Франческо бартоломео растрелли (1700—1771). Великие творения архитектора бартоломео растрелли

Министерство образования РФ

Уральская государственная

Архитектурно–художественная академия

Реферат по теме:

"Дворцовая архитектура Б.Ф. Растрелли"

Выполнил студент гр.

Проверил:

Екатеринбург 2008 г.


1. Биография Растрелли

2. Постройки:

2.1. Петергоф 1747-1755

2.2. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

2.3. Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе

2.4.Эрмитаж в Царском селе 1743-1753

2.5.Грот («Утренний зал») в Царском селе 1749-1761

2.6. Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге 1749-1757

2.7. Дворец Строганова, строительство 1752-1754 гг

3. Приложения

4. Список литературы


1. Растрелли Бартоломео Франческо (1700-1771)

Растрелли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) , русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-40) и Митаве (ныне Елгава, 1738-40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Растрелли к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в.

В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Растрелли сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. - деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748-67 архитектором И.Ф. Мичуриным). В последней Растрелли, творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь.

В 1747-52 Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний.

В период строительства дворцов М.И. Воронцова (1749-57) и С.Г. Строганова (1752-54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Растрелли перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Растрелли - Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня). Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.


2. Постройки:

2.1. Петергоф. Арх. Б.Ф. Растрелли. 1747-1755. Петродворец, Россия

Петергоф (нидерл. Peterhof, «двор Петра»)(Приложение 1) - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Петергоф (с 1944 года - Петродворец). От него происходит название Петергофской дороги. Относится к государственному музею-заповеднику (ГМЗ) Петергоф.

Центр ансамбля (Приложение 2) - Большой дворец, построенный на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко». Важная часть ансамбля - парки с фонтанами: Верхний парк (с южной стороны) с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км (1721-1724, инженер В. Туволков). Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами (Большой каскад). Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. В центре бассейна - фонтан со скульптурой «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802, скульптор М. И. Козловский) с высотой струи 20 м. По сторонам «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800-1803, архитектор Воронихин); в восточной части парка - «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной - каскад «Золотая гора» (Марлинский) и 2 больших (Менажерных) фонтана.

Б.Ф. Растрелли в середине XVIII столетия более десяти лет работал по перестройке Петергофе. Он выполнил ряд значительных сооружений, придавших масштабность и монументальность первоначальному Петергофскому ансамблю.

В 1745-1755 годах он переделал и расширил скромный дворец петровского времени – так называемые Верхние палаты, превратив их в представительный Большой дворец, доминирующий над всем ансамблем.

Архитектор создал новую композицию комплекса построек, размещенных по сторонам Монплезира, исполнил для Нижнего парка проекты фонтана в восточном Лабиринте, а также проекты павильонов у Большого каскада. В 1755 году по его рисункам были построены новые трельяжные беседки у фонтанов «Адам» и «Ева».

Каким был Большой дворец и каскад после перестроек Ф.Б. Растрелли, можно видеть на гравюре II половины XVIII столетия.

2.2. Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Первый Зимний дворец Петра I был построен в 1711 году в глубине участка, простиравшегося от берега Невы до нынешней улицы Халтурина и ограниченного с запада Зимней канавкой, прорытой в 1718-1720 годах (Приложение 3). В 1719-1721 годах по проекту архитектора Г. Матарнови на набережной Невы, на месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен второй Зимний дворец, обращенный фасадом к Неве. Он был значительно расширен в 1726-1727 годах.

Постройка третьего Зимнего дворца осуществлена Ф. Б. Растрелли в 1732-1735 годах. В 1754-1762 годах Растрелли коренным образом перестроил его и создал новое монументальное здание - четвертый, ныне существующий Зимний дворец, намного превосходящий все прежние по размерам и великолепию архитектурной отделки.

Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором (Приложение 4). Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф. Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I.

Фасады дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи. (Приложение 5)

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.

Южный фасад прорезан тремя въездными арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец. (Приложение 6)

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними - огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый театр.

После 1762 года работу по внутренней отделке дворца продолжили помощники Растрелли - С.И. Чевакинский и Ю.М. Фельтен. Вскоре к этой работе были привлечены Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Они внесли ряд изменений в первоначальную планировку и отделку дворца. Начатые этими зодчими работы по переделке барочных интерьеров дворца продолжали в 1780-1790-х годах Д. Кваренги и И.Е. Старов. При этом были уничтожены дворцовый театр, Тронный зал, была создана новая анфилада залов с окнами на Неву. (Приложение 7)

В 1820-х годах К.И. Росси создал во дворце знаменитую Военную галерею 1812 года. В начале 1830-х годов О. Монферран перестроил ряд парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский и некоторые другие. Сильный пожар 17-19 декабря 1837 года уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. После пожара сохранились лишь стены и своды, а также детали на фасадах.

В 1838-1839 годах дворец был восстановлен по проектам и под руководством В.П. Стасова и А.П. Брюллова.

Отделка некоторых залов по возможности воспроизводила существовавшую до пожара; оформление других помещений дворца выполнялось по проектам, разработанным заново. Значительную художественную ценность представляет декоративное убранство Георгиевского зала, Военной галереи 1812 года с портретами участников Отечественной войны, Иорданской лестницы, Малого аванзала, Петровского, Концертного, Александровского, Белого и других залов.

Зимний дворец - один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого Санкт-Петербурга. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века.

2.3 Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе

Своим существованием Екатерининский (Большой) дворец обязан его блистательным хозяйкам, трем императрицам - Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Им принадлежал дворец в XVIII веке, и они уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, скульпторов, садоводов. По имени первой владелицы дворца Екатерины I он получил свое название.

Над созданием царской резиденции начиная с 1718 года последовательно работали архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, И. Монигетти и многие другие. Однако ведущая и определяющая роль в возведении уникального здания принадлежала архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне он возглавил строительство царскосельского дворца и довел его до конца.

Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени и которые неоднократно перестраивались и надстраивались. Архитектор значительно увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты - в три этажа со слегка повышенной центральной частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое.

Громада дворца развернулась на 306 метров в длину; над восточным крылом засверкало пять золоченых куполов. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, словно перетекающих один в другой, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм. (Приложение 11)

На западной стороне (Приложение 8) вместо Оранжерейного зала Растрелли сооружает Парадную лестницу с высокой кровлей, увенчанной звездой. Отсюда название - Корпус под звездой. Расположенную на восточной стороне (Приложение 9) церковь архитектор увеличивает по габаритам и завершает пятиглавием. Между церковью и соседним дворцовым флигелем на уровне второго этажа Растрелли устраивает закрытый Висячий сад. Зодчий словно стремится доказать, что дворец императрицы Елизаветы ничем не уступает чертогам легендарной правительницы Семирамиды.

Двухъярусная, залитая светом широкая Парадная лестница вела на второй, или, как его называли, «бель-прекрасный» этаж, который состоял из анфилады парадных помещений. Между Парадной лестницей и Большим залом (главным помещением дворца) (Приложение 10) Растрелли расположил пять антикамер. Эти просторные двухсветные гостиные, соединенные между собою тремя рядами дверей, были необычайно изобретательно украшены сдвоенными золочеными колоннами, резьбой, скульптурой, живописными плафонами, печами, облицованными изразцами.

В целом архитектурный образ Екатерининского дворца характерен для стиля позднего, елизаветинского барокко. Правда, со временем в оформлении интерьеров дворца отразились различные художественные стили, главным образом классицизм. Несколько помещений, переделанных в середине XIX века, получили декор в стилистике так называемого «историзма».

Императоры и члены семьи Романовых с большим удовольствием проводили досуг в своей загородной резиденции. Следует отметить, что каждый из новых хозяев (в том числе и последний владелец дворца Николай II) считал своим долгом внести какие-либо изменения в художественную отделку парадных покоев и многочисленных помещений дворца.

2.4 Эрмитаж в Царском селе

Эрмитаж - один из самых выдающихся памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века - предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана (Приложение 16). Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами. (Приложение 12, 15)

Проект царскосельского Эрмитажа разработал в 1743 году М.Г. Земцов. Летом 1746 года павильон был отстроен вчерне. Строительные работы вел С.И. Чевакинский. Террасы - «ко флигелям переходы с балюстрадами» - он заменил деревянными галереями, позднее перестроенными в камне. В 1748 году Растрелли исполнил проект нового декоративного оформления фасадов, обогатив их колоннами. Фусты [стволы] колонн тесались из пудостского известняка. (Приложение 13)

В 1751 году лепные мастера Д.Б. Джанни и Г.Ф. Партир приступили к скульптурному убранству здания. Ими были исполнены аллегорические статуи, вазы, лепные украшения малых фронтонов, «клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах и, наконец, декоративная обработка окон и дверей. (Приложение 14)

Модели для барельефов на пьедесталах колонн лепил скульптор И. Дункер. Лепные детали фасадов были вызолочены, а стены окрашены в бледно-зеленый цвет. Внутренняя отделка Эрмитажа характерна для архитектуры барокко. Многочисленные зеркала в резных вызолоченных обрамлениях, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

Восемь десюдепортов [живописных панно, расположенных над дверью] для центрального зала и большой плафон «Пир на Олимпе» были написаны в 1752-1753 годах Д. Валериани и его помощником А.И. Вельским. Плафоны в угловых кабинетах и переходных галереях исполнил А. Перезипотти. Деревянная резьба, обрамляющая двери, окна и зеркала в интерьерах, исполнялась резчиками Петром Валюхиным, Дмитрием Сакулисным, Игнатием Канаевым и другими мастерами.

Одной из особенностей Эрмитажа были его подъемные механизмы, с помощью которых обеденный стол и канапе приводились в движение специальной командой из двенадцати солдат. Машинное устройство отличалось громоздкостью и было заменено в 1840-1842 годах новым, более совершенным, сохранившимся до нашего времени. Из двух подъемных устройств, служивших для подъема на второй этаж, одно было заменено в 1812 году каменной лестницей, а другое уничтожено в 1911 году и вместо него сделана вторая деревянная лестница.

2.5. Грот («Утренний зал») в Царском селе. 1749-1761

Грот - садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, - являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века. (Приложение 17)

Разработка проекта царскосельского Грота и его постройка на берегу Большого пруда связаны с именем Ф.Б. Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

В 1771 году архитектор А. Ринальди разработал заново проект внутренней отделки Грота. Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. После окончания отделки Грота, переименованного в Утренний зал, в нем разместили собрание скульптурных произведений - статуй и ваз из цветного камня, порфира и др.

К центральному залу Грота примыкают два симметричные помещения. Объемное и плановое решения этого здания (Приложение 19) - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, характерны для архитектуры барокко. (Приложение 20)

Барочной пышностью и богатством отличаются фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими разорванные фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций.

Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Фасад Грота замыкает перспективу, открывающуюся на Старый сад с берегов озера. Изысканный силуэт здания рисуется на фоне темной зелени вековых деревьев парка и отражается в зеркальной глади озера. (Приложение 18)

2.6. Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге

Дворец знатного елизаветинского вельможи графа Михаила Илларионовича Воронцова (1714-1767) (Приложение 21) был возведен с большим размахом, в изысканных барочных формах. Воронцов являлся активным участником дворцового переворота 1741 года, склонив на сторону Елизаветы Петровны лейб-гвардии Преображенский полк. С 1758 года он стал государственным канцлером. Был другом и покровителем М.В. Ломоносова.

Воронцовский дворец (Садовая ул., 26) (приложение 22) создавался в 1749-1757 годах по проекту крупнейшего зодчего отечественного барокко Ф.Б. Растрелли. Хотя выбранный под застройку участок выходил к берегу Фонтанки, композиция усадьбы значительно отличалась от предыдущих аналогичных построек: сухопутное передвижение в Петербурге стало к середине XVIII столетия преобладающим, и Растрелли ориентировал главный фасад дворца не на реку, а на недавно проложенную Садовую улицу. К тому времени эта магистраль уже стала одной из самых оживленных, так как соединяла новые районы города с торговым центром на Невской перспективе.

Чтобы городской шум не докучал жителям усадьбы, планировка комплекса была решена по-московски: между магистралью и центральным корпусом дворца был устроен обширный парадный двор - курдонёр, по сторонам которого расположились служебные флигели.

Двор отделен от улицы кованым кружевом решетки, звенья которой заключены между четырехгранными столбами. Два из них, фланкирующие вход в усадьбу, окружены приставными колоннами. Поддерживаемый ими антаблемент когда-то служил основанием для статуй или вазонов, но они не сохранились.

Главный фасад Воронцовского дворца скомпонован по традиционной трехчастной схеме с выделением центрального и боковых ризалитов. Однако центральный ризалит необычно широк и поднят на полуэтаж.

Исключительно богат декор здания. Простенки между окнами, обрамленными наличниками сложного рисунка, заполнены не только пилястрами и лопатками, но и сдвоенными колоннами.

В обработке ризалита первого этажа архитектор использовал одни колонны, что придало этой части постройки весомость. Благодаря этому верхние ярусы кажутся более легкими. Декоративная отделка боковых ризалитов несколько упрощена. Здесь применен мотив сдвоенных и сильно выдвинутых вперед колонн, поддерживающих раскрепованный антаблемент. Сложная пластика ризалитов подчеркивается почти лишенными украшений стенами между ними.

Между дворцом и Фонтанкой в прошлом простирался обширный фруктовый сад с прудом, откуда расходились прямые аллеи.

Роскошное внутреннее убранство, созданное также по проекту Растрелли, не сохранилось.

У Воронцовского дворца богатая событиями судьба. При Екатерине II Михаил Илларионович оказался не у дел, и в 1763 году дворец откупили в казну. В конце 1790-х гг. здание было пожаловано императором Павлом I Мальтийскому ордену, здесь же размещался Капитул российских орденов. В 1798-1800 годах во дворце была устроена церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи (арх. Дж. Кваренги), а со стороны сада (по его же проекту) к главному корпусу была пристроена Мальтийская капелла.

В 1810-1918 годах здесь находился Пажеский корпус. В 1827 году интерьеры дворца были реконструированы под руководством архитектора А.Е. Штауберта.

В конце 1917 - первой половине 1918 года в бывшем Воронцовском дворце располагался партийный клуб и другие органы Партии левых социалистов-революционеров, затем - курсы комсостава РККА, а в 1920-1930-х годах - Ленинградское пехотное училище им. С.М. Кирова. С 1958 года и по сей день здесь находится Суворовское военное училище.

2.7. Дворец Строганова, строительство 1752-1754 гг.

Дворец С.Г. Строганова (Приложение 23) - один из лучших городских дворцов середины XVIII столетия. В отличие от Воронцовского дворца-усадьбы, Строгановский дворец - пример городского дома, выходящего своими фасадами на красную линию улицы. Дворец расположен на трапецевидном участке и, образуя в плане замкнутый блок с внутренним парадным двором, выходит наружными фасадами на Невский проспект и на Мойку. (Приложение 24) Общей планировке дома отвечает композиция главного фасада по Невскому с центральной частью. Отмечающий парадный въезд во двор. Этот центральный ризалит выделен фронтоном и группами колонн по сторонам въездной арки. Неглубокие боковые ризалиты обработаны пилястрами, несущими изогнутый по кривой антаблемент. Усиливающееся к центру обогащение декоративной отделки фасада подчеркивает главенствующее значение его слегка выступающей средней части. В наружной обработке фасадов зодчий выявил типичное для того времени размещение внутренних помещений дворца. Нижний, служебный, этаж имеет вид цокольной части - рустованной, с небольшими, скромно обрамленными окнами. Верхние этажи, отделенные по фасаду от нижнего этажа тягой, где находились парадные и жилые комнаты, объединялись крупным ордером. Расположенные во втором этаже высокие залы и парадные помещения отмечены большими окнами, богатыми лепными наличниками, балконами с металлической узорной решеткой. Верхний, жилой, полуэтаж обработан проще и художественно подчинен бельэтажу. Фасад, обращенный к Мойке, сохранил общую для всего здания систему разработки наружного объема, но получил в деталях несколько иную трактовку. Декоративное мастерство, присущее Растрелли, сказалось здесь в великолепно прорисованных скульптурных деталях, особенно в центральной части главного фасада, где рельефная маска над воротами, лепные обрамления окон двух верхних этажей и герб в виде картуша на фронтоне сплелись в целостную живописную композицию, художественно выявляющую главную ось здания. Но при большом пластическом богатстве декоративной отделки фасады дома были в целом трактованы более плоскостно, чем в Воронцовском дворце. Это вытекало из местоположения дома, поставленного по красной линии улицы и отвечающего своим главным фасадом "сплошной" застройке Невского проспекта.


Список литературы

1. «История русской архитектуры», В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков; Ленинград Стройиздат 1984 г.

2. «История архитектуры: учебное пособие», Н.В. Бирюкова, Москва ИНФРА-М 2006.

3. «Архитектурно-градостроительные памятники Русского государства ХI–XIXвв.: учебное пособие» Р.Г. Людмирская, Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г.

4. «История русской архитектуры: высшая школа», В.Н. Ткачев, 1987.

5. «100 великих архитекторов», Салин Д.К. , Вече, 2000 г.

Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг,). Сын итальянского скульптора К. Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV и покинувшего Францию вместе с шестнадцатилетним юношей после смерти (1715 г.) короля. Архитектурно-строительный опыт Ф. Б. Растрелли приобрел в России; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740- 1750-х годах.

К основным произведениям архитектора Ф. Б. Растрелли относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (Ленинграде); дворцы в Курляндии (Латвия)-в Рундале и Митаве (Елгаве); дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы - Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе (Петро-дворце); Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. в России и эволюцию творчества замечательного зодчего. Смольный монастырь (1748- 1764 гг.) создан в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, но в его планировочную систему зодчий ввел принцип регулярности и симметрии, что, тем не менее, не помешало автору придать живописность широкой пространственной композиции с величественным пятиглавым собором в центре и четырьмя симметрично расположенными однокупольными башнеобразными угловыми церквами. Задуманная Растрелли по настоянию императрицы Елизаветы высокая(около 140 м) колокольня из-за Семилетней войны сооружена не была. Елизавета потребовала от зодчего возродить в облике собора русское традиционное пятиглавие и повелела строить Смольный собор по образцу Успенского собора в Московском Кремле. Необыкновенной живописностью и пластичностью форм отличается архитектура каждого здания (рис. 6.34) и интерьера в ансамбле Смольного монастыря, особенно самого собора. Внутренняя отделка собора не была закончена из-за Семилетней войны. Завершил строительство ансамбля в 1830-х годах выдающийся русский архитектор В. П. Стасов.

Андреевская церковь в Киеве (1747-1753 гг.), живописно венчающая возвышенность над Днепром, отличается необычно выразительным силуэтом, образуемым одним куполом и четырьмя главками на раздвинутых башенках. Строительство храма осуществлял архитектор И. Ф. Мичурин. Для украшения фасадов этой церкви были использованы декоративные детали, заготовленные в виде чугунных отливок для Смольного собора. К сохранившимся ранним дворцовым сооружениям Ф. Б. Растрелли относятся два дворца в курляндских поместьях Бирона - Рундале и Митаве (Елгаве), выстроенные в 1736-1740 гг. под непосредственным руководством зодчего. В архитектуре обоих дворцов в виде замкнутых каре отчетливо прослеживается сдержанность в использовании декоративных аксессуаров, все прочнее внедрявшихся в практику дворцового строительства стиля барокко. Оба этих дворца еще близки к архитектуре петровского времени, причем дворец в Елгаве несколько ближе к произведениям зрелой поры творчества Ф. Б. Растрелли, чем Рундальский дворец.

С падением Бирона строительство дворцов было приостановлено, и они были достроены при участии Ф. Б. Растрелли лишь в 1760-х годах

Дворец М. И. Воронцова - уже типичное произведение, присущее выработавшемуся «почерку» зодчего. Центральный трехэтажный ризалит богато поэтажно (первый и второй этажи) украшен сдвоенными пристенными колоннами, а окна - фигурными обрамлениями. Благодаря выразительной пластике центра с раскрепованной средней частью (три пролета) контрастно выделяется на фоне спокойно решенных крыльев, замкнутых концевыми ризалитами. Дугообразные переходы соединяют собственно дворец со служебными флигелями, фланкирующими двор и «стянутыми» оградой.

С. Г. Строганова (1752-1754 гг.) на Невском проспекте Это дворец городского типа с замкнутым двором-садом и декоративным обрамлением дворовых фасадов, скрывавшим хозяйственные строения. Фасады дворца, обращенные на Невский проспект (главный - с воротным проездом) и набережную Мойки, отличаются изысканной композицией с выделением их центров, по-разному решенными декоративными портиками и блестяще исполненными наличниками окон.

Первый этаж с горизонтальной рустовкой трактован как цокольный, несущий в раскрепованных портиках колонны большого ионического ордера, капители которых оригинально украшены гирляндами цветов и листьями аканта. На крыше этого дворца даже дымовым трубам приданы декоративные очертания в виде ваз.

Зимний дворец Основная императорская резиденция- Зимний дворец (1754-1752)- формировалась в течение многих лет, первоначально из нескольких дворцов петровских вельмож. Несмотря на такой длительный, сопровождаемый многими перестройками процесс, в окончательном виде он привел к ясной композиции в плане, состоящей из четырех компактных блоков и соединяющих их корпусов, охвативших внутренний замкнутый двор крестообразной формы Все три доступных обозрению фасада поражают разнообразием и вместе с тем гармоничным единством. Путем различных сочетаний ризалитов и портиков достигается объемность структуры трехэтажного здания, а разнообразное сочетанйе трехчетвертных колонн в портиках, раскреповки карниза, балюстрады и статуи на ней создают поразительную живописность, подчеркиваемую окраской стен (фон), колонн и декоративных деталей. несмотря на многообразие, не нарушают единства впечатления от всего здания. Главный замысел - грандиозную анфиладу вдоль невского фасада - ему осуществить не удалось, и все остальные помещения были отделаны уже после его смерти.

Большой дворец в Петергофе

отражают два этапа творчества знаменитого зодчего. Если во внешнем облике Большого дворца в Петергофе (Петродворце), коренным образом перестроенного им в 1745-1752 гг., еще сохраняются черты архитектуры первой трети XVIII .В 1747 г. арх. Ф.-Б. Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны приступил к коренной перестройке дворца, оставив без изменений лишь центральную часть петровских Верхних палат, укрупнив галереи и превратив боковые флигеля в корпуса. Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало теме парадных шествий, придворных церемоний и дипломатических приемов. Золоченая Парадная лестница вела в Танцевальный зал, украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами в стиле барокко.

В 1763–67 гг. классицист арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот декорировал Портретный зал картинами в «шпалерной развеске» и отделал два Китайских кабинета – западный и восточный, примыкавших к петровскому залу в центре дворца. В 1770–73 гг. ученик Растрелли, арх. Ю. Фельтен дополнил отделку анфилады гостиных, используя приемы рококо, никальное фонтанное сооружение, одно из самых красивых в мире архитектурных сооружений - Главный (Большой) каскад Петергофа. Большой каскад состоит из трех самостоятельных лестничных каскадов с семнадцатью водопадными ступенями и объединяющего их грота. Украшают каскад 37 статуй, 29 барельефов и более 150 мелких декоративных украшений. Неизгладимое впечатление производят 64 фонтана ансамбля Большого каскада, которые одновременно выбрасывают 142 струи воды самой неожиданной формы. На всех посетителей он оказывает завораживающее действие.

Второй этап творчества растрелли(Большой(Екатерининский)дворец в Царском селе)-когда архитектура представляется как апофеоз декоративности и щедрости живописных композиционных приемов. Б. Растрелли реконструировал в 1752-1757 гг., искусно сохранив многое, сделанное его предшественниками, но обогатив здание де коративными элементами и новыми композиционными приемами. Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени и которые неоднократно перестраивались и надстраивались. Архитектор значительно увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты - в три этажа со слегка повышенной центральной частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое.

Громада дворца развернулась на 306 метров в длину; над восточным крылом засверкало пять золоченых куполов. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, словно перетекающих один в другой, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм.

Двухъярусная, залитая светом широкая Парадная лестница вела на второй, или, как его называли, «бель-прекрасный» этаж, который состоял из анфилады парадных помещений. Между Парадной лестницей и Большим залом (главным помещением дворца) Растрелли расположил пять антикамер. Эти просторные двухсветные гостиные, соединенные между собою тремя рядами дверей, были необычайно изобретательно украшены сдвоенными золочеными колоннами, резьбой, скульптурой, живописными плафонами, печами, облицованными изразцами.

Введение

Одним из направлений в архитектуре стал стиль барокко, родившийся в конце XVI века. Буквально оно означает: " вычурный, причудливый". В применении к архитектуре термин обозначал пышный декоративный стиль, в котором элементы конструкции не только не подчеркивали, но всячески маскировали. Вместо ясной гармонии в планировке и пропорций, свойственных Ренессансу, пришли усложненные криволинейные формы, создавшие иллюзорные пространства. На смену уравновешенности классической архитектуры пришла барочная иррациональность восприятия объемов, чувства противопоставили разуму.

Представителем этого направления был Франческо Бартоломео Растрелли.

Франческо Бартоломео Растрелли

Приехал в Россию шестнадцати лет от роду в качестве ученика и помощника своего отца Бартоломео Карло Растрелли, поступившего на службу к русскому царю и обязавшегося, согласно заключённому контракту "работать в службе его царского величества во всех художествах и ремёслах, которые он сам умеет".

Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Еще в 1729 г.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Императрица жаждала иметь новые роскошные дворцы. Размах и пышность строений должны были демонстрировать силу и могущество государства, а буйно украшенные фасады - укрыть расстроенные финансы. Построить такие здания мог только Растрелли с его неуемной фантазией. Волей-неволей пришлось обращаться к нему. Первым делом архитектору велено было закончить Летний дворец, эту уменьшенную копию знаменитого дворца Людовика XIV в Версале. Затем следовало довершить Аничков дворец на Невском проспекте, начатый талантливым Михаилом Земцовым. Потом сделать пристройку к Зимнему дворцу, изрядно расширить старый дворец царя Петра в Петергофе и приступить к изготовлению модели будущего первого женского монастыря в Петербурге. Так признали его талант.

Однако, подлинный расцвет творчества Ф. Растрелли, утверждение его, как автора нового стиля, "елизаветинского" или "русского" барокко - приходится на период царствования Елизаветы (1741-1761),

После переворота 1740 года, который осуществил Миних в пользу Анны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано прекратить все работы в Курляндии и срочно явиться в Петербург. Миних, который теперь стал первым министром поручил ему построить для новой правительницы Анны Леопольдовны российский Версаль в Летнем саду. В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.

В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затем от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе.

Дворцовый переворот 1741 года и воцарение Елизаветы Петровны способствовали расцвету русского искусства 40-50 годов XVIII века. И "впервые отечественное зодчество нового времени достигает эстетических высот, к которым оно стремилось в предшествующие полвека"*.

Это период расцвета стиля, получившего в России название развитого или высокого русского барокко, охватывающего разные виды художественного творчества и широко распространяющегося по всей стране. "На этой принципиально единой основе складывается синтетический характер искусства - практически нерасчленимый союз архитектуры, декоративной скульптуры и живописи".

Общественно - политическая ситуация той эпохи ставит на первое место необходимость создания дворцовых и церковных сооружений, являющихся ведущими постройками и в западноевропейском барокко. Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич. Важнейшие его проекты осуществлены в царствование Елизаветы Его роль в развитии нового стиля столь велика, что невозможно представить русское развитое барокко без творчества этого гениального художника, блистательно и могущественно синтезирующего русские национальные традиции с художественными веяниями Западной Европы.

Для Елизаветы, не любившей и, порой, опасавшейся Анны, Растрелли был типичным представителем "курляндского двора". Даже сменил подпись с "де Растрелли" на "фон Растрелли", объясняя позже сей поступок российской действительностью - чего не сделаешь ради хлеба насущного. И записал в своем Общем описании: "Архитектор на службе не имеет ничего, кроме своего жалованья, без какого - либо вознаграждения, всегда допустимого в других странах".

Семь лет ждал Растрелли подтверждения патента обер-архитектора, выданного Анной Иоанновной. В России надо уметь ждать.

Историк В.О. Ключевский так писал о дочери Петра: "Вступив на престол, она хотела осуществить свои девичьи мечты в волшебную действительность". Бесконечные праздники и торжества при Елизавете требовали подобающих сцен и обрамления. Строительство дворцов стало делом государственной необходимости. Их внушительные размеры и пышность скрывали расстройство финансов и тайное желание казаться сильнее, чем ты есть.

К 1743 г. в России работали архитекторы И. Коробов, А. Евлашев, С. Чевакинский,

А. Квасов и Г. Дмитриев. Адмиралтейский архитектор Коробов был слишком строг и утилитарен в проектах и для сооружения дворцов непригоден. Чевакинский и Квасов еще числились "архитектурными газелями". А Евлашева и Дмитриева по малой мере их таланта и размаха архитектурной фантазии в расчет не принимали. Оставался один Растрелли, чьи "инвенции" были всегда великолепны.

Елизавета Петровна жаждала иметь собственные роскошные дворцы и вынуждена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку деревянного Летнего дворца в Петербурге. В 1741-1744 гг. Растрелли построил в Санкт Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (над которым ему из-за капризов государыни пришлось трудиться 10 лет (не сохранился). А через несколько месяцев - продолжить строительство Аничкова дворца, начатого еще Земцовым.

Вскоре она потребует завершить Аничков дворец и готовить при этом чертежи дворцов в Перове под Москвой и в Киеве, а заодно и расширить Большой дворец в Петергофе, любимой резиденции своего отца. Какой надо было обладать трудоспособностью, чтобы успевать выполнять все эти повеления?

И вот в 1747 г. правительница одобряет план будущего Петергофа. Но патент обер-архитектора так и не подтвержден. Маэстро продолжает выжидать. В Петергофе уже готовят фундаменты для дворца, как вдруг Растрелли заявил, что собирается покинуть Россию. Двор в недоумении. "Канцелярия от строений" в растерянности. Императрица вынуждена уступить. В ноябре 1748 г. ее указом подтвержден патент обер-архитектора графа Франческо де Растрелли и увеличено его жалованье. Зодчий, все же, добился своего.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли , архитектор и скульптор, в 1716 году приехал с семьёй в Россию, так как после смерти короля Людовика XIV для него во Франции не оказалось работы. В контракте, подписанном Бартоломео Растрелли 19 октября 1715 года, указывалось, что "господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года..." [Цит. по 1, с. 208]. Таким образом в 16 лет Франческо оказался в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы.

В дореволюционной и советской литературе архитектора часто называют Варфоломеем Варфоломеевичем. Такое прозвище ему дали те, кому было непривычно или неприятно использовать иностранные имена. Сам же зодчий подписывал почти все документы по-французски: "de Rastrelli" или "Fransois de Rastrelli", то есть Француа де Растрелли. На итальянский же манер правильно будет его называть Франческо Бартоломео Растрелли.

Первым адресом итальянцев стал флигель бывшего дома Кирилла Наршыкина на Второй Береговой улице. Летом 1717 года они переехали в дом на Первой Береговой улице (ныне Шпелерной), который ранее принадлежал вдове старшего брата Петра I царице Марфе Матвеевне.

Франческо Бартоломео Растрелли учился мастерству у своего отца. До 1970-х годов считалось, что он уезжал в Италию или Францию на учёбу. Но подстверждающих это документов не существует. Скорее всего, этой поездки не было. Растрелли-младший был подмастерьем Растрелли-старшего. Через много лет, составляя перечень всего им сделанного, он причислит к своим работам и те, которыми руководил его отец. В петровское время Франческо помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова.

Стоит отметить, что Бартоломео Карло Растрелли всё же был больше скульптором, чем архитектором. Вероятно, в их совместной работе ярко проявлялся архитекрурный талант сына, который умело развивал и направлял в нужное русло отец.

В 1721-1727 годах Франческо Бартоломео Растрелли выполнил свою первую работу - дворец Антиоха Кантемира . Итальянский мастер впоследствии станет в России самым заметным архитектором эпохи барокко. Но эта его работа хоть и талантливая, но работа ученика. Дворец Кантемира был построен в стиле североевропейской архитектуры, а не итальянской или французской.

Семья Растрелли не потеряла заказчиков и после смерти Петра I. Даже враг Меншикова князь Долгоруков заказывал у них проект своего дворца.

Талант итальянца Растрелли не пропал и при взошедшей на русский престол племяннице Петра I Анне Иоанновне. Она истосковалась по роскоши и требовала для себя всего самого изысканного. Бартоломео Карло Растрелли умело этим воспользовался, поехав вместе с сыном на аудиенцию к новой императрице в Москву ко дню её коронации 28 апреля 1730 года. После встречи с архитектором она заказала ему строительство своего дворца (Анненгофа) в Кремле, а затем и в Лефортово. Растрелли-старший руководил строительством, а Растрелли-младший составлял проекты.

В 1732 году Франческо Бартоломео Растрелли поручили построить манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей . Заказ даёт Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны. Параллельно с этим семья Растрелли занимается проектированием новых Летнего и Зимнего императорских дворцов.

Примерно в это же время архитектор женился на некой девице Уоллес. Молодая семья поселилась в доме Бартоломео Карло Растрелли. В начале марта 1733 года у Растрелли родился сын Иосиф Яков, в последних числах 1734 года - дочь Елизавета Катерина де Растрелли, а в конце октября 1735 года - дочь Элеонора.

Бирон стал первым частным заказчиком архитектора. Осенью 1734 года он предложил Франческо Бартоломео Растрелли заняться возведением дворца в Курляндии, на что зодчий с удовольствием согласился. Это стало его первой крупной самостоятельной работой. Дворец Бирона в Руентале - самое раннее из сохранившихся творений Растрелли, созданное в 1736-1739 годах. В этом проекте Растрелли впервые для себя создал въездную башню-колокольню, что позже повторил в проекте Смольного монастыря .

В декабре 1737 года умер от холеры сын архитектора Иосиф Яков. 6 января 1738 года - дочь Элеонора.

В 1737 году Бирон стал герцогом Курляндским. Ему потребовалась ещё более роскошная резиденция, создание которой вновь было доверено Франческо Бартоломео Растрелли. Заказчик не был стеснён в финансовых средствах, что позволило архитектору полностью раскрыть свой талант. Дворец в Митаве строился с 1738, по 1741 год, до отправки Бирона в ссылку.

В 1738 году Растрелли наконец стал обер-архитектором с жалованием в 1 200 рублей в год. То, чего так желал Бартоломео Карло Растрелли при приезде в Россию, добился его сын спустя 22 года. При этом Растрелли-младший получил служебную квартиру в бывшем Зимнем дворце Петра I.

После сметри Анны Иоанновны в судьбе семьи Растрелли ничего не должно было измениться. Регентом малолетнего царевича Иоанна Антоновича стал хорошо им знакомый Бирон. Не повлияла на их судьбу и перемена власти в ноябре 1740 года. Регентшей стала мать царевича Иоанна принцесса Анна Лепопольдовна, при которой власть получил Миних. Этот немец также благосклонно относился к Растрелли, как и Бирон.

По указанию Миниха Франческо Бартоломео Растрелли бросил недостроенный дворец в Митаве и прибыл в Петербург. Несмотря на то, что архитектор писал прошение об оплате его работы в Курляндии, Миних не желал тратить казённые деньги на дворцы Бирона. Поэтому эта работа Растрелли осталась без оплаты.

В Петербурге зодчий начал проектирование нового дворца для Анны Леопольдовны. Но завершать этот проект он не спешил, так как мимо него не прошли слухи о возможной скорой смене власти. Так и произошло. В результате очередного дворцового переворота на престол взошла дочь Петра I Елизавета.

При новой власти из России выметается всё немецкое. Связи Растрелли с Бироном и Минихом не остались незамеченными приближёнными императрицы. В начале 1742 года Елизавета Петровна приказала графское достоинство Растрелли в России не признавать, задержать выплату его жалования, никаких поручений по строительству ему не давать.

В такой ситуации любой иностранец уехал бы из России. Но не Франческо Бартоломео Растрелли. Он понял, что его талант не может не быть востребован Елизаветой Петровной. Она, как и Анна Иоанновна, любила ту роскошь, которую создавал стиль барокко. Строительство дворцов при дочери Петра стало настоящей политикой. Вслед за ней обустраивать свои резаиденции стремились и её приближённые. А непревзойдённым мастером стиля барокко в России был только Растрелли. Другие зодчие здесь в то время были или слишком молоды, или не столь мастеровиты.

Растрелли не ошибся. Сначала императрица доверила ему довести до конца строительство Летнего дома, начатого им при Анне Леопольдовне. В этот Летний дворец поселилась сама Елизавета. В 1744 году архитектор принял участие в строительстве Аничкова дворца , начатого Земцовым . После смерти Земцова в 1743 году дворцом занимался Г. Дмитриев, но он не мог удовлетворить вкус императрицы.

В 1744 году Елизавета Петровна отправилась в путешествие по Малороссии, родине её фаворита Алексея Разумовского. 29 августа она прибыла в Киев. В этом древнем городе она повелела строоить храм в честь Андрея Первозванного и путевой дворец для своих следующих визитов. Проектирование этих объектов было поручено архитектору Шеделю , который через год предоставил на высочайшее рассмотрение проекты. Их императрица не одобрила, передав проектирование Растрелли. Он составил чертежи, но на само строительство у него не было времени. Руководство работами доверили архитектору Ивану Фёдоровичу Мичурину. В процессе строительства ему пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, которые не учёл Растрелли.

18 ноября 1744 года умер Бартоломео Карло Растрелли. На следующий день Франческо Бартоломео донёс в Канцелярию от строений о готовности к отливке конной статуи Петра I , которую создал его отец. Архитектор взял на себя окончание создание монумента, что счёл своим долгом перед отцом.

В 1746 году Елизавета Петровна решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы в Петергофе были поручены Франческо Бартоломео Растрелли. Когда-то Леблон отстранил от архитектурных дел в Петербурге его отца, а теперь Франческо Бартоломео продолжал работу Леблона. Первый проект перестройки был готов уже 6 марта, 7 мая 1747 года - следующий. Окончательный вариант Растрелли создал к 23 января 1749 года. Строительство в Петергофе Растрелли вёл ещё три года.

При правлении Елизаветы архитектор выполняет огромный объём работ. При этом звания обер-архитектора ему не возвращали и жалование не увеличивали. Пришлось Растрелли схитрить - он объявил о своём отъезде из России. Только после этого, 4 ноября 1748 года Растрелли получил звание обер-архитектора с жалованием 1 500 рублей в год. По всей видимости, из России Растрелли уезжать и не собирался.

Работы Франческо Бартоломео в 1748 году [Цит. по 1, с. 267]:

  • проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, где "все апартаменты внутри были украшены золочёной лепкой и живописью на плафонах в зале, галерее и парадной лестнице";
  • проект Смольного монастыря
  • строительство дворца в подмосковном селе Перово;
  • проект сооружения Андреевского собора в Киеве;
  • завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев и мебели специально для этого дворца;
  • проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге;
  • украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов;
  • (вероятно в этот же год) проект путевого дворца в Киеве, дворец Шепелева на Миллионной улице .

В этом же году после пожара в Кунсткамере к Растрелли обратились с просьбой восстановить восковую фигуру Петра I. Зодчий согласился, воссоздав труд своего отца по сохранившимся старым формам.

С Растрелли в разное время сотрудничали архитекторы С. И. Чевакинский , К. И. Бланк, И. Ф. Мичурин, А. П. Евлашев, В. И. Баженов . Со стороны архитекторов не сохранилось ни одной жалобы на Растрелли.

В 1748 году императрица Елизавета издала указ о начале строительства Смольного монастыря и поручила это Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Однако и уже созданное является одним из самых значительных творений архитектора.

В 1749 году Растрелли начинает принимать участие в строительстве Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе. Первоначально работы заключались лишь в переделке старого здания, однако с 1752 года архитектор начинает новую перестройку всего комплекса. Екатерининский дворец стал одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельский павильон Эрмитаж. Он же создал здесь и павильон Грот.

В 1749-1757 годах Растрелли строил дворец для канцлера М. И. Воронцова.

С 1752 по 1754 года по проекту Растрелли строился дворец Строгановых . Граф Строганов оказался единственным заказчиком, который кроме денежного вознаграждения одарил архитектора щедрым подарком. Он заказал портрет Растрелли у художника П. Ротари, приехавшему в Петербург, чтобы написать портреты членов императорской семьи.

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издаёт указ о начале строительства нового Зимнего дворца , строительство которого было поручено Франческо Бартоломео Растрелли. Из проектов переустройства Зимнего дома Анны Иоанновны вырос проект строительство новой императорской резиденции. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Перед началом строительства Зимнего дворца для Елизаветы Петрованы всего за несколько месяцев 1755 года была построена временная резиденция, обустройством которой занимался также Растрелли.

В середине 1750-х годов семья Франческо Бартоломео Растрелли переселилась на Невский проспект , в дом Саблукова (ныне дом №). К этому времени дочь архитектора Елизавета вышла замуж и вместе с супругом обитала в доме своего отца. Большая семья требовала больших денег. Растрелли помогали многочисленные частные заказы. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева.

В 1758 году по проекту Франческо Бартоломео началось строительство Гостиного двора на Невском проспекте.

Несмотря на постоянную занятость, денег всё-таки не хватало. Ведь должность обер-архитектора требовала ещё и присутствие на маскарадах два раза в неделю. Постоянно дорожали товары, а жалование оставалось прежним. Некоторые из помещений арендуемого дома, а может быть и целые флигеля, Растрелли сдавал в субаренду. В 1760 году в "Санкт-Петербургских ведомостях" публиковались объявления о продаже картин и лошадей. Архитектор продавал свои ценности.

В 1760 году отношения Растрелли с императрицей охладились из-за медленной реализации руководимых им проектов. Зодчий не был в этом виноват. Большие деньги в это время тратились на ведение войны. Финансирование петербургских строек было слишком скудным. 15 и 26 января 1758 года Сенат снимал со строек Зимнего дворца и Смольного монастыря кузнецов, ибо некому было оковывать колёса пушек. Но Елизавету Петровну это мало волновало. Вскоре было приостановлено и строительство Гостиного двора. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые посчитали его слишком дорогим. Денег не хватало и на этой стройке. В 1761 году строительство Гостиного двора возобновилось, но уже по другому проекту.

25 декабря 1761 года скончалась Елизавета Петровна, так и не успев поселиться в Зимнем дворце. Строительство императорской резиденции было завершено уже при Петре III. Он оказался единственным из правителей, наградивших Растрелли за труды. Он пожаловал архитектору звание генерала-майора и орден Святой Анны.

Пётр III правил совсем не долго. Уже летом 1762 года к власти пришла Екатерина II. При новой императрице итальянцу перестали давать важные заказы. Его стиль барокко вышел из моды. 10 августа Растрелли был отправлен в отпуск "для пользования болезни в Италию на год с выдачей полного жалования без вычету" с разовой выдачей ему 5 000 рублей.

Спустя год Франческо Бартоломео Растрелли вернулся в Петербург. Здесь он узнал об отъезде из России Ивана Ивановича Шувалова и канцлера Воронцова, а так же о том, что приглашённый в Петербург французский архитектор Валлен-Деламот переделывает интерьеры Зимнего дворца. 23 октября 1763 года императрица подписала указ об отставке обер-архитектора, назначив ему пенсию 1 000 рублей в год.

В Петербурге у Растрелли не осталось заказчиков. Но в Курляндию вернулся из ссылки Эрнст Иоганн Бирон. В конце марта 1764 года жена и дочь Растрелли уезжает к герцогу, так как тот решил завершить строительство дворца в Митаве. В августе за ними отправился Франческо Бартоломео.

В 1766 году по настоянию своего сына Бирон пригласил для работы в своей резиденции молодого датского архитектора Северина Иенсена.

24 февраля 1769 года Франческо Бартоломео Растрелли направился в Италию для закупки в Венеции, Флоренции и Милане картин италянских живописцев. В следующем году он привёз в Петербург для продажи 33 полотна. Одновременно с этим он направил в Академию художеств прошение об избрании его почётным вольным общником. 9 января 1771 года Академия удовлетворила такую просьбу.

Франческо Бартоломео Растрелли умер в 1771 году. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: "архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются". Точная дата смерти и место его захоронения до сих пор остаются неизвестными.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 205-371) 29.02.2012 г. 00:49
2) (Стр. 57-64) 03.11.2012 г. 12:13

Русифицированное имя и отчество Варфоломей Варфоломеевич; (1700-1771) - знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, граф, кавалер ордена Святой Анны и академик архитектуры.

Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), обрусевшего итальянца. Образование получил в Париже, учился также и у отца - скульптора. В 1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а вскоре начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в Италии, Германии и Франции. Растрелли являлся любимым архитектором Елизаветы Петровны, при ней были созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора. После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах - для Елизаветы Петровны, в Курляндии - для фаворита Анны Иоанновны, Эрнста Иоганна Бирона.

По заказу Анны Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф в Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 начинает работу над новым Зимним дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. В 1741, после восхождения на престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России.

В 1741-42 на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера, равно как и в другом, не менее известном, в своё время, его творении – Ропшинском дворцово-парковом комплексе .

По заказу императрицы Елизаветы, Франческо Бартоломео Растрелли запроектировал в Ропше большой ансамбль с дворцовым комплексом в центре и Верхним и Нижним садами по его сторонам. С этого времени мы можем говорить о создании именно дворцово-паркового ансамбля, а не просто комплекса построек с сопутствующим ему небольшим садом, ибо обе части комплекса становятся полноправными и неразрывными. И хотя зодчему, по причине начавшейся вскоре Семилетней войны, не удалось реализовать проект полностью, он создал на основе скромного усадебного дома Головкина новую композицию целого комплекса построек на обширном плато террасы. Старые палаты были соединены с новыми боковыми корпусами длинными одноэтажными галереями. К прежним флигелям пристраиваются ещё два корпуса.

У концов галерей с одной стороны появилась церковь, с другой – павильон «Эрмитаж». Перепланировке в излюбленном Растрелли стиле барокко подвергся и главный фасад здания. Черты фирменного стиля знаменитого архитектора - стройные белые колонны коринфского ордера - и сегодня гордо несут треугольный классический портик. Однако говорить о том, насколько велика роль Растрелли в обустройстве имения, трудно. Памятник сильно изменился в последующие годы, хотя композиционное решение знаменитого зодчего было сохранено его последователями.

Пожалуй, наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли первым соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им, прежде всего, из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

 
Статьи по теме:
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные
«Поющие в терновнике» — Колин Маккалоу
КЧ Романтический экспресс Книга оставила меня под впечатлением. Не могу однозначно сказать, под каким именно, хорошее оно или плохое. Не знаю, буду ли я когда-нибудь ее перечитывать. Вообще, я не склонна перечитывать книги, это как момент жизни - ты про