных случаях. Тогда умная книга-подсказка, знающая ответы на все вопросы школьной программы, не принесет вред, не поспособствует резкому снижению успеваемости, а лишь изредка будет выполнять роль спасательного круга, верного друга, на которого можно опереться в затруднительной ситуации.

Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярёва

УССКИЙ

ЯЗЫК

Учебник для 10 класса

общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (уровень стандарта)

«Грамота»

УДК 373.5:811.161.1+811.161.1] (075.3)

(приказ МОН Украины № 177 от 03.03.2010 г.)

Издано за счёт государственных средств. Продажа запрещена

Научную экспертизу проведено в Институте языкознания им. А. А. Потебни НАН Украины.

Психолого!педагогическую экспертизу проведено в Институте педагогики НАПН Украины.

Эксперты, проводившие экспертизу:

Козлов С. М. , ОУЗ № 121, г. Одесса, учитель;

Архангельская Л. С. , Научновоспитательный комплекс ОУЗ І–ІІІ ст., лицей

Знамянского городского совета Кировоградской обл., учительметодист;

Ковалёва Л. Л. , Львовский областной институт последипломного педагоги ческого образования, старший преподаватель;

Василькова Н. И. , Николаевский государственный университет им. В. Су хомлинского, доцент, кандидат педагогических наук.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

- «Подсказка»;- вопросы к упражнениям;

- «Полминутки для шутки»;- ответы к упражнениям.

Баландина Н. Ф., Дегтярёва К. В.

Б12 Русский язык: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учеб. за ведений с укр. яз. обучения (уровень стандарта). - К. : Гра мота, 2010. - 304 с. : ил.

ISBN 9789663492612

Учебник составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским язы ком обучения и состоит из 30 учебных и 4 итоговых занятий.

УДК 373.5:811.161.1+811.161.1] (075.3)

ББК 81.2РОС!922

© Баландина Н. Ф., Дегтярёва К. В., 2010

ISBN 978!966!349!261!2 © Издательство «Грамота», 2010

Дорогие десятиклассники!

Мы рады очередной нашей встрече. В предыдущих классах, путе шествуя по миру русского языка, вы познакомились с русской фонети кой, лексикологией, морфологией и синтаксисом, изучили правила орфоэпии, орфографии и пунктуации. Даже если вы уверены в своей грамотности и хорошо владеете языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.

Задача этого учебника - научить хорошо говорить и писать, умест но использовать языковые единицы в различных ситуациях общения: от непринуждённой до официальноделовой, показать стилистическое богатство русского языка: от разговорного стиля до художественного.

Содержание многих занятий заставит вас вспомнить все разделы русского языка. Следовательно, в этом году вы подниметесь на выс шую ступень овладения устной и письменной речью. В то же время хо тим предостеречь: стилистическая грамотность даётся труднее. Даже компьютер, с лёгкостью исправляя орфографические и грамматичес кие ошибки, «робеет» перед её величеством Стилистикой.

Обратите внимание на то, что структура каждого параграфа одно типна: в первой его части находится материал по языку (Теория и Практика ), а во второй - материал по развитию речи. Последователь ность упражнений не случайна, а расположена от простого к сложно му. Кроме того, задания дифференцированы, например: «Выборочная работа», «Выборочнораспределительная работа», «Редактирование», «Перевод». Формулировки к ним зачастую имеют шаговый характер и обозначены римскими цифрами. К заданиям повышенной сложности даны подсказки (см. пиктограмму «Подсказка») и ответы (см. пикто грамму «Спасательный круг»).

В подразделе по развитию речи вы найдёте множество интересных и тематически сгруппированных текстов. С общим перечнем тем мож но ознакомиться в содержании. Упражнения к текстам распределены на тренировочные (Тренируемся) и творческие (Практикуемся) .

Мы уделили также большое внимание вспомогательным рубри кам - «Сравните», «Знаете ли вы?», «Играем!», «Полминутки для шутки» и др. Расширить ваши знания помогут комментарии к тексту (о писателях и учёных, достопримечательностях, культурном насле дии и т. п.). Не упускайте возможности рассмотреть подобранные к текстам фотографии и репродукции.

Мы искренне верим, что вы углубите свои знания по русскому языку и узнаете новые его тайны. Не забывайте аксиому: больше зна ешь - меньше боишься, меньше боишься - больше веришь в победу, веришь в победу - значит победишь.


Языковые контакты. Взаимосвязь русского и украинского языков

Материал для ознакомления

Существует два вида исторической связи языков: с одной сторо ны - это языковые контакты, вызванные территориальным сосед ством, экономическими и культурными связями народов; с другой - исконное родство языков.

Известно, что украèнский, русский, болгарский, чешский, не мецкий, английский, французский, испанский и ряд других языков составляют индоевропейскую семью языков.

Из славянских языков, к которым принадлежит украинский, нам ближе всего русский и белорусский. Они принадлежат к восточно славянским языкам, которые родственны западнославянским (поль ский, чешский, словацкий и др.) и южнославянским (болгарский, сербский, хорватский и др.) языкам.

Контакты языков ведут к заимствованиям. Об этом свидетель ствуют результаты статистических исследований словарного состава языка. Так, по подсчётам академика О. Трубачёва, количество об щеславянских слов в разных славянских языках колеблется от 30 % в русском языке до 55 % в польском. Количество исконно «своих» слов в каждом из языков и вовсе незначительное: 93 слова в русском языке, 91 слово в польском. Приблизительно такое же количество «своих» слов и в украинском языке. Трудно поверить, что украинские слова щит, сало, книга - это древние кельтские заимствования, хліб, виноград, шолом - готские , табір, пан, ковбаса, баламут - монгольские. Примечательная особенность украинского языка - невзрывной звук [г] - наследие скифов. В своё время это доказал академик В. Абаев. Кроме украинского, такой звук есть в словацком и чешском языках.

Исследуя славянские языки, учёные пришли к выводу, что совре менный украинский язык отличается от русского больше, чем словацкий от чешского или сербский от хорватского. Тот факт, что многие украинцы лучше понимают русский язык, чем русские укра инский, обусловлено двуязычием многих украинцев.

Двуязычие (билингвизм) возникает в силу совместного про живания двух народов, их территориального соприкосновения. Не сомненно, двуязычие создаёт личности психологический комфорт в ситуациях, требующих переключения с одного языка на другой.

Вместе с тем при постоянном переключении с одного языка на другой, например с украинского на русский или с русского на украинский, те ряется ощущение границы между языками, что сопровождается ошиб ками в речи (интерференцией) . В русской речи мы слышим зв îним вместо звон èм, л îба вместо лба , а в украинской відповідати по бажан ню, уроки по фізиці вместо відповідати за бажанням, уроки з фізики .

Нужно учиться преодолевать трудности, вызванные двуязычием, а не избегать их.

(По материалам языковых исследований)

К е льтский язык - язык кельтов (галлов) - древних индоевропей ских племён, обитавших во второй половине первого тысячелетия до нашей эры в Западной и Центральной Европе. К кельтским языкам принадлежат ирландский, шотландский и др.

Г о тский язык - язык готов - германских племён. Остготы жили в третьем столетии нашей эры в Северном Причерноморье, а готский язык употреблялся в Крыму до XVI ст.

Тренируемся


Работа в парах. I. Рассмотрите карту Украины, выпишите назва ния государств, с которыми граничит наша страна, и, соответствен но, напишите названия языков, контактирующих с украинским.

Образец. Беларусь - белорусский язык.

Карта Украины

II. В каких странах говорят на славянских языках? С каким госу дарством граница Украины наиболее протяжённая? Как вы думаете, влияет ли длина границы и территориальная бли зость на языковое взаимодействие и каким образом?

2. Какие из перечисленных в тексте языков вы изучаете в школе?

К какой языковой семье они принадлежат?

Знаете ли вы?

В Украине есть языки национальных меньшинств, принадлежащие к другим языковым семьям. Например, татарский и гагаузский языки отно сятся к тюркской языковой семье, а венгерский - к финноугорской.

Помните: основным правилом сосуществования языков и их носителей в демократической Украине должна быть языковая толерантность - высокое уважение к другому языку, менталите ту и культуре.

3. Известно, что слова мать, сестра, брат, огонь, один, три, месяц - праиндоевропейского происхождения, а коса, грабли, сноп, пшени$ ца, целина, рукавицы, посуда, ведро - праславянского.

 
Статьи по теме:
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно
Куриная печень в сливках Куриная печень в сливках
Куриная печень - продукт не только вкусный, но и полезный. Надоели привычные паштеты и подливы? Приготовьте что-нибудь новенькое. Обязательно обратите внимание на такой деликатес, как в сливках. Приготовить это кушанье можно и по случаю праздничного засто
Ленивая овсянка: быстрый и полезный завтрак на все случаи жизни
Как часто мы что-то готовим на завтрак впопыхах, бегая между кухней, детской комнатой и туалетным столиком. При этом яичница подгорает, бутерброды падают маслом вниз, а задуманными всмятку яйцами впору стены разбивать. Другое дело - ленивая овсянка в банк