Что означает слово ом. Как выглядит знак «Ом». Мантра «ОМ»: значение

Камни, талисманы, подвески могут не только принести положительные эмоции, но могут также разрушить ваше настроение, планы, ваш внутренний мир. Прежде чем купить украшения, уточните у продавца, что значит тот или иной камень или подвеска. Если продавец не смог вам ответить, посмотрите в книгах и в интернете.

Мы себя специалистами не считаем, мы учимся, читаем, изучаем. Наши клиенты долго выбирают себе украшения и с завидным упорством задают нам вопросы. Вместе с клиентами учимся и мы.

К чему такое вступление, спросите вы?

Все просто, вчера забежала купить кофе в свое любимое кафе. У милой девушки-официантки висела подвеска. На мой вопрос, что значит знак, она не смогла мне ничего ответить. (Обычно стараюсь не нарушать личное пространство, но с девушкой мы часто общаемся на отвлеченные темы, поэтому я немного «поумничала». Да простят меня окружающие)

Мы говорили о знаке «ОМ». Он вызывает у меня восхищение.

Ом - древний индийский и тибетский знак, распространенный в разных религиях и вероисповеданиях, происходящих из буддизма и индуизма. Является визуальной формой магического звука (мантры), открывающей состояния озарения, очищения разума и отрешенности от земных дел так, чтобы быть достойным познания и постижения высших истин, достичь единства с наивысшей Духовностью (в Буддизме - достижение Освобождения и Просветления).

ОМ – знак-мантра, освобождающий дух и разум от дел приземлённых.

Священный слог ОМ (он же АУМ, он же СОХАМ) - в индуистской и ведической традиции - сакральный звук, изначальная мантра, означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания, открывающего состояние озарения, приносящего очищение ума и умиротворённость. Часто интерпретируется как символ божественной троицы Брахмы, Вишну и Шивы, квинтэссенция Слова.

Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме. Помимо олицетворения индуистской божественной троицы, он, сам по себе, является наивысшей мантрой, символизируя собой брахман (высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма. Считается также, что три звука символизируют три уровня существования - рай (сварга), землю (мартья) и подземное царство (патала). Они также символизируют три состояния сознания - грезу, сон и явь, - три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие. В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и Света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к горным сферам.

Священное значение мантры «Ом» в индуизме трудно переоценить. Практически все священные тексты индуистской и ведической традиции начинались и заканчивались этим звуком.

Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак. Графический символ OM состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху.

По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.
Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».

Намасте, Друзья! Сегодня статья о Звуке Мантры «ОМ», ее значение в йоге и медитации, правильное пение и эффект от слушания. Я продолжаю свое путешествие по Индии и пишу только о своем личном опыте, конечно же подкрепляя его выдержками из авторитетных писаний.

Итак начнем:

Сакральный звук мантры ОМ

Звук «ОМ», по другому его называют «АУМ», и еще «АОУМ» — это древний сакральный звук, священная мантра. Также Звук «Ом» называют «Омкара" и «Пранава» и этим звуком начинаются многие , которые широко практикуются в Индии во многих духовных традициях. Рекомендую Вам прочитать эту статью, так как она является дополнением к данной публикации.

С Санскрита звук «ОМ» означает Высший Абсолют и он содержит в себе три составляющих: «А», «У», «М»:

  • «А» — непосредственно проявления Высшей Истины;
  • «У» — безграничные энергии Абсолюта;
  • «М» — живые существа .

Таким образом звук мантры ОМ, включает в себя все творение: Высшую Истину(Бога), Его энергии и его частички, души (живые существа).

В Бхагавад Гите в древнем Ведическом писании в стихе 10.25 сам Кришна говорит:
«Из великих мудрецов Я Бхригу, а среди звуков Я трансцендентный звук Ом. Из жертвоприношений Я повторение святых имен [джапа], а из недвижимого - Гималайские горы.» .

Звук «ОМ» лежит в основе Ведического знания и именно поэтому Его произносят перед чтением любого Ведического гимна.

Звук Ом в различных духовных практиках

Поклонение Вишну, вайшнавизм

Например те кто поклоняются Вишну, или Нарайане, произносят мантры:

  • Ом Намо Бхагавате Васудевая;
  • Ом намо Нарайна.

Каждая из этих мантр имеет свою удивительную историю. Первая из вышеперечисленных мантр была открыта великим мудрецом Нарадой муни. Он дал ее своему ученику Дхруве махараджу, много тысяч лет назад.

Дхрува махарадж был сыном царя, но оскорбленный своей мачехой он отправился в лес медитировать и совершать аскезы, когда ему было всего 5 лет. На своем пути он встретил мудреца Нараду и тот дал ему мантру «Ом Намо Бхагавате Васудевая» и объяснил как ее правильно повторять и какую аскезу совершать.
Дхрува махарадж сосредоточенно произносил эту мантру и достиг совершенства в ее повторении, осознав Вишну в своем сердце и увидел Господа перед своими глазами.
Это очень интересная история, которую можно прочитать в древних текстах, санскритского манускрипта « Шримад Бхагаватам», который написал мудрец Вьясадева более 5000 лет назад.

Те кто поклоняются Шиве, произносят мантру обращенную к Шиве, но в начале эти мантры все равно содержат звук «ОМ», тем самым указывая на высшую власть Нарайаны, Вишну или Кришны.

Поклонение Шиве

Мантры Шивы звучат так:

  • Ом намах Шивая;
  • Ом Махадевая намаха.

Буддизм

В Буддизме так же основные мантры начинаются со звука Ом:

Ом Мани Падме Хум

Значение звука ОМ

Звук «Ом» — первый звук во Вселенной, который изошел непосредственно от Бога. Во всех религиозных и духовных традиция мира придается огромное значение звуку. И по сути «ОМ» — как я говорил выше и является звуковым воплощение Верховной Абсолютной Истины.

Изображают звук Ом вот таким знаком :


Одно из значение мантры «ОМ» — это «Сат, Чит, Ананда», т.е. вечность, знание и блаженство.
Изначально мантру «АУМ» практиковали в Ведической традиции, но после при возникновении Буддизма она распространилась в Тибете и стала ежедневной практикой многих тибетских монахов. Это слово, т.е. слог широко известен по всему миру среди людей практикующих йогу и стремящихся к самосовершенствованию и духовному развитию.

В Ведической традиции, с самых древних времен мантру получали от гуру, который бережно ее передавал по цепи преемственности от предшествующих учителей и эта традиция сохранилась до настоящих дней, таким образом это дает гораздо больший эффект практикующему.

Достоинства Омкары восхваляется во всех Ведических писаниях, и говорится, что это очень сильный звук и он может освободить живое существо из самсары, иллюзии, круговорота рождения и смерти. Поэтому многие йоги и мудрецы практикуют медитацию на звуки Ом Мантры.
.

Как петь мантру АУМ

Не будем более погружаться в эзотерическую сторону мантры ОМ и перейдем к практике ее пения.

Вначале поговорим о правильном произношении, а далее обсудим технические моменты.

Слог «ОМ» состоит из трех звуков, хотя и считается одним слогом.
Вначале произносят первый звук и он звучит как что то среднее между «А» и «О», «Ааааоооо».
Плавно переходят ко второму звуку, который звучит как «Оооооуууууу».
И третий звук «Ммммммммм», произносят уже с закрытым ртом, как бы через нос, создавая определенную вибрацию.

Теперь опишем технические детали медитации:

  • сядьте в удобную позу для медитации, например в ;
  • сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, наблюдая за своим дыханием;
  • посвятите несколько минут пранаяме (помогает успокоить Ум, выполняйте ее по желанию);
  • закройте глаза, либо прикройте их наполовину;
  • сосредоточьте ваше внимание в межбровье (Агни чакра);
  • руки поместите в гьяна мудру или другую по вашему выбору (читайте здесь )
  • сделайте глубокий вдох. но не напрягайте слишком свое тело, пытаясь вдохнуть как можно глубже;
  • на выдохе начинайте произносить мантру «ОМ»;
  • внимательно слушайте звук произносимой мантры;
  • после полного выдоха (выдох должен быть естественный, не делайте усилия чтобы выдохнуть как можно больше)
  • начните делать вдох;
  • на вдохе мысленно произнести звук «ОМ»;
  • концентрируйтесь на внутреннем звуке.

Практикуя повторение мантры, обычно используют , чтобы вести счет своим повторениям.

Таким образом, OM - суть сути - пребывает на самом высоком месте. Визуально OM представляется стилизованной пиктограммой.

Более глубокое исследование этого мистического символа показывает, что он составлен из трех слогов, объединенных в один, но состав этот подобен скорее физической смеси, чем химическому соединению. Действительно, на санскрите звук "о" - является объединением "a + u"; следовательно, OM правильнее было бы писать как AUM.

Таким образом, символ AUM состоит из трех кривых (кривые 1, 2 и 3), одного полукруга (кривая 4) и точки.

Большая нижняя кривая 1 символизирует бодрствующее состояние (джаграт), в котором сознание направлено вовне - через ворота чувств. Больший размер показывает, что это самое обычное состояние человеческого сознания.

Верхняя кривая 2 обозначает состояние глубокого сна (сушупти), или несознающего состояния, когда спящий человек не желает ничего и не видит каких-либо снов.

Средняя кривая 3 обозначает состояние между глубоким сном и бодрствованием, и отражает состояние сновидений (свапна), когда сознание индивидуума направлено вовнутрь, и в снах он созерцает свои представления о мире, существующем лишь за веками его закрытых глаз.

Вот три состояния сознания индивидуума. А так как индийская мистическая мысль верит, что вся проявленная действительность возникает из сознания, эти три кривые представляют полный физический феномен.

Точка показывает четвертое состояние сознания, известного на санскрите как "тирья". В таком состоянии сознание не направлено ни за пределы тела, ни внутрь себя, ни в обоих этих направлениях вместе. Достигшее этой точки сознание находится в состоянии отдохновения от всего раздробленного, относительного существования. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние является окончательной целью всей духовной деятельности. Такое абсолютное состояние как бы освещает все три остальные.

Наконец, полукруг символизирует "майю" и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, иллюзия, майя, отвращает нас от реализации самого высокого состояния блаженства. Полукруг открыт кверху и не касается точки. Это означает, что майя не касается самого высокого состояния. Иллюзия затрагивает лишь проявленный мир. В этом и состоит эффект препятствования ищущему в достижении его окончательной цели - реализации ТОГО, то есть уникального, неочевидного, абсолютного принципа. В таком контексте, форма символа OM представляет и неочевидность и проявленность; и ноумен и феномен.

В качестве священных звуков, произношение трехсложного AUM также открыто для богатого логического анализа.

Первый звук расценивается как основной, вне зависимости от культурных контекстов. Он воспроизводится в задней части открытого рта и, как говорят, включается и будет включаться в каждый иной звук, создаваемый человеческими голосовыми органами. И действительно, буква "А" является первой в санскритском алфавите.

От открытия рта в "А" движемся к закрытию в "М". Между ними - "U", сформированный как открытый, но при этом уже словно бы и прикрываемый губами. И здесь, как и при интерпретации трех кривых, три слога, составляющие "AUM", можно представить в той же самой метафорической дешифровке. Состояние сознания во время сновидений, символизируемое звуком "U", находится между открытым, бодрствующим состоянием "A" и закрытым, состоянием глубокого сна "M". И действительно, сновидения - это вариация сознания бодрствования имеющего при этом форму, аналогичную сонному состоянию бездействия.

"AUM", таким образом, охватывает в своих пределах целую гамму, начиная со звука исходящего от задней части рта ("A"), проходящего через него ("U"), и наконец достигающего губ ("M"). Теперь эти звуки могут быть классифицированы в зависимости от области рта, где они были произнесены. Два конца, между которыми колеблются звуки - от задней части рта к губам, - оба охватываются в простом действии произнесения "AUM".

В последней части гаммы "AUM" ("M"), известной как ma или makar, губы плотно сближаются. Это походит на блокировку двери к внешнему миру, вместо которого происходит достижение наших внутренних глубин в поисках окончательной Истины.

Но кроме тройной природы, "OM", поскольку он является священным звуком, имеет невидимую четвертую часть, которую нельзя заметить нашими ограниченными органами чувств, так как она не относится к материальным. Это четвертое состояние - непроизносимая, беззвучная тишина, следующая за произнесением "OM". Это успокоение всех разнообразных проявлений, то есть достижение мирного, блаженного и недвойственного состояния сознания, символизируемого точкой в традиционном искусстве изображения "AUM".

Тройная символика OM постижима наиболее "обычными" из нас людьми и осуществима на интуитивном и объективном уровне. Отсюда и широкая популярность, и принятие этого знака. Причем, его символика простирается на полный спектр проявленной вселенной, что делает "ОМ" истинным источником духовности. Некоторые из таких символических эквивалентов приводятся ниже.

Цвета: красный, белый и черный.
Сезоны: весна, лето и зима.
Периоды: утро, полдень и вечер.
Состояния: бодрствующее сознание (jagriti), сновидения (svapna) и глубокий сон (sushupti).
Сферы: земная, небесная и промежуточная.
Поэтические размеры: Gayatri (24 слога), Trishtubh (44 слога), и Jagati (48 слогов).
Веда: Ригведа, Яджурведа и Самаведа.
Элементное Божество: Огонь (Agni), Солнце (Aditya), Ветер (Vayu).
Речь: голос (vak), ум (manas), дыхание (prana).
Жреческая функция: подношение, выполнение ритуала, песнопения.
Тенденции: вращение, связывание и разложение.
Качество: активность (rajas), чистота (sattva) и невежество (tamas).
Ритуальный огонь: домашний, предков и призывания.
Богиня: Amba, Ambika и Ambalika.
Боги: элементов (Vasus), небес (Adityas), космических царств (Rudras).
Божество: Брама, Вишну, Шива.
Действие: создание, сохранение и разрушение.
Мощь: из действия (kriya), знания (jnana) и воли (iccha).
Человек: тело, душа и дух.
Время: прошлое, настоящее и будущее.
Стадии существования: рождение, жизнь и смерть.
Стадии Луны: нарастание, полнолуние и угасание.
Божественность: Отец, Мать и Сын.
Алхимия: сера, ртуть и соль.
Буддизм: Будда, дхарма и сангха (три драгоценности Буддизма).
Кабала: мужчина, женщина и объединенный разум.
В японских традициях: зеркало, меч и драгоценный камень.
Божественные признаки: правда, храбрость и сострадание.

Согласно индийским духовным наукам, Бог сначала создал звук, и от этих звуков уже потом произошел феноменальный мир. Все наше существование состоит из набора основополагающих звуков, которые становятся мантрами - при появлении желания сообщать, проявлять, вызывать или осуществлять. Сама материя, говорят, произошла из звука, а OM является наиболее священным из всех звуков. Это - слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы боги. Это - "корневой" слог (mula-мантра), космическая вибрация, скрепляющая атомы мира и небес. Действительно, Упанишады говорят, что AUM - бог в форме звука. Именно поэтому, OM - первая часть самых важных молитв и в буддизме, и в индуизме, например: "Ом Намох Шивайи" и "Ом Мани Падме Хум".


В дальнейшем развитии мистической концепции AUM, Мандикья-упанишады утверждают:

AUM - лук,
Самость - стрела,
Брахман (Абсолютная действительность) - мишень.

Другой древний текст сравнивает AUM со стрелой, наложенной на лук человеческого тела (дыхания), которая пронзая темноту невежества находит свою мишень - сияющую область Истинного Знания. Подобно тому, как паук поднимается вверх по своей нити и обретает свободу, йоги восходят к освобождению через звук OM.

Всесоздающее качество OM делает его вездесущим и не принадлежащим какой-либо конкретной духовной практике. Йог, проникший в его тайну, приобретает бесконечные силы с помощью священного, мистического вдохновения.

«Дословно» эту мантру переводят как «Поклоняюсь» (नमः – намах) «Шиве» (शिवाय – Шивайа). Или, если использовать более привычные нам формулы, «Да здравствует Шива!». Не знаю как вы, а я, когда первый раз услышала такой перевод, подумала: «Всего-то? Так просто? И почему же говорят, что эта мантра такая великая?» Оказалось, что знающие люди видят в этой мантре бездну смысла.

Существуют различные философские школы, относящиеся к шиваизму, поэтому и великую мантру Шивы толкуют разными способами. Эти толкования не противоречат друг другу, а лишь отражают философские предпочтения различных людей. К тому же все они сходятся в том, что в отличие от других мантр, дающих человеку преходящие ценности (благосостояние, таланты, богатство, любовь) эта мантра дает знание того, что вечно.

Эту мантру часто рассматривают без первого слога ॐ («ом»). В таком случае говорят, что ॐ усиливает воздействие мантры. А в пяти слогах «на-ма-ши-ва-йа» заложено единство души и Бога, дживы и Шивы. Дело в том, что каждое слово (в любом языке) является лишь символом, который ассоциируется с неким объектом, вызывает в уме некие представления об этой объекте. В этой мантре слово «намах» (नमः) ассоциируется с человеком – частичкой. Слово «шива» (शिव) означает Господа – целое, дает способность представить Его себе. Слово «айа» (अय) обозначает взаимосвязь человека и Бога, части и целого. Таким образом эта мантра дает знание того, что такое человек, Бог, и каковы их отношения.

Если использовать другую терминологию (характерную для адвайта-веданты), то слово «намах» (नमः) обозначает ограниченную человеческую душу (дживу, जिव). Слово «шива» (शिव) обозначает Мировой Дух (Параматман). Слово «айа» (अय) обозначает идентичность. То есть мантра говорит о том, что человеческая душа и Высший Дух одинаковы, имеют одну природу. Вспоминается еще одна великая мантра – «тат твам аси» («ты есть То»). Разными словами, но мантры говорят об одном и том же.

Мантру «ом намах шивая» (ॐ नमः शिवाय) называют также обращением к Шиве. То есть человек, который хочет призвать Шиву, должен произносить это выражение. Это примерно как если вы хотите позвать человека, который приносит в ресторане еду, то стоит обратиться «Официант!». На «Эй, ты!» человек может и не придти. А если позвать «Василий, идите сюда!», то человек может не понять, что обращаются к нему, даже если его и действительно зовут Василием. Вобщем, как всегда – если хочешь что-то получить, то нужно знать не только кто может это дать, но и как правильно это обратиться, чтобы твое желание исполнили. Только тот, к кому обращаются этой мантрой, приносит не еду, а нечто другое – радость (ананду). Кстати, санскритское слово «шива» означает «счастливый, удачливый, процветающий». Поэтому говорят, что мантрой «аум намах шивайа» призывают не Бога-разрушителя из индуистской троицы, а сущность, которую описывают как «вечность-сознание-блаженство» (сат-чит-ананда), то есть Пара-Брахман.

Шиваитские школы, ставящие во главу угла преданность Шиве (бхакти), используют другой вариант толкования мантры. Слог ॐ означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (नमः) – это сокращение от «на мама» (न मम) – «не мой», «не для меня». Слово «шивайа» (शिवाय) означает «для Шивы». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы. Шива творит, Шива играет в этом мире. Я ничего не делаю, это Шива совершает все поступки. А я – лишь инструмент, при помощи которого Шива наслаждается миром. Так при помощи мантры происходит посвящение окружающего мира Богу. Произнося «ом намах шивайа», человек преподносит Господу все, что видит, слышит, все запахи, вкусы, прикосновения, а также все чувства и настроения. Повторение мантры становится тренировкой в посвящении себя Богу, что в конце концов приводит к духовному освобождению. Такое толкование довольно близко к христианскому «…да будет воля Твоя… ибо Твое есть Царство и сила и слава…» Не так уж они и различны – христианство и индуизм.

Пранава, священный звук ॐ означает неописуемый Высший Дух, с точки зрения которого не существует различий, нет мира, состоящего из разных признаков и названий. А пять слогов «на-ма-ши-ва-йа» обозначают Дух, проявленный в мире. Он принимает разные формы, откликается на разные имена. Таким образом мантра «ом намах шивайа» пробуждает в человеке знание обоих аспектов Божественного: неописуемого Высшего Духа и мира, как его вещественного выражения.

Великая мантра Шивы вездесуща, она неотделима от тела человека, повторяющего ее. Спросите, как? С пятью слогами «на-ма-ши-ва-йа» связаны пять элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), пять чакр от муладхары до вишуддхи, пять чувств (обоняние, вкус, зрение, осязание и слух), пять органов восприятия и пять органов действия. ॐ связан с мыслительной деятельностью и умом. Слог ॐ совершенен, он неотделим от тела и присутствует во всей коже. Слог «на» (न) – в крови, «ма» (म) – в мышечных тканях, «ши» (शि) – в жире, «ва» (वा) – в костях, «йа» (य) – в костном мозге. А вся шестислоговая мантра – в сперме. В муладхара-чакре обитает энергия (шакти), которая выражается слогом «на» (न). В анахате живет энергия слога «ва» (व), в вишуддха-чакре – энергия слога «йа» (य). Энергия великого слога ॐ обитает в аджня-чакре.

Написано на основе текстов «Сиддханта Шикхамани» и «Анубхава Сутра».


Священный слог ОМ (он же АУМ, он же СОХАМ) означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания.
Слог Ом - первоначальный звук, творящий Вселенную. Символ бесконечности духа, Священного в мире и человеке. Знаменует победу над Хаосом. Помогает установить связь со своей глубинной сущностью.

OM - священный, «вечный слог», потребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания.

OM является символом наибольшей святости, Брахмана - Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.
Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак.

Графический символ состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху. По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.

Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».

Слово «АУМ» проистекает от санскритского корня «ава», который имеет до девятнадцати разных значений. исследуя эти значения в совокупности, можно истолковать «АУМ» как символ Силы, которая:

Обладает универсальным знанием;
- управляет всей Вселенной;
- одна защищает от несчатий жизни;
- осуществляет желания верующих и карает неверующих;
- дает просветление.

Фактически OM подключает в себя три независимых звука (буквы). Каждая из них по отдельности имеет личное значение.

Некоторые толкования:

Буква А символизирует «начало», «рождение» адиматва);
Буква У символизирует «развитие», «трансформацию», «движение» (уткарша);
Буква М - «распад» (мити).

В единстве олицетворяет энергию, управляющую процессами творения, совершенствования и распада Вселенной, или самого Бога.

Слово АУМ ассоциируется с индуистской триадой богов.
А соотносится с Брахмой, Богом Вселенной; У - с Вишну, её Хранителем; М - с Шивой, Разрушителем. Весь же символ считается обозначением Брахмана, из кото - рого Вселенная эманирует, через которого вырастает и созревает, и с которым в итоге сливается.

Буква А символизирует состояние бодрствования (джаграта - авастха), буква У - состояние сна со сновидениями (свапна - авастха), а буква М обозначает состояние сна без сновидений (сушупта - авастха).
Весь символ вместе с полумесяцем и точкой обозначает четвёртое состояние (турья - авастха), которое объединяет в себе три иных и трансформирует их в состояние самадхи.

Буква А символизирует речь (вак), У - разум (манас), М - дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью священного духа.
Три буквы толкуются также как обозначения трёх измерений: длины, ширины и вышины, а весь символ представляет Божество, не знающее ограничений размеров и форм.

Буквы А, У и М символизируют отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает прекрасного человека (стхита - праджа), чья жизнь утверждена в Боге.

Три буквы символизирут три рода: мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с Богом.

Три буквы обозначают три гуны, или качества: саттва, раджас и тамас, а символ в едином - гунатита (человек, преодолевший ограниченность гун).
Три буквы обозначают три времени: прошедшее, действительное и грядущее, а весь символ - Бога, превосходящего ограничения времени.
Они означают также преподавание, преподанное соответственно мамой, папой и гуру, а символ в едином представляет Брахма Видью - познание Я, вечное преподавание.

Буквы А, У и М обозначают три ступени йоги - асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ воплощает самадхи - цель, к которой ведут эти три ступени.

Три буквы представляют собой мантру «Тат твам аси» («То есть ты»), или осознание божественности внутри себя. Весь символ воплощает это осознание, освобождающее человеческий дух от ограниченности тела, ума, интеллекта и эго.

Тройной символизм ОМ более понятен наиболее "обычным" из нас, людей, реализуемый на интуитивном и объективном уровне. То, что этот символ распространяется на весь спектр проявленной вселенной, делает ОМ настоящим кладезем духовности. Некоторые из этих символических эквивалентов:

Проявление слова: Голос (вак), разум (манас), дыхание (прана).
Гуны (качества) : энергии (раджас), чистота (саттва), и невежество (тамас).
Божества: Брахма, Вишну, Шива.
Действие: создание, сохранение и разрушение.
Человек: тело, душа и дух.
Время: прошлое, настоящее и будущее.
Стадий существования: рождение, жизнь и смерть.
Буддизма: Будда, Дхарма, Сангха и (три драгоценности буддизма).
и так далее

Проявление ОМ

Согласно индийским духовным наукам, Бог сначала создал звук, и из этих звуковых вибраций произошел весь феноменальный мир. Наше существование состоит из этих первичных звуков, которые приводят в действие к мантры.
Сама материя, как говорят, исходила из звука ОМ, к который поэтому считается самым священным из всех звуков.
Это слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы в том числе и боги.
Ом - это "корневой" слог, космическая вибрация, которая скрепляет атомы мира и небес. В самом деле Упанишады говорят, что АУМ - это бог в форме звука. Таким образом, ОМ всегда является первой частью наиболее важных мантр как в буддизме, так и в индуизме, например, для ОМ Ganeshaya Namaha и Ом Мани Падме Хум.

В дальнейшем развивая мистическую концепцию AUM, древний текст сравнивает АУМ со стрелой, лежащей в носовой части человеческого тела как дыхание, которая после проникновения в тьму невежества находит свой путь, а именно освещенную область Истинного Знания. Подобно тому, как паук взбирается на его поток по нити своей паутины и получает свободу, так йогин поднимается к освобождению через слог ОМ.

Как Мастера Йоги и Веданты объясняют значение ОМ

Многие мантры начинаются с ОМ. Мудрецы древних времен проводили длительные исследования, экспериментируя со звуком ОМ и его вибрациями, медитировали на ОМ в течение долгого времени и достигали высшего уровня осознанности. Затем они дали миру ОМ как символ Высшего Я, которое наполняет собой всю Вселенную.

ОМ – это не слово, и у него нет точного значения, поэтому его невозможно перевести ни на один из языков мира. ОМ является всепроникающим звуком, который непрерывно звучит во Вселенной. В состоянии глубокой медитации мы можем услышать этот звук. Пропевая ОМ, мы входим в гармонию со Вселенной и потому чувствуем покой и блаженство. Все звуки исходят из ОМ, ОМ – это матрица всех звуков.

Регулярное и многократное пропевание ОМ способно разрушить весь стресс, который накапливается у нас в процессе жизни. Все негативные вибрации, страхи, тревоги и беспокойства, напряжение и раздражение уходят, и мы погружаемся в состояние тишины и спокойствия. ОМ - глубочайшая вибрация. Подобно тому, как после интенсивного смеха или сильного плача мы расслабляемся и чувствуем облегчение, после пропевания ОМ приходит глубокое умиротворение.

Четвертое состояние

Мы родились, воплотились в теле. Мы живем в мире и решаем какие-то проблемы. Когда наступит время, наше тело неизбежно умрет, хотим мы этого или нет. С полной уверенностью можно сказать, что в мире нет ни одного человека, у которого не было бы проблем, и который не печалился бы по поводу своей предстоящей смерти. Однако в состоянии глубокого сна у нас нет тела, и все проблемы исчезают. Мы погружаемся в блаженство, но при этом не осознаем своего существования. Почему? Потому что мы еще не познали то четвертое состояние, которое присутствует всегда, но находится за пределами трех состояний. Опыт глубокой медитации и понимание философии Веданты способны привести нас к осознанию того, кто мы есть на самом деле.

Какие бы попытки бегства от проблем и от боязни смерти мы не предпринимали, в глубине всегда остается страх перед неминуемой кончиной. Но в глубоком сне у нас нет страха смерти, и нет вообще ничего. Мы не боимся засыпать, хотя фактически мы умираем на какое-то время, то есть тела и ума для нас не существует в глубоком сне. Так кто же боится смерти?

Из-за незнания того, кто мы есть на самом деле, мы думаем, что мы есть тело. Мы отождествляем себя с нашим физическим телом и живем в постоянном страхе потерять его. Ведь если мы есть тело, следовательно, мы умрем вместе с ним. Но ведь в глубоком сне у наснет тела, однако мы живы. А если бы мы не были живы, мы бы и не проснулись, то есть умерли. Однако после глубокого сна мы всегда просыпаемся обновленными и наполненными энергией. Следовательно, кто-то должен присутствовать в глубоком сне, иначе откуда мы узнаем о том, что были там, во сне без сновидений? Это и есть наше Истинное Я, вечное и неизменное. Мы рождаемся и живем. Все перемены происходят в присутствии нашего Истинного Я.

Мы растем, развиваемся, взрослеем, стареем и однажды умрем. Кто будет свидетелем того, что мы умерли? Кто свидетель того, что мы бодрствуем или видим сны? Кто свидетель глубокого сна? В чьем присутствии происходит смена состояний? Когда мы ответим на вопрос, кто же есть Я, мы наконец перестанем бояться смерти и обретем настоящий покой и блаженство. Когда мы осознаем себя наблюдателем всех перемен, которые происходят, мы примем неизбежность смерти тела как часть естественного порядка вещей. Осознав, что мы не есть тело, мы перестанем за него цепляться и жить в постоянном стрессе. Мы пришли на эту землю только с одной целью – осознать Себя. И когда это произойдет, мы станем свободными от всего и начнем жить по-настоящему, наслаждаясь каждым мгновением жизни. Все приходит, все уходит, состояния сменяют друг друга, но Я есть всегда, и все происходит в Моем присутствии.

Вот это и есть истинное значение ОМ. Чтобы познать это на собственном опыте, необходимо руководствоваться словами Просветленного Мастера. Слушание Мастера, его объяснений – это первый этап, шравана, когда мы воспринимаем информацию. То, что мы восприняли, нам необходимо усвоить. Для этого мы практикуем размышление, глубокое обдумывание услышанных слов. Это второй этап, манана. Размышляя и глубоко погружаясь в предмет размышлений, мы становимся способными пойти за пределы слов и концепций, и тогда Знание открывается нам. Знание Себя есть в нас самих. Слова Мастера указывают на то, что уже есть в нас, и, размышляя над словами и значением ОМ, медитируя на ОМ, мы обретаем Истинное Знание, то есть осознаем Истину посредством своего опыта. Это – третий этап, нидидьхьясана. Истина есть в нас, Истинное Я всегда здесь, и практикуя слушание, размышление и медитацию, мы осознаем это. Когда к нам приходит понимание, ответ на вопрос, кто есть Я, это становится нашей мудростью и тогда уже никто не в состоянии забрать у нас это знание, даже смерть. Для этого нам и была дарована мантра ОМ.

 
Статьи по теме:
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б
Скорость тела при неравномерном движении Скорость тела при неравномерном движении
1. Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение - это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным . Например, неравномерно движется транспорт. Авт