Что рассказать детям о деревьях. Викторины для школьников. Тема: деревья и кустарники. Отгадай загадку. Почему ты решил, что это дуб, а не березка или рябинка

Викторина о деревьях для детей

1. Это дерево являлось священным для наших предков.

2. Какие деревья считаются самыми неприхотливыми к условиям проживания?

3. Это дерево по праву называют медовым.

4. Из древесины этого дерева изготавливают матрешек, посуду.

5. Какие деревья первыми открывают сезон цветения?

6. Это дерево зацветает самым последним?

7. Какие лиственные деревья часто растут около елей?

8. Что общего между дубом и ландышем?

9. У этого дерева листочки появляются позже, чем у всех других.

10. Найди лишнее: дуб, тополь, орешник, клен.

11. У этого хвойного дерева нижние ветви постепенно отмирают.

12. Назови четвертое: сосна, кедр, пихта, …

13. Какое дерево люди прозвали деревом здоровья, и по какой причине?

14. Назови хвойное дерево с мягкими иголками, опадающими на зиму.

15. Назови дерево, пользуясь опорными словами: мощное, раскидистое, толстое, высокое, листопадное, желуди.

16. Какое дерево вырабатывает много кислорода, являясь лучшим очистителем воздуха от пыли?

17. Эти деревья часто называют музыкальными.

18. Древесина этого дерева идет на изготовление спичек.

19. У какого дерева древесина со временем становится только прочней, как бы каменеет?

20. Деревья, выросшие в густом лесу или на открытом пространстве, отличаются более густой и раскидистой кроной?

Ответы: 1. Дуб. 2. Сосна, осина, береза. 3. Липу. 4. Из липы. 5. Осина, ольха. 6. Липа. 7. Осина и береза. 8. Оба: растения; лекарственные; растут в лесу; листья крупные. 9. У дуба.10.Орешник, т. к. кустарник. 11. У сосны. 12. Например, лиственница, туя, пихта, ель (одно хвойное дерево). 13. Сосну, т. к. она прекрасно очищает воздух от вредных микробов, делает его сухим и целебным. 14. У лиственницы. 15. Дуб. 16. Тополь. 17. Ель и клен, т. к. из их древесины изготавливают музыкальные инструменты. 18. Осина. 19. У лиственницы. 20. На открытом пространстве.

Ольга Блинова
Домашнее задание «Деревья. Кустарники»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ТЕМА ЭТОЙ НЕДЕЛИ - «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ » .

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ.

Дети должны знать :

названия основных (в данной местности) деревьев ;

внешнее сходство и различие деревьев ;

названия частей дерева (корни, ствол, ветви, ветки, крона, листья, иголки; пень, ствол покрыт корой, на цветущих деревьях есть почки , цветки, семена, плоды);

зависимость роста и развития деревьев от времени года ;

названия наиболее распространенных в данной местности кустарников ;

правила поведения в лесу, охраны зеленых насаждений в городе.

Дети должны уметь :

отличать деревья от кустарников по строению ;

применять полученные знания, на практике, в решении поставленных задач ;

активно использовать словарь названий, признаков, действий по теме;

использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез, включать воссоздающее и творческое воображение;

действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения.

Попробуйте повторить эту тему в играх и беседах с детьми.

Дидактическая игра «Отгадай и покажи»

Ожидаемый результат : дети должны знать отличительные признаки наиболее известных в данной местности деревьев , отгадывать по ним загадки; уметь находить названное дерево среди множества предложенных на картинках.

Цели : развивать логическое мышление, внимание; воспитывать выдержку при отгадывании загадок.

Взрослый загадывает загадки по своему выбору. Дети должны отгадать и найти дерево среди других на картинках.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей. (Дуб.)

Осенью, как только свистнет

Зыбкий ветер-дождевик,

У него зеленые листья

Покраснеют в тот же миг. (Клен.)

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то - медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель, сосна.)

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок. (осины) .

Кудри в речку опустила,

И о чем-то загрустила.

А о чем грустит,

Никому не говорит. (Ива.) Ягоды не сладость,

Зато глазу радость.

И лесам украшение,

И дроздам угощение (Рябина) .

Есть шишки, но не ель.

Есть иголки, но не сосна.

Живет больше ста лет,

Но не дуб. (Кедр.)

Стройная, высокая,

С липкою смолой,

Крепкой древесиною,

Шапкою густой. (Сосна.)

Дидактическая игра «Дерево - куст »

Ожидаемый результат : дети должны знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников , различать их по особенностям строения; уметь внимательно слушать названия, которые произносит педагог и быстро реагировать соответствующими движениями!

Цели : развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно проверить собственные знания.

Взрослый называет деревья и кустарники . Дети на кустарник должны присесть , подняв руки вверх, а на дерево - встать на цыпочки с поднятыми руками. Тот, кто ошибается, называет главные особенности внешнего вида данного растения.

Эту игру можно провести с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и называет дерево иди кустарник , а ребенок должен поймать мяч и сказать соответственно «Дерево » или «Куст » .

Подвижная игра «Где растет дерево

Ожидаемый результат : дети должны знать, как называются участки леса, рощи, на которых растут деревья одного вида ; уметь внимательно слушать сигнал педагога и быстро реагировать на него; бегать, в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Цели : развивать ориентировку в пространстве, внимание, память; воспитывать умение не нарушать правила игры.

Материалы : значки для детей с изображением разных деревьев .

Дети становятся деревьями , которые вместе образуют смешанный лес. По сигналу «Смешанный лес» дети бегают по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, а по сигналу «Берёзовая роща» , «Дубрава» , «Сосновый бор» , «Осиновая роща» дети, у которых значок с изображением соответствующих пород деревьев , становятся в круг, очерченный в середине площадки.

Дидактическое упражнение «Дорисуйте за художника»

Ожидаемый результат : дети должны знать характерные особенности строения знакомых деревьев ; симметрично дорисовать дерево , украсить его листьями.

Цели : развивать воображение, память, пространственную ориентировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности.

Взрослый раздает детям листы с изображением половинки дерева . Дети должны догадаться, что это за дерево , дорисовать его симметрично, украсить листьями. Формы листьев разных деревьев взрослый может показать на картинке или в виде шаблонов.

Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года »

Ожидаемый результат : дети должны знать, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками в разное время года , как это проявляется во внешнем облике; уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.

Цели : развивать память (припоминание, воображение, монологическую речь; воспитывать желание выполнить задание качественно .

Из элементов, предложенных педагогом (листья разной окраски, цветки, веточки с почками, засушенные плоды, вата и др., дети должны выбрать те, которые соответствуют названному времени года, и украсить ребенка, изображающего дерево . Рассказать, чем отличается дерево или куст в данное время года .

Дидактические, игры

На чем что растет?

Ожидаемый результат : дети должны уметь попарно раскладывать карточки с изображением деревьев и их плодов и семян ; Называть их, строить предложение по предложенной конструкции. (Желуди растут на дубе.)

Цели : развивать память, мышление (операцию сравнения, фразовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, действовать в соответствии с сюжетом.

Материалы : картинки с изображением дуба, желудей, яблони, яблок, сосны, круглых шишек, ели, продолговатых шишек, рябины, гроздей рябины, березы, ольхи, ивы, сережек и т. п.

Дети выполняют роль юных защитников лесных животных. Им необходимо вернуть под соответствующие деревья плоды и семена для того, чтобы животные смогли их найти. Взрослый предлагает к картинкам с деревьями подобрать нужные плоды и семена, назвать их и предложением обозначить соответствие.

Игру можно усложнить, добавив фигурки лесных обитателей. Фигурки дети будут помещать к деревьям , плодами и семенами которых питаются определенные животные.

Посадим лес

Ожидаемый результат : дети должны знать отличительные особенности внешнего вида, произрастания деревьев и кустарников родного края ; уметь по описанию отгадывать растение, находить картинку с его изображением и располагать в месте, обозначающем лиственный, хвойный или смешанный лес.

Цели : развивать память, воображение, операции мышления, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.

Взрослый зачитывает отрывок из рассказа о дереве , а дети должны отгадать, о каком. Затем они выбирают из большого количества плоскостных деревьев нужное и помещают его на изображение лесного массива к хвойным, лиственным деревьям или в смешанный лес . Дети выступают в роли лесничих, которые вываживают молодняк. Детей можно разделить на подгруппы, каждая из которых будет сажать, например, только хвойный лес. Можно дать детям задание расположить в лиственном лесу деревья по этажам : 1-й - дубы и ясени, 2-й - рябина, клен, дикая яблоня, 3-й - орешник, боярышник, бересклет (кустарники в подлеске ) .

Взрослый может загадывать об одном и том же дереве несколько загадок , в которых дается разное описание особенностей его внешнего вида и произрастания. Подбираются любые небольшие отрывки из познавательных рассказов, стихов, содержащие основные сведения о деревьях и кустарниках .

Дидактические упражнения

Найди причину

Ожидаемый результат : дети должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить придаточное предложение.

Цели : развивать фразовую речь, память, логическое мышление; воспитывать ответственность за свои поступки.

Взрослый читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.

Летом многие деревья в городе засохли , потому что.

В лесу было много поваленных деревьев , потому что.

В саду уродился хороший урожай фруктов, потому что.

Дерево загорелось , потому что.

В засушливое лето в лесу не было пожаров, потому что.

Посаженное маленькое деревце так и не выросло , потому что.

С деревьев стали облетать листья, потому что.

На деревьях появились почки , потому что.

Деревья стояли голые , потому что.

В еловом лесу темно и гулять в нем трудно, потому что.

От урагана сосну выворотило из земли с корнем, а куст орешника только прижало к земле, потому что.

Леса считают «легкими нашей планеты» , потому что.

Каждый прохожий останавливался у куста сирени , потому что.

Обрывать плоды шиповника и облепихи мама пошла в прочных перчатках, потому что.

Что здесь лишнее?

Ожидаемый результат : дети должны уметь обобщать и классифицировать признаки; использовать активный словарь по теме, обобщающие слова-понятия (лиственные деревья , хвойные деревья , фруктовые деревья , кустарники , семена, плоды, растущие на деревьях , плоды, растущие на кустарниках ).

Цели : развивать логическое мышление, его операции, память, речь; воспитывать умение внимательно слушать педагога, отвечать на его вопросы.

Материалы : картинки с изображением рядов предметов (ель, клен, береза, дуб; яблоня, груша, слива, тополь; сосна, береза, дуб, шиповник; шиповник, жасмин, сирень, клен; ель, сосна, кедр, береза; крылатка липы, крылатка клена, сосновая шишка, яблоко; плоды черноплодной рябины, кустовой калины , крыжовника, груши).

Ребенок должен назвать в ряду лишний предмет, объяснить, почему он лишний и как одним словом можно назвать остальные.

Объясни пословицы и поговорки

Ожидаемый результат : дети должны уметь, используя знания, полученные при изучении темы, объяснить смысл пословицы или поговорки.

Цели : развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение) ; воспитывать уважение к народной мудрости.

Дерево держится корнями , а человек - друзьями.

Дерево ценят по плодам , а человека - по делам.

Дерево скоро сажают , да не скоро с него плоды собирают.

Сентябрь яблоками пропах.

Нет рябины - и осень не осень!

Где верба - там и вода.

В этой статье о деревьях Вы найдете картинки, сказки, загадки и развивающие задания для детей. Это первая статья из цикла «Энциклопедия деревьев для малышей». И мы в ней познакомимся с тремя деревьями – дубом, вязом и ясенем.В конце статьи есть презентация для детей по теме «Деревья» для бесплатного скачивания.

Деревья: картинки, сказки, развивающие задания для детей дошкольного возраста

Добро пожаловать в удивительный мир деревьев! Хочется верить, что вы совершите в этом мире новые открытия и полюбите его! И еще раз восхититесь красотой и мудростью природы, приоткрыв ее тайны для себя и для своих детей.

Все задания рассчитаны на то, что они будут выполняться не в «один присест», а по мере знакомства малыша с деревьями. Увидели на прогулке дуб – поговорили о нем. Рассмотрели рисунок с листьями деревьев и их корой на сайте – на прогулке рассмотрели кору деревьев во дворе, нарисовали индивидуальный рисунок коры у каждого деревца. Посмотрели мультфильм и придумали по нему сказку и т.д. Тогда ребенок не просто усвоит новую информацию, а будет применять ее в жизни, изучать окружающий мир, задавать вопросы, думать, искать решения, расти любознательным, самостоятельным, творческим человеком!

Желаю всем интересного общения с миром деревьев и новых открытий!


Отгадай загадку. Почему ты решил, что это дуб, а не березка или рябинка?

Задание 1. Речевая игра с раскраской «Дуб»

Почему дуб называют великаном? Почему его называют долгожителем? (потому что он «долго живет») Как еще можно сказать про дуб – он какой? (Могучий, сильный, большой, огромный, великий, ветвистый, высокий, густой, коренастый, корявый, курчавый, приземистый, развесистый, раскидистый, толстый, вековой, древний, столетний, величавый, величественный, старый, молодой и т.д.).

Полезные советы:

1.Подбирая слова, можно поиграть с ребенком в такую игру. Распечатайте раскраску «Дуб». В ней крона дуба поделена на части (10 и более). Можете сами нарисовать подобную картинку. Как только ребенок называет слово, Вы закрашиваете одну из частей (закрашивать надо быстро – поэтому лучше использовать маркер). Задача – подобрать много слов о дубе, чтобы закрасить все части. Подобная задача интересна малышу, и у него появляется желание найти как можно больше подходящих слов. Этот прием я часто использую в обучении детей, и он всегда дает отличный результат! Постепенно можно делить изображение на всё большее и большее количество частей, так дети будут уже легко справляться с заданием.

2.Ребенку будет трудно выполнить задание одному, поэтому Вы называете самые сложные, редко встречающиеся слова, а малыш говорит слова более простые и знакомые. Проводя такие упражнения, мы обогащаем словарь ребенка и учим его вслушиваться в речь взрослых и в язык художественных произведений, запоминать выразительные слова, обращать на них внимание. Если Вы будете постоянно проводить с малышом такие игры на подбор слов, Вы постепенно начнете замечать, что ребенок стал употреблять в речи очень красивые, яркие, индивидуальные, образные выражения!

3. Если Вы проводите такое упражнение с несколькими детьми или группой малышей, то можно сделать по-другому. Вырежьте из цветного картона листья (по форме как листья у дуба) и прикладывайте их к рисунку дуба. Одно слово равно одному листочку на дубе! Надо просчитать так, чтобы листья в конце выполнения задания закрыли всю крону. Очень удобно делать такое упражнение с использованием Uni patafix – средства для многократного безопасного приклеивания деталей. Прикрепили, а потом легко убрали! Ни пятен, ни следов не остается, и картинки целы! Очень удобно в играх с детьми! Использую уже двенадцать лет и всем рекомендую! Продается эта пластиковая масса в канцелярских магазинах и интернет-магазинах.

А вот и раскраска для проведения этого упражнения!

Задание 2. Крепкий, как дуб. Что означает это выражение?

О сильном, крепком, здоровом человеке говорят: «Он крепкий как дуб». Почему так говорят? О ком из сказочных героев можно так сказать? (Вспомните героев из известных Вашему ребенку произведений. Можно рассказать про русских богатырей из былин или про героев волшебных сказок, которые преодолевали препятствия и показывали свою удаль и силу в борьбе со Змеем Горынычем или Кощеем Бессмертным, вспомните и бравого солдата из многих народных и авторских сказок). Когда будете смотреть мультики или читать сказки, вспоминайте это выражение время от времени, спрашивайте. о ком из героев можно так сказать и почему.

Задание 3. Самый закаленный! Наблюдаем на прогулке

Найдите на прогулке дуб. Рассмотрите его, поздоровайтесь с ним.

Расскажите ребенку, что осенью у дуба листья облетают неохотно и медленно, как будто не торопятся лететь на землю. И когда уже весь лес облетел, у дуба всё еще есть листья. А некоторые дубовые листочки вообще не облетают, так и остаются на ветках на зиму. Вот как об этом написала в стихотворении Ирина Токмакова.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.

Найдите под дубом желуди и рассмотрите их. Загадайте загадку.

Задание 4. Как вырастает дубок из желудя?

Рассмотри листья и плоды дуба (объясните ребенку, что плоды у яблони – яблоки, у груши — плоды груши, а у дуба плоды – жёлуди). Какого они цвета? Какой формы? На что они похожи?

Предложите ребенку отгадать загадку (отгадку не показывайте!) .

Обратите внимание малыша на то, как интересно говорилось в загадке о желуде! «Беретик» в ней назывался «черпалочкой», а «коробок» — это что? Почему же в этой загадке говорится, что в «коробке» лежит дубок, ведь дуб большой и не поместится в желуде? (Выслушайте и поощрите любое мнение ребенка, главное – что он пытается мыслить, находить причины и взаимосвязи, учится самостоятельно искать решение в новой ситуации с неоднозначным ответом!)

Спросите: «Хочешь узнать, что внутри желудя и как получаются из желудей новые молодые дубки? Посмотри этот маленький фильм «Как из желудя дуб вырастает»!

С ветки на землю
Шлепнулся желудь,
Желудь созревший,
Желудь тяжелый.
Он от испуга
Плачет и плачет
И желудиных
Слезок не прячет.
– Что же мне делать,
Дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка,
Я же твой сын!
– Что тебе делать?
В землю зарыться,
Чтобы к весне
В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)

На заметку: Малыш скорее всего удивится на первой минуте фильма, что ничего не происходит с желудем. Скажите, что надо чуть-чуть подождать и быть терпеливым, ведь дубок из желудя не сразу вырастает. Сначала желудь очень долго лежит на земле, намокает под водой во влаге? его зимой прикрывает и защищает снег. И только потом появляется из желудя первый росточек, который начнет тянуться вверх.

Скажите малышу, что дубочек из желудя можно вырастить и дома, если посадить желудь во влажную землю и каждый день поливать водой. Можете и сами попробовать вырастить дубок, если у Вас или у Ваших детей есть желание. Это будет интересно для детей – смотреть, что происходит. Берите желуди под мощным крепким дубом и высаживайте их в обычную почву для цветов в комнатные горшки. Можно проращивать желуди и во влажной вате, а затем посадить в горшок. Поливайте каждый день, растению очень нужна влага! Спросите малыша: «А в природе кто желудь поливает?» (Дождик помогает ему вырасти!) Росточек появится не раньше чем через три недели. Когда дубок вырастет, можно пересадить его на улицу. Ни в коем случае не выбрасывайте деревца после Вашего опыта проращивания! Они живые, и малыш обязательно должен увидеть, как они будут возвращены на природу! Конечно, самим выращивать дубок из желудя вовсе необязательно, но это всегда вызывает восторг у детей, когда они видят всходы и их развитие!

Задание 5. Шаловливый ветерок, или осенние листья в картинках

Речевое упражнение на развитие языкового чутья. Спросите ребенка, начните фразу, а он закончит:

  • У дуба листочки дубовые.
  • А у осины? -… осиновые
  • У березы? — … березовые
  • У рябины? — … рябиновые
  • У клена? — … кленовые
  • У тополя? — … тополиные

Если ребенок ошибся, то просто скажите «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди называют эти листья иначе» и назовите правильно. Неправильный вариант ребенка повторять не стоит. Образовывая новые слова, ребенок находится в роли экспериментатора-исследователя, поэтому здесь ошибки не проигрыш, а пусть к развитию! Ведь без падений не научишься ходить!

Задание ребенку: Еще раз внимательно рассмотри листья дуба. А теперь постарайся найти их на этой картинке – путанице. Осенний ветерок перепутал все листья. Помоги разобраться, где здесь листья дуба. А где листок березы? Осины? Клена? Рябины?

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Сколько на картинке дубовых листьев? (Три – один с более плавными краями, а два листочка с резными краями)

Примечание: эта и другие картинки в хорошем качестве для распечатки или показе на экране даны в презентации ниже.

Задание 6. Что было бы, если бы не было деревьев?

«Давай представим, что было бы если бы деревьев не стало?»(было бы очень жарко, не было бы тени, птицы бы улетели, дул бы ветер и т.д.). Попытайтесь с ребенком пофантазировать дальше: «Птиц бы не стало? А чем это плохо? Может быть, и без птиц бы мы прожили? (Нет, птицы клюют вредных насекомых, и тогда бы этих жучков стало бы слишком много). «А если бы не было бы деревьев на наших улицах, то что было бы? Не было бы тени? А чем это было бы плохо? Может быть, ничего страшного бы не случилось? (Было бы очень жарко на улице, очень пыльно на дороге, мы бы не смогли играть днем на жаре и т.д.) После того, как малыш вместе с Вами порассуждает и выскажет свои предположения, дайте ему посмотреть добрый мультик о мальчике Назарке, старом дубе и березке: «Сказки старого дуба». В этом мультфильме малыш увидит, зачем нам нужны деревья и как они нам помогают!

http://youtu.be/cXqRN5bxFVs

А в заключении разговора о первом нашем дереве — дубе я хочу рассказать Вам две сказки о дубе. Добрые и мудрые – такие же как характер самого дуба – символа силы и мудрости.

Дмитрий Чехов «Сказка старого дуба»

В одном дремучем лесу жил мудрый и старый дуб. Его все уважали и называли царём леса.
Молодые ивы, берёзы и другие деревья любили послушать сказки старого дерева.

Вот раз дуб спросил деревьев:
- Дорогие деревья - липы, клёны, ивы и остальные! - Не хотите ли послушать сказку
про наш лес?
- Хотим, хотим! - радостно закричали все молоденькие деревья.
- Ну, слушайте… - сказал дуб.

Мудрый дуб начал рассказывать:
- В нашем лесу, когда-то давно жил старый и гордый пень. Это дело было под осень. Раз пришла к нему бабушка с корзинкой, поклонилась ему и ушла. Через какое-то время приходит в лес дедушка с мешочком, тоже поклонился пню и ушёл оттуда. И так приходили люди с ведёрками и кланялись пню.

Прервите здесь чтение сказки и порассуждайте с малышом, что за пень это такой был, что ему все кланялись? Мы когда-нибудь с тобой пню кланялись? А разгадку узнаете дальше в сказке – интересно, догадались ли вы?

Возгордился пень тогда и говорит деревьям, стоявшим вокруг него:
- Кланяйтесь мне я ваш царь!
Но деревья не кланялись ему.
- У тебя прекрасное воображение! - сказала высокая Сосна.
- И дар играть в театре! - заявила дикая черешня.
- Я не шучу! - Сегодня приходили ко мне люди и кланялись мне - вы делайте тоже самое!
Но деревья стали уже возмущаться:
- Это как же так? - сказала дикая яблоня.
И тут поднялся страшный переполох. Деревья возмущались, а старый пень всё ещё доказывал, что он царь.

Но тут среди этого переполоха прилетела быстрая синичка и села на пень. Она попросила рассказать, что случилось дикой черешне. Когда птичка всё узнала, она сказала:
- Старый пень! Тебе известно, что на дворе осень, и что в лесу много грибов. Погляди вокруг себя.
И действительно, вокруг пня виднелись грибы: белые, маслята, лисички и другие.
- Я теперь понял, почему люди передо мной наклонялись! - сказал пень. - Они грибы осенние собирали! И старый пень больше не стал хвастаться, он начал уважать всех деревьев и лес.

Закончил рассказывать сказку мудрый дуб.
- Какая умная сказка! - сказала сова, которая тоже прилетела слушать историю.
- Действительно, и с нами также случается! - восхитилась молодая берёза.

Всем понравилась сказка мудрого дуба, и так как дело было под вечер, все сладко заснули.

Сказка Ганса Христиана Андерсена « Последний сон старого дуба». Рождественская сказка

Сказка о жизни — скорее для взрослых, чем для детей… Точнее, не только для детей…

В лесу, высоко на круче, на открытом берегу моря стоял старый-престарый дуб, и было ему ровно триста шестьдесят пять лет, - срок немалый, ну а для дерева это все равно что для нас, людей, столько же суток. Мы бодрствуем днем, спим и видим сны ночью. С деревом дело обстоит иначе: дерево бодрствует три времени года и засыпает только к зиме. Зима - время его сна, его ночь после долгого дня - весны, лета и осени.

В теплые летние дни вокруг его кроны плясали мухи-поденки; они жили, порхали и были счастливы, а когда одно из этих крошечных созданий в тихом блаженстве опускалось отдохнуть на большой свежий лист, дуб всякий раз говорил:

Бедняжка! Вся твоя жизнь - один-единственный день! Такая короткая… Как печально!

Печально? - отвечала поденка. - О чем это ты? Кругом так светло, тепло и чудесно! Я так рада!

Да ведь всего один день - и конец!

Конец? - говорила поденка. - Чему конец? И тебе тоже?

Нет, я-то, может, проживу тысячи твоих дней, мой день тянется целые времена года! Ты даже и сосчитать не можешь, как это долго!

Нет, не понимаю я тебя! У тебя тысячи моих дней, а у меня тысячи мгновений, и в каждом радость и счастье! Ну, а разве с твоей смертью умрет и вся краса мира?

Нет, - отвечал дуб. - Мир будет существовать куда дольше, бесконечно, я и представить себе не могу, как долго!

Так, значит, нам с тобой дано поровну, только считаем мы по-разному!

И поденка плясала и кружилась в воздухе, радовалась своим нежным, изящным, прозрачно-бархатистым крылышкам, радовалась теплому воздуху, напоенному запахом клевера, шиповника, бузины и жимолости. А как пахли ясменник, примулы и мята! Воздух был такой душистый, что впору было захмелеть от него. Что за долгий и чудный был день, полный радости и сладостных ощущений! А когда солнце садилось, мушка чувствовала такую приятную усталость, крылья отказывались ее носить, она тихо опускалась на мягкую колеблющуюся былинку, сникала головой и сладко засыпала. Это была смерть.

Бедняжки! - говорил дуб. - Уж слишком короткая у них жизнь!

И каждый летний день повторялась та же пляска, тот же разговор, ответ и засыпание; так повторялось с целыми поколениями поденок, и все они были одинаково веселы, одинаково счастливы.

Дуб бодрствовал свое утро - весну, свой полдень - лето и свой вечер - осень, наступала пора засыпать и ему, приближалась его ночь - зима.

Вот запели бури: «Покойной ночи! Покойной ночи! Тут лист упал, там лист упал! Мы их обрываем, мы их обрываем! Постарайся заснуть! Мы тебя убаюкаем, мы тебя укачаем! Не правда ли, как хорошо твоим старым ветвям? Их так и ломит от удовольствия! Спи сладко, спи сладко! Это твоя триста шестьдесят пятая ночь, ведь ты еще все равно что годовалый малыш! Спи сладко! Облака сыплют снег, он ляжет простыней, мягким покрывалом вокруг твоих ног! Спи сладко, приятных тебе снов!»

И дуб сбросил с себя листву, собравшись на покой, готовясь уснуть, провести в грезах всю долгую зиму, видеть во сне картины пережитого, как видят их во сне люди.

Он тоже был когда-то маленьким, и колыбелью ему был желудь. По человеческому счету он был теперь на сороковом десятке. Больше, великолепнее его не было дерева в лесу. Вершина его высоко возносилась над всеми деревьями и была видна с моря издалека, служила приметой для моряков. А дуб и не знал о том, сколько глаз искало его. В его зеленой кроне гнездились лесные голуби, куковала кукушка, а осенью, когда листья его казались выкованными из меди, на ветви присаживались перелетные птицы, отдохнуть перед тем, как пуститься через море. Но сейчас, зимой, дуб стоял без листьев, и видно было, какие у него изгибистые, узловатые сучья; вороны и галки по очереди садились на них и говорили о том, какая тяжелая настала пора, как трудно будет зимой добывать прокорм.

В ночь под рождество дубу приснился самый чудный сон его жизни. Послушаем же!

Он как будто чувствовал, что время настало праздничное, ему слышался вокруг звон колоколов, грезился теплый тихий летний день. Он широко раскинул свою могучую зеленую крону; между его ветвями и листьями играли солнечные лучи, воздух был напоен ароматом трав и кустов; пестрые бабочки гонялись друг за другом; мухи-поденки плясали, как будто все только и существовало для их пляски и веселья. Все, что из года в год переживал и видел вокруг себя дуб, проходило теперь перед ним словно в праздничном шествии. Ему виделись конные рыцари и дамы прошлых времен, с перьями на шляпах и соколами на руке. Они проезжали через лес, трубил охотничий рог, лаяли собаки. Ему виделись вражеские солдаты в блестящих латах и пестрых одеждах, с пиками и алебардами; они разбивали палатки, а затем снимали их. Пылали бивачные костры, люди пели и спали под широко раскинувшимися ветвями дуба. Ему виделись счастливые влюбленные, они встречались здесь в лунном свете и вырезали первую букву своих имен на его иссера-зеленой коре. Веселые странствующие подмастерья, бывало, - с тех пор прошло много, много лет, - развешивали на его ветвях цитры и эоловы арфы, и теперь они висели опять и звучали опять так призывно. Лесные голуби ворковали, словно хотели рассказать, что чувствовало при этом дерево, кукушка куковала, сколько летних дней ему еще осталось жить.

И вот словно новый поток жизни заструился в нем от самых маленьких корешков до самых высоких ветвей и листьев. И чудилось ему, что он потягивается, чуялась жизнь и тепло в корнях там, под землей, чуялось, как прибывают силы. Он рос все выше и выше, ствол быстро, безостановочно тянулся ввысь, крона становилась все гуще, все пышнее, все раскидистее. И чем больше вырастало дерево, тем больше росла в нем радостная жажда вырасти еще выше, подняться к самому солнцу, сверкающему и горячему.

Вершина дуба уже поднялась над облаками, которые неслись внизу, как стаи перелетных птиц или белых лебедей.

Дуб видел каждым листком своим, словно у каждого были глаза. Он видел и звезды среди дня, и были они такие большие, блестящие! Каждая светилась, словно пара ясных, кротких очей, напоминая о других знакомых глазах - глазах детей и влюбленных, которые встречались под его кроной.

Дуб переживал чудные, блаженные мгновенья. И все-таки ему недоставало его лесных друзей… Ему так хотелось, чтобы и все другие деревья, все кусты, травы и цветы поднялись вместе с ним, ощутили ту же радость, увидели тот же блеск, что и он. Могучий дуб даже и в эти минуты блаженного сна не был вполне счастлив: ему хотелось разделить свое счастье со всеми - и малыми и большими, и чувство это трепетало в каждой его ветке, каждом листке страстно и горячо, словно в человеческой груди.

Крона дуба шевелилась, словно искала чего-то, словно ей чего-то недоставало; он поглядел вниз и вдруг услышал запах ясменника, а потом и еще более сильный запах жимолости и фиалок, и ему показалось даже, что он слышит кукушку.

И вот сквозь облака проглянули зеленые верхушки леса. Дуб увидал под собой другие деревья, они тоже росли и тянулись вверх; кусты и травы тоже. Некоторые даже вырывались из земли с корнями, чтобы лететь быстрее. Впереди всех была береза; словно белая молния, устремлялся вверх ее стройный ствол, ветви развевались, как зеленые покрывала и знамена. Все лесные растения, даже коричневые султаны тростника, поднимались к облакам; птицы с песнями летели за ними, а на былинке, зыбившейся на ветру, как длинная зеленая лента, сидел кузнечик и наигрывал крылышком на своей тонкой ножке. Гудели майские жуки, жужжали пчелы, заливались во все горло птицы; все в поднебесье пело и ликовало.

«А где же красный водяной цветок? Пусть и он будет с нами! - сказал дуб. - И голубой колокольчик, и малютка маргаритка!»

Дуб всех хотел видеть возле себя.

«Мы тут, мы тут!» - раздалось со всех сторон.

«А красивый прошлогодний ясменник? А ковер ландышей, что расстилался здесь год назад? А чудесная дикая яблонька и все те, кто украшал лес много, много лет? Если б они дожили до этого мгновенья, они были бы с нами!»

«Мы тут, мы тут!» - раздалось в вышине, будто отвечавшие пролетели как раз над ним.

«Нет, до чего же хорошо, просто не верится! - ликовал старый дуб. - Они все тут со мной, и малые и большие! Ни один не забыт! Возможно ли такое счастье?»

«Все возможно!» - прозвучало в ответ.

И старый дуб, не перестававший расти, почувствовал вдруг, что совсем отделяется от земли.

«Ничего не может быть лучше! - сказал он. - Теперь меня не удерживают никакие узы! Я могу взлететь к самому источнику света и блеска! И все мои дорогие друзья со мною! И малые и большие - все!»

Вот что снилось старому дубу. И пока он грезил, над землей и морем бушевала страшная буря - это было в рождественскую ночь. Море накатывало на берег тяжелые валы, дуб скрипел и трещал и был вырван с корнями в ту самую минуту, когда ему снилось, что он отделяется от земли. Дуб рухнул… Триста шестьдесят пять лет его жизни стали теперь как один день для мухи-поденки.

В рождественское утро, когда взошло солнце, буря утихла. Празднично звонили колокола, изо всех труб, даже из трубы самой бедной хижины, вился голубой дымок, словно жертвенный фимиам в праздник друидов. Море все более успокаивалось, и на большом корабле, выдержавшем ночную бурю, подняли нарядные рождественские флаги.

А дерева-то нет больше! Ночная буря сокрушила старый дуб, нашу примету на берегу! - сказали моряки. - Кто нам его заменит? Никто!

Вот какою надгробною речью, краткою, но сказанною от чистого сердца, почтили моряки старый дуб, поверженный бурей на снежный покров. Донеслась до дуба и старинная песнь, пропетая моряками. Они пели о рождестве, и звуки песни возносились высоко-высоко к небу, как возносился к нему в своем последнем сне старый дуб.

2. Вяз в картинках и заданиях для детей

На наших улицах часто встречается вяз. Это очень полезное дерево – оно замечательно очищает воздух. А еще вяз очень любят птицы – они клюют его семена.

Задание 1. Части дерева. Зачем нужна кора деревьям?

Спросите у ребенка: «Какие части есть у дерева? (Корень, ствол, ветви, листочки, весной раскрываются почки, бывают цветы, затем плоды). А зачем дереву нужна кора? Кора для дерева как для нас – одежда. Зачем нам нужна одежда? (Она нас греет, защищает от холода, от жары, от комаров и мошек). Так и кора деревьев их защищает зимой вместо наших шуб и шапок. А летом защищает от жары, насекомых, пыли, воды. Без коры дерево погибает или болеет».

Мчится к ним ветер северный, снежный.
-Где же, деревья, ваша одежда?
Где ваши шапки и рукавицы?
Как бы в мороз вам не простудиться!

Лягут сугробы, не станет тропинок,
Холодно будет вам без ботинок.
Обледенеют ветки и корни.
Кто вас накормит? Кто вас напоит?
(Л. Степанов)

Кора не всегда есть у деревьев. У южных деревьев может и не быть коры – им и так тепло, ведь на юге холодной зимы нет!

Задание 2. Узор коры

У каждого дерева свой узор коры. Можно его даже нарисовать. Для этого возьмите на прогулку лист бумаги и мягкий простой карандаш (чем мягче – тем лучше получится!). Положите лист бумаги на кору и крепко его держите, а малыш пусть штрихует осторожно поверхность бумаги. На бумаге получится узор коры. Можно его вклеить в альбом про разные деревья, и рядом с рисунками коры приклеить фото деревьев и их засушенные листья.

Задание 3. Листья и семена

Спросите ребенка: «Зачем деревьям нужны семена?» Объясните, что из семян получаются новые деревца. Семена деревьев легкие и летят с ветром очень далеко. Там они опускаются на землю и прорастают, и из них получается красивое новое деревце. Посмотри, какие легки, почти прозрачные семена у вяза.

На прогулке найдите вязы и покажите ребенку. Рассмотрите внимательно листья под деревом и найдите, » с какой ветки эти детки», то есть где здесь листья вяза, а где листья других деревьев. Не обрывайте листья для рассматривания! Дерево — живое!

Спросите: «Зачем дереву нужны листья?». Дайте возможность малышу потрогать листья, провести пальчиком по их контуру, по поверхности листа. Пусть ребенок потрогает кончики листьев — какие они: острые или тупые? Какой край — зубчатый, резной или ровный?

Обсудите, куда же денутся листья к весне? Ведь их сейчас много на земле? А ведь летом их нет! В лесу листья никто не убирает. Где же они? Расскажите, что листья очень нужны почве, земле, они дают ей питательные вещества. Если листья убирать, то почва беднеет и истощается. Поэтому осенний ковер из листьев на земле нужно сохранять так, как это происходит в природе в лесу. Можно будет весной поискать старые листья на земле и показать малышу, как они превращаются в очень темные, а потом уже совсем черные.

3.Ясень в картинках и заданиях для детей

Как ты строен и прекрасен,
наш родной высокий ясень!
Украшение лесочков,
как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
образуют сложный лист.
Ю. Насимович

Задание 1. Почему ясень так называется?

У ясеня очень красивое название: ясень. А еще раньше его называли ясенником, ясенком и даже ясениной. На какое слово похожи все эти слова? На слово «ясный». Почему же ясень так назвали? Секрет в его листьях.

Давай рассмотрим листочки ясеня. Они очень похожи на листочки рябинки. Чем они похожи?

А чем они отличаются? (У рябины листочки более узкие и более резные. А у ясеня листья шире, чем у рябины)

У ясеня редкие листья, между ними просветы. Поэтому у него легкая, ажурная, светлая крона из листьев. Вот поэтому его и называют «ясный» — «ясень».

Ясень – удивительное дерево! Его листья опадают поздней осенью и часто падают прямо зелеными на землю. Послушай сказку о том, почему ясень не красуется осенью долго в золотом наряде, а сбрасывает его быстро, даже с зелеными листочками:

Сказка о ясене

Вот и весна настала, все деревья и кусты убрались красивыми листьями и яркими цветами.

Один только ясень стоит голый, как студеной зимой. Лишил его бог зрения, и невдомек бедняге, что пришла весна и радость всем принесла.

Давно выткала береза свои сборчатые, сердцевидные листочки, давно готовы у дуба красивые зубчатые листья. Спрашивают деревья, отчего не шьет себе ясень праздничного наряда?

А разве пришла весна? - удивился ясень.

Весна давно пришла, - сказали ему деревья.

Тут принялся ясень поспешно готовить себе праздничный наряд - листву. Но второпях не сумел он сделать листья ровными и красивыми, а получились они угловатые, с глубокими зазубринами.

Осенью, когда подул северный ветер, спросил ясень у деревьев:

Осень скоро придет?

Да она уже тут, - ответили деревья.

Услышал это ясень, и не захотелось ему снова быть посмешищем для всех. Вот и сбросил он с себя разом всю листву. Другие деревья еще пышно убраны листьями, а слепой ясень стоит голый, и северный ветер бушует в его ветвях.

А еще ясень называют «козьим деревом». Как ты думаешь, почему? Его листья очень любят овцы, козы, и от питания листьями ясеня молоко у коз становится более вкусным!

Ясень – дерево, которое любит дружить с другими деревьями – с вязом, с кленом! И очень часто дружит с дубом – растет рядышком с ним.

А еще с ясенем дружат дети. Они любят делать поделки и игрушки из его семян.

Задание 2. Что случилось в лесу? Придумай историю

Что случилось с кленами?
Закивали кронами.
А высокие дубы
Будто встали на дыбы.
И орешник сам не свой
Шелестит густой листвой.
И чуть слышно шепчет ясень:
Не согласен, не согласен!

Что же случилось в лесу? Как ты думаешь, как называется это стихотворение? Почему деревья вдруг заговорили? О чем они разговаривали? Если малышу будет интересно, то можно вместе с ним сочинить сказку «О чем говорили деревья?» и нарисовать к ней картинки. А стихотворение это называется «Ветер в лесу», написала его Агния Львовна Барто.

Задание 3. Семена ясеня

С ясенем дружат птицы. Зимой они часто сидят на ветках ясеня. Как ты думаешь, почему? Что их привлекает? Правильно, семена! Посмотри, с каким удовольствием клюет снегирь зимой семена ясеня! Это его обед!

Вот и завершилось наше первое путешествие в мир деревьев! До новых встреч на «Родной тропинке!». Картинки этой статьи в высоком качестве и хорошем разрешении в виде презентации Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями группы). Презентацию можно редактировать.

Презентация «Деревья в картинках и заданиях для детей»

Презентация с картинками по теме «Деревья» для игр и занятий: скачать бесплатно можно

А в заключении- две смешинки от маленького читателя Родной тропинки. Их прислала нам мама Миши.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Кустарники прочно завоевали свою нишу в растительном мире. Встречая их на каждом шагу (в лесах, огородах, садах, парках и просто на улице), мы порой не придаем им никакого значения. И совершенно напрасно: зная, какие бывают кустарники, можно создать потрясающие садовые композиции, которые будут радовать глаз не только весной и летом, но и глубокой осенью.

Кустарники: одна из жизненных форм растений

Жизненная форма, другими словами, биологическая - это фенотип, внешний облик растения, который отражает степень приспособленности к окружающей среде. Наиболее полной считают классификацию жизненных форм под авторством И. Г. Серебрякова, согласно которой выделяют:

  • (деревья, кустарники, кустарнички);
  • полудревесные растения (полукустарнички и полукустарники);
  • наземные травы;
  • водные травы.

Такое разделение всех существующих растений основано на степени одревеснения наземной части. Рост веток у кустарников начинается от основания, и с возрастом уже с трудом различается главный ствол. У деревьев же очертания кроны очень четкие, и видно всю структуру растения, явно выраженный главный побег. Таким образом, строение надземной части - это то, чем принципиально отличаются друг от друга деревья и кустарники. Бывают также кустарнички и полукустарнички. Основанием для их выделения в отдельную группу служит малая высота (до 0,5 м) и слабая степень одревеснения побегов соответственно.

Классификация - это прямой ответ на вопрос о том, какие бывают кустарники. Деление на группы может проводиться по различным принципам, рассмотрим наиболее распространенные:

Классификация кустарников по высоте

Данное деление иногда может носить относительный характер. На рост влияет внесение удобрений, состав почвы, климатические условия и применение биостимуляторов. В зависимости от того, каких размеров достигают кустарники в природе, их принято делить на три группы:

  • низкие кустарники, максимальная высота которых не превышает одного метра, к ним, например, относятся можжевельник казацкий (на фото);
  • средние кустарники, высотой 1-2,5 метра, например, смородина, барбарис обыкновенный;
  • высокие кустарники (более 2,5 метров в высоту): бузина красная, сирень, боярышник сибирский.

Какие бывают кустарники в зависимости от интенсивности роста

Учитывая то, как быстро растут те или иные виды кустарников, их принято делить на пять больших групп:

  • весьма быстро растущие виды (например, желтая акация, которая вырастает до 3 метров за 2-3 года, образуя густые заросли, чубушник, тамарикс);
  • быстрорастущие кустарники, к примеру, калина обыкновенная, лещина, лох серебристый;
  • кустарники умеренного роста (сирень, вишня, айва японская);
  • медленнорастущие кустарники, к ним относится можжевельник казацкий, бирючина, облепиха;
  • весьма медленно растущие, как правило, это карликовые формы лиственных и хвойных растений.

Классификация в зависимости от продолжительности жизни растений

Всего растения в целом следует отличать от таковой относительно отдельных побегов. Так, например, малина может расти на участке до 50 лет. А вот ее побеги живут всего лишь два года. Различают четыре группы кустарников:


Классификация на основе морозоустойчивости

Данная информация зачастую интересует садоводов, особенно в тех регионах, где, как правило, достаточно суровые зимы, но порадовать себя необычными растениями очень хочется. Вот тут-то и возникает вопрос о том, какие бывают кустарники и травы, подходящие для суровых климатических условий. Фактор устойчивости к холоду учитывать необходимо, так как это убережет вас от неправильной покупки, лишних трат и разочарования. Все кустарники делят на 5 групп:

  • очень морозостойкие - это растения, которые выдерживают зимнее понижение температуры до -40 градусов, а иногда и более, это не приносит им вреда; в основном, группу составляют хвойные кустарники кедровый стланик), но есть и представители лиственных, к примеру, боярышник и дерен сибирские;
  • морозостойкие, они переносят холодные зимы, но при слишком сильных морозах не укрытые снегом побеги вымерзают (боярышник, калина, жимолость);
  • относительно теплолюбивые - это растения, имеющие длинный вегетационный период, молодые побеги зачастую не успевают одревеснеть и потому легко повреждаются при весенних заморозках и длительных сильных зимних похолоданиях, например, кустарники рода Бересклет, спиреи, бирючина;
  • теплолюбивые, у таких растений при длительном похолодании надземная часть может погибнуть полностью, поэтому они требуют дополнительного укрытия;
  • очень теплолюбивые кустарники, они совершенно не переносят похолодания ниже -10 градусов.

Какие бывают виды кустарников в зависимости от требовательности к освещению?

Освещенность - это еще один фактор благополучного развития растения. Неправильно подобранное место может погубить его. Поэтому так важно учитывать фактор освещенности при озеленении своего участка. Хотя нужно помнить, что во многих случаях светолюбивость - непостоянная характеристика. Как правило, молодые растения требуют тени из-за опасности ожогов, а вырастая, они отлично растут даже под самыми яркими лучами.

Давайте рассмотрим, какие бывают кустарники в зависимости от требовательности к солнечному свету:

  • светолюбивые, они абсолютно не выносят длительного затенения и предпочитают расти на открытых пространствах, к примеру, шиповник, спирея, рябина;
  • относительно теневыносливые кустарники: жимолость татарская, гортензия метельчатая (на фото), акация желтая;
  • теневыносливые кустарники хорошо переносят тень, но на освещенном месте растут все равно лучше, к ним относятся бересклет бородавчатый, бирючина, лещина.

Декоративно-лиственные кустарники

Ландшафтные дизайнеры в своей работе активно используют не только цветы и деревья, но и кустарники. Потому что с их помощью можно создать легкие композиции, объемные живые изгороди, зеленые фигуры или просто сформировать цветовые контрасты, так как многие виды отличаются именно красивым окрасом. Многие садоводы-любители знают о том, какие бывают кустарники (названия, сорта) с декоративными листьями, и отлично это применяют на практике. Выбирая их для себя, учтите, что бывают листопадные и вечнозеленые виды. Последние - это, в основном, миниатюрные, карликовые формы хвойных деревьев. К листопадным видам относится огромное количество кустарников. Важно помнить, что все они достаточно теплолюбивы, светолюбивы и требовательны к плодородности почвы, поэтому на территории дальше средней полосы России требуют тщательного ухода и укрытия на зиму. Наиболее яркие представители:

Красивоцветущие кустарники

При упоминании о подобных растениях первое, что приходит на ум - это великолепные кустовые розы, декоративный кустарник, виды которого очень популярны. Еще один частый и всем известный гость российских садов - чубушник, почему-то прочно закрепивший за собой название жасмина, что совершенно неверно, так как эти растения даже принадлежат к различным родам (Гортензиевые и Маслиновые соответственно). Чубушников существует около 60 видов, наиболее популярные представители - это Кавказский и Шренка. Тем, кто хочет иметь благоухающий и необычный сад, также стоит обратить внимание на форзиции, калину, спиреи, сирень, лапчатки, рододендроны, буддлеи, дейцию, древовидные пионы (на фото).

Ягодные кустарники

Ягодные кустарники имеют большое хозяйственное значение. Редко какой сад в нашей стране обходится без смородины или малины и ее ближайшей родственницы - ежевики. Селекция продвинулась в этом плане далеко вперед, выведено множество сортов и разновидностей, отличающихся размером куста, цветом ягод, скоростью созревания. Ароматная смородина дает не только ягоды, но и листья, которые заваривают как чай или используют в кулинарии. Стоит попробовать посадить также айву японскую, аронию, боярышник, иргу, калину, (на фото), жимолость и облепиху.

Безусловно, характер ухода зависит от назначения. Так, ягодные кустарники требуют большего внимания, они часто подвергаются различным вредителям и болезням. Но потраченное время того стоит, ведь в конечном счете вы получаете ценнейшие витамины и микроэлементы в натуральной «упаковке», выращенные собственноручно.

Подбирая растения для своего сада, важно знать о том, какие бывают кустарники (названия, сорта, виды). Это однозначно поможет сделать правильный выбор, грамотно определить место посадки и добиться положительного результата при выращивании.

БЕРЕЗА.

В белом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

(А. Прокофьев).

Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни, стихи:

Во поле березка стояла,

Во поле кудрявая стояла.

* * *

Белая береза под моим окном.

Принакрылась снегом, точно серебром,

На пушистых ветках снежною каймой.

Распустились кисти белой бахромой.

(С. Есенин).

Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.

Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы – малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли.

Белая кора березы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Сырье заготавливали весной. В это время «береста линяет», то есть свободно отделяется от древесины. Сырье сушили в тени и разглаживали под прессом. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Из внутренней части коры березы – лыка – плели лапти, корзины, баулы. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, которым 700–800 лет, сохранились до наших дней. Береза и в наши дни приносит пользу. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств. ЗАГАДКА.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит над горой.

(Береза).

ДУБ.

Дуб дождя и ветра.

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу.

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени.

Я стою зеленый.

Значит, я выносливый,

Значит, закаленный.

Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества и знатности. Дуб посвящали покровителю искусств – богу Аполлону. В Древнем Риме желуди считались божественными плодами. Древнеримский ученый Плиний Старший так писал про дубы: «Не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».

Дуб считали священным деревом и славяне, его посвящали богу молнии и грома – Перуну.

Дуб – деревьев всех король,

У него большая роль.

(И. Горюнова).

В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400–500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст – около 1400 лет.

Дуб – дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения. Цветут дубы в мае. Плоды – желуди – созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки. У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве. ЗАГАДКИ.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб).

* * *

В этот гладкий коробок.

Бронзового цвета.

Спрятан маленький дубок.

Будущего лета.

(Желудь).

КАШТАН.

Солнце встало рано,

Заглянуло в дом.

Зацвели каштаны.

За моим окном.

Птица распевает.

Близко-близко где-то,

Значит наступает.

Золотое лето.

(Г. Бойко).

Конский каштан – величественное дерево с раскидистой, плотной, равномерной высокосводчатой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. В высоту это дерево достигает 25–30 метров.

Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделенные на 5–7 листочков.

В начале мая каштан цветет. Цветочки у него очень красивые – пирамидальные метелки высотой до 30 сантиметров, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, напоминающие свечи на новогодней елке, придают дереву неповторимый облик. Привлекательно выглядят и плоды каштана: зеленые, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1–3 блестящих, темно-коричневых семени.

В южных районах растет каштан посевной благородный. Он так сильно отличается от каштана конского, что ученые относят их к разным семействам. Похожи они только внешне, у обоих видов блестящие, коричневые, словно отполированные орешки, заключенные в почти одинаковые оболочки, только у съедобного она бурая с шипами, а у конского каштана – ярко-зеленая с бугорками. Точно сказать, почему каштан стали называть конским, сложно. Существуют две версии. По одной из них, после опадения листа на месте прикрепления черешка к ветке остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы. Согласно второй, на темно-коричневой поверхности плода есть серое пятно, похожее на отпечаток конского копыта. Древесину конского каштана используют в мебельном производстве для изготовления высококачественных бочек. Экстракт, приготовленный из коры, используют для дубления кожи, окраски хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей в темно-коричневый и оливковый цвет. Из молодых ветвей плетут корзины.

КЛЕН.

В густой синеве,

Апельсиново-ал,

Кленовый листок.

Надо мною летал.

Я следом бегу:

Он, как будто дразня,

Куда-то манил.

За собою меня.

Листок,

Утомившись кружить в вышине,

Доверчиво сел.

На ладошку ко мне.

(Г. Осинова).

Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.

Клен встречает самым первым.

Осени приход.

Кружит в воздухе веселый.

Листьев хоровод,

Землю быстро укрывает.

Золотым ковром -

Пусть родная засыпает.

Долгим зимним сном.

Весной клен пробуждается одним из первых. Как только начинает таять снег, корни клена впитывают влагу из земли и гонят ее по стволу к веткам. Если в это время сделать на дереве надрез, из него потечет сок. Кленовый сок сладкий, содержит 2–3 процента сахара. В конце апреля клен начинает цвести. Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато-зеленые, но у них сильный привлекательный запах. К тому же в это время не так много цветущих растений, поэтому пчелы и другие насекомые устремляются к клену, собирают сладкий нектар и опыляют растение. Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям. Клен – дерево быстрорастущее. Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр. Древесина у клена белая, с красно-бурым или желтоватым оттенком. Она прекрасно строгается и сохраняет форму. Древесину клена можно легко гнуть, поэтому с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Еще в IX веке славяне делали из клена гусли. В Средние века клен стал широко применяться в изготовлении струнных, смычковых и других музыкальных инструментов. Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие.

ЛИПА.

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой -

Не ломай меня!

Медоносным цветом.

Зацвету я летом -

Береги меня.

В полдень подо мною.

Спрячешься от зноя -

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою -

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,

Наберемся силы -

Ты люби меня.

А дождешься срока,

Выйдешь в мир широкий -

Не забудь меня!

(П. Воронько).

Липа – стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно, поэтому липу сажали в парках старинных дворянских усадеб.

В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно – в конце июня – начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Выглядят они малопривлекательно, зато выделяют большое количество нектара. Липа – лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

За день цветок липы выделяет 2–3 миллиграмма нектара. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах. Зимой липа привлекает соек, дятлов, белок – липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат лесные обитатели полакомиться. Липа – хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций. Древесина у липы – однотонная белая, без оттенков, и мягкая. Издавна из нее вырезали наличники для окон, делали резную кухонную посуду, игрушки, музыкальные инструменты. Из коры молодых лип раньше драли лыко, из которого плели лапти. ЗАГАДКА.

С моего цветка берет.

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую снимают.

(Липа) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Сосна кормит, липа одевает.

ОЛЬХА.

Научилась ольха понемножку.

Надевать за сережкой сережку,

А когда совсем подросла,

Две сережки тебе поднесла.

И вовсе она не модница,

Да так уж на свете водится:

Каждому хочется подрасти,

Каждому хочется расцвести.

(Е. Серова).

Ольха – дерево невысокое, с тонким, часто кривым стволом. Кора у него серо-зеленоватая, всегда гладкая, даже у старых деревьев.

Цветет ольха ранней весной, еще до появления листьев на ветках распускаются длинные сережки. По давнему обычаю выходили девушки смотреть, как ольха цветет. С красотой ольхи сравнивали красоту девушки. Расцветает она пышным цветом, как и девушка-красавица. На цветущую ольху пчелы собираются, на красивых девушек парни засматриваются. Пчеловоды старались ко времени цветения ольхи пчел из ульев выпустить, чтобы они с клейких листочков собирали себе пищу.

Листья у ольхи сверху матово-зеленые, снизу серо-зеленые. Даже осенью они не изменяют цвет, так и падают на землю зелеными. Опавшие листья ольхи богаты азотом. Этот элемент необходим для нормального развития растений. Листья ольхи перегнивают достаточно быстро и обогащают почву азотом.

Корни ольхи живут в тесном симбиозе с определенными почвенными бактериями. Для этого они образуют специальные клубеньки, как у бобовых культур. Но в отличие от бобовых в них поселяются не бактерии, а так называемые лучистые грибы. Они усваивают из воздуха азот и возвращают его в почву. Там, где растет ольха, значительно улучшается почва. Это дерево очень полезно для леса. Корни у ольхи располагаются на небольшой глубине, и на них часто вырастают главные побеги. Ольха растет очень быстро и поэтому первой заселяет вырубку, заброшенные пашни. Ольху часто высаживают для укрепления грунта на отвалах или свеженасыпанных почвах. Древесина у ольхи имеет оранжевый оттенок. Свежий ольховый пень ярко-оранжевого, почти апельсинового цвета. Ольховая древесина, вымоченная в воде, прочная, не поддается гниению. Издавна на Руси из нее делали колодезные срубы. И сейчас ее используют для строительства подводных сооружений. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Ольха зацвела – сей гречиху. Запылила серая ольха, распустила золотисто-зеленые барашки ива-бредина, запел жаворонок – пора выходить на пашню. Коль бабье лето ненастно – осень суха, суха, как черная ольха.

ОСИНА.

Осинку.

Окрасила.

Осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль -

Облетает.

(В. Лунин).

Даже в безветренную погоду в осиновом лесу можно услышать слабый шум шелестящих листьев, словно они постоянно о чем-то перешептываются. Если же подует ветерок, осиновые листочки начинают раскачиваться и шелестеть.

Вам, наверное, приходилось слышать выражение: «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке трусливом или охваченном страхом. Возникло это выражение не случайно. С давних пор люди подметили, что при малейшем дуновении ветерка листья осины начинают шелестеть – «дрожать». Почему так происходит? Листья у осины округлой формы, сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударяться друг о друга и шуметь. Интересно, что у молодых побегов листья совершенно не похожи на листья взрослого дерева. Они крупнее, мягче, слегка опушены, с заостренной верхушкой. Черешки молодых листьев короткие и круглые в сечении, и «дрожать» они не могут.

Цветет осина ранней весной. Еще не успели распуститься листья, а осина покрывается длинными мохнатыми сережками. Осенью листья осины одними из первых приобретают нарядную окраску разных оттенков: от нежно-желтых до ярко-багряных. Плоды у осины созревают осенью. Семена у нее легкие, мелкие. Благодаря пушистому хохолку разлетаются на большие расстояния. Молодые осинки отличаются быстрым ростом. Молодые деревца (до 30 лет) ежегодно вырастают на 1,5–2 метра. Продолжительность жизни у осины 60–80 лет. С давних времен древесину осины использовали как отделочный материал при постройке деревянных церквей. Из нее резали лемех – узорчатую дрань, которой покрывали купола. Правильно высушенная древесина по прочности уступает лишь дубу и сосне, поэтому она пригодна для изготовления лодок и лыж. ЗАГАДКА.

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Осина в сережках – урожай на овес. Как осина задрожит, так и скот в поле сыт. Осенью одна ягода – горькая рябина, одно дерево – горькая осина.

СОСНА.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года.

Ясной стояла погода.

Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.

Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.

Сосны – растения светолюбивые, любят простор и солнце. Посмотришь на сосновый бор и кажется, что сосны так и тянутся вверх, поближе к солнышку.

Сосны можно встретить на песчаных почвах, на болотах, на скалах, среди расщелин. Они не капризны и могут приспосабливаться к разным условиям. Корни у сосны мощные, большие. На песчаных почвах корни устремляются вниз, добывая живительную влагу. На болотистых почвах они поджимаются, спасаясь от излишней влажности. Сосны – самые древние деревья на нашей планете. Сосна обыкновенная, распространенная в средней полосе, растет 300–500 лет. В Северной Америке встречаются сосны-долгожители. В высокогорных районах Калифорнии растет сосна остистая. В 1955 году одну из таких сосен спилили. Оказалось, что ее возраст – 4900 лет. Она старше египетской пирамиды Хеопса. Сейчас все сосны-долгожители взяты под охрану государства. Среди них немало деревьев старше 4000 лет. ЗАГАДКА.

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту.

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(Сосна) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Много шишек на соснах и елях – к доброму году: и рожь, и жито – все придет. На бурю сосна, если внимательно прислушаться, звенит, а дуб – стонет.

ИВА.

Разные виды ивы получили в народе собственные, запоминающиеся названия: верба, ракита, ветла, чернотал, белотал.

Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге – это огромные 30-метровые деревья.

Возле речки у обрыва.

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый.

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

(И. Токмакова).

У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.

Если вы увидите дерево ивы, то знайте – где-то совсем рядом есть вода – пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз – значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами. Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева. Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком – корешком, а вверх поднимается стебелек. Молодыми побегами ивы питаются многие животные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне – лоси. Ивовые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки. ЗАГАДКА.

Почки – серебряные,

Цветки – золоченые,

А кожа на ветке -

Красной расцветки.

(Верба).

ТОПОЛЬ.

Тополь – это знают все -

Чемпион по росту.

И достать мою макушку.

Вам совсем не просто,

Потому что я за лето.

Вырастаю на два метра.

Тополь и в самом деле одно из самых быстрорастущих деревьев средней полосы. Он в короткие сроки достигает внушительных размеров. За год тополь вырастает на 1,5–2 метра. Это дерево неприхотливо и не требует особого ухода.

Тополь чаще других деревьев используют при озеленении улиц. Кроме быстрого роста, у него есть и другие преимущества. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе тополь играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода.

Давайте повнимательнее посмотрим на тополиные листочки. Сверху они блестящие темно-зеленые, а снизу – светлые с белым опушением. Такие опушенные листья способны улавливать из воздуха значительное количество пыли. Она оседает в волосках, а при сильных ливнях смывается и уносится стекающей водой. Если же пыли и копоти слишком много и воздух сильно загрязнен, тополиные листья подают сигнал бедствия – становятся мелкими, покрываются пятнами, редеют. Нужно принимать меры, ведь жить в таких условиях невозможно не только тополю, но и человеку.

Цветет тополь ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды – коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками – в народе их называют тополиным пухом. Коробочки лопаются, и на город обрушивается «белая метель». Тополиный пух, словно снег, покрывает землю и деревья.

– Признавайся нам, петух,

Почему повсюду пух?

Ты – известный забияка!

Здесь была, наверно, драка?

– Не дерусь я восемь дней!

Пух летит от тополей!

(М. Дружинина) Тополиный пух быстро впитывает влагу, создавая тем самым хорошие условия для прорастания семян. Тополиное семечко набухает за 4 часа, а через 8-10 часов у него появляется корешок. Древесина у тополя мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу. Тополиные почки используют в косметологии.

ЕЛЬ.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(А. Рождественская).

Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр.

У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели – стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская – самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров.

Ели на опушке – до небес макушки -

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата-елочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, – лиственница.

В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири – ель сибирская, на Дальнем Востоке – ель корейская, на Кавказе – ель восточная, в Карелии – ель финская. Вот сколько видов! На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина – Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет. Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. ЗАГАДКИ.

Зимой и летом одним цветом.

(Ель).

* * *

У нее одежки колки -

Всё иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя Еж.

На нее слегка похож!».

(Елка).

КЕДР.

Начнем с того, что дерево, которое все называют кедром и с которого собирают кедровые орешки, на самом деле вовсе не кедр. Это кедровая сосна, или сибирский кедр.

Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры.

Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола – 1,5–2 метров. Крона у молодых деревьев пирамидальная, у взрослых – раскидистая.

Впервые сибирскую сосну назвал кедром тобольский митрополит Киприан в своем произведении «Синодика». Он описал, как новгородские купцы, в XII веке оказавшись в Сибири, увидели большие деревья с шишками. Кто-то из них раньше видел кедровые шишки. Вот и назвали незнакомое дерево кедром.

В кедровнике дышится очень легко из-за запаха хвои и ароматических масел, которые выделяет древесина кедра. Эту замечательную особенность кедровых лесов заметили древние монахи. Тогда и возникла пословица: «В ельнике – трудиться, в березняке – веселиться, в кедровнике – Богу молиться». Монахи завезли кедры из Сибири в среднюю полосу России. И сегодня они растут в Сергиевом Посаде, монастырях Ярославской и Тверской областей. Есть они на территории Московского Кремля. Кедры – деревья-долгожители. Они живут до 800, а то и до 1000 лет. Сибирский кедр – настоящее дерево-комбинат, практически все его части используются человеком. Сок применяют в медицине. Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты и карандаши. Дубильные вещества из коры используют в производстве изделий из кожи. Хвою перерабатывают для получения витаминной муки для животноводства. В урожайный год одно крупное дерево дает до 1000–1500 шишек. В природе семена сибирского кедра распространяются кедровкой, бурундуком, белкой, соболем и другими животными, которые питаются кедровыми орешками. Кедровые орешки очень питательны, они содержат 65 процентов масла, богаты белком и витаминами. ЗАГАДКИ.

Есть в тайге сибирской кедры,

На орехи кедры щедры.

Знают белки, знают мышки,

Что искать их надо в… (шишке).

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод