Сущность и особенности вероучения. Манихейство. Сущность и особенности вероучения Зарождение учения как ереси в христианстве

Древнее персидское учение о вечной борьбе между началами добра и зла. Основатель учения - мистик Мани (216 - между 274 и 277). Это персидское учение распространилось на территории от Северной Африки до Юго-восточной Сибири.

Мани происходит из Вавилонии, что располагается на реке Тигр. Город Ктесифон, в котором родился Мани, в III в. стал столицей Парфянского государства, а затем - персидских царей династии Сасанидов. Мани принадлежал к аристократическому парфянскому роду по линии матери.

В Ктесифоне проживали представители разных диаспор, носители разных культурных традиций и религиозных верований. В значительной степени эта культурная полифония оказала влияние на мироощущение будущего проповедника, к тому же парфяне толерантно относились к другим вероисповеданиям, не смотря на то, что официальной религией считался зороастризм.

Отец Мани, Патицций, стал последователем иудео-христианского учения мугатасилахов (“крестящие сами себя”). В этой общине больше внимания уделяли правилам и ограничениям, нежели вере в спасение через Иисуса. Так, Паттиций принял такие заветы, как отказ от мяса, вина и женщин. Несмотря на то, что Паттиций был уже женат на красавице, которая ждала от него ребенка, он принял решение ен входить в покои своей жены и поселился вместе с членами обшины. Время от времени он посещал дом, оказывал финансовую поддержку жене, растившей сына. Когда сыну исполнилось 4 года, он забрал его в общину. По преданию, Мани стали посещать видения в возрасте 12 лет, в которых ему являлось то, что ему предстоить выполнить миссию - принести людям весть об освобождении. В 24 года его духовный “близнец” провозгласил то, что ему пора приступить к благовестию истины.
В учении Мани переплелись философские идеи буддизма, индуизма, зороастризма и иудео-христианства. Дуализм манихейства следует отнести к иудео-христианству. Он выражается в том, что, как говорил Мани, в мире идет вечная борьба сил Света и Тьмы. От Царства Света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы - жадность, зависть, ненависть и жестокость. Злшо проникло в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.

Из индуизма в манихейство пришли представления о цикличном течении времени. Так, присутствие добра и зла в мире зависит от эпохи, в которой живет человечество. Степень соотношения добра и зла также напоминает модель индуизма - в самом начале существовало абсолютное и идеальное равновесие между светом и тьмой - свет был в вверху, а тьма - внизу. Второй и третий космический циклы больше напоминают сценарий зороатризма, где борьба между предводителем зла Ариманом и олицетворением добра Ахур-Маздой, завершается победой последнего. В течении второго времени добро и зло смешиваются, между ними идет борьба, а во время третьего периода должна окончательна произойти победа добра над злом.

Представления о мировом дереве являются культурным архетипом индуизма, шаманизма, нордических религий. Особенность манихейства зпелючается в противопоставлении древа жизни и древа смерти.

Символизм тьмы привесен Мани из гностицизма, распространенного во времена раннего христианства. Тьма представляет собой следствие угасания света, согласно гностикам, которые полагали, что когда-то мир был полон истинного знания.

Манихеи часто критиковали христианство, а точнее - евангельского Иисуса Христа, которого они не считали истинным спасителем. “Истинного Христа” они не считали богочеловеком, а чистым божеством. Христос лишь пользовался обликом человека, чтобы проповедовать перед людьми. Спасение, которое давал дюдям Христос, осуществлялось посредством истинного знания (гнозиса). Посланником истинного Христа выступал Мани, который и был просветителем и утешителем людей (по-гречески, его звали “параклет” - “утешитель”.

Мани с самого начала стремился распространить учение за пределами персидского государства. Поэтому он предпринимал столь сложные путешествия и среди его учеников встречались представители разных народов - греки, индусы, китайцы. По преданию, Мани говорил о том, что все другие учения первоначально предназначались лишь для для отдельных народов и лишь потом стали распространяться за пределами этих стран, христианство - за пределами Иудеи, буддизм - Индии. Мани же с самого начала объявил, что его учение предазначено для всех. Несмотря на призывы к свету, учение Мани преследовалось как на Западе, так и на Востоке. В V в. н.э. оно стало распространяться как маздакизм, по имени жреца-манихейца Маздака, который снабдил манихейство еще и социальной доктриной уничтожения неравенства.

К концу III в. манихейские общины существовали практически во всех крупных городах на востоке Римской империи. Самым знаменитым последователем манихейства был Августин Аврелий (354 - 430). В течении 9 лет Августин был Слушающим при манихейском Избранном. Некоторые манихейские идеи нашли отражение в его произведении “О граде Божьем”, где он говорит об историческом процессе как о вечной и непримиримой борьбе добра и зла.

Манихейство было вытеснено из христианского и мусульманского мира. В Китае первыми носителями Учения Света стали уйгуры - торговый народ, живший на северных и северо-западных границах. Сами китайские манихеи утверждали, что первое официальное признание их веры состоялось при дворе императрицы Утянь (династия Тан) между 689 и 705 гг. Проповедник Михр Ормузд рассказал ей об основах учения и преподнес священные писания Мани. Императрице понравился проповедник и стройное учение о противостоянии двух царств. Впоследствии, несмотря на критику манихейства со стороны буддизма в Китае, к учению при дворе относились терпимо. Манихеи открыли свои храмы в крупнейших городах Китая. Особенно содействовали распространению манихейства уйгуры, жившие на северных и северо-западных границах страны. Уйгуры защищали рубежи Китая от вторжения тибетских отрядов, поэтому при династии Тан им было официально проповедовать свое учение, строить монастыри. Манихеи в Китае переводили свои писания в буддийской манере и многие воспринимали их как секту буддизма. По-китайски манихейство называлось “монинцзяо” (учение полированной жемчужины) или просто “минцзяо” - учение света. В Китае христианские идеи, которые вобрало манихейство воспринимались как даосские или буддийские. Например, идея Света и Тьмы воспринималась ими как космическое различие инь и янь, темного и светлого в китайской космогонии. В китайской натурфилософии активно обсуждалась концепция пяти стихий (у син), или пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля), которые весьма сходны с элементами света манихейцев. Поскольку манихейство считали “своим” в Китае, оно просуществовало там дольше, чем в Персии. Они активно действовали вплоть до 19 века.

Официальное отношение к манихейству начало меняться, когда они проиграли несколько сражений киргизам. Тогда императорский двор признал манихейство опасным и приказал запретить все монастыри. По свидетельству японского буддийского миссионера в Китае Эннина, “императорский эдикт предписывал, чтобы все манихейские служители по всей империи были убиты”. Часть манихеев скрылась в провинции Ганьсу, а часть отправилась в провинцию Фуцзянь, где до последнего времени еще можно было наблюдать манихейские обряды. Там они маскировались под даосские общины, которые также занимались гаданием, врачеванием. Когда в начале XI в. в провинцию Фуцзянь приехали императорские даосские чиновники рукописи, манихеи убедили этих людей включить в канон два произведения их школы. Марко Поло во время путешествия встречал манихеев, которых принял за христиан.

Манихеи впоследствии восстановили свое официальное признание. Основатель новой династии Мин (которая, также называлась “светлой”), Чжу Юаньчжан называл себя “великим и малым правителем Света”.

Из энциклопедии «Аванта +», серия «Религии мира»

История постоянно сталкивается с различными религиозными течениями, вытекающими из христианского учения, которые так или иначе его искажали. Основоположники таких философских школ считали себя просвещёнными посланникам Божьими, которым дано владеть истинной. Одним из таких был Мани. Он стал родоначальником сильнейшей в своё время философской школы манихейства, которое завладело умами большого числа людей, несмотря на несколько сказочные и детские взгляды на бытие.

Зарождение учения как ереси в христианстве

Религиозно-философское учение под названием "манихейство" , широко распространившееся в своё время на Востоке и Западе, существовало скрыто, видоизменялось и в таких формах существует по сей день. Был период, когда считали, что манихейство - это христианская ересь или обновлённый парсизм.

Одновременно есть авторитеты, такие как Гарнак, которые признают это течение самостоятельной религией, ставя его в один ряд с традиционными мировыми верованиями (буддизм, ислам и христианство). Человек, который основал манихейство, - это Мани, а место его происхождения - Месопотамия.

Распространение

Постепенно это направление на протяжении всего IV века распространялось по Средней Азии, вплоть до Китайского Туркестана. Особенно оно утвердилось в Карфагене и Риме. Но и другие культурные центры Запада влияние манихейства не обошло стороной. Известно, что Иппонийский был членом данного философского общества на протяжении десяти лет, пока не принял христианство. Даже при том, что доминирующей религией Востока было мусульманство, философия Мани имела там последователей на протяжении долгих веков. После её искоренили. На Западе и в Византийской империи ей не дали существовать в качестве независимого религиозного направления и подвергли жестокому преследованию.

Гонения и тайные общины

В результате такого положения религия смогла сохраниться только в виде тайных общин под разными названиями. Именно стали поддерживать новые еретические течения, проникшие в XI и XII столетиях в Европу с Востока. Все гонения, которым зороастризм и манихейство подверглись на Востоке и на Западе, не смогли помешать развитию этой философии. Она разрослась в павликианство, богомильство и после, уже на Западе, преобразовалась в еретическое течение альбигойцев.

Учение и суть манихейства в свете истории развития религиозных школ

Манихейство можно трактовать как трансформированный зороастризм, в котором достаточно много примесей других философий, от древнеиранских до христианских. По части дуалистических взглядов эта философия напоминает гностицизм, который представлял мир как две борющиеся друг с другом силы - силы света и темноты.

Эту отличную от других философий идею исповедует манихейство, гностицизм и ещё некоторые религиозные школы. Для гностиков Дух и материя - два крайние выражения бытия. А вот Мани определяет своё учение в религиозно-историческом положении как завершение всех откровений, или печать. Он говорил о том, что учение доброте и мудрости приходило в мир непрерывно в виде разных учений через Божьих посланников.

В итоге пришла философия «манихейство» . Другие свидетельства говорят, что основоположник называл себя тем самым утешителем, которого Христос обещал в «Евангелии от Иоанна».

Учение Мани (и манихейство) отталкивается от такого мнения: наша реальность есть смешение двух главных противоположностей — добра и зла, света и тьмы.

Но природа Истинного Света едина и проста. Поэтому она не допускает никакого положительного снисхождения к недоброму. Зло не вытекает из добра и должно иметь собственное начало. Следовательно, нужно признать два самостоятельных первоначала, неизменных в своей сути и образующих два разных и отдельных мира.

Бытие и свет

Согласно теории Мани, манихейство - это учение о простоте сущности света, которое не мешает различать формы. Однако в области благого бытия философ различает сначала само Божество как «Царя света», его «эфир светлый» и царство (рай) — «земля светлости». Царь света имеет пять атрибутов нравственности: мудрость, любовь, веру, верность и мужество.

Светлый эфир нематериален и является носителем пяти свойств ума: знания, спокойствия, рассуждения, скрытности, понимания. Рай имеет пять особых способов бытия, которые аналогичны стихиям реального мира, но только в добром свойстве: воздух, ветер, свет, вода, огонь. Каждое качество Божества, эфира и светлой телесности наделено своей сферой блаженного бытия, где оно преобладает.

С другой стороны, все силы благого бытия (света), сходятся воедино для произведения одного первочеловека — небесного Адама.

Противоположности

Тёмный мир, Мани и манихейство , представляют тоже разделённым на составные части: яд (противоположность воздуху), бурю (вихрь), противопоставление ветру, мрак (антитеза свету), туман (против воды) и пламя (пожирающее) как антитеза огню.

Все элементы темноты собираются воедино и сосредоточивают силы для князя тьмы, суть существа которого - отрицательная и не в состоянии быть удовлетворённой, наполненной. Поэтому Сатана стремится за границы своих владений, к свету.

Против тёмного князя устремляется на борьбу небесный Адам. Имеющий в своей сути десять основ Божества и эфира, он в качестве одежды и оружия воспринимает ещё пять элементов «земли светлости».

Первочеловек надевает внутренний панцирь — «тихое веяние», а поверх облекается ризой света. Затем небесный Адам покрывается щитом водяных облаков, берёт копье из ветра и огненный меч. После продолжительной борьбы он побеждён темнотой и заключён на дне ада. Тогда посланные самой райской землёй (матерью жизни), силы добра освобождают небесного Адама и водворяют в мир горний. Во время тяжёлой борьбы первочеловек потерял своё оружие: элементы, из которых оно было составлено, смешались с тёмными.

Мировая машина

Когда свет все же одержал победу, эта хаотическая материя так и осталась во владении тьмы. Верховное Божество желает извлечь из неё то, что принадлежит свету. Ангелы, посланные светом, устраивают видимый мир как сложную машину для извлечения компонентов света. Главную часть мировой машины манихейство (религия Мани) видит в световых кораблях — Солнце и Месяце.

Последний непрерывно вытягивает частицы небесного света из мира, находящегося под луной. Он постепенно передаёт их Солнцу (по невидимым каналам).

После они, уже достаточно очищенные, идут в мир горний. Ангелы, устроив физическое мироздание, уходят. Но в вещественном подлунном мире сохраняются ещё оба начала: света и тьмы. Поэтому в нём имеют место силы из тёмного царства, которые некогда поглотили и держали в себе светоносный панцирь небесного Адама.

Земные люди и их потомки

Эти тёмные князьки (архонты) завладели подлунной областью и своим поведением повлияли на происхождение земных людей — Адама и Евы. Эти люди имеют в себе частички небесного «панциря» и отпечатки тьмы. После всего этого описания начинается похожее на библейское сказание о разделении человечества на Каиновых и Сифовых потомков.

Именно выходцы из Сифового рода (Шитил) находятся под постоянным попечением небесных сил, которые периодически проявляют своё действие через избранников (например, Будду). Такова философская суть учения, которую имеет манихейство. Это , на первый взгляд, детское представление о бытии.

Противоречия с христианством

Взгляды Мани по отношению к христианству и личности самого Христа очень противоречивы.

По некоторым сведениям он считал, что небесный Христос действует в мире через человека Иисуса. При этом они не соединены внутренне. Именно по этой причине во время распятия Иисус остался покинутым. Согласно другой версии, человека по имени Иисус не было совсем. Был только небесный дух Христос, имеющий призрачную видимость человека. Мани хотел устранить идею воплощения или действительного соединения божественной и человеческой природы в Христе.

Однако результатом его усилий явилось учение, где они одинаково устранялись… Если раскрывать манихейство кратко (в свете христианского учения), можно сказать, что ангелы должны извлечь и собрать все светлые элементы, заключённые в мире земном (человеческом). Когда будет близиться завершение этого процесса, возгорится все физическое мироздание. Цель этого возгорания — выделение последних, ещё остающихся в нём световых частиц.

Итогом станет вечное утверждение пределов двух миров, которые оба будут пребывать в безусловном и полном разделении друг от друга.

Манихейство о будущем

Жизнь, которая настанет после описанных выше событий, будет основана на принципах дуализма: борьба между добром и злом, духом и материей. Души небесные, очищенные частично ещё в земной жизни, а отчасти после смерти (на различных мытарствах, которые заключаются в страшных и отвратительных видениях), водворятся в Раю светлости.

Души с адским устроением навеки закрепятся в царстве тьмы. Тела обеих категорий душ будут уничтожены. Воскресение мёртвых, как в христианстве, у Мани исключено.

Аскетизм и обрядовая сторона

В манихействе, как во всяком учении, есть теория и есть практика, которая сводится к аскетическому образу жизни.

Для воздерживается от мяса, вина и интимных половых отношений. Те, кто не в состоянии это вместить, не должны входить в число верующих, но также имеют возможность спасти себя. Для этого нужно помогать различными способами общине манихейцев.

Верующие делятся на три категории:

  • Оглашенные.
  • Избранные.
  • Совершенные.

Институту священства в манихействе так и не суждено было утвердиться. Однако, по словарю Брокгауза, есть указания на епископов и верховного патриарха, пребывавших в Новом Вавилоне.

В манихействе большого развития церковная сторона не достигла.

Известно, что в Позднее Средневековье был обряд возложения рук под названием «утешение», а на молитвенных собраниях исполнялись особые гимны под сопровождение инструментальной музыки и происходило чтение священных книг, которые остались от основоположника религии.

Фрагменты манихейских сочинений были найдены в конце XIX столетия. Местом находки был Китайский Туркестан. А в 1930 году были найдены папирусы с коптским переводом писаний Мани, а также его первых учеников. Это произошло в Египте. Находки позволили уточнить некоторые детали из жизни основоположника манихейства и суть учения.

Манихейство

Из числа еретических учений, враждебных христианству и близких , необходимо указать на манихейство . Его основоположник перс Мани (216-276), много путешествовавший по Ирану, Средней Азии и Индии и казненный персидским шахом, опирался на религиозные идеи зороастризма и, по всей вероятности, испытал влияние гностицизма.

Именно в манихействе исконный зороастрийский дуализм света и тьмы, добра и зла доведен до его крайней и, можно сказать, классической формы. В гностицизме эта противоположность, трансформированная уже как противоположность духа и материи, все же возводилась в конечном итоге к единому духовному началу в виде «плеромы» . В философском учении современника Мани Плотина материя понималась как тьма, чьё существование обязано отсутствию света божественного первоединства. В манихействе же материя, которая тоже отождествлялась с тьмой, выступала в качестве начала, столь же вечного и неистребимого, как и свет. Два эти начала ­- божественное и дьявольское ­находятся в постоянной и непримиримой борьбе между собой.

Основной этико-социальный вывод, сделанный Мани из этого представления, состоял во враждебном христианству утверждении о неистребимости зла в окружающем мире . Можно считать, что это крайне пессимистическое воззрение отражало умонастроения народных низов, их недовольство эксплуататорскими порядками, казавшимися им чем-то извечным и непреодолимым.Однако манихейство предлагало и путь преодоления мира зла , прежде всего, этическим путём. Манихейский дуализм распространялся и на человека, душа которого так же раздвоена, как и все в мире. В основном это темное начало, однако оно содержит в себе и частицы света, которые человек и должен спасать от власти материи. Это спасение осуществимо в условиях строжайшего аскетизма: воздержания от мясной и некоторых видов растительной пищи, полного безбрачия, избегания контакта с «тленными» вещами.

Но еще более важно отметить, что, опираясь на манихейство, в III-IV вв. в Иране, Египте и Сирии имели место серьезные движения, направленные против социального зла , в особенности против имущественного неравенства. Иногда этими движениями руководили манихейские проповедники. Они возникли в результате недовольства низших слоёв населения, вызванного усилением государственной и развивавшейся феодальной эксплуатацией, и часто были направлены против государственной церкви, освящавшей эту эксплуатацию (в восточной половине Римской империи основным противником манихейства стала христианская церковь).

В духе гностицизма Мани отрицал человеческую природу Христа и считал его, поскольку он был якобы исторической личностью, лжеучителем. Подлинным же утешителем (параклетом), посланником царства света он рассматривал только себя.

Общины манихеев представляли собой довольно стройную церковную организацию, влияние которой на Востоке распространялось вплоть до Китая. В Римской же империи христианская церковь объявила учения манихеев ересью.

Использованная литература:

1. Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 448 с.

Манихейство

Учение о вечной борьбе между началами Добра и Зла. Появилось в III веке н. э. на территории Персии. Манихейство несло в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма, джайнизма, неоплатонизма. Было широко распространено в I тыс. н. э. - от Северной Африки и Испании до Китая.

Из всех ересей, с которыми приходилось бороться христианской церкви первых веков, ни одна не вызывала столько опасений и такого к себе отвращения, как манихейство. В нем так искусно соединились самые разные идеи, теории и религиозные учения, что манихейство нашло себе последователей как в высших, так и в низших классах, как среди образованных людей, так и среди простых работников. Среди многочисленных указов императоров - и христиан, и язычников, - указов, направленных на подавление свободы мысли, наиболее суровыми и жестокими были указы против манихеев.

Человека, придумавшего эту религию, называли Мани, что по-арамейски значит «несущий свет». Он родился 14 апреля 215 или 216 г. н. э. в Ктесифоне, столице персидских царей династии Сасанидов. Его мать происходила из знатной парфянской семьи, отец же был то ли персом, то ли арамеем.

В Ктесифоне проживали представители разных диаспор, носители разных культурных традиций и религиозных верований. В значительной степени это оказало влияние на мироощущение будущего проповедника, к тому же жители страны спокойно относились к другим вероисповеданиям, несмотря на то, что официальной религией считался зороастризм.

Отец Мани, Фатак (лат. Паттиций), был язычником, но вследствие некоего посетившего его «божественного видения» стал последователем иудео-христианского учения мугатасилахов. В этой общине больше внимания уделяли правилам и ограничениям, нежели вере в спасение через Иисуса. Так, Паттиций принял такие заветы, как отказ от мяса, вина и женщин. Несмотря на то что он был уже женат и жена ждала от него ребенка, он принял решение уйти из дома и поселиться вместе с членами общины.

Когда сыну исполнилось 4 года, Паттиций забрал его к себе. По преданию, Мани уже в возрасте 12 лет стали посещать видения, в которых ему открывалась выдающаяся миссия - принести людям весть об освобождении. В 24 года Мани решил приступить к «благовещению истины».

Мани произнес свою первую проповедь во время коронации Шапура I, объявив себя мессией земли Вавилонской, который «пришел, как приходили до меня Будда в Индии, Зороастр в Персии и Иисус на землях Запада». До этого времени проповедник, очевидно, уже успел побывать в Индии, познакомиться с буддизмом и использовать его элементы в своем учении - и вскоре вынужден был уехать туда снова, так как его речи в Иране сначала не имели успеха.

Вернувшись на родину через несколько лет, Мани решил привлечь в свою религию власть предержащих. Он занялся проповеднической деятельностью в Ктесифоне с помощью отца, который активно поддерживал его и даже ездил с миссией в Рим и Египет. Как уже было сказано выше, Сасаниды смотрели сквозь пальцы на деятельность разнообразных сект на территории их государства. Книгу «Шапурракан» с основами своего учения Мани подарил принцу Перозу, брату шахиншаха. «Презентация», судя по всему, имела успех, так как вскоре Мани был представлен Шапуру I. Однако дальше сведения источников расходятся: одни утверждают, что Мани пользовался благосклонностью Шапура и спокойно проповедовал до самой его смерти и некоторое время после нее, другие сообщают, что он был вынужден скитаться, так как его периодически изгоняли из Ктесифона и несколько раз сажали в тюрьму.

Мани осуществлял активную миссионерскую деятельность. За время своих скитаний он успел распространить свое учение в Центральной Азии и Китае. Каждый день его был занят беседами и писанием посланий своим ученикам в других странах. К достоинствам Мани, отмечаемым как поклонниками, так и противниками пророка, относилось красноречие (как устное, так и письменное), а также талант художника. Традиция иллюстрировать манихейскую литературу сохранилась на протяжении всей истории этой религии, а название иллюстрированного «атласа мира» в представлении Мани - «Арджанг» - стало на Ближнем Востоке синонимом шедевра живописи.

По возвращении Мани в Персию, в период правления сасанидской аристократии, к нему отнеслись осторожно. Зороастрийские маги чувствовали в популярном учении и его лидере реальную угрозу своему положению в государстве и, в частности, при дворе шахиншаха Бахрама I.

В 276 г. Мани был вызван на религиозный диспут. В ходе спора жрец, зная о силе проповеди Мани, попросил его продемонстрировать одно из чудес в качестве демонстрации истинности его веры - Мани предлагалось проглотить расплавленный свинец. По преданию, проповедник отказался демонстрировать истинность учения чудесами.

В результате такого диспута с Мани живьем содрали кожу, сделали из нее чучело и вывесили на городских воротах. Манихеи были изгнаны из Ктесифона и разбрелись по всем близлежащим территориям. Манихейский «патриарх» Сиссиний осел в давно потерявшем свое значение Вавилоне. Однако до полного исчезновения с лица земли этого религиозного течения оставалось еще много веков. Что же представляла из себя столь широко распространившаяся и так долго просуществовавшая ересь? Во что верили и как жили последователи Мани от Китая до Испании?

Манихейский канон состоял из семи книг, авторство которых приписывали основателю религии: «Живой Псалом», «Сокровище Жизни», «Трактат», «Секреты», «Гиганты», «Письма», «Псалмы и молитвы». Сюда же входили «Шапуракан» и «Арджанг», а также «Кефалайя» - сборник изречений пророка Мани, составленный после его смерти.

В учении Мани переплелись философские идеи буддизма, индуизма, зороастризма и христианства. Пророк считал себя одним из апостолов, периодически «возрождающих» на земле истинную церковь. Самый короткий перечень таких апостолов: Будда - Заратуштра - Иисус - Мани. (В более пространных перечнях можно найти Гермеса, Платона, Лао-цзы…)

Сначала был Будда в Индии, который учредил истинную церковь, дал знание ученикам и после этого вознесся. Затем в Персии явился Заратуштра в то время, когда церковь стала приходить в упадок. Заратуштра укрепил и восстановил церковь, после чего также вознесся. Потом на Запад (по отношению к Индии и Персии) пришел Иисус и основал здесь истинную церковь, был распят и вознесся.

Ученики Будды, Заратуштры и Иисуса записали в книгах откровения Учителей, тем самым сохранив их для последующих поколений. После Христа пришел Его преемник - сам Мани. Интересно, что основатель манихейства изначально объявил свою религию всемирной, наднациональной, противопоставив ее таким образом существовавшим до него верованиям.

Манихейство - красивая, формально логичная, но при этом очевидно искусственная система. В основе вероучения - идея о существовании двух начал, Света и Тьмы. От Царства

Света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы - жадность, зависть, ненависть и жестокость. Зло проникло в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.

Акт создания мира манихейство расценивает как катастрофу. В данный момент в материальном мире преобладает темная субстанция, в которую заключены частицы светлого духа. Для победы света материальный мир необходимо разрушить, но не посредством физического насилия, а путем извлечения (освобождения) из него светлых частиц. Любители головоломок могут ниже ознакомиться и с более полной версией манихейского учения о прошлом и настоящем Вселенной.

Итак, высшее божество в манихействе - правитель Царства Света, который представляет собой воплощение лучших качеств и пяти доблестей (ум, знание, мысль, осмотрительность и воля). Также во владении Отца Света находится пять элементов света: дыхание, ветер, свет, вода и огонь. Противостоит ему Царь Тьмы, он правитель «темной» земли и пяти элементов - ядовитого дыхания, обжигающего ветра, мрака, тумана и пожирающего пламени.

Царь тьмы вторгается во владения Света. Монстр - полу-рыба, полуптица с головой льва - захватывает пять светлых элементов. Для разрешения этой проблемы Отец Света рождает Мать жизни, а та - Первочеловека.

Первочеловек, в свою очередь, рождает еще пять элементов, подобных захваченным Тьмой. Эти новые элементы Света Первочеловек использует в борьбе с Царем Тьмы, но терпит поражение и взывает к своему Царю. Последний рождает Друга Света, тот рождает Великого Зодчего, а Зодчий - Духа жизни. (Кто такой Великий Зодчий и откуда изощренный ум Мани вытащил этот образ, до сих пор непонятно.)

Дух жизни порождает еще нескольких действующих лиц - Оформителя великолепия, Великого властелина чести, Атласа, Короля славы…

Хотя Первочеловек был освобожден, «запертые частицы света» так и остались захвачены князем Тьмы. Дух Живой создал затем из частиц света, не затронутых тьмой, солнце и луну, а из света, уже затронутого тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении.

Материальный мир был создан из поверженных демонов (из костей - горы, из шкур - восемь небес). История рождения людей, растений и животных - это история пожирания, отторжения и борьбы между Вестником (еще одним сыном Отца Света) и детьми Отца Тьмы. Именно силы Тьмы создают два пола, воплощенных в Адаме и Еве, для того чтобы привязать легкий дух к тяжелому физическому телу. В мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине - темные. Адама пробуждает ото сна смерти Иисус. Он же показывает первому мужчине путь к освобождению…

Как видим, Мани и его ученики чрезвычайно тщательно и подробно описывают историю возникновения мира. Многочисленные персонажи этой причудливой драмы абстрактны, как числа, и передвигаются, как шахматные фигуры. Надо сказать, что манихеи очень гордились рациональностью и последовательностью своего учения и презирали христианские тексты за эмоциональность и противоречивость.

С другой стороны, абсолютно ясно, что многочисленные последователи «сияющего» пророка не в состоянии были «переварить» это искусственное нагромождение лиц и событий. По всей видимости, людей привлекало само умствование, магия слов и загадочных терминов. Глубокомысленный и проникновенный речитатив проповедника мог произвести не меньшее впечатление на слушателей, чем, скажем, любой печатный текст на только что научившегося читать ребенка.

Конечно, как и каждое религиозное учение, манихейство давало и конкретные рекомендации верующим.

Согласно законам Мани, спасение человека возможно лишь тогда, когда он осознает свое положение в мире зла, проснется от сна невежества. Подобно Первочеловеку, человек должен воззвать о спасении, воззвать с пониманием того, что иначе ему грозит неминуемая гибель.

Душа человека безгрешна, а все плохое - от материального тела. Единственный грех - «забывчивость» души, потеря воспоминаний о своем «свете», то есть неприятие манихейства. (Такое отношение к грехам, конечно, могло привлекать в ряды манихеев и людей сомнительного морального облика.) Вся жизнь верующего направлялась на «собирание» частиц света.

Жизнь манихеев проходила в строгом соответствии с их учением. Религия вынуждала их становиться вегетарианцами. Овощи и фрукты считались продуктами света, а мясо - продуктом тьмы. Четыре раза в день необходимо было молиться. Кроме того, существовал обширный перечень дней, когда следовало поститься. Основным религиозным праздником манихеев было пышное отмечание дня смерти родоначальника движения - Мани.

Манихейские общины отличались замкнутостью и обособленностью. Делилась каждая из них на два класса - Избранных и Слушающих. Слушающие - это рядовые последователи, которым полагалось кормить и обслуживать духовенство, но не гарантировалось духовное спасение (в лучшем случае - перерождение в следующей жизни в Избранного).

Слушающим не запрещалось вступать в брак и иметь детей (не больше одного), хотя и то и другое считалось серьезным препятствием на пути к освобождению света. Для основной массы манихеев существовала пара десятков заповедей, запрещающих идолопоклонничество, ложь, скупость, убийство, воровство, магию, религиозное равнодушие.

Избранным же запрещалось вступать в брак, есть мясо, пить вино, работать и приносить вред живым существам. Им полагалось только молиться, петь гимны и переводить книги манихейского канона. Они должны были постоянно странствовать и проповедовать веру.

Избранные носили белые одежды, скрывающие кисти рук, и высокие белые шапки. Среди Избранных выделялись «церковные иерархи»: «глава церкви», Архос, или Принцепс, 12 «старших учителей» - магистров, 72 епископа, или диакона, и 360 пресвитеров, или старших. Женщины, если они и были среди Избранных, не могли становиться иерархами. Кроме того, манихейским Избранным запрещалось иметь личное имущество, однако это ограничение не распространялось на общину в целом; многие манихейские общины накапливали значительные богатства, занимаясь ростовщичеством.

О нравах, царивших среди манихеев, у нас есть и самые нелицеприятные для них сведения. Не стоит, однако, забывать, что сведения эти донесли до нас, в первую очередь, преследователи учения, его идеологические противники. В любом случае, среди манихеев, как и среди христиан, было немало «подвижников» и радикалов, по-своему трактующих учение своего пророка. Так, например, Блаженный Августин (который 9 лет был Слушающим манихеем) рассказывал о ритуале, во время которого вступающих в ряды Избранных якобы «крестили» семенем их собратьев по вере. Некоторые последователи учения считали, что раз существующий мир - сам по себе Зло, то все, что разрушает его - убийство, насилие, - есть Добро. Идеи Мани давали почву для таких парадоксальных выводов. Учение несло в себе очевидный разрушительный, антиобщественный, протестный оттенок. Это хорошо понимали и власти, что отразилось в гонениях на еретиков.

В Персии идеи Мани, правда в несколько измененном виде, пережили «возрождение» во время правления шахиншаха Кавада (488–531). На этот раз религиозная «реформа» была связана с именем бывшего зороастрийского жреца, человека знатного происхождения, Маздака. Он обогатил учение Мани «социальной доктриной», которая вкратце звучит так: все разделить, особенно женщин.

Популистские идеи обеспечили Маздаку (и стоявшему за ним Каваду, который сделал проповедника своим премьер-министром) поддержку бедноты в борьбе против аристократических родов. Сорок лет, пока маздакизм был официальной религией, прошли под знаком террора. Всех несогласных с проповедуемой Маздаком уравниловкой уничтожали физически. Прекратить это удалось только в конце правления Кавада, когда его сын и наследник, будущий шахиншах Хосров I Ануширван, убедил отца перестать оказывать покровительство Маздаку и отдать его магам, которые в процессе очередного «диспута» доказали его теоретическую несостоятельность, повесив вверх ногами и подержав так до кровоизлияния в мозг. После чего были вырезаны и все последователи маздакизма.

После падения династии Сасанидов в VII веке н. э. новые правители - арабы-мусульмане - некоторое время не трогали манихейских общин, но с приходом к власти династии Абассидов гонения возобновились. Тем не менее, столица манихейского патриарха продолжала оставаться в Вавилонии (теперь уже в Багдаде) до X века, когда она была перенесена в Самарканд. После этого упоминания о манихеях навсегда исчезают из иранских источников.

Глубокий след оставило манихейство в истории государств Центральной Азии. Именно там манихейству удалось стать государственной религией. Произошло это в Уйгурском каганате, который объединил многие кочевые народы, проживавшие в восточно-азиатской степи. Уйгуры долгое время контролировали значительную часть Великого шелкового пути.

В самом Китае манихейство появляется в конце VII века. В 732 г. исповедание этой религии разрешается императорским указом, а в 863 г. - запрещается и преследуется вплоть до ее исчезновения в XIV веке. Несмотря на запреты, со времен династии Тан (618–907) манихейство пользовалось в Китае большой популярностью. Манихеи в Китае переводили свои писания в буддийской манере и многие воспринимали их как буддийскую секту.

Идея Света и Тьмы воспринималась некоторыми китайцами как космический дуализм инь и янь. В китайской философии активно обсуждалась концепция пяти стихий (усин), или пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода), которые весьма сходны с элементами света манихейцев.

Во времена империи Сун (960-1279) манихейство привлекало лидеров многочисленных народных восстаний. Пророк Мани у китайских последователей превратился в «Будду для бедных» - в отличие от традиционного «Будды для богатых». После прихода к власти династии Мин (1368–1644) манихейство было еще раз запрещено по смешной причине - из-за созвучия китайского названия этой религии и названия самой династии.

Хотя в VII–VIII веках манихейство проповедовалось по всей Азии, укрепилось оно только у уйгуров, причем уйгурские ханы энергично поддерживали своих единоверцев в Китае и Средней Азии. Каган Идигянь во время своего пребывания в Китае познакомился с некими манихейскими проповедниками, которые произвели на него сильное впечатление. Возвращаясь домой, он пригласил четырех из них ехать вместе с ним. В 766–767 гг. каган своим указом изгнал из государства проповедников-несториан, и вслед за каганом манихейство приняла не только государственная верхушка, но и большая часть населения.

Религиозная реформа удалась. «Как люди высшие действуют, [тому] низшие подражают». «Царь веры», под которым понимался манихейский патриарх в Вавилоне, одобрил происшедшее и «велел всем духовным и монахиням войти в государство проповедовать». Насколько быстрым оказалось обращение, можно судить по тому факту, что уже в 768 г. уйгуры просили китайцев поставить манихейские кумирни в четырех областях, что последние выполнили с крайней неохотой. Многих китайцев манихейство шокировало больше всех прочих религий тем, что, запрещая семью для избранных, разрешало изнурение плоти путем коллективного разврата. Но кроме того, сами манихеи дали повод к ожесточению против себя - даже в то жестокое время они показали пример религиозной нетерпимости.

Есть сведения, что в манихейских кумирнях изображался демон, которому Будда моет ноги. Разумеется, буддисты воспринимали это как неслыханное кощунство. Мало того, взяв верх, манихеи начали применять к побежденным соперникам те меры, которые до этого применялись к ним самим. «Должно вырезанные и рисованные изображения демонов все велеть сжечь, молящихся духам, кланяющихся демонам, вместе…» Несмотря на то что сам Мани в своих проповедях считал и Будду, и Христа своими «коллегами», в Уйгурском каганате исповедание этих религий жестоко преследовалось наравне с шаманизмом, конфуцианством и даосизмом; все неманихейские святыни разрушались.

Манихеи изменили облик государства. Внедрение новой религии повлекло за собой изменение письменности - появился новый алфавит, называемый уйгурским. Он происходит от новосогдийской письменности и отличается своей простотой и удобством. Строчки идут сверху вниз и слева направо.

Простые уйгуры также испытали на себе силу новой религии. Манихейский канон предусматривает постные дни, когда запрещено вкушать даже масло и молоко. Уйгурским пастухам и охотникам пришлось заводить огороды, чтобы не умереть с голоду. Таким путем начало распространяться земледелие в степи. В Уйгурии появились оседлые поселения, а столица каганата, Байбалык, стала похожа на настоящий город.

Сами проповедники манихейства свое удовлетворение достигнутыми успехами выражали такими словами: «Страна диких нравов, наполненная дымящейся кровью, превратилась в страну, где питаются овощами, страна убийства - в страну стремления к добрым делам». Сомнительно, чтобы эта декларация отражала действительное положение вещей. Природную воинственность уйгуров не умалили посты и молитвы, да и внешняя политика Уйгурии продолжала оставаться агрессивной. Торжество манихейства поссорило уйгуров со всеми соседями: мусульмане в Средней Азии, буддисты в Тибете, конфуцианцы в Китае, шаманисты в Кыргызском ханстве - все воспринимали новое учение как дикую извращенность.

В 780 г. манихейская община в Уйгурии совершила открытый государственный переворот; власть оказалась фактически в руках манихейских Избранных, которым по канону полагалось вообще-то только молиться. Террор против «неверующих» достиг своего апогея: как сообщают манихейские летописи, «по всей земле люди и живые существа, чистые и добрые, защищались, а злые - уничтожались». Гражданская война и непродуманные религиозные требования привели к катастрофическим последствиям. Неподходящий в условиях степи хозяйственно-культурный тип привел к эрозии почвы, пыльным бурям и неурожаям. В середине IX века ослабевшее государство попеременно терзали киргизы и китайцы; уйгуров практически всех уничтожили.

Остатки некогда могущественного народа вынуждены были бежать со своих исконных территорий и отказаться от манихейства в пользу буддизма.

Достаточно широкое распространение учение получило и на Западе. В течение IV века манихейство распространилось по всей территории Римской империи - от Египта до Рима, Южной Галлии и Испании. И христианская церковь, и римское государство подвергли манихейские общины жестоким гонениям. Император Диоклетиан в указе 296 г. велел проконсулу Африки преследовать манихеев, дабы «вырвать с ветвями и корнями» «отвратное и нечестивое учение», пришедшее из Персии. Его предводителей и проповедников полагалось сжигать вместе с их книгами, духовенство - обезглавливать, а последователей - отправлять на каторгу с конфискацией имущества. Активизация манихеев в Египте была связана с приходом, как они считали, второго Утешителя (первым был Мани) в лице проповедника Адиаманта.

Указ Диоклетиана подтверждался практически всеми его последователями. Жестоко боролась с ересью и христианская церковь в лице своего лидера Блаженного Августина. К концу V века чистое манихейство полностью исчезает с территории Западной, а в VI веке - и Восточной Европы. Однако в Африке, несмотря на все меры, ко времени вторжения вандалов манихеи все еще оставались.

Они попытались привлечь на свою сторону верхушку вандалов, и даже отчасти в этом преуспели. Но король вандалов Гунерик (477–484) счел манихейство опасным и в очередной раз расправился с его последователями: часть из них он сжег, а часть изгнал с территории королевства. Тем не менее, Григорий Великий в конце VI века продолжал считать Африку рассадником манихейства; эта репутация прочно закрепилась за ней вплоть до XI века.

Мистическое, интеллектуальное учение Утешителя серьезно повлияло на развитие философской и религиозной мысли Европы, Азии, Северной Африки. В книгах Римских философов, христианских богословов, арабских мыслителей можно найти массу идей, поразительно напоминающих манихейские. Следы законов Мани находят в мощнейших еретических движениях Средневековья: богомильстве, движении катаров, альбигойцев и др.

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Оккультизм, колдовство и моды в культуре автора Элиаде Мирча

Из книги Справочник по ересям, сектам и расколам автора Булгаков Сергей Васильевич

Манихейство Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем. От вечности

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МАНИХЕЙСТВО И БИБЛИЯ М. называется учение, возникшее в Иране и претендовавшее на роль мировой религии. Основатель М. Мани (ок. 216–276 или 277) во время своих странствий по Востоку познакомился с христианством, буддизмом и брахманизмом, а также с гностическими доктринами. На их

Из книги 50 знаменитых сект автора Карнацевич Владислав Леонидович

Манихейство Учение о вечной борьбе между началами Добра и Зла. Появилось в III веке н. э. на территории Персии. Манихейство несло в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма, джайнизма, неоплатонизма. Было широко распространено в I тыс. н. э. - от Северной Африки и

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Считается, что основатель манихейства - вероучения, долгое время бывшего серьезным противником христианства - родился в 216 г. в Вавилонии, в местечке Мардину, близ Ктесифона. Подлинное его имя было Сураик, сын Фатака. Принятое же им позже священническое прозвание Мани значило «Дух» или «Ум».

Пишут, что он был сыном вавилонянина и знатной женщины из парфянского рода Камсаракан. Его отец, первоначально правоверный зороастриец, переменил свою религию, пристав к секте крестильников (члены этой секты считали подлинным Христом Иоанна Крестителя, а Иисуса отвергали как обманщика). В их учении первоначально воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он писал потом, по прямому указанию явившегося к нему ангела.

С детства он живо интересовался религиозными вопросами и испытал влияние многих вероучений. Как видно из дальнейшего, он хорошо знал христианство, брахманизм, буддизм и учение гностиков. Однако основой его собственной религиозной системы оставался зороастризм (хотя и в значительной степени переработанный).

Свою публичную деятельность Мани начал в очень молодые годы - в 238 г. при основателе Саса-нидской державы шахиншахе Арташире I. Согласно преданию, он отправился сначала в Индию, где основал первые общины адептов манихейства. Затем он возвратился на родину и обратил в свою веру сасанидского принца Пероза - брата нового персидского царя Шапура I. В 241 г., в день коронации, он был благосклонно выслушан самим шахиншахом и получил разрешение проповедовать свою религию в Иране.

Религия манихейства

По учению Мани, изложенному, согласно традиции, им самим в семи сочинениях (написанных по-арамейски), искони существовала некая Высшая Истина. Однако в своей очевидности и насущности она являлась в мир лишь время от времени, когда приходили Посланники, открывающие ее людям.

До Мани эта Истина передавалась в разных формах и всегда была лишь частичной и, следовательно, ущербной. Среди предшествующих ему посланников Мани называл Адама, Еноха, Ноя, Авраама и некоторых других библейских пророков. В гораздо более полной форме она была преподана Заратуштрой, Буддой и Иисусом Христом. Но их роль проявлялась лишь на локально ограниченных пространствах:

  • Будда проповедовал на Востоке
  • Заратуштра - в Иране
  • Иисус Христос - на Западе

Их задачей было подготовить человечество к полному откровению, которое как раз и должно открыться через высшее и главное звено в цепи Небесных Посланников - через Мани - апостола всего поколения современных людей, посланного проповедать Истину всей ойкумене.

Свет Истины, несомый Манихейством

Свет Истины, несомый манихейством, в отличие от той, что была сообщена его предшественниками, целостен, абсолютен, ничем не затемнен и потому совершенен. Сам Мани называл свое учение печатью (то есть завершением) всех откровений, а себя объявлял тем утешителем, которого обещал прислать Христос согласно Евангелию от Иоанна.

В чем же заключалось открытая им Истина? В своем вероучении Мани исходил из того положения, что окружающий нас мир есть арена жестокой борьбы двух начал: добра и зла, или, что то же самое, света и тьмы. Мир света он связывал с духовным началом, а мир зла и тьмы - с материальным.

Однако, писал он, природа света «проста и истина», следовательно, она не имеет никакого отношения к противоположному свойству зла или тьмы. Поскольку же зло несомненно существует, не вытекая из добра или света, значит, оно должно иметь собственное начало. Поэтому следует признать два безусловно самостоятельных первоначала, неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Область света или благого бытия имеет своим первоначалом Отца Света. Его среда есть «светлый эфир», а его царство есть рай, или «земля света». Этот Отец Света может проявляться в четырех формах:

  1. В форме Божества
  2. В форме Света
  3. В форме Силы
  4. В форме Мудрости

Светлый эфир нематериален и является носителем пяти умственных свойств:

  1. Спокойствия
  2. Знания
  3. Рассуждения
  4. Тайны
  5. Понимания

Земля света имеет пять способов бытия:

  1. Воздух или благотворное веяние
  2. Ветер или прохлада
  3. Согревающий огонь

Созданием и носителем светлых и добрых сил является высшее деятельное существо - Христос, или Небесный Адам.

Напротив, в царстве смерти, тьмы, зла и материи правит Царь Тьмы. Он связан с темной землей, которая также имеет пять способов бытия, противоположных земле света:

  1. Яд или зараза
  2. Бурный вихрь
  3. Туман
  4. Пожирающее пламя

В услужении у Царя Тьмы находятся мириады демонов, причастных к хаосу, смешению, возмущению и вообще крайне агрессивных. В противовес Христу все элементы темного царства собрались воедино для создания Сатаны - своего рода Адама Тьмы.

Процесс миротворчества начался с того, что Сатана устремился за пределы своего царства в область света. Против него выступил Христос. Схватка между ними была драматичной и чрезвычайно ожесточенной. После долгой борьбы Христос оказался побежден темными силами и на какое-то время увлечен на самое дно ада.



Светлым силам, впрочем, удалось в конце концов освободить его, но светлые элементы, составлявшие его вооружение и одежду, оказались смешанными при этом с элементами темной области и образовали вместе нечто вроде первобытного хаоса. Эти частицы света, взятые в рабство материей, образуют Страждущего Христа. А та часть света, которая была освобождена, образовала Бесстрастного Христа. Своей силой он обитает на Солнце, а своей мудростью - на Луне.

Отец Света поручил Своим ангелам отделить светлые элементы от тьмы. Но из-за противоборства Царя Тьмы сделать это сразу не удалось. В результате сложной борьбы с враждебными демонами возник окружающий нас мир. Творениями светлых сил в нем являются Солнце и Луна, которых стали высасывать из этого мира частицы небесного света и отсылать их в высший Райский мир.

Сатана, заметив освобождение частиц света, решил собрать все имеющиеся в царстве тьмы частицы Страждущего Христа в одно место и заключить их в материю. Для этого он сотворил первого человека Адама. Частицы света были сосредоточенны в одном месте и составили его разумную душу.

Чтобы последняя не узнала о своем духовном происхождении, Сатана запретил человеку вкушать от древа познания. Но Бесстрастный Христос, явившись на землю в образе змея, научил Адама вкусить от древа познания, и человек узнал таким образом о своем происхождении. Чтобы затмить это создание, Сатана задумал раздробить разумную душу. Из материи и оставшейся еще небольшой части света он сотворил жену Адама Еву, в которой, по незначительности света, имела перевес материя.

Ева была создана для того, чтобы совратить Адама к чувственному наслаждению. Вопреки предупреждениям Христа, который заповедовал Адаму воздерживаться от желаний своей плоти, тот уступил обольщению Евы и пал. От брачного союза с нею родились дети, от последних народились новые поколения людей; при этом разумная душа, разделяясь по отдельным личностям, стала дробиться на все более мелкие частицы, которые Сатане удобно удерживать в материальных телах как в темницах.



На этом сложном мифологическом основании строилась этика манихейства. Мани учил, что человек есть арена борьбы темных и светлых сил. Целью его существования должно стать освобождение плененных плотью светлых элементов его души и воссоединение с Отцом Света. Эти элементы, однако, не могут быть просто «взяты» Отцом Света из этого мира, поскольку должны «искупить» свое падение.

Искупление должно совершиться человечеством на пути нравственного совершенствования и постепенного преодоления в себе греха. Процесс этот долгий и трудный. Оскверненная, грешная душа не может обрести освобождения после смерти и обречена на новые рождения в оковах плоти.

Поэтому ей суждено вновь и вновь возрождаться в этом мире страданиях и муках. И она будет пленницей этого мира до тех пор, пока ей не откроется Истина о самой себе. Для разъяснения этой Истины как раз и приходили все предшествующие Посланники, наиболее значительным из которых был Иисус.

Иисус с призрачной видимостью человека

Все манихеи должны были следовать строгим нравственным предписаниям. Истинный праведник не мог лгать, нарушать клятвы, свидетельствовать за злонравного человека, возводить гонения на невинного, вызывать неприязнь к кому-либо или к чему-либо путем распространения разных басен, не мог заниматься колдовством и волхованием. Ему надлежало поститься определенное количество раз в году и периодически исповедоваться перед главами общин. Таковы были заповеди для мирян.

«Избранные», то есть священники, кроме того, должны были воздерживаться от мясной пищи и хранить безбрачие. Им также вменялось в обязанность молиться за мирян («слушателей»).

Манихеи молились Солнцу и Луне

Подробности богослужения манихеев известны лишь в общих чертах. На молитвенных собраниях они исполняли особые гимны, сопровождая их музыкой и чтением книг Мани. Культ был очень простым. Не существовало ни жертвоприношений, ни изображений богов.

Четыре раза в день верующие обращались с молитвой к солнцу и луне, которые не считались богами, но почитались как видимые проявления света. Из обрядов манихеи совершали крещение, причастие и особое таинство «утешения» перед смертью, включавшее отпущение грехов.

Несмотря на то, что манихейство очень древняя религия по сей день можно найти последователей этого древнего учения, как на его родине в Иране, так и по все у миру.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с