Авиация в корейской войне. Как советские лётчики сражались с американцами в Корейской войне

Война в Корее в 1950-1953 годах стала первым столкновением вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции - Советского Союза и США. Основное противостояние великих держав развернулось в воздухе: за господство в небе впервые сражались реактивные истребители. Победителями из этой войны вышли советские летчики.

38-я параллель

Корейская война началась 25 июня 1950 года - войска КНДР перешли границу с южным соседом, которая проходила по 38-й параллели, и начали быстрое продвижение вглубь страны. Агрессия северян стала полной неожиданностью для западных стран, войска Южной Кореи и контингент ООН (в основном состоял из американцев) беспрерывно отступали. К августу 90 процентов страны было под контролем КНДР, южане удерживали лишь так называемый Пусанский плацдарм.

Северокорейские истребители.

Однако взять его северокорейцам так и не удалось, а союзники тем временем перегруппировали силы, получили подкрепление и уже в сентябре пошли в контрнаступление. Оно было столь же стремительным, как и наступление КНДР до этого. Всего за месяц большая часть Северной Кореи оказалась под контролем вражеских войск. Во многом это было связано с тотальным превосходством союзников в воздухе.

Перед началом войны ВВС КНДР насчитывали по разным данным 150-200 самолетов, в основном это были советские поршневые истребители Як-9 и штурмовики Ил-10. При этом только американцы на воздушных базах в Японии, авианосцах имели более 1500 самолетов. Значительная их часть была представлена реактивными истребителями типа F-80 "Shooting Star". Если учесть, что и выучка американских пилотов была гораздо лучше, нежели у северокорейцев, то не удивительно, что к августу 1950 года их ВВС были практически полностью уничтожены. После этого летчики США могли беспрепятственно бомбить позиции противника, совершать налеты на города и стратегические объекты. Обладая таким прикрытием, сухопутные войска союзников легко отбросили противника на самый север Кореи.

После этого в войну решил вступить Китай, он также просил отправить свои войска в Корею и Советский Союз. Однако Сталин опасался открытого противостояния с США, которое могло перерасти в Третью мировую войну. Поэтому долгое время помощь СССР ограничивалась отправкой инструкторов, которые готовили китайских и северокорейских летчиков, а также нескольких самолетов для тренировочных полетов, в частности МиГ-9.

Как пишет Игорь Сейдов в книге "”Красные дьяволы” в небе Кореи", чашу терпения советской стороны переполнили два инцидента, которые произошли осенью 1950 года. Сначала американцы сбили над Желтым морем советский самолет-разведчик А-20 - все три члена экипажа погибли. А через месяц два истребителя ВВС США типа F-80 атаковали советский военный аэродром Сухая Речка в 100 километрах от советско-корейской границы. К счастью, никто из летчиков не пострадал, однако были повреждены восемь самолетов. Американцы лишь извинились, назвав это ошибкой молодых пилотов, которые "случайно" залетели на советскую территорию и приняли аэродром за северокорейский.

В небе инкогнито

Миг-15.

В октябре 1950 года в Китай стали переправляться советские авиационные части. Они участвовали в контрнаступлении китайских сил, правда, сначала лишь в качестве прикрытия стратегических объектов. Так как официально СССР в войне не участвовал, советские летчики носили форму китайских народных добровольцев (КНД, по сути это были солдаты регулярной армии, однако Китай также не хотел официально объявлять войну США).

По словам Сейдова, по прибытию к месту службы у наших летчиков забирали документы, кроме того, им было приказано в воздухе говорить только по-корейски. "Для этого они в течение недели были обучены двум десяткам корейских фраз, необходимых для ведения боя. Правда, последний запрет - не говорить в бою по-русски - действовал недолго: когда начинался бой, советские летчики начисто забывали необходимый в бою корейский "фольклор" и отдавали команды по-русски, тем самым не раз спасая свою жизнь в бою", - пишет исследователь. Также изначально советским летчикам запретили пересекать реку Ялуцзян, за которой шла линия фронта, и залетать в Западно-Корейский залив Желтого моря, чтобы не попасть в плен: на море господствовал 7-й флот США и их союзники.

Американские истребители P-51.

1 ноября советским летчикам впервые разрешили пересекать корейскую границу, чтобы вести поиск и уничтожение американских самолетов. В этот же день состоялся и первый бой "мигов" - пять наших самолетов вылетели в район Аньдуня и вскоре обнаружили тройку P-51 "Мустанг". В результате скоротечного боя один самолет противника был подбит, еще один - сбит. Так был открыт счет побед советских летчиков в корейском небе. В тот же день МиГ-15 впервые проявили себя в бою с реактивными самолетами американцев. Тройка наших истребителей встретила десяток самолетов F-80 и внезапно атаковала их сверху. В результате один "Шутинг стар" был подбит, остальные после неудачной контратаки поспешили ретироваться.

Отметим, что за первые полтора месяца воздушных боев были подбиты всего три советских МиГа, тогда как потери противника были в разы больше. А зону действия наших истребителей вдоль корейско-китайской границы американские летчики позже назвали "Аллея МиГов", тем самым признавая, что небо в этой части корейского полуострова уверенно контролировали советские асы. Президент Южной Кореи сделала предложение КНДР о совместном развитии.

Равный соперник

Американский истребитель P-80 перед вылетом на базе в Японии.

Ввод в бой советских авиадивизий внес перелом в ход войны. Выяснилось, что с МиГ-15 американские самолеты сражаться на равных не могут, из-за чего им пришлось резко сократить число боевых вылетов. Естественно, военное командование США не могло смириться с таким положением вещей и отправило на фронт новые истребители F-86 "Sabre" ("Сейбр"). Именно соперничество МиГ-15 и F-86 стало классикой воздушной войны в Корее, во многом потому, что самолеты имели примерно схожие характеристики.

Как пишет Владимир Бабич в статье "МиГи в локальных войнах", наш самолет был заметно легче "американца", однако "тяжесть" "Сейбра" компенсировалась большей тягой двигателя. Максимальная скорость у земли у них составляла 1042 и 1093 километра в час соответственно. На большой высоте МиГ-15 получал преимущество в разгоне и скороподъемности, а "Сейбр" лучше маневрировал на малой высоте. Он мог также продолжительнее держаться в воздухе, располагая 1,5 тоннами "лишнего" топлива. Практический потолок высоты был больше у МиГа - 15100 метров, однако истребитель ВВС США и тут уступал не сильно, его показатель - 14300. Разница была очевидна только в вооружении. МиГ-15 имел одну 37-милиметровую и две 23-милиметровые пушки, "Сейбр" - шесть 12,7-милиметровых пулеметов.

Одной из сильных сторон МИГ-15 был более высокий поражающий потенциал. Кроме того, располагая большим избытком тяги (особенно на большой высоте), он мог быстрее "Сейбра" сократить дистанцию и подойти к противнику. Но если "Сейбр" замечал МиГ на безопасном расстоянии, то стремился навязать ему маневренный бой (особенно на малых высотах), который нашему истребителю был невыгоден. Тут уже многое зависело от слетанности пары истребителей в звене, когда один атаковал, а второй - прикрывал. Два опытных пилота были практически неуязвимы в ближнем бою.

F-86 "Сейбр".

Как пишет Сейдов, первый бой между МиГ-15 и "Сейбрами" произошел 17 декабря 1950 года. Победить американцам помогла военная хитрость. В районе Аньдуня четверка наших самолетов обнаружила четверку истребителей с красными носами, о чем и было доложено ведущему группы. Тот ответил: "Вижу, это наши!" - и продолжил полет по маршруту. Но неожиданно группа была обстреляна сзади и сверху. Машина ведущего загорелась, двигатель заглох, и летчику пришлось катапультироваться. К слову, это было первое катапультирование с МиГ-15 в боевых условиях в советских ВВС. Как выяснилось позже, у первых "Сейбров" для введения в заблуждение противника была окрашена в красный цвет носовая часть фюзеляжа, подобно тому как на МиГах были красные круги вокруг носовой части фюзеляжа. Поэтому после боя на всех наших красные носы были стерты техниками.

Первую победу над новым американским истребителем советские летчики одержали только через неделю, спустя десяток боев. Наши летчики еще изучали противника и на первых порах попадались на приманку из одной группы "Сейбров", не замечая следовавшую за ней и с превышением другую группу F-86, и попадали под ее удар. За это время СССР потерял три истребителя МиГ-15.

Американский бомбардировщик B-29.

"Черный" четверг и "черный" вторник

1951 год стал для советских ВВС самым удачным в Корейской войне, именно тогда американцы потерпели самые болезненные поражения. Так, 12 апреля вошло в историю как "черный" четверг авиации США. В этот день американцы совершали массированный налет на мосты через реку Ялуцзян в районе Уйцзю. Уничтожить их должны были 48 бомбардировщиков B-29 "Superfortress" ("Суперкрепость"), которых сопровождали 76 истребителей прикрытия.

Против них действовали всего 44 МиГа. Впрочем, у них было и преимущество: американские самолеты сопровождения шли со скоростью бомбардировщиков - всего 700 километров в час - и на средней высоте в 7000 метров. Советские летчики встретили их на высоте 10 километров и спикировали на полной скорости под разными углами атаки. В результате были уничтожены 10 "Суперкрепостей" и три истребителя соперника. После этого руководство ВВС США почти месяц не рисковало отправлять за пределы 38-й параллели большие группы самолетов.

Еще одним "черным" днем для американской авиации стало 30 октября того же года. На этот раз бомбить корейский аэродром в Намси отправилась 21 летающая крепость, прикрывать которые должны были почти 200 истребителей разных типов. С советской стороны в бою приняли участие 44 МиГа, еще 12 машин остались в резерве прикрыть аэродромы. Судьбу сражения решило то, что заслон из истребителей F-86 опоздал с выходом - "Сейбры" планировали перехватить советские самолеты немного в другом районе, но просчитались. Защищать B-29 остались машины более низкого класса.

В итоге были уничтожены 12 бомбардировщиков В-29 и четыре истребителя F-84, американцы были обращены в бегство, а на аэродром Намси в тот день не упало ни одной бомбы. Советские летчики недосчитались одного МиГа. После этого боя руководство ВВС США отказалось от использования "Суперкрепостей" в дневное время и перевело их на ночные полеты.

Миг-15.

Американцы потерь не признают

Точных данных по общим потерям самолетов в воздушных боях Корейской войны нет до сих пор. Дело в том, что не каждую описанную летчиками победу можно было подтвердить фотоснимками или останками самолета противника. Советское командование приняло за правило вести строгую статистику, когда победа засчитывалась только при наличие таких доказательств. Асами называли летчиков, сбивших пять и более самолетов противника. И тут наши военные оказались сильнее американцев, лучшими асами Корейской войны стали капитан Николай Сутягин и полковник Евгений Пепеляев, уничтожившие 21 и 19 самолетов врага соответственно. У американцев высший показатель составил 16 советских машин.

Американцы бомбят железнодорожный мост.

По данным Сейдова, за время боевых действий в небе Кореи советские летчики провели 1872 воздушных боя, в которых сбили 1097 самолетов противника, из которых 642 истребителя F-86 и 69 бомбардировщиков B-29. Потери СССР в боях составили 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11. Любопытно, что американские данные не просто отличаются от советских, но дают кардинально другую картину. Утверждается, что в воздушных боях они сбили более 700 МиГов, а сами потеряли только 147 самолетов! Столь грубая подтасовка фактов вызывает у специалистов лишь усмешку, видимо, американское командование очень хотело оправдать огромные военные расходы в глазах налогоплательщиков.

12 апреля 1951 года американцы назвали «чёрным четвергом». В воздушном бою над Кореей советским лётчикам удалось сбить 12 американских бомбардировщиков В-29, носивших название «сверхкрепостей» и считавшихся до того практически неуязвимыми.

Всего же за годы Корейской войны (1950-1953гг.) советскими асами было сбито 1097 самолётов американцев. Ещё 212 уничтожили наземные средства ПВО.
Сегодня коммунистическая Северная Корея воспринимается, как некий рудимент Холодной войны, некогда разделившей мир на советский и капиталистические лагеря.
Однако шесть десятилетий назад за то, чтобы это государство сохранилось на карте мира, отдали жизнь сотни советских лётчиков.

Если точнее, согласно официальной версии во время Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий. Ряд специалистов считает, что это заниженные данные, так как в список потерь не были включены те, кто скончался от ран в госпиталях СССР и Китая.

Данные о соотношении потерь американской и советской авиации сильно разнятся. Однако даже историки США безоговорочно признают, что потери американцев на порядок выше.

Объясняется это, во-первых, превосходством советской военной техники. Командование ВВС США, в конце концов, вынуждено было признать, что бомбардировщики В-29 очень уязвимы перед огнём 23 и 37-мм пушек, которые находились на вооружении советских истребителей МиГ-15. Всего несколько попавших в бомбардировщик снарядов могли погубить его. Пушки, которыми вооружались «миги» (калибра 37 и 23-мм) имели значительно большую дальность эффективного огня, а также разрушительную мощь по сравнению с крупнокалиберными пулеметами В-29.

Кроме того, пулеметные установки, установленные на крылатых «крепостях», не могли обеспечить эффективный огонь и прицеливание по самолетам, которые атаковали на скорости сближения на уровне 150-160 метров в секунду.
Ну, и, конечно, значительную роль сыграл «человеческий фактор». Большинство советских лётчиков, принимавших участие в воздушных схватках, имели огромный боевой опыт, полученный в годы Великой отечественной войны.

Да, и в послевоенные годы обучению боевых лётчиков в СССР придавалось огромное значение. В результате, к примеру, генерал-майор авиации Николай Васильевич Сутягин за три года Корейской войны сбил 19 самолётов противника. Не считая трёх, гибель которых подтвердить не удалось. Столько же (19 подтверждённых побед) сбил Евгений Георгиевич Пепеляев.

Советских асов, сбивших 10 и более американских машин, было 13 человек.
Средняя общая численность личного состава корпуса по состоянию на 1952 год составляла 26 тысячи человек. Поочередно сменяясь, в Корейской войне приняли участие 12 советских истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и 2 истребительных авиационных полка ВВС ВМФ. Всего в Корейской войне приняли участие около 40 тысяч советских военнослужащих.

Долгое время героизм и даже просто участие советских лётчиков в ожесточённых воздушных схватках в небе над Кореей тщательно скрывались.
Все они имели китайские документы без фотографий, носили форму китайских военнослужащих.

Маршал авиации, прославленный советский истребитель Иван Кожедуб признавался в одном из интервью, что «вся эта маскировка была шита белыми нитками» и, смеясь, говорил, что на три года его фамилия стала ЛИ СИ ЦЫН. Однако во время воздушного боя лётчики говорили по-русски, в том числе с помощью «идиоматических выражений». Поэтому у американцев не оставалось никаких сомнений в том, кто воюет с ними в небе над Кореей.

Интересно, что официальный Вашингтон хранил молчание все три года войны о том, что за штурвалами большинства МиГов, в пух и прах разносивших «летающие крепости» - русские.

Спустя много лет после окончания горячей фазы Корейской войны (официально мир между Северной и Южной Креей до сих пор не заключён) военный советник президента Трумэна Пол Нитце признался, что им был подготовлен секретный документ. В нём анализировалось, стоит ли разглашать прямое участие советских лётчиков в воздушных схватках. В итоге правительство США пришло к выводу о том, что делать этого нельзя. Ведь большие потери американских ВВС тяжело переживались всем обществом и возмущение от факта, что «виноваты в этом русские» могло привести к непредсказуемым последствиям. В том числе, к ядерной войне.

Фото: airaces.ru
koreanwaronline.com


Информационно-аналитический и энциклопедический портал

/27.5.2004/ - РУССКИЕ АСЫ В НЕБЕ КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЫ

13 марта 1950 г. самолет дальней разведки ВВС США RB-29 из состава 91-й разведывательной эскадрильи на высоте 10.000 м. вторгся в воздушное пространство Китайской Народной республики, выполняя рутинный полет по сбору шпионской информации. Становление коммунистических режимов в Китае и Северной Корее, в условиях разгоравшейся "холодной войны" тесно сотрудничавших с главным геополитическим противником США - Советским Союзом, вызывало повышенный интерес Пентагона. Готовя свою масштабную военную акцию по установлению контроля в Юго-Восточной Азии, заокеанские стратеги активно вооружали и снабжали развединформацией своих марионеток в регионе - Гоминьдан и Южную Корею. Именно с таким заданием и появился в тот день в китайском небе американский разведчик. Он шел спокойно: самолетов, способных достичь его скорости и практического потолка у Народно-освободительной армии Китая (НОАК) по агентурным данным не имелось. Впрочем, американские пилоты не могли не знать, что в 20-х числах февраля на территорию КНР, согласно условиям советско-китайского договора о военно-техническом сотрудничестве, прибыло несколько эскадрилий советских истребителей - однако собрать технику, освоить новые аэродромы и начать боевые полеты в незнакомом небе за две недели представлялось совершенно невозможным. Потому, когда в левую плоскость разведчика врезались первые очереди скорострельных 23-мм пушек, американский экипаж поначалу решил, что терпит бедствие, попав в зону повышенной турбулентности - и сообщил об этом на базу. Времени на повторную радиограмму у него уже не осталось: ст. лейтенант Алексей Сидоров из 351-го истребительного авиаполка (далее - ИАП), выполнив боевой разворот, бросил свой Ла-11 в повторную атаку на стремительно теряющего высоту "американца" и с близкого расстояния выпустил по нему весь боекомплект. Ведомому ст. лейтенанту Виктору Бутнару, только сейчас "вскарабкавшемуся" на предельную для наших "ястребков" высоту, оставалось только расстрелять падающие на землю пылающие обломки RВ-29, в которых нашли свою могилу 11 военнослужащих США и трое гоминьдановцев. Показательно, что советские истребители все-таки уступали американскому самолету по высотным характеристикам и достали его буквально на пределе возможностей. 24-х летний русский пилот А. Сидоров стал первым советским летчиком, одержавшим воздушную победу в ожесточенной войне 1950-1953 гг. в Юго-Восточной Азии, которая вошла в историю под именем Корейской войны. Для нашей страны это была война за безопасность дальневосточных рубежей; в небе Кореи и Китая наши славные авиаторы защищали свою землю от агрессии носителя "нового мирового порядка" - США.
Первым фронтом этой войны стал для наших вооруженных сил Китай, куда по решению советского правительства была переброшена для помощи НОАК группировка в составе 106-й истребительной авиадивизии, 52-й зенитно-артиллерийской дивизии и частей обеспечения. Сразу же определилась специфика участия наших военных в боевых действиях в Юго-Восточной Азии: их сферой ответственности было небо, где американская авиация имела подавляющее превосходство над зарождающимися ВВС КНР и КНДР. На земле китайцы и корейцы неплохо справлялись сами. Желтое небо Китая стало ареной боевого дебюта главного воздушного героя Корейской войны - прекрасного русского реактивного истребителя МиГ-15, за изящество и стремительность прозванного местными жителями "ласточкой". Кроме него нашими авиаторами в Китае активно применялись мощный поршневой истребитель Ла-11 (младший брат легендарного Ла-5 Отечественной войны) и грозный штурмовик Ил-10. Следует отметить, что собственно самолеты ВВС США были в небе Китая нечастыми гостями (Америка официально не участвовала в войне), и главными противниками наших пилотов были не самые современные самолеты американского производства, которыми "дядя Сэм" щедро снабжал ВВС Гоминьдана, пилотируемые как местными пилотами, так и американскими и австралийскими наемниками. Боевые качества этих вояк оставляли желать много лучшего, и русские пилоты (многие из которых имели за плечами опыт воздушных боев с Люфтваффе!) без труда разгромили гоминьдановскую авиацию, к июню 1950 г. буквально вышвырнув ее из китайского неба; показательно, что противнику так и не удалось сбить ни одного нашего самолета! С 30 июля основной задачей 106-й авиадивизии стало обучение начинающих китайских летчиков обращению с поставлявшейся из СССР авиатехникой.
Проиграв Китай "всухую", Соединенные Штаты не оставили своих наполеоновских планов в регионе. Воспользовавшись вспыхнувшим 25 июня 1950 г. военным конфликтом между КНДР и Южной Кореей, они в спешном порядке протолкнули через ООН (в первый, но далеко не последний раз в своей противоречивой истории показавшую себя проводником интересов Америки) решение об отправке в Корею почти 500-тысячного контингента международных вооруженных сил - преимущественно войск США. Главной ударной силой агрессоров с первых же дней боев стала авиация; США по праву являются первым государством, осознавшим решающую роль этого рода войск в современной войне. Для сокрушения маленькой Северной Кореи они сосредоточили не уступавшую по масштабам авиагруппировкам Второй мировой войны воздушную армаду в составе 5-й воздушной армии и пяти стратегических бомбардировочных групп ВВС США, авиации 7-го флота США и нескольких эскадрилий ВВС Австралии (в разное время от 1 000 до 4 000 боевых самолетов). 27 июня ударные эскадрильи ВВС США обрушились на Северную Корею. "Черные тени американских бомбардировщиков закрыли небо над Пхеньяном",- писали в те дни советские газеты. Воздушная стратегия агрессоров была беспроигрышной: пока гигантские стратегические "бомберы" В-29 "Суперфортресс", действующие с недосягаемой для зенитного огня высоты до 10 000 м., мощными бомбами ровняли с землей объекты инфраструктуры и города Северной Кореи, по продолжающей на пределе сил наступление на южнокорейцев и экспедиционные силы США Корейской Народной армии работали тактические бомбардировщики В-26, новейшие реактивные штурмовики F-84 "Тандерчиф", легкие палубные бомбардировщики AD "Скайрайдер" и поршневая истребительно-бомбардировочная авиация. Воздушное прикрытие осуществляли первые реактивные истребители Америки - F-80 "Шутинг Стар". На головы несчастных корейцев - "крестоносцы демократии" не делали разницы между солдатами, крестьянами, женщинами и детьми - сыпались такие разрушительные новинки, как напалмовые бомбы, неуправляемые реактивные снаряды и т. д. Крошечные северокорейские ВВС были буквально сметены. С первых же налетов жертвы среди мирного населения Северной Кореи стали исчисляться тысячами; побывавшие в Пхеньяне иностранные журналисты сравнивали разрушенную "Суперкрепостями" столицу КНДР с "лунным пейзажем" от обилия огромных воронок бомб. Было очевидно, что в одиночку корейцам долго не выстоять…
1 октября руководство КНДР обратилось к СССР с отчаянной просьбой: "В этот трагический момент перехода неприятельских войск через 38-ю параллель (граница между двумя Кореями - М. К.) нам крайне необходима непосредственная военная помощь Советского Союза!" Аналогичный запрос был направлен Китаю. После консультаций со Сталиным, Мао Цзэдун направил на помощь соседу Ким Ир Сену 200-тысячную войсковую группировку т. н. "китайских народных добровольцев", вступившую в бой 14 октября и сумевшую ценой колоссальных потерь приостановить развитое войсками США и их союзниками контрнаступление. Однако с воздуха китайцы были столь же беззащитны, и американская авиация теперь громила их наравне с остатками северокорейских частей. Промедление было воистину подобно смерти, и 20 октября 1950 г. Сталин отдал советским ВВС непосредственный приказ, показательный своей конкретикой: "Прикрыть небо над Северной Кореей от налетов американской авиации и защитить на дальних подступах границы Советского Союза!" Для решения этих задач было решено к началу ноября сформировать и перебросить на театр боевых действий отдельный 64-й истребительный авиакорпус (ИАК) в составе трех истребительных авиадивизий (ИАД) по два авиаполка в каждой. При комплектовании этого соединения предпочтение отдавалось элитным гвардейским истребительным частям, имевшим опыт боев Отечественной войны и полкам, дислоцированным в Дальневосточном военном округе (ДальВО). Однако некоторые эскадрильи пришлось укомплектовывать буквально с нуля лучшими летчиками со всего Союза.
Пять десятилетий отделяет от нас тех отличных русских парней, умевших жить, драться за свою страну, любить и умирать как настоящие мужчины. Но все же попытаемся увидеть через толщу истории за сухими цифрами статистики живые черты этих людей. Еще живы те, кто может рассказать о них - слово военным мемуаристам. "Коллектив, собранный из разных частей, со средним возрастом летчиков 25-27 лет, быстро стал единым, целым", - вспоминает Б. С. Абакумов, в 1950 - молодой ст. лейтенант 196-го ИАП. Чувство товарищества, боевого и человеческого братства было у этих людей в крови. Другой пилот того же полка, капитан Е. Г. Пепеляев, впоследствии самый результативный советский ас Корейской войны, пишет, что более половины отправлявшихся в Корею советских пилотов имели боевой опыт Великой Отечественной. Однако большинству из них довелось повоевать только в 1944-45 гг., когда "немец был уже не тот" (по словам самого Пепеляева), в небе попадался нечасто, и лишь немногие имели на счету по 1-2 сбитых самолета противника. В то же время их командиры были опытными воздушными бойцам, - например майор Мухин, зам.ком. 28-го гвардейского ИАП, в 1943-44 гг. летавший ведомым у нашего легендарного аса Ивана Кожедуба. Совсем зеленую летную молодежь в Корею не отправляли: чтобы попасть на войну, было нужно иметь не менее 300 часов налета и быть минимум ст. лейтенантом.
Местом предварительного сосредоточения нашей авиации были крупнейшие авиабазы ДальВО - Дальний на советской территории и Ляодунский полуостров в Китае. Ряд авиачастей уже базировались там, или перелетели "своим ходом", боевую технику и аэродромный персонал других везли через всю страну в литерных эшелонах в обстановке повышенной секретности. "Ласточки" Корейской войны МиГ-17 тревожно дремали на железнодорожных платформах, чтобы вскоре грозно расправить крылья в небе над КНДР. Следом в пассажирских вагонах весело, с песнями и бурными гулянками на узловых станциях, мчалось удалое пилотское братство - в бой за свою страну эти отчаянные парни шли как на праздник! С тыловых аэродромов наши части перебазировались на фронтовые, преимущественно в районе города Аньдун на корейско-китайской границе, - и вольница сменялась жесточайшей боевой дисциплиной и строгой секретностью. 1 ноября 1950 года к боевым вылетам приступили первые советские авиачасти в Корее - 151-й, 139-й и 28-й гвардейские истребительные полки; по мере готовности к ним присоединялись остальные; 15 ноября 64-й ИАК был введен в бой в полном составе.
Нужно сказать несколько слов о характере и особенностях воздушной войны в Корее в целом. Во-первых - о пилотах. По сути своей это было противостояние летчиков двух сверхдержав "холодной войны" - СССР и США. Участие китайских и корейских пилотов было ограниченным. Однако официально в корейском небе сражались против американской авиации только они. Пребывание наших истребителей на театре боевых действий было окружено режимом государственной тайны. Во избежание нарушения хрупкого мира с Америкой (а мир 50-х уже был ядерным!), Советский Союз никогда не признавал факта отправки своих войск в Корею. В целях маскировки наши пилоты получили китайские псевдонимы (отсюда распространившийся в народе анекдот о "корейском летчике Ли Си Цинне"); все радиопереговоры в воздухе им предписывалось вести только на китайском языке. Однако последнее указание не сработало - пройдя сокращенный курс китайского, наши пилоты толком не понимали этот сложный и чуждый русскому уху язык, и в круговерти воздушного боя регулярно сбивались на родную речь, обильно сдабриваемую нецензурной лексикой. Всему личному составу советских авиачастей предписывалось носить китайскую форму; однако у наших пилотов вскоре сложился самобытный стиль одежды: кожаные куртки или длинные плащи и модные шляпы "a-la" Аль Капоне - согласитесь, импозантно! Контакты с местным населением были сведены к минимуму: вся жизнь русских летчиков в перерывах между боевыми вылетами проходила на территории их тщательно охраняемых баз. Однако весь вспомогательный персонал - ремонтные и строительные рабочие, уборщики, прачки - были местными, и поэтому в Китае и КНДР прекрасно знали, кто защищает их с неба, а русские парни постепенно знакомились с местными обычаями. Порою случались анекдотичные ситуации: "готовили нам китайские повара, - вспоминал впоследствии ст. лейтенант Борис Абакумов, - очень вкусно, но порции были настолько малы, что после обеда всегда ощущался голод… Тщедушные китайцы всегда удивлялись, как много нам нужно еды."
В отпуск советские пилоты ездили в Порт-Артур, где находилась большая советская военно-морская база. Там они с интересом осматривали памятники и старые укрепления, в годы русско-японской войны обильно политые русской кровью; там же на русском воинском кладбище хоронили своих погибших товарищей - внуки и деды упокоились вместе под сенью православных крестов русского собора... Несмотря на официальную доктрину атеизма, посещать храм и служить панихиды "по убиенным в небе" нашим пилотам не возбранялось. Знаменитый ас Иван Кожедуб, командовавший в Корее 324-й авиадивизией, однажды так объяснил одному советскому дипломату тягу своих подчиненных к вере: "Мы летаем в небе, нам надо, чтобы Бог был за нас!"
Во-вторых - о самолетах. Корейская война стала дебютом реактивной истребительной авиации, однако позиции пропеллера были все еще сильны: бомбардировочная и большинство штурмовой авиации и значительная часть ночных истребителей обеих сторон оставались поршневыми. Но уже во весь голос заговорили о себе новейшие изобретения в области авиатехники: появилась бортовая радиоэлектроника, автоматизированные прицелы, возросла роль радара (он еще не был установлен на борту большинства самолетов, но наводил их на цель с земли). Но со времен Второй мировой не утратил своего значения такой важный элемент бортового оборудования истребителя, как фото-кино-пулемет (ФКП), "стрелявший" синхронно с бортовым оружием и фиксировавший попадания (или промахи). Большинство наших авиачастей, сражавшихся в Корее, имели на своем вооружении реактивные МиГ-15, и только переброшенный из Китая 351-й ИАП (ночные перехватчики) первое время летал на поршневых Ла-11. Примерно до начала 1951 г. главным противником наших пилотов был реактивный истребитель США F-80 "Шутинг Стар"; он был гораздо тяжелее МиГа, менее маневрен и в общем-то сильно уступал нашей "ласточке". Равно не конкурентами МиГам были американские палубные истребители "Пантера" и британские "Метеоры" (тоже реактивные, но не совсем удачные модели). Однако с 1951 г. в 5-ю воздушную армию ВВС США в Корее начались массированные поставки истребителя новейшей разработки - F-86 "Сейбр", превосходившего наши машины в скорости, автоматике прицела и ряде параметров маневрирования. МиГ-17 был сильнее вооружением (3 мощных автоматических пушки калибра 30-мм и 23-мм против 6 пулеметов "Браунинг" у "американца") и более высотным. Наш лучший ас этой войны подполковник Е. Г. Пепеляев оценивал боевые возможности обоих истребителей как "весьма близкие". Именно "Сейбру" было суждено стать главным противником наших пилотов в Корее.
В-третьих - о противнике. В последнее время в некоторых не самых авторитетных отечественных изданиях сложилось ошибочное мнение об американских пилотах 1950-53 гг. как о трусливых наемниках-дилетантах, не осмеливавшихся вступать в бой со "сталинскими соколами" без многократного численного превосходства. Со всей категоричностью заявляю: это не так. Летчики ВВС США были прекрасно подготовленными профессиональными воздушными бойцами, смелыми и решительными. Словом, вспомним бессмертные строчки Константина Симонова:
Да, враг был храбр -
Тем больше наша слава!
Тем больше слава прекрасных русских парней, обладавших всеми упомянутыми качествами в превосходной степени, и помимо них еще одним, главнейшим - высоким чувством товарищества, боевого братства, постоянной готовностью, жертвуя собой, прикрыть друга в небе от опасности и поддержать друг-друга на земле. Б. С. Абакумов вспоминает, как однажды во время воздушного боя, он заметил, как к его МиГу с хвоста пристраивается "Сейбр". И тут в его шлемофоне прозвучал голос совершенно незнакомого советского пилота из другого полка: "Спокойно, дружок, я тебя прикрываю!" Заметив опасность, грозящую сражавшемуся рядом товарищу, он не раздумывая бросился на помощь - и сорвал атаку американца. А вот у пилотов США, чересчур гонявшихся за индивидуальными результатами, чувство коллектива было развито недостаточно - это признают все очевидцы.
Воздушная война в Корее с прибытием советского 64-го ИАК сразу приобрела крайне ожесточенный характер. Наши пилоты летали и сражались буквально на износ, совершая по нескольку боевых вылетов на человека в день - а каждый вылет на реактивном истребителе это огромная физическая нагрузка, не говоря уже о воздушном бое, когда от перегрузок на виражах кровь готова закипеть в жилах! В советских истребительных авиаполках насчитывалось как правило по 30-35 летчиков, так что общее число советских самолетов на театре боевых действий редко превышало 250-300 боеготовых машин (и это против нескольких тысяч американских!). В этих условиях нашим героическим пилотам удавалось поддерживать в небе состояние примерного паритета сил, что само по себе заслуживает восхищения и преклонения перед этими стальными людьми России! Советские авиачасти в Корее периодически обновлялись: командование выводило измотанные беспрерывными боями полки и дивизии обратно в Союз, заменяя их свежими, но еще необстрелянными. Это была не самая выгодная тактика: прежде чем "втянуться" в бешеный ритм воздушной войны, новички долгое время действовали недостаточно эффективно и несли большие потери. (У американцев ротация личного состава была налажена более грамотно: они заменяли за один прием не более 20% летного состава своих частей, перманентно сохраняя тем самым их опытный костяк). Всего через раскаленное небо Кореи прошло не менее 1 200 советских пилотов, сражавшихся в составе 10 сменявших друг друга авиадивизий и 29 авиаполков (помимо ВВС в боевых действиях приняла участие и советская морская авиация - 781 ИАП Тихоокеанского флота и бомбардировочные части). Особенно тяжелая боевая работа выпала на долю 324-й дивизии (в составе 176-го гвардейского и 196-го ИАП), которой командовал прославленный ас Великой Отечественной гвардии полковник И. Н. Кожедуб.
На долю этого славного соединения выпала честь участвовать в самом массовом воздушном бою этой войны - 12 апреля 1951 г. над рекой Ялуцзян. Стратегически важные переправы через эту реку, по которым шло снабжение удерживавших фронт китайских и северокорейских войск, давно являлись приоритетной целью американской авиации. Однако все их налеты до сих пор успешно отражались советским летчикам и зенитчикам ПВО 64-го ИАК (подвиг последних, простых русских солдат срочной службы, под массированными бомбежками по 20 часов в сутки самоотверженно защищавшими небо Кореи с земли, достоин стать материалом для самостоятельного исследования!) И тогда командующий войсками ООН в Корее американский генерал Макартур (которого даже собственные солдаты прозвали за безжалостность "мясником") отдал приказ стереть с лица земли район снабжения Ялуцзян, бросив на его штурмовку гигантскую армаду из 48 тяжелых бомбардировщиков В-29 (прозванных "летающими крепостями, каждый - 9 тонн бомб и 11 пулеметов!) под прикрытием 42 истребителей "Сейбр". Подавить противодействие советских зенитчиков должны были 36 истребителей-бомбардировщиков "Тандерджет", также грозных противников в воздушном бою. Радиолокационные станции 64-го ИАК сумели заблаговременно засечь эту армаду - и с аэродромов рванулись на перехват 44 советских МиГ-17 176-го гвардейского и 196-го полков. Это было все, что оставалось в дивизии Кожедуба после нескольких месяцев ожесточенных боев…
Тактика действий обеих сторон была отлажена месяцами воздушного противостояния. Заметив приближение МиГов, американские бомбовозы сомкнули строй, установив непроницаемую завесу из огня более чем 500 крупнокалиберных пулеметов, а стремительные "Сейбры" носились вокруг, стараясь "подловить" наших пилотов на заходе в атаку и выходе из нее. В свою очередь, наши "ястребки" выстроились в т. н. "карусель", воздушное построение, при котором каждое следующее звено прикрывает хвост впередиидущего. Своим ожесточением, яростью схватка небесных противников напоминал рукопашную. Пораженные очередями пушек, самолеты вспыхивали и падали, разваливаясь в воздухе, оставляя за собою траурный шлейф дыма. Иван Кожедуб, ветеран сотен воздушных боев, имел а Корее категорический личный приказ Сталина: не вступать в воздушные бои самому, чтобы не подвергаться опасности. Однако он не мог оставаться на земле, когда его ребята дрались в небе один против троих. Он превратил свой МиГ в воздушный командный пункт, летая на грани боя, принимая сообщения с земли и с воздуха, руководя своими эскадрильями. В этот день одержали воздушные победы почти все наши лучшие асы этой войны: командир 196-го ИАП подполковник Евгений Пепеляев, гвардии капитаны Сергей Крамаренко, Серафим Субботин и Григорий Гесь, ст. лейтенанты Борис Абакумов и др. 13 "летающих крепостей" и 6 истребителей противника сбили в том бою наши доблестные пилоты. В бою получили повреждения 3 советских истребителя, однако все они смогли благополучно приземлиться на своих аэродромах. Разгром американской авиации был ужасающим; общественное мнение США было в шоке от подобного "неспортивного счета".
Теперь - о собственно асах. С самого рождения боевой истребительной авиации повелась традиция называть пилота, перешагнувшего в воздушных боях заветный рубеж в 5 сбитых самолетов противника "асом", т. е. "тузом" в переводе с английского. Так вот, в Корее асами стали 52 русских пилота, в общей сложности уничтожившие 416 самолетов противника! Правила регистрации воздушной победы в 64-м ИАК были суровы (в советской авиации они сложились еще в годы Отечественной войны). Для того, чтобы на счет нашего летчика был записан сбитый американский самолет, необходимо было предъявить не только кадры ФКП, фиксирующие попадания и рапорты-подтверждения мин. двух сражавшихся рядом пилотов, но и обнаружить на земле его обломки. Самолеты, сбитые двумя и более пилотами совместно, заносились на отдельный "групповой" счет. Таким образом реальный учет боевых побед наших летчиков был максимально близок к действительности. В то же время американским пилотам воздушные победы засчитывались только на основании кадров ФКП, и нередко наш МиГ, считавшийся за сбитый, на деле просто получал серию попаданий и отчаянным маневром уходил из-под огня. Так что у асов-янки было немало "дутых" побед - некоторые исследователи полагают, что вообще не меньше половины! Лучшим советским асом в Корее считался уже упоминавшийся нами командир 196-го ИАП подполковник Е. Г. Пепеляев, прекрасный командир, превосходный летчик-истребитель и верный старший друг своим подчиненным. Известно, что когда в одном из боев был сбит и погиб его ведомый, ст. лейтенант Валерий Ларионов, Пепеляев не задумываясь переписал на его счет три своих победы. Таким образом официальное число сбитых молодым летчиком самолетов противника достигло 5, и Ларионов получил звание Героя Советского Союза (посмертно), что гарантировало его вдове, оставшейся с грудным ребенком на руках, некоторые льготы. Вместе с этими тремя, число самолетов противника, уничтоженных Е. Г. Пепеляевым в небе Корейской войны достигает 23-х (лучший американский ас, капитан Дж. Макконел-младший, с учетом "дутых" побед, может похвастаться только 16-ю). На втором месте среди наших асов - капитан Николай Сутягин из 17 ИАП с 21 победой. Этот, при своих отличных бойцовских и товарищеских качествах, обладал придирчивым и даже капризным нравом, без конца обвиняя начальство в недооценке его подвигов(сам он претендовал на целых 30 сбитых!) и аппелируя к вышестоящим инстанциям. Это позволило Кожедубу однажды в сердцах сказать "неудобному" капитану: "Тебе даже прозвища не надо - у тебя фамилия подходящая!" Четверо наших пилотов имели по 15 побед, двое - по 14 и еще четверо - по 11. Лучшим асом среди наших ночных истребителей стал майор Александр Карелин из 351-го ИАП, сбивший в ночном небе 5 американских бомбардировщиков и разведчиков. Все наши асы в Корее стали Героями Советского Союза, из них несколько человек - посмертно… Всего же пилоты 64-го ИАК уничтожили в небе Кореи и Китая 1 097 самолетов противника.
Однако не следует думать, что боевой путь нашей авиации в Кореи был устлан исключительно лаврами побед. Подобно любым дорогам войны он был покрыт терниями и обильно полит кровью павших русских героев. 182 (по другим данным - 120) наших пилотов отдали свои жизни, защищая в далекой Юго-Восточной Азии мирную жизнь своей страны… 212 - испытали горький удел поражения, выбрасываясь с парашютом из горящих МиГов или заводя свои изувеченные в небе машины на вынужденную посадку среди топких рисовых полей Кореи, среди них - 8 наших асов. По разному складывалась на земле боевая судьба сброшенных с неба русских соколов, с разным отношением местного населения приходилось им сталкиваться. Так гвардии капитана Сергей Крамаренко (13 побед) благодарные корейские милиционеры угощали местными яствами и водкой, а тяжело раненый и обмороженный ст. лейтенант Борис Абакумов (5 побед) целый день пролежал на земляном полу в хижине, не получив от корейцев даже глотка воды, пока за ним не пришла машина из его полка. Во избежании попадания в плен, нашим пилотам запрещалось пересекать 38-ю параллель или углубляться в воздушное пространство над морем, однако в горячке воздушного боя соблюдать это правило получалось не всегда. Несколько наших летчиков было сбито в "запретной зоне" и пропало без вести. Известна трагическая и геройская судьба только одного из них. 1-го июня 1951 г. ст. лейтенант Евгений Стельмах из 18-го гвардейского ИАП (2 победы) был сбит в воздушном бою над прифронтовой полосой Южной Кореи, тяжело ранен и выбросился с парашютом. На земле истекавшего кровью советского пилота окружили южнокорейские солдаты и хотели взять в плен. Мужественный ст. лейтенант отстреливался из табельного пистолета ТТ до последнего патрона и погиб в бою… Выходец из бедной еврейской семьи с Украины, он оставался настоящим русским воином до конца!
Северная Корея выстояла. Именно там Америка получила в первый раз жестокий урок, два с лишним десятилетия спустя погрузивший ее в транс, именуемый "вьетнамским синдромом": даже маленький народ невозможно победить, если он верен своим корням, любит свою Родину и готов принести во имя ее спасения любые жертвы. И если с неба его защищают на своих стремительных серебристых "ласточках" типа МиГ русские асы!

12 апреля 1951 года в истории американской авиации получило название чёрного четверга. Такое большое количество стратегических бомбардировщиков в одном воздушном бою американцы не теряли с тех пор, как закончилась вторая мировая война .

Боевые действия между Северной и Южной Кореей начались 25 июня 1950 года. Эта война продолжалась ровно три года и один месяц. Соединенные Штаты действовали в Корее открыто, под флагом ООН на стороне Южной Кореи, а Советский Союз – негласно на стороне КНДР.

Вооруженные силы США в этом конфликте были представлены всеми родами войск, куда входили несколько сот тысяч военнослужащих. Советские вооруженные силы – лишь одним отдельным истребительным авиакорпусом, куда, впрочем, кроме авиационных частей, входили несколько зенитно-артиллерийских дивизий, несколько зенитно-прожекторных полков и несколько радиотехнических батальонов локаторщиков.

Кроме этого, в частях вооруженных сил КНДР и китайских народных добровольцев, которые также активно принимали участие в этой войне, находилось две-три сотни наших военных советников и несколько военных госпиталей.

В боевых же действиях активно участвовали только зенитчики и летчики, которые в составе 64-го истребительного авиакорпуса противостояли мощной 5 воздушной армии и авиации их союзников – Австралии, Канады, Англии, Южной Кореи , Южной Африки. Боевые действия советские летчики 64-го истребительного авиакорпуса начали 1 ноября 1950 года на реактивных истребителях МиГ-15 конструкции Микояна и Гуревича.


МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР

С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец. В этой воздушной войне участвовали лучшие самолеты с обеих сторон, впервые отрабатывались новые тактические приемы ведения воздушной войны на реактивной технике.

Уже первые схватки в небе доказали, что американские реактивные самолёты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают МиГ-15 по скорости, скороподъёмности и вооружению. Бои заканчивались их бегством.

Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители - F-86 Сейбр. Уступая МиГу в скороподъёмности и удельной тяге, они превосходили его в манёвренности, большей дальности полёта и в наборе скорости при пикировании.

Но МиГ-15 обладал преимуществами в вооружении: три пушки (две калибра 23 мм и одна 37 мм) с прицельной дальностью 800 м против 6 пулемётов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 м. Впрочем, МиГам приходилось иметь дело в воздухе не только с американцами, но и с военными других стран, выступавшими под флагом ООН .

Так, свои военные силы предоставила и Австралия. Однако боевые качества австралийских лётчиков и техническое оснащение их самолётов было таково, что уже после первых свиданий с советскими асами из шестнадцати машин уцелело лишь четыре.


F-86 Сейбр

Советский щит над корейским небом вынудил американцев снизить активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Прекратились дневные полёты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил период воздушных боёв крупных групп истребителей F-86 с МиГами.

Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля, в так называемый Чёрный четверг 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю.

Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска.


B-29

В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Это огромная машина, способная нести более 9 тонн бомбовой. Её оборонительоне вооружение вкючало полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. B-29 действовали действовавших под прикрытием сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86, насчитывавшие в общей сложности около пятидесяти самолётов.

На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб.

Бой проходил на высоте 7-8 тыс. м в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четвёрками атаковали группы B-29, не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов - 10 B-29 и четыре Сейбра.

Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом, в небе над Ялуцзяном раскрылись десятки парашютных куполов, экипажи американских бомбовозов пытались спасти свои жизни, впереди их ждал плен. Два советских самолёта были повреждены, но вскоре, устранив неполадки, их вернули в строй. Всего в этом бою через реку смогли прорваться лишь три американских самолёта. Они сбросили три шеститонные радиоуправляемые бомбы, взрыв от которых повредил одну из опор моста, но уже через несколько дней стратегически важный мост был восстановлен. В американских ВВС на целую неделю был объявлен траур по погибшим лётчикам.

Самый результативный ас Корейской войны Евгений Пепеляев (1918-2013)

В Корее асами стали 46 советских летчиков. В общей сложности эта полусотня пилотов сбила 416 самолетов противника. Лучшим советским асом Корейской войны считается командир 196-го ИАП 324-й авиадивизии подполковник Евгений Георгиевич Пепеляев, прекрасный командир, превосходный летчик истребитель и верный старший друг своим подчиненным.

Известно, что когда в одном из боев был сбит и погиб его ведомый, старший лейтенант Валерий Ларионов, Пепеляев не задумываясь переписал на его счет три своих победы.

Таким образом официальное число сбитых молодым летчиком самолетов противника достигло пяти, и Ларионов посмертно получил звание Героя Советского Союза, что гарантировало его вдове, оставшейся с грудным ребенком на руках, обширные льготы.

Вместе с этими тремя, число самолетов противника, уничтоженных Пепеляевым в небе над Корейским полуостровом достигает 23 штук (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86).

Николай Васильевич Сутягин (5 мая 1923 - 12 ноября 1986) - Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР , генерал-майор авиации.

Лучший американский ас, капитан Джозеф Кристофер Макконел-младший, может похвастаться только 16 сбитыми самолётами.

На втором месте среди наших асов – капитан Николай Сутягин из 17 ИАП с 21 победой. 64-й истребительный авиакорпус вёл боевые действия на территории Кореи почти три года.

В общей сложности за это время было сбито 1525 самолётов противника, 1099 из них были сбиты силами авиации.

Советские потери составили 319 самолётов МиГ-15 и Ла-11. В боях погибло 120 лётчиков.

Многие из погибших наших летчиков были в основном похоронены на территории Китая , вечная им память !

Пост подготовлен по материалам Русского Портала

НАСТОЯЩАЯ же реактивная война развернулась в начале пятидесятых годов в Корее 8 ноября 1950 года. В тот день в корейском фронтовом небе появились русские реактивные самолеты МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР. Они сразу же вступили в ожесточенные поединки с американскими F-80 "Шутинг стар" и F-84 "Тандерджет". Американскому командующему Макартуру пришлось докладывать начальникам штабов о том, что летчики за все время в Корее столкнулись с боевой техникой, значительно превосходящей американскую, их боевой дух начал падать. Командование США для защиты бомбардировщиков срочно пришлось ввести новейшие реактивные истребители F-86 "Сейбр". Развернулась реактивная воздушная война, которую вели пилоты США с союзниками с одной стороны, а с другой - советские, китайские и северокорейские летчики. Задействованные МиГ-15 и F-86 "Сейбр" были современнейшими реактивными самолетами.
"Атакующие самолеты устремлялись с громадных высот, где преимущество имели МиГи, вниз на малые высоты, где господствовали "Сейбры", - вспоминал один из американских летчиков. - На встречных курсах с суммарной скоростью более 1.900 км/час самолеты сближались так быстро, что человеческий глаз и человеческие реакции были на пределе своих возможностей".

В реактивной воздушной войне успех остался за советскими асами. Заокеанские специалисты насчитывали свыше 30 применяемых тактических приемов летчиками МиГов. И это, в общем-то, не удивительно. Так, 324-й дивизией, которая одна из первых прибыла в Северный Китай для противовоздушной защиты объектов КНДР, командовал легендарный Иван Кожедуб. А потому в ходу были и "косая петля", и "карусель", и "горка к солнцу" и "ловушка", и "пасть"... Отметим, в США по-разному оценивали уровень подготовки своего противника. Командир крыла истребителей "реактивный" ас полковник Харрисон Тинг считал: "МиГ-15 страшен, если управляется хорошим, инициативным летчиком".

Именно такими являлись капитан Николай Сутягин, полковник Евгений Пепеляев, капитан Лев Щукин, майор Дмитрий Оськин, другие советские летчики - бесстрашные асы корейской войны.

Первым "реактивным" асом планеты стал наш летчик - старший лейтенант Федор Шабанов. На реактивном истребителе он уничтожил 5 реактивных самолетов. Это случилось 20 мая 1951 года. Запомним дату рождения первого "реактивного" аса - 20 мая 1951 года. Именно тогда Федор Шабанов одержал свою шестую победу над F-86, которая была пятой "реактивной". В этот день свою пятую "реактивную" победу одержал и американский летчик Джеймс Джабара.


Советские воздушные "реактивные" асы Николай Сутягин (слева) и
Евгений Пепеляев (справа)

Ну а непревзойденным "реактивным" асом стал заместитель командира эскадрильи 17-го полка 303-й истребительной авиационной дивизии капитан Николай Сутягин. Свой счет реактивным победам он открыл 19 июня пятьдесят первого. А уже через три дня увеличивает их до 3.

Тогда в момент разворота звену советских летчиков во главе с Николаем Сутягиным заходила в "хвост" четверка F-86. Умелый маневр, и наши пилоты уже в "хвосте" "Сейбров". Заметив МиГи, американцы после левого разворота пошли в пикирование. Сутягин с дистанции 400-500 метров открыл огонь по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в "хвост", это заметил ведомый старший лейтенант Шулев - он резким маневром вышел из-под удара. Ведущий первой американской пары, заметив, что стреляют по ведомому, пошел на "косую петлю". Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, который в верхнем положении, уже сблизившись до 250-300 метров, открыл по нему огонь. F-86 запылал и стал падать. Чуть позже был уничтожен еще один "Сейбр".
Умению Сутягина драться с американцами завидовали во всей дивизии, как и его нацеленности на победу.
Лето 51-го для Николая стало результативным - 6 сбитых самолетов противника, еще результативней осень - 8 уничтоженных машин. Только в декабре Сутягин одержал 5 воздушных побед. В начале 52-го он стал реже вылетать на боевые вылеты, как асу ему было поручено выступать перед летчиками полков второго эшелона, готовившимся к боям. Тем не менее, в январе 52-го он сбил 3 самолета противника.

Итак, Николай Сутягин за время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвел 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 22 самолета - наивысший результат в корейской войне. На его счету 15 F-86 "Сейбр", 2 F-80 "Шутинг Стар", 3 F-84 "Тандерджет" и 2 "Глостер-Метеор".

К слову, не все критерии, используемые при анализе результатов летчиков второй мировой, применимы к корейской войне. Противоборствующие стороны находились примерно в равных условиях. Даже сражались советские и американские пилоты на самолетах, которые были близки по основным летно-техническим данным. МиГ-15 превосходил F-86 в скороподъемности, удельной тяговоруженности. "Сейбр" быстрее набирал скорость при пикировании, был более маневрен, обладал большей дальностью полета. Однако МиГ отличался вооружением, две пушки 23-мм калибра и одна 37-мм характеризовались высокой скорострельностью, а снаряды пробивали любую броню. 6 крупнокалиберных "сейбровских" пулеметов "Кольт Браунинг" не давали такого эффекта.
У капитана Николая Сутягина высочайший результат. Ему принадлежат почти все рекорды воздушного боя на реактивной технике. Он одержал наибольшее число побед - 22. Сбил наибольшее число реактивных самолетов. Всех больше уничтожил современнейших на то время F-86 "Сейбр" - 15. Он добился и высокого результата в воздушных поединках за один месяц - 5 побед.
В военно-воздушных силах США не было пилота, равного Николаю Сутягину по мужеству и мастерству в реактивной войне. Как, впрочем, и Евгению Пепеляеву.

Командир 176-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии полковник Евгений Пепеляев одержал 19 воздушных побед при 108 боевых вылетах. Плюс к этому 4 сбитых им самолета пошли на счет ведомого. Этот русский летчик имеет наивысшую результативность по формуле - количество побед на один боевой вылет - 0,19. За 5 вылетов он сбивал самолет противника. В двух боях Пепеляев уничтожил по два самолета. На его счету - 14 американских F-86 "Сейбр", два - F-84 "Тандерджет", один - F-80 "Шутинг стар", два - F-94.
По 15 самолетов противника уничтожили капитан Лев Щукин и майор Дмитрий Оськин. К слову, Дмитрию Оськину принадлежит рекорд наивысшей результативности за определенный период среди наших летчиков. В октябре-декабре 1951-го за 23 дня он одержал в побед. 13 побед на счету капитана Сергея Крамаренко. По 12 выигранных поединков имеют майор Константин Шеберстов, майор Михаил Пономарев (11 сентября 1951-го за один день он уничтожил четыре реактивных штурмовика, причем три из них в одном вылете), подполковник Александр Сморчков, по 11 капитан Григорий Охай, майор Степан Бахаев, капитан Петр (?) Милаушкин, по 10 старший лейтенант Дмитрий Самойлов, капитан Иван(?) Сучков.

Здесь следует назвать и капитана Степана Науменко, ставшего первым советским асом в корейской войне - 24 декабря 1950 года, когда он сбил свой пятый самолет. Подполковника Александра Карасева, который 19 сентября этого года одержал три победы, отправив на землю тройку штурмовиков F-84. Майора Анатолия Карелина, сбившего в ночных воздушных боях 6 самолетов В-29 - знаменитых "летающих крепостей".

Всего в ходе корейской войны 51 советский летчик стал асом, одержав по 5 и более побед.

Результаты американских летчиков скромнее. Наиболее удачливым стал капитан Джозеф Макконнел. В 106 боевых вылетах он сбил 16 самолетов противника. Вторым "реактивным" асом среди американцев слывет капитан Джеймс Джабара, одержавший 15 побед. Третьим - капитанМануэль Фернандер, сбивший лично 14 самолетов и один в группе. Четвертый по счету ас майор Джордж Дэвис сбил 14 самолетов. Полковник Роял Бэйкер (он пятый американский ас) одержал 13 воздушных побед. Еще 8 американских пилотов имеют за плечами от 10 до 14 выигранных поединков. А асами стали 40 летчиков. Для сравнения скажем, что в ходе корейской войны 51 советский летчик стал асом, одержав по 5 и более побед. (И в первом и во втором случае на счету летчиков есть и уничтоженные поршневые машины.)

А теперь уместно сказать вот о чем. Американцы как пилоты, так и исследователи корейской войны, оказались большими мастерами фальсификаций. Они "забрали" себе все рекорды, доказывая тем самым тезис, а точнее, миф о своем боевом превосходстве. Пример - книга "Аллея МиГов", изданная в Техасе в 1970 году.

Заокеанские исследователи вовсю пытаются приподнять мастерство своих пилотов. Они часто подчеркивают, что первым в истории реактивным асом стал капитан Джеймс Джабара, сбив к 20 мая 1951 года 5 самолетов (всего на счету Джабары 15 воздушных побед). Отмечают, что сильнейший летчик корейской войны - капитан Джозеф Макконнел (выиграл 16 поединков). Как мы убедились это совсем не так.

Разумеется, нужно отдать должное мужеству и мастерству американских летчиков, они сражались достойно, а порой и на равных с советскими асами. Причем те же Джозеф Макконнел и Джеймс Джабара, что называется, до конца остались верны небу. Первый погиб при испытательных полетах в 1954 году. Второй поставил целью стать асом и во время вьетнамской войны, был туда направлен, однако не осуществил своей цели - погиб в авиакатастрофе. Кстати, там он мог бы столкнуться с воспитанниками Николая Сутягина, который был советником во вьетнамских ВВС.

Не принижая мастерства американских летчиков, скажем, что счет советских асов солиднее. Ну а почти все рекорды "реактивной" войны, как я уже отмечал, принадлежат Николаю Сутягину. О чем, к слову, российским исследователям нужно вспоминать почаще, уточняя отдельные позиции в истории воздушных войн.

До сих пор в США пытаются подправить и общий итог войны. Так, в "Энциклопедии авиации" (Нью-Йорк", 1977 г.) отмечается, что всего американскими летчиками за время войны сбито 2.300 "коммунистических" самолетов (СССР, Китая и КНДР), потери США и их союзников -114. Соотношение - 20:1. Внушительно? Однако наиболее серьезные американские специалисты еще в пятидесятых годах, когда потери было скрыть трудно (смотри книгу "Воздушная мощь -решающая сила в Корее", Торонто - Нью-Йорк - Лондон, 1957 г.) отмечали, что ВВС США только в боевых схватках потеряли около 2000 самолетов, потери "коммунистических" самолетов они тогда оценивали скромнее - примерно в 1000 самолетов. Однако и эти цифры далеки от правды.

В 1993 году Генеральный штаб Вооруженных Сил России рассекретил документы времен войны в Корее. Вот общие данные. Советскими летчиками 64-го истребительного авиационного корпуса (за время войны в него попеременно - от 6 месяцев до одного года - входило десять дивизий) было проведено 1.872 воздушных боя, в ходе которых сбито 1.106 самолетов противника, из них F-86 - 650 единиц. Потери корпуса - 335 самолетов. Соотношение - 3:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МиГ-15 и F-86 "Сейбр") - 2:1. Отметим, американские летчики действовали и менее эффективно пилотов Объединенной воздушной армии, в которую входили части Китая и КНДР. Они сбили 231 самолет, а потеряли - 271.

Словом, в Корее верх остался за школой, которую представлял советский легендарный ас Иван Кожедуб, положивший начало уничтожению реактивной техники в феврале победного 1945-ro, и бесстрашные асы реактивной войны Николай Сутягин и Евгений Пепеляев.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с