Чудеса святителя николая. Святитель Николай: новые исследования жизни и смерти

Одним из последних церковных праздников уходящего 2017 года станет день памяти Николая Чудотворца. Это прекрасный день для того, чтобы посетить церковь или помолиться дома.

19 декабря — дата неизменная, то есть непереходящая. Этот праздник всегда отмечается в период Рождественского поста , в самый его разгар. Можно посвятить этот день походу в церковь, чтобы причаститься и исповедаться. На праздничной литургии будут вспоминать чудотворца Николая, который не просто помог распространению христианства, а вдохнул в этот процесс свою жизнь, став одной из самых важных личностей для православной религии.

Альтернативное название и смысл праздника

19 декабря в народе зовется Николой Зимним. Дело в том, что есть два дня, посвященных данному святому. Одним из них является грядущий праздник, а также есть Никола Летний. Летом празднуется рождение Николая Чудотворца, а зимой отмечается праздник, посвященный его памяти и наследию. Есть также праздник перенесения мощей — 22 мая.

Родился святой в конце 3 века. Достоверным историческим фактом является то, что родители святого были богатыми. Они занимались благотворительностью. Николай стал с самого раннего детства посвящать себя вере в Бога. Во взрослой жизни он дослужился до архиепископа. Он от всей души помогал людям, стараясь во всем быть примером для них. Своими молитвами он спас людей от голода, но это не единственное чудо, о котором слышали люди.

Целью Николая было равенство людей перед Богом, а не перед законом. Он жертвовал собой и своим положением ради того, чтобы осужденные люди могли получить свободу. Он молился за всех, за что его и прозвали Николаем Угодником. Этот человек стал примером для всех христиан. Его жизнь была посвящена служению Богу, поэтому смысл праздника предельно прост — почтить память этого великого человека. Он не родился святым, но был признан им после смерти, потому что он как никто другой верил в свои молитвы и в их невероятную силу.

В середине 4 века Николай Угодник умер своей смертью в глубокой старости. Сначала его мощи хранились в городе Мира. Его мощи обладали целительными свойствами. Многие люди исцелились от своих недугов уже после смерти Николая. Позднее, через 600 лет, его мощи были перевезены в другое место, на котором построили храм.

Смысл праздника Николы Зимнего состоит в том, чтобы вспомнить все великие дела Николая Угодника, силу его молитв и желание помогать всем без исключения. Этот праздник нужен для того, чтобы понять, что каждый человек нуждается в прощении. Именно поэтому раньше люди часто просили прощения у близких за все плохое, что они им сделали. 19 декабря нужно вспомнить истинное предназначение религии — ее стремление научить человека прощать, быть более совершенным в духовном плане.

Молитва Николаю Чудотворцу 19 декабря

Вот одна из самых простых и самых действенных молитв святому Николаю Угоднику:

«Великий Чудотворец, святитель Христов, отец наш Николай. Молим тебя, чтобы ты подарил надежду всем христианам, защитил тех, кто свет божий несет на своих плечах, помог накормить и напоить голодающих, развеселить плачущих, вылечить болеющих. Ты моря покровитель и моряков наставник, убогих и больных питатель и всем нам скорый помощник. Моли Бога о нас грешных. Аминь».

Это простая молитва, которую можно читать каждый день. Просите Николая Чудотворца о том, чтобы ваши дела получили смысл, духовное признание. Николаю Угоднику молятся не только в этот день — 19 декабря, но и всегда, когда нужно получить поддержку. Когда у вас опускаются руки, это знаменует собой начало времени молитв. Начинайте день с молитв Николаю Чудотворцу, чтобы он просил Бога о вашем скорейшем выздоровлении и возвращении на путь истинный.

В 2017 году традиции праздника не изменятся. Люди пойдут в церковь, чтобы поставить свечку великому святому, который не знал страха и не боялся защищать тех, кто в этом нуждался. Он поступал всегда так, как того требовал Бог. Это один из немногих святых того времени, которые умерли своей смертью.

В этот день можно подарить икону святого любимому человеку или своим родителям. Николай выступал за почитание более мудрых людей, ведь он сам был сыном для своих матери и отца, причем послушным. Он следовал их указам и просьбам, но при этом смог найти в себе силы показать себя с другой стороны, убедить родителей позволить ему идти по пути духовному. Родители хотели, чтобы Николай Чудотворец, их сын, жил жизнью мирской, но они с великой мудростью приняли его выбор, за что были вознаграждены.

Успешного вам завершения этого года. Пусть этот праздник станет для вас светлым временем, началом чего-то очень приятного. Не прекращайте свои духовные поиски, поиски мотивации и смысла жизни. Нет ничего лучше светлой памяти о тех, кто ушел не просто так и оставил свой след в истории неизгладимым, незабываемым. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.12.2017 07:18

Главная миссия родителей - помочь ребенку стать счастливым. В тяжелые минуты обращайтесь к помощи Господа, ...

После Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, Приснодевы Марии, святитель Николай – самый почитаемый святой Русской земли от принятия ею Крещения и по сей день… Нет такого русского города, где бы в старину не было Никольского храма или по крайней мере Никольского придела. Нет дома православных людей, в котором не было бы иконы святителя Николая.

По Уставу Русской Православной Церкви в литургическом круге седмицы святитель Николай имеет свой день – четверг, особым образом посвященный молитвенному его прославлению. Только св. Иоанн Креститель обладает таким же днем персонального почитания (ему посвящен вторник). И больше никто из великого сонма угодников Божиих не имеет своего «личного» дня в седмичном круге… На иконах «Всех святых, в земли Российской просиявших» нередко можно обнаружить святителя Николая (хотя и жил и «просиял» он совсем в другой земле!)… В старину иностранцы-протестанты иронически отмечали, что Николай угодник – особый русский «бог». Они связывали это с мнимым невежеством русского народа, его склонностью к языческому идолопоклонству… И тем обнаруживали собственное невежество в представлениях о православной вере, но оно в данном случае являлось искаженным отражением истинной правды. Правда в том, что почитание святителя Николая на Руси имеет исключительный, чрезвычайный, всенародный характер. Как это могло произойти? Почему архиепископ далекого, маленького города Миры на южном побережье Малой Азии стал таким «своим», таким близким и таким великим для всего верующего русского народа?

…Я сижу в своем кабинете («кельи», как я его называю) среди множества книг и бумаг. Здесь относительно тихо. Со стен смотрят лики святых икон, горит лампада. Старинное дубовое кресло с четырьмя разными головками львов на спинке и подлокотниках очень удобно располагает к созерцанию и тихим размышлениям. Но современный мир дает знать о себе и здесь, его глухой шум доносится до моего слуха: звонки трамваев, гул множества движущихся автомашин, неясные голоса человеческой толпы – суета! Столпотворение вавилонское… А нужно думать о величайшем святом глубокой древности. Есть о чем поразмыслить в молитвенной тишине.

Передо мною на столе огромная старинная книга в кожаном переплете – «Минеи четьи» XVII в. «Житие» святителя Николая. Светлый, ясный, духоносный и глубокий язык! Взять бы, да и перепечатать это, как есть, на церковно-славянском языке! Но нет, ныне нужно заново осмыслить великую личность святителя и сказать об этом на языке современности так, чтобы было доступно и понятно современному человеку, тому, что там, – за стеной моей «кельи», в круговерти «столпотворения», где не мерцают лампады, но слепят глаза огни автострад и грандиозных грохочущих строек.

Что я скажу? Нет, пусть сначала – не я; сначала пусть говорит сама жизнь.

…Врач-хирург был весел и беззаботен. Сегодня он сидел у меня в гостях, пили душистый чай, шутили, говорили о пустяках. Трудно было представить, что этот человек два дня в неделю делает по нескольку сложнейших операций в состоянии предельного напряжения всех своих сил: от его умения и внимания зависит жизнь пациентов. В свои сорок пять лет этот доктор сумел достичь многого, занял видное место в медицинской среде. «Золотые руки!» – говорят о нем. Множество спасенных жизней, признательность больных. Разговор незаметно сводится на духовные темы. «Я никогда не приступаю к операции, не помолясь, – говорит хирург, – всех своих ассистентов и сестер я приучил призывать на помощь святителя Николая». «Почему именно его?» – заинтересовался я. «Видите ли… – доктор подыскивал слова, становясь очень серьезным. – Лучше я вам расскажу об одном случае. Это было в 1982 году. Оперировал женщину. Злокачественная опухоль. Все шло хорошо. Опухоль удалили, вокруг нее все почистили, метастазов не было, можно зашивать. И вдруг – сильное кровотечение! В тяжелых складках внутренних тканей скальпелем случайно задели кровеносный сосуд. Пытаюсь найти его и не могу! Обильное кровотечение не дает даже примерно определить, откуда идет кровь. Крутимся все, меняем тампоны, смотрим и так и этак – все впустую. Идет время, больная истекает кровью. Еще немного – и конец! Срочно посылаю за специалистом-профессором, а сам думаю: пока его приведут, может быть уже поздно. В отчаянии громко воскликнул: «Николае угодниче, да помоги же!» Тут меня кто-то позвал. На мгновение отвел глаза от раны, что-то кому-то сказал и, снова посмотрев на рану, не поверил глазам своим: кровотечение прекратилось там, словно его и не было!.. Если бы это был один случай!» Глаза у моего доктора влажные, а руки дрожат и дергаются, – руки, которые никогда не дрожат при самых операциях!..

К сему можно добавить лишь то, что этот хирург особенно любит Никольский храм и часто посещает его.

Я вспоминаю множество рассказов других людей о скорой помощи святителя Николая, в том числе – следующий.

Простая женщина-крестьянка в 1941 году на Смоленщине осталась без мужа (он ушел на фронт) беременной и с двумя детьми. Наша армия тогда отступала. Ужас близящегося фашистского нашествия охватил оставшихся в деревне. Свои же ушли, а немцы еще не вступили. Крестьяне решили раздать людям по домам то, что хранилось в колхозных амбарах. Но Ксения (так звали женщину) не могла взять ничего: она была кроме всего прочего вконец ослаблена болезнью (простудой) и только смотрела, как другие несут продукты в свои семьи. «Что ты стоишь? – крикнул ей один мужик, – давай я тебе хоть мешок картошки дам, а то ведь помрешь с голоду со своими детьми!» И крестьянин, бросив тяжелый мешок к ногам Ксении, побежал по своим делам. Женщина, надрываясь, потащила мешок к дому. А идти было довольно далеко, через овраг с кустарником. Тащила волоком, обливаясь потом и слезами, поминутно останавливаясь, задыхаясь. Пронзительный крик: «Немцы!» Вдалеке на дороге в клубах пыли показались грязнозеленые фигуры на мотоциклах. «Ну, все. Пропала я! – испугалась Ксения и завопила, – «Святитель Николай, помоги!» – «Чего кричишь?» – послышался голос. Из кустов вышел незнакомый старик. «Ой, дедушка! Видно, Бог тебя послал! Не могу картошку до дому донести, а немцы уже едут, а у меня двое детей!» – «Так я тебе донесу», спокойно сказал старик, взвалил на спину тяжелый мешок и пошел вперед. У дома Ксении он с грохотом свалил мешок на деревянное крыльцо. Ксения, причитая, бросилась к дверям, чтобы пригласить своего помощника в избу, угостить чем-нибудь и всего на какую-нибудь секунду, не более, оказалась спиной к старику. А когда тут же обернулась, то… никакого старика не увидела. Не было его ни во дворе, ни на дороге, куда она на всякий случай выбежала, хотя и понимала, что старик не мог столь быстро пройти через двор на улицу. «Села я на свой мешок с картошкой, – вспоминала Ксения, – как дура, ничего не понимая.! И тут до меня стало доходить: откуда старик знал мой дом и дорогу к нему?! Вбежала в избу, посмотрела в красный угол. – Да вот же он мой “старик”, на иконе Николая Чудотворца! Только на иконе он в красивых одеяниях, в митре, с Евангелием, а из кустов вышел в такой одежде, будто колхозник, а в какой – я и не приметила!»

Всю дальнейшую долгую жизнь Ксения помнила этот случай и всегда обливалась слезами, рассказывая его.

…1975 год. Я служу вторым священником в Никольском храме г. Курска. Готовимся к «весеннему Николае», как говорят в народе, – к празднику перенесения честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари (9/22 мая). Это наш престольный праздник. Ожидается очень много богомольцев, не только наших прихожан, но и со всего города. В храме есть икона святителя Николая, почитаемая чудотворной. Она помещена в киоте, под стеклом, и очень много лет не вынималась оттуда. Сам не знаю, почему я вдруг решил предложить настоятелю вынуть эту икону из киота и положить на аналой в центре храма, чтобы верующие могли приложиться к ней. Возможно, такому намерению посодействовало то, что один мой знакомый священник, побывавший только что в Италии, привез мне из г. Бари флакон со святой водой, в которой растворена капелька мира, источаемого от мощей святителя Николая. Настоятель согласился с моим предложением. Мы даже решили в самый день праздника на молебен после литургии добавить в священную воду немного воды из итальянского флакона. 21 мая началась торжественное всенощное бдение. Оба мы – и я, и настоятель почувствовали нечто необычное, какой-то особенный подъем, словно обильная Божия благодать наполнила храм и сердца людей, которых собралось на редкость много – до двух тысяч и более. Моя жена Андроника стояла в числе певчих на левом клиросе, откуда бывает видна часть алтаря с престолом, когда отверзаются царские врата. Мы, священники, облачились, как положено, в золотые ризы. Сшитые из современной парчи, они недавно были куплены и сверкали, как солнце. Уже на Великой вечерне, на «выходе» жена моя увидела, что в алтаре вместе с нами присутствует еще один священник, облаченный тоже в золотую ризу, которая однако сверкает еще ослепительней, чем наши. «Кто бы это мог быть? – размышляла Андроника. – К настоятелю в гости обычно никто из священников не приезжает; могут приехать только к моему мужу. А батюшка наверняка приезжий, так как в Курске такого нет, да все куряне теперь служат в своих храмах. Значит, прийдется принимать сегодня этого батюшку дома, он будет ночевать. Чем его угостить? Где положить спать?» – такие женские, практические заботы стали одолевать мою супругу, которая меж тем замечала, что этот третий священник, молится не так, как мы: он делает много чинных земных поклонов, тогда как мы стоим, не следуя его примеру. Сначала он осеняет себя крестным знамением, потом опускается на колени, скрываясь за престолом, затем поднимается и вновь становится виден. Кланяется он горнему месту, и потому лица его почти не видно; хорошо видна только седая голова и левая щека, обрамленная седой бородой. «Что-то я не знаю такого священника среди знакомых моего мужа, – думает жена. – Хотя у него много знакомых, и не все мне известны». Настало время утрени. «Хвалите имя Господне» – запел хор. Отверзлись вновь царские врата, и мы с настоятелем вышли на середину храма со свечами в руках совершать полиелей. А третий незнакомый священник, к удивлению моей жены, не вышел с нами, остался в алтаре, продолжая делать земные поклоны. «Посмотрите, что это за батюшка!» – обратилась Андроника к певчим, стоявшим рядом. «Какой благообразный батюшка! – сказала одна из женщин. – Как истово кладет поклоны!» – «Но почему же он не вышел с нашими священниками!» – воскликнула другая певчая, тоже ясно увидевшая священника в алтаре. – «Ведь, если он пришел просто помолиться, то не должен был облачаться в ризы, а если облачился, то должен был выйти и на полиелей. Но почему не вышел?!» – так судачили женщины-певчие на левом клиросе, наблюдая за странным неизвестным священником. Вся служба прошла необычайно, небывало радостно и благодатно!..

Когда мы с настоятелем, окончив все, разоблачились и вышли из алтаря, к нам приступили певчие: «А где же гость?» – «Какой гость?» – «Тот, третий батюшка, который молился с вами. – «Вы что-то путаете, никакого “третьего” батюшки не было. И вообще кроме нас двоих в алтаре никого не было». – «Как же не было, когда был! Мы за ним наблюдали…» И певчие рассказали нам то, что видели.

Мы потом внимательно осмотрели алтарь. Не могло ли случиться так, что какая-нибудь гладкая поверхность отражала кого-то из нас? Но нет! Все «опыты» на месте показали – ничто не создает отражения. Да и молился этот «батюшка» не так, как мы, и голова у него была седая (а у нас еще нет!..). И он оставался видим в алтаре, когда мы вышли из него.

«Боже милостивый! – подумал я тогда. – С нами молился святитель Николай! А мы не видели его! Конечно, по грехам нашим. Впрочем, как могли бы мы служить, если бы увидели его! Господь покрыл наши очи, чтобы служба шла своим чередом». Но «не горело ли в нас сердце наше», не ощущало ли оно чьего-то близкого благодатного присутствия! Воистину горело, ощущало! И это лучшее подтверждение тому, что женщины действительно видели Божия угодника!

Подобных случаев различных чудесных знамений и скорой помощи святителя Николая во всех концах России и в наши дни такое необозримое множество, что, если бы попытаться описать их, то никакая книга не смогла бы вместить этих описаний. Поэтому, когда читаешь древние «Жития» святителя Николая, то полной верой и радостью отзывается сердце на все, что содержат в себе страницы старинных книг. А содержать они и подробное житие святителя, и повесть о перенесении его честных мощей из Мир Ликийских в Бар, и описание некоторых из его чудес, приводимых лишь в качестве примеров, ибо описать все, что связано с ним в церковной истории, просто невозможно.

В какие-то незапамятные времена, очевидно, еще до начала арабских завоеваний и задолго до Крещения Руси некие «богобоязливые мужи от устья реки Танаис нарицаемыя», т.е. от устья Дона, «слышавшие о мироточивых и целебных мощех святителя Христова Николая, в Мире, граде Ликийстем сущих, совещашася поити морем тамо поклонения ради; и наполнивше корабль пшеницею, отплыти хотяху…» Весьма возможно, что это были славяне-русские. Как известно, до VII века русские поселения имелись на Дону (потому русских с Дона вытеснили хазары). Русские, среди которых уже тогда было немало христиан, вели оживленную хлебную торговлю со странами Востока и эллинского мiра. Перед тем, как эти «богобоязливые мужи» отчалили от пристани, к кораблю подошел бес, принявший облик женщины, и уговорил их взять сосуд с благовониями, чтобы излить их на раку с мощами святителя Николая. Поверив ложному благочестию мнимой женщины, купцы-паломники взяли сосуд и вышли в море. На следующее утро их застиг шторм,и несколько дней трепало судно так, что они решились вернуться обратно. Но тут им явился святитель Николай, плывший в лодке по морю, объяснил им хитрость беса, укрепил в намерении плыть в Ликию, а сосуд повелел бросить в море. Когда они исполнили это и ввергли сосуд в морские воды, – «внезапу оттуду дым черн и пламень изыде, и смрад велик исполни воздух, море же разседашеся, и кипящи вода, и из дна клохтание творяще, капли же бяху, аки искры огненныя, яко убоятися в корабли сущим и от страха кричати!» Но святитель Николай ободрил их, укротил море и устроил благополучное плавание до г. Миры. Там, помолившись с великим благодарением своему заступнику и избавителю, купцы отправились обратно, «поведающи всем повсюду, яже случишася с ними на пути».

Этот случай особенно интересен. Он дает основание, заглянув в глубь веков, увидеть, что почитание святителя Николая началось в пределах будущей Киевской Руси очень давно и, по-видимому, к IX веку уже приобрело широкий характер. Тогда становится понятным, почему в 861 или 862 годах киевский князь Аскольд (или Осколд) после проповеди в Киеве равноапостольных Кирилла и Мефодия, одобрив первое массовое крещение киевлян, и сам пожелал назваться во святом крещении именем Мирликийского святителя. Через сто лет на его могиле святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм в честь святителя Николая. Итак, первый общерусский князь-христианин получил имя – Николай…

После 988 г., когда состоялось великое событие Крещения Руси, почитание Чудотворца Христова Николая становится открытым и получает особенное распространение.

…Особенным заступлением святителя Николая спасается в древности город Можайск от нападения врагов. В память об этом создается особый образ «Николы Можайского», на котором он изображен с мечом в правой руке и подобие города – в левой. Главный собор Можайска был посвящен святителю Николаю. Ему же посвятили свои главные соборы города Зарайск, Изборск, Остров. Одна из главных церквей Новгорода Великого – Николо-Дворищенская (XII в.).

Прославленные Никольские храмы и монастыри создаются в городах Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске и других. В Москве несколько десятков (!) храмов посвящается святителю Николаю. Одна из самых красивых башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь, – Никольская…

Особенно чтят святителя Николая мореплаватели и купцы, совершающие плавания в далекие страны, по опыту знающие, как помогает святой в опасности на море, иной раз спасая людей из пучины вод. Храмы, воздвигаемые такими купцами, часто получают народное название «Николы Мокрого». Вспомним здесь и знаменитый Никольский Морской собор в Петербурге.

Впрочем, не меньше почитают его и крестьяне, и различные слои обездоленных людей, которым святитель – особый помощник и защитник в бедах и скорбях. В устном народном творчестве есть любопытное сказание. Оно – нецерковно, это чисто фольклорное произведение, но оно позволяет подметить некую важную особенность народного почитания святителя Николая. Содержание сказания таково. Однажды Господь Бог позвал к Себе святителя Николая и преподобного Иоанна Кассиана (Касьяна) Римлянина. Они приоделись и пошли. И встретился им на дороге крестьянин, у которого в грязи завяз воз с сеном и который никак не мог его вытащить. Крестьянин стал просить путников помочь. Касьян сказал: «Я бы и рад помочь, но как я потом явлюсь к Богу в грязных одеждах!» А святитель Николай стал помогать мужику вытаскивать увязшую телегу. Касьян пришел к Богу первым, и Господь его похвалил. Потом приходит святитель Николай весь в грязи. «Как ты посмел явиться ко Мне с опозданием, да еще такой грязный!» – спросил Господь. Святитель рассказал, как было. Тогда Господь похвалил Николая и сказал, что за его доброту люди будут праздновать его память два раза в году, а Касьяна за его суровость – раз в четыре года. Присказка «объясняет», таким образом, почему память преподобного Кассиана совершается 29 февраля, и, следовательно, по-настоящему бывает только в високосный год…

В Николаевском храме г. Курска, где я служил, меня поразило редкое обстоятельство. Главный алтарь посвящен святителю Николаю, а левый боковой – преподобному Кассиану Римлянину (уже не является ли это откликом на народную побасенку, желанием «примирить» обоих святых?). Впрочем, преподобный Кассиан достаточно высоко чтиться в нашем народе; имя Касьян было очень распространенным в старину.

Русские люди знают святителя Николая не только как милосердного заступника, но и как «страшного наказателя» обижающих, «обличителя» всякой неправды; он – «очень строгий святой», – говорят о нем иконописцы, среди которых и по сей день бытует поверье, что доску для иконы святителя Николая следует выбирать непременно без единого сучка (иначе накажет!).

Очень показательно отношение к святителю Николаю русского монашества. Невозможно перечислить всех чтимых в монастырях икон великого Чудотворца, монастырских храмов, приделов, часовен, освященных в его честь. От Ледовитого океана до песков Средней Азии, от Балтийского моря до Тихого океана вся Россия была уставлена Никольскими обителями, словно сторожами… Интересна география этих обителей. Наибольшая «густота» их приходится на исконно русские земли Московской, Киевской, Тверской, Костромской, Вологодской, Владимiрской, Новгородской епархий. Всех монастырей в России тогда насчитывалось 1009. Если учесть, что подавляющее большинство их было посвящено Троице, Спасителю, Матери Божией, то окажется, что обителей во имя святителя Николая в десятки раз больше, чем обителей, посвященных кому-либо из других святых, то есть что после Бога и Пресвятой Деве Марии, святитель Николай – самый почитаемый святой в русском монашестве.

Старинное «Житие» святителя Николая заканчивается такими словами:

«Многая же великая и преславная чудеса великий сей Угодник Божий сотвори по земле и по морю, в бедах сущим помогая, от потопления спасая, и из глубины морский на сухо износя, от пленения восхищая и перенося в дом, от уз и темницы избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многое подаде исцеление: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страждущих обогати, гладным пищу подаде, и всякому ныне такожде призывающим его помогает, и от бед избавляет, его же чудес мощно исчести… Весть великого чудотворца сего восток и запад, видят и вси концы земнии чудотворения его. Да славится убо о нем Бог в Троице Единый, Отец, Сын, и Святой Дух и его святое имя устнами всех да почитается в хвалении во веки, аминь».

Кажется, теперь можно ответить на поставленный вопрос, почему святитель далекого маленького города Миры стал таким своим, близким и великим для всего православного русского народа? Причиной тому – всенародный многовековой опыт молитвенного общения с ним и получения скорой помощи от Бога по его предстательству, опыт, который, как мы видели, продолжается и умножается и в наши дни. Однако, на самом деле это лишь половина ответа. Вслед за этим сразу возникает другой вопрос: а почему святитель Николай обрел такую силу представительства, стал так быстро, так часто откликаться на моления людей в минуты скорби и опасности? Разве мало святых прославилось подлинным высоким человеколюбием? Очень многие, в сущности – все! Чем же отличается святитель Николай? Каково его положение и значение в Церкви Христовой?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо будет углубиться в рассмотрение дошедших до нас свидетельств Церкви, проникнуть благоговейным и смиренным духовным взором к самой личности святителя Николая.

Протоиерей Лев ЛЕБЕДЕВ
Русский пастырь №40, 2001 г. С. 45-54.

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое.” В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть .

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суще и на море. Иногда они получали в народе именование “Николы Мокрого.” Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, городе Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Образ (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор - атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не был найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой - модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV - XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась - «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь - «Никола Гостунский».

Этого святого в России и далеко за ее пределами знают, пожалуй, все…

Святитель Николай, Святитель Николай Чудотворец , Святой Никола, Санта-Клаус, батька Николай и еще много других имен и эпитетов получил он в обиходе и в народном фольклоре. Ему поклоняются в России и Америке, в Австралии и Италии, а также в других странах, его почитают во многих религиях мира (известны факты, когда турки-мусульмане, у которых строго запрещено иконопочитание, на своих галерах держали иконы Святителя Николая Чудотворца , потому что он неоднократно избавлял их от бед и опасностей морского путешествия). Но для нас, православных, он, в первую очередь, является правилом веры и образом кротости. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских. Сколько храмов построено и освящено в его честь только в нашей стране, сколько людей названо его именем, сколько верующих прибегают ежечасно к его покровительству, получая ответы на свои искренние молитвы и реальную помощь от святого угодника Божия…

Примечательно, что такой огромной популярностью на земле русской пользуется святой, который никогда и в стране-то нашей не был, да и не существовало России как государства в то время, когда жил Святитель Николай Чудотворец на этом свете.

Давайте разберемся почему так происходит, почему в минуты сильных потрясений и скорбей, наш русский, православный человек усердно просит греческого святого об избавлении бед и напастей, в то же время имея целый сонм великих русских святых как заступников усердных и ходатаев ко Господу.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских

Родился будущий святитель и чудотворец в г. Патаре Ликийской области, в семье благочестивых родителей Феофана и Нонны, которые дали обет посвятить своего долгожданного первенца Богу. Так и случилось: с раннего детства Николай преуспевал в изучении Божественного Писания, проводил много времени в храме, ночью молился и читал книги. Видя его усердие и пламенную ревность по Бозе, дядя Николая, епископ Патарский Николай, поставил его во чтеца, а затем рукоположил во пресвитера.

Будучи пастырем, Святитель Николай Чудотворец проявлял великое милосердие к своим пасомым. Всем нам хорошо известен случай, когда Николай подбросил три мешочка с золотом отцу трех взрослых дочерей, дабы спасти их от блудодеяния, на которое решился отдать их отчаявшийся отец семейства ввиду крайне затруднительного материального положения. И этот случай далеко не единичный. Будущий святитель щедро раздавал милостыню, нередко отдавая последнее из того, что у него было, творя дела милосердия втайне.

Также хорошо известен случай, когда Николай, совершая паломничество на Святую Землю, предсказал морскую бурю, а когда начался сильный шторм своими усердными молитвами ко Господу предотвратил кораблекрушение и воскресил упавшего с корабельной мачты матроса. К слову сказать, в паломничество Николай отправился для того, чтобы обойти все святыни Святого града Иерусалима и поклониться на Голгофе Спасителю, а затем покинуть мир и уйти в пустыню. Но обойдя все святые места, связанные с земным служением Спасителя, побывав на Голгофе, и, уже решившись отправиться в пустыню, Николай был остановлен Божественным к нему гласом, увещевающим его вернуться на родину и продолжить свое служение.

Позже, став уже архиереем, во время гонений императора Диоклетиана, святитель был брошен за исповедание веры в темницу, но и там продолжал поддерживать своих единоверцев – христиан, увещевая их твердо переносить мучения и пытки. Самого святителя Господь сподобил остаться невредимым, и, при воцарении на престол святого равноапостольного царя Константина, был выпущен из темницы и радостно встречен своей паствой.

Участие святителя Николая в I Вселенском Соборе

В 325 году святитель Николай Чудотворец был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и вместе со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими святыми отцами Собора обличал лжеучение еретика Ария.

Множество других чудес совершил святитель чудотворец Николай, долгие годы подвизаясь в своем служении: спас от смерти трех мужей, неправедно осужденных градоначальником; военачальников, также неправедно осужденных на смерть; не раз спасал утопающих в море, выводил заключенных из плена и заточения в темницах по усердным их молитвам…


Умер святитель Николай Чудотворец в глубокой старости (примерно 350 г. н.э.). Честные его мощи хранились в местном кафедральном соборе Мир Ликийских, а позже, 22 мая (9 мая по старому стилю) 1087 г. были перенесены в итальянский город Бари, где и почивают до сих пор, источая целебное миро. Позже, русские купцы и землепроходцы, путешествуя и отправляя свои торговые дела в заморских странах, узнали о чудотворце святителе Николае и его твердом заступничестве перед Господом нашим Иисусом Христом, и в самых трудных ситуациях – при шторме во время морского плавания или неудачах в торговых делах – стали прибегать к его помощи и заступлению. Затем стали возникать и строиться там и здесь, по разным городам и весям земли русской храмы и часовенки в честь угодника Божия. Это означало что откликался Николай на молитвенные воздыхания, приходил на помощь, не оставлял в беде род людской, всех, с верою к нему притекающих.

Вот и ответ на наше недоумение, почему так славится греческий светильник благочестия угодник Николай, почему весь род христианский прибегает к его заступничеству и помощи, почему он так любим на нашей земле, в России.

Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас, грешных, и не оставляй землю русскую без твоего наставничества и заступления!

19 декабря 2018 года отмечается важный церковный праздник — День святого Николая Чудотворца. Православные в этот день чтут память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

В народе этот праздник называют Никола Зимний. С давних пор он пользуется большой популярностью у людей, многие семьи относятся к нему с любовью и уважением.

Праздник, отмечаемый 19 декабря 2018 года, посвящен святому Николаю. Он известен своими чудесными поступками, а также самоотверженным служением Господу Богу. Как гласит история, с малых лет Николай занимался изучением Писания. В юности он получил духовный сан и стал проповедником. В наследство от родителей Николай получил немалые богатства, которые направил на миссионерскую работу.

Святому Николаю приписывают многие чудеса. Например, был случай, когда во время странствия он смог воскресить моряка, получившего смертельную травму. С тех пор его стали считать заступником путешественников. Также святой Николай считается покровителем детей и людей, занимающихся торговлей.

А однажды Николай решил помогать девушкам, у которых не было приданого. Он незаметно пробирался в дома и оставлял там кошелек с деньгами. В один из таких визитов он тайком решил бросить монеты в дымоход. Эти монеты не сгорели, а попали в носок девушки, который сушился рядом с камином. Отсюда и появилась легенда о Санта Клаусе.

Дата смерти сподвижника стала носить название День святителя Николая Чудотворца.

Был период, когда праздник забылся. Это произошло во времена советской власти. Традиции этого дня всячески искоренялись, а приверженцы подвергались насмешкам со стороны общественности. Однако после распада СССР обычай праздновать День святого Николая Чудотворца возродился. И сегодня этот праздник пользуется большой популярностью.

Православные, конечно, отмечают День святого Николая Чудотворца в храмах, где каждый год 19 декабря проходят праздничные богослужения. После похода в храм принято собираться за семейным обедом. Блюда на столе должны быть постными, так как праздник отмечается в период Рождественского поста.

День святого Николая Чудотворца 19 декабря 2018 года является не только важным церковным праздником, но он также любим и популярен в народе. В народе этот день более известен под названием Никола Зимний . Также в некоторых регионах этот праздник называют Николин день или Никольщина .

День святого Николая Чудотворца или Никола Зимний 19 декабря 2018 года – это яркий пример того, когда тесно переплетаются церковные и народные традиции и обычаи празднования. В этот день молодые девушки любят гадать на суженого, хотя церковь и не одобряет подобного рода увлечений. Родители же в ночь на 19 декабря кладут детям под подушку небольшие подарочки – сладости, фрукты, игрушки.

В селах на Николу Зимнего 19 декабря принято устраивать народные гуляния. Молодежь катается на санях, поет песни, водит хороводы, дети играют в снежки.

Как правило, со Дня святого Николая во многих семьях принято начинать готовиться к Новому году. Люди наводят порядок в домах, закупают продукты к новогоднему столу, готовят подарки для родных и близких.

Как и любой народный праздник, Никола Зимний 19 декабря 2018 года не лишен народных примет и поверий. Самое главное поверье, в которое хотят верить люди, гласит, что желание, загаданное в этот праздник, непременно сбудется.

Также есть примета, что в этот праздник нельзя делать ничего для себя, а исключительно для других людей, особенно для нуждающихся.

В народе говорят, что нужно обязательно раздать все имеющиеся долги до 19 декабря, иначе весь следующий год пройдет в нужде.

Если на Николу Зимнего 19 декабря идет снег, то в следующем году уродится пшеница. А если же в этот день пойдет дождь, то будет богатый урожай огурцов и капусты.

Если в День святого Николая 19 декабря 2018 года будет холодно, то такой же будет вся зима. Если же день в этот праздник выдастся теплый, то зима будет ясной, без сильных морозов.

День святого Николая Чудотворца 19 декабря 2018 года – это светлый и добрый зимний праздник. Народное поверье гласит, что в эту праздничную ночь сам Николай Чудотворец спускается с Небес на Землю, чтобы помочь нуждающимся людям. Поэтому и нам нужно хотя бы в этот светлый день стать чуточку добрее, посмотреть вокруг и сделать пусть маленькое, но доброе дело.

ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ ЭТОГО ДНЯ

19 декабря в храмах проводится праздничная служба, на которую приходит очень много людей. У наших предков была традиция собирать деньги со всей деревни и ставить общую большую свечу Николаю Угоднику, обращаясь к нему с просьбами о защите и покровительстве. А вечером все вместе устраивали гуляние. На стол ставили пшеничное пиво, узвар, кутью и пироги с картошкой, грибами, капустой.

Детворе раздавали «николайчики» (обыкновенное печенье, но малышам говорили, что его выпекал святой Николай). Отсюда повелась традиция – в ночь на 19 декабря родители кладут под подушку детям маленькие сувениры или сладости, и говорят, что их святой Николай принес. Дарить подарки можно и взрослым людям, сюрпризы любят все. В народе считали, что святой приводит с собой снежную зиму и Никольские морозы. Говорили: «Подошел бы Никола, а уж зима сама за ним на санях приедет». Со снежной зимушкой было принято здороваться, трижды объезжая вокруг деревни на санках.

КАК СЕГОДНЯ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВСЕХ НЕСЧАСТИЙ?

Когда у людей наступает в жизни черная полоса, на работе и дома не ладится, они порой не знают, как найти выход из этой ситуации, к кому обратиться и у кого просить помощи? Некоторые отправляются к гадалкам, магам, колдунам, но в православном мире это считается дьявольскими происками. Лучше пойти в церковь, обратиться к Богу и святым с просьбами о помощи. Особенно почитаем у христиан святой Николай Угодник, не зря его люди Чудотворцем назвали, он в любых ситуациях может помочь.

Говорят, что каждое желание, загаданное в этот день, обязательно сбудется, но, конечно же, оно должно быть светлым и добрым. Никола считается вторым после Бога заступником от бед, напастей и несчастий, помощником в самых трудных обязательствах и делах. К нему обращаются с просьбами в затруднительной финансовой ситуации. Но святого нельзя молить о том, чтобы он послал много денег, надо просить у Николая хорошую работу с достойной зарплатой. Николай Угодник помогает забыть все ссоры и примириться враждующим людям. Поэтому 19 декабря принято попросить прощения и самому простить всех обидчиков.

В народе говорили: «На Николу зови и друга, и ворога, все помирятся». Святой Николай – хороший врачеватель, молятся ему и об избавлении от тяжелых недугов. День святого Николы надо прожить не для себя, а во благо других. Чем больше сегодня сделать добрых дел, тем больше счастья и здоровья подарит Чудотворец.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ 19 ДЕКАБРЯ

Если на зимнего Николая тепло, значит, в следующем году ожидается скудный урожай. А чем больше снега в этот день, тем больше летом травы и зелени будет. По 19 декабря судили, какая будет дальнейшая зима. Если в этот день мороз, значит, зимушка предстоит суровая. А теплый день Николая говорит о том, что оставшиеся зимние месяцы сильных холодов не принесут.

Когда отмечается день памяти Николая Чудотворца

На самом деле таких дней в православной церковной традиции несколько. 11 августа верующие вспоминают о рождении святого, а 19 декабря (по новому стилю, по старому 6 декабря) — о его смерти. Также есть еще памятная дата перенесения мощей чудотворца из Мир Ликийских в Бари 22 мая.

У этих трех праздников были и народные названия — соответственно, Никола Осенний, Никола Зимний и Никола Вешний. Кроме того, Николая на Руси именовали Угодником (то же самое, что Чудотворец).

Кем был святой Николай и при чем тут Санта-Клаус

Как говорит житие святого, Николай родился в III веке в греческой колонии Ликии в Малой Азии в семье христиан. Мальчик с самого детства посещал храм, а повзрослев, решил посвятить вере всего себя, став священником. Богатое наследство родителей он раздал бедным. Со временем Николай был рукоположен в сан архиепископа в городе Миры (сейчас это территория турецкой Анталии) и прославился как рьяный борец с язычеством и различными ересями, а также как чудотворец и защитник оклеветанных и невинно осужденных. Среди чудес, сотворенных святым при жизни, известно спасении Мир от страшного голода, а также воскресение моряка во время шторма.

Святитель (так называют высоких церковных иерархов) Николай прожил до глубокой старости. Сразу после смерти его тело начало мироточить, и к ним потянулись верующие за избавлением от болезней и печалей. Мощи святого хранились сначала в Мире, где он служил архиепископом, а уже в XI веке были перенесены в город Бари, что в Италии. Часть их находится там до сих пор.

Ну и как забыть о том, что святой Николай — это ведь всем известный Санта-Клаус, личность святителя в сознании людей слилась с фольклорным персонажем. Такая трансформация произошла из-за истории о спасении от нищеты старика с тремя дочерьми. Узнав об ужасном безденежье своего прихожанина, архиепископ решил ему помочь. Только сделал это тайно — ночью подбросил в окно дома, где жила семья, мешочек с золотом. Утром деньги нашли, однако об имени благодетеля не было ничего известно. Обрадованный отец с приданым, полученным таким чудесном образом, смог сыграть свадьбу своей старшей дочери. Через некоторое время Николай повторил свой тайный подарок — так вышла замуж средняя дочь бедняка. Стоит ли говорить, что добрый поступок архиепископ совершил и в третий раз — и уж тут старик наконец смог его подкараулить и поблагодарить.

Так повелась традиция — дарить от имени святого подарки малышам из бедных семей, которая позже распространилась на всех детей, а потом и на взрослых.

О чем молятся святому Николаю

Святитель Николай считается покровителем моряков, путешественников и купцов. Поэтому его просили об успешном плавании и защите кораблей от штормов и бурь. Кроме того, ему молятся о чудесном разрешении трудного дела или особо невероятной удаче. Помогает он также восстановить справедливость тем, кого осудили по ложному навету, а также хранит от бед и несчастий детей, особенно сирот.

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные