Директор легендарного ансамбля Александрова: «Наша задача — делать державу привлекательной. Малев леонид иванович Вы упомянули детей…

Звезды, великие артисты, мировые знаменитости - слова, которые мы употребляем для обозначения отношения к личности. И все это кажется «пеной дней» в сравнении с реальными делами, о которых не трубят на всех перекрестках. Скромно и спокойно работает по своему армейскому плану Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Коллектив постоянно выступает в воинских частях, госпиталях, горячих точках. Артисты приезжают в гости к военнослужащим, что несут службу в Чечне, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии. Концерты проходят в Дальневосточном, Приволжском, Уральском округах, на Северном и Дальневосточном флотах.

Организатором и первым музыкальным руководителем коллектива был профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист СССР, выдающийся русский композитор и дирижер, автор Государственного Гимна нашей страны генерал-майор А.В. Александров. Интересно отметить, что Александр Васильевич был последним регентом хора храма Христа-Спасителя, а затем работал хормейстером в камерном театре режиссера А.Я. Таирова, руководил Московской государственной академической капеллой, консультировал работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

В 1928 году А.В. Александрову предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни. Богатый опыт разносторонней работы помог ему в дальнейшем в формировании многоплановой репертуарной политики коллектива, положил начало созданию и развитию коллективов нового типа - ансамблей песни и пляски. В репертуаре появляются обработки А.В. Александрова таких песен времен гражданской войны как «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Там, вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям». В самом начале Великой Отечественной войны он создал знаковое произведение - «Священную войну» на слова В.И. Лебедева-Кумача. Она стала гимном борьбы с фашистами, а ансамбль стали называть «Поющим оружием победы».

С 1946 по 1987 год ансамблем руководил сын А.В. Александрова - Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, композитор и дирижер, генерал-майор Борис Александров. С ансамблем сотрудничали Матвей Блантер, Эдуард Колмановский, Людмила Лядова, Борис Мокроусов, Вано Мурадели, Анатолий Новиков, Василий Соловьев-Седой, Ян Френкель, Арам Хачатурян, Тихон Хренников и многие другие выдающиеся композиторы. Да и Б. Александров создал немало произведений, обработок народных песен. Чего стоит одна только знаменитая оперетта «Свадьба в Малиновке».

Состав коллектива все время обновляется, а традиции бережно сохраняются. Все артисты ансамбля имеют специальное музыкальное и хореографическое образование. Хор признан одним из лучших мужских хоров мира. Танцевальная группа с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцоров зависит и от звучания уникального по составу оркестра.

В репертуаре ансамбля более 2000 произведений: песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки. «Хитами» стали «Калинка», «Катюша», «День Победы», «Очи черные», «Вечерний звон». Сегодня для коллектива пишут музыку композиторы Эдуард Ханок, Александра Пахмутова, Ким Брейтбург, стихи - поэты Илья Резник, Николай Добронравов, Сергей Сашин.

Сейчас директором ансамбля является заслуженный работник культуры России полковник Леонид Малев. Вместе с ним в коллективе трудятся художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России, профессор Игорь Раевский, дирижеры заслуженный работник культуры России подполковник Геннадий Саченюк и заслуженный артист России Николай Кириллов, главный балетмейстер, народный артист России Лев Куликов.

Мы беседуем с Леонидом Малевым.

Леонид Иванович, что является основой ансамбля? Когда вы пришли сюда, наверное, мечтали привнести что-то новое?

Новое, как известно, это хорошо забытое старое. Помогает обращение к истокам. У ансамбля на заре его истории были в почете литературно-музыкальные композиции. Это и «Первая конная в песнях», и «Красный флот в песнях», и «Приамурская дивизия в песнях», и ряд других. Там были и сюжетная линия, и кульминация, и определенная тематика. В них звучала музыка, поэзия и проза, пелись народные и революционные песни, исполнялись лихие пляски. Сегодня эти композиции называют мюзиклами. Потом это было забыто ввиду неактуальности. Мы попробовали создать современный мюзикл - «Гимн дому твоему». Затем придумали совершенно новый формат - новогодний спектакль-феерию «Про Ивана-молодца, удалого храбреца». Мне говорили: «Леонид Иванович, какие вообще новогодние сказки? Это же Ансамбль Александрова!»

Хотели привлечь новую аудиторию?

Совершенно верно. Первое - изменение формата на сцене, второе - изменение зрительской аудитории. Сказки на сцене и сейчас продолжаются. Когда это начиналось, многие вообще не понимали, что происходит. А все очень просто. Один из ведущих артистов хора - Дед Мороз, артисты балета танцуют, артисты хора поют. Какая же сказка без песни и хорошего танца?

После мюзиклов и новогодних елок у нас появился детский хоровой коллектив. Начались совместные выступления ансамбля и хора мальчиков. Концерты переросли в европейские турне. Есть в Европе такое направление как «military tattoo», когда военные оркестры выступают на улицах. Нас пригласили в Канаду по случаю 400-летия Квебека. Туда приехали коллективы из 12 стран мира, в том числе музыканты из США, Великобритании, Франции, Германии. Ну, и наш ансамбль.

А там, оказывается, нужен был и еще иной формат выступления. В один из дней программы все оркестры проходили по центральной улице Квебека. Оркестр у нас небольшой и не в состоянии был бы выполнить эту задачу один. Приняли решение поменять весь формат нашего выступления. Так мы для себя открыли совершенно новое направление - можем делать то, чего никогда раньше не делали.

Было много споров: «Как это так? Ансамбль Александрова обычно выступает на сцене. А тут улица. Причем тут артисты балета? Что будет делать хор?» В итоге придумали, что по ходу действия артисты балета сделают некоторые танцевальные «эпизоды», хор споет, оркестр будет играть. Мы все объединили и прошли по главной улице Квебека. Люди кричали: «Браво, Россия! Браво, российская армия!».

Так в свои выступления мы все время вносим новые краски. Конечно, выступаем с другими артистами и молодежными группами. На Евровидении был кусочек в гостевой программе конкурса вместе с группой «Тату». Это дает возможность привлечь другую аудиторию, сделать ярче репертуар. В каждой стране обязательно исполняем несколько музыкальных произведений на языке государства, в котором выступаем.

Любые новшества мне симпатичны. Отношусь к ним с должным вниманием. Знания, полученные при первом образовании, и навыки в режиссуре позволяют иногда помочь коллегам.

Вы - музыкант или военный?

Мое базовое образование - Львовское высшее военно-политическое училище (отделение «Культурно-просветительская работа», специальность «Режиссура»). В общем - организатор культурно-массовых мероприятий. В юношеские годы танцевал, занимался режиссурой. И по сей день часто приходится принимать режиссерские решения.

Какова общая численность ансамбля?

Двести человек, артистов - 160.

Сложно управлять таким большим коллективом? Как решаете вопросы дисциплины?

Очень просто. Все по-человечески. Если твой девиз: «Раньше думай об артисте, а потом - о себе», все становится на свои места. Мы делаем все, чтобы у артистов были хорошие сцены для выступлений, гостиницы, приличные условия. Мое кредо: «Не быть добреньким, но быть добрым». Если человек нарушил что-то «по-серьезному», получает взыскание. Если достойно проявил себя, объявим благодарность. Никакого заигрывания здесь не может быть. Все справедливо. Люди понимают, что нельзя допускать оплошности вроде выхода на сцену в несвежей рубашке.

Есть незыблемое правило: «Не опаздывать», особенно при переездах. На гастролях все по графику: утром - подъем в 6-7 утра, завтрак, посадка в автобус, отправление, переезд, остановка на новом месте, обед, посадка, приезд в гостиницу, размещение, отдых, выезд из гостиницы на репетицию, репетиция, перерыв, начало концерта, окончание концерта, ужин, отдых. На следующий день утром - выезд и т. д. Если сказано: «Утром выезд в 7.30.», то все три автобуса и грузовик с реквизитом ровно в 7.30. утра трогаются в путь. Опоздал - добирайся из одного города в другой самостоятельно. Но такие случаи единичны.

И концерт мы всегда начинаем точно в назначенное время. Так что приучили публику, в том числе и в других странах: «Русские начинают вовремя». И потом нам говорят «спасибо!». У меня один довод: людей, которые пришли к назначенному времени в зал, сидят и ждут, большинство. Мы не можем их не уважать. Это дисциплинирует зрителей и артистов.

В репертуаре коллектива за полугодие появилось 20 новых произведений. Нас хотят слушать, зовут на гастроли. Мы чувствуем себя востребованными. Даже видеоотчет об успехах коллектива, показанный артистам на общем собрании, дисциплинирует. Мы все-таки представляем за рубежом свою страну, её Вооруженные Силы.

Кто определяет, где выступать коллективу?

Бывает по-разному. Например, давно не выступали в военных госпиталях. Они есть в Рязани, Туле, Твери и других местах. Значит, планируем поездки туда. Новое направление концертных выступлений - учебные заведения. Берем их список. Администраторы созваниваются, пишут письма. Комитеты или управления культуры разных регионов сами к нам обращаются. Зарубежные выступления проходят благодаря импресарио. Они просчитывают, планируют наши выступления за пределами России.

Вы бы видели, что происходит за рубежом! Такая гордость за свою страну! У людей мурашки бегут по коже! Аплодисменты, овации, поднятие российского и зарубежного флагов. Это происходит как бы каждый раз по-новому. Каждый концерт неповторим. Все выступления яркие. Мы говорим шутя, что «обречены на успех».

Ответ прост. Первое. Ансамбль всегда выступает живьем. Второе. Когда ребята поют много месяцев и лет вместе, их голоса сливаются в единое целое. Фальшь исключена. То же самое - у инструменталистов. Третье и самое главное. В Ансамбле Александрова собраны профессионалы высокого класса, имеющие солидное образование. Отобраны лучшие из лучших. Из солистов можно назвать народных артистов России Вадима Ананьева, Валерия Гавву, Василия Штефуцу, а также молодого солиста Ивана Столяра и других. Но основа ансамбля, как завещали нам А.В. и Б.А. Александровы, - это хор.

Раньше была «Священная война». Какое произведение сегодня является брендом Ансамбля Александрова?

Почему раньше? «Священную войну» и сегодня исполняем. В репертуаре две тысячи произведений. Каждый раз программа состоит из новых песен, потому что все время нельзя петь одно и то же. Но заканчивается концерт, и люди кричат из зала «Священная война! Священная война!». Так было в Польше, Болгарии, Петербурге. Люди встают и слушают песню как гимн. Можно ли как-то объяснить это?

Думаю, что дело в исполнении. Талантливо написана музыка. В песне заложена сильная энергетическая мощь. «Калинка», «Очи черные», «Вдоль по Питерской», «Катюша», «Подмосковные вечера», ровно как произведения Моцарта, Верди, Чайковского, Мусоргского и Глинки, никуда не уходят. Время от времени многие к ним возвращаются. Наверное, у каждого есть любимая песня. Вы ее, может быть, слушаете сегодня, а завтра вам не хочется ее слушать. Вы к ней вернетесь через неделю. В ней есть что-то родное...

В репертуаре Ансамбля Александрова есть песни, которые люди хотят слушать только в нашем исполнении. Мы им не отказываем. Но это всего пять-шесть музыкальных сочинений. Они по времени звучат около 10-12 минут. А концерт длится два-три часа. И главная наша задача - исполнение новых произведений.

Есть ли постоянные зрители?

Есть меломаны, которые нам пишут. Несколько девушек всю Словакию объездили за нами. В Чехию на наш концерт приезжали зрители из Германии. Как раз в Чехии одна из девушек после концертов написала, что хочет встретиться. Ей понравилось наше выступление, но она совсем не знала русского. Чтобы понять, о чем песни, начала учить наш язык. Теперь все ее одногруппники по университету учат русский и мечтают приехать в Москву на наши концерты.

Несколько лет назад мы с огромным успехом выступили в штаб-квартире НАТО. После концерта одна из сотрудниц штаб-квартиры обратилась в наше российское представительство посредством электронной почты: «Где в Европе в ближайшее время будет выступать Ансамбль Александрова? Хочу купить мужу в подарок на день рождения билет на самолет и... на концерт коллектива». Это же интересно, правда?

Пишут ли сегодня музыку с таким же мощным зарядом, как в былые времена?

Пишут. Есть песня композитора Э. Ханка на слова поэта И. Резника «Служить России», песни композитора К.Брейтбурга «Раз, два, левой», «Русский парень» на слова С.Сашина и ряд других новых интересных по мелодии и содержанию сочинений. Сегодня ко мне, например, приходил молодой поэт.

То есть еще и конкурс поэтов существует?

Нам присылают и ноты, и слова. Члены художественного совета отбирают произведения.

О чем мечтает директор Ансамбля Александрова полковник Леонид Малев?

Чтобы Ансамблю Александрова присудили Нобелевскую премию.

В области музыки?

В области мира за укрепление дружбы между народами. Дружба народов сохраняет людям здоровье, поднимает настроение, укрепляет экономику, делает мир прекраснее. Овации артистам - это аплодисменты нашей стране, нашей армии, уважение к нашему государству. Мы четко понимаем, что через эти аплодисменты идет энергия добра, мира и процветания!

Беседу вела Александра РАКОВА

Ансамбля Александрова, каким его знают вот уже 10 лет может не стать. По неизвестной причине - читай "по причине подковерных игр" руководителя ансамбля могут уволить. Руководитель прославленного коллектива Леонид Иванович Малев собирал по крохам то, что осталось от предшественника. Коллектив существовал, но не жил. Разобщение среди артистов, отсутствие интереса к общему делу. И, как результат, - потеря духовной связи со зрителем. А ведь песни-то о главном - о том, как защищали Родину, как ценой собственной жизни добывали долгожданную победу. Такие песни можно исполнять только чувствуя каждую ноту сердцем. А сегодняшний день таков, что все быстро забывается, стирается и кажется несущественным. Чтобы не пропал в веках Дважды Краснознаменный, не затерялся среди обычных эстрадных коллективов, руководить им должен человек, всем сердцем болеющий за Родину. Леонид Иванович убежден, что каждый артист, представляющий ансамбль - образец, лицо нашей страны. Что работать нужно так, чтобы зритель с восхищением говорил "Если в армии артисты такие, то КАКИЕ ЖЕ ТОГДА СОЛДАТЫ?!" Приняв на себя заботу об ансамбле, он увидел, что причина разрозненности в большой степени - отсутствие заботы об артистах. Как строгий, но справедливый отец, Леонид Иванович непреклонно следил за дисциплиной в коллективе, уже давно забытой артистами, требовал от всех без исключения аккуратности в исполнении и уважительного отношения к делу и соратникам. И в то же время "пробивал" для своих подопечных государственную поддержку, создавал комфортные условия для работы и отдыха, искал выходы за рубежом для гастролей... Прошло 10 лет. Нельзя сказать, чтобы изменения, произошедшие за это время и сделавшие Ансамбль уважаемым во всем мире, были легкими и безболезненными. К великому сожалению руководителя, пришлось расстаться с артистами, которые не смогли или не захотели работать в условиях соблюдения дисциплины. Но все же усилия не были напрасны. Коллектив любим в своей стране и - что теперь не удивительно - за рубежом. Артисты с гордостью говорят, что они Александровцы. И знают, что за этим именем стоит память о подвигах отцов и дедов, традиции, военная выправка, стабильность и справедливость. А если спросить у спешаших в Дом Музыки на ежегодный концерт Ансамбля зрителей "почему идете на выступление ансамбля?", то ответ у всех примерно одинаков - "это лучшие эмоции", "всегда получаем удовольствие". Но развитие коллектива на этом не останавливается. Леонид Иванович привлекает школьников и молодежь к теме ПОБЕДЫ: создана школа-студия "юные александровцы", эстрадная группа "Александров парк". Подойдите к любому артисту Ансамбля, спросите, счастлив ли он, что является частью истории нашей страны, нравится ли ему представлять ее в разных странах, приятно ли видеть восхищенные взгляды зрителей по всему миру, чувствует ли, что Ансамбль занимает значимое место в культуре России. Ответ будет положительный. И все понимают, что все это - результат огромного труда артистов и руководителя, взаимопонимания и уважения. Кирпичик за кирпичиком восстанавливалась репутация ансамбля. Когда за громким именем появлялся забытый образ. И вот теперь, когда Ансамбль достойно живет и прославляет страну, руководителя ансамбля пытаются снять с должности. И поставить вместо него кого-то, кто не знал всех этих лет труда, кто просто придет и формально "возглавит", а по факту "развалит". Времена для страны непростые, но Леонид Иванович сделает все для коллектива, чтобы обеспечить достойный уровень. Чего не станет делать человек со стороны. То, что не нажито собственным потом и кровью, не ценится. И потому таким, как сейчас, с другим руководителем Ансамбль уже не будет.

Именем Александрова Россия свободна

…В руки случайно попал прелюбопытный документ - цитируемость ансамбля Александрова в прессе (от ТВ до Интернета) за 2015 год по сравнению с десятком других, схожих по эстетике коллективов. Отрыв впечатляющий. Это как сравнивать Большой театр и какую-нибудь местечковую труппу. Во-первых, в глаза бросается масштаб «александровских деяний», а это под 300 концертов в год, из которых примерно половина - выступления полного состава ансамбля (хор, оркестр, балет). Во-вторых… собственно, это был мой последний вопрос полковнику Малеву - тоже, кстати, абсолютно легендарной личности: как удается столько лет держать планку, не скатиться в какое-то дурновкусие, кривляние? Малев ответил как выдохнул, даже не выдержав паузы: «Да как с такой традицией, с такими корнями куда-то скатишься? Мы не имеем права. За нами - Россия».

Мое знакомство с Академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени Александрова началось необычным образом: я уже приехал в их штаб-квартиру на Плющихе, как вдруг Леонида Малева неожиданно позвали в главный Александровский зал: «Все вас ждут». «Кто ждет? Кто распорядился?..» - директор Малев недоуменно входит в зал, а там уже собрался весь коллектив - он просто ахнул: общественная организация РАЕН вручила Леониду Ивановичу свою высшую награду - орден Москвы.

Но дело даже не в награде как таковой, а в поддержке всего коллектива, которую в приказном порядке не получишь. Более двухсот артистов стоя аплодировали своему начальнику, спев ему в итоге «Многая лета», а ведь нет ничего важнее родственной атмосферы внутри ансамбля, тем более такого организационно сложного. Грядет 90-летие александровцев - хороший повод поговорить с директором о нынешнем статусе прославленного коллектива. Тем более когда главный девиз директора - «Прежде думай о людях, а потом о себе».

«Поляков никто не заставлял петь здравицу Путину»

Понятно, что ансамбль носит имя человека, написавшего музыку к нашему гимну, и вы не раз участвовали в создании «эталонной версии»; какие здесь есть подводные камни, секреты?

Секрет вот в чем. Когда три года назад мы открывали памятник А.В.Александрову, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу справедливо отметил, что слова к гимну менялись три раза, а музыка оставалась неизменной. И он предложил записать гимн со звездами российской эстрады для популяризации главной песни страны. Для записи на «Мосфильм» мы пригласили Олега Газманова, Ларису Долину, Алсу, Валерию, Дениса Майданова, Александра Маршала и других артистов. Диск с гимном потом разослали во все посольства Российской Федерации за рубежом, воинские части, отдаленные гарнизоны, на корабли - это очень важная история… Есть такая особенность. В Законе о Государственном гимне сказано: «Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом».

- Но не все следуют этой редакции?

Увы. Играют кто во что горазд, в разных тональностях, в разных темпа… Оригинальная тональность (в приложенной к закону партитуре) - до мажор. Есть еще нюансы: в оркестровом (инструментальном) варианте может исполняться один куплет, а если со словами, то обязательно должны быть исполнены все три куплета. Текст, мелодию и ее ритмический рисунок менять нельзя! Любые изменения преследуются по закону. Но зачастую, особенно в настоящее время, различные исполнители меняют и мелодию, и ритм, и даже гармонию, замедляют или ускоряют темп. Все это кардинально меняет всю музыкальную палитру, а главное - характер и предназначение музыкального символа нашего государства… Это недопустимо.


Директор ансамбля Александрова Леонид Малев. Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

Оттолкнемся от реалий сего дня. Кто-то в шутку, в качестве комплимента зовет вас «главным идеологическим оружием России», но страны Балтии, похоже, эту шутку обратили в явь, не пустив вас в декабре на свою территорию…

В прошлом году мы праздновали 70-летие окончания Великой Отечественной войны, и ансамбль с военной песней выступал во всех столицах европейских государств, освобожденных Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков; конечно, планировали приехать и в Таллин, Вильнюс, Ригу. Сначала пошли высказывания их высоких чиновников, что «мы сильные и не боимся песенного оружия, нас не испугаешь русскими барабанами и тромбонами»; затем они запросили списки военнослужащих (а в ансамбле служат как военные люди, так и штатские), мотивируя это тем, что военные должны по особому статусу въезжать через границу… Что ж, мы включили в списки только штатский персонал, дабы упростить все процедуры и никого не раздражать. Отправили им репертуар. Уже были подготовлены концертные площадки, но… в итоге прибалтийские чиновники решили нам все-таки отказать. Хотя, повторюсь, мы объехали всю Европу, и нашей крайней точкой стала Варшава.

- Даже в Польше не отказали.

Ну что вы, в Польше нас так принимали! А прибалты объявили ансамбль идеологическим оружием ушедшей эпохи. Ну и, хочу я спросить, где же разница между жесткой цензурой коммунистической идеологии, против которой они выступают, и их нынешними «демократическими» действиями? То же самое, только наоборот. Есть афиша, есть концерт, каждый вправе выбирать - хочет он это слушать или нет. А тут руководители всё решили за народ. Хотя я был там накануне: люди хотели прийти на наш концерт. И где же тут их демократия? Ансамбль Александрова весь мир объехал, выступая в Штатах, Канаде, Франции, Великобритании… нигде подобных проблем не возникало. Какая идеология может быть в «Смуглянке» или в «Калинке»?..

Как контрпример - на гастролях в Польше вы даже не включили в программу «Священную войну», но они сами попросили.

Был такой случай в одном из польских городов. И зал в финале концерта, очень удивившись, что не было «Священной войны», стал ее требовать хотя бы на бис. Поляки замечательно нас всегда принимают. Ни разу не было случая негативного отношения: люди дарят цветы, мягкие игрушки, даже конфеты солистам… Помню наш концерт в городе Коженице как раз в день 60-летия Владимира Путина. И, находясь вдали от родины, мы решили исполнить в честь президента «Многая лета». Объявили, исполнили, а потом я полякам предложил: вы тоже можете исполнить в честь нашего президента свою здравицу. И весь трехтысячный зал встал и стоя спел «Sto lat»: «Пусть живет сто лет Владимир Путин!». Видео есть в Интернете. Причем все пришли в зал по билетам, не было приглашенных… никто их не заставлял, но они спели. А это индикатор отношения простого народа к нашему президенту.

- А президенту другой страны могли бы спеть?

Я спрашивал у поляков, говорят - нет.

«Почему бы им не назваться ансамблем полиции - чего топтать наш огород?»

- Артисты из вашего ансамбля сдают нормативы по боевой подготовке?

Ну разумеется. К артистам-военнослужащим - свои жесткие требования. Бегают кросс, подтягиваются, выезжают на стрельбы… Раз носишь погоны, то ты как военнослужащий должен сдавать нормативы и всегда быть в форме. Но главное, конечно, выполнить свои обязанности на сцене. Ведь мы же - особый отряд Вооруженных сил…


Исполнение Гимна России, Государственный Кремлевский дворец, 4 октября 2013 года. Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

- Награды, с которыми артист выходит на сцену, разумеется, настоящие?

Разумеется! У нас многие имеют награды за наши выступления в «горячих точках», ведомственную медаль «Генерал-майор Александр Александров», медаль «За возвращение Крыма» и другие.

Разъясните ситуацию в отношении вашего давнего спора с ансамблем Внутренних войск МВД, который, выезжая за рубеж, использует ваш бренд «хора Красной Армии»… Воз и ныне там?

Тут все просто: была Красная Армия - мы были ансамблем Красной Армии; с 1946-го мы стали называться ансамблем Советской Армии, затем - Российской… Это понятная преемственность, это наша 90-летняя история. У ансамбля Внутренних войск МВД история иная: он был создан в 1973 году в составе Внутренних войск. Соответственно, Внутренние войска до этого назывались НКВД, еще раньше - конвойные войска. Ну и какая связь с Красной Армией? Нет, объясните?.. Когда-то конвойные войска входили в состав Красной Армии по призыву. Но это был 1925 год - не смешно ли? Ну, назовитесь тогда ансамблем песни и пляски конвойных войск - это будет исторически правильно.

- Да ну что вы, это жуть какая-то…

Зато честно. И потом, посмотрите с другой стороны: есть же ветераны Внутренних войск, у них тоже свои обычаи и традиции. Им приятно читать на зарубежных афишах про «хор Красной Армии»? Это как чужой паспорт показывать. Я говорил им как-то: назовите себя ансамблем полиции России. Это же звучит! Такого ни у кого нет, прекрасный профессиональный коллектив. Но нет…

- Так когда в этой истории будет поставлена точка?

Правда должна восторжествовать. Потому что логики в их действиях нет никакой. Чужие грядки топтать нехорошо. И что иностранец потом должен о нас думать? Вместо армии попал в полицию!..

Не то слово. Наши концерты за рубежом проходят при неизменных аншлагах, среди почетных зрителей - первые лица государств, интерес со стороны средств массовой информации отражает интерес жителей той или иной страны к ансамблю Российской армии и к России в целом. У нас всегда живое исполнение, к тому же мы практически всегда учим песню на языке той страны, куда едем… К слову, в 2015-м репертуар ансамбля пополнили 12 народных песен - китайские, еврейские, болгарские, сербские, венгерская и румынская… Надо понимать, что мы формируем мнение и уважение к целому российскому народу.

- Ну, тогда самое время поговорить о традициях.

Восемь традиций ансамбля Александрова

Первая. Итак, артисты разучивают новую песню на языке принимающей страны, причем лингвистически подходят к процессу очень ответственно, будь то итальянская народная песня или китайская.

Вторая. С определенного момента ансамбль решил начинать все свои концерты жестко по времени: написано в афише - семь вечера, значит, представление начнется ни минутой позже. Никаких тебе традиционных задержек на 15–20 минут.

Ну вот представьте себе, - продолжает Леонид Малев, - группа из 120 человек переезжает из города в город, плюс грузовик с реквизитом. Если мы назначили отъезд из гостиницы на пять утра, значит, ровно в пять три автобуса отойдут.

- А кто не успел - на такси?

Таких, «кто не успел», уже просто нет. Мы же говорим о традициях. Завели - соблюдаем. Вот поехали в турне по Чехии и Словакии - импресарио вдруг подходит ко мне: «Надо начать концерт на 20 минут позже». - «Почему?» - «Зал большой, несколько тысяч мест, люди на машинах приехали, припарковаться не могут, тем более все знают, что начнут позже». - «Сколько уже сидит, а сколько не хватает?» - «4500 сидят, еще 400 в пути». - «То есть тысячи человек должны ждать, пока остальные придут?..» Короче говоря, начали мы вовремя. Импресарио аж позеленел от негодования. Во втором городе история повторилась. В третьем… смотрю - импресарио уже не подходит ко мне, молчит. Я у него спрашиваю: «Рудольф, а что же вы не просите в этот раз отложить начало?» - «Потому что по всему городу объявили, что русские начинают вовремя, не опаздывайте». А со временем все привыкли и даже иной раз устраивали тотализатор - начнем мы вовремя или нет. Появились статьи с такими названиями: «Русским можно верить, они делают всё точно как куранты или часы на Биг-Бене». Раз у них вот так всё, значит, с ними можно иметь дело - в бизнесе, политике, культуре…

Третья. Из вышесказанного вытекает следующая традиция: мы должны влюбить в себя тех, кто о нас еще не знает, упрочить мнение о себе у тех, кто знает, но подзабыл, а главное - удивлять, показать красивую и привлекательную Российскую армию. После концертов к нам подходили студенты из Праги, Братиславы и говорили: «Послушав ваши красивые песни, мы решили завести у себя новшество - кружки русского языка, чтобы лучше понимать смысл». Другие подходят: «Теперь мы обязательно поедем на каникулы в Москву или Петербург». Порождаем симпатию к армии и к стране. Для наших ребят это прекрасная реклама призыву. Как для контрактников, так и для срочников. Мы показываем родителям, что в эту армию не страшно идти служить.


Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

Четвертая. Стали использовать экраны во время концертов, но тут нельзя переборщить, нельзя с этим заигрывать, увлекаться видеорядом. В основном там отображаются переводы русских песен на иностранный язык, смыслы для ансамбля Александрова очень важны.

Пятая. Каждый Новый год, когда в Москве бьют куранты, открывается шампанское и люди в кругу семьи встречают Новый год, ансамбль выезжает в отдаленные гарнизоны России.

2016-й мы встретили в Нальчике и Владикавказе, выступая перед военнослужащими и их детьми, 2015-й - на Дальнем Востоке, 2014-й - на Северном флоте. Пока у других праздник, мы несем праздник на дальние рубежи и в самые отдаленные гарнизоны. Мы для этого и предназначены и эту традицию не нарушим.

- Вы упомянули детей…

Правильно, мы стали делать для детишек военных новогодние сказки - «Про Ивана-молодца, удалого храбреца», многие другие. Вы не представляете, как это важно для семей военнослужащих, которые находятся многие месяцы на посту! К тому же каждый ребенок получает сладкий новогодний подарок в виде Спасской башни от министра обороны. Кстати, в этом году мы пригласили на представления и детей военнослужащих чеченского ОМОНа, и каждый получил свою Спасскую башню.

Шестая. За границей (первый раз - в Словакии) ансамбль стал проводить мастер-классы в музыкальных учебных учреждениях - от школ до консерваторий.

Седьмая. За рубежом концерт начинается с внесения государственных флагов России и принимающей страны под песню «Несокрушимая и легендарная». Флаги устанавливаются на сцене на время всего концерта, что поддерживает особую атмосферу в зрительном зале.

Восьмая. Приезжая в тот или иной город, актив ансамбля обязательно навещает местных ветеранов, еще оставшихся в живых, но ограниченных в передвижениях.

Вот мы говорим: надо заботиться о ветеранах, - продолжает Малев, - слова словами, а надо идти и делать. Вот ансамбль и обратился ко всем деятелям искусства: когда вы приезжаете в город с концертом, почему бы заранее не договориться с социальной службой, чтобы навестить ветерана? Многие-то уже из дому выйти не могут… но живы эмоциями и чувствами. Вот мы с прошлого года затеяли эту традицию: берем с собой продуктовый набор, чтобы человеку было приятно, приезжаем на квартиру и выступаем прямо там. Бесплатно и без лишних слов. Вы не представляете, какая это радость для ветерана! Может, это жизнь ему продлит на несколько недель или месяцев.

«Певец Басков, встаньте в хор!»

Раньше ансамбль плотно работал с великими композиторами-песенниками - Соловьевым-Седым, Блантером, Дунаевским etc. Как сейчас строится работа с авторами? Репертуар пополняется?

Так же и сейчас. Для нас пишут Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Илья Резник и Игорь Матвиенко, Ким Брейтбург, Владимир Шаинский, Олег Газманов - очень многие. Иные песни рождаются буквально на глазах - как, например, «Вежливые люди». Слова написал начальник Управления культуры Минобороны Антон Губанков, музыку - зам. начальника ансамбля Вячеслав Уманец. За несколько дней - миллион просмотров…

То есть ансамбль Александрова - это не какое-то закостенелое музыкальное учреждение из прошлого, а очень отзывчивый к действительности коллектив.

Да, и вот вам интересный факт: в 2015 году наш репертуар пополнили 28 новых произведений.

- Кстати, о звездах эстрады. Это правда, что давным-давно в ансамбль не взяли Баскова?

Была такая история. Его прослушали и предложили работу в хоре. Но Николай ответил: «Нет, в хор не встану».

- Впоследствии вы с ним работали уже как со звездой?

Конечно. В зале Чайковского, например, на наш прошлый юбилей. Ну, он, конечно, припомнил. Сказал со сцены, что его в ансамбль не взяли. Думаю, во время выступления Николай почувствовал всю силу нашего хора…

- Коллектив у вас немаленький - есть ли проблемы с набором хористов, оркестрантов, танцоров?

Коллектив устоялся - стабильный, управляемый, высокопрофессиональный, дисциплинированный. Проблема одна: хотелось бы, чтобы заработная плата была несколько выше, чем она сегодня есть. Для стабильности коллектива это очень важно. Потому что экономическая обстановка меняется, людям трудно жить.

- Артист должен на кураже выйти на сцену. Как поддерживать в нем этот драйв?

После каждого выступления мы подводим итоги, кого-то отмечаем, стараемся говорить добрые слова. Это сплачивает и без того дружную команду нынешнего состава александровцев. Вы же видите, как все стоят на сцене - по-военному подтянутые, красивые, всё делают с удовольствием. Приятно смотреть. Не зря поклонники называют нас ансамблем высокой моды. У наших артистов всегда на первом месте - гордость за свою профессию и за тот коллектив, в котором ты работаешь. За рубежом и у нас в стране ансамбль Александрова - это визитная карточка России, особый творческий отряд Российской армии.

Генерал-полковник Колмаков Александр Петрович родился 31 июля 1955 г. в г. Калининграде Московской области. В 1976 г. окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Ленинского комсомола.

По окончании училища был назначен командиром взвода 357-го гвардейского парашютно-десантного полка. Был заместителем командира и командиром роты. С декабря 1979-го по декабрь 1981 г. проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где был назначен начальником штаба батальона 357 гвардейского парашютно-десантного полка.

С декабря 1981-го по август 1982 г. - начальник штаба батальона 301-го учебного парашютно-десантного полка.

В 1985 г. с отличием окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и был назначен командиром батальона 108-го гвардейского парашютно-десантного полка, с августа 1985 г. - заместитель командира, а с сентября 1986-го по октябрь 1989 г. - командир 300-го гвардейского парашютно-десантного полка.

С октября 1989-го по февраль 1991 г. - заместитель командира 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а с февраля 1991-го по август 1993 г. - командир 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

В 1995 г. окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и был назначен первым заместителем командующего армией. С 1998 г. - командующий армией, с 2000 г. - заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа. С 2003 по 2007 г. - командующий Воздушно-десантными войсками.

С 2007 по 2010 г. - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации. Уволен в запас в 2010 г.

Заместители Председателя ДОСААФ России

Первый заместитель Председателя ДОСААФ России

Малев Леонид Иванович

В 1977 г.Окончил Львовское высшее военно-политическое училище, факультет культпросветработников.
В 1985 г Военно-политическая академию им. В.И. Ленина, общевойсковой факультет.
В 1992 г.Адъюнктуру при Гуманитарной академии ВС.

Служебная деятельность:
C 1977-1982 гг. 300 гвардейский учебно-танковый полк 48 гвардейской учебной танковой дивизии, начальник клуба, заместитель командира батальона учебно-боевых танков по политической части.
1987 г. - 181 танковый полк 24 мотострелковая дивизия, заместитель командира полка по политической части.
С 1987 по 1989 гг. Львовской высшее военно-политическое училище, преподаватель кафедры партийно-политической работы.
С 1992 по 1992 гг. Управление культуры и досуга комитета по работе с личным составом Вооружённых Сил РФ, начальник культурно-коммерческого отдела.
С 1992 по 1994 гг. Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, начальник группы отдела культуры.
С 1994 по 1995 гг. Управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы 4 отдела (1994-1995).
С 1995 по 2002 гг. Главное управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры управления воспитательной работы, начальник отдела культуры управления воспитательной работы (1995-2002).
С 2002-2016 гг Начальник Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова.
2016 г. Главный редактор федеральной газеты «Мир новостей».
С июня 2017 г. заместитель Председателя ДОСААФ России.
С февраля 2018 г. - Первый заместитель Председателя ДОСААФ России

Награжден:
Медалью «За безупречную службу» 3 степени (1982). Медалью «60 лет ВС СССР» (1978)Юбилейной медалью «70 лет ВС СССР» (1988). Медалью «За безупречную службу» 2 степени (1988). Почётным званием «Заслуженный работник культуры РФ» (1997). Медалью «В память 850-летия Москвы» (1997). Знаком «За достижения в культуре» (2000). Медалю «За воинскую доблесть» 1 степени (2000). Нагрудным знаком «За отличие в службе» (2001). Орденом «За воинские заслуги» (2002)

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями.

Стаськов Николай Викторович

Статс-секретарь -

Родился 28 августа 1951 г. в с. Буда Смоленской области.
В 1973 г. - окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.
В 1993 г. - окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Прохождение военной службы
1977-1978 гг.- военный специалист в Эфиопии.

Участник боевых действий в Эфиопии, Чеченской Республике и в Абхазии.
1987 г. - командир учебной воздушно-десантной дивизии.
С 1987 по 1991 гг. - начальник окружного учебного центра подготовки младших специалистов ВДВ.
С 1993 по 1998 гг. - заместитель командующего ВДВ по миротворческим силам.
С 1998 по 2005 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего ВДВ России.
С 2011 по 2014 гг. - советник генерального директора ОАО ЦНИИ «Циклон».
С января 2015 г. - представитель Председателя ДОСААФ России по взаимодействию с Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации.
С января 2016 г. - представитель ДОСААФ России по взаимодействию с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Российской Федерации.
С апреля 2016 г. - заместитель Председателя ДОСААФ России - статс-секретарь.

Воинское звание - генерал-лейтенант запаса.
Член-корреспондент Академии безопасности, обороны и правопорядка.
Награждён: орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III ст., «За военные заслуги», «За личное мужество», «За заслуги перед Отечеством» IV ст., 11 медалями.

Усков Александр Михайлович

Директор Департамента организационно-плановой работы, работы с регионами и повседневной деятельности - заместитель Председателя ДОСААФ России

Родился 16 февраля 1952 года в Челябинске. В 1973 году окончил Челябинское высшее танковое командное училище, в 1985 году Военную академию бронетанковых войск, в 1993 году Военную академию Генерального штаба ВС РФ.

Прохождение военной службы:

С 1973 по 1976 год - командир танкового взвода.
С 1976 по 1979 год - командир танковой роты.
С 1979 по 1982 год - офицер, старший офицер оперативного отдела штаба армии.
С 1985 по 1991 год - старший офицер-оператор направления управления Генерального штаба ВС РФ.
С 1993 по 1994 год - старший офицер-оператор направления управления Генерального штаба ВС РФ.
С 1994 по 1998 год - заместитель начальника оперативного управления штаба Дальневосточного военного округа.
С 1998 по 2003 год - начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба Дальневосточного военного округа.
С 2003 по 2005 год - заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.
С 2005 по 2008 год - главный военный советник в Сирии.

Награжден:
орденом «За военные заслуги» и многими медалями.

Кормильцев Виталий Николаевич

Заместитель Председателя ДОСААФ России

В 1989 г. - окончил Омское высшее общевойсковое командное училище по специальности «инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники».
В 1997 г. - окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая».
В 2004 г. - окончил Военную академию Генерального штаба по программе «Специалист по военному и государственному управлению».

Прохождение военной службы:
С 1989 по 1994 гг. - служба в Вооруженных Силах (на территории Германии и Дальнего Востока).
С 1997 по 2002 гг. - служба в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
С 2004 по 2008 гг. - служба в Объединенном штабе Организации Договора о коллективной безопасности.
С 2008 по 2010 гг. - служба в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинское звание - генерал-майор запаса
С 2010 по 2011 гг. - начальник отдела по взаимодействию с Министерством обороны РФ ОАО «Электромашина», советник Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
С 2011 по 2012 гг. - руководитель Центра отраслевой стандартизации научно-исследовательского института транспортировки нефти и нефтепродуктов «АК Транснефть».
С 2012 по 2013 гг. - заместитель директора Центрального стрелково-спортивного клуба ДОСААФ России.
С 2013 по 2017 гг. - директор Московского городского стрелково-спортивного клуба ДОСААФ России.
С января 2017 г. - заместитель Председателя ДОСААФ России.

Награжден государственными и ведомственными орденами и медалями.

Лебедев Павел Владимирович

Заместитель Председателя ДОСААФ России

В 1994 году - Ярославское высшее военное финансовое ордена Красной Звезды училище им. генерала армии А.В. Хрулёва.

В 2005 году - Авиационный учебный центр малой авиации АНО «Высота», Центральные курсы повышения квалификации руководящего состава РОСТО (ДОСААФ).

Прохождение военной службы:

С 1994 по 2005 год служил начальником финансовой службы батальона, полка, бригады, дивизии, старшим инспектором - ревизором Финансовой инспекции Московского военного округа.

В системе ДОСААФ с 2005 года.

Занимал должности:

Начальника штаба Авиационного учебного центра АНО «Высота», Начальника Авиационного учебного центра АНО «Высота» (подготовка пилотов малой авиации)

Заместителя Председателя Регионального отделения ДОСААФ России Приморского края

Председателя Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области

Советника Председателя ДОСААФ России

С октября 2018 года - заместитель Председателя ДОСААФ России

Участник боевых действий в Чеченской Республике в 1999 - 2001 гг.

Награжден государственными и ведомственными орденами и медалями.

Окончил Львовское высшее военно-политическое училище, факультет культпросветработников в 1977 г., Военно-политическая академию им. В.И. Ленина, общевойсковой факультет в 1985 г., адъюнктуру при Гуманитарной академии ВС в 1992 г.

Служебная деятельность:
1. 300 гвардейский учебно-танковый полк 48 гвардейской учебной танковой дивизии, начальник клуба, заместитель батальона учебно-боевых танков по политической части (1977-1982).
2. 181 танковый полк 24 мотострелковая дивизия, заместитель командира полка по политической части (1987).
3. Львовской высшее военно-политическое училище, преподаватель кафедры партийно-политической работы (1987-1989).
4. Управление культуры и досуга комитета по работе с личным составом Вооружённых Сил, начальник культурно-коммерческого отдела (1992).
5. Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, начальник группы отдела культуры (1992-1994).
6. Управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы 4 отдела (1994-1995).
7. Главное управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры управления воспитательной работы, начальник отдела культуры управления воспитательной работы (1995-2002).
8. Начальник Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова (с 2002).

  • Медаль « За безупречную службу» 3 степени (1982).
  • Медаль «60 лет ВС СССР» (1978).
  • Юбилейная медаль «70 лет ВС СССР» (1988).
  • Медаль «За безупречную службу» 2 степени (1988).
  • Почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1997).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
  • Знак «За достижения в культуре» (2000).
  • Медаль «За воинскую доблесть» 1 степени (2000).
  • Нагрудный знак «За отличие в службе» (2001).
  • Орден «За воинские заслуги» (2002).
 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве