Армия руанды. Руанда: краткая история страны

Конфликт между двумя африканскими народностями хуту и тутси длится уже не первое столетие. Его причины очень простые: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - была нарушена единственная в своем роде "общественная договоренность", существовавшая между двумя африканскими народами на протяжении как минимум пяти веков.

Дело в том, что в конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту, а в XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси зовут баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси повезло. Завоевав страну, они смогли создать здесь своеобразную экономическую систему под названием убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своего рода симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п. Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ: Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов // Разоблаченная Африка. - 2000. - С.17

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократами. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Анголе) образовали своеобразную «благородную» касту. У земледельцев не было права владеть скотом, они занимались лишь его выпасом на определенных условиях. У них также не было права занимать административные посты. Так продолжалось длительное время. Но конфликт между двумя народами был неизбежен, ведь, несмотря на то, что как в Руанде, так и в Бурунди тутси составляют всего 10-15% населения, именно ими формируется основа военной и экономической элиты региона. Поэтому любыми свободными выборами обеспечиваются перевес хуту, которые в свою очередь начинают «отыгрываться» на тутси". Лебедева М. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. Методологический аспект / М. М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. -2000. - № 1. - С. 33

Результатом постоянных междоусобиц и межэтнической напряженности стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде. Бывшая колония сначала Германии, а после Первой мировой войны - Бельгии, Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту сразу же пришли к власти и стали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси начались в конце 80-х и достигли апогея в апреле 1994 года, когда примерно за неделю преимущественно деревянными мечами и мотыгами было убито около миллиона тутси. Сигналом к началу такого небывалого еще в Африке геноцида послужила смерть тогдашнего президента Руанды Хабьяримана, когда в апреле 1994 года самолет, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди, был сбит ракетой "земля-воздух".

Тем не менее, тутси удалось быстро организовать армию и, вторгшись с территории Уганды, захватить власть в Руанде.

Реакция ООН на геноцид оказалась, мягко говоря, своеобразной. Тогдашний генсек Бутрос Гали, под давлением США, принял решение вывести миротворческие силы из Руанды - слишком уж большой опасности они там подвергались.

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту произошло в 1965 году, но оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 г. в следствии военного переворота была провозглашена республика и в стране был установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., что приняло характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту были убиты и не менее ста тысяч стали беженцами. А в Бурунди утвердились представители народности тутси.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту начали оказывать помощь вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, которые были вынуждены бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалось вовлеченным еще одно государство - Конго.

В 1997 году в Демократической республики Конго произошли важные события. Местные тутси не стерпели присутствие в стране такого большого количества ненавистных хуту, и выступили с жесткими обвинениями в адрес тогдашнего президента Мобуту Сесе Секо. В результате в мае 1997 года к власти пришел Лоран-Дезире Кабила, свергнувший диктатора Мобуту. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, правившие как в Уганде, так и в Руанде. Емельянов, Андрей Современная конфликтность в Африке / А. Емельянов // Журнал теории международных отношений и политических процессов. - 2011. - №12. - С. 25

Однако Кабила очень быстро поссорился с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылаются из страны все иностранные военные (преимущественно тутси) и гражданские чиновники и расформировывается подразделение конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерениях «восстановить средневековую империю тутси». В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованиями признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, что нарушили устав ООН.

В следствии хуту, которые сбежали из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли убежище в Конго, а в ответ Кагаме были введены на территорию этой страны свои войска. Война, что началась, быстро зашла в тупик, пока Лорана Кабила не был убили 16 января 2001 года. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была часть правды. Потом спецслужбы Конго нашли и приговорили к смертной казни убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Для того, чтобы война закончилась, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года двумя президентами - Кагаме и Кабила - подписано соглашение, по которому хуту, которые участвовали в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежали в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящиеся там 20-тысячные вооруженные силы.

Интересен то факт, что три из четырех стран, что участвовали в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность прекратить конфликт.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По некоторым данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая "Академия Хуту".

Пока все способы примирить тутси и хуту остаются без результата. Потерпел неудачу способ Нельсона Манделы, который был опробован в Южной Африке. Будучи международным посредником при проведении переговоров между правительством Бурунди и повстанцами, бывшим президентом ЮАР в 1993 году была предложена схема «один человек - один голос». Он заявил, что мирное урегулирование 7-летнего межэтнического конфликта может быть возможным только в случае отказа меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что "армия должна состоять, хотя бы наполовину, из другого народа - хуту, а голосование необходимо проводить согласно принципу один человек - один голос".

Сегодня власти Бурунди полагают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" будет означать продолжение войны. Поэтому необходимо создание системы чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той или другой этнической группы. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, но никому не известно сколько оно продлится.

Положение в Руанде более спокойное - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, в независимости от их национальной принадлежности. Но при этом жестоко преследует тех хуту, что виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Геноцид — умышленное, целенаправленное истребление какой-либо нации, религиозной группы, расы, направленное на ее полное уничтожение.

Геноцид может включать систематическое, в грубой, аморальной форме унижение чести и достоинства, то есть психологическое убийство, ведущее к сломлению духа, а не только физические действия насилия и лишения жизни.

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде — считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря — по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным — от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами — их было меньшинство) и Хуту (палачами — их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..»

из показаний свидетелей

Тутси. Хуту. Руанда

Руанда — небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена — более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность — еще не нация.

Хуту — и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве — 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности — различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы — хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым — в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали — все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида — 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию — Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ — 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия» (Википедия).

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Видео:

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси . Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

- женится на тутси

- заводит любовницу-тутси

- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

- имеющий компаньона-тутси в бизнесе

- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси

- дающий или берущий в долг у тутси

- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

- хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту

- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси

- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители — многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали — боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем — убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН — им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях — со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар . Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка — страна бедная, необразованная… По одним данным — грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты — не сложно. Но кроме всего прочего — физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе — эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси — около 250 тысяч «жертв» — привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они — у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек — примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века — в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей»

— Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами — слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс — делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».

Опубликовал: , посмотрело: 4 057 | Благодарностей: 1 |
В 1994 году в Руанде всего за 100 дней было убито миллион человек. 10 000 человек в день! Женщин, детей, стариков - без разбора уничтожали целый народ тутси. Такое невозможно представить, тем более, это все происходило не когда-то тогда, а при нашей жизни, всего 20 лет назад. В отличие от других актов геноцида про Руанду мало кто знает, хотя количество жертв просто невероятное. Просто до Африки нет никому дела. Многие вообще не найдут Руанду на карте мира. Несмотря на то, что о планах полного истребления тутси было известно заранее, ни американцы, ни европейцы не вмешались. Точнее, вмешательство ограничилось эвакуацией своих граждан. Здесь рекомендую посмотреть фильм «Отстреливая собак».

В Кигали, столице Руанды, есть музей геноцида. Он одновременно является и мемориалом памяти жертв трагедии. Сюда приходят те, кто выжил, сюда приносят последние фотографии погибших. Самый тяжелый зал - с большими детскими фотографиями. Под каждой фотографией короткая справка: имя ребенка, возраст, что любил, кем хотел стать и как его убивали.

КТО ТАКИЕ ТУТСИ И ХУТУ

Племена тутси и хуту обосновались на территории современной Руанды много веков назад. Сначала с юга континента пришли земледельцы хуту с поисках новых пахотных земель. Позже с севера на ту же территорию пришли скотоводы тутси со своими стадами. Ситуация сложилась так, что вся власть в их поселениях оказалась в руках представленных в меньшинстве тутси. Они собирали налоги с крестьян-хуту, жили в достатке и не занимались физическим трудом.


Сначала немецкие, а потом бельгийские колонисты поддерживали власть тутси. Причиной стало происхождение тутси: европейцы рассудили, что если это племя раньше обитало в северной части Африки, то значит, оно генетически ближе к европеоидной расе и имеет превосходство над хуту. Положение хуту становилось все хуже и бесправнее, и в конце концов в 1959 году этот народ устроил восстание и захватил власть в стране. Начались этнические чистки, десятки тысяч тутси погибли, еще около 300 тысяч вынуждены были бежать в соседние страны. В Руанде до 1994 года установилось господство хуту.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РУАНДЕ

Гражданская война в Руанде началась в 1990 году. К тому времени тутси, изгнанные из страны в 1959 году, организовали на территории соседней Уганды движение Руандийский патриотический фронт (РПФ) и спланировали вторжение в родную страну. Отряды тутси прятались в лесах и горах, периодически нападая на города и ведя партизанскую войну. В 1992 году они согласились на переговоры с властями. В 1993 году тутси и хуту подписали соглашение, по которому члены РПФ вошли во временное руандийское правительство, все беженцы-тутси получили право вернуться на родину и обе стороны прекратили военные действия. Был заключен хрупкий мир. Следить за выполнением условий соглашения приехала специальная миссия ООН из 2,5 тысяч бельгийских военных.


Радикально настроенные хуту были недовольны заключенным миром. Они продолжили разжигать среди населения ненависть к тутси и агитировать за их полное уничтожение. В стране начали появляться радикальные молодежные боевые группы интерахамве, военные тренировали их и вооружали огнестрельным оружием. Кроме того военные «в мерах предосторожности» раздавали гражданам-хуту мачете.


Тренировка армии хуту


В Руанде печатались агитжурналы, в которых, в частности, распространялись националистские «Десять заповедей хуту». Вот первые 4 заповеди. В них говорится, что любой хуту, имеющий связи с женщинами тутси, - предатель. Также утверждается, что все тутси нечистоплотны в бизнесе и что единственное, к чему они стремятся, - это национальное превосходство над хуту.


Также в стране работало радио, по которому передавалась пропаганда о том, что тутси хотят вернуть себе былое положение и сделать из хуту рабов.

«Все, кто это слушает: вставайте и боритесь за нашу Руанду. Сражайтесь с любым оружием, которое сможете найти: если у вас есть стрелы, то со стрелами, если есть копья, то с копьями. Мы все должны бороться с тутси. Мы должны прикончить их, истребить их, вымести их из нашей страны».

«Милосердие - признак слабости. Проявите к ним милосердие, и они снова сделают вас рабами».

Пропаганда по радио RTLM в Руанде, 1994

ПОВОД ДЛЯ ГЕНОЦИДА

Поводом для начала массового истребления тутси стало убийство президента Руанды Жювеналя Хабиариманы. Оно произошло 6 апреля 1994 года. Самолет, в котором он летел, был сбит ракетой на подлете к Кигали. Радикалы обвинили в убийстве отряды тутси и отказались подчиняться приказам премьер-министра Агаты Увилингийиманы, которая по закону должна была стать и.о. президента. Они объяснили это тем, что они сами наведут в стране порядок. Премьер министр, ее муж и 10 сопровождавших их бельгийских солдат вскоре были убиты. Так же погибли многие другие политики, которые благосклонно относились к миру с тутси и пытались усмирить радикалов-военных.


Солдаты Руандийского патриотического фронта нашли тело бывшего премьер-министра Агаты Увилингийиманы


«Судя по всему, план состоит в том, чтобы уничтожить реальных и потенциальных союзников РПФ и ограничить таким образом возможности сопротивления РПФ и тутси... Конца беспрецедентному кровопролитию пока не предвидится».

«Корни насилия в Руанде», Госдепартамент США, Управление разведки и исследований, 29 апреля 1994


Официальное расследование смерти президента Руанды установило, что его самолет был сбит радикалами-хуту, не желавшими заключения мира с тутси и искавшими повода для их истребления.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Через несколько часов после гибели президента военные сформировали Кризисный комитет и сразу же отдали приказ убивать тутси. Приказ касался не только военных: призывы брать мачете и убивать своих соседей-тутси транслировались по радио обычным гражданам-хуту.


Радио RTLM транслирует призывы истреблять тараканов-тутси


Зверства президентской гвардии, жандармерии и добровольческих молодежных отрядов интерахамве служили им примером. А если кто-то из хуту отказывался в этом участвовать или укрывал тутси, то его тоже убивали.

100 ДНЕЙ ГЕНОЦИДА

Военные и добровольцы прочесывали дома в поисках тутси и убивали их на месте, не щадя ни женщин, ни детей. Еще до начала геноцида во многих населенных пунктах были составлены списки жителей-тутси, поэтому военным не составляло труда искать новых жертв.

«Был страшный переполох: интерахамве врывались в дома, резали коров и убивали людей. Сначала они убили моего брата и его жену. Их тела за ноги подвесили к дереву. Потом убийцы привели нас к колодцу. Они изрезали нас мачете и скидывали в яму. Из моей семьи никто не выжил, кроме меня.

Перед тем, как меня сбросили в яму, я была изнасилована. Это было так больно и стыдно, что мне хотелось умереть. Мне было всего 25 и я думала, что моя жизнь больше ничего не стоит.

Они надругались надо мной и сбросили в яму с трупами. Кто-то, как и я, еще мог дышать, и когда убийцы ушли, мы попытались выбраться. На третий день мне это удалось, но тот человек уже был не в силах. Скорее всего, он так и умер там».

Свидетельство очевидца


На всех дорогах хуту размещали контрольно-пропускные пункты. У проходящих через них людей проверялись документы, так как в руандийских паспортах была графа «национальность». Если в руки хуту попадали представители тутси, то их тут же рубили мачете, а тела бросали прямо на обочинах дороги. Позже национальную принадлежность людей начали идентифицировать «на глаз»: тутси определяли по отсутствию следов въевшейся грязи на ладонях, правильному произношению, прямому носу и высокому росту.

«Мне удалось забраться на манговое дерево. Солдаты не нашли меня. Но они зашли в мой дом и убили всех, кто там был - маму, папу, бабушку. Я этого не видела, но я слышала их крики, вопли и стоны. Когда они замолкли, я поняла, что моя семья мертва.

Они вытащили тела из дома и бросили их во дворе. Я никого не могла не узнать. Все тела были изрезанные и расчлененные.

Я еще много часов просидела на дереве. Я просто оцепенела и ни о чем не могла думать. Но потом пришли одичавшие собаки. Они ходили вокруг трупов и поедали их. Это было невыносимо, я спустилась с дерева и бросилась бежать. В тот день я приняла осознанное решение, что мне нужно двигаться вперед и никогда не останавливаться.

Я так долго не ела, что когда мне наконец дали еды, я не могла даже открыть рот.

Убийцы моей семьи так и не были наказаны. Из-за этого я не чувствую себя в безопасности. Я боюсь, что придут хуту и продолжат то, что они начали. Люди думают, что геноцид в прошлом, но я до сих пор живу с ним».

Свидетельство очевидца



Многие тутси сбивались в группы и прятались от хуту в церквях и школах. Вошедшие во вкус хуту давили заполненные людьми постройки бульдозерами и добивали мачете пытавшихся убежать. Также тутси искали помощи у бельгийских военных, укрывались на их блокпостах. В таких случаях группы озверевших хуту располагались вокруг убежища и караулили пытавшихся выбраться тутси. Если такие были, то их убивали прямо на глазах у бельгийцев, пользуясь тем, что европейским военным было запрещено вмешиваться во внутренние дела Руанды.

«Я просила солдат застрелить меня. Лучше быть застреленной, чем умереть от мачете. Но вместо этого они изнасиловали и избили меня, потом сорвали всю одежду и бросили в общую могилу. Все мое тело было в крови людей, лежавших в могиле. Многие из них были еще живы. Там была женщина с отрезанными ногами, которая все еще дышала.

Проходивший мимо мужчина вытащил меня из могилы. Он прятал меня от хуту и насиловал, давая взамен еду и воду. Он говорил: "Какая разница, ты все равно скоро умрешь"».

Свидетельство очевидца



Если радикальные группировки-хуту сталкивались с сопротивлением населения, то они вызывали на место военные отряды, и те быстро расправлялись с малочисленными тутси.

«В поисках безопасного места во время геноцида я прошла через несколько коммун. Я встречалась со многими убийцами и потеряла по пути пятерых детей. Потом я была с тутси, которые организовали сопротивление на холме. Убийцы не могли победить нас, и поэтому они вызвали военное подкрепление. После того, как военные разбили нас, они вернулись, чтобы добить оставшихся в живых мужчин и изнасиловать женщин. Меня насиловали вместе с моей матерью. Они поставили нас бок о бок. Сначала нас по очереди насиловали два солдата. Потом они отдали нас остальным. После изнасилования они отпустили мою мать, а меня оставили при себе как их "жену"».

Свидетельство очевидца



Относительно спокойно было только на севере страны, то есть на территориях, захваченных войсками РПФ. Одновременно с событиями геноцида они продолжали вести гражданскую войну с правительственными войсками.

«Я единственная, кто остался в живых [из большой группы тутси]. Глава района отдал приказ изнасиловать меня. Меня сразу же забрал мужчина, которого я никогда раньше не видела, но сейчас я знаю его имя. Он делал со мной все, что он хотел, бил и насиловал меня каждый раз, когда возвращался домой после убийств. Он спрятал всю мою одежду, и я была там совершенно голая. Я хотела покончить с собой в туалете, я вышла на улицу, чтобы дойти до него, но вместо этого я просто сбежала и спряталась в кустах. Утром меня нашли солдаты РПФ.

Из четырех безжалостнейших убийц, которых я встретила во время геноцида, я знаю троих. Сейчас они так и живут среди нас и среди многих других убийц, которые никогда не будут осуждены».

Свидетельство очевидца



Многие тутси были убиты своими же соседями, коллегами, знакомыми, бывшими друзьями или даже родственниками через брак. Женщин-тутси часто захватывали в сексуальное рабство и убивали после долгих издевательств, пыток и изнасилований. Многие из тех, кто остался жив, заразились СПИДом.

«Мне удалось улизнуть из дома, [где меня держали в сексуальном рабстве], но моей сестре не так повезло. Ее убили. Я так обезумела от этой новости, что я сама пошла к интерахамве, чтобы они прикончили и меня.

Но вместо того, чтобы убить меня, один из них увел меня в заброшенный дом и изнасиловал. Потом он показал мне гранаты и патроны и сказал выбирать, какой смертью я хочу умереть. Я схватила гранату и швырнула ее на землю, надеясь, что она взорвет меня, но она не взорвалась. Тогда он позвал своих друзей, чтобы те наказали меня. Они все меня изнасиловали.

Они оставили меня одну, разорванную, в крови и нечистотах. Я пролежала там пять дней, и я не знаю, как я выжила. Потом я как зомби вышла из дома в поисках того, кто сможет меня убить. Я не знала, что к тому времени РПФ уже освободили эту территорию от хуту. Мне навстречу шли одетые в униформу солдаты, я кричала им гадости и оскорбления, надеясь, что они разозлятся и убьют меня. Но вместо этого они пытались меня успокоить и потом отвезли в больницу.

В больнице я узнала, что я ВИЧ-инфицирована. Но мне не хочется говорить об этом».

Свидетельство очевидца



Тела мертвых тутси часто сбрасывали в реки, которые текут в северном направлении, чтобы они «вернулись туда, откуда пришли».

«Река Кагера течет по глубокому ущелью, которое образует естественную границу между Руандой и Танзанией. В сезон дождей река полнеет и сносит со склонов огромные комья травы и небольшие деревья. Поздней весной 1994 года то же самое произошло с человеческими телами. Они все были скрученные и запутанные, их мотало по порогам до тех пор, пока они не попадали в спокойную воду, которая несла их в Викторию. Они не выглядели мертвыми. Они были похожи на пловцов, потому что сильное течение создавало иллюзию того, что они двигаются. Они казались мне такими живыми, что я даже вздрогнул, когда волны ударили их о камни. Я даже представил ту боль, которую они могли бы почувствовать. Пограничники сказали мне, что трупы проплывают мимо них сотнями каждый день. У некоторых из мертвецов руки были связаны за спиной. Они были застрелены, зарублены, забиты, сожжены, утоплены...»

Свидетельство очевидца



Многие хуту, участвовавшие в массовой резне, теряли контроль и превращались в настоящих маньяков, которым было неважно, кого именно убивать. С такими людьми власти расправлялись сами, потому что они «дискредитировали» программу геноцида.

НАСТУПЛЕНИЕ РУАНДИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФРОНТА

С началом геноцида, занимавший северные регионы страны РПФ снова выступил против армии хуту. К началу июля он захватил большую часть страны и вынудил хуту массово бежать за границу. Чуть позже он организовал коалиционное правительство с представителями тутси и хуту и объявил начавшую геноцид партию вне закона. Приход к власти Руандийского патриотического фронта и его предводителя Поля Кагаме ознаменовал конец геноцида. Поль Кагаме правит Руандой до сих пор.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГЕНОЦИДА И КОЛИЧЕСТВО УБИТЫХ

Геноцид длился примерно 100 дней - с 6 апреля по 18 июля 1994 года. За это время по разным оценкам было убито от 800 000 до 1 000 000 человек. При том что население Руанды по переписи 1991 года составляло 7,7 млн человек. Еще 2 000 000 человек (в основном хуту) бежали из страны, опасаясь возмездия со стороны РПФ. Тысячи из них умерли от эпидемий, быстро распространявшихся в переполненных лагерях беженцев.

Имена погибших тутси

Франсин, 12 лет. Любила яйца, чипсы, молоко и «Фанту». Дружила со своей старшей сестрой Клаудет. Зарублена мачете.
Бернардин, 17 лет. Любил чай и рис. Хорошо учился в школе. Убит мачете в церкви Ньяматы.

Фидель, 9 лет. Любил играть в футбол и есть чипсы. Много играл с друзьями и смотрел телевизор. Застрелен в голову.
Шанель, 8 лет. Любила бегать с отцом, смотреть телевизор и слушать музыку. Любимая еда - молоко и шоколад. Зарублена мачете.

Ариана, 4 года. Любила пироги и молоко. Много танцевала и пела. Умерла от ударов ножом в глаза и голову.
Давид, 10 лет. Любил играть в шутбол и смешить людей. Мчтал стать врачом. Перед смертью сказал: «ООН придут за нами». Замучен до смерти.

Патрик, 5 лет. Любил кататься на велосипеде. Любимая еда - чипсы, мясо и яйца. Был тихим и послушным. Зарублен мачете.
Увамвези и Ирен, 7 и 6 лет. Делили одну куклу на двоих. Любили свежие фрукты и много времени проводили с отцом. Взорваны гранатой.

Губерт, 2 года. Любимая игрушка - машинка. Последнее воспоминание - о том, как убили его маму. Застрелен.
Аврора, 2 года. Любила играть в прятки со старшим братом. Была очень разговорчивой. Сожжена заживо в церкви Гикондо.

Фабрис, 8 лет. Любила плавать и есть шоколад. Больше всех дружила со своей мамой. До смерти забита дубинкой.
Ивонн и Ив, 5 лет и 3 года. Брат с сестрой. Любили чай с молоком и чипсы. Зарублены мачете в доме бабушки.

Тьерри, 9 месяцев. Была на грудном вскармливании. Много плакала. Мать собственноручно зарубила ее мачете.
Филетта, 2 года. Любила играть в куклы. Любимая еда - рис и чипсы. Убита ударом об стену.

РОЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

В апреле, по мере того, как насилие в Руанде становилось все необузданее, западные страны эвакуировали своих граждан. Тогда же ООН отдала приказ миротворческой группе бельгийских солдат покинуть страну. Они вернутся туда только через несколько месяцев после окончания геноцида.


На просьбу вмешаться и остановить геноцид Штаты ответили, что «традиционная приверженность США к свободе слова не согласуется с такими мерами». На самом деле за полгода да этого войска США очень неудачно поучаствовали в военных действиях в Сомали, поэтому власти воздержались от нового военного вмешательства.

В конце июня в Руанду пришли французские войска. Они расположись на территории, подконтрольной хуту, и по мнению многих наблюдателей, оказали поддержку устроившему геноцид правительству. Конечно, французы не давали хуту продолжать убивать тутси (хотя есть и другое мнение), но в тот момент, когда к ним подступала армия РПФ, они помогли многим высокопоставленным хуту сбежать от возмездия.


Французские войска устанавливают «зону безопасности» между наступающими войсками РПФ и остатками армии хуту

ОСВЕЩЕНИЕ ГЕНОЦИДА В МИРЕ

Геноцид в Руанде активно освещали в СМИ западные журналисты. Хуту ничуть не стеснялись того, что они творят, и запросто рубили людей мачете на глазах у иностранных наблюдателей. Позже власти Руанды, организовавшие массовую резню, начнут переживать о возможности международного вмешательства и обратятся к гражданам-хуту с просьбой продолжать убийства, но не оставлять трупы на улице. После этого неделями разлагавшиеся на улицах мертвые тела начали покрывать банановыми листьями, чтобы репортеры не могли снимать их с вертолетов.

Уже после геноцида правительства многих стран постарались представить произошедшее как проявление «племенного насилия» или «давней этнической ненависти». Никто не хотел признавать, что это было преднамеренное уничтожение людей другой национальности с целью сохранить политическую силу и власть.

ПОВЕДЕНИЕ ООН

Миротворческая миссия ООН еще до убийства президента Руанды знала о подготовке радикалов к геноциду. Она запрашивала разрешение у Совбеза ООН начать устраивать на них облавы, но тот запретил ей вмешиваться во внутренние дела государства. Запрет не сняли и после начала массовых зверств и убийств.


ООН долго отказывалась признать происходящее геноцидом, потому что в случае признания ей пришлось бы вмешаться, а она этого не хотела. В США власти тоже запретили должностным лицам использовать слово «геноцид». Только к середине мая ООН признала, что в Руанде «был совершен акт геноцида» и пообещала направить туда 5 500 военных и 50 бронетранспортеров. К этому моменту хуту убили уже 500 000 человек. Обещанные военные так и не попали в Руанду, потому что ООН не смогла договориться с США о стоимости БТР. До конца геноцида ООН так и не вмешалась в ситуацию.

После окончания геноцида ООН направила в Руанду вторую миссию, которая помогала восстанавливать порядок на улицах и убирать тысячи мертвых тел.

В 1999 году генсек ООН Кофи Аннан публично принес извинения за «прискорбное бездействие» и «политическое безволие» руководства организации.

СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ГЕНОЦИДА

Из двух миллионов хуту, которые бежали в соседние страны после прихода к власти РПФ, многим вскоре пришлось вернуться обратно в Руанду. Немногочисленные оставшиеся в живых тутси в глубоком молчании провожали их взглядами, когда те возвращались в свои дома. Новое правительство Руанды совершило очень смелый шаг и ввело мораторий на аресты подозреваемых в совершении геноцида. Тогдашний министр обороны и нынешний президент Руанды Поль Кагаме говорил: «Люди могут меняться. И некоторые из них даже становятся лучше после того, как им подарят прощение и дадут второй шанс».


«Руандийцы мирно уживались друг с другом в течение шести сотен лет, и нет ни одной причины, почему они снова не могут жить в мире. Позвольте мне обратиться к тем, кто решил идти по убийственному пути конфронтации: я напоминаю вам, что эти люди - такие же руандийцы, как и вы. Откажитесь от пути геноцида и разрушений, возьмитесь за руки с другими руандийцами и направьте свою энергию на добрые дела».

Сообщение президента Руанды Пастера Бизимунгу, 1994 год


Несмотря на призывы к миру, в течение нескольких месяцев после геноцида по стране продолжались убийства: тутси мстили за смерть своих родных, а хуту избавлялись от свидетелей, которые могли бы выступить против них в суде.

В 1996 году в городе Аруша в Танзании начал работу Международный уголовный трибунал по Руанде. Его целью было выявление и наказание организаторов геноцида. За время своей работы он рассмотрел дела 93 обвиняемых, из которых 61 были приговорены к разным срокам тюремного заключения. Среди них организаторы радикального молодежного движения интерахамве, руководители армии, отдававшие приказы о начале геноцида, и ведущий руандийской радиостанции, призывавший в эфире убивать тутси.


«Геноцид кардинально изменил мою жизнь. Теперь я калека и поэтому я живу в бедности. Я не могу принести себе воды или вспахать землю. Я жутко страдаю от всех травм, горя и бессонницы. Я изолирована от других людей. Мне обидно и горько. Я все время хочу рыдать и я всех ненавижу. Мне негде жить, потому что они разрушили дом моих родителей. И самое чудовищное, что у меня нашли ВИЧ. Я просто сижу и жду, когда смерть придет за мной».

Свидетельство очевидца



«Сейчас я чувствую стыд за то, что я не сопротивлялась насильникам. Мне снятся кошмары о том, что со мной произошло, и мне сложно поддерживать отношения с людьми. Но самое страшное то, что я родила ребенка от своего мучителя. Геноцид для меня до сих пор продолжается: я никогда не смогу забыть его, потому что я воспитываю его ребенка».

Свидетельство очевидца



«Я не знаю, за что меня преследовали, но тогда мне казалось, что бежать - это единственный выход. Сейчас я понимаю, что я должна была остаться и разделить участь своей семьи. Все мое тело было в ранах от дубинок и мачете, но я всегда убегала от тех, кто их держал. Меня насиловали и бесчестили, но я находила в себе храбрость убегать и жить дальше. Вы можете решить, что я смелая и отважная. Да, я действительно смотрела смерти в лицо. Я заплатила страшную цену за то, чтобы выжить. Но с другой стороны, мне просто повезло. Я не видела, как они убили мою семью. Не видела, как они упражнялись в стрельбе, используя маленьких детей в качестве мишеней. Такое никогда и ни с кем не должно происходить.

Я - одна из той толпы мертвецов, только я еще не похоронена. Я - живое напоминание о том, что случилось с миллионом других людей».

Свидетельство очевидца



«Я знаю тех людей, которые убили мою семью: родителей, трех братьев и сестру. Я готов простить их, потому что моих родных все равно уже не вернуть. Но это будет зависеть от того, как они попросят о прощении.

Я бы хотел жить в стабильной Руанде, где детям ничего не угрожает. В Руанде, в которой больше никогда не будет геноцида».

Свидетельство очевидца



«Во время процесса примирения убийца моей семьи пришел ко мне просить прощение. В то время я не простил его, потому моему сердцу было ужасно горько от случившегося. Но если он придет ко мне сейчас, то я его прощу. Господь сказал, что если мы простим, то простят и нас. Мы должны показать убийцам, что мы не такие, как они, что мы великодушны. Я думаю, что они сами поняли, что их действия не привели ни к чему хорошему. Давайте относиться к ним по-человечески».

QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".

К сожалению история многих африканских стран (впрочем, как и история многих европейских или азиатских стран) имеет немало темных пятен: войн, бедствий, эпидемий, катастроф, голода и даже такого ужасного явления человеческой истории как геноцид — полное уничтожение представителей определенного народа или этноса. Самый страшный геноцид в истории был начат Адольфом Гитлером против евреев, результаты его более чем ужасные – 6000000 евреев, проживавших в разных странах Европы, были уничтожены нацистами, погибли в концлагерях, были расстреляны и замучены. Это великая трагедия, но кроме этого были геноциды и поменьше, например геноцид армян, устроенный турками в начале 20-го века, или ужасный геноцид народа Камбоджии, устроенный кровавым коммунистическим диктатором Пол Потом против своего собственного народа в 60-е годы прошлого века. Но был один геноцид, о котором мало кто знает, и что удивительно, он был совсем недавно, каких-то 20 лет назад, в 1994 году в одной восточноафриканской стране — Руанде.

Жертвами этого геноцида стали 800 000 руандийцев (почти целое население большого города), представителей племени Тутси, которые были убиты своими же согражданами, тоже руандийцами, но представителями другого племени — Хуту. Но прежде чем понять, почему так произошло, нужно заглянуть в историю этой африканской страны.

ПРЕДИСТОРИЯ

Руанда — небольшая страна в центрально-восточной . С давних времен ее населяли несколько племен, наиболее крупными из которых собственно были племена Хуту и Тутси. Племена Хуту вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, Тутси же наоборот были кочевниками-скотоводами, с большими стадами скота (крупного и рогатого) кочевали то тут, то там. И конечно как всякие порядочные кочевники Тутси были более воинственными, и в какой-то период древней истории Руанды они покорили оседлые земледельческие племена Хуту.

Далее руандийское общество поделилось на две касты — господствующие Тутси, которые занимали все руководящие должности (в том числе должность короля Руанды) и наиболее состоятельную часть населения и так называемый «пролетариат» Хуту. И что интересно, для нас представители, что племен Хуту, что Тутси на первый взгляд были бы на одно лицо, но на самом деле они отличаются по некоторым малозаметным признакам: у Тутси как правило, немного другая форма носа. Также на протяжении многих веков господства Тутси были запрещены смешанные браки между представителями разных племен, это и привело к тому, что эти племена не растворились друг в друге. (А жаль, потому что тогда может и не было бы этого трагического геноцида, как видим расизм, даже африканский, между различными племенами, до добра не доводит).

Но вот наступило 20-й век, в Руанду приехали белые европейцы. Сначала короли Тутси присягнули на верность германскому кайзеру, но в течение первой мировой войны бельгийские войска напали на ее территорию и полностью ее захватили в 1916 году. Дальше и вплоть до 1962 года Руанда была бельгийской колонией. Впервые годы бельгийского господства представители племени Тутси сохранили свои привилегии и аристократическое положение, но начиная с 50-х годов бельгийские колонизаторы начали урезать права Тутси, а на руководящие должности все чаще назначались представители «пролетариата», выходцы из племени Хуту. Среди последних тоже все более нарастало недовольство многовековым гнетом Тутси, которое в 1959 году перешло в отрытое восстание против короля Тутси. Восстание вылилось в настоящую маленькую гражданскую войну, результатом которой стала ликвидация монархии (в 1960 году), многие представители племени Тутси стали беженцами в соседних странах: Танзании и Уганде. Руанда стала президентской республикой и одновременно получила независимость, первым президентом, и фактически руководителем государства впервые стал представитель племени Хуту, человек по имени Каибанда.

Однако президентом Каибанда пробыл недолго, в результате военного путча к власти пришел тогдашний министр обороны страны, генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (кстати, тоже Хуту). Впрочем, это типичная ситуация для Африканских стран второй половины ХХ века, где военные перевороты стали привычным и даже обыденным явлением.

Так шли годы, и уже подходил к концу 20-й век, наступили 90-е годы, уже развалился Советский Союз, мир все больше набирал признаков глобализации (автор этой статьи в то время пошел в школу), в Руанде же потомки Тутси, которые стали беженцами еще в 60-е годы задумали вернуть себе власть и создали так называемый Национальный фронт Руанды (далее НРФ), который недолго думая начал боевые действия против руандийского правительства Хуту. Как известно, одна агрессия вызывает еще большую агрессию, а насилие всегда порождает еще большее насилие, поэтому среди племен Хуту стали активно расти ненавистнические настроения против Тутси, которые в их воображении представлялись в образе многовековых поработителей. Кроме того Тутси часто были начальниками Хуту (а кто вообще любит своих начальников), часто Тутси были более богаче (а зависть еще со времен библейского Каина, является причиной чуть ли не всех преступлений). В то же время образовалась экстремистская организация Хуту — Интерахамве (на руандийском языке — «те, кто нападает вместе»). Она то и стала главным лезвием геноцида.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Но давайте по порядку: сначала президент Руанды старый вояка Жювеналь Хабьяримана пытался мирно все уладить с Тутси. Это вызвало недовольство среди радикально настроенных Хуту. Последние по «хорошей» африканской сделали очередной переворот — 6 апреля 1994 президент возвращался самолетом из какой-то международной африканской конференции, уже на подлете к земле президентский самолет был сбит из ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) военизированной группировкой радикальных Хуту. В убийстве же президента радикальные Хуту, которые сами совершили это преступление, обвинили, именно так — ненавистных Тутси. С этого момента по всей территории страны прокатилась волна насилия, Тутси часто жившие по соседству с Хуту, становились жертвами своих собственных соседей. Особенно свирепствовала Интерахамве, убивая не только Тутси, но и умеренных Хуту, которые не поддерживали это кровавое безумие, или даже скрывали у себе Тутси. Интерахамбве убивало всех Тутси без разбора, женщин, стариков, маленьких детей. Скорость убийств Тутси в Руанде в 5 раз превышала скорость убийств в немецких концентрационных лагерях в годы второй мировой войны.

Под раздачу также попал десяток бельгийских миротворцев ООН, которые охраняли премьер-министра Руанды, Агату Увилингийману, она принадлежала к умеренным Хуту и была сторонницей мирного диалога с Тутси. Поэтому после смерти президента она стала одной из первых жертв насилия, вскоре захлестнувшего страну. Ее дом окружили члены все той же пресловутой Интерахамве, бельгийским миротворцам, охранявшим премьер-министра, предложили сдаться, обещая жизнь, но после коварно убили. Погибла и премьер-министр Агата Увилингиймана вместе со своим мужем, но к счастью им удалось спрятать и спасти своих детей (сейчас они нашли политическое убежище в Швейцарии).

РАДИО 1000 ХОЛМОВ И ЕГО РОЛЬ В ГЕНОЦИДЕ.

Особая роль в руандийском геноциде 1994 года принадлежит радиостанции радикальных Хуту, известной как «Радио 1000 холмов». На самом деле деятельность руандийского «Радио 1000 холмов» весьма поучительна для сегодняшних событий, происходящих в России и Украине, когда средства массовой информации (скорее дезинформации) своими лживыми репортажами (там о «распятых мальчиках», «зверствах киевской хунты», «двух рабов с Донбасса» и т.п.) целенаправленно нагнетают национальную вражду между двумя народами. То же делало Радио 1000 холмов, нагнетая настоящую ненависть и вражду среди Хуту по отношению к племени Тутси, «едящих детей Хуту», и «вообще даже не люди, а тараканы, которых всем порядочным Хуту надо истреблять». И знаете что интересно, в отдаленных руандийских селах, где «Радио 1000 холмов» не транслировалось, уровень насилия был или в разы меньше, или даже вообще отсутствовал.

Фактически геноцид в Руанде — это очень показательный пример, как СМИ (в данном случае захудалая африканская радиостанция) может влиять на общественное мнение, вызывая настоящее массовое безумие, когда сосед, живший рядом с тобой всю жизнь, и казалось бы вполне нормальный человек, теперь идет тебя убивать, только за то, что ты принадлежишь к другому племенному этносу, за то, что у тебя немного другой формы нос. А теперь признайтесь, у кого есть знакомые русские, которые тоже, казалось, были вполне себе нормальными людьми, а теперь тебя ненавидят за то, что ты укроп, правосек, фашист-людоед-бандеровец и далее по списку. Теперь понимаете, почему так происходит, если даже радиостанция может реально убивать. Так было в Руанде, радио действительно убивало, с радиоприемником в одной руке, и окровавленным мачете в другой члены Интерахамве ходили с одного дома в другой, убивая всех Тутси, при этом вдохновляясь радиотрансляциями, призывающими убивать всех Тутси словно тараканов. Сейчас диджей этого радио и его основатель отбывают пожизненное заключение за преступление против человечества — разжигания геноцида в Руанде. Интересно будет такое же справедливое наказание для представителей российских СМИ? Оставим этот вопрос открытым.

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

Интересно, что сделало международное сообщество, чтобы остановить геноцид. Знаете, ровным счетом — НИЧЕГО. Хотя конечно на заседании совета безопасности ООН представители разных стран очень даже обеспокоились этими событиями, но мы-то знаем, чего стоит их обеспокоенность. Даже Бельгия, у которой погибли собственные миротворцы, не предприняла никаких активных действий, максимум это срочно эвакуировали из страны всех европейцев и американцев, которые на тот момент там были. И все.

Особенно позорным было поведение солдат ООН в руандийской школе «Дон Боско». Там находился штаб контингента миротворцев ООН и туда под защиту ооновских солдат сбежались сотни Тутси, спасаясь от преследующих их Интерахамве. Вскоре солдатам ООН был дан приказ об эвакуации, и что они сделали, просто оставили на произвол судьбы, фактически на верную смерть, сотни человек, женщин, детей Тутси, которые нашли в школе временный приют. Сразу, после того как солдаты ООН покинули школу, Интерхамбве устроили там кровавую резню.

ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕНОЦИДА

После начала кровавого безумия, захлестнувшего Руанду, военизированные формирования Тутси, находящиеся в соседних странах, их Национальный фронт Руанды НФР сразу начал активное наступление на страну, с целью спасти своих соплеменников Тутси. И так как воевать они научились неплохо, очень скоро почти вся страна была освобождена от радикальных Хуту, многие из которых уже в свою очередь начали убегать из Руанды боясь теперь уже ответного геноцида Хуту со стороны Тутсти.

Экономические последствия геноцида были ужасные, вскоре после него наступил голод (ведь ни был собран урожай) и всевозможные эпидемии, вызванные ужасной антисанитарией в лагерях для беженцев, куда стекались, как Тутси спасаясь от Хуту, а потом уже и Хуту спасаясь от Тутси. Пусть эти ужасные события станут хоть темным, но поучительным историческим уроком для всех нас.

ГЕНОЦИД В РУАНДЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ

И в завершение, это событие нашло свое воплощение в кинематографе, хороший об этих событиях был снят в 2005 году под названием «Отстреливая собак» о девочке Тутси пережившей вышеупомянутую резню в школе Дон Боско, о позорном уходе ооновских миротворцев, о католическом священнике, оказавшемся в эпицентре этого кошмара.

Но лучший фильм снятый за этими событиями — это «Отель Руанда», всем советую его посмотреть, в нем показано как простой служащий руандийского отеля, кстати из племени Хуту, рискуя своей жизнью спасает своих соотечественников Тутси от собственных же фанатичных соплеменников Хуту. Фильм показывает человечность отвагу и благородство простого человека, который в этом безумии не утратил свое человеческое лицо. Этот фильм, как и «Отстреливая собак» снят по реальным событиям, все показанное там не художественная выдумка, а происходило на самом деле.

События, которые произошли в Руанде в 1994 году, справедливо считаются одним из самых ужасных массовых преступлений в ХХ веке. Страна разделилась на два враждующих лагеря и фактически начала уничтожать себя. По скорости совершаемых преступлений геноцид в Руанде превосходил даже нацистские концлагеря во время Второй мировой войны. За три месяца массовых расправ было уничтожено около 1 миллиона человек.

Между представителями двух народностей, проживающих в Руанде, тутси (являлись жертвами) и хуту (являлись палачами), существовали только самые незначительные различия, но это не помешало им начать истребление друг друга. Так что же представляет собой геноцид в Руанде 1994 года, как люди практически одной крови стали ненавидеть друг друга?

Что такое геноцид?

Для того чтобы разобраться в этом ужасном явлении, следует дать основные определения, которые характеризируют происходящее события и то, что представляла собой страна Руанда 1994 года.

Геноцид - это целенаправленное и умышленное уничтожение нации, расы или народности. Геноцид может также подразумевать систематическое унижение достоинства, психологическое давление, которое ведет к падению морального духа.

Руанда

Руанда является маленьким, неразвитым африканским государством. Страну населяют несколько чернокожих народностей. Руанда на карте Африки находится в восточной части материка. В стране очень незначительная часть городов и городского населения. Столица Руанды - Кигали.

Тутси и хуту

Народность хуту и по сей день составляет этническое большинство в Руанде (около 85 %). Тутси как во времена резни, так и сегодня остаются в меньшинстве (14 %).

Многие исследователи откровенно не понимают, отчего произошел геноцид в Руанде. Как на момент резни, так и сегодня никаких языковых или антропологических отличий между народностями хуту и тутси не существует. Еще с XV века племена жили довольно мирно: хуту обрабатывали землю, а тутуси разводили скот. Хуту имели немного более темный, чем у тутси, цвет кожи и были чуть ниже ростом. Но в целом народности были близки друг к другу. Только со временем тутси начали выделяться по социальным признакам и создали аристократическую верхушку общества, то есть стали более состоятельными, чем хуту. Эта верхушка была закрытой кастой, и тот, кто терял состояние, переходил в разряд беднейших слоев населения, основой которого были хуту. Но резня в Руанде возникла не по социальным, а по этническим признакам.

Предыстория конфликта

Руанда, страна хуту и тутси, согласно решениям Берлинской конференции 1885 года, перешла под контроль Германии. Но в начале ХХ века ее захватили бельгийские войска и присоединили ее территорию к Бельгийскому Конго. С этого момента начинается история Руанды как страны.

С начала 1918 года, согласно решению Лиги Наций, страна осталась под владением бельгийцев. Но интересно то, что и немецкие, и бельгийские колонизаторы ставили наместниками на управленческие посты исключительно тутси, считая их более образованными и ответственными.

Именно в первой половине ХХ века начались противостояния вышеупомянутых народностей, многих хуту не устраивало социальное положение, и они начали выступать как против местных аристократов тутси, так и против бельгийского владычества. Таким образом, к 1960 году в Руанде свергли монарха. Это было прямым следствием борьбы хуту.

В 1973 году в стране произошел путч, в результате которого к власти пришел министр Жювеналь Хабьяримана (находился на своем посту вплоть до начала трагических событий). Новый президент начал устанавливать свои правила в политике: создал партию - Национальное революционное действие, взял четкий курс на «плановый либерализм», который предполагал государственное регулирование экономики и частную инициативу одновременно. Развитие страны он планировал осуществить за счет внешних инвестиций. Столица Руанды превратилась в современный город.

Руандийский патриотический фронт

В начале 90-х годов ХХ века в среде эмигрантов тутси возникает экстремистская группировка под названием Руандийский патриотический фронт. Радикалы во внешней политике ориентировались на США и страны НАТО, и уже в 1994 году их численность возросла до 15 тыс. человек.

Начало геноцида

Событием, которое спровоцировало геноцид в Руанде, послужило падение самолета с президентом страны Жювеналем Хабиаримана 6 апреля 1994 года. После этого начались массовые преступления против тутси.

В стране сразу же происходит очередной военный путч, в результате которого к власти приходят хуту, подчинившие себе правительство, армию и ополчение «интерахамве», которое начало этнические чистки народности тутси. Резня в Руанде стала своеобразным ответным шагом эмигрантам-экстремистам РПФ, которые желали отомстить хуту за постоянные протесты в стране. За три месяца зверств было уничтожено около миллиона человек.

Роль СМИ

Все средства массовой информации, от газет до радио, активно подогревали античеловеческие настроения, которые можно сравнить разве что с фашистским режимом, призывая истреблять тутси. Даже тогдашний глава страны Теодор Синдикубвабо лично приызвал мстить врагам. Тем временем руандийская газета «Кангура» напечатала манифест под названием «Десять заповедей хуту», который стал своеобразным вдохновителем преступлений.

Фанатически настроенные хуту вооружались мачете и дубинками и шли уничтожать своих сограждан, соседей и даже друзей, называя их «тараканами», которые не достойны жизни.

Ярким примером является ситуация бывшей сотрудницы престижной авиакомпании «Эйр Руанда» Мкиамини Ньирандегеи, которая по сей день находится в тюрьме за то, что убила собственного супруга и детей. И таких историй фанатичного патриотизма и самоотверженности очень много.

Даже католические священники часто выступали в роли провокаторов и подстрекателей в этих трагических событиях. Они выдавали места, где прятались тутси, и призывали к массовым расправам.

Ярким примером таких расправ является резня в психиатрической больнице - ополченцы-хуту вырезали сотни тутси, которые укрывались здесь от настигшей беды. То же самое случилось в школе Дон Боско, где было уничтожено около двух тысяч тутси.

Геноцид в Руанде приобретал кульминационный характер, а жестокость только нарастала. Тысячи человек сжигали заживо, варили в расплавленной резине, отсекали конечности и бросали в реку. Такого ужаса не знала Африка. Руанда за несколько месяцев превратилась в ад на земле.

Так, в монастыре Сову сожгли 7 тысяч обездоленных тутси, которых не спасло даже то, что они находились в культовом здании. Их место выдали сами священники, а по некоторым данным они и выступали в роли палачей. Таким образом, пропаганда жестокости действовала даже на служителей церкви.

Роль ООН

Организация Объединенных Наций с начала известных событий в Руанде занимала нейтральную, наблюдательную позицию, что наводит на мысли об эффективности деятельности данной организации. Штаб-квартира ООН официально приказала не вмешиваться в конфликт. Хотя знала о всех происходящих событиях от военных корреспондентов и информаторов.

Несмотря на все дальнейшие крики о помощи от национальных элит Руанды, ООН не предприняла совершенно никаких попыток не то что военного вмешательства, но и введения миротворцев. Все время решение по конфликту или затягивалось, или вовсе откладывалось.

Но в конце концов геноцид в Руанде был остановлен наступлением Руандийского патриотического фронта, который занял такие города, как Кигали, Гисеньи и Бутаре. Около 2 миллионов преступников-хуту сбежало за пределы страны, боясь мести со стороны тутси.

На чем основывалась трагедия

Можно ли считать основной причиной резни в Руанде этнический конфликт? Как известно, уничтожались не только тутси, но и хуту, которые не хотели участвовать в массовых убийствах. Некоторые свидетельства гласят, что разъяренные «борцы» уничтожали даже тех, кто не был им врагом. Поэтому конфликт имеет более сложную природу, чем националистическая.

 
Статьи по теме:
Тематическое занятие на тему:
Урок мужества «Давайте, люди, никогда об этом не забудем...» Оформление доски : плакаты с цитатами о Сталинграде; Сталинградской битве; рисунки детей, посвященные годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Подсчитайте, живые, Сколько ср
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Губка- губочка Эксперименты с губками
Евгения Куваева Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему «Грибы » . Цель : дать представление о грибах и ягодах ,
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение