Что такое чревоугодие и почему оно - смертный грех? Грех чревоугодия: молитва, как избавиться Грех чревоугодия православие

Чревоугодие - это такой грех, который заставляет нас принимать пищу и питье только ради наслаждения. Эта страсть приводит к тому, что человек как бы перестает быть существом разумным и уподобляется скоту, не обладающему даром слова и разумения. Учители Церкви говорят нам о том, что чревоугодие является великим грехом. Оно заставило Адама вкусить запретного плода, оно же стало одной из причин Потопа, всякий раз отвлекало израильтян от почитания истинного Бога и склоняло к служению идолам и прочее.

Таким образом, «давая волю» чреву, мы вредим не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, в особенности целомудрию. Чревоугодие возжигает похоть, так как избыток пищи этому способствует. Похоть же ведет к падению, поэтому так необходимо, чтобы человек был хорошо вооружен против этой страсти. Нельзя давать чреву столько, сколько оно просит, а только потребное для поддержания сил.

Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны - и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя. Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Животу нужно давать только то, что он должен принять, и не более того. Ведь Господь создал человека не для еды, а создал еду для человека, чтобы у того были силы жить и работать. Еда подобна лекарству: если выпить столько, сколько прописал врач, будет только польза, а если больше - то вред. Чревоугодие есть начало многих грехов, и тот, кто постоянно борется с этим грехом и побеждает его, может господствовать и над другими грехами. Потому все преподобные, подвизавшиеся в пустыне, прежде всего принуждали себя брать верх над чревоугодием, зная, что, победив эту страсть, они избавятся и от всех остальных.

По словам Григория Двоеслова, существует пять видов и путей, которыми нас искушает чревоугодие. Это замысел, способ, качество, количество и ситуация (время). Время заставляет нас предвосхищать очередной прием пищи без пользы или необходимости. Таким образом мы едим намного раньше подобающего часа. Количество пищи заставляет нас есть и пить больше положенного. Качество - искать изысканных по вкусу яств. Способ приема пищи искушает нас есть со страстью, ненасытно, жадно и хищно. Замысел - готовить пищу с выдумкой, с тем, чтобы она услаждала наш вкус.

Посредством чревоугодия рождаются различные страсти, поэтому его причисляют к семи смертным грехам. Чревоугодие огрубляет ум, так как из желудка восходят зловония, затуманивающие разум, делающие человека вялым и неспособным к созерцанию. Усыпляя разумную часть духа, чревоугодие раздувает страсти, делая человека лживым, болтливым фантазером, говорящим неподобающие и нелепые речи.

При этом разум помрачается как от вина, и в этом положении уже нельзя сдерживать ни чувства, ни язык. Но хуже всего, что следствием чревоугодия является нечистота: тот, кто почитает чрево богом, грешит смертным грехом, так как его главная цель в жизни - есть и пить. Влекомые чревоугодием не думают о Господних заповедях, и есть такие, которые, сознательно опившись вином, чинят безобразия и насилия. В частности, такие принуждают других вместе с ними пить и пировать даже в дни поста. Сама по себе склонность к чревоугодию смертным грехом не является, если не делать этого с риском для своего здоровья, во вред себе или в соблазн для окружающих.

Однако большие расходы на питание отражаются на материальном состоянии семьи. И грех, если вы видите, что ваши близкие нуждаются в самом необходимом, и в то же время продолжаете наслаждаться пищей, высказывая родным упреки и не сострадая им. Но даже если чревоугодие не причисляли бы к смертным грехам и оно не мешало бы нам жить, его все равно следовало бы избегать, так как оно вредно для нашего тела. Поэтому нам следует ненавидеть этот грех. Ведь только неразумные животные едят, чтобы скопить жир и быть после этого заколотыми. А люди созданы по образу и подобию Божьему, чтобы наслаждаться вечностью и вкушать Бога в раю.

Если вы в крепкой узде держите плоть, то это приносит пользу душе, так как вы приобретаете добродетели.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Бегай такого образа жизни, чтобы жить только животными побуждениями и желаниями, чтобы спать, да есть, да одеваться, прогуливаться, потом опять пить, есть и гулять. Такой образ жизни убивает наконец совершенно духовную жизнь человека, делая его земным и земляным существом; между тем как христианин и на Земле должен быть небесен

И если вы хотите оставаться человеком, сдерживайте свое чрево и храните себя со всей заботой, чтобы случайно не оказаться побежденным даже одним из видов чревоугодия.

Если вас однажды искусил помысел принять пищу раньше положенного времени, нужно всячески противостоять ему по примеру монаха, описанного в «Лавсаике». Когда бес внушал иноку поесть утром, тот говорил себе: «Имей выдержку, и в третий час поешь». Когда наступало время третьего часа, он говорил себе: «Давай позанимаемся рукоделием» или «Давай прочтем псалмы». Затем он неторопливо размачивал сухарь в воде и таким образом дожидался девятого часа. Монах оказался свободен от греха чревоугодия.

Вторым видом чревоугодия является качество пищи, то есть человек сознательно выискивает привлекательные внешне и вкусные блюда. Здесь также нужно быть очень осторожным и вкушать ту пищу, которая не доставляет вам наслаждения: она не изнеживает тела, а лишь поддерживает в нем жизнь. Если простая еда покажется вам невкусной, то нужно какое-то время есть только черствый хлеб, после чего даже простой, но свежий хлеб покажется вам лакомством. Но прежде всего нужно дождаться девятого часа (по современному - три часа дня), когда вы будете достаточно голодны. Только тогда вы сможете понять, насколько вкусной может быть самая простая еда.

Третьим видом чревоугодия является количество пищи. Это происходит тогда, когда вы едите больше, чем требуется организму. Данного вида чревоугодия следует остерегаться не менее, чем прочих видов этого греха, так как он весьма опасен. Обилие яств и вина помрачает разумную часть души, и вы с легкостью можете утратить себя. Сердцем вы веселы, ликуете и поете, бьете в ладоши и подпрыгиваете, оскверняя себя грязными разговорами. Если бы вы поели и выпили достаточно, то так бы себя не вели. Будьте внимательны, в противном случае ваше сердце отяготится хмелем, и в опьянении вы не сможете избежать гнева и возможной беды.

Преподобный авва Феона

Чревобесие нужно побеждать не только для себя, чтобы не вредило нам обременительной прожорливостью, и не для одного того, чтобы не разжигало нас огнем плотской похоти, но для того, чтобы не делало нас рабами гнева или ярости, печали и всех прочих страстей.

Четвертый вид этого греха заключается в манере принимать пищу. Если вы едите жадно и быстро все проглатываете, то это называется не иначе как свинским бесчинием. Так едят скоты, но не люди. А вы, когда принимаете пищу, должны следить за собой и внимательно слушать чтение, обычное за трапезой. Если же чтения нет, нужно возвысить свои помыслы к Богу и, думая о Его спасительных Страстях, молиться. В этом случае и душа будет насыщаться вместе с телом.

Пятым, и последним, видом чревоугодия является излишнее попечение о качестве блюд, то есть привычка выбирать только хорошее и разнообразное. Вы всей душой должны возненавидеть эту привычку как вредящую душе и не быть подобными тем, у кого, по выражению апостола Павла, чрево - бог. Эти люди служат чреву с тщательностью, которая прилична только в служении истинному Богу. Освободиться от данной страсти могут помочь поучения святых Отцов Церкви.

Но прежде всего подумайте, сколько тягот доставляют вашему желудку пьянство и обжорство, как они угнетают ваш организм. Да и чего особенного в чревоугодии? Что нового может дать нам вкушение благовидных блюд? Ведь их приятный вкус держится, только когда они у вас во рту. А после того, как вы их проглотите, не останется не только сладости, но и воспоминания об их вкушении. Если вы не верите, то попробуйте спросить себя: какую приятность и какой вкус вы чувствуете от тех яств и вин, которые съели и выпили за свою жизнь? Наверняка вы не сможете вспомнить, а ощущение будет такое, как будто вы никогда ничего не пробовали.

Наслаждение быстро проходит, поэтому, когда вас искушает помысел, подумайте о том, что все уже прошло. Не выполняйте волю плоти, потому что ели ли вы вечером отборные блюда или ограничились хлебом с водой, назавтра уже не будет разницы. Вот только в первом случае у вас будет грех чревоугодия, а во втором - нет.

Что касается вреда и бесчинств, происходящих от страсти чревоугодия, то это прежде всего лишние расходы, связанные с «обслуживанием» чрева, различные болезни, возникающие от пьянства и переедания, а также помрачение ума. В таком состоянии человек не способен ни на какое делание, ни на духовное, ни на телесное, потому что ему ничего не хочется. Стоит также подумать о вечном голоде и жажде, которые вы будете испытывать после смерти, о чем явно говорится в Евангелии от Луки.

Подумайте о том, что вам доставляет чревоугодие и угождение плоти. Ведь после смерти она будет хорошей добычей для червей. Подумайте и о Небесной Трапезе, на которую приглашен каждый. Но если вы желаете вкусить от этой Трапезы, то будьте воздержаны в еде в теперешней временной жизни. Ведь даже здесь, в этом мире, если вас позвали на обед, то вы не будете перед этим есть или пить, в противном случае вы не захотите есть там, куда вас пригласили.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей.

И последнее: вспомните воздержанность Спасителя, Который в течение 40 дней постился в пустыне. Никогда не забывайте Страстей Иисусовых, но всегда вспоминайте о них с великой скорбью и стеснением сердца. Избегайте званых обедов и пиров, где подают множество яств и трудно сохранить воздержание. Там вы будете повержены одним видом праздничных блюд. Это искушение претерпели и наши праотцы: увидев прекрасный плод и не сумев сдержаться, они совершили грех. И мы, их потомки, теперь сполна расплачиваемся вместе с ними.

Для того чтобы научиться воздержанию, необходимо помнить три правила: первое - живя с другими, нужно принимать пищу вместе с ними и в одно и то же время; второе - не стоит предвосхищать время еды без крайней необходимости; третье - не стоит опаздывать к столу, чтобы не ввести окружающих в соблазн.

То же самое можно отнести и к качеству пищи: если готовят одно блюдо на всех, а кто-то один хочет другое, то это не совсем хорошо. Исключение - больной человек, которому врач прописал ту или иную диету. Но если вы отказываетесь от общего блюда по своей воле, то это грех. Кроме того, нельзя, воздерживаясь, ворчать или осуждать остальных, ведь добродетель воздержания должна совершаться в успокоении и веселье сердечном. Нет награды и тому, кто постится, чтобы возвысить себя в глазах окружающих, так как цель любого воздержания - стяжание славы Божьей. А ее не будет достоин тот, кто стремится к суете и мирской славе. Он скорее наследует мучение вместе с тайноядцем.

Каждый должен воздерживаться по своим силам, в особенности от употребления вина. Ведь не секрет, что опьянение теснит разумную часть души, поэтому становится причиной вреда: порчи тела и души. Нужно остерегаться вина и даже никогда не пить его тем, кто жаждет спасения. А это прежде всего женщины, юноши, священники, судьи и монахи. Молодых людей легко ввести в соблазн, так как у них очень сильно вожделение плоти. Вино же провоцирует порыв к необузданным стремлениям и бесчинию, как говорит апостол Павел в своем Послании к Титу.

Женщинам тоже следует избегать вина, так как у них недостаточно сил, чтобы сопротивляться плотским желаниям, подогретым вином. Так, по словам Валерия Максима, в Древнем Риме женщины никогда не пили вино. Судьям, которые заботятся о благе народа, также не следует пить вино и совершать бесчиния. В Притчах Соломона царям запрещается пить вино, чтобы они могли принимать хорошо взвешенные решения. Не стоит употреблять спиртное и клирикам, чтобы читать с благоговением, совершать службу по чину, со страхом Божьим и умилением, чего никогда не сумеют пресытившиеся.

По словам Святых Отцов, плоть наша - бесчинный и дерзкий враг: чем больше мы ему угождаем, тем более жестоко она с нами воюет. Ее полководцы - чувства и вожделения, ее оружие - вина и различные яства, а те раны, которые получает душа, - это грехи. Вред телу - это болезни желудка, головы и почек, и если вы хотите их избежать, боритесь с ними с помощью воздержания. Воздержание - та добродетель, которая отнимает у плоти силу и оружие и саму ее может подчинить господству разума.

Святитель Василий Великий

Учись держать чрево в крепкой узде: оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния.

Как пьянство может разрастись в блуд, так воздержание -хранитель целомудрия. Воздержание обуздывает плоть, делая человека хозяином страстей и победителем смущающего нас врага. Поэтому нужно ненавидеть чревоугодие как первопричину всех прегрешений. Особенно следует остерегаться тайноядения - порока со змеиным нравом, который наносит нашей душе огромный вред. Этот грех так мерзок Спасителю, что только за него Он уже осуждает человека, о чем много написано в духовной литературе. За одно это прегрешение человек будет мучим, и ему уже не принесут пользы никакие другие благодеяния. Поэтому пьянство и чревоугодие, а в особенности тайноядение нужно возненавидеть всей душой, чтобы не наследовать вечного мучения с грешниками.

Чревоугодие, которому предаются даже христиане высокой духовной жизни, часто сравнивается с орлом. Хотя эта птица и парит в поднебесье, скрываясь от лица людей, но по первому требованию чрева спускается на землю и питается падалью. Поэтому чревоугодие никакими силами нельзя пресечь, подобно другим порокам: его можно только ограничить силой духа. Однако, если побежденное чревоугодие начнет льстить вам своим смирением, как бы упрашивая сделать ему послабление, уменьшить меру воздержания и ревность к строгости, не сдавайтесь: его покорность только видимая. Зная, что вы стали спокойнее от скотского разжигания страстей, не думайте, что опасность миновала, и не возвращайтесь к прежней невоздержанности, потому что побежденное чревоугодие как бы говорит себе: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел» (Мф. 12:44).

Святитель Иоанн Златоуст

Подобно тому, как корабль, нагруженный более, чем может вместить, под тяжестью груза идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела: принимая пищу в размерах, превышающих ее силы... переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море гибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и плывущих, и самый груз. Как бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися: как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ничто другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю, так и здесь: ни учение, ни увещание, [ни порицание присутствующих], ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ничто другое не может спасти обуреваемую таким образом душу.

И тогда происходящие от него духи (пороки) числом семеро будут для вас еще злее, чем та страсть, от которой вы избавились, и очень скоро они увлекут вас ко грехам. Поэтому, победив страсть чревоугодия с помощью поста и воздержания, не оставляйте свою душу пустой: в ней должны поселиться добродетели. Заботливо наполняйте все тайные изгибы вашего сердца так, чтобы дух чревоугодия, вернувшись, не нашел себе места. В противном случае он снова войдет в вашу душу, прихватив с собой все семь грехов, так что «последнее станет хуже первого». Ибо нет ничего гнуснее и грязнее той души, которая, хвалясь, что уже отреклась от мира сего, дает приют всем смертным грехам. В результате она подвергается такому тяжкому наказанию, какому не подвергалась до того, как приобрела христианское достоинство.

Дело в том, что упомянутые семь духов считаются злее вышедшего духа, потому что пожелание чрева не было бы так вредно, если бы не влекло за собой более сильные страсти - такие, как блуд, гнев, сребролюбие, уныние, печаль, гордость, тщеславие, которые, без сомнения, для души намного вреднее и гибельнее. И потому не может достигнуть совершенства тот, кто одним воздержанием хочет добиться совершенной чистоты. Ведь воздержание - это пост телесный, после которого, усмирив плоть, следует вступить в брань с остальными страстями.

Прежде всего нужно подавить грех чревоугодия, однако ваш ум должен быть отточен не только постом, но и чтением, бдением и сокрушением сердечным о том, в чем считаете себя побежденными или прельщенными. Тогда, сокрушаясь о своих пороках и обретая желание стать совершенным, человек наконец осознает, что принятие пищи допускается не для нашего удовольствия: оно лишь неизбежная потребность тела. Занятый такими размышлениями человек способен подавить сладострастие, усиливающееся от принятия пищи и вина, и печь его тела, разжигаемая дьяволом, может быть погашена сердечным плачем о грехах. Впоследствии по достижении истинного совершенства этот пламень постепенно угаснет от росы благодати Божьей, пребывающей в наших сердцах.

Смерть от сердечно-сосудистого заболевания в только начавшемся зрелом возрасте - что может быть печальнее для супруги, детей и друзей? Частая причина таких болезней - переедание и связанные с ним осложнения в виде лишнего веса, повышенного уровня холестерина и малоподвижности (с избыточной массой тела двигаться не хочется, порочный круг нелепо замыкается). А причина ненормального отношения к пище в христианской аскетике называется чревоугодие. Это тяжелый грех и в православной, и в католической традиции. Почему?

Сытость как цель жизни

Считается, что человек, зараженный этим недугом духа, ставит свое насыщение и удовольствие от приема пищи выше всего в жизни, в том числе выше Господа Бога. Это подчинение низшим потребностям тела является, по сути, формой рабства. Как много людей желают сбросить вес, не пытаясь победить причину этой беды - ненормальные отношения с пищей!

Не только обжорство

В представлении очень многих чревоугодие - это избыточное потребление еды. На самом деле обжорство - это только лишь один из демонов, терзающих душу. Вторым является пристрастие к вкусной пище. Такое общественное явление, как гурманство, желание «разбираться» во вкусных вещах, с духовной точки зрения очень опасно.

Анорексички тоже чревоугодницы

Вы, наверно, замечали, что многие худеющие начинают болезненно внимательно относиться к пище, планировать каждый ее прием и часами воображать, что же именно они съедят завтра с утра, когда уже «можно» будет есть то, что вечером запрещено? Они одержимы чревоугодием! Булимия и анорексия - это тоже проявление ненормального отношения к физиологии.

А как стоит питаться?

Так что же, есть только Не нужно крайностей, мы не монахи, а потому абсолютная строгость многим не по плечу. Надо просто стараться есть особенно привлекательную пищу по праздникам, желательно церковным, причем ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. Тогда и не согрешим. Главное - не мечтать о празднике за месяц до события, делая гастрономические удовольствия самым главным в «программе».

Не вовремя

Третий демон, терзающий душу чревоугодника, - это нетерпение в отношении времени приема пищи. То есть, когда человек ест ранее того времени, которое для него обычно или назначено. Получается, что идеальный христианин - тот, кто способен обходиться без «вкусностей», он ест умеренно и по расписанию. Чревоугодие - это недуг души потому, что делает грешника зависимым от пищи. Все разнообразие явлений мира для человека оказывается заслоненным возможностью получить удовольствие «здесь и сейчас».

Мать страстей

Чревоугодие - смертный грех потому, что именно с него начинаются все остальные страсти. В частности, у человека, который позволил себе лишнего, появляется чрезмерное или неуместное сексуальное желание, лень, ведущая к праздности, уныние (от лишнего веса, например). Дело может дойти и до гордыни (когда человек уязвлен тем, что он, «титан воли», взял и потерпел поражение).

Существует ли Конкретной нет, но имеет смысл помолиться Марии Египетской, которую преследовали страсти в течение долгих лет мучений в пустыне. Но магии «от Бога» не существует, лучше всего молиться о помощи самому Христу, помня при этом, что победить страсть чревоугодия до конца невозможно, это не удавалось даже великим подвижникам. Нужно просто стараться держать себя в рамках каждый день. И просить сил на борьбу у Бога. Чревоугодие - это еще и несоблюдение постов...

Чревоугодник - это человек, приоритетом которого является жизнь ради желудка, то есть все помыслы и действия, в первую очередь, направлены на реализацию в плане «пожрать». Такой человек даже работает с одной только целью - купить много разнообразной и вкусной еды. Если этот человек не женат, то он, как правило, эгоист; но если всё-таки связан узами семейной жизни, тогда это катастрофа для двоих. В случае же появления детей, этот недуг, словно инфекционная болезнь, поразит и их, вследствие устоявшейся семейной традиции.

Вконтакте

Одноклассники

Процент такого населения в мире непрерывно растёт: это означает, что такая тенденция будет продолжаться и далее, особенно в развитых странах. Многие из числа поражённых , а именно те, кто признаёт свою зависимость и хотят избавиться от неё, идут к психологам или священникам; но основная часть почему-то так и не осознаёт своё тяжёлое положение.

Грех чревоугодия и его последствия

В допотопные времена феномен чревоугодия достиг стадии, когда вся земля растлилась «от человека до скота», и исчез в один миг от действия святого божьего вмешательства. Казалось бы, все, навсегда избавились от этого недуга, но он вновь появляется на арене жизни и демонстрирует свою силу. Нарицательное имя ему . Теперь, уже в страшном огне, будучи испепелённым, грех чревоугодия нашёл свой покой в земле, более никогда не давшей никакой пищи.

Эта история хотя и продолжается, но не будет длиться долго. Евангелие от Матфея открывает нам тайну, которая была сокрыта от вечности. Господь, незадолго до Своих страданий, говоря о Своём возвращении в силе и славе великой, сказал, что как было во дни Ноя, женились, выходили замуж ели, пили, и не думали, пока небыли истреблены в водах потопа. Точно так будет и в Моё пришествие, - сказал Спаситель (Матфея 24:29–39).

Святой Лука, продолжая эту тему, записал господни слова в следующем изложении. Господь Иисус Христос, обращаясь к ученикам, сказал, что когда они увидят то сбывающееся, пусть знают: Царствие Божье приблизилось. Обращаясь далее к ним , предупредил о пресыщении едой и отягощения пьянством, и ради избавления их от внезапности тех событий, повелел им бодрствовать на всякое время и молиться (Луки 21:31–36).

Цена нерадивости учителей

Давайте сейчас подумаем вот о чём. Если мы ученики Христовы и продолжатели Его учения и хотим исполнить волю Его о распространении Царства Его здесь на земле, значит, мы должны быть приготовлены на всякое доброе дело и чтобы научились побеждать. Следовательно, пресыщение едой и отягощение пьянством не приведёт нас к правильному результату. Святой апостол Павел повелевает в таком случае исполняться Духом, вместо того, чтобы пьянствовать. Он говорит нам, подобно спящим , о некоем пробуждении и воскресении из мёртвых и освещении Христом: быть рассудительными, мудрыми и познавая волю Божью, поступать осторожно, ввиду лукавства времени (К Ефесянам 5:13–21).

Лично о себе Павел говорил , что он все может совершать в Иисусе Христе, Который его и укрепляет. Апостол научился голодать и насыщаться, быть в недостатке и в обилии. Претерпевал же такой подвиг он ради Царствия Божьего, чтобы достигнуть хоть некоторых из погибающих (К Филиппийцам 4:11–13).

В истории народа Божьего есть печальный опыт непослушания в плане пресыщения яствами и вином так сильно, что оставили Бога и презрели своё спасение. Они отучнели, потолстели, разжирели и стали руководимыми своим чревом. Таким образом, Израиль из богоугодных чад превратился в чревоугодника и, будучи помрачён разумом, стал приносить жертвы бесам (Второзаконие 32:9–17).

Новозаветные времена ничуть не изменили положение вещей. Почему Павел и учил святую церковь поступать по его образу , а не как враги креста Христова. Он приводил в пример многих, кто идёт в погибель, прославляя самих себя в сраме, ибо их бог - чрево. Все закономерно, «по-бесовски», - начавши мыслить о земном, они забыли, что их жительство на небесах; они должны были ожидать Спасителя своего, Который придёт и преобразит их немощь в славу. Но им надоело быть немощными и, не дождавшись Господа, решили сами преобразиться - по земному. Изменивши приоритет, христиане превратились в идолопоклонников, чревоугодников, кадящих собственным божкам.

Ещё один печальный и горький опыт. Со времён Моисея Господь ставит, как написано, священников по сердцу Своему, и одно из обязанностей этих избранных людей было принимать животных от народа для жертвоприношений. И вот, в период, когда Израилем правили судьи, служил один священник со своими сыновьями. Эти отроки, будучи не обуздываемые своим отцом , не знали Господа и были негодными для священнического дела. Не обладая выдержкой и терпением, не дожидаясь окончания ритуала, они бессовестно отрезали себе мясо от туш и жарили на сковороде, а также хватали вилкой мясо, которое варилось в казанах.

Впоследствии горе-сыновья были наказаны и Бог выразил по поводу этого своё отношение, сказавши отцу, что бесславящих божье имя ждёт посрамление. Если бы отроков был против людей, то с помощью молитвы можно ещё остановить этот процесс, но грехом оказалось действия против Бога. Они грубо попирали божье дело, толстея от приношений народа Божьего - Израиля (1 царств 2,3).

Похожая ситуация происходила и в начале церковного периода. Апостол Павел, собравшимся исполнить вечерю Господню, сделал замечание относительно нетерпежа, когда пища и вино расхватывались прежде, чем все сойдутся к столу. В результате этого, кто-то упивался, а кто и остался, вообще, ни с чем (1 Кор. 11:20–22).

Кто знает, как распространился грех пресыщения в первоапостольской церкви, не вмешался бы Павел с поучением.

Любое действо, связанное с принятием пищи , всегда требует особенной подготовки и строжайшей дисциплины. Это нужно делать до тех пор, пока все чувства не будут приучены навыком. Все было бы по-другому, научил отец своих сыновей культуре еды и правильному хождению пред Господом; но все они были уже достаточно испорчены из-за тучности своего ума и тела, чтобы принять хоть какое-то здравое учение. По всей вероятности, грех чревоугодия поразил не только сыновей, но и в первую очередь отца, потому как, написано, он был достаточно тяжёл, чтобы упасть с лошади и умереть на месте.

Борьба с чревоугодием

Термин чревоугодия, устоявшийся в православии: «Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды просто для удовольствия, есть чревоугодие»

Как победить чревоугодие

Чтобы всегда побеждать любой грех , в том числе грех чревоугодия, необходимо выполнять главное условие Церкви Христовой (Деяния 2:42–43):

  • Участие в церковной жизни.
  • Пребывать в учении Апостолов и наставлении отцов Церкви.
  • Причащение.
  • и молитва.
  • Иметь страх Божий.

Несколько слов о посте . Пост - это главное лекарство от недуга чревоугодия. Молитвою и постом изгоняется бес обжорства, и действо пощения совершается постоянно исходя из церковных постных дней. Как только пост прекращается, бес идёт и берёт ещё множество злейших; и для этого человека наступают худшие времена жизни.

Во время поста возрастает наш умалённый дух. Он растёт по мере наполнения нашего внутреннего человека Словом Божьим. Только тогда мы начинаем понимать значение слов Господа Иисуса Христа, которые Он произнёс во время сорокадневного поста в пустыне: «Не одним хлебом будет жив человек…» .

Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Что говорит церковь о страсти чревоугодия

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

Тайная молитва для неумеренных в питании

(читается устно после молитвы на принятие пищи )

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Св. Алексию, человеку Божию

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Святителю Игнатию Брянчанинову

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 - 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

Принципы достижения победы

  1. Свести до минимума применение специй, пряностей, солей и особенно приправ, содержащих глутамат натрия.
  2. Полностью отказаться от сладкого и сахара, заменив его медом и натуральным сахарозаменителями.
  3. Жирной пище объявить бойкот.
  4. Тщательно пережевывать еду, принимая пищу в молчании, без просмотра телевизора и чтения. Отвлекаясь на постороннюю информацию трудно контролировать количество съеденной порции.
  5. Пережевывая еду, следует читать молитвы, которые можно выписать на бумажку, пока они не отпечатаются в разуме.
Важно! Нет такого греха, за который бы Иисус Христос не заплатил Своей Святой Кровью. Главное - принять эту жертву умом и сердцем, положив у ног Спасителя чревоугодие и сопутствующие ему проблемы.

Протоиерей А. Ткачев о грехе чревоугодия

Каждому человеку для нормальной жизнедеятельности необходимо употреблять пищу, пить воду и дышать воздухом. Вы часто видели, как жадно глотают воздух просто так, ради своего удовольствия без видимой на то причины? Скорее всего, нет. Но вот с едой ситуация совершенно другая - люди порой объедаются, превращают естественную надобность в культ. Эти люди, которые едят безмерно ради своего удовольствия, являются большими грешниками - чревоугодниками.

Признаки пристрастия

Всего в православии есть семь смертных грехов, один из них - чревоугодие . Существуют определенные пункты, которые разграничивают чревоугодие от естественного употребления еды:

Последний пункт считается самым страшным и недопустимым в христианстве.

С религиозной точки зрения, есть четкие аргументы, почему чревоугодие считается грехом:

Люди, которые строго не придерживаются религиозных запретов, знают, что обжорство - крайне неприятно сказывается на физическом состоянии. Люди с большими животами живут значительно меньше и являются постоянными посетителями поликлиник и больниц.

Переедание как психическая проблема

Стоит отметить, что наука крайне редко находит общие точки соприкосновения с религией, но в данном случае они достигли консенсуса. В последнее время обжорства в мире стало очень много и никто не может его побороть. Международное медицинское сообщество официально признало, что обжорство является первопричиной множества сложных болезней.

Симптомы обжорства

Основные симптомы обжорства, с медицинской точки зрения:

Примечательно то, что больные люди стесняются на людях показывать то, что они занимаются обжорством. Они предпочитают уединиться и кушать, но если кто-нибудь застанет их за этим делом, больные будут стесняться. Такие люди обладают чувством вины, они ругают себя за каждый съеденный кусок, но при этом не останавливаются.

Мысли Святых Отцов

В последнее время люди все чаще стали совершать этот грех. Для многих еда стала своеобразным культом: они вечно говорят о ней, добавляют множество пряностей и специй.

Как говорит Филарет, митрополит Московский: «Чревоугодие - идолопоклонство , потому что грешники ставят свое удовольствие выше всего остального, для них богом является их же чрево, а это ничто не иначе как идол».

Анатолий Великий также считает, что чревоугодники являются идолопоклонниками, ведь во второй заповеди говорится: «Не сотвори себе кумира», а в реальности многие люди являются сильнейшими кумирами еды.

Авва Дорофей считает, что есть две разновидности чревоугодия. В первом случае люди не стремятся употреблять много пищи, но они добавляют много пряностей, которые сильно усиливают ее вкус. Человек долго удерживает ее во рту и пережевывает по причине приятного вкуса, не решаясь ее проглотить. В православии такая разновидность чревоугодия называется гортанобесием.

Второй случай чревоугодия - чревобесие, когда люди желают есть много. При этом им не сильно важно, хорош вкус еды или нет. Они просто заботятся о том, чтобы как можно сильнее набить свое чрево.

Привила употребления пищи

Многие из вас уже наверняка поняли, как не нужно питаться, но теперь следует разобраться, как же нужно употреблять пищу , чтобы не стать чревоугодником. Святые отцы сообщают что:

Достаточно мало людей, которые придерживаются правильного питания. Однако Бог всех прощает. И если вы осознали, что вели себя неправильно, то еще не все потеряно.

Методы борьбы с грехом

Прежде всего христианину нужно понять тяжесть совершенных им грехов . После этого начинать вести борьбу с чревоугодием. Нужно:

Выполняя эти простые правила, справиться с чревоугодием сможет каждый.

Как видите, чревоугодие является очень страшным грехом, который влечет за собой бесконечное возмездие. Поэтому крайне не становиться рабом своего желудка, удерживаться от излишнего употребления пищи, не использовать пряности для повседневной еды и придерживаться постов.

 
Статьи по теме:
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные
«Поющие в терновнике» — Колин Маккалоу
КЧ Романтический экспресс Книга оставила меня под впечатлением. Не могу однозначно сказать, под каким именно, хорошее оно или плохое. Не знаю, буду ли я когда-нибудь ее перечитывать. Вообще, я не склонна перечитывать книги, это как момент жизни - ты про