Традиционное образование и MOOC: сравнение результатов обучения. Теоретические аспекты разработки и применения электронных учебных пособий О каких преимуществах электронного обучения идет речь

Введение

ГЛАВА I Теоретические аспекты сравнения традиционного и электронного обучения

1. Современные проблемы традиционного и электронного обучения.12-30

2. История традиционного и электронного обучения.31-48

3. Требования к содержанию электронного обучения.49-81

Выводы по первой главе

Г ЛАВА II. Современная технология традиционного и электронного обучения

1. Формы и методы электронного обучения.82-92

2. Результаты опытно – экспериментальной работы... 93-114

3. Разработка научной основы технологии электронного обучения.115-124

Выводы по второй главе

Заключение. 125-132

Библиография... 133-149

История традиционного и электронного обучения

В составлении контекста онлайн-обучения необходимо использовать такие стратегии, которые позволяют учащимся понять и обратить внимание на информацию и активно запоминать ее. Учащиеся используют свою сенсорную систему для освоения информации в форме чувств. Необходимо использовать стратегии, максимально способствующие проявлению ощущений . Например, оответствующее расположение информации на странице, особенности страницы (цвет, графика, размер шрифта и т.д.) и методы подачи информации (аудиальный, визуальный, анимационный, видео).

Учащиеся перед восприятием и обработкой информации должны понять ее на чувственном уровне. Стратегии, необходимые для развития понимания и интереса к онлайн-обучению, приведены далее .

Важная информация должна быть расположена в середине страницы и учащиеся должны читать ее слева направо (для латинского алфавита).

Учебную информацию для привлечения внимания необходимо выделять различными способами.

Учащиеся должны понимать необходимость занятий, чтобы уметь сосредотачиваться на получаемой информации.

Презентация материалов должна соответствовать уровню знаний учащегося, чтобы он мог воспринять ее смысл. Сочетание простого и сложного материала поможет адаптации учащегося к различным уровням обучения.

Эти стратегии позволяют учащимся сохранять информацию в долговременной памяти и придавать смысл новой информации. Задача учащихся состоит в налаживании связи между новой и хранящейся в долговременной памяти информацией.

Стратегии должны способствовать реализации следующих моделей: – подготовка концептуальных моделей, которые учащиеся могут применить в своих существующих ментальных моделях, или для сохранения структуры необходимо их использовать при изучении деталей урока; – используйте предварительные опросы для прояснения ожиданий и активизации имеющейся структуры знаний учащихся и обеспечения мотивации к поиску дополнительных ресурсов и достижения результата. – информация должна передаваться по частям, чтобы предотвратить переполнение активной памяти. Учебные материалы онлайн-обучения должны составлять от 5 до 9 пунктов на одной странице, чтобы облегчить обработку в активной памяти; – если урок содержит много пунктов, то он должен быть организован в виде информационного плана. Информационный план является видением представления занятий онлайн, которые могут быть сформированы в трех формах: 1 – линейной, 2 – сетевой и

В процессе урока каждый пункт отображается в общем информационном плане и затем разделяется на подпункты. В конце урока, интерпретируя связи между элементами, в генеральный план повторно вносятся корректировки. С целью углубленной обработки, учащиеся должны в конце каждого урока обращаться для предоставления информации и ее обновления в плане .

Эффективные онлайн-занятия должны использовать техники, предоставляющие учащимся возможность поиска и постижения информации, обеспечивающие стратегии высокой обработки и сохранение информации в долговременную память .

Требования к содержанию электронного обучения

Следует отметить, что хотя цели виртуального обучения совпадают с задачами дистанционного обучения, однако они различны по сути.

Проблема роста претендентов на получение высшего образования и развитие информационных и коммуникационных технологий привели к возникновению новых подходов к обучению и его методам.

Одним из последних изменений в этой области считается виртуальное образование. Виртуальное образование возникло в качестве решения этой проблемы и обеспечило новые возможности в жизни и образовании,

особенно для взрослых людей. Для установления системы виртуального образования необходимо рассмотреть многие факторы вместе и в сочетании друг с другом. Сравнительные исследования и обзор литературы виртуального обучения показали, что самые важные составляющие системы образования состоят из:

Технологической инфраструктуры. Включает основополагающие системы коммуникации (волоконно-оптические, спутниковые ресиверы, микропроцессоры и др.), сеть Интернет, Интернет-провайдеров, подключение системы образования к сетевым системам и т.д.

Человеческая инфраструктура. Внедрение системы виртуального обучения требует привлечения квалифицированного технического персонала, разработчиков технических и учебных проектов, преподавателей, студентов, проектировщиков, администраторов и т.д.

Также необходимы обширные знания – умение использовать ПЭВМ, текстовые редакторы, извлекать из веб научные знания вместо бесцельного просмотра веб-страниц, применять программное обеспечение, мультимедиа, находить ошибки и исправлять их и т.д..

Здесь, несомненно, имеют важное значение новые подходы, изменение восприятия и понимания совокупности факторов и корректирование ролей, отношений и методов деятельности.

Педагогическая инфраструктура. Смена парадигмы преподавания и обучения, изменение от контролируемого обучения в классе к системе самообучения свободной от временных и пространственных ограничений, новые методы обучения (синхронные и асинхронные), новая педагогическая экология, смещение центра внимания от преподавателя к ученику, смещение сосредоточенности от преподавания к обучению, новейшие методы обучения и оценки и т.д.

Культурная, социальная и определяющая инфраструктура. Нетократическая культура (ориентированная на Интернет), воспитание гражданина мира с соблюдением национальных и местных ценностей, обращение внимания на цифровой разрыв и направление усилий на справедливое распределение процессов преподавания и обучения, сетевой культуры и традиций, изменение социальной роли высшего образования, развитие новой педагогической культуры (независимость и самостоятельность учащегося) в качестве доминирующей организационной культуры в средах преподавания и обучения.

Экономическая инфраструктура. Электронная коммерция, доходность, новейшие методы распределения ресурсов и бюджета, новые модели обеспечения, маркетинг и развитие рынка образования, экономика без посредников, возврат на инвестиции, макроэкономика, косвенная эффективность (расширение выбора учебных тем, преподаватель, средство массовой информации, цена, скорость, способы обучения и т.д. для учащегося).

Инфраструктура управления и руководства. Управление знаний (смещение акцента к организационному обучению, а не индивидуальному, разработка способов передачи накопленных знаний и опыта между сотрудниками организации). Выбор стратегии взаимосотрудничества и здоровой конкуренции, новые стратегии руководства и управления, включая совместное управление, превентивное и динамичное управление, международные и глобальные подходы к организационным вопросам, разработка политик, курсов и правил в области виртуального образования, в связи с такими различными факторами, как объем работы, способ привлечения научных сотрудников, методов, проверка и лицензирование, вопросы интеллектуальной собственности, качественные и количественные стандарты, обеспечение качества, оригинальности и достоверности информации, меры электронной безопасности, приемлемые политики использования и т.д.

Административная инфраструктура и система поддержки. Электронная система управления, организационная, учебная и техническая система поддержки учащихся, преподавателей и сотрудников, доступ к цифровым ресурсам, услугам и т.д. . Особенности электронного обучения Насколько хорошо разработана программа электронного обучения, настолько больше можно обеспечить специальные характеристики, полезные в процессе изучения. Во всяком случае, эти характеристики должны быть в значимой форме включены в программу электронного обучения. Насколько больше доля составляющих определенной программы электронного обучения, настолько больше возможностей и характеристик она может обеспечить. Степень эффективности характеристик электронного обучения сильно зависит от вопроса их включения в разработку программ. Качество и степень влияния одной характеристики электронного обучения можно определить через рассмотрение важных кризисных тем среды обучения. Ниже приведены примеры некоторых характеристик электронного обучения. Интерактивность, реальность, полный контроль, комфорт, самодостаточность, легкость использования, поддержка онлайн, безопасность, умеренность расходов, совместное обучение, формальные и неформальные среды, многопрофильность, оценка онлайн, поиск онлайн, глобальная доступность, межкультурные взаимодействия, отсутствие дискриминации и т.д.

Результаты опытно – экспериментальной работы

Факторы, препятствующие развитию электронного обучения Применение новых моделей обучения для тех, кто несколько лет занимался традиционным способом, будет сопряжено с определенными проблемами и трудностями. Наряду с этим, философия образования и воспитания (педагогика) в каждой стране различна. В результате появятся разные методы и подходы. Изменение моделей обучения потребует преобразования таких подходов. С другой стороны, страны различаются между собой в вопросе доступа к информационным и коммуникационным технологиям. Эти различия могут создать определенные препятствия при реализации и внедрении электронного обучения.

Виртуальный вуз Виртуальный вуз является средой, где с помощью использования таких мультимедийных средств, как ПЭВМ, сеть Интернет, факс, камера, программное обеспечение для связи онлайн и т.д. реализуется дистанционное электронное обучение .

Можно утверждать, что понятия «виртуальный вуз» и «виртуальное обучение» относятся к таким курсам и образованию, которые отличны от методов традиционного обучения. Содержание занятий может передаваться через Интернет или с использованием видеосвязи, в двустороннем активном и интерактивном режиме. А также кабельное и спутниковое телевидение могут служить медиасредством передачи этих занятий.

Виртуальный вуз является интерактивным, динамичным и ориентированным на студента заведением. Такие вузы дают возможность обучения в любом месте, в любое время и на протяжении всей жизни .

Исследовательский центр – этот центр информирует учащихся о научной и издательской деятельности. Книжный магазин – дает возможность купить электронные книги и другие учебные материалы с помощью кредитной карты (e-books). Ответственный за исполнение административных услуг, таких как регистрация перечня занятий семинара, экзаменов и лабораторных работ.

Учебные подразделения, предлагающие занятия, лаборатории, диссертации и программы экзаменов. Электронное обучение в Иране делает первые шаги в сфере образовательных технологий и дистанционного образования. Одним из важнейших доводов в пользу необходимости создания центров электронного обучения в Иране является то, что ограниченные ресурсы действующей системы образования превратились в особую социальную проблему ]19[.

Преимущества и недостатки виртуальных вузов Как было определено ранее, виртуальный вуз передает свои занятия и учебные программы через Интернет и учащийся не должен, как в традиционном образовании, обязательно присутствовать в классе. Далее назовем некоторые преимущества и недостатки данных вузов:

Преимущества. Возможность предложения занятий в мультимедиийной среде (аудио, видео, текст, анимация), что естественно значительно повышает качество содержания. Доступность содержания занятий из любого места и в любое время, плюс возможность повторения для лучшего усвоения. Отсутствие временных и пространственных ограничений дает возможность занятым людям, или даже тем кто находится в поездке, без особых проблем получать образование. Связь учителя с учащимся по сети обеспечивает возможность выбора преподавателя из любой страны мира, также как и ученик из любой точки планеты может получить образование. Доступ к цифровой библиотеке в режиме реального времени. Возможность продолжать обучение для тех, кому было тесно в рамках традиционного образования.

Разработка научной основы технологии электронного обучения

Электронное обучение представляет собой комплексную систему решений для организаций, двигающихся по пути современных технологий и изменения методов и сред обучения.

В целом преимущества электронного обучения можно изложить следующим образом: Метод предложения занятий учащимся. Отсутствие временных ограничений для занятий. Универсальность, охват, мобильность, своевременность и удовлетворение потребностей в обучении в любое время. Рост качества занятий (на основе применения мультимедийных средств). Рост эффективности и отдачи обучения (в силу снятия временных и пространственных ограничений).

Использование различных средств масс-медиа. Один из наиболее важных инструментов передачи информации и знаний аудитории состоит в использовании соответствующих средств масс-медиа.

Виртуальное обучение применяет пять средств масс-медиа, таких как текст, звук, изображение, анимация и видео в качестве важнейших инструментов передачи информации.

Равная доступность. Виртуальное обучение обеспечивает всем участникам равный доступ к средствам образования. То есть одним хорошо составленным виртуальным занятием могут воспользоваться учащиеся в масштабе одной страны или даже шире.

Обширность обучения. В настоящее время ни один из видов обучения не имеет такой потенциал распространения по миру, как виртуальное обучение через Интернет. Географические границы распространения виртуальной среды обучения совпадают с пределами Интернет. Таким образом, этот вид образования предоставляет потенциальную возможность обучения из любого места. Виртуальное обучение в автоматическом режиме доступно 24 часа в сутки. Таким образом, виртуальные контакты образования в любое время суток они могут пересмотреть свои занятия, упражнения и тесты, чтобы ответить участникам. Поэтому аудитория виртуального обучения может в любое время суток посещать занятия, выполнять задания и участвовать в соответствующих тестах. Таким образом, еще одной особенностью виртуального образования является отсутствие временных ограничений.

Электронное обучение имеет возможность обеспечения связи между преподавателями и учащимися со всего мира, что имеет немалые преимущества.

Взаимодействие между преподавателем и учащимся. Не требуется физического присутствия учителя и учащихся в классе. Сокращение времени и расходов за проезд для учащихся. Возможность обучения большого количества учащихся в классе. Возможность регистрации деятельности и успеваемости учащихся учителем. Возможность составления различных моделей обучения учителем. Простота коммуникации.

Взаимодействие и сотрудничество. Среди других преимуществ виртуального образования через Интернет можно назвать использование инструментов обеспечения связи, консультаций и сотрудничества между учителем и учащимися. Например, большинство систем управления электронным обучением имеют средства электронной почты и чата. С помощью этих инструментов можно отправлять сообщения, задавать вопросы и обсуждать научные статьи и доклады среди участников.

истанционное, а точнее, электронное обучение (от общепринятого термина e-learning; в действительности понятия дистанционное обучение и e-learning неравнозначны, но в России обычно трактуются одинаково, поэтому не будем нарушать традиции) занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях и, по данным IDC, по степени популярности оно довольно скоро догонит очное. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для продавцов и инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры e-learning, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома; активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур, а годовой доход на рынке e-learning в ряде стран исчисляется уже в миллиардах.

Столь большой интерес к электронному обучению объясняется довольно просто. В последнее десятилетие произошли значительные изменения на рынке труда: возросли требования к персоналу, практически во все сферы деятельности начали широко внедряться ИТ-технологии, а сам персонал стал более мобильным. Подобные изменения обусловили необходимость создания условий для непрерывной, быстрой, гибкой, и одновременно высококачественной подготовки кадров, и поскольку традиционные системы обучения не способны соответствовать данным потребностям, потребовался поиск альтернативных систем.

Основные преимущества e-learning в сравнении с традиционным очным обучением

снову образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом e-learning следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.

Один из важнейших плюсов e-learning — меньшая стоимость обучения, которая, по данным Cedar Group, в среднем ниже на 32-45%. В исключительных ситуациях имеет место еще более внушительное уменьшение стоимости — в этом смысле интерес представляют расчеты специалистов корпоративного учебного центра РЕДЦЕНТР. Взяв за основу некую условную компанию с персоналом общей численностью в 280 сотрудников, 80 из которых подлежат обучению, специалисты РЕДЦЕНТР произвели расчеты и пришли к заключению, что при правильной организации дистанционное обучение может обойтись компании в семь раз дешевле посещения очных курсов по аналогичной тематике (рис. 1). Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении — если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману. Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.


(источник — РЕДЦЕНТР, 2005)

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая эффективность — согласно данным Cedar Group, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда — все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики — если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов, в том числе ректор Академии «АйТи» Игорь Морозов, обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только «при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала».

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, как считает Владимир Тихомиров (председатель Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науки Государственной Думы Российской Федерации), электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».

Нельзя забывать и о том, что дистанционное обучение — единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от вуза и пр.) не может учиться обычным очным образом.

В целом, по мнению Игоря Морозова, дистанционное обучение оказывается наиболее актуальным в тех случаях, «когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения».

Вместе с тем дистанционное и очное обучение не стоит противопоставлять одно другому — это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми «лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными», — считает Игорь Морозов. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.

Поддержка государства

ксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении, что соответствовать требованиям информационного общества к уровню квалификации людей можно только за счет использования e-learning как технологии, ориентирующей студентов на новый стиль образования и развивающей их умения и навыки для дальнейшего обучения в течение всей жизни. Поэтому электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., и даже на уровне ООН.

В последнем отчете Комиссии по электронному обучению для президента и Конгресса США в числе основных задач указаны создание и развитие образовательных Интернет-ресурсов, обучение преподавателей и администраторов учебного процесса и разработка качественного e-learning-контента, а на их выполнение выделено 6 млрд. долл.

В финальном отчете Европейской комиссии по образованию и культуре за 2004 год отмечено, что 77% европейских университетов уже имеют необходимые технические решения и надлежащий профессорско-преподавательский состав для ведения электронного обучения, а для 65% вузов развитие e-learning — важнейший приоритет настоящего времени.

Европейским парламентом было принято немало решений по вопросам e-learning, в том числе решение от 05.12.2003 г. № 2318/2003/ЕС об адаптации долгосрочных программ с целью эффективной интеграции информационно-телекоммуникационных технологий в образовательные европейские системы e-learning.

В отчете ООН о состоянии электронного обучения в странах, вошедших в Европейский Союз в 2004 году, содержался перечень вузов и учебных центров, продвигающих e-learning-решения, и рассматривались возможности сотрудничества в данной сфере.

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

Сферы использования дистанционного обучения

егодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования — в первой e-learning нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.

Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того,

e-learning получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.

В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность e-learning при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной — хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. В госсекторе в этом смысле еще сложнее — удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.

Не менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности — ведь, по очень верному высказыванию Анри де Гейза («Живая книга»), «способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними». Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.

Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной и оптовой торговле) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.

В учебных заведениях и учебных центрах дистанционные и смешанные формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы и снизить прямые затраты на обучение.

Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования, то для получения звания бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин (Sloan Consortium, 2005).

В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении (рис. 2).

Рис. 2. Степень популярности e-learning в разных сферах
(источник — Sloan Consortium, 2005)

E-learning в мире

азвитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается весьма активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой — развитие информационных технологий и рост числа пользователей Интернета.

Наибольшее количество сегодняшних потребителей e-learning-решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран — в Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30-40% ежегодно. В Великобритании разнообразные дистанционные программы предлагают свыше 50 университетов.

Еще более активно растет число онлайновых курсов, предлагаемых иными структурами и ориентированных на корпоративный сектор. Например, согласно недавнему пресс-релизу British Telecom, только эта компания предлагает для обучения персонала свыше 1,7 тыс. программ e-learning.

Рост популярности электронного обучения относительно стабилен. Так, в США, судя по последнему отчету Sloan Consortium, подавляющее большинство из рассмотренных высших учебных заведений подтвердили рост числа студентов, выбирающих один или более онлайновых курсов. Количество руководителей учебных заведений, признающих перспективность онлайнового обучения, также растет, хотя и гораздо медленнее — в США за три года оно увеличилось с 48,8 до 56% (рис. 3), а число оппонентов при этом осталось практически неизменным.

Рис. 3. Отношение руководителей учебных заведений к перспективности e-learning
(источник — Sloan Consortium, 2005, %)

Всего в мире, по данным Brandon Hall (http://brandon-hall.com/), на конец 2003 года было порядка 100 млн. слушателей различных e-learning-программ, а общий объем рынка дистанционного обучения составил 9 млрд. долл. На конец 2005 года число обучающихся дистанционным способом выросло до 130 млн., а общий объем мирового рынка электронного обучения, по предварительным оценкам Gartner, достиг 33,6 млрд. долл.

При этом доля США занимает более половины рынка — примерно 18 млрд. долл. (данные IDC). Значительная доля рынка приходится на Канаду, а вот в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (включая Японию) рынок дистанционного обучения пока находится в стадии формирования и растет незначительными темпами — например в Японии, согласно прогнозу IDC, в 2005-2009 годах рост рынка составит в среднем 16,6% в год. Для сравнения: в американском корпоративном секторе в компаниях среднего масштаба рынок e-learning в 2005 году вырос на 30%, а темпы роста в крупных компаниях были близки к 35%.

Согласно прогнозам, положительная динамика на мировом рынке e-learning сохранится и в 2006 году — по данным компании Bersin&Associates, объемы дистанционного обучения в 77% компаний увеличатся, а в остальных останутся примерно на том же уровне. Продолжится рост и в сфере образования, хотя темпы роста, по мнению ряда аналитиков, несколько снизятся.

E-learning в России

разу отметим, что назвать точные данные, характеризующие объем российского рынка дистанционного обучения, невозможно из-за их отсутствия. Причин тому несколько. Прежде всего этот рынок еще только начинает формироваться, поэтому аналитические компании не принимают его в расчет и, следовательно, официальных исследований по нему не проводят. Да и прозрачностью данный рынок не отличается, так как работающие там российские компании открыто не заявляют о своих доходах. Поэтому судить об особенностях развития российского рынка e-learning придется опосредованно, анализируя данные из разных источников.

Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка e-learning сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

В 2005 году Россия смогла обратить на себя внимание на международном уровне — 14 октября 2005 года Международная ассоциация ADL (Advanced Distributed Learning) официально объявила об успешном окончании испытаний отечественной системы дистанционного обучения СДТ REDCLASS на соответствие международному стандарту SCORM 1.2. Данный стандарт является признанным во всем мире стандартом в сфере e-learning и поддерживается практически всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения, а СДТ REDCLASS стала первой и пока единственной из сертифицированных на международном уровне российских систем e-learning.

Как отмечалось в одном из пресс-релизов РОЦИТ, в России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры (Академия «АйТи», РЕДЦЕНТР и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы.

Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка e-learning, по мнению ректора Академии «АйТи» Игоря Морозова, по-прежнему остается «недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока». Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно лишь сказать, что их число растет довольно быстро. Например, в Системе дистанционного бизнес-обучения для предпринимателей (СДБО — совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа» и Международного института менеджмента ЛИНК, http://businesslearning.ru/) темпы роста в 2005 году составили свыше 170%, а всего на момент написания статьи в ней было зарегистрировано почти 22 тыс. студентов (рис. 4).

Рис. 4. Изменение числа пользователей в системе СДБО, в 2001-2005 гг.,
(источник — СДБО, 2005)

Информация относительно популярности дистанционного образования в центре и в регионах весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 год, 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости e-learning от места жительства. В то же время, по последним данным СДБО, получается, что почти половина студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области. Правда, и это можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях e-learning.

Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями россиян в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях — даже до 75%.

Наиболее перспективными в плане внедрения e-learning стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант e-learning, видимо, пока что малоперспективен — прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.

Перспективы развития e-learning

Будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно — электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, e-learning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие — дистанционно.

Осипов Дмитрий Александрович

магистрант, кафедра «Информационные системы», ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», г. Москва

Крюков Александр Андрианович

научный руководитель, канд. тех. наук, проф., кафедра «Информационные системы», ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», г. Москва.

Развитие информационных технологий в течение последних десятилетий привело к повсеместному их использованию во многих сферах человеческой деятельности. Не стала исключением и сфера образования. В конце 20 века в западных странах зародилось и получило толчок к быстрому развитию электронное обучение. Появление и активное распространение электронных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу .

В начале 21 века медленными темпами технологии электронного обучения стали появляться и в России. Как и во многих других странах, в России электронные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования электронного обучения в образовании. Более того, в ряде случаев наметилось отставание реализации идей электронного обучения от возможностей, предоставляемых техническими средствами. Тем не менее, с каждым годом применение электронных образовательных технологий становится всё более распространённым явлением .

В настоящее время электронное обучение используется, как правило, для получения второго высшего образования, дополнительного образования или для переподготовки специалистов. Как в мировой практике, так и в российской электронное обучение (e-learning) идёт именно как дополнение к очному образованию.

Преимущества электронного обучения

Существует немало причин для популяризации и повсеместного использования систем электронного обучения . Прежде всего, это явные преимущества электронного обучения перед «классическими» способами обучения:

1) Географические и временные преимущества

Дистанционный способ обучения позволяет преподавателям и студентам находиться на значительном расстоянии друг от друга, в том числе в разных городах и странах. Применение электронных обучающих систем делает образование более доступным, т. к. позволяет предоставить образовательные услуги более широкому кругу обучаемых. В случае корпоративного обучения электронная форма позволяет проводить централизованную подготовку сотрудников во всех филиалах и офисах компании, независимо от удалённости от головного офиса и от учебного центра без отрыва от основной производственной деятельности - например, в специально выделенное на обучение время в течение рабочего дня или в свободное от работы время.

Доступность и открытость обучения позволяют современному специалисту учиться в любое время в течение периода жизненной активности, совмещая с учёбу с основной деятельностью. Последние исследования учёных показали, что электронное обучение обеспечивает экономию времени на 35-70 % по сравнению с «обычным» обучением. Количество сэкономленного времени зависит от изучаемой дисциплины, а также от формата материала.

2) Экономическая эффективность

Несмотря на более высокую стоимость разработки полноценных электронных курсов по сравнению с традиционными, затраты на обучение одного студента при использовании электронной формы значительно ниже, чем при очном обучении. Финансовая эффективность электронной формы обучения особенно значительна, когда в обучении принимает участие большое количество обучаемых. Электронное обучение дешевле обычного формата обучения, в первую очередь, за счёт снижения транспортных расходов, расходов на проживание в другом городе, организацию самих курсов (аренда помещений для занятий, зарплата обслуживающего персонала, дополнительные затраты на преподавателей и др.). По средним подсчётам, электронное обучение позволяет сэкономить до 50-60 % средств в расчёте на одного студента.

3) Персонализация обучения, привлечение к обучению людей с ограниченными возможностями

Внедрение электронных обучающих систем позволяет совместить достоинства индивидуального обучения (в плане его эффективности) и массового (в плане его экономичности). Программное обеспечение обучающей системы должно предполагать индивидуальную адаптацию учебной программы к потребностям и особенностям обучаемых, преподавателей или условиям обучения. Из набора независимых учебных курсов (модулей) можно сформировать конкретный учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Электронное обучение развивает навыки самостоятельной работы, которые очень востребованы в наше время. Обучающийся сам определяет скорость и интенсивность обучения, количество повторений одних и тех же модулей, необходимость изучения отдельных разделов и т. д. Он не привязан к точному времени начала занятия и к преподавателю, а может заниматься в удобное для себя время.

Психологический фактор в обучении является немаловажным для некоторых обучающихся. С психологической точки зрения использование электронных обучающих систем способно уменьшить степень нервозности обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены). Дополнительно исключается фактор субъективности оценки, снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.

Обучающие системы обеспечивают равные возможности для получения образования независимо от ряда особенностей человека - места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности. Электронное обучение очень гибко - оно может быть начато и продолжено в любой момент в любом месте. Для каждого студента может быть разработан индивидуальный учебный план, учитывающий его режим и потребности в обучении.

4) Повышение производительности и интенсивности обучения

По статистике, усвоение материала в классической форме даётся обучающимся сложнее. Так, на очных лекциях в среднем слушатели усваивают не больше 20 % информации при простом прослушивании и не больше 40 % при конспектировании. Электронные курсы позволяют повысить эффективность обучения на 60 % благодаря возможности отработать полученные знания на практике. Использование электронной формы обучения позволяет избежать устаревания знаний и потери квалификации специалистами компании за счёт постоянной актуализации, что важно в условиях динамично меняющихся технологий.

5) Расширение изучаемой информации

Применение одной и той же обучающей системы для разных курсов приводит к унификации интерфейса и, как следствие, к уменьшению времени на изучение правил работы с системой, затрачиваемое обучаемым. Расширение информации возможно и за счёт следующих факторов:

· обучающая система может содержать сведения по произвольной предметной области;

· модульная структура построения информации позволяет использовать одну и ту же обучающую систему не только для дистанционного обучения, но и для переобучения и повышения квалификации специалистов;

· обучающие системы особенно полезны в тех областях деятельности, в которых имеет место низкая эффективность традиционных способов передачи знаний посредством лекционных занятий;

· применение обучающих систем позволяет совместить усвоение знаний с приобретением навыков работы за счёт комбинирования различных типов учебной информации и использования интерактивного взаимодействия системы и обучаемого;

· использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов даёт уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым. Это особенно актуально в тех случаях, когда обучаемый должен усвоить большое количество эмоционально-нейтральной информации - например, производственных инструкций, технологических карт, нормативных документов.

6) Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний

Обучающая система может освободить преподавателя от некоторых функций передатчика информации, консультанта и контролёра, а значит, освободить время для индивидуальной дополнительной работы с обучаемыми. За счёт применения единых стандартов возможно использование и тиражирование передового опыта в области обучения. Средства обучающей системы могут обеспечить более частый контроль знаний, что способствует повышению степени усвоения учебного материала.

В случае корпоративного обучения обучающая система может быть интегрирована с корпоративной информационной системой, что позволит руководителям или сотрудникам кадровой службы постоянно имеют реальную и объективную оценку знаний персонала.

Проблемы и недостатки электронного обучения

Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем . Скорость дальнейшего развития технологий e-Learning во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий e-Learning:

· Сложность внедрения технологий электронного обучения

Большинство разработчиков решений для электронного обучения поставляют продукты, которые не полностью соответствуют пожеланиям пользователей, а качество программного обеспечения не всегда соответствуют стандартам в данной области. Вследствие этого, зачастую приходится привлекать к доработке курсов дополнительных сотрудников, например, дизайнеров электронных учебников и других специалистов, которые могли бы привести курсы к требуемому виду.

· Организационные трудности при планировании, реализации и поддержке технологий электронного обучения

Подобные трудности возникают и варьируются в зависимости от таких факторов, как тип и назначение учебной программы, нужды предприятия, и требуемая скорость усвоения программы.

· Технические сложности, возникающие при внедрении технологий электронного обучения

Зачастую при использовании технологий электронного обучения может создаваться значительная нагрузка на корпоративную сеть. В некоторых случаях соединение с Интернет может оказаться недостаточно быстрым. Дополнительной проблемой может стать то, что в ряде учебных программ требуется подключение «громоздких» модулей для реализации аудио - и видеовозможностей.

· Необходимость значительных финансовых вложений в аппаратуру для проведения конференций

При повышенной сложности используемых при электронном обучении технологий затраты на их реализацию могут вместо экономии финансовых ресурсов предприятия привести к их перерасходу. Поэтому необходимо стремиться к достижению оптимального соотношения расходов и получаемого результата.

· Сложное планирование

В ряде случаев программы электронного обучения могут потребовать более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. Сложность планирования зависит от сочетания применяемых средств представления информации, количества обучаемых в виртуальной аудитории и объёма учебного материала. Например, в синхронном режиме электронного обучения недостаточно продуманное планирование и проектирование могут доставить различного рода сложности как обучаемым, так и преподавателям.

· Проблемы, связанные с самостоятельным характером обучения

Некоторым студентам представляется сложным обучение без непосредственного контакта с преподавателем и другими обучаемыми. В этом случае применение технологий электронного обучения может затруднить усвоение материала или увеличить срок обучения.

· Ряду обучаемых требуется внешнее руководство

Очевидным преимуществом электронного обучения является отсутствие необходимости ходить на занятия. Этот же фактор является и расслабляющим для недостаточно сознательных обучаемых. Поэтому тем обучаемым, которым необходима жёсткая система контроля и определённые стимулы к обучению, подходят варианты электронных курсов, требующие выполнения конкретных заданий в конкретные сроки.

· Сложность точной, всесторонней и объективной оценки эффективности технологий электронного обучения

Оценка эффективности технологий электронного обучения зачастую бывает затруднена. Существуют как субъективные способы оценки, например, субъективная удовлетворённость обучаемых учебным курсом, так и более объективные, к которым можно отнести практические навыки, приобретённые обучаемыми и ряд других факторов.

К прочим проблемам можно отнести:

· проблема определения эквивалентности электронных курсов и признания электронного образования наряду с традиционным очным образованием;

· языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Электронные курсы, разработанные на одном языке, потребуют значительных финансовых вложений для их перевода на другой язык, включая необходимость учёта некоторых особенностей региона (социальных, культурологических и других), где будет проводиться обучение с использованием технологий e-Learning;

· неравномерное развитие информационных технологий в разных странах, регионах, а также в разных организациях, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных может серьёзно повлиять на возможность применения средств электронного обучения;

· отсутствие достаточного количества подготовленных специалистов в сфере технологий e-Learning, обладающих достаточным уровнем компетенции;

· высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии электронных курсов;

· разница во времени в случае проведения электронного обучения на больших территориях. Наибольшую актуальность эта проблема приобретает при использовании средств e-Learning, функционирующих в режиме реального времени;

· большое количество несправедливых суждений и заблуждений, сопровождающих обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, сформировавшихся, в том числе, из-за большого количества организаций, использующих технологии e-Learning, но при этом не обладающих надлежащей компетенцией в этой сфере.

Список литературы:

  1. Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2.
  2. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.13 - М.: МГИЭМ, - 2002.
  3. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: Академия, 2010.
  4. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие // Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004.
  5. Ulrich Hoppe H., Ogata H., Soller A. The Role of Technology in CSCL. Studies in Technology Enhanced Collaborative Learning - N. Y.: Springer Science+Business Media, 2007.

Основные преимущества дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев - и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.

Один из важнейших плюсов дистанционного обучения - меньшая стоимость обучения, которая, в среднем ниже на 32-45%. В исключительных ситуациях имеет место еще более внушительное уменьшение стоимости - в этом смысле интерес представляют расчеты специалистов корпоративного учебного центра РЕДЦЕНТР. Взяв за основу некую условную компанию с персоналом общей численностью в 280 сотрудников, 80 из которых подлежат обучению, специалисты РЕДЦЕНТР произвели расчеты и пришли к заключению, что при правильной организации дистанционное обучение может обойтись компании в семь раз дешевле посещения очных курсов по аналогичной тематике. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении - если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману. Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда - все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики - если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала.

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий , что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».

Нельзя забывать и о том, что дистанционное обучение - единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от вуза и пр.) не может учиться обычным очным образом.

В целом, дистанционное обучение оказывается наиболее актуальным в тех случаях, когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения.

Вместе с тем дистанционное и очное обучение не стоит противопоставлять одно другому - это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.

Поддержка государства

Эксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении, что соответствовать требованиям информационного общества к уровню квалификации людей можно только за счет использования дистанционного обучения как технологии, ориентирующей студентов на новый стиль образования и развивающей их умения и навыки для дальнейшего обучения в течение всей жизни. Поэтому электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., и даже на уровне ООН.

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » и приказ Министерства образования РФ от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

Сферы использования дистанционного обучения

Сегодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования - в первой дистанционному обучению нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.

Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того,

Дистанционное обучение получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.

В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность дистанционного обучения при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной - хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. В госсекторе в этом смысле еще сложнее - удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.

Не менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности - ведь, способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними. Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.

Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной и оптовой торговле) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.

В учебных заведениях и учебных центрах дистанционные и смешанные формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы и снизить прямые затраты на обучение.

Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования , то для получения звания бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин.

В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении

Дистанционное обучение в России

Сразу отметим, что назвать точные данные, характеризующие объем российского рынка дистанционного обучения, невозможно из-за их отсутствия. Причин тому несколько. Прежде всего этот рынок еще только начинает формироваться, поэтому аналитические компании не принимают его в расчет и, следовательно, официальных исследований по нему не проводят. Да и прозрачностью данный рынок не отличается, так как работающие там российские компании открыто не заявляют о своих доходах. Поэтому судить об особенностях развития российского рынка дистанционного обучения придется опосредованно, анализируя данные из разных источников.

Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка дистанционного обучения сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях , как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

В России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям.

Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка дистанционного обучения, по-прежнему остается недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока. Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно лишь сказать, что их число растет довольно быстро.

Информация относительно популярности дистанционного образования в центре и в регионах весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 год, 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости дистанционного обучения от места жительства. В то же время, по другим данным, получается, что почти половина студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области . Правда, и это можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях дистанционного обучения.

Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями Россиян в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях - даже до 75%.

Наиболее перспективными в плане внедрения дистанционного обучения стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант дистанционного обучения, видимо, пока что малоперспективен - прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.

Перспективы развития дистанционного обучения

В будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно - электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, дистанционное обучение продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие - дистанционно.

В статье сравниваются результаты тестирования слушателей программ, в которых применялись два разных типа образовательных технологий - традиционное образование с лекциями/семинарами и интернет-образование (в рамках массового открытого онлайн-курса). В обоих случаях слушателям предлагались идентичные вопросы в рамках идентичного по содержанию вводного курса экономической теории (который в обоих случаях проводил один и тот же преподаватель). Сравнение показало, что результаты тестирования старших школьников, углубленно изучающих экономику по традиционной школьной методике в среднем лучше результатов тестирования слушателей онлайн-курса. С другой стороны, для взрослых слушателей очной программы второго высшего образования в сравнении со слушателями онлайн-курса весьма близки и распределения результатов учащихся по количеству набранных баллов, и результаты ответа на конкретные вопросы теста.

Целью данной работы является проектирование полного цикла разработки сервиса по адаптации культурно-специфичного образовательного контента. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: . сформировать теоретический базис для адаптации контента и интерфейса к культурным особенностям пользователей; . смоделировать основные процессы, реализуемые через сервис адаптации культурно-специфичного контента; . предложить архитектурное решение, обосновать выбор осн овных алгоритмов и рассмотреть возможность интеграции с сущес тв ующими системами управления учебным процессом (LMS — Learn ing Management System); . описать процесс разработки сервиса. Объектом исследования были выбраны массовые открытые онлайн-курсы (Massive open online courses — MOOCs) с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей, в целевой аудитории которых могут быть выделены культурные группы. Предметом исследования являются возможность и методы адаптации образовательного контента к особенностям культурных групп целевой аудитории с целью повышения эффективности электронного обучения

В данной статье рассматривается MOOC (Massive open online courses), как отдельная форма онлайн-обучения, которая может включить в образовательный процесс значительное число пользователей-обучающихся. В работе автор отмечает основные характеристики MOOC, те черты, которые отличают данную форму получения знаний от традиционного образования, а также причины возникновения и широкой популяризации подобной формы получения знаний и навыков. В данной статье автор рассматривает зарубежный и отечественный опыт реализации MOOC-обучения. В качестве метода данного исследования выступил теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также анализ официальных данных представляемых платформами MOOC. В данной работе автором представлены основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) и его отличия от других форм обучения. Рассмотрена история возникновения и распространения, а также причины широкой популяризации получения знаний по средствам MOOC среди пользователей по всему миру.

Кн. 14: Секция 14. Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования. М.: МГТУ «МАМИ», 2012.

Представлены материалы конференции о современных методах подготовки будущих инженеров.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Шапиро Н. А. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № 14. С. 27-29.

В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».

Exposure to prenatal androgens affects both future behavior and life choices. However, there is still relatively limited evidence on its effects on academic performance. Moreover, the predicted effect of exposure to prenatal testosterone (T) - which is inversely correlated with the relative length of the second to fourth finger lengths (2D:4D) - would seem to have ambiguous effects on academic achievement since traits like confidence, aggressiveness, or risk-taking are not uniformly positive for success in school. We provide the first evidence of a non-linear relationship between 2D:4D and academic achievement using samples from Moscow and Manila. We find that there is a quadratic relationship between high T exposure and markers of achievement such as grades or test scores and that the optimum digit ratio for women in our sample is lower (indicating higher prenatal T) than the average. The results for men are generally insignificant for Moscow but significant for Manila showing similar non-linear effects. Our work is thus unusual in that it draws from a large sample of nearly a thousand university students in Moscow and over a hundred from Manila for whom we also have extensive information on high school test scores, family background and other potential correlates of achievement. Our work is also the first to have a large cross country comparison that includes two groups with very different ethnic compositions.

Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности - умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.

Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Anisimova A. I. , Muradyan P. A. , Vernikov A. V. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2011. No. 1919817.

Эта эмпирическая статья относится к теории конкуренции и теории отраслевых рынков. В ней изучается взаимосвязь между структурой отрасли и её конкурентностью на местном, а не общенациональном уровне. Мы использовали данные микроуровня по банкам в двух регионах России - Башкирии и Татарстане, чтобы рассчитать значения индекса Херфиндаля-Хиршмана и индекса Лернера и оценить модель Панзара-Росса. Последнее делается двумя способами: через широко применяемое уравнение цены, в котором учитывается эффект величины банка, а затем через уравнение без учеты величины банка, как это было предложено Биккером и его соавторами в 2009 г. Получается, что на обоих региональных рынках господствует монополистическая конкуренция, хотя по Татарстану не отвергается и гипотеза монополии. Существование крупных местных банков не обязательно приводит к большей конкурентности данного регионального рынка, и применение неструктурных моделей измерения конкуренции говорит о том, что конкуренция между банками в Башкирии сильнее, чем в Татарстане. Уходя дальше от агрегированного анализа, мы рассчитали индексы Лернера по двум продуктовым сегментам банковского рынка Татарстана и выяснили, что рынок кредитования физических лиц значительно конкурентнее, чем рынок кредитования юридических лиц. У местных банков больше рыночной власти в корпоративном кредитовании, а у местных филиалов федеральных банков - в корпоративном кредитовании.

Трунин П. В. , Дробышевский С. М. , Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы - эмпирической - описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Базельский Комитет по банковскому надзору инициировал дискуссию о наиболее эффективных практиках по предотвращению принятия избыточного риска менеджерами банков. В данной статье предлагается теоретико-игровой подход, описывающий процесс принятия решения менеджером банка, который выбирает уровни риска и усилий. Если уровень риска влияет на разброс будущих значений прибыли, то величина усилий влияет на вероятность положительного результата. Хотя усилия не наблюдаемы для акционеров банка, уровень риска контролируем и может быть измерен такими показателями, как достаточность капитала или уровень финансового рычага. Предполагается, что менеджер является нейтральным к риску; рассматрвиается бинарный исход игры с прибылью или убытком. Начиная с обзей схемы контракта, включающей фиксированную и переменную компоненты вознаграждения, показано, что за счет дифференциации переменной части вознаграждения возможности стимулировать принятие меньших рисков. Более точно, переменная часть вознаграждения (доля от прибыли банка) при принятии малого риска должна быть выше пропорционально большему разбросу исходов, наблюдаемому при принятии высокого риска, чтобы стимулировать менеджера выбирать меньший уровень риска вместо высокого.

В данной работе разработана базовая модель, позволяющая прогнозировать возможную реакцию финансовых организаций на более жесткие регулятивные меры, введенные Базельским Комитетом по Банковскому надзору (БКБН) по отношению к глобальным системнозначимым банкам (ГСЗБ). Контекст исследования сформирован документом БКБН от 2011 г., в котором установлены более высокие требования к капиталу глобальных системнозначимых банков. Мы анализируем взаимодействие банков в рамках олигополистического рынка, спрос на котором ограничен, а на банки наложены дополнительные требования к уровню капитала, введенные регулятором. Мы различаем аннонсируемую стоимость фондирования, которая определяет размер выдаваемых кредитов и процентную ставку на рынке; и истинную стоимость фондирования, которая непосредственно влияет на размер прибыли. Мы приходим к выводу, что в рамках двухпериодного взаимодействия оба банка заявят наивысшую стоимость фондирования, что приведет к сокращению размера выдаваемых кредитов (что соответствует цели регулятора), но ценой более высокой стоимости заимствований на рынке. Если игра повторяется, то оба банка выбирают меньший размер кредитов, чем в последнем периоде, когда заявляется самая низкая стоимость фондирования. Отметим, что полученные выводы соответствуют результатам анализа департамента монетарной политики и экономики БКБН.

В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.

 
Статьи по теме:
Технологическая карта урока по русскому языку на тему Технологическая карта урока по русскому
Технологическая карта № 1 Дата: 03.09.15. Группа : Средняя. Образовательная область: Коммуникация Русский язык Тема: «Наша Родина-Казахстан. Мой родной город». Цель: формировать у детей первоначальные представления о родном городе и Родине - Республик
Презентация
Cлайд 1 Афинский Акрополь Разработала учитель ИЗО: Гнатюк Наталья Александровна МБОУ «СОШ №2» Г. Югорска 2008-09 Cлайд 2 Cлайд 3 Перед вами изображения колонн дорического, ионического и коринфского ордера. Назовите составные части колонн. Дайте опр
Почему летают самолёты Проект на являющую тему самолеты 12 слайдов
Слайд 2 Ан-225 «Мрия» Спроектированный и построенный на Киевском механическом заводе самолет Ан-225 (Мрия), является самым большим самолетом в мире. Размах крыльев 88,4 метра, длина 84 метра, высота 18 метров,(выше пятиэтажного дома), максимальный взле
Проект по изучению времени в подготовительной к школе группе детского сада Картотека тем проектов подготовительная группа
Клягина Дарья ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА «ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ПОСУДОЙ» в подготовительной группе Проект подготовили и провели: Волк Т. И., Клягина Д. Б., Корнева Н. Ю., Суворова Е. В. Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к окружа