"Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение"

Жить не тужить

В популярной кинокартине С. Говорухина «Благословите женщину» мать героини фильма, уже смертельно больная, на вопрос близких , как жить, отвечает: «Один добрый человек говорил: «Жить не тужить , никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение». Этот добрый человек – преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891). 10 июля исполнится 10 лет со дня обретения мощей старца.

На первый взгляд, в ни к чему не обязывающей присказке святого содержатся многие еван гельские заповеди. Не тужить зна чит, при самых тяжелых обстоятельствах не скорбеть, не отчаиваться, терзая себя тоской и унынием. Это ведь смер тный грех! Не тужить – значит, что чер ная полоса жизни все равно кончится, все плохое пройдет, поэтому нельзя жить былыми обидами и неудачами. «За то, что мы оглядываемся назад, – говорил старец, – и подгоняют нас роз гами, то есть скорбями и неприятнос тями».

Идем дальше: «Никого не осуж дать, никому не досаждать». Разве не об этом говорится в Нагорной пропо веди Иисуса Христа? Разве можем мы осуждать ближнего своего, если сами в грехах, как в репьях? Но если хочешь, чтобы на «страшном судище » Господь был милосерден к тебе, чтобы не судил строго, не суди строго и сам других. А лучше вообще не осуждай – не судим будешь. А главное – на душе покойно будет.

Ну а уж «не досаждать» – здесь и пояснять не нужно. Хотя... Иной в жиз ни другим столько хлопот и неприятно стей доставляет, не замечая и не сознавая этого. Это от себялюбия, гор дыни, когда других уже просто не заме чаешь – это ведь тоже тяжкий грех, за который придется отвечать. А как иначе, ведь пролитая кем-то по твоей вине слеза не падает зря...

«И всем мое почтение» – вот мы и дошли до главной христианской заповеди о любви – «по чтение», «почитание». И не только к род ному, близкому. Ко всякому.

Присказка Амвросия Оптинского – это и отзвук Нагорной проповеди, и ду ховная лестница. Вначале научись не тужить , не осуждать и не досаждать, а после, даст Бог, научишься и любить. Ведь эгоист, себялюбец – любить не может, он в слепоте духовной.

Что же касается самого старца, то он сам жил , как учил.

Не тужил , хотя с молодых лет и до самой блаженной кончины страдал тяжелейшим и неиз лечимым недугом внутренних органов. Уже в 34 года иеромонаха Амвросия признали неспособным к каким-либо физическим работам и вывели за штат монастыря. Врачи откровенно признавали: если бы это был обыкновенный человек, то можно было бы с уверенно стью сказать, что жизни ему осталось не более получаса. Однако, выйдя за штат, старец прожил, по сути, в полу живом состоянии еще 45 лет!

Что же давало ему силы? Молитва, помощь Господа в благодатных Таин ствах и, конечно же, Дух Святый . Мы часто говорим: «Только Духом Святым и живем». Но ведь так оно и есть. Как ча сто физически крепкие сильные люди во время испытаний проявляют мало душие и трусость. И наоборот: немощ ные в физическом плане проявляют чудеса храбрости и силы духа.

«Сила Божия в немощи совершается» – это о преподобном Амвросии. По причине своей весьма редкой хронической бо лезни он буквально истекал потом, по этому всегда носил за плечами мешо чек с сухой одеждой. Через 2 – 3 часа ему приходилось переодеваться, но при всем этом батюшка удивлял приходящих к нему людей благодушием и ти хим веселым нравом. Каково бы ни было его состояние, каких бы мук он ни претерпевал, он всегда отвечал на пись ма, принимал посетителей – в день десятки людей! И вот что он говорил по этому поводу: «В монастырях болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь при несет им настоящую пользу...» И еще: «Господь долготерпив . Он тог да только прекращает жизнь чело века, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его ис правление».

Глубочайший смысл и в другом его изречении: «Праведных ведет в Цар ствие Божие апостол Петр, а греш ных – Сама Царица Небесная». Иными словами, кающийся грешник – это тот самый младший, блудный сын, который своим смирением превзошел старшего сына. Чем больше глубина падения, тем сложнее выбраться че ловеку из пропасти грехов. Но, конечно же, здесь имеются в виду истинное по каяние и исправление жизни по еван гельским заповедям, а не просто пе речисление грехов на исповеди.

А вот как преподобный Амвросий пояснил суть Христовой заповеди о том, что, если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую. «Если кто будет на тебя клеветать или безвин но чем-нибудь досаждать, это оз начает ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси этот удар тер пеливо, подставь при этом левую щеку, т. е. вспомни свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил и потому достоин наказания». Кроме упомянутой присказки о том, как жить, батюшка отвечал: «Мы должны жить на земле, как колесо вертится, чуть только одной точкой касается зем ли, а остальными непременно стремиться вверх. А мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Для смирения себялюбивых и горде ливых он любил рассказывать такой случай: «Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашенных спрашивает посланного к нему неопрятного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать за мной?» А тот от вечает: «Хороших-то по хорошим ра зослали, а меня – к вашей милос ти».

Встреча со старцем – большая радость. Но только для того, кто сам готов исправлять свою жизнь, трудиться духовно. В одном из монастырей Мордо вии один прозорливый старец уже в наше время перестал принимать людей, пояснив причину: «Люди выслушивают мои наставления, предостережения, обещают исправиться, но уезжают от меня и живут, как жили». Именно по этой причине в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов советовал не тра тить свою жизнь в поисках старцев, ко торых никогда не бывало много, а руко водствоваться творениями святых от цов.

В противном случае велика опас ность нарваться на лжестарца – вот таковых всегда в избытке было на Руси. Неискушенному в вере человеку трудно отличить такого лжесвятого от истин ного подвижника веры, и в этом смысле образ преподобного Амвросия по может отличить нам истинное от ложного.

Старец никогда ничего не совето вал, пока не спросят, не налагал тяжких епитимий (церковное наказание), обла дая всеми дарами Духа Святаго (про зорливость, рассудительность, целительство и т. д.), он тщательно скрывал их. Истинный старец служит всем людям и не создает каких-то особых «общин», где, как и в тоталитарных сектах, существует строжайшая дисциплина и нужно слепо выполнять приказы старших. Такие «общины» всегда окружают лжестарцев , и надо обходить их десятой дорогой. Все, что нам нужно, есть в Церкви Христовой, в Евангелии, в кни гах святых отцов. Нередко, о чем свидетельствуют многие верующие, на обычной исповеди обычный батюшка, сам того не ведая, промыслом Божиим находит для исповедника самые необ ходимые и спасительные слова, дает верный совет.

"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение". Советы преподобного Амвросия Оптинского живущим в миру

Страница других публикаций о преподобном Амвросии и старцах Оптинских

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.

Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Советы преподобного Амвросия Оптинского живущим в миру

·
Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнить хотения и разумения Божия, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем в Святом Евангелии.

· Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: "друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов". Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть "так исполните Закон Христов". Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

А главные заповеди Господни: "не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустится вам" . Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.

· Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у св. отцев: "дай кровь и приими дух". Это значит — потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных и даже самих духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей, то поневоле будешь себя считать плохою... Если при этом будешь о плохоте своей сожалеть и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцем, то вот ты уже и на пути смирения... А если бы никто тебя не трогал, и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки?.. Если стараются унизить — значит хотят смирить тебя; а ты сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?

· Уча, что в духовной жизни нельзя пренебрегать и маловажными обстоятельствами, старец иногда говорил: "От грошевой свечи Москва сгорела".

· Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков, батюшка сказал: "Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь".

· Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.

· "Отчего люди грешат?" — задавал иногда старец вопрос и сам же отвечал на него: "Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение ,— от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: "Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления".

· "Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно — сладко, а другое — приятно".

· Батюшка говорил: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем".

· На вопрос: "Как жить?", батюшка отвечал:"Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение".

· "Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно".

· Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

· Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: "Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи". И прибавлял: "Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила".

· Батюшка учил, что у спасения три степени. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

· После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть в прежние грехи.

· Когда батюшку спросили: "Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?", он ответил: "У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать".

· Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

· "Всегда лучше уступать, — говорил батюшка, —если будешь настаивать справедливо — это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь — рубль серебром".

· На вопрос "Как стяжать страх Божий?", батюшка отвечал: "Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну".

· Батюшка говаривал: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я".

· Старец часто приводил пословицу: "Побежишь от волка, нападешь на медведя". Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждать других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно.


Встречаю своего красавца вчера пьяного
с улыбкой, хоть за ушами завязывай. А он мне говорит: "Что лыбишься?",
а я отвечаю -тебе весело, и мне весело. Представляете, ничего не ответил,
не обидел, спать пошел. День проходит, другой,
а вчера, представляете, приходит домой, сам улыбается.
Нат, ты извини, я отойду на часок? Ты посиди за меня.

А что, случилось что-нибудь?
- Да. Мне кажется...
Доченька, успокойся, она не мучилась. Как не проснулась.
А завтра - снова на работу и улыбаться.
Верочка, вы не находите, что у нас схожие профессии.
Да. Слезы оставлять дома.
Верочка, я, может быть, самолюбивая и зазнавшаяся старуха, но...
у меня завтра в вашем театре премьера.

Я знаю, Маргарита Михайловна, но...
- Дайте мне вот договорить.
Вы знаете, мне один человек сказал, что жить надо по любви.
Жить - не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать

И наше вам почтение!
- И наше вам почтение!
И чем же мы лучше можем помянуть ее на девятый день, как не этим?
Мне - сыграть так, чтобы людям было весело.
А - вам быть рядом, поддержать меня. И это будет наше к ней...

Почтение и любовь.
- Почтение и любовь.

Спасибо, мне очень понравилось.
- Да? И вам спасибо, Верочка.
Ой, кто это?

Здравствуйте!
- Здравствуйте!

Здравствуйте!
- Добрый вечер!
Я Вера Смолина. Дочь Маши Смолиной, вашей подруги.
Машенька!
Машенька!
Сразу хочу вас предупредить, я приехала к вам насовсем.
Хотите - принимайте, хотите - нет,
только скажите откровенно, без церемоний.
Ну что ты, девочка! Просто я всем так ошеломлена.
Маша. Ваше молчание. Твой приезд.

Но я могу.
- Я знаю, можешь сразу уйти.
Но давай пока повременим с этим. А сейчас расскажи мне все.
Ты же мне небезразлична.
После того, как... В общем, мы остались одни с Владимиром.

С Вовусом?
- Нет. Именно с Владимиром.
Петровичем. Это последний мамин муж. Художник.
А как же Вовус?
А Вовус уже с нами не жил. Женился. Нелепая ошибка, как говорила мама.
Я в то время заканчивала восьмилетку. Он пил. Бросил работать. Денег не было.

Я терпела его, пока...
- Пока что?
Пока он не стал приводить таких же пьяных приятелей.

Потом женщин.
- Господи!
Верочка! Девочка моя!
Козочки мои! Пардон!

На счастье!
- Какое "к счастью"!?
Эту примету придумали, когда чашку можно было купить в любой лавке.
...произведен запуск первого спутника...
О, Боже! Как я, однако, долго живу на земле.
Когда я была гимназисткой и Брилье перелетел через Ла-Манш,
Все! Достигнута вершина технического прогресса. А теперь вот.
Чудо! Боже мой, вот то, что сделано руками человека,
и послано в космические глубины. Спутник! Спутник!
Нормально. Циолковский давно все придумал.
Если бы не война, уже и человек бы в космосе побывал.
Ой, дитя двадцатого века. Ничем тебя нельзя удивить.
А я вот

. Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности.

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

N воры - лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

Прп. Амвросий Оптинский. Портрет

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

Прп. Амвросий Оптинский. Икона

Без смиренья невозможно иметь успокоенья.

На слово не верь всякому вздору без разбору - что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

Немощь, и слабость, и усталость , и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение - вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна - и будешь мирна!

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние , прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван - пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: блажен , иже не иде на совет нечестивых.

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе - как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.

Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.

Лицемерие хуже неверия.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.


Москва бьет с носка и колотит досками.

Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.

Купить - все равно что вошь убить, А продать - все равно что блоху поймать.

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

Народ! Не разевай рот!

Когда кашу заварим, тогда увидим, что творим.

Батюшка, мы знаем, что вы молитесь на нас каждый вечер.

Да, когда не устаю, а то и свинья забудет своих поросят, когда ее палят.

Ты не тужи, у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось - связала и опять помчала.

Скука - унынию внука, а - дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Мать! Претерпевай и не унывай.

У хозяина были гуси, он и ласкает их: «Те-жа, те-жа!» А они все те же.

Всем бы я была довольна, батюшка, да вы от меня далеко.

Ближние мои далече от меня стали. Близко - да склизко, далеко - да глубоко.

Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я.

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься - обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем». Больному желается объяснить свое положение, а подлекарю скучно слушать, а делать нечего - слушаешь, не желая еще более раздражить и растревожить больного толкуна.

Хотя бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери которой с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.

Этот Иван будет полезен и нам и вам.

Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь.

Чтобы идти в монастырь , надо терпения не воз, а целый обоз.

Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательнее читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по келиям не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах к Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.

Из сборника изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить», выпущенного в издательстве . Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности.

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

N воры - лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

Прп. Амвросий Оптинский. Портрет

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

Прп. Амвросий Оптинский. Икона

Без невозможно иметь успокоенья.

На слово не верь всякому вздору без разбору - что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

Немощь, и слабость, и , и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение - вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна - и будешь мирна!

Не люби слушать о других, тогда у тебя будет меньше своих.

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет , прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван - пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: , иже не иде на совет нечестивых.

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе - как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.

Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.

Лицемерие хуже неверия.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.


Москва бьет с носка и колотит досками.

Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.

Купить - все равно что вошь убить, А продать - все равно что блоху поймать.

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

Народ! Не разевай рот!

Когда кашу заварим, тогда увидим, что творим.

Батюшка, мы знаем, что вы молитесь на нас каждый вечер.

Да, когда не устаю, а то и свинья забудет своих поросят, когда ее палят.

Ты не тужи, у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось - связала и опять помчала.

Скука - унынию внука, а - дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Мать! Претерпевай и не унывай.

У хозяина были гуси, он и ласкает их: «Те-жа, те-жа!» А они все те же.

Всем бы я была довольна, батюшка, да вы от меня далеко.

Ближние мои далече от меня стали. Близко - да склизко, далеко - да глубоко.

Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я.

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься - обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем». Больному желается объяснить свое положение, а подлекарю скучно слушать, а делать нечего - слушаешь, не желая еще более раздражить и растревожить больного толкуна.

Хотя бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери которой с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.

Этот Иван будет полезен и нам и вам.

Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь.

Чтобы , надо терпения не воз, а целый обоз.

Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательнее читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по келиям не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах к Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с