Что произошло с самолетом ту 154 версии. Основные версии

В понедельник, 26 декабря, в России траур по 92 погибшим в авиакатастрофе Ту-154 над Черным морем. В воскресенье утром борт Министерства обороны упал в 6 километрах от берега в акватории Сочи.

Основными рабочими версиями крушения военно-транспортного самолета Ту-154 являются попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилота и техническая неисправность самолета. Об этом сообщили в Федеральной службе безопасности, «Интерфакс». «Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено», - в ЦОС ФСБ России. «По состоянию на настоящий момент, установлены очевидцы падения авиалайнера, имеется также запись видеорегистратора, с которой работают члены следственной группы», - в ФСБ. Основными рабочими версиями крушения Ту‑154 в Черном море являются «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета», заявляют в ФСБ. По информации ведомства, самолет не перевозил военных грузов и пиротехнических средств.

На дне Чёрного моря в полутора километрах от берега обнаружен объект, который может иметь отношение к крушению Ту‑154. Об этом агентство Интерфакс со ссылкой на источник в экстренных службах. Конструкция, по очертаниям напоминающая фюзеляж самолета, глубоко погрузилась в ил. Объект обнаружил сканер одного из кораблей, задействованных в поисковой операции, сейчас к объекту направились водолазы. Обломки самолета ищут уже второй день.

После дозаправки в Адлере самолет, на борту которого были артисты ансамбля Александрова и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, а также руководитель департамента культуры Минобороны Антон Губанков, направился в Сирию. Там артисты должны были выступить перед российскими летчиками на авиабазе Хмеймим, а Доктор Лиза должна была передать медикаменты госпиталю в Латакии. За первые сутки было найдено 11 тел погибших.

Как всегда в таких случаях, рассматриваются все версии, среди которых есть и версия теракта. Но поскольку вылет самолета осуществлялся с военного аэродрома Чкаловский, а о дозаправке самолета в Сочи стало известно уже в воздухе, вероятность подрыва, по данным источников ТАСС, представляется наименее вероятной.

В поисковой операции в Сочи участвуют 158 водолазов,по данным Министерства обороны, первый самолет с останками погибших отправлен в Москву.

Правительственную комиссию возглавляет министр транспорта Максим Соколов, который пока воздерживается от какой-либо определенной версии катастрофы. Ранее он говорил, что на самолетах не было радиомаяков, по одним данным, из-за устаревшей конструкции, по другим, из соображений секретности.

Сегодня же появилась версия происхождения вспышки, которую вчера камеры наблюдения, находящиеся на берегу, и подтвердили очевидцы. Как Интерфакс, вспышка была зафиксирована через полчаса после падения самолета и соответственно не имеет отношения к катастрофе, однако о том, что это было, источники агентства не сообщают. Вспышка, необычно большой разброс осколков и то, что перед крушением экипаж ни разу не связался с землей, рассматривались, как косвенные свидетельства взрыва на борту. По последнему сообщению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, большинство тел до сих пор находятся на борту затонувшего самолета.

Фото: РИА Новости / МЧС РФ

Приоритетными версиями авиакатастрофы Ту-154 являются техническая неисправность самолета и ошибка пилота. Версия теракта не является основной, заявил министр транспорта России Максим Соколов

Свечи на набережной Сочи в память о погибших при крушении самолета Ту-154 Минобороны России (Фото: Артур Лебедев/ТАСС)

Основными причинами падения Ту-154 могут быть техническое состояние самолета или ошибка пилота. Об этом заявил на брифинге министр транспорта России Максим Соколов, передает «РИА Новости» .

Министр возглавляет правительственную комиссию, созданную в связи с крушением воздушного судна. По его словам, версия теракта на борту разбившегося в Сочи Ту-154 не входит в число приоритетных.

Глава Минтранса сказал, что из-за авиакатастрофы не будут усилены меры безопасности в гражданских аэропортах и аэродромах, находящихся в ведомственном использовании.

«Мы сейчас не видим целесообразности устанавливать какие-то особые дополнительные меры в связи с данной катастрофой как по авиационной, так и транспортной, то есть по антитеррористической безопасности», — сказал Соколов.

Министр подчеркнул, что целью работы правительственной комиссии не является выяснение причин катастрофы, этим занимаются следствие и специальная техническая комиссия при Минобороны. Соколов заявил, что первые результаты проверки правительственной комиссии он доложит председателю правительства Дмитрию Медведеву уже в понедельник. ​

Версии крушения лайнера назывались и ранее. Источник «Интерфакса» в экстренных службах накануне днем сообщил, что основной версией авиакатастрофы . Однако позже глава службы безопасности полетов Вооруженных сил России Сергей Байнетов заявил, что . Специалисты проводили регламентные работы на воздушном судне в сентябре этого года.

Собеседник «Интерфакса» утверждал, что версия ошибки пилота «маловероятна». Они, по его словам, имели «большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов». Однако источник «РИА Новостей» отметил, что ошибка пилотирования входит в число приоритетных версий.

Версия теракта на борту Ту-154 также рассматривается, сообщала «Фонтанка» со ссылкой на источник в Минобороны. При этом собеседник издания уточнил, что это стандартная проверка, которая проводится в таких случаях. В Центре общественных связей ФСБ России РБК не смогли ни подтвердить,​ ни опровергнуть информацию о возможном теракте.

Техническая неисправность и так называемый человеческий фактор - эти версии крушения самолета названы основными на сегодняшнем брифинге главы правительственной комиссии по расследованию. Топливо ни при чем - специалисты уже изучили его образцы, и нареканий у них не возникло. Узнать о случившемся больше могут позволить бортовые самописцы, но их найти пока не удается.

Цветы и множество свечей. Крохотные живые огоньки на пирсе сочинского морского порта будто тоже пытаются разогнать ночную тьму, чтобы помочь поиску. Но тщетно. Дождь и туман скрыли в море десятки кораблей, катеров, вертолетов. Всю ночь метр за метром они прочесывали каждую волну. Больше ста водолазов своими руками буквально ощупывали черноморское дно, куда и днем-то едва проникает свет. Они поднимались на поверхность, только чтобы заправить баллоны кислородом, и снова обратно. Надо спешить. Течение неумолимо затягивает обломки самолета на глубину. Лишь часть их вынесло на поверхность. Каждую обнаруженную деталь поднимают, чтобы потом доставить на берег. Они должны помочь экспертам восстановить картину случившегося на борту Ту-154 за время недолгого, меньше двух минут, последнего полета.

«Для организации работы нам необходимо понимать, что же все-таки произошло с самолетом. Сегодня, насколько нам известно, основные версии не включают в себя версию террористического акта, поэтому мы исходим из того, что причинами этой катастрофы могли бы быть либо техническое состояние, либо ошибки пилотирования», - заявил министр транспорта РФ Максим Соколов.

Как уже установлено, в подмосковном «Чкаловском» и пассажиры, и экипаж прошли тщательный досмотр. В аэропорту Адлера из самолета выходил только техник, который контролировал дозаправку. Изъятые образцы топлива уже проверены, посторонних примесей в них не обнаружено. При этом дополнительный груз на борт не принимали.

Кроме того, маршрут полета самолета, как известно, был изменен лишь в самый последний момент. Первоначально промежуточной точкой должен был стать Моздок, но из-за плохих метеоусловий летчики приняли решение садиться в Адлере.

Пока версия технической неисправности считается одной из наиболее вероятных. Но и здесь вопросов немало. Ту-154 - один из самых надежных самолетов, а конкретно этот борт, несмотря на более чем тридцатилетний возраст, эксплуатировался в щадящем режиме и регулярно проходил ремонты и регламентное обслуживание.

«Если самолет летал, значит, он был допущен, проходил все регламентные работы, и все, что было положено для того, чтобы самолет держался в воздухе. Критерии обслуживания самолетов одни и те же, не важно, в компании ты работаешь, или в военном ведомстве, не имеет значения», - говорит заслуженный пилот России Виктор Саженин.

Эксперты сейчас пытаются понять, могли ли ошибиться летчики. Известно, что в экипаже были военные профессионалы, обученные действовать в самых экстремальных ситуациях - военный летчик первого класса Роман Волков, штурман Александр Петухов, который в 2011 году был в составе экипажа, сумевшего посадить другой Ту-154 с отказавшей системой управления.

«Поскольку самолет находился в воздухе две минуты, он успел набрать высоту примерно километр, максимум, полтора. Когда самолет свалился, в течение одной секунды он мог потерять всю эту высоту и разбиться. И летчики не успели передать никакой информации диспетчерам», - полагает генеральный директор Альянса авиационных технологий Виктор Прядка.

Получить определенные ответы на вопросы можно будет только после расшифровки бортовых самописцев. Однако до сих пор об их обнаружении ничего не известно. В начале восьмидесятых на Ту-154 еще не устанавливали аварийные радиомаяки, которые могли бы значительно ускорить работу поисковых команд.

Только лишь ближе к ночи удалось обнаружить точное место затопления наиболее крупных обломков, в том числе, вероятно, и фюзеляжа самолета. Дно Черного моря здесь резко опускается вниз. Глубины от 100 до 400 метров. Водолазам работать в таких условиях слишком опасно. В помощь людям направлены глубоководные аппараты «Фалькон» и «Тайгер», которые перебросили на Черное море с Северного флота. Ими можно управлять дистанционно, с поверхности. Еще два обитаемых глубоководных аппарата направило Русское географическое общество.

Прибрежная полоса, как и морская акватория - тоже место поисков. Ветер и волны могут вынести на берег легкие обломки или даже тела. Чтобы тщательно обследовать всю береговую линию, Министерство обороны отправило в Сочи дополнительные силы. Больше тысячи человек прибудут в течение дня.

Еще накануне в Сочи ожидали специальный рейс с родственниками. Для их размещения были приготовлены несколько санаториев. Чуть позже стало известно о том, что процедура опознания все же будет проводиться в Москве.

Не исключено, что кто-то из родственников прилетит в Сочи самостоятельно, так что в адлерском аэропорту продолжают дежурить медики и психологи. А губернатор Краснодарского края объявил, что номера в гостиницах города забронированы для близких погибших в катастрофе на весь ближайший месяц.

Поисковые работы из-за сложных условий могут затянуться. Поэтому, как сообщается, тела погибших будут отправлять на опознание по мере обнаружения. И первый борт уже прибыл в Москву.

Список тех, кто находился на борту разбившегося Ту-154, опубликован на сайте Минобороны . 92 человека, которые уже не вернутся домой. 84 пассажира, восемь членов экипажа. Для всех этот рейс стал последним в жизни.

Следующая новость

Неисправность, перегрузка, человеческий фактор, птицы, топливо и теракт — редакция «360» систематизировала основные версии крушения самолета Ту-154. По результатам первых часов поисковых операций в районе падения самолета Ту-154 в водах Черного моря следует констатировать следующее: власти пока не называют официальные причины крушения самолета. Однако авиаэксперты уже высказали несколько предположений.

Неисправность и птицы

Приоритетной версией считается техническая неисправность самолета, отказ двигателей либо попадание в них птиц. Рядом с Сочи находится орнитологический парк и станция перелетных птиц. Как сообщает «Интерфакс » со ссылкой на источник, это могло послужить причиной катастрофы.

Перегрузка и человеческий фактор

Среди других версий также приводится ошибка пилотирования — то есть человеческий фактор. Версия о неблагоприятных погодных условиях полностью опровергается данными Росгидрометцентра .

По версии источника петербургской интернет-газеты «Фонтанка », падению самолета могла способствовать весовая перегрузка и ошибка «на земле». Так, наземный персонал мог допустить нарушения с размещением багажного отсека, что в свою очередь свело на нет шанс экипажа пикировать или даже совершить посадку на хвост самолета.

По данным «Коммерсанта », отказ двигателя мог быть вызван испорченным топливом, то есть проблемами при заправке самолета химическим составом.

Теракт и захват самолета

Обстоятельства крушения самолета свидетельствуют о том, что на его борту случилось нечто экстремальное. Об этом РИА «Новости» заявил бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев. В противном случае, считает он, экипаж успел бы передать сигнал бедствия.

«Значит, произошло что-то экстремальное, из практики — такие ситуации возможны при захвате судна», — сказал.

Некоторые СМИ (например, «Фонтанка »), ссылаясь на источники, в военных и силовых ведомствах приводят данные о том, что ФСБ России уже отрабатывает стандартную версию о теракте. Сотрудники силовых ведомств проверяют вероятность несанкционированного проникновения лиц в военный аэропорт Чкаловский и в населенный пункт в Адлере, где находился самолет Ту-154.

Сама пресс-служба ФСБ официально не комментирует какую-либо информацию. А источник «Интерфакса » в экстренных службах и вовсе заявляет, что теракт даже не входит в основные версии и полностью исключен.

Самолет был исправным

Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил СМИ, что полностью исключает версию теракта. Противоположное мнение высказал в « » эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов. По его мнению, самолет, вылетевший с аэродрома Чкаловский, был литерным — то есть имел на борту двойной экипаж.

«В такие полеты готовятся сразу два самолета — один основной, другой запасной. Оба самолета облетываются — летают по коробочке 30 минут. После чего сдают записи самописцев на расшифровку. При малейшей неисправности — основной меняют на запасной. За все время эксплуатации Ту-154 на аэродроме Чкаловский такие случаи были единичными, без катастрофических последствий. Вывод: самолет с аэродрома Чкаловский вылетел исправным.

Экипажи на аэродроме Чкаловский — опытные, имеют за плечами сотни часов полетов в любых метеоусловиях. Они также обучены работе в чрезвычайных ситуациях, так как часто перевозят руководство Министерства обороны. Ответственность высокая, как и их подготовка. Экипаж не сообщил диспетчерам аэропорта Адлер о неисправностях на борту. Поэтому версия — «ошибка пилотирования» — весьма сомнительна.

Не озвученная пока версия «теракт» имеет место быть, так как дозаправка была ранним утром, на гражданском аэродроме, для которого самолет МО был «одним из сотни», — пишет он.

Пять катастроф за 10 лет

Известно, что это пятая авиакатастрофа с участием Ту-154 за последние 10 лет. На месте трагедии уже работают бригады МЧС РФ. Специалисты нашли некоторые части и обломки воздушного судна. Им потребуется около недели для доставки на сушу всех компонентов судна.

Спасателям также удалось обнаружить и вытащить не менее 10 погибших. В настоящее время ведутся поисковые операции. Служебные катера МЧС доставляют на причал в районе мыса «Видный» найденные тела.

Президент России Владимир Путин дал поручение главе правительств Дмитрию Медведеву сформировать и возглавить госкомиссию по расследованию крушения самолета Ту-154 в Сочи. Во главе комиссии назначен министр транспорта Максим Соколов.

В настоящее время в район крушения самолета направлены более 100 водолазов со спецоборудованием.

По данному факту Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело по статье РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». В Сочи уже направилась группа следователей, имеющих профессиональный опыт в расследовании авиакатастроф.

Следующая новость

Основные версии крушения над Черным морем военного Ту-154 - метеоусловия, перегруз, теракт, техническая неисправность и человеческий фактор. «Фонтанка» взвесила «за» и «против».

скриншот видео с сайта youtube.com

На борту летевшего в Сирию Ту-154 находились два состава экипажа и 84 пассажира. В поисковой операции в Черном море задействованы свыше 3 тысяч человек. Комиссия Минобороны пока рассматривает все возможные версии авиакатастрофы Ту-154, включая террористический акт, грубое нарушение правил эксплуатации воздушного судна и техническую неисправность. По словам источника в Воздушно-космических силах России, говорить о приоритете какой-либо из версий можно будет только «после осмотра обломков воздушного судна и судебной медицинской экспертизы останков экипажа и пассажиров».

По официальным данным Минобороны, 25 декабря на борту находились 92 человека, в том числе восемь членов экипажа, восемь военнослужащих, начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков со своей помощницей Оксаной Бадрутдиновой, перевозившая в Сирию медикаменты доктор Лиза, девять журналистов и 64 артиста Ансамбля им. Александрова.

Источник «Фонтанки» в Минобороны говорит, что не стал бы слепо доверяться этому списку, так как достоверного перечня фамилий может не существовать: «Список раз 10 переделывали, артисты менялись. И постоянно из Генштаба на каждый борт приезжают перед вылетом командировочные, командир не может отказаться их взять. Точный полетный лист был только у командира, на земле остались черновики».

Следственный комитет по факту трагедии в Краснодарском крае возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ - нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия, - однако не исключена переквалификация, как в случае с авиакатастрофой гражданского

В настоящее время на военном аэродроме Чкаловский следователями изымается техническая документация погибшего борта, образцы топлива, опрашиваются все лица, причастные к подготовке самолета к вылету. Вопросы вызвали количество и состав военных грузов в Ту-154. Помимо личного багажа пассажиров на борту перевозилась спецпочта, а также различное оборудование военного характера.

«Фонтанка» обсудила с экспертами аргументы в пользу или против основных версий.

Нарушение центровки и перегруз

Дополнительным фактором, приведшим к катастрофе, могла стать ошибка при загрузке самолета, рассказал «Фонтанке» источник в Минобороны РФ. Во-первых, самолет направлялся в Сирию к российским военным и мог быть загружен до предельных значений. Во-вторых, техники могли ошибиться с расположением груза в багажном отсеке, что привело бы к нарушению центровки самолета.

Во время полета самолет держится в воздухе за счет подъемной силы, образующейся из-за разности давления под и над крылом. Упрощенно это можно представить в виде качелей, где нос и хвостовая часть это противоположные концы, а поперечное сечение крыла - точка опоры. Баланс поддерживается за счет скорости и триммеров руля высоты. Неожиданное или неконтролируемое перемещение загрузки самолета может привести к резкому изменению центровки и потере управляемости. В результате самолет либо начнет неконтролируемо пикировать, либо, наоборот, будет поднимать нос до выхода на закритические углы атаки крыла, потерю подъемной силы и сваливание.

В истории эксплуатации Ту-154 уже было крушение, которое произошло по этой причине на взлете в 1993 году. Гражданский Ту-154Б с бортовым номером 85222 выполнял рейс авиакомпании Transair Georgia из Тбилиси. При достижении взлетной скорости экипаж поднял носовую стойку шасси, но самолет не поднялся в воздух, а продолжил катиться по полосе. В результате он выехал на грунт и врезался в здание радиомаяка. В катастрофе погибли 24 человека, которые были на борту, и еще четыре человека на земле. Комиссия установила, что техники выполняли загрузку самолета даже без центровочных графиков самолёта Ту-154.

По мнению бывшего командира военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковника запаса Леонида Куплешникова, тот факт, что самолет взлетел и набирал высоту в течение нескольких минут, говорит о том, что проблем с центровкой и двигателями не было: «Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот лично, это их хлеб. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок». Заслуженный летчик отметил, что для самолета такого типа 92 пассажира это очень небольшое количество и о перегрузке речи быть не может. «Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 - только личный состав, личные вещи и почта», - сказал он.

Метеоусловия

Согласно авиационной метеосводке, в момент вылета Ту-154 в аэропорту Адлера наблюдались простые метеоусловия: ветер 4 м/с, видимость без ограничений, нижний край облачности 1000 метров. Однако в Ростовской воздушной зоне, куда входит аэропорт Адлера, действовал SIGMET (англ. Significant Meteorological Information) - авиационная телеграмма о неблагоприятных метеоусловиях, о том, что в районе Крыма могло наблюдаться сильное обледенение с переохлажденным дождем, который приводит к образованию льда на поверхностях воздушного судна.

В случае образования льда на поверхности крыла оно начинает терять свои аэродинамические свойства и, как следствие, подъемную силу. При этом лед увеличивает вес воздушного судна. Если допустить, что упавший Ту-154 был перегружен еще до взлета, это могло стать критическим фактором. Кроме того, нарастающий на управляющих поверхностях лед блокирует управляющие поверхности, и тогда самолет становится неуправляемым. Еще лед блокирует выносную трубку Пито, по движению воздуха внутри нее измеряется воздушная скорость самолета. В случае неисправности трубки Пито спидометр в кабине самолета может показывать ложные значения. Например, скорость в ноль километров в час.

В такую ситуацию, например, попал экипаж рейса «Аэрофлота» из Челябинска в Москву в 1986 году. Ту-154Б-2 с бортовым номером 85327 попал в грозовую облачность во время снижения над столицей. На высоте 3600 метров при обходе грозового облака пилоты увидели, как скорость на спидометре упала до нуля. Полет проходил в сплошной облачности без визуальных ориентиров. Чтобы разогнать самолет, пилоты направили его к земле, но стрелка спидометра продолжала показывать ноль. Самолет вышел из облаков на высоте 1800 метров, пилоты сориентировались и начали выводить его в горизонт. В результате происшествия никто из находящихся на борту не пострадал. После посадки комиссия выяснила, что самолет снижался с вертикальной скоростью 100 м/с и воздушной скоростью 813 км/ч. Во время маневра вывода из пикирования Ту-154 подвергся перегрузкам в 3,2G, что значительно превышает максимально допустимую. После этого полета борт был списан и больше никогда не поднимался в небо.

Техническая неисправность

По данным источников ряда СМИ, одной из приоритетных комиссия рассматривает версию технической неисправности воздушного судна. С этим согласен и собеседник «Фонтанки» заслуженный летчик Леонид Куплешников.

«На третьей минуте полета экипаж пилотирует вручную, автопилот еще не включен. Идет уборка закрылков. На этом типе (Ту-154. - Прим. ред. ) были случаи несинхронной уборки закрылков. В этом случае возникает сильный кренящий момент, и самолет может перевернуться, парировать экипажу такую неисправность очень сложно», - говорит полковник запаса.

В свою очередь в Минобороны сообщили, что самолет был выпущен в 1983 году. 29 декабря 2014 года был проведен последний ремонт, а осенью этого года было проведено плановое обслуживание.

Теракт

Версия террористического акта, по словам источников «Фонтанки», также рассматривается, но не является ключевой.

Загрузку военного самолета контролируют лично члены экипажа. Требования авиационной безопасности на военном аэродроме более мягкие и не предусматривают проверку всего груза и пассажиров перед посадкой. «Бортинженер может выборочно посмотреть груз, если его что-то смущает, но это редко. А некоторые грузы, например почту, вскрывать запрещено. Сейчас спецслужбы проверяют все воинские части, отправлявшие этим бортом свои грузы», - рассказал офицер, проходящий службу на аэродроме Чкаловский.

После катастрофы представители ФСБ проверяют весь персонал, готовивший лайнер к вылету. По словам источника, камеры наружного наблюдения не просматривают всю территорию военного аэродрома, и в теории взрывное устройство могли пронести на борт перед вылетом. Также бомба могла оказаться среди лекарств, которые везла Елизавета Глинка (доктор Лиза). «Неизвестно, кто и как собирал этот груз, Минобороны к нему не имело отношения», - сказал он.

Другой эксперт в области борьбы с терроризмом в разговоре с «Фонтанкой» отметил, что аэропорт Адлер в разы безопаснее Чкаловского: «Адлер оснастили перед Олимпиадой всем необходимым, там ведется непрерывная оперативная работа с персоналом, а на Чкаловском военный бардак. Минобороны защищает свои авиабазы за рубежом и в опасных регионах, а в Москве и в Питере уровень безопасности с советских времен практически не изменился».

По словам эксперта, военные до конца будут опровергать версию теракта, потому что это нанесет колоссальный урон имиджу военного ведомства. «Если подтвердится теракт, должностей лишится вся верхушка ВКС», - сказал он.

По его словам, версия теракта станет приоритетной, если на обломках Ту-154 найдут следы взрыва. Тогда «пойдут по всей цепочке связей экипажа, пассажиров и техников, будут искать слабое звено». Он счел маловероятной версию о бомбе среди лекарств доктора Глинки.

«Бомба в лекарствах - это грамотно, трудно найти, но тогда взрыв был бы при вылете из Москвы. Никто не станет тянуть так долго, взрывают сразу, вспомните Синай», - сказал он.

Говоря о других возможностях совершить террористический акт, эксперт назвал использование диверсионной группой ПЗРК. «На этапе взлета пассажирский самолет сбить из ПЗРК легко, даже если стрелять вдогонку», - сказал он и предложил дождаться экспертизы фрагментов лайнера. «Если был ПЗРК, будут найдены фрагменты поражающих элементов», - добавил эксперт, отметив, что это крайне маловероятная версия, но она тоже имеет право на жизнь.

Человеческий фактор

Понятие «человеческий фактор» широко распространено в результатах расследования авиационных происшествий и может означать сбой на различных этапах подготовки или выполнения полета. Человеческий фактор - это когда служба авиационной безопасности пропускает угрозу внутрь периметра аэропорта или же наземный экипаж допускает ошибку при техническом обслуживании воздушного судна.

«Человеческим фактором называют нетрезвый экипаж или пилотов, которые не смогли вовремя правильно оценить ситуацию. Теоретически в крушении Ту-154 над Черным морем мог быть любой из них. Впрочем, делать какие-либо выводы сейчас рано», - говорят эксперты «Фонтанки», добавляя, что нужно дождаться результатов расследования комиссии, возглавляемой главой Минтранса Максимом Соколовым.

По словам Леонида Куплешникова, об ошибках экипажа можно говорить «только после расшифровки бортовых самописцев», так называемых «черных ящиков». Глава Минтранса Максим Соколов уже сообщил, что самописцы Ту-154 не были оборудованы акустическими маяками, а это значит, что для их поиска будет нужна «площадная съемка рельефа дна с использованием гидролокаторов бокового обзора высокого разрешения». По оценке экспертов, поиски самописцев, не оборудованных радиомаяками, могут занять месяцы и «потребуют дорогостоящей подводно-поисковой экспедиции с неявным результатом».

Иван Баранов,
Андрей Меньшенин,
«Фонтанка.ру»


 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О