Аргументы по литературе. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Талант. Проблема разрушительных последствий войны

В подготовке к ЕГЭ по русскому языку часто встречается проблем таланта, которую поднимают многие авторы текстов. Поэтому мы решили найти наиболее популярные аспекты данной проблемы и подобрать литературные аргументы к каждому из них.

  1. А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Это произведение из сборника «Маленьких трагедий» повествует о жизни и отношениях двух композиторов. Один из них – великий и гениальный Вольфганг Амадей Моцарт, а другой – завидующий его таланту Антонио Сальери. В то время как первый пишет музыку, словно живет, наполняя ее своими чувствами и эмоциями, второй, «умертвив звуки» и разложив музыку на практически алгебраические составляющие, сочиняет свои произведения. Оба добились хорошей известности, но Сальери понимает, что его дарованию не сравниться с гением Моцарта. Не в силах противостоять своей натуре и искушению, а также осознавая невозможность переносить нахождение в тени настоящего таланта, он губит его с помощью яда. Лишь свершив злодеяние, он осознает свое ничтожество. Невозможно стать гением, убрав с дороги того, кто талантливее. Истинный дар – это то, чего нельзя достичь злодейством.
  2. И. С. Тургенев, «Два четверостишия». Это стихотворение в прозе, больше похожее на притчу, из цикла писателя под названием “Senilia” (старческое). В нем описываются выступления двух поэтов в некоем городе, жители которого не могут жить без хороших стихов. После того, как один из них (поэтов), по имени Юний, прочел свои строки, народ прогнал его с криками и хулой с амвона, обозвав «шутом гороховым». Через некоторое время там слышатся рукоплескание и восторженные крики: аплодируют строкам Юлия. Юний узнает у человека в толпе, что же представил второй поэт, однако это оказываются его собственные стихи, лишь немного измененные. Поэт в отчаянии; истинный талант, выступив не вовремя, оказался отвергнутым, а копия, оказавшись в нужном месте в нужное время, собрала все лавры. Публика вновь оказалась не чутка к настоящему гению, признав такового в жалком подражателе.

Загубленный талант

  1. Джек Лондон, «Мартин Иден». Роман повествует о необразованном матросе, который влюбляется в девушку из высшего света по имени Руфь и, благодаря ей, начинает учиться и просвещаться в духовном и интеллектуальном плане. Перейдя ту границу образованности, за которую девушка не выходит, Мартин Иден расстается с ней и начинает писать рассказы, отправляя их в различные журналы. Никто из издателей не хочет публиковать их до того момента, как ему однажды выпадает счастье быть напечатанным. Вмиг обрушивается на молодого человека слава великого писателя, однако он, прошедший через множество лишений и испытаний, не понимает природы этого идолопоклонничества и маскарада того светского круга, в котором он оказался. Его прежние работы, отвергавшиеся издателями, ничем не хуже того, что он пишет сейчас, так почему же они не были нужны никому? Писатель, осознавший глупость и неразборчивость, лживость публики и напрасность существования своего таланта, сводит счеты с жизнью, спрыгнув с корабля. Так настоящее дарование утопает в море праздности, безразличия и обывательства.
  2. Н. В. Гоголь «Портрет». Главный герой повести, молодой бедный художник Чартков, обладающий «талантом, пророчившим многое», осознает непопулярность истинного искусства. После покупки портрета азиата, чей взгляд на полотне пугал его и…словно искушал, жизнь Чарткова меняется. Из картины выпадает сверток с тысячей червонцев, и на эти деньги художник приобретает все необходимое для написания картин, а также переезжает в роскошные апартаменты. Он начинает заниматься портретами на заказ, чтобы не голодать, и постепенно приобретает славу прекрасного живописца и признанного критика. Однажды он видит картину, написанную его старым товарищем, и она поражает его до глубины души. Художник пытается снова создать нечто прекрасное, однако ничего, кроме посредственных поз и лиц, у него не выходит. По своей вине, гонясь за состоянием, Чартков лишился своего дарования и остался несчастен, осознав это.
  3. Жертва ради таланта

    1. А. Н. Островский, «Таланты и поклонники» . В своей комедии в четырех действиях писатель выводит на сцену в качестве главной героини молодую девушку, актрису Александру Негину. Ее мать, тоже актриса, говорит, что с самого детства дочь нельзя было удержать от сцены, театр – это ее жизнь, то, без чего она не может. Она бедна, игра – ее единственный заработок. У Негиной есть жених, Петр Мелузов, который учит ее наукам и честной жизни. Они любят друг друга и собираются пожениться. Однако в последний момент девушка принимает предложение богатого помещика Великатова стать его содержанкой и актрисой в театре, которым будет заведовать он. Понимая, что семейная жизнь для нее невозможна, что она бросит супруга ради того, чтобы снова быть на сцене, хоть это и низко замужней женщине 19 века, Александра жертвует своей любовью во имя своего призвания, своего таланта.
    2. М.Ю. Лермонтов, «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). В своем стихотворении лирик противопоставляет стихотворца, пишущего на потребу публике, снискавшего славы и богатств, истинному творцу, глашатаю правды. Автор призывает отбросить мысли о материальных ценностях, ведь талант не продается. Он ясно демонстрирует презрение лирического «я» самого Лермонтова. По его мнению, быть бедным, но создавать стихи, достойные считаться настоящей поэзией, важнее ложного и незаслуженного богатства.
    3. Непризнанный талант

      1. М. Ю. Лермонтов, «Пророк». Произведение поэта стало своеобразной полемикой с одноименным стихотворением А. С. Пушкина. В нем лирический герой – это отвергнутый обществом человек, изгой. В силу своего таланта и жажды справедливости он не мог лгать, он решился «провозглашать любви и правды чистые ученья», однако остался непонятым обществом. Глухая к слову поэта публика обрекает его на вечное одиночество, скитания и несчастье. В этом и заключается трагедия непризнанного таланта.
      2. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Самый известный роман писателя, действие которого разворачивается в двух реальностях, рассказывает историю главных героев, влюбленных, один из которых – писатель. Мастер (автор нарочно именует его именно так, словно признавая безоговорочность чистоты его таланта) бросает все ради того, чтобы написать свой роман, который был действительно ценным литературным произведением. Но критики, чья роль была затаптывать все, что не является просоветской пропагандой, осудили роман и его автора. Люди, для которых литература и искусство давно превратились в слово- и рифмоплетство, просто не могли понять и завидовали появлению истинного дарования внутри этой бездуховной и плоской, почти антиутопической реальности. В качестве антитезы Булгаков выводит в романе ряд «литераторов», чья деятельность и забота состоит по большей части в посещении ресторана в доме Грибоедова в МАССОЛИТе. Об искусстве и гении в такой среде речи и быть не может.
      3. Целительная сила таланта

        1. Л.Н. Толстой, «Альберт». Главный герой, чьим именем названа повесть, — бедный скрипач, лишившийся своей любви на почве социального неравенства. Личная драма привела его к алкоголю – он жалок, несчастлив и беден. Однако Альберт не утратил своего дара. Оказавшись на балу, он начинает играть и своим мастерством и проникновенным исполнением удивляет всех гостей. Сам он в глазах слушателей тоже преображается, но в особенности в глазах Делесова. Мелодия скрипки возродила в его душе былую возлюбленную, и он захотел забрать скрипача к себе, чтобы вытащить его из того жалкого и незаслуженного положения, в котором тот жил. Настоящий талант способен перевернуть жизнь и взгляд на мир человека.
        2. К.Г. Паустовский, «Старый повар» . В этом рассказе автор пишет об умирающем старике, который ослеп несколько лет назад от жара печи, с которой работал всю жизнь. Он не любит священников, поэтому дает своей дочери Марии поручение привести первого встречного с улицы, чтобы исповедаться ему. Незнакомец, войдя в дом, спрашивает о последнем желании старого повара, а тот отвечает, что больше всего на свете хотел бы видеть свою покойную жену. Незнакомец начинает играть на клавесине, и эта музыка воскрешает в сознании умирающего его любимую, а когда тот спрашивает имя чужака, незнакомец отвечает: «Вольфганг Амадей Моцарт». Так истинный талант своим творчеством делает для людей невозможное возможным, помогая преодолевать даже самые тяжелые моменты в жизни.
        Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Возможно ли, чтобы природой гения было злодейство? Над этим вопросом размышляет Александр Сергеевич Пушкин в своём вечном произведении. Сальери на протяжении долгого времени мучается самым страшным грехом – грехом зависти. По его мнению, Моцарт не достоин своего таланта. Он с лёгкостью сочиняет шедевры и смеётся над уличным музыкантом, чудовищно коверкающим его величайшее творение. Сальери пронизывает злоба, он принимает решение исправить ошибку природы и убить Моцарта. Но тот спокойно провозглашает, что «гений и злодейство - две вещи несовместные». Сальери, уже опустивший яд в стакан Моцарта, задумывается, что если он (Моцарт) прав? Тогда значит, что он, Сальери, не гений! И осознание этого так явственно становится правдой для него, что всё теряет смысл. Своим поступком он исключает себя из числа гениев, к кому ещё минуту назад причислял его Моцарт.

2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Герой романа наделён талантом, его гениальность в том, что он написал роман о Понтии Пилате. Книга оказалась неугодной официальным окололитературным кругам, потому что в ней ставился вопрос о справедливости решения власти. Сомнения, которые мучили Пилата после вынесения приговора Иешуа, свидетельствуют о его человеческой сущности, но он не может сомневаться в справедливости своего решения. Этот факт бросает тень на его образ правителя, вершителя судеб. В тридцатые годы подобные размышления бросали тень на людей, стоящих у власти. Мастер, написавший роман, был чутким, но не умеющим противостоять официальным властям, человеком. Он не способен сопротивляться, и сдаётся. В его природе нет зла, нет зависти. Он добр и честен, понимает, что ему лучше уйти.

3. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Профессор Преображенский – гениальный учёный. Область его изысканий евгеника, наука о наследственном здоровье человека и путях его улучшения, о методах влияния на наследственные качества будущих поколений с целью их совершенствования. Но он ещё озадачен вопросом омоложения. В процессе опытов, он превращает пса в человека, причём человека самого наихудшего, так как материал, используемый в этом опыте, оказался испорченным. Клим Чугункин – убийца, люмпен, маргинал. Эти качества перенимает и пёс Шарик. Став Шариковым, он пьёт, бранится, ворует из дома, устраивается начальником отдела по борьбе с бродячими животными (то есть, себеподобными). В итоге, он претендует на жилплощадь, доносит на профессора, человека, сделавшего его прямоходящим и говорящим. Профессор понимает, что может всё потерять, но не знает, как всё изменить. Доктор Борменталь помогает своему учителю сделать операцию, которая возвращает на место Шарика. Злодейство недопустимо для профессора – гениального учёного.


В тексте Ивана Александровича Ильина поднимается проблема отношения человека к плохому настроению.

В основу своего повествования автор взял размышления на тему влияния плохого настроения на окружающих и себя. Он рассказывает, что плохое настроение появляется из разлада человека и что человеку следует скрывать его от окружающих, чтобы не заражать их им.

Приведём пример из романа А.

С. Пушкина "Евгений Онегин". Ленский, уговоривший Онегина поехать на именины Татьяны, становится жертвой дурного настроения Евгения, который, попав в ненавистное ему окружение из гостей-соседей, мстит другу ухаживанием за Ольгой, что приводит к дуэли и смерти Ленского.

Также можно привести пример из романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". В нём Печорин и Грушницкий не стали прощать друг другу обиды, они оба пытались на злобу ответить злобой, что привело к дуэли. Проявляя они хоть немного понимания, и трагических последствий можно было бы избежать.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что если каждый из нас будет бороться с ненавистью хотя бы в себе, то мир станет немного добрее.

Обновлено: 2017-05-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Что такое талант? В приведённом для анализа тексте Михаил Михайлович Пришвин рассуждает именно над этой проблемой.

Автор долго искал ответ на этот вопрос и благодаря маленькой птичке в лесу понял, что, во-первых, талант, способность к чему-либо есть у каждого, во-вторых, человек с такими способностями не должен тратить их только на себя, а должен дарить плоды своих трудов окружающим его людям, в-третьих, «талант – это способность делать больше, чем нужно только себе, это способность славить зарю, но не славиться самому». На примере башмачника Цыганка автор показывает, что дело, которым занимается человек с помощью своего таланта, должно делаться для других, а не для собственного блага. Сам Пришвин признаёт свой писательский талант и утверждает, что «очень хорошо, если у человека есть в жизни такие тетрадки, которые ответят, делал ли он в своём мастерстве больше, чем это нужно для собственной корысти».

Талантливый человек мастер в своём деле, и неважно, кто он – писатель или сапожник Цыганок. Такой мастер должен дарить свои произведения людям.

В трагедии «Моцарт и Сальери» Александр Сергеевич Пушкин раскрывает проблему таланта. В центре сюжета конфликт между двумя гениальными музыкантами. Один из них создаёт музыку для души, для публики, другой трудится не покладая рук, старается, ошибается, добивается цели. Талант Моцарта природный, ему не стоит труда за ночь набросать новое сочинение. Сальери же с детства старается заслужить внимание слушателей, сделаться уважаемым музыкантом. Стоит ему ощутить восторги публики, славу, Сальери сразу начинает собой гордиться. Он также завидует Моцарту, и эта зависть приводит к непоправимым последствиям.

Владимир Короленко в своей повести «Слепой музыкант» описывает историю человека, лишённого зрения с рождения, но имевшего влечение к музыке, талант эту музыку создавать. Сыграв в юношестве на фортепиано перед небольшим кругом слушателей и получив заслуженную порцию восторгов и удивлений со стороны публики, Петрусь понял, что жизнь его не закончена, что он тоже способен что-то делать, чем-то заниматься, и делать так, что всем это понравится. Усердно учась, Пётр достигает успеха, его музыку слушают, любят, его уважают. Он сумел распознать в себе талант музыканта и использовать его по назначению.

Итак, как верно заметил Пришвин, «в каждом деле движение к лучшему совершается под песенку такой птички», то есть в любом деле человек, наделённый талантом, безусловно преуспеет.

Обновлено: 2017-11-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сложно представить нашу жизнь без гениальных людей. Без них у нас не было бы самых привычных нам вещей – лампочек, электричества, телевидения и многого другого. Но как же появляются гениальные люди? Существуют ли какие-то предпосылки для появления гения? Именно проблему понимания природы гениальности освещает в своем тексте Д. А. Гранин.

Он рассуждает о том, какие факторы могут влиять на гениальность человека. Автор говорит о том, что «нет никакого соотношения между жизнью гения и его созданиями», то есть он «может быть шалопаем повесой, бродягой», и создавать при этом гениальные вещи. Не находит автор зависимости и между происхождением человека и его одаренностью. Он приводит в пример А. С. Пушкина, который «родился в заурядной семье», но стал великим поэтом.

Позиция Д.

А. Гранина ясна: он считает, что трудно объяснить природу гениальности человека. Гениальный человек, по его мнению, может появиться в самой заурядной семье и во многом не отличаться от обычных людей.

Я полностью согласен с позицией автора. Я думаю, что проявление гениальности является стечением очень многих обстоятельств, и все гениальные люди сильно отличаются друг от друга, а значит гениальным может оказаться любой человек, вне зависимости от обстоятельств. Подтвержу свое мнение примерами из литературы и истории.

В повести Н. С. Лескова «Левша» говорится о тульском мастеровом, который смог подковать маленькую механическую блоху, тем самым превзойдя достижение английских мастеров. Левша, будучи простым выходцем из народа, не имевшим хорошего образования, смог сделать что-то, что восхитило лучших английских мастеров. Его достижение показывает, что гениальный человек может появиться где угодно – в том числе и среди простых рабочих.

Множество подобных примеров мы можем найти и в истории. Например, М. В. Ломоносов, принадлежавший к семье простых крестьян, смог стать одним из величайших русских ученых. Не помешали ему ни сложные отношения с мачехой, не одобрявшей увлечения пасынка учебой, ни бедность и никакие другие преграды, встретившиеся ему на пути. Благодаря своей устремленности к знаниям и природному таланту, М. В. Ломоносов смог добиться успехов. На данном примере мы видим, что даже сложные жизненные обстоятельства не могут помешать гениальному человеку проявить себя.

Таким образом, можно сделать вывод, что гениальность человека не полагается на какие-либо жизненные обстоятельства, а, иногда, развивается и вопреки им, а значит гениальный человек может появиться где угодно, что делает объяснение природы гениальности человека крайне трудно задачей.

 
Статьи по теме:
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти
Тайный знак игральных карт
Значения и сочетания игральных карт при гадании Гаданием на игральных картах в большей степени интересуются женщины, так как оно связано главным образом с жизненными ситуациями: замужеством, семейной жизнью, любовью и т. д. Значения карт, о которых буде
Гадания на состояние здоровья
Что может быть общего между Скандинавскими рунами, Таро, Русским пасьянсом, Картами Марии Ленорман, Пасьянсом мадам Рекамье, а также гаданиями под названием: Астромеридиан, Архангелы и, наконец – Двойняшки? На первый взгляд, ни-че-го! Однако если задумат
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел