Борис годунов в сокращении по главам. Пересказ произведения "Борис Годунов" Пушкина А.С

Александр Сергеевич Пушкин

«Борис Годунов»

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:


Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, <…>
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится…

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:


Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!

Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, — в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:


Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, <…>
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им <…>
Я выстроил им новые жилища…

Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят <…>, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела — три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал <…>, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он — Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса — возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей <…> на службу высылали». Но самое опасное — слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают <…> Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», — подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, — говорит Борис Басманову, — И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса — Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

20 февраля 1598 г. Прошёл месяц, как Борис Годунов закрылся в монастыре. Он решил покинуть мирскую жизнь. Напрасно пролилась кровь царевича- младенца, в смерти которого Шуйский обвиняет Бориса. Прошло четыре года. Ночь в келье Чудова монастыря отец Пимен завершает свою летопись. Тут же в келье молодой Григорий жалуется на монашескую жизнь, завидуя весёлой жизни Пимена.

Пимен долго жил и многим наслаждался при дворе. Он видел роскошь Иоанна, но ощущал блаженство, находясь в монастыре. Григорий интересуется о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого Инока, где становится свидетелем кровавой расправы над царевичем. Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет царём на Москве. Шесть лет царь на троне спокойно царствует, но обладание царским престолом не делает его счастливым. Источник его кризиса кроется в сознании им бесплодности всех трудов и муках его нечистой совести.

В доме Василия Шуйского гости, среди которых есть Афанасий Пушкин. От племянника Гаврилы Пушкина, он узнаёт, что при дворе польского короля, появляется Димитрий отрок. Он умный, ловкий, приближённый королю и ждёт помощи.

В доме Вишневецкого Григорий обещает иезуиту подчинить Русь Ватикану, ведь беглым казакам сулит вольность, а слугам Бориса- возмездие. Григорий, находясь в замке Мнишка, влюбляется в Марину, но она не хочет любви беглого монаха, она метит на трон Московский. Шестнадцатого октября 1604 года самозванец с полками приближается к Литовской горе. А в царской думе прошёл слух, что он осадил Чернигов. На площади перед Собором в Москве поют «вечную память» царевичу Димитрию. Недовольный боярами, Борис ставит воеводой умного и талантливого Басманова, но Борис падает и умирает, он просит сына и благословляет его на царствование.

Москва. Пушкин на лобном месте обращается к московским гражданам от царевича Димитрия, призывая народ бить челом отцу и государю. Но народ против Бориса, а дом его взят под стражу. После шума и драки на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением, что Мария Годунова и её сын Фёдор отравили себя ядом. Народ молчит и безмолвствует.

Сочинения

Народ и власть Народ и власть (по трагедии "Борис Годунов") Народ и его роль в трагедии "Борис Годунов" Образ Бориса Годунова Основная тема трагедии "Борис Годунов" Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов») Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» Образ и характер Бориса Годунова

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «Народ ещё повоет да поплачет, / Борис ещё поморщится немного, […] И наконец по милости своей / Принять венец смиренно согласится…», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал, / Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить […], Я отворил им житницы, я злато / Рассыпал им […] Я выстроил им новые жилища…». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыпленный».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

1598 год, 20 февраля. Прошел месяц с тех пор, как Борис Годунов вместе со своей сестрой затворился в монастыре, он отказался принять московский престол и покинул «все мирское». Народ по-своему объясняет отказ Бориса венчаться на царство, но это объяснение говорит в пользу Годунова: сияние престола его страшит.

Боярин Шуйский, «лукавый царедворец», хорошо понимает игру Годунова, он ясно угадывает последующее развитие событий: народ будет просить Бориса снизойти до него, Годунов «ещё поморщится немного», но потом смиренно согласится принять венец.

По словам Шуйского, иначе «кровь царевича-младенца» лилась понапрасну, а ведь именно Бориса он обвиняет в его смерти.

Все происходит так, как и говорит Шуйский. Народ умоляет Бориса стать царем. Годунов начала раздумывает, но потом он уходит из монастыря и принимает власть со смирением и страхом. Прошло четыре года. Однажды ночью отец Пимен в келье Чудова монастыря, завершая летопись, пишет «последнее сказание». Просыпается молодой инок Григорий, который спал здесь же, в келье Пимена. Инок недоволен монашеской жизнью, которой он живет с отроческих лет, он с завистью говорит о веселой «младости» Пимена, видевшего двор и отражавшего рать Литвы при Шуйском.

Пимен увещевает молодого монаха, напоминая о том, что его жизнь была долгой, он многим насладился, но с тех пор, как Господь привел его в монастырь, он испытывает только блаженство. В качестве примера Пимен рассказывает о царя Иоанне и Феодоре, которые свое успокоение искали «в подобии монашеских трудов». Молодой инок Григорий интересуется смертью царевича Димитрия. Когда Пимен был в Угличе на послушании, он видел «злое дело» - «кровавый грех». Старик воспринимает восхождение на престол цареубийцы как «страшное, невиданное горе». Он собирается завершить свою летопись этой печальной повестью. Дальнейшее ее ведение Пимен решает передать Григорию.

Инок бежит из монастыря, заявляя, что станет «царем на Москве». Игумен Чудова монастыря докладывает об этом патриарху, который приказывает поймать беглеца и отправить на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

Царские палаты. После разговора с колдуном царь угрюм. Он царствует уже шестой год, но это не принесло ему счастья. А ведь желания и деяния Бориса Годунова были высокими: он хотел сделать свой народ счастливым. И тем сильнее было его разочарование. Его не веселит ни власть, ни жизнь. Нет ему счастья. Однако причина тяжелого душевного кризиса Годунова вовсе не в том, что он видит бесплодность своих трудов, а в том, что его совесть не чиста.

Корчма на литовской границе. Одетый в мирское платье Григорий Отрепьев сидит за столом с Мисаилом и Варламом - бродягами-чернецами. У хозяйки он узнает дорогу на Литву. Появляются приставы, ищущие Отрепьева. Они держат в руках царский указ, в котором описываются его приметы. Вызвавшись прочесть указ, Григорий подменяет свои приметы на описание Мисаила. К тому времени, как обман раскрылся, он успевает ускользнуть от растерявшихся приставов.

Дом Василия Шуйского. Одним из гостей Шуйского является Афанасий Пушкин. Ему известна новость, которую он получил от племянника Гаврилы Пушкина из Кракова. Этой новостью он делится с хозяином после ухода гостей: при дворе польского короля объявился Димитрий, престолонаследник, убитый по приказу Бориса. Димитрий приветлив и умен, он ловок и всем пришелся по нраву. Но самое главное в том, что польский король приблизил его к себе и даже обещал помощь. Эта новость очень важна для Шуйского, ведь «быть грозе великой», если об этом узнает народ.

Царские палаты. Шуйский рассказывает Борису о самозванце, который объявился в Кракове, а также о том, что король его поддерживает. Узнав, что самозванец называет себя царевичем Димитрием, Годунов в волнении расспрашивает Шуйского о произошедшем тринадцать лет назад в Угличе. Шуйский говорит, что на самом деле видел убитого царевича, но при этом упоминает о том, что тело его было нетленно- труп Димитрия три дня лежал в соборе, но ясным, свежим и тихим был лик царевича, будто усыпленный.

Краков. Григорий (а он и есть Самозванец) находится в доме Вишневецкого и пытается склонить на свою сторону будущих приверженцев, каждому из них он обещает то, чего они ожидают от Самозванца: беглые казаки желают получить вольность, иезуит Черниковский хочет подчинить Русь Ватикану, а опальные слуги Бориса хотят получить возмездие.

На три дня Самозванец останавливается в Самборе, в замке воеводы Мнишка. Там он встречает прелестную дочь хозяина Марину. Он влюбляется в нее и признается в самозванстве, поскольку не хочет «делиться с мертвецом любовницей». Однако Марине не нужна любовь беглого монаха, ее интересует московский трон. Она оценила «дерзостный обман» Самозванца и осыпает оскорблениями его до тех пор, пока не задевает его достоинство, и он не начинает снова называть себя Димитрием.

1604 год, 16 октября. Самозванец приближается к литовской границе вместе с полками. Он поначалу задумывается о том, что насылает врагов на Русь, но тут же гонит эти мысли, оправдывая себя тем, что этот грех не на нем, а на Борисе-цареубийце.

Идет заседание царской думы, на котором обсуждаются действия Самозванца, держащего Чернигов под осадой. Щелкалов получает от царя приказ разослать указы всем воеводам», чтобы они высылали на службу людей. Однако самое опасное в том, что слух о Самозванце уже распространился и вызвал в народе «тревогу и сомненье». Успокоить народ, раскрыв «злой обман» Самозванца, вызывается Шуйский.

Соборная площадь в Москве. Только что в соборе окончилась обедня, на которой Григорий был предан анафеме, а сейчас царевичу Димитрию поют «вечную память». Площадь полна народа, возле собора - юродивый Николка. Его дразнят мальчишки и отбирают копеечку. Царь выходит из собора. Николка обращается к нему, говоря, что маленькие дети обижают его и просит зарезать их, как он зарезал маленького царевича. Когда царь просит Николку молиться за него, он говорит, что Богородица не велит молиться за царя Ирода.

Войско Лжедимитрия «начисто» разбито у Севска, однако этот полный разгром вовсе не ввергает в отчаянье Самозванца. Гаврила Пушкин, соратник Самозванца, говорит, что того, видимо, хранит провиденье.

Правда, победа русских войск еще ничего не значит. Вновь Самозванец собрал войско и угрожает со стен Путивля. Борис недоволен боярами, он хочет поставить воеводой Басманова, хоть и неродовитого, но талантливого и умного. После разговора с Басмановым, спустя всего несколько минут царь «занемог», он вдруг упал с трона, из его уст и ушей хлынула кровь.

Умирая, Годунов просит оставить его наедине с царевичем. Он горячо любит своего сына и благословляет его на царствование. Умирающий царь берет на себя всю ответственность за содеянное, говоря сыну, что он станет царствовать по праву. За все Богу ответит Борис.

К царю входят патриарх, царица с царевной, бояре. Годунов берет с Басманова и бояр крестную клятву «усердием и правдой» нести службу Феодору, после этого над Борисом совершают обряд пострижения.

Ставка. Начальствующий над войском Басманов ведет беседу с Гаврилой Пушкиным, который предлагает Басманову «дружбу» от имени Димитрия и высокую должность в Московском царстве». Но для этого воевода должен провозгласить Димитрия царем. Басманова приводит в ужас мысль о возможном предательстве. Но после слов Пушкина он начинает колебаться, ведь войско Самозванца сильно не помощью польского короля, а народным мнением.

Москва. На Лобном месте Пушкин обращается к народу от имени царевича Димитрия. По его словам, Россия покорилась Димитрию, а Басманов сам привел свои полки ему к присяге с усердным раскаяньем. Гаврила Пушкин призывает народ бить «челом отцу и государю» и «законному владыке» целовать крест. Затем на амвон поднимается мужик и зовет народ броситься в царские палаты, «вязать Борисова щенка». Народ «несется толпою» в Кремль, готовый вязать и топить род Годунова, сопровождая свои действия криками: «Да здравствует Димитрий!»

План пересказа

1. Царевич Дмитрий убит, Борис Годунов отказывается принять власть.
2. Народ умоляет Бориса стать царем, и он внимает этим мольбам.
3. Разговор Григория Отрепьева и отца Пимена.
4. Побег Григория из монастыря.
5. Выходит царский указ о поимке беглого монаха.
6. Московская знать узнает о появлении в Кракове царевича Дмитрия и подозревает, что это самозванец.
7. Григорий Отрепьев, выдавая себя за Дмитрия, получает поддержку поляков.
8. Он влюбляется в Марину Мнишек и открывает ей, что он самозванец.
9. Войска под предводительством Лжедмитрия одерживают победы над русскими войсками.
10. Царь Борис внезапно умирает, завещая власть Федору.
11. Среди бояр смятение. Некоторые хотят установления власти Лжедмитрия.
12. Легенда о якобы чудесно спасшемся царевиче Дмитрии.
13. Мосальский сообщает о самоубийстве Марии Годуновой и ее сына.
14. Народ безмолвствует в ответ на предложение бояр радоваться возвращению царевича Дмитрия Ивановича.

Пересказ

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ (1598 г., 20 февраля). Князья Шуйский и Воротынский разговаривают о Борисе, который заперся в монастыре с сестрою и отказывается от «благословения на державу». Все его уговаривают: и патриарх, и бояре, и народ. Оба горюют о зря убитом маленьком царевиче Димитрии, если Годунов отказывается от престола. Они почти уверены в том, что злодеяние совершено по его приказанию. Но «царь на все глядел глазами Годунова, всему внимал ушами Годунова». Шуйский поражается тому, что «Вчерашний раб, татарин, зять Ма-люты, / Зять палача и сам в душе палач, / Возьмет венец и бармы Мономаха...» Потом думают, что и они могли бы взойти на престол. Они ведь князья «Природные, и Рюриковой крови». Видят в окно, что народ разошелся. Наверное, что-то произошло.

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ. Народ волнуется: «О, Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» Потом выходит дьяк Щелка-нов и говорит: «Завтра опять "Мы все пойдем молить царицу вновь, / Да сжалится над сирою Москвою / И на венец благословит Бориса"».

ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. Народ шумит, прислушивается к тому, что творится в монастыре. Поднимается вой и плач: «Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!», а одна баба бросает своего ребенка на землю, чтобы тот плакал. Одни плачут, другие выжимают из себя слезы. Потом вдруг народ восклицает: «Венец над ним! он царь! он согласился!»

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ. Новый царь говорит, что принял власть «со страхом и смиреньем». Потом все собираются поклониться гробам «почиющих властителей России» и устроить пир. И бояре с Борисом уходят. Остаются Шуйский и Воротынский. Воротынский напоминает Шуйскому об их разговоре насчет того, что они могли бы взбунтовать народ и сами взяться за царствование. Шуйский, «хитрый царедворец», отказывается.

НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ (1603 г.). Отец Пимен заканчивает свою летопись, Григорий спит. Потом просыпается встревоженный и повествует свой сон: «Мне снилося, что лестница крутая / Меня вела на башню; с высоты. / Мне виделась Москва, что муравейник; / Внизу народ на площади кипел / И на меня указывал со смехом,.. / И три раза мне снился тот же сон». Пимен успокаивает его, говоря, что дело все в его молодой крови, рассказывает ему, что он видел за все годы, покуда писал летопись. А Григорий интересуется смертью Димитрия-царевича, поскольку Пимен был в то время в Угличе.

Пимен рассказывает: «Привел меня Бог видеть злое дело, / Кровавый грех... Наутро в час обедни / Вдруг слышу звон, ударили в набат, / Крик, шум. Бегут на двор царицы. / Я спешу туда ж -а там уже весь город. / Гляжу: лежит зарезанный царевич; / А тут народ, остервеняеь, волочит безбожную предательницу-мамку... / Вдруг меж их, свиреп, от злости бледен, является Иуда Битяговский...» Пимен гасит лампаду, а Григорий про себя: «Борис, Борис! все пред тобой трепещет, / Никто тебе не смеет и напомнить / О жребии несчастного младенца... / Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда».

ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА. Игумен Чудова монастыря докладывает о том, что из монастыря сбежал Григорий Отрепьев, который был поручен отцу Пимену. «Он был весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым...» Патриарх в бешенстве: «Уж эти мне грамотеи! что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах, он сосуд диавольский!.. Поймать и сослать на вечное покаяние!»

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Один стольник другому говорит, что царь заперся с каким-то колдуном. Входит царь: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет в моей душе... / Предчувствую небесный гром и горе... Я думал свой народ / В довольствии, во славе успокоить, / Щедротами любовь его снискать - / Но отложил пустое попеченье: / Живая власть для черни ненавистна, / Они любить умеют только мертвых». Бориса Годунова мучает совесть за убийство царевича.

КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ. Григорий Отрепьев в облике мирянина в доме у хозяйки вместе с бродягами-чернецами Михаилом и Варлаамом. Бродяги просят мирянина выпить с ними вина, тот отказывается. Григорий интересуется у хозяйки: «А далече ли до Луевых гор?» Хозяйка отвечает, что недалеко, но пройти к ним будет сложно, так как везде «заставы царские да сторожевые приставы».

Мимо избы идут приставы, самозванец волнуется, хочет спрятаться, да негде. Приставы входят, спрашивают у всех, кто кем является, достают царский указ о поимке Гришки Отрепьева. Приставы подозревают, что беглец — Мисаил. Просят кого-нибудь из грамотных прочитать указ, Григорий отзывается и читает: «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий... впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями... царь повелел изловить его...» Приставы добавляют: «И повесить».

Потом Григорий начинает описывать внешность Мисаила, как будто это написано в указе. Тут Варлаам, перепугавшись, вспоминает грамоту: «Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит... А лет ему от роду двадцать... А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Все смотрят на Григория, тот вынимает кинжал, а потом бросается в окно, приставы за ним.

МОСКВА. ДОМ ШУЙСКОГО. В доме ужин и множество гостей, все поднимают бокалы за государя. Потом все уходят, остаются хозяин дома и Афанасий Михайлович Пушкин. Пушкин говорит: «Странную племянник пишет новость. Сын Грозного... / По манию Бориса убиенный... Димитрий жив». Шуйский удивляется, Афанасий Михайлович продолжает: «Да слышно, он умен, приветлив, ловок, / По нраву всем. Московских беглецов / Обворожил. Латинские попы с ним заодно. / Король его ласкает / И, говорят, подмогу обещал». Шуйский уверен, что это самозванец.

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царевич Феодор чертит географическую карту, Ксения, царевна, тоскует по убиенному царевичу. Входит царь, а через некоторое время — Семен Годунов. Он провожает Ксению с мамкой в свои покои и сообщает, что прибыл гонец Пушкина из Кракова и что Пушкин после этого уже разговаривал с Шуйским. Царь приказывает гонца схватить, а за Шуйским послать.

Входит Шуйский, докладывает, «Что в Кракове явился самозванец / И что король и паны за него». Государь не понимает, тогда Василий Шуйский продолжает: «Конечно, царь: сильна твоя держава... / Но знаешь сам: бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна... / Для истины глуха и равнодушна, / А баснями питается она... / Так если сей неведомый бродяга / Литовскую границу перейдет, / К нему толпу безумцев привлечет / Димитрия воскреснувшее имя».

Царь в бешенстве. Он провожает за дверь царевича Феодора и спрашивает, был ли по правде убит царевич Димитрий или произошла подмена? Шуйский искренне отвечает, что он сам видел его труп в соборе. Годунов успокаивается и просит его удалиться, а сам переводит дух: «Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась — и тяжко опускалась... / Так решено: не окажу я страха, — / Но презирать не должно ничего. / Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

КРАКОВ. ДОМ ВИШНЕВЕЦКОГО. Григорий уверен, что русский народ его поддержит, а pater Черниковский благословляет его. Входит толпа русских и поляков. Самозванец говорит всем: «Товарищи! мы выступаем завтра / Из Кракова. Я, Мнишек, у тебя / Остановлюсь в Самборе на три дня... / Прелестную Марину я надеюсь увидеть там... / Сыны славян, я скоро поведу / В желанный бой дружины ваши грозны». Потом у него «просят меча и службы» Курбский, Хрущев, Карела, казак с Дона, присланный от вольных атаманов.

ЗАМОК ВОЕВОДЫ МНИШЕКА В САМБОРЕ. Мнишек и Вишневецкий говорят, что мнимый Димитрий влюбился в Марину Мнишек (дочь Мнишека) и что, кроме нее, никого не видит. Отец радуется за дочь, ведь он и не думал, что она будет царицей: «Я только ей промолвил: ну, смотри! / Не упускай Димитрия!., и вот / Все кончено. Уж он в ее сетях». Марина во время танца тихо назначает Димитрию свидание в аллее у фонтана. Некие дама и кавалер обсуждают их. Кавалер: «Что в ней нашел Димитрий?.. Да, мраморная нимфа: глаза, уста без жизни, без улыбки...»

НОЧЬ. САД. ФОНТАН. Самозванец трепетно ждет Марину: «Мне вечная неволя угрожала, / За мной гнались - я духом не смутился... / Но что ж теперь теснит мое дыханье?»

Появляется Марина, она холодна: «Я требую, чтоб ты души своей / Мне тайные открыл теперь надежды, / Намеренья и даже опасенья...» Димитрию не до этого, он хочет забыть обо всех трудностях и опасностях в объятиях девушки. Марина напоминает ему: «Стыдись; не забывай / Высокого, святого назначенья: / Тебе твой сан дороже должен быть...» Самозванец начинает сомневаться в чувствах Марины: «Не говори, что сан, а не меня / Избрала ты... Нет! полно: / Я не хочу делиться с мертвецом. / Нет, полно мне притворствовать!.. / твой Димитрий давно погиб, зарыт - и не воскреснет... / я бедный черноризец... Что скажешь ты, / надменная Марина?»

Димитрий падает на колени перед ней. Марина гневно просит встать «бедного самозванца». И он дает зарок: «Клянусь тебе, что сердца моего / Ты вымучить одна могла признанье. / Клянусь тебе, что никогда, нигде... / Сих тяжких тайн не выдаст мой язык». Марина его пугает, говорит, что сама откроет тайну. Самозванец, переступая через чувства: «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь? / Что более поверят польской деве, / Чем русскому царевичу?.. / Димитрий я иль нет — что им за дело? / Но я предлог раздоров и войны,... и тебя, / Мятежница! поверь, молчать заставят». Марина отвечает: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа... / Но - слышит Бог - .../ Пока тобой не свержен Годунов, / Любви речей не буду слушать я».

ГРАНИЦА ЛИТОВСКАЯ (1604 г.). Курбский радуется русской границе: «Святая Русь, Отечество! / Я твой! Чужбины прах с презреньем отряхаю...» Самозванец идет с поникшей головой: «Как счастлив он! как чистая душа / В нем радостью и славой разыгралась...» Полки скачут вперед через границу.

ЦАРСКАЯ ДУМА. Царь посылает Трубецкого и Басманова «смирить безумца». Патриарх благословляет его. Потом рассказывает тайну, которую ему поведал старец в год, когда Годунов взошел на трон. В «младых летах» старец ослеп, затем долго и напрасно лечился. Но однажды, когда он уже привык к своей | слепоте, ему во сне явился голос царевича Димитрия, который сказал: «Встань, дедушка, поди / Ты в Углич-град, в собор Преображенья; / Там помолись ты над моей могилкой, / Бог милостив... Царь небесный / Приял меня в лик ангелов своих, / И я теперь великий чудотворец!» И когда старец пришел туда и помолился перед гробом, он прозрел. Патриарх посоветовал перенести святые мощи в Кремль. Общее смущение, царь отирает лицо платком и соглашается.

РАВНИНА БЛИЗ НОВГОРОДА-СЕВЕРСКОГО (1604 г., 21 декабря). Битва между «самозванским» и «царским» войсками. Димитрий побеждает: «Довольно: щадите русскую кровь. Отбой!».

ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СОБОРОМ В МОСКВЕ. Народ ждет царя. Мальчишки смеются над юродивым. Потом царь выходит из собора, вокруг него бояре. Царь приказывает подать милостыню юродивому. Юродивый кричит: «Борис, Борис! Ни-колку маленькие дети обижают. Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Царь просит его помолиться за его душу, юродивый отказывается: «...молиться за царя Ирода -Богородица не велит».

СЕВСК. Войска самозванца схватили пленника. Димитрий допрашивает его, спрашивает о Годунове, о Москве. Тот отвечает: «...о тебе / Там говорить не слишком нынче смеют. / Кому язык отрежут, а кому / И голову...» Димитрий назначает бой на завтра. Многие сомневаются в успехе, так как царских войск больше.

ЛЕС. Все войско Лжедимитрия «побито в прах». Царевичу предлагают бежать.

МОСКВА. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царь сетует на то, что побежденный Лжедимитрий снова угрожает ему. Он хочет послать Басманова командовать царской дружиной. Царь уходит принимать «иноплеменных», просит Басманова подождать его. Через некоторое время бегут бояре: «Царь занемог... Царь умирает!.. На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей». Царя выносят на стуле. Борис просит оставить с ним только царевича: «...я достиг верховной власти... чем? / Не спрашивай. Довольно: ты невинен, / Ты царствовать теперь по праву станешь. / Я, я за все один отвечу Богу...» Он советует сыну мудро управлять страной. Требует, чтобы бояре поклялись служить «усердием и правдой» Феодору. Начинается обряд пострижения Бориса. Он умирает.

СТАВКА. Басманов вводит Пушкина. Пушкин призывает пойти под власть Лжедимитрия. Басманов стоит за юного царя и отказывается. Пушкин уходит. Басманов переживает: «Он прав, он прав; везде измена зреет — / Что делать мне? Ужели буду ждать, / Чтоб и меня бунтовщики связали / И выдали Отрепьеву? Не лучше ль / Предупредить разрыв потока бурный / И самому... Но изменить присяге! / Но заслужить бесчестье в род и род!». Задумывается и, наконец, принимает решение: «Коня! трубите сбор».

ЛОБНОЕ МЕСТО. Пушкин сообщает народу: «Московские граждане, / Вам кланяться царевич приказал. / Вы знаете, как промысел небесный / Царевича от рук убийцы спас; / Он шел казнить злодея своего, / Но Божий суд уж поразил Бориса. / Димитрию Россия покорилась; / Басманов сам с раскаяньем усердным / Свои полки привел ему к присяге... / Подымите вы руку на царя / Законного, на внука Мономаха?» Народ послушен. Крики: «Да здравствует Димитрий, наш отец!., вязать Борисова щенка! Да гибнет род Бориса Годунова!»

КРЕМЛЬ. ДОМ БОРИСОВ. Стража у крыльца. Нищий просит милостыню у Феодора, тот отвечает: «Поди, старик, я беднее тебя, ты на воле». Кто-то из народа жалеет пленную семью Годунова, кто-то проклинает. Ксения в страхе замирает. В дом Бориса входят Голицын, Мосальский, Молчанов, Шерефединов, за ними стрельцы. Слышится шум в доме, женский крик. Мосальский является на крыльце и говорит народу: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы». Народ в ужасе молчит. Мосальский продолжает: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует.

В этой статье будет представлено краткое содержание "Бориса Годунова". Пьеса эта была написана Пушкиным в 1825 году. Начинается она следующим образом. Князья Воротынский и Шуйский встречаются в Кремлевских палатах. Разговор они ведут о Борисе Годунове. Тот уже месяц как затворился с сестрой в монастыре, и никто не может склонить его к согласию на принятие короны.

Разговор двух князей

Краткое содержание "Бориса Годунова" по главам следующее. В беседе Воротынский говорит, что он опасается того, что произойдет, если откажется от царства Борис. Шуйский считает, что в таком случае пролилась понапрасну кровь царевича Дмитрия. Воротынский же сомневается: возможно, не Борис сгубил его? Оба князя говорят о том, что для Руси невеликая честь - иметь царем татарина, вчерашнего раба, зятя Малюты Скуратова. Сами они, представители древних родов, являются более достойными того, чтобы быть избранными на престол. Борис сумел лишь "очаровать" народ. Шуйский видит из окна, как разошлась толпа на площади. Уходят оба князя для того, чтобы узнать о решении, принятом на Соборе.

Народ собирается, призывая к престолу Бориса

Краткое содержание "Бориса Годунова" продолжим событиями в Москве, на Красной площади, где собрался народ. Слышатся разговоры о том, что на царский престол вновь отказался взойти Борис. Щелкалов, верховный дьяк, сообщает с Красного крыльца народу о том, что в последний раз завтра будет отслужен молебен, и будет сделана последняя попытка пригласить на царствование Бориса Годунова. Людям предложено разойтись по домам и молиться.

Царь соглашается править

Опишем следующий эпизод. Произведение "Борис Годунов", краткое содержание которого вы читаете, переносит нас на Девичье поле. Здесь, перед Новодевичьим монастырем, собрался народ. Человек из толпы рассказал о том, что к сестре Годунова вошли в келью Борис, а также патриарх вместе с толпой бояр. Народ поднял плач и вой. Наконец послышался крик: "Царь согласен!"

Борис Годунов в Кремлевских палатах говорит о том, что принял власть со смиреньем и страхом, просит у бояр и господа помощи в управлении страной. Он призывает поклониться всех гробам прошлых правителей России, после чего созывать на пир народ.

Разговор Пимена с Григорием

Отец Пимен, монах, в Чудовом монастыре ночью пишет последнее свое сказание, которое завершает летопись. Не будем подробно останавливаться на ней, описывая краткое содержание "Бориса Годунова". Отрывок этот при желании можете перечитать в оригинале. Для нас гораздо важнее следующее.

Григорий - один из главных героев интересующего нас произведения Пушкина. Краткое содержание "Бориса Годунова" продолжается тем, что он просыпается и жалуется на то, что ему снится один и тот же сон вот уже третий раз. Григорий смотрит на сидящего перед лампадой Пимена. Говорит, что ему нравится спокойный вид этого старика, размышляет, о чем пишет на этот раз он, равнодушный одинаково и к добру, и к злу. Пимен замечает, что Григорий проснулся. Тот просит благословить его и растолковать значение его сна.

Сон Григория

Сон таков: Григорию снилось, что на башню его ведет крутая лестница. Виделась Москва с высоты, словно муравейник. Народ кипел внизу на площади, со смехом указывал на юношу. Тому становилось страшно и стыдно. Он пробуждался, падая стремглав. Лишь несколькими словами мы описали этот сон, составляя краткое содержание "Бориса Годунова" А. С. Пушкина.

Пимен говорит о том, что это младая кровь играет в Григории, советует себя смирять постом и молитвой. Тот отвечает, что у старца много воспоминаний, поскольку молодость его была насыщенной, а вот Григорию приходится с юных лет скитаться по кельям и монастырям. Старец говорит, что ему не о чем печалиться, и дает совет не горевать из-за раннего ухода из мира. Пимен вспоминает, что он многим насладился в молодости, но изведал истинное блаженство, лишь когда пришел в монастырь. Старец вспоминает о различных царях, которые меняли на монашеский клобук царский венец тогда, когда он становился тяжел им. Пимен сокрушается о том, что, назвав цареубийцу владыкой, люди прогневили бога.

Пимен вспоминает о смерти Дмитрия

Григорий спрашивает Пимена о смерти Дмитрия, маленького царевича. Тот снова погружается в воспоминания и говорит, что находился в Угличе во время его убийства. Он побежал вместе с другими на площадь, на которой лежал зарезанный царевич. Вслед трем убийцам бросился народ и привел их к трупу младенца. Произошло чудо - тот затрепетал. Завопил народ, чтобы покаялись убийцы. Они же, раскаявшись под топором палача, назвали имя Годунова.

Интересуется Григорий, каких лет был убитый царевич. Старец отвечает, что сейчас он был бы с Григорием одних лет.

Григорий Отрепьев бежит из монастыря

Игумен монастыря докладывает в палатах патриарху о том, что Отрепьев Григорий три дня как сбежал. Тот произносит вслух его слова о том, что Григорий будет в Москве царем, приказывает его поймать и сослать на вечное покаяние в Соловецкий монастырь.

Борис рассказывает о своем правлении

В царских палатах два стольника разговаривают о запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном царе. Они уходят, выходит Борис. Годунов рассказывает о том, что он достиг своей высшей власти, царствует спокойно уже шестой год. Но не веселит его такая жизнь. Он хотел славой и довольствием успокоить народ, однако решил эти помыслы оставить. Для черни ненавистна живая власть, любить они умеют лишь мертвых. Годунов накормил во время голода народ, дал работу людям - они же лишь проклинали его. После пожара, истребившего их дома, Борис приказал построить новые, а люди попрекали его этим же пожаром. Царь хотел осчастливить браком дочь, но смерть унесла ее жениха. Вновь молва стала упрекать Годунова за вдовство дочери. Лишь одна совесть может успокоить среди мирских печалей, считает царь.

Отрепьева разыскивают

На Литовской границе, в корчме сидят Варлаам и Мисаил, бродяги-чернецы. С ними в мирской одежде находится Отрепьев. Они мирно разговаривают, едят и пьют. Григорий здесь узнает от своей хозяйки, что повсюду расставлены заставы, так как ищут беглого. Появляются приставы, оглашают царский указ о поимке Григория Отрепьева. Тот вызвался его зачитать, сообщив, что владеет грамотой. Он пытается свести указанные на бумаге приметы к приметам Варлаама. Но тот также обучен грамоте и раскрывает хитрость Отрепьева. В указе - приметы Григория. Беглый преступник достает кинжал, перед ним все расступаются. Григорий бросается в окно, за ним бегут приставы.

До Москвы доходят слухи о том, что Дмитрий жив

В доме Шуйского в Москве узнают о том, что царевич Дмитрий, по слухам, жив. Ксения, дочь Годунова, плачет в царских палатах об умершем женихе. Сын ее чертит географическую карту. Семен Годунов с докладом приходит к царю. Тот просит дочь удалиться. Борису докладывают о собрании, произошедшем в доме Шуйского, а также о том, что сам он здесь. Шуйский, войдя, сообщает царю о том, что самозванец объявился в Кракове, а король и все паны - на его стороне. Он направляется к литовской границе. Царь спрашивает Шуйского, правда ли, что в Угличе убит был царевич Дмитрий, не могло ли быть подмены. Тот успокаивает Бориса, говоря, что это исключено.

Люди славят Дмитрия

В доме Вишневецкого, в Кракове, самозванец беседует с представителями знати, умело находя к каждому собеседнику подход. Поэт в конце беседы преподносит стихи Отрепьеву, он получает также перстень в подарок. Все готовы отправиться в поход. В честь Дмитрия звучат здравицы.

Мнишек и Вишневецкий говорят в замке о том, что самозванец занят лишь дочерью воеводы, Мариной. Мнишек говорит, что советовал девушке не упускать Дмитрия, и он попался в ее сети.

Свидание Григория и Марины

У фонтана ночью происходит свидание Григория и Марины. Отрепьев открывает ей свою тайну. Девушка заявляет в гневе, что тот ее недостоин, когда лишь из любви сознался, что он беглый монах. Она не может свою судьбу соединить с человеком, который так ветрено открыл собственный позор. Девушка угрожает самозванцу раскрыть его тайну. Тот говорит, что не боится. Она - только польская дева, а он в глазах людей - русский царевич. Марина говорит, что наконец слышит речь мужа, а не мальчика. Она посылает Григория скорее стать царем в Кремле. Самозванец выступает. С ним - Курбский.

Боярская дума

Последние события обсуждаются в Боярской думе. Возмущаются бояре, что расстрига дерзает писать государю угрозы. Басманов клянется, что скоро преступник будет наказан.

Дальнейшие события отражает написанное нами краткое содержание. Бориса Годунова посещает мысль о том, что необходимо создать войско и усмирить в народе смутные мысли. Патриарх предлагает святые мощи убитого младенца перевезти в Кремль из Углича, чтобы народ увидел истину. Но Шуйский против. Он предлагает выйти к народу самому. Бояре хвалят Шуйского.

Победа и поражение Лжедмитрия

Дмитрий одерживает первую победу возле Новгород-Северского. В церквях Москвы ему объявляют анафему, а в Севске он допрашивает пленного о настроениях в столице. Сражение назначено на завтра.

Лжедмитрий на следующий день терпит поражение. Однако он вскоре опять собирает войско и угрожает царю. Вновь находится под угрозой Борис Годунов. Краткое содержание произведения Пушкина познакомит вас далее с тем, что произошло в конце концов с Борисом.

Борис Годунов умирает

Царь в Москве хочет назначить воеводой Басманова, несмотря на его низкое происхождение. Вдруг чувствует себя плохо Борис Годунов. Пушкин, краткое содержание произведения которого вы читаете, рассказывает о следующих событиях. Царь просит оставить сына с ним. Он прощается, благословляет его на царствование и говорит, что ответит Богу за все грехи. Берет клятву с Басманова и бояр в том, что они будут служить Федору, царь Борис Годунов.

На Лобном месте в Москве Пушкин призывает людей признать Димитрия царевичем. Он говорит, что Басманов свои полки привел к присяге. Восхваляя Димитрия, народ несется во дворец для того, чтобы убить "борисова щенка".

Ксения и Федор отравили себя ядом

Дом Годунова под стражей. У окна его дети - Ксения и Федор. Некоторые их жалеют, но другие считают, что недалеко падает яблоко от яблони. Люди узнают через некоторое время, что они отравили себя ядом. Мосальский спрашивает народ, почему он молчит. Следует восхвалять Димитрия Ивановича. Однако безмолвствует народ.

Так заканчивается произведение "Борис Годунов" (Пушкин). Краткое содержание знакомит читателя лишь с основными событиями этой пьесы. Конечно, Александра Сергеевича пересказывать очень сложно, поскольку практически каждое его произведение распадается на цитаты. Значим каждый эпизод. Это относится и к такой пьесе, как "Борис Годунов". Очень краткое содержание ее мы постарались представить, но рекомендуем читателю все-таки ознакомиться с оригиналом.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с