Выразительным названием у фонтана за. Анализ стихотворения фонтан тютчева. Россия и Европа

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

Краткий анализ

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.

Метафоры “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

История создания

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлекся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, так что этот стих еще достаточно “приземлен”. Однако его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора.

Тема

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределенности в судьбе человека, невозможности ее преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Жанр

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Жизнь человека в понимании Ф. И. Тютчева неизмеримо глубока и в то же время мгновенна и непостоянна, она не оставляет после себя заметного следа. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. Важные вопросы мироздания ставит он в своём творчестве. Основная идея его философской лирики - возможность постижения тайн миропорядка только в результате непосредственного чувственного и созерцательного восприятия.
Поэта интересуют духовная жизнь человека. Этому посвящены многие его стихотворения. Самым характерным и наиболее ярко выражающим мировоззренческую позицию поэта лирическим произведением, на мой взгляд, можно назвать стихотворение «Фонтан», созданное в 1836 году.
Это произведение несёт в себе большую философскую нагрузку. Центральный образ стихотворения - образ фонтана. Он символизирует собой смысл человеческого бытия. Космос в целом и Судьба отдельного человека осмысливаются поэтом как средоточие многообразия, двойственность и борьбу противоположных начал. Такой ракурс рассмотрения требует от стихотворения особой формы и содержания. В смысловом отношении произведение делится на две части, связанные между собой ассоциативно и тематически. В первой части стихотворения поэт рисует многогранный образ «сияющего фонтана»:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Первое слово стихотворения - глагол 2-го лица, единственного числа, стоящий в форме повелительного наклонения. Кажется, будто лирический герой обращается лично к каждому из нас. От этого тональность стихотворения становится дружеской и несколько интимной. Поэт создаёт доверительную атмосферу для философского размышления над смыслом и содержанием человеческой жизни.
Несмотря на доверительные, довольно близкие отношения между лирическим героем и читателем, тема стихотворения отнюдь не прозрачна и легка. Она сразу задаёт серьёзный тон рассуждениям героя и не позволяет читателю поверхностного чтения и восприятия. Движение воды бьющего фонтана уже с первых строк начинает смутно напоминать нам жизнь человека. В памяти сразу появляется ассоциация с фразеологическим оборотом, часто употребляемым по отношению к бодрому, действующему человеку: «Жизнь бьет ключом».
Лирический герой подробно останавливается на описании фонтана. Благодаря этому, читатель открывает для себя поразительное сходство человеческого существования с «лучом» брызг, сверкающим на солнце:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
Вторую часть Тютчев сразу начинает с ассоциативного изменения объекта изображения:
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Строки не содержат пояснений автора столь резкой перемены в стихотворении. Поэт словно уверен в том, что каждый читатель самостоятельно проследил параллель между образом фонтана и мыслью человека. Он заставляет читателя быть не сторонним слушателем, а реальным участником размышлений.
Вторая часть - это слова лирического героя, обращённые уже не к человеку, а к человеческой мысли. Основа жизни состоит в вечном стремлении к идеалу, к познанию законов Вселенной. Поэт использует образные, метафорические выражения для характеристики «смертной мысли» человека. Словно фонтан, сияющий на солнце и стремящийся в вышину, душа и разум человека жадно «рвутся» к небу, к неизвестному и непостижимому. Однако в последних строках стихотворения лирический герой называет нам ту силу, которая осуждает водяной столп «ниспасть на землю» и «упорно преломляет» движение человеческой мысли:
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
Тайную силу, препятствующую познанию человеком тайн и загадок бытия, лирический герой именует «незримо-роковой дланью». Поэт сознательно употребил эту перифразу, включающую в себя церковно-славянское слово «длань». Тем самым поэт выразил мысль о невидимой руке, распоряжающейся человеческой жизнью. Божественная власть правит Вселенной, и человек вступает в противоборство с этой силой. Таков «непостижимый закон», мятущий и стремящий «смертную мысль» к духовной борьбе. Идея стихотворения состоит не в победе над космической силой, управляющей жизнью человека, а в стремлении постичь её законы, познать суть бытия, достичь идеала, обрести душевную и божеско-вселенскую гармонию.

Анализ стихотворения Фонтан Тютчева 10 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1. История создания . Стихотворение Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 г., в период его наивысшей творческой активности. В нем отразилось присущее поэту стремление познать истинную сущность природы и ее связи с человеком. Возможно, Тютчев вдохновило действительное наблюдение за фонтаном.

2. Жанр стихотворения - философская лирика, проникнутая идеями романтизма.

3. Основная тема стихотворения - сравнение фонтана с человеческой мыслью и вообще жизнью. Наблюдая за фонтаном, поэт отмечает, что ему присуще вечное устремление ввысь, которое в конечном итоге заканчивается неизбежным падением. Автор пытается разгадать загадку этого нескончаемого цикла. Не принимая во внимание элементарные законы физики, он хочет открыть другой, принадлежащий высшим силам, основной закон. Эти раздумья приводят Тютчева к сравнению фонтана с человеческой жизнью. С самого рождения люди стремятся вверх, постепенно обогащая свой умственный и духовный опыт. Этот порыв изначально присущ каждому человеку и не зависит от его воли или желания. Однако в какой-то момент происходит достижение высшей точки, которая у всех находится на определенном уровне. Пересечь эту точку уже невозможно, начинается падение, выражающееся в старении и угасании. Водяные брызги падают на землю, а человек умирает. Цикл завершается, но повторяется снова и снова в следующем поколении. Тем самым осуществляется круговорот. Его философское значение в том, что люди не исчезают бесследно, а неизменно возвращаются в общий духовный источник жизни. Параллельно Тютчев сравнивает фонтан с человеческой мыслью. Она также устремлена в небо, находится в постоянном движении и развитии. Но существует определенная черта, перешагнуть которую человеческий разум не в состоянии. Люди совершают открытия и обогащают науку, но в какой-то момент, считает поэт, будут реализованы все человеческие возможности, и «длань незримо-роковая» остановит дальнейшее движение.

4. Композиция . Стихотворение состоит из двух частей. В первой поэт описывает конкретный физический предмет - фонтан. Во второй он переходит к философскому сравнению и обобщению.

5. Размер . Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой рифмой.

6. Выразительные средства . При описании фонтана Тютчев использует разнообразные эпитеты: «сияющий», «влажный», «огнецветной». Также он применяет образные метафоры: «облаком живым», «длань незримо-роковая». Метафоры представлены и глаголами: «клубится», «пламенеет», «дробится». Главным приемом, характерным стержнем произведения, является сравнение «смертной мысли водомет».

7. Главная мысль стихотворения - ограниченность человеческой жизни, вечное стремление к идеалу, который недостижим.

«Фонтан» Федор Тютчев

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как или же , Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом . Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», — подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе , которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».

1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.

Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.

Жанр, направление, размер

Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.

По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.

Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.

Образы и символы

  1. Центральный образ в стихотворении – это фонтан . Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению. В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.
  2. Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
  3. Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.

Темы и проблемы

  • Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
  • Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
  • Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.
  • Смысл

    Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.

    И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.

    Средства художественной выразительности

    Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.

    С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов: «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора. Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность. Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.

    Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О