Софиевский парк в Умани – история красивой любви. Дендропарк софиевка

Сегодня продолжу описание нашей одиссеи по парку "Софиевка". Итак, в Умани мы были в 16:00. Большого наплыва туристических групп не было, наступало вечернее время. В основном это были гуляющие группки людей.
В моем повествовании будут и наши впечатления, и исторические справки из путеводителя по "Софиевке", и фотографии. А теперь отправляемся в новое путешествие.

"....Кто не видел "Софиевки", тот не имеет полного представления о том, как искусство влияет на природу. Если вы хотите иметь правдивое понятие о том, что обычно называют полями Елисейскими, земным раем, приедьте в Софиевку и изумитесь гению творческому. Там природа и искусство, совмещая все силы свои, создали чудесное творение... Какое гармоничное согласие в удивительном слиянии их взаимных работ! Ничего не может сравниться с тем, что здесь видишь: все очаровывает, захватывает. Не думайте однако, чтобы я хотел представить вам красоту надуманную..." - так написал очарованный неповторимой красотой сада известный русский путешественник И. М. Долгорукий, посетив Софиевку в 1810г.

"Софиевку" многие называют храмом природы, поэмой из камня, воды, земли, архитектурных сооружений и скульптур, расположенной на 150 гектарах.
С самого начала своего существования парк стал известен под названием "чудо Украины" или "одно из чудес Европы".

Каждый, кто попадает сюда, перемещается в другую эпоху, в которой останавливается течение времени. Даже воздух здесь какой-то особенный, пьянящий, пропитанный любовью, нежностью, настраивающий на романтический лад, дающий умиротворение и сказочную легкость в чувствах, мыслях, желаниях.

Что не сделает мужчина ради любимой женщины?! И вот один из богатейших людей XVIII века граф Феликс Потоцкий решил преподнести своей красавице жене Софии, гречанке по происхождению, более чем романтический дар любви – прекрасный парк в городе Умань.

Не чая души в молодой жене, Потоцкий задумывает заложить парк сказочной красоты, да такой, чтобы была в нем и частичка Эллады, родины Софии, и Елисейские поля, и дивные растения, скульптуры – словом, все, что развеяло бы в душе любимой тоску по родине. В "Софиевском" парке все, – живописные скалы, шумные водопады, фонтаны, прохладные гроты, чудесные статуи, – сделано ради любви женщины неземной красоты.

Дарили же когда-то!

Немного истории
Пожелтевшие от времени хроники сообщат тем, кто интересуется историей, что начиналось все так: граф Станислав Щенсный (Феликс) Потоцкий, потомок великого гетмана коронного, один из самых богатых людей, как в нашей страны, так и в Польше, встретил в Варшаве женщину удивительной красоты и необычной судьбы – Софию. Она родилась в далеком Цареграде, но вскоре ее приветствовали при дворах Марии-Антуанетты и Людовика XVI в Париже, Екатерины II в Петербурге.

Современник Софии так о ней писал: "Хороша, как богиня Грида. Одевалась то по-гречески, то по-французски. Где появлялась, всех пленила, толпы ходили за ней, некоторые взбирались на стулья, чтобы только увидеть ее". А вот она видела тогда только Станислава Потоцкого. И, в конце концов, 17 апреля 1798 в Тульчине, в родовом поместье, граф Потоцкий обвенчался с Софией Витт, и с тех пор они уже как семейная пара жили в Умани.

Именно тогда Потоцкий задумал величайший проект. Уже в конце 1796 года он начал строительство фантастического природного парка, посвященного красавице Софии.


Пруд

Почему именно парк? Однажды, в июле 1795 года, София по дороге из Гамбурга заехала в поместье графини Гелены Радзивилл, что недалеко от Варшавы. Под впечатлением созданного там в греко-романском стиле роскошного парка "Аркадия", она (понятное дело безо всякого даже малейшего намека и тайного умысла) написала невинное письмо любимому: "После обеда поехали смотреть "Аркадию". Тяжело себе представить что-то лучше и романтичнее. Ты знаешь "Аркадию", но видел ее 10 лет назад. Представь себе, как могут вырасти молодые деревья за 10 лет, и как много здесь сделано для улучшения этого места... В "Аркадию" я влюблена до безумства. Нет в мире ни одного вида цветов и экзотических растений, которые здесь не росли бы. Прогуливаясь садами "Аркадии", я чувствовала, что в разгар лета переживаю опять весну. "Аркадия" очень напоминает мне Крым. Ты знаешь, что в том крае с твоими доходами можно было бы иметь через два года такую же, а может, и прекраснее "Аркадию", потому что там не нужны искусственные насаждения".

Писав это, София не знала, а, может, и не хотела знать, что осуществление ее романтической мечты о парке в Крыму в то время для Потоцкого было просто нереальным: его управляющий довел финансовое состояние имений до банкротства. Тем не менее, любовь оказалась сильнее финансовых трудностей. Потоцкий начинает искать место и деньги для будущего парка.


Пруд

Больше всего привлекала графа северная окраина Умани. Этот уединенный уголок дикого пейзажа был своеобразным и чарующе неповторимым. Кое-где на поверхность выходили огромные гранитные глыбы, местами росли одинокие чахлые деревья и кусты. Здесь, правда, росли и два вековых дуба. Во многих местах из-под камней просачивались источники, а на дне центральной балки протекала река Каменка. Потоцкий спрашивает у своего адъютанта и талантливого архитектора, польского военного инженера Людвига Метцеля, нельзя ли сделать из этого яра "гулянку"? Метцель дает согласие. А София, которой уже поднадоело в провинциальной Умани, с охотой подхватывает идею строительства и просит, чтобы парк в честь ее греческих потомков имел черты стародавней классической Эллады. "Саду цвесть" – в рекордно короткие сроки.

В конце 1796 года Метцель приступает к работе. В помощники ему, как он сам позже вспоминал, был "выписан лучший из чужих краев садовник" – немец Олива. Выполнение инженерно-технических (грубо говоря "черных") работ было возложено, понятное дело, на хрупкие плечи крестьян. Скорее всего, Станислав Потоцкий, представляя будущий парк, вспоминал прекрасные ландшафты Франции, Германии, родной Польши. Большое впечатление на него произвели знаменитые петербургские ансамбли – Большой и Малый Каприз, Трифонова гора в Царском селе, каскады возле колоннады Аполлона в Павловском. Но такого загадочного, неповторимого места, созданного самой природой, как в Умани, он нигде не встречал.

Вдоль водоемов началась посадка деревьев, в том числе и саженцев, привезенных из далеких стран: платана, гледичии, туи, тюльпанного дерева и другой экзотики. Парк обогатился античными скульптурами, обелисками, декоративными вазами.

Уже в конце 1800-х годов были готовы отдельные уголки парка, которые связаны, как и задумывалось, с греческими легендами и мифами. Всего за несколько лет уманские строители и садоводы создали на пустыре настоящее чудо. София была в неописуемом восторге от парка.

Парк был открыт в мае 1802 года, хотя работы еще не были полностью закончены. Когда деревья и кусты уже достаточно укоренились, начали действовать фонтаны, каскады водопадов, искусственные водоемы и ручьи. Долгожданное событие было подарком ко дню рождения красавицы Софии. Любящий и заботливый муж создал настоящую праздничную феерию. Современники вспоминают, что вечером, "после того, как гости осмотрели сад и налюбовались его красотой, была устроена иллюминация – особенно красивым было озеро, в котором отражались огненные берега". С тех времен – и по сей день.

С какой бы вы стороны ни вошли в парк, он прекрасен! Главный вход украшают две каменные сторожевые башни, венец которых заимствован из храма древнеримской богини домашнего очага и огня Весты и Тиволи. Все невесты стараются притащить сюда своих женихов: сама Веста благословит вас и вашего спутника, когда вы пройдете под ее венцом.

От входа в парк вглубь его идет главная аллея, обсаженная с обеих сторон вековыми каштанами и тополями. Рядом с аллеей тихо журчит Каменка. Склоны долины Каменки направлены к группе камней, называющихся Тарпейской скалой.

Тарпейская скала. Согласно преданию в древнем Риме так называли отвесный утес Капитолийского храма, с которого сбрасывали осужденных на смерть.

Главная аллея приводит к павильону Флоры – чрезвычайно красивому архитектурному сооружению с белой колоннадой в дорическом стиле.

В просветах между колоннами открываются чарующие пейзажи Нижнего пруда, фонтан "Змея" (18 метров высотой), терраса Муз, Бельведер.

Над нижним прудом в правой части его есть место с колоссальными каменными нагромождениями. Там находится Левкадская скала, которая почти нависает над водой.

Ну, а если смотреть на Левкадскую скалу со стороны, угадывается профиль человека, уж очень похожего на самого Потоцкого. На ней сооружена площадка – Бельведер, а внизу лежит огромная гранитная глыба, названная камнем смерти. Глыбу эту предполагалось поднять выше Бельведера, но по преданию во время установки она обрушилась, покалечив и навеки похоронив под собой многих крепостных.

Как невозможно представить себе Софиевку без прудов, так невозможно представить пруды без птиц. Постоянными обитателями Нижнего пруда стали грациозные белые лебеди. Но это не единственные обитатели, им компанию составляют гусь серо-черного оперения, небольшие уточки и шумное семейство серой кряквы. Эти утки так облюбовали парк, что по рассказам экскурсоводов, они неизменно возвращаются в родные края к своим гнездам.


Утка

На деревьях мы часто наблюдали мелькавших между листвой белочек.

Гуляя по тенистым аллейкам парка, мы выходим к статуе Эрота.

В нескольких метрах от статуи, над речкой находятся два грота Полифема и Локетека.

Грот Локетек высечен в гранитной скале. Его украшение простая скамья и круглый стол. Прекрасное место для уединения.


Я и Лариса у грота Локетек

На нашем пути мостик через речку в Темпейской долине.


Мостик через речку

Завершается Темпейская долина каменной композицией

И наконец из Темпейской долины аллея выходит на освещенные солнцем Елисейские поля - вечно зеленые луга с чистейшим воздухом.


Поляны

Лужайку Елисейских полей украшают дубы, ели, ольха черная, клен....


Поляна

Минуя террасу Муз, Нижняя аллея приводит нас к источнику Гиппокрены.

От Большого водопада до Левкадской скалы Нижний пруд омывает берега небольшого полуострова - площадки Собраний. В центре площади Собраний - бассейн Храм Посейдона с гранитной вазой посредине.

В "Софиевке" много гротов, созданных из гранита: это грот Дианы, грот Тантала, грот Сциллы, грот Локетек, грот Фетиды...

Самый большой среди них - Львиный или Громовый грот или грот Калипсо. Он вырублен в естественной скале.

В гроте, справа от входа, каждый может увидеть изречение первого хозяина парка на польском языке:

"Потеряй здесь память о несчастьях и прими счастье вечное. Если же ты счастлив, будь еще счастливее"


Не правда ли прекрасное пожелание?

Среди камней лабиринта на фоне буяющей зелени примечателен безжизненный остов тополя белого. Его называют "семейным деревом", являющим собой памятник садовнику, создавшему это, некогда живое сооружение.

От Громового грота открывается вид на широкую поляну и на грот Фетиды
В Тарпейской долине мы проходим мимо Громовый грот и грот Венеры.

Слева от грота Фетиды, выделяясь своей формой, стоит павильон, в котором во времена Потоцких держали фазанов. Поэтому павильон и получил название "Фазанник"

По гранитным ступеням от Фазанника можно подняться к Верхнему пруду, раскинувшемуся на 8.6 гектаров..Здесь можно полюбоваться Амстердамским шлюзом и совершить путешествие в абсолютной темноте на огромной лодке по подземной реке Стикс, ведущей к Мертвому озеру. У Амстердамского шлюза всегда многолюдно. Здесь берет начало подземная река, соединяющая Верхний и Нижний пруды. Катание по этой реке - неотъемлемая часть экскурсии. Река в парке - это туннель длиной 224 метра с четырмя люками - колодцами для освещения и воздуха.


по подземной реке Стикс

По Верхнему пруду можно совершить прогулку на кораблике.

В центре пруда насыпан искусственный остров Любви с Розовым павильоном. Это живописное место называется островом Анти-Цирцеи, так как в парке Потоцкого должна была жить волшебница с противоположными, добрыми, качествами.

С одной стороны Верхнего пруда Английский парк, обсаженный столетними липами, с другой стороны он примыкает к Партерному амфитеатру. Это парадный вход в парк.

С Площади Собраний легко попасть в другой уголок парка на террасу, уводящую на поляну Дубинка, где стоит вековой дуб, который сложно обхватить втроем, и китайская деревянная беседка.

Понравилось? Но это всего лишь рассказ с фотографиями, сделанными мной и Наталочкой. Обязательно найдите время и приезжайте в Умань. Здесь вы увидите все своими глазами.

А начиналось все с романтической и страстной любви графа Станислава Щенсного Потоцкого и обаятельной красавицы-гречанки Софии де Витт, светской дамы (по одной из версий - бывшей куртизанки), которой покровительствовал сам князь Г. Потемкин, сумевшей добиться блистательного успеха при польском, французском и российском дворах. У обоих имелись законные супруги, но могло ли это стать препятствием для влюбленных? Они стали жить вместе, и от этого союза родилось двое сыновей. Долгое время Потоцкий добивался развода со своей женой Жозефиной (Йозефиной), которая не давала согласия, видимо, еще надеясь спасти брак. Супруг Софии, генерал российской армии Юзеф де Витт, также нескоро согласился на развод. Потоцкий предложил щедрый выкуп за его жену, от которого тот не смог отказаться. Самому Потоцкому удалось расторгнуть узы брака только после смерти императрицы Екатерины II, которая была на стороне отвергнутой Жозефины. В 1798 году любовники, наконец, узаконили свои отношения.

Для Софии Потоцкий велел построить в Умани необыкновенный парк, сказочно красивый и самый большой в Европе, который он назвал в честь любимой женщины «Софиевкой». В 1796 году начались работы по воплощению в жизнь этого задума. Разработкой проекта парка занимался Людвиг Метцель, польский офицер и военный инженер. Под его надзором осуществлялись все строительные работы. В оформлении парка Метцель руководствовался древнегреческой и древнеримской мифологией, гомеровскими поэмами «Одиссея» и «Иллиада». Видимо, это делалось в угоду Софии, имевшей греческое происхождение. Именно поэтому в Софиевском парке так много разных сооружений и композиций на древнегреческую тематику: гроты Тантала, Венеры, Калипсо, Сциллы и Фетиды, Левкадская скала с сооруженной на ней смотровой площадкой Бельведер. Здесь есть и Критский лабиринт, и подземная река Ахеронт (Стикс), через которую, согласно древним мифам, угрюмый Харон перевозил души в царство мертвых.

Над созданием парка ежедневно трудилось около 800 уманских крепостных, которые, между прочем, получали за свою работу, хоть и несвоевременно, зарплату. Территория парка «Софиевка» была разбита в урочище Каменка, через которое протекала река Багно (позже - Каменка), на месте дубовой рощи, которая позже была вырублена. До сих пор в парке возле Китайской беседки можно увидеть дуб, возраст которого превышает 300 лет. В «Софиевке» было сделано множество насаждений, в том числе и редких, экзотических видов деревьев и растений: вавилонские ивы, тюльпанное дерево, платаны, пирамидальные тополя, туи и др. Уходом за растениями занимался специально приглашенный для этой цели немецкий садовник Олива. Были проведены подрывные работы, в скалах вырублены гроты Венеры и Льва, четко продумана водная система, работающая без насосов, рельеф, на реке Каменке были возведены плотины, построены подземные шлюзы, вручную насыпан Остров Анти-Цирцеи и т.д. При Метцеле созданы озера Верхнее и Нижнее, река Ахеронт, Большой водопад, Фонтан «Семиструй», Амстердамский шлюз и ряд других сооружений.

В мае 1802 года граф Потоцкий преподнес «Софиевку» любимой супруге в качестве подарка на ее именины. В этот день на центральной площади парка – Площади Сборов (Площади Собраний) – был устроено праздничное представление с фейерверком. Завершить строительство уманского парка Потоцкий так и не успел – через три года он скончался. Парк унаследовала София, а после ее смерти – сын Потоцкого Александр. За поддержку Александром Польского восстания 1830-1831 годов все земли и имения Потоцких в 1832 году конфисковали. Их владения перешли в подчинение к Киевской государственной палате. А парк «Софиевка» в Умани стал подарком для императрицы Александры Федоровны.

Много существенных изменений в композицию Софиевского паркового ансамбля было внесено в период с 1836 года по 1859 год. С этого времени и вплоть до революции 1917 года парк в Умани назывался «Царицын сад». Условно это второй этап строительства «Софиевки». После преобразований появилась улица Садовая, соединившая город с парком. С это улицы начинался парадный вход в «Царицын сад», по обе стороны от которого были возведены две сторожевые башни в античном стиле. Считается, что в оформлении парадных башен некоторые детали (например, фриз) заимствованы из храма Весты в итальянском городе Тиволи. Древние римляне поклонялись богине Весте как хранительнице семейного очага и жертвенного огня. Неудивительно, что все молодожены традиционно приходят к софиевским башням, чтобы получить благословление богини на долгую и счастливую супружескую жизнь. На втором этапе строительства парка появилась терраса Муз, Китайская беседка и беседка «Грибок». В «Софиевке» был построен Павильон Флоры, названный в честь римской богини весны и цветов, - простое и в то же время элегантное открытое сооружение с четырьмя колоннами. Через эти колонны просматриваются серебристые струи Фонтана Змея. На Острове Анти-Цирцеи был возведен изящный Розовый павильон.

Весной 1859 года «Софиевку» передали Главному училищу садоводства (начало третьего этапа строительства Софиевского паркового ансамбля), и с этого времени парк в официальных документах будет называться «Уманский сад Главного училища садоводства». Большой вклад в развитие уманского парка внес Василий Пашкевич, известный садовод и помолог, который в то время преподавал в училище. В 1889-1890 годах в северной части парка он создал Английский парк, прекрасный арборетум. На 2 га земли им было посажено больше ста видов редких и экзотических видов кустарников, деревьев и растений.

В послереволюционные годы «Софиевка» остается при училище садоводства, хоть и под новым названием «Сад III Интернационала». Только в 1929 году (начало четвертого этапа») парк в Умани получил статус Государственного заповедника, а с 1945 года ему официально возвратили прежнее название – Уманский государственный заповедник «Софиевка». В годы Второй мировой войны некоторые сооружения парка были разрушены, а на поляне Дубинка немецкие захватчики хоронили своих погибших воинов. Пятый этап внесения изменений в Софиевский ансамбль - 1955 – 1980 гг. В этот период территория парка увеличивается на 20, 79 га, ремонтируются архитектурные сооружения, строятся кованые ворота на парадном входе по ул. Садовой вместо обветшавшей деревянной конструкции, а также источник «Серебрянные струи». Серьезный ущерб «Софиевке» был нанесен при наводнении 1980 года (начало шестого этапа). Тогда из-за резкого потепления огромное количество талой воды обрушилось на «Софиевку». Погибли многие деревья и растения, стихией были снесены и разрушены скульптуры, мосты, деревянные строения (беседка «Грибок», павильон «Фазанник»), размыты дорожки и аллеи. После наводнения проведено восстановление и капитальная реконструкция Софиевского паркового ансамбля.

С 90-х годов XX века «Софиевка» становится самостоятельной научной организацией НАН Украины. У парка появился новый главный вход с улицы Киевской (возле автовокзала) с кассами и цветочным магазином.


Скалами и архитектурными сооружениями, созданы виды и перспективы разных планов (Главная аллея, Английский парк, Елисейские поля и другие).

Когда Людвиг Метцель закончил строительство, въезд в парк был со стороны оранжерей (то есть, со двора сельскохозяйственной академии). Тогда приезжали в «Софиевку» на лошадях по нынешним улицам Тыщика и Киевской.

Польский писатель Станислав Трембецкий в 1806 году посвятил парку поэму «Zofiówka», которую позднее перевели на несколько других языков .

Царицын сад

К 200-летию основания парка в 1996 году возобновлена работа источника «Железная рура», возвращено его историческое название. Вода этого источника поступает из грота «Дианы». При входе на территорию парка с ул. Садовой, слева, сразу же за входной башней расположена горка, обсаженная можжевельником , туями и елями . В этой горке обустроен бассейн, из которого поступает вода к «Железной руры» и водопаду с маленьким блюдечком воды, построенному по проекту архитекторов института «УкрНИИИнжпроект» В. Б. Харченко и О. П. Гуменного. В этом же году Национальный Банк Украины выпустил юбилейную монету номиналом в 2 гривны, посвящённую 200-летию основания парка.

Южная часть

Главный вход

Парк начинается с главного входа по улице Садовой. За ним идёт центральная аллея. Башни главного входа, сооружённые в -1852 годах , сохранились до нашего времени вместе с въездными воротами . Ограда от башен на протяжении полутора столетий много раз менялась - от деревянной на глиняных столбиках, затем металлической на гранитных колоннах , к виду, который она имеет сегодня, вместе с реконструированным мостом , ступенями и комплексом для обслуживания туристов , который сегодня носит статус Дома творчества учёных Национальной академии наук Украины. Этот дом имеет оригинальную архитектуру, а на вершине строения - обзорная площадка. Кроме музея в Доме творчества учёных есть гостиница на 45 человек, ресторан , сауна .

Центральная аллея

До стихийного бедствия, которое произошло в ночь с на 4 апреля 1980 года , главный вход украшали пихты бальзамические . Они погибли, а на их месте высажены две туи колонновидные 20-летнего возраста, которые хорошо вписались в архитектурный ансамбль.

Дом творчества ученых

Тарпейская скала

Павильон Флоры

Справа, около входа в парк, за стеной туи находилось здание Музею истории парка. Оно было открыто в сентябре 1985 года . Музей, созданный на общественных началах благодаря энтузиазму работников парка его поклонников, не был рассчитан на массовое посещения. Это был методический центр для подготовки экскурсоводов. В нём также находились материалы по истории «Софиевки». Здание, в котором был размещен музей, построено в 1957 году , до 1980 года использовалось как административно-лабораторное помещение, а в 1996 году его фонды перенесены в здание современного административного корпуса, расположеное на территории парка. Теперь с места, где был расположен музей, открывается вид на гранитные скалы и небольшое Женевское озеро, которое появилось в 1930-х годах .

На территории поляны, которая находится выше Женевского озера, в 1841 году была построена деревянная беседка для караульного солдата. Она напоминала по своей форме грибок, потому территория склона справа по ходу в парк получила название «Грибок». Беседка восстановлена в 1994 году .

По центральной аллее парка, на пути от Главного входа до Тарпейской скалы, справа растёт группа елей, а также болотный кипарис (таксодий двухрядный). Эти деревья посажены в 1891 году . Ранее этот участок парка называли Малой Швейцарией. Из исторических архивных материалов известно, что свой завершённый вид этот участок парка приобрёл в период военных поселений, после завершения строительства входных башен.

Аллея заканчивается павильоном Флоры. Перед ним спланирована площадь, от которой, огибая павильон, расходятся несколько дорог. Асфальтовая дорога через Венецианский мосток ведёт к Верхнему озеру и к выходу на территорию Уманской сельскохозяйственной академии (бывшее Главное училище садоводства), вдоль оранжерей на видовую площадку около обелиска. Оттуда по Верхней аллее можно выйти на террасу Бельвью и вернуться на площадь к павильону Флоры. По этой дороге, около центральной части парка, можно прогуливаться в карете.

Другая дорога от павильона Флоры поднимается круто влево и вверх, ведёт к входной зоны в парк с улицы Киевской, к административно-хозяйственной зоне парка, к полянке Дубинка и далее в западную часть, где созданы современные виды парка.

Нижняя аллея проходит вдоль берега Нижнего озера.

Вблизи павильон Флоры выглядит изыскано, благодаря своим точным архитектурным формам, высоким колоннам в дорическом стиле, барельефу на фризе, который изображает листья и грозди винограда. Орнамент исполнен в 1852 году по рисункам академика архитектуры А. И. Штакеншнейдера . Гранитные ступени ведут к просторному овальному залу. В промежутках белых колонн открывается панорама Нижнего озера.

Центральная часть

Венецианский мост

В основу композиционного решения центральной части парка положены сюжеты из мифологии Древней Греции и Рима , а некоторые места напоминают жилище греческих богов, героев, писателей и философов.

Справа от павильона «Флора» находится исполненый из гранитных клиноподобных камней арочного свода так называемый Венецианский мост. Мост украшают гранитные пилоны , между которыми свисают тяжёлые кованные цепи . Немного ниже моста находится деревянный шлюз для пропуска воды в русло речки Каменки.

В середине Нижнего озера из широко раскрытой пасти змеи, извивающейся на камне, бьёт столб воды - фонтан «Змея». Вода поступает в фонтан по подземному водопроводу, выложенному из гранитного тёсанного камня вдоль дороги, которая ведёт от академии и оранжереи к павильону Флоры.

Напротив Громового грота (грота Калипсо), находится отстойник и ответвление водовода, чтобы подавать воду в интерьер грота. Отстоянная и таким образом очищенная вода по чугунным трубам, уложенным под небольшим наклоном, самотёком, что приводит к минимуму потерь силы давления при трении воды об стенки трубопровода, подаётся в фонтан .

Фонтан «Змея»

Диаметр фонтанной головки «Змея» по сравнению с трубой водопровода уменьшен в 10 раз. Точно рассчитана подача воды и простое инженерное решение извержения её из фонтана обеспечивает небольшую разницу в высоте между столбом фонтана и уровнем Верхнего озера всего лишь 1,5 - 2,5 метра и, таким образом, высота фонтана достигает 12 - 16 метров. Вначале вода фонтана била в высоту просто из отверстия в камне и фонтан назывался «Самсон», как и известный фонтан в Петергофе . Позднее, во время военных поселений, на камне была установлена скульптура змеи. Змея была вылита из бронзы неизвестным мастером. Если её узел растянуть в длину, она будет размером в 10,65 .

В центре на Нижней аллее - статуя Гермеса (у римлян - Меркурий). Эта статуя находится в парке с 1800 года , её устанавливали, как и другие статуи, в разных местах парка и неоднократно реставрировали.

В конце Нижней аллеи находится, на высоком гранитном пьедестале, двухметровая статуя древнегреческого поэта-драматурга Эврипида . Он изображён в полный рост с свитком в правой руке и связкою рукописей около ног. Скульптура Эврипида единстенная в парке, которую не переставляли на другое место со времени её установления в 1800 году . В 1996 году все оригиналы мраморных скульптур перенесли в музей, а на их места установили копии из гипса и оргстекла.

Мостик на Площадь Сборов

Вид на Нижнее озеро

Грот страха и сомнений

Грот Сциллы

Далее, около подножья крутого склона, расположен источник Гиппокрены (Иппокрены). По греческой мифологии, источник Гиппокрены появился от удара копыта крылатого коня Пегаса (отсюда «конский источник») на горе муз Геликоне в Беотии. Источник посвящён Аполлону и музам.

На квадратном пьедестале около источника в 1851 году установили статую Венеры купающейся, которая раньше стояла в гроте Аполлона. Сейчас на этом месте стоит копия в оргстекле, изготовленная в 1952 году . Ниже от статуи из гранитного пьедестала бежит ключевая вода, которая в любое время года имеет однаковую температуру. Вода наполняет бронзовую получашу, украшенную декоративным изображением ужей, и, переливаясь через её края, стекает по гранитному подземному каналу в Нижнее озеро.

Через нижнее озеро к Площади сборов ведёт металлический мостик, с которого открывается вид на Большой водопад. Вода поступает сюда через подземную речку Ахеронт из Верхнего озеро. Построен водопад в первый период создания парка.

Площадь сборов украшают разнообразные архитектурные элементы парковой композиции. Это название появилось в период, когда «Софиевка» пребывала в ведении управления военных поселений. В то время в парке в воскресные дни играл военный оркестр и знатные люди города собирались здесь, чтобы послушать музыку, потанцевать. Но площадь создана в первый период строительства парка.

Площадь сборов обрамлена деревянными лавочками. Находится она на полуострове овальной формы. В центре площади расположен бассейн, в середине которого помещена большая гранитная ваза. В бассейне плавают декоративные рыбы. Вода в бассейн поступает через подземную чугунную трубу из Верхнего озера и держится на одном уровне, потому что уровень воды выдводится в Нижнее озеро через проложенный под землёй гранитный канал. Летом вазу украшают яркие цветы. Около бассейна расположена статуя Париса .

Слева от площади находится грот. Большая гранитная глыба весом более 300 тонн, зависла без опоры и держится только на трёх точках. Надёжность этого сооружения проверила сама природа. В , , 1986 годах , когда в Умани произошли значительной силы землетрясения, грот остался неповреждённым. Грот называют Гротом страха и сомнений (раннее название - Грот Тантала).

Над Гротом страха и сомнений, около Большого водопада расположен небольшой пьедестал. Когда-то здесь стояла статуя Амура, изготовленная из белого мрамора. Из оригинала сохранились только крылья Амура. В 1996 году , по фотографиям, она отлита киевским скульптором И. Д. Дидуром из органических материалов и установлена на своём месте. Статуя изображает мальчика, который раскидал все свои стрелы , тетева, которая соединяла концы лука, разорвана. Амур отклонился назад и ломает и свой лук .

Выше Площади сборов идут гранитные ступени вдоль большой гранитной глыбы вверх. Рядом слева находится Западный грот (грот Сциллы). Грот сделан из розового гранита, в нём находятся гранитные лавочки и стол.

Далее, справа, находится площадка, вырубленная в скале по краю крутого обрыва. Площадку называют Бельведер, потому что на ней некоторое время стояла статуя Аполлона Бельведерского. В период военных поселений, в 1847 году площадку обнесли ажурной металлической оградой, которая сохранилась до нашего времени. Перед входом на площадку открывается вид на нижнюю часть скалы, которая напоминает профиль человеческого лица. По одним рассказам - это профиль Людвига Метцеля, по другим - Станислава Потоцкого. Обзорная площадка на Бельведере украшает мраморная античная статуя Орфея .

Чуть выше Бельведерской скалы соседний с ним участок называется Кавказской горой. На Кавказской горке, была установлена из белого мрамора статуя руководителя польского восстания 1794 года Тадеуша Костюшка . В 1847 году по приказу Николая I , который тогда посетил Умань и «Софиевку», статую Костюшко вместе со статуей наполеоновского генерала Ю. Понятовского , которую также установил О. Потоцкий на Елисейских полях, отправили в Гомель . Вместо того царь пообещал прислать статую своей жены Александры Фёдоровны , в честь которой «Софиевку» и начали называть «Царицын сад». И в 1850 году эта статуя, изображавшая в бронзе царицу, сидевшую в кресле, здесь и было установлена. В советский период статую царицы как высокохудожественное произведение известного российского скульптора В. А. Шервуда, отправили в Эрмитаж . В 1939 году здесь установлен памятник В. И. Ленину . В 1941 году он был уничтожен немцами. В 1964 году на Кавказской горке установили мраморный бюст Т. Г. Шевченко на том самом пьедестале, на котором стояла статуя царицы. В газете «Уманская заря» от 29 мая 1964 года опубликовали изображение памятника. Постамент по своим размерам не соответствовал бюсту, и в 1965 году изготовили новый гранитный пьедестал, но бюст Т. Г. Шевченко так и не установили, его передали в село Родниковку в 1985 году , где он стоит и сегодня.

Восточная часть

Усечённая колонна

На восток от статуи Амура по левой стороне расположены гранитные ступени , которые ведут к гротам Локетек и Орешек. Они созданы ещё в первый период строительства парка.

Грот Орешек расположен с правой стороны. Он завершает композицию Долины гигантов. В гроте Орешек вырублена гранитная лава, а рядом с ним сделан трёхступенчатый водопад.

Слева и ниже находится грот Локетек - массивная природная скала. В ней выбита лавка и установлен круглый стол. Про него упоминается во всех известных описаниях «Софиевки». Грот сделан в честь короля Польши Владислава .

Далее по аллее находится мост через русло речки Каменки, который ведёт в Темпейскую долину. В этом месте Людвиг Метцель попытался создать прообраз греческой Темпейской долины. Здесь росли 9 берёз, которые аллегорически отображали девять сыновей Потоцкого. Двое из них (Костантин и Николай) умерли в раннем возрасте, как и дочь Потоцких Гелена. Как память о их ранней смерти в долине установлен гранитный обелиск, который имеет название «Усечённая колонна», (Разбитая или Сломанная колонна). Около основания обелиска установлен надмогильный гранитный камень, который напоминает спящего льва, а рядом протекает ручей речки Каменки, разбитый на три отдельных маленьких водопада. Называются они «Три слезы» и аллегорично выражают печаль матери по трём умершим детям.

«Природа и искусство»

Грот Калипсо

Фазанник

Розовый павильон

Следующая часть парка называется Елисейские поля. Около входа на Елисейские поля лежит гранитный валун естественной формы, а рядом с ним тёсаная четырёхгранная шлифованая гранитная колонна. Эти два камня случайно оказались рядом в «Софиевке» и со временем начали называться композицией «Природа и искусство».

Вглубь Елисейских полей, с левой стороны на зелёному лугу на гранитном пьедестале стоит гранитная ваза. С правой стороны от лужка с вазой находится участок камней разной величины. Камни покрыты мхом, между ними растут одинокие деревья и кусты и без определёного направления идут тропинки. В начале строительства парка эту местность назвали Критским лабиринтом. Справа стоят отдельно выращенные три дерева тополя белого, которые уже погибли. Их называют «семейным деревом».

На восток от Елисейских полей находится наибольший высеченный в природной скале грот. Он называется Львовый или Громовой (первоначальное название - грот Калипсо). Недалеко от входа на правой стене остались выдолбленные в стене две строчки на польском языке , которые принадлежат Станиславу Потоцкому: «Забудь тут память о несчастье и прими счастье выше, если же ты счастливый, так будь ещё счастливее».

Далее по аллее находится грот Фетиды (Венеры). У грота есть вестибюль, состоящий из четырёх колонн. Они удерживают на себе гранитную плиту и полукруглое окно. Середину грота украшает скульптура Венеры Медицейской, отреставрированной последний раз в 1952 году .

Слева от грота Фетиды находится круглый павильон, который называется Фазанником. Этот павильон построен из круглых дубовых колонн, инкрустирован корой дуба , ясеня и клёна . Установлен он в парке в 1812 году . Во время наводнения в 1980 году Фазанник также был разрушен, а его крышу поток воды занёс на камни Критского лабиринта, где её разобрали и вывезли частями. Кроме обновлённой крыши, павильон изготовлен из новых деталей по рисункам института «Укрпроектреставрация». Внутри павильона находится небольшой бассейн с фонтаном в центре. Вода для него подаётся по трубе из Верхнего озера, высота водяной струи достигает 3-3,5 м.

В самой северо-восточной части парка знаходится Верхнее озеро. На нём расположен остров, на котором выделяется павильон, обсаженный экзотическими растениями. Это Остров любви (предыдущее название остров Анти-Цирцеи). Остров Анти-Цирцеи создан в первый период строительства парка в расширенной части Верхнего озера, или Чарующего моря. Крепостные насыпали остров вручную и придали ему овальную форму с таким расчётом, чтобы не закрывать дальние перспективы озера.

Берега острова Анти-Цирцеи, как и озера, обложены гранитом. Связь с островом сначала осуществлялась с помощью парома или лодки, а в 1853 году между северным берегом и островом был построен на каменных опорах деревянный мостик для пешеходов.

На склоне, западнее Нижнего озера, расположена естественная дуброва, которая называется Дубинка. На этом месте когда-то был дубовый лес, но от него сохранился только один старый дуб, на поляне около Китайской беседки. Все другие деревья, которые создают картину густого естественного дикого леса, высажены позднее, возраст их меньше 200 лет. Часть их посажена ещё в первый период строительства парка, часть - позднее, а ещё больше здесь самосева, который долго не вырубался, и только на протяжении -2002 годов грабы , клёны , ясени и другие самосевные деревья и кусты были вырезаны, выкорчеваны и после планирования посеян газон . В 1960-х годах за Дубинкой высажены и деревья-экзоты. Ранее здесь был Грековый лес, известный со времени турецкого нашествия в 1674 году . Очевидно, от леса получила название и Грекова балка, которая проходит через весь парк вдоль южного его края. Последние остатки Грекового леса, которые ещё сохранились на вершине Грековой балки, были вырублены и проданы в начале XX века для пополнения городской казны.

Рядом с беседкой установлен в 1975 году мемориальный камень на память о революционных событиях, которые здесь происходили. Поляна служила местом проведения первых городских митингов, демонстраций, сборов. Здесь, в 1904 году произошла первая маёвка, а в 1919 году работники праздновали Первое мая.

Северная часть

Схема Английского парка

Английский парк, или арборетум имени В. В. Пашкевича, расположен в северной части парка. Он занимает небольшую территорию в форме треугольника, площадью около 2 га . Его вершина прилегает к воротам Уманской сельскохозяйственной академии. Одну сторону треугольника ограничивает широкое асфальтированное шоссе, обсаженное столетними липами . Другая сторона граничит с партерным амфитеатром, а на линии основы находится поляна с бюстом Сократа. Территория арборетума густо порезана довольно сложным лабиринтом дорожек. Здесь есть бассейн, где когда-то размещалась коллекция водных растений, а также каменистая горка, покрытая когда-то растениями-суккулентами - многолетними растениями, вегетативные органы которых способны накапливать влагу, благодаря чему они могут расти в пустынях , на камнях и в песках.

На участках арборетума, растёт наибольшее количество экзотических древесных и кустовых растений, ценных и в декоративном, и в лесохозяйственном отношении, их количество в 1987 году составляло более 100 видов и форм.

Партерный амфитеатр

Оранжерея

Вместе с Английским парком на западе находится Партерный амфитеатр и оранжерея. Перед оранжереями участок парка создан в трёх уровнях в регулярном стиле. Верхняя часть - это стриженные газоны правильной формы, края которых украшают разнообразные сорта полиантовых роз. Средняя часть Партерного амфитеатра сделана гранитной стеной и широкой подковоподобной аллеей, которая плавно огибает пологую часть склона с богатой травянистой растительностью, которая спускается к бассейну с фонтаном Семиструй. Гранитную подпорную стену, поставленную в 1845 году , украшают витки роз, дикий виноград, каприфоль, а около края склона, как и в верхней части амфитеатра, также растут розы.

Партерный амфитеатр перетерпел много изменений. Во времена Потоцких здесь был парадный вход в парк. Тогда возникло название этого участка - Долина роз. Прямолинейная двурядная аллея туи до Великой Отечественной войны состояла только из одного ряда высаженных в 1910 году туй. Она незаметно ограничивала регулярную часть парка, её подстригали на высоте не более 1 м. Во время войны нужного присмотра за парком не было, туи не подстригались и после войны. В 1950-х годах , был высажен ещё один ряд, верхний - туи западной. Поскольку пропускная способность серпантина узких дорожек между рядами роз не обеспечивала свободного прохода посетителей, количество которых все увеличивалось, в 1957 году участок перепланировали. По центру склона построили гранитные ступени, которые вели к фонтану Семиструй, а на рабатках, где когда-то росли розы, высадили разные виды и формы можжевельника и туи, а края обсадили тамариксом . Почти все ступени в парке в изначально были деревянные, со временем они разрушались и постоянно требовали ремонта, потому в -1960 годах их заменили гранитными.

Обелиск «Орёл»

Когда проводилась реставрация парка в 1996 году , коренная реконструкция коснулась и Партерного амфитеатра. За основу взята карта «Софиевки» за 1855 год , на которой чётко видно этот участок парка. Потому, демонтировав гранитные ступени, возобновили серпантиновую дорожку, а сорокалетние обыкновенные и колонновидные туи, можжевельники, шелковицы и другие ценные растения пересадили на новосозданные ландшафты Западной части парка.

Фонтан Семиструй построен в первый период строительства парка. Фонтан - небольшой круглый бассейн с ажурной бронзовой вазой в серединй. Из центра вазы вырываются вверх семь мощных струй воды. Вода в фонтан подаётся подземным самотечным водопроводом из Ахеронтийского озера. За счёт перепада местности, высота центральной струи фонтану достигает 5 м. Лишняя вода сбрасывается через подземные водостоки в Нижнее озеро.

За фонтаном установлена статуя «Зима». Статуя изображает старого человека, лицо его выражает боль, страдания, он пытается прикрыться хитоном , чтобы защититься от холода . Считалось, что это - аллегория и времени года, и жизни человека. Ранее статуя называлась скульптурой Вечного Жида.

Ниже Партерного амфитеатра находится Терраса Муз. На ней в 1856 году установлен гранитный обелиск. Вершину обелиска до революции 1917 года украшал позолоченный трёхглавый орёл, а надпись указывала, что он поставлен в честь посещения парка Николаем І . После революции обелиск и надпись исчезли, и только к 200-летию «Софиевки» в 1996 году , по проекту института «Укрпроектреставрация», этим же институтом изготовлен трёхглавый орёл - семейный герб династии Романовых . Обелиск ограждён кованой декоративной цепью.

Научная работа

Помещения научно-исследовательской лаборатории

В Софиевке проводится научная работа в области дендрологии , садоводства (в том числе изучение, акклиматизация и интродуктирование ценных растений) и паркостроительства, ботаники и экологии растений. Национальный дендрологический парк "Софиевка" является научно-исследовательским институтом в составе Отделения общей биологии Национальной академии наук Украины в соответствии с Постановлением Президиума Национальной академии наук Украины № 68 от 18.04.2005 г.

Структура Национального дендрологического парка “Софиевка” как научно-исследовательского института НАН Украины

  • Общее руководство научно-исследовательским институтом осуществляет -

Директор НДП “Софиевка” НАН Украины чл.-кор. НАН Украины, д.б.н., профессор Косенко И.С.

  • Координацию научной работы и общее руководство научными подразделениями

осуществляет ученый секретарь к.б.н., с.н.с. Грабовой В.Н.

  • Научные отделы:

1. Отдел дендрологии пакостроительства и экологии растений (заведующий к.б.н.с.н.с. Музыка Г.И.)

Парк "Софиевка" с подразделением дендрологов во главе с главным садоводом Подолянець Н.П.

2. Отдел репродуктивной биологии растений и внедрение (заведующий к.с.-х.н.с.н.с.Балабак А.А.)

Научно-исследовательская лаборатория по защите растений (заведующий доктор сельскохозяйственных наук Яновский Ю.П.)

Опытно-производственный питомник

3. Отдел травянистых растений природной и культурной флоры (заведующий кандидат биологических наук Куземко А.А.)

4. Отдел физиологии, генетика и селекции растений (заведующий канд. с.-х. наук, доцент Опалко А.И.)

Лаборатория микроклонального размножения растений (заведующий канд. с.-х. наук Небиков М.В.)

  • Научно-вспомогательные подразделения та службы

1. Подразделение Научно-технической информации. Научная библиотека. 2. Блок обслуживания туристов: Дом творчества ученых, Магазин “Флора Софиивки”, Акванарий, Кафе “Софиевка”, гостиница “Софиевский" 3. Хозяйственная служба 4. Машинно-тракторная служба 5. Служба энергетики 6. Ремонтно-будивельна служба 7. Служба охраны 8. Бухгалтерия и отдел кадров

Основные направления деятельности дендропарка:

  • изучение естественной и культурной флоры Южной части Лесостепи Украины
  • сохранение в естественных условиях в зоне южной части Правобережной Лесостепи Украины коллекций живых растений, в том числе редкостных и исчезающих видов, а также насаждений ландшафтных композиций парка
  • проведение научно-исследовательских работ в отрасли интродукции и акклиматизации растений и охраны растительного мира, а также разработка вопросов ландшафтного паркостроительства на базе дендропарка
  • разработка технологии размножения наиболее ценных видов и введение их в культуру
  • научно-образовательная работа в отрасли ботаники и охраны природы , декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры

Важнейшие научные достижения:

Разработано и модифицировано технологии семенного и вегетативного размножения декоративных растений, за которыми ежегодно выращивается свыше 200 тыс. саженцев, которые используются в ландшафтных композициях парка и других объектов у Лесостепи Украины.

Разработаны технологии микроклонального размножения in vitro для многих декоративных и редких растений.

Создан питомник фундука площадью 10 га.

По материалам исследований последнего десятилетия опубликовано свыше 800 научных трудов в том числе 34 монографии.

Проведен архивный поиск, за которым установлен архитектурный замысел строительных и возобновлены исторические названия отдельных композиций и малых архитектурных форм на основе образов из поэмы Гомера Одиссея.

На протяжении последних лет в западной части Софиевки построен новый парк площадью 53 га, в котором с использованием новейших достижений садово-паркового искусства созданы парковые композиции, в которых сосредоточенно основную часть коллекционного фонда интродуцентов парка, которую в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 11.02.2004 № 73 внесено в реестр Национального достояния.

Международное научное и научно-техническое сотрудничество Действуют прямые договоры о сотрудничестве с Польской академией сельскохозяйственных наук, Ботаническим садом Познанского университета, Курницким арборетумом Польской академии наук, Ботаническим садом Люблинского университета, музеюзамка в Ланцюти, с польской компанией Super Flora, Варшавским Ботаническим садом Польской академии наук, Ботаническим садов Варшавского университета, Ботаническим садом Брно (Чехия, Кишинёвским ботаническим садом (Молдова), Цзямуским университетом (Jiamusi University in China), Лесохозяйственным управлением уезда Ванцин провинции Дилин, с Цзямуским университетом (Институт науки о жизни), с Пекинским ботаническим садом, с Цзямускою Компанией Садового Хозяйства Шенцай Ко Лтд в Китае.)

Национальный дендрологический парк Софиевка - парк, научно-исследовательский институт Национальной академии наук Украины, расположенный в северной части города Умань Черкасской области Украины, на берегах реки Каменки. В наши дни это популярнейшее место отдыха. Ежегодно его посещают около 500 тысяч человек. Софиевка - один из семи победителей конкурса "7 чудес Украины"

Парк Софиевка - шедевр садово-паркового искусства, дендрологический парк в Черкасской области Украины. Парк по праву считают местным "чудом света", гости бывают просто поражены увиденным, там есть и Женевское озеро, и Елисейские поля, и "частичка" Китая, и другие удивительные уголки нашей планеты. И это все-таки результат колоссальных усилий создателей уникального парка.Парк поражает своей красотой, а именно гармоничным сочетанием воды, камня и пышной зелени. Не зря его включили в номинацию на 7 чудес Украины. Буквально повсюду водопады и водопадики, фонтаны с золотыми рыбками, речушки с красивыми мостиками через них, озера с лебедями, и все это окутано тайной, старинными легендами и романтикой.

Софиевка – самый большой дендропарк в Европе, при этом он является ландшафтным, то есть простирается и в ширину и в высоту. Особенно красивое зрелище открывается на вершине самого высокого водопада – тогда перед вами весь парк как на ладони. Есть еще в парке экскурсия по подземной реке на лодке.Софиевский парк наверно является и самым мистическим местом в Украине. По крайней мере в нем есть 4 символа, которые по легенде исполнят ваши желания или избавят от недуга.

Венец Весты. Главный вход парка Софиевка украшают две каменные сторожевые башни, венец которых заимствован из храма древнеримской богини домашнего очага и огня Весты и Тиволи. Все невесты стараются заманить сюда своих женихов: сама Веста благословит вас и вашего спутника, когда вы пройдете под ее венцом.

Внутри грота Калипсо, который раньше назывался гротом Льва или гротом Потоцкого, сам граф Потоцкий написал на польском языке «Кто несчастлив, то пусть зайдет и станет счастливым, а кто счастлив, пусть станет еще счастливее». Согласно преданию, нужно потрогать медную надпись, а после обойти вокруг стоящего посредине огромного камня трижды, после чего загадать желание.

Также можно излечиться от хвори, если побывать возле Венеры-купальщицы. Если человек выпьет водицы из источника, где течет радоновая вода, а затем загадает желание избавиться от недуга, то хворь обязательно выйдет из тела.

А с помощью «Большого водопада» Софиевки можно испытать судьбу. Чтобы исполнилось сокровенное желание, нужно пройти по проходу прямо за его потоками, и если на тебя не упадет ни одна капля, все загаданное исполнится.

Но это не все чудеса парка.

Дом творчества ученых. Софиевка

Пейзажи западной части парка Софиевка

Парк Софиевка под Уманью создавался недолго, с 1796 по 1800 гг. Только благодаря даровому труду огромного числа крепостных можно было в такой короткий срок создать ансамбль со сложнейшими гидротехническими сооружениями, укладкой и компоновкой огромных камней, посадкой привозных взрослых деревьев.

В этом парке главное не план, не композиция зеленых насаждений, не раскрытие больших и малых перспектив, как например в Сокиринцах или . Здесь поставлена задача создания определенного настроения, повода для различного рода ассоциаций, философских раздумий. Парк имеет явную меланхолическую окраску. Нагромождения каменных глыб, вода, ниспадающая с высот или спокойно протекающая в каменной галерее, прохладные сумеречные гроты, каменные и висячие мостики, каскады, ущелья и романтические беседки, мраморная скульптура — вот тот арсенал средств, которым пользуются строители парка, чтобы создать впечатление «уманского чуда», как впоследствии стали его называть. Можно спорить о том, не утрачено ли здесь чувство меры и пропорции между природным и придуманным, ведь свободная трактовка романтического парка создавала условия для развития индивидуального вкуса, и вкус хозяина — графа Потоцкого — не мог не отразиться на деталях. Он мечтал сделать свой парк оригинальнее и интереснее подмосковных усадеб. Парк является произведением садово-паркового искусства, выдающимся по красоте, мастерству и техническому совершенству. Целостность и законченность его композиций говорят о высоком профессиональном уровне его создателей.

В живописном урочище Каменка в безлесной долине протекала р. Багно. Название урочища характеризует как нельзя лучше окружающий ландшафт — на всем протяжении громоздятся каменные глыбы и скалы. Эта особенность определила совершенно неповторимый образ парка. Местный камень широко использовался для возведения плотин и мостов, для шлюзов и устройства постаментов под скульптуру. Из камня были созданы сказочные гроты и грандиозные, водопады, необыкновенные бассейны и фонтаны. На большой глубине была пробита галерея для подземной р. Стикс, вырублено ложе овального Мертвого озера и созданы другие сооружения, воспроизводившие известные мифологические сюжеты.

Среди камней текут невидимые журчащие ручьи. Из камня создана фантастическая Долина гигантов с беспорядочно разбросанными громадными валунами и обломками скал.

Одновременно с перемещением камня на территории парка расчищались места для живописных полян и высаживались лиственные и хвойные деревья, декоративные кустарники. При строительстве парка широко использовались местные и экзотические виды деревьев — платан, сосна различных видов, ель колючая, пихта, тюльпанное дерево. Обнаженные склоны балок засаживались местными породами — дубом, липой, кленом, грабом и ясенем. Отдельные крупномерные экзоты привозились издалека с комом земли и высаживались на полянах для создания законченных парковых композиций. Так были сформированы основные массивы парка под названием Дубинка, Грибок и Зверинец, на территории которого были проведены особенно большие работы при закладке парка. Первыми строителями парка были бельгийский инженер Метцель и крепостной садовник Заремба. Сложные композиционные задачи решались сразу на месте, без предварительного плана, что требовало большого профессионального опыта и мастерства. Ко времени окончания строительства были созданы водоемы и остров, изменены русла ручьев, питающих водоемы, устроены фонтаны и водопады, сооружена оранжерея и посажены деревья и кустарники. Таким образом уже в это время скалам была придана наиболее интересная форма, камень преобразовался в скульптуры и романтические сооружения, окрестные воды направлены так, чтобы своим течением оживлять долины и рощи, и обогащенная природа во всем разнообразии развернула свой блистательный облик. В 1831 г. парк был переименован в Царицын сад и с 1836 по 1859 гг. находился в ведении Управления военных поселений. В этот период проводятся большие работы по реконструкции и расширению парка: создаются новые аллеи, строятся широкие дороги для прогулок в экипажах вокруг парка, высаживается прекрасная каштановая аллея, сохранившаяся до сих пор.


Были реставрированы некоторые из старых и созданы новые парковые сооружения — большой шлюз, главный въезд, Розовый павильон, павильон Флоры, построены новые и восстановлены старые оранжереи. Площадь парковых насаждений увеличилась за счет новых посадок, а на косогоре, ниже оранжерей разбиты обширные виноградники и плантации редких растений.

Большое влияние на архитектуру парка в этот период оказали архитекторы В. П. Стасов, акад. А. И. Штакеншнейдер, по проекту которого выстроены главный вход в парк и Розовый павильон, и Макутин, автор павильона Флоры. Все эти сооружения сохранились до нашего времени. В 1859 г. Софиевка была передана в распоряжение училища садоводства. Оно занимало одно из ведущих мест среди специальных учебных заведений такого профиля не только на Украине и в России, но и за рубежом. Развитие парка в этот период связано с именем проф. В. В. Пашкевича, который с 1885 г. преподавал здесь ботанику и садоводство, был главным садовником Софиевки. В 1889-1890 годах под руководством В. В. Пашкевича был заложен декоративный питомник и разбит пейзажный дендрарий, получивший впоследствии название Английского парка. Одновременно на территории продолжаются посадки и в 1897 г. зеленый фонд парка составлял около 382 тысяч экземпляров декоративных и плодовых растений.

В 1929 г. парк был объявлен государственным заповедником. В период временной оккупации Умани немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны парку был нанесен значительный ущерб — сильно пострадали коллекции оранжерейных растений, большая пальмовая секция, ценнейшие коллекции из древесных питомников, было уничтожено множество скульптур. Сразу после освобождения города советскими войсками началось восстановление парка. Шестьдесят лет жизни отдал Софиевке садовод Л. А. Казаринов (с 1894 по 1958 гг.). Истории развития и восстановления парка посвящены научные исследования и многочисленные публикации канд. архитектуры И. А. Косаревского. В настоящее время парк находится в ведении НАН Украины.

Площадь парка составляет 152 га. Основные паркообразующие породы — дуб черешчатый, ель обыкновенная, сосны обыкновенная и австрийская, лиственница сибирская, клены остролистный и полевой, липа мелколистная, граб, явор, бук, груша, отдельные экземпляры которых достигают больших размеров. Подлесок состоит, в основном, из бересклетов европейского и бородавчатого, боярышника, калины.

Опушки массивов окантованы ярко-цветущими — шиповником, степной вишней, миндалем, спиреей, терновником. На пониженных местах, у родников, в долине урочища Каменка растут ива серебристая, тополь разных видов, осина, ольха, жимолость, папоротник.

Насаждений, сохранившихся до наших дней от первых посадок, немного. Это в основном вековые дубы, огромные липы, величественные ясени в районе Зверинца, Дубинки и Елисейских полей. В северо-западной части парка благодаря высокой плотине создан пруд-накопитель — Верхний пруд площадью около 8 га с островом, обеспечивающий функционирование водной системы парка. Он более чем на 10 м выше Нижнего пруда. Долина реки круто изгибается с северо-запада на юг. Таким образом композиционная ось асимметрична по отношению ко всей территории: 1/3 — от Верхнего пруда до начала Нижнего и 2/3 — сильно вытянутый и неширокий Нижний пруд и вытекающая из него р. Каменка. Это отразилось на всей композиции, построенной по нарастающей степени эмоционального воздействия.

Главный вход в парк — на юге. От входа вдоль русла р. Каменки идут по долине дорожки (Малая Швейцария). Главная аллея задумана так, что все внимание направлено направо, на живописный откос противоположного берега реки, где размещены Тарпейская скала с Березовой беседкой и группы живописных камней вдоль русла. Аллея подводит к павильону Флоры, поставленному по оси Нижнего пруда. Пруд огибается прогулочными дорогами. По берегу и вдоль дорожек размещены скульптура, гроты, бельведер. Количество «затей» постепенно нарастает и достигает кульминации в районе Водопада и гротов. Дальше напряжение спадает, дорожка вдоль русла поднимается к Верхнему пруду — обширному открытому пространству со спокойной гладью воды. Все дорожки в парке естественны, они проложены по горизонталям иногда почти параллельно благодаря слегка террасированным склонам. Примерно на одной отметке находятся оранжерея на севере и большая вытянутая поляна с Китайской беседкой — на западе. К оранжерее можно подняться по серпантину, а к Китайской беседке ведет дорожка с большим уклоном. За Китайской беседкой начинается новая Софиевка — участок современного парка, ограниченный улицами Гоголя и Киевской, а также территорией сельскохозяйственного института. Площадь этой территории 55 га. Старая и новая части композиционно увязаны между собой, создают единое ландшафтно-парковое образование, формируемое восточным, центральным и западным холмами, разделенными двумя балками. Одна из них — долина р. Каменки, другая — Грекова балка, почти параллельная ей. По склону Грековой балки проходит широкая аллея, связывающая старый и новый (северный) входы. Балка с системой запроектированных в ней прудов является композиционной осью этой части парка. Главная аллея дополняется кольцевым прогулочным маршрутом и системой дорожек, по которым можно попасть к наиболее интересным участкам. Большой пруд площадью 1,2 га размещен по оси Китайской беседки. Другой водоем Весна переходит в каменистый ручей. По берегу водоема высажены раннецветущие растения, берег обработан камнями в виде террас. Вдоль русла ручья размещены Японский сад, сад Ирисов и сад Поэтов. Новая кольцевая аллея связана со старой частью парка благодаря дорожке, ведущей к статуям Эврипид и Зима. Объемно-пространственное решение большой обводной аллеи строится на системе открытых и закрытых пространств, создающих постоянную смену впечатлений. У нового входа спроектирован участок для массовых мероприятий. Посещаемость парка постоянно возрастает, поэтому принимаются меры по охране его ценных насаждений, созданию комфортных условий осмотра всех достопримечательностей экскурсионными группами и самодеятельными туристами. Новая часть парка выполняет роль буферной зоны, которая принимает на себя функцию городского парка для отдыха жителей города. Композиционно увязанная с заповедной территорией, она обеспечивает не только ее охрану, но и осмотр.

 
Статьи по теме:
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с
Нижегородская энциклопедия В каком году была основан город горький
Путеводитель по городу Горькому 1960 года издания. Издательство "Горьковская правда"Под катом - текст и 57 фотографий. Стиль и орфография оригинала.Город Горький - бывший Нижний Новгород - крупный промышленный и культурный центр. Он имеет богатую выдающим
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе