Гобелен из байе по сценам. Гобелен из Байё: история завоевания. Изображения на ковре из Байё

«Соборы Московского Кремля» - Иконы собора писал замечательный русский иконописец Андрей Рублёв. Почему исторические памятники являются национальными святынями Отечества? Фасад палаты облицован белым гранёным камнем, отсюда и название палаты. Архангельский собор Московского Кремля Архитектор: Алевиз Новый. Благовещенский собор Московского Кремля.

«Церкви храмы и соборы» - Храм Христа Спасителя в Москве. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Свято-Успенский собор. Какой архитектурный ансамбль является чудом русского деревянного зодчества? Гениальный архитектор крепостной Яков Бухвостов был неграмотным. Благовещенский собор Московского Кремля. Центральный – Покровский.

«Собор» - Собор. Строительство началось в 1386, закончилось в 1856. Обилие килевидных закомар и кокошников напоминает каменное кружево. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и другие. Собор Парижской Богоматери. В городе бывает несколько соборов. Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Земский собор.

«Софийский собор» - Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшими в сырую поверхность грунтовки. Наличие хоров во многих храмах Древнерусского государства было характерным явлением. С принятием христианства начинается сооружение храмов и монастырей. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве.

«Успенский собор во Владимире» - Здесь в то время находились мясные, сапожные, красильные ряды. Музей заповедник. Плато делится поперечными оврагами на три части. Успенский собор стал еще более величественным. Ведущую роль всегда играла центральная часть, или кремль. В знаменном гербовнике 1730г. впервые голова льва повёрнута в фас.

«Воскресенский собор» - Собор с трёх сторон окружен двухъярусными галереями. В который раз гляжу я на собор, Не в силах скрыть восторг и изумленье. Воскресенский собор (1652-1675). Подобье кружева – цветной узор Заворожил искусным исполненьем. Весь храм как белокаменное диво! К.Конюшев. Венчает собор мощное пятиглавие с простыми стройными восьмиконечными крестами.

Гобелен из Байё — тканый ковёр длиной около 70 метров хранится в музее французского города Байё. Сюжеты гобелена целиком и полностью посвящены норманнскому завоеванию Англии, и создавался он с целью прославления великой победы герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя. Изображения на гобелене переносит зрителя в гущу исторических событий 1066 года.

Гобелен из Байё был создан по заказу епископа Одо, одновременно с постройкой в городе собора в 1070-е годы и был завершен в 1077 году. Его вышивки сделаны шерстяной нитью по льняной основе. На многих сценах ковра присутствуют надписи, которые указывают на имена участников или места события . Почти все надписи вышиты тёмно-синей, почти чёрной шерстью. Некоторые французские имена записаны в архаичной форме («Rednes» ) или в англизированной («Bagias »). Для упоминания норманов иногда используется слово «Franci »

Для историков гобелен из Байё представляет собой незаменимый источник сведений по истории средневекового европейского оружия , гобелен бесценен тем, что на нём изображены сотни фигур нормандских и английских воинов со всеми деталями их снаряжения и вооружения времён нормандского завоевания Англии 1066 г.

НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 ГОД А — военное вторжение в Англию армии герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя, приведшее к утверждению на английской престоле Нормандской династии и переменам в политическом и социально-экономическом устройстве Английского королевства.

В конце X века Англия подверглась массовым набегам скандинавских викингов. Король англосаксов Этельред II , желая обеспечить себе поддержку в борьбе с викингами, в 1002 году женился на Эмме, сестре нормандского герцога Ричарда II, но так и не получив от него помощи Этельред II в 1013 году был вынужден бежать вместе со своей семьёй в Нормандию. Сыновья Этельреда II и Эммы почти 30 лет провели в изгнании, при дворе нормандского герцога.

К 1016 году вся Англия была завоёвана викингами, а королём стал Кнуд Великий, объединивший под своей властью Англию, Данию и Норвегию.

Лишь в 1042 году старшему сыну Этельред II , воспитанному в Нормандии, Эдуарду Исповеднику удалось возвратить себе престол Англии.

1064 год. В королевском дворце Вестминстера король Англии Эдуард Исповедник беседует со своим шурином Гарольдом, графом Уэссекса

Согласно нормандским источникам, международные позиции эрла Уэссекса Гарольда Годвинсона (Harold II ) в 1064/1065 годах резко ослабли, из-за крайне неудачной поездки в Нормандию. Отправившись в к нормандскому герцогу Вильгельму выкупать из заложников своего брата Вульфнота, Гарольд потерпел кораблекрушение и оказался в плену у Ги I (Guy I), графа Понтье (Ponthieu).

HIC WILLELM DEDIT ARMA HAROLDO = Здесь Вильгельм даёт (дадит) оружие Гарольду

После его освобождения по требованию Вильгельма Нормандского, Гарольд провёл некоторое время в Нормандии при дворе герцога, и Вильгельм подарил Гарольду оружие, посвящая его в рыцари .

UBI HAROLD SACRAMENTUM FECIT WILLELMO DUCI = Где Гарольд даёт (ДАСИ ) клятву герцогу Вильгельму

На Гобелене Байе и других нормандские источниках записано, что Гарольд принёс клятву верности Вильгельму Нормандскому на священных реликвиях, и обещал поддержать притязания Вильгельма на английский трон после смерти короля Эдуарда Исповедника. Рассказ об этой поездке и клятве Гарольда на святых мощах записан у всех средневековых хронистов (Гийом Жюмьежский, Вильям Мальмсберийский, Симеон Даремский, Роджер Ховеденский, Матвей Парижский и др.).

HIC HAROLD DUX REVERSUS EST AD ANGLICAM TERRAM = Здесь эрл Гарольд возвращается в английские земли

Нарушение Гарольдом этой клятвы после кончины Эдуарда Исповедника в 1066 году стало главным предлогом для организации вторжения в Англию Вильгельма Нормандского и в значительной мере обеспечило Вильгельму поддержку папы римского и европейского рыцарства.

ET VENIT AD EDWARDU[M] REGEM = и приходит к королю Эдуарду

В ночь на 5 января 1066 года английский король Эдуард Исповедник скончался, не оставив прямых наследников. На гобелене из Байё показана сцена похоронной процессии короля Эдуарда и его окутанное тело, лежащее на кусочке узорчатого византийского шёлка с повторяющимся рисунком пантер и грифонов.

Последний представитель англосаксонской королевской династии — внучатый племянник Эдуарда Исповедник а Эдгар Этелинг был молод (ему было около 15 лет) и не пользовался поддержкой англосаксонской знати.

Здесь король Эдуард в постели разговаривает со своими верными сторонниками. Здесь умирает в присутствии священника

Королём был провозглашён эрл Уэссекса Гарольд Годвинсон , являвшийся фактическим правителем Англии в последние годы правления Эдуарда Исповедника. Согласно английским источникам, Эдуард перед смертью объявил его своим наследником.

Летописец Орден Виталис (Orderic Vitalis) писал о Гарольде (Harold II), что его «отличали его большие размеры и сила тела, его отточенные манеры, его твердость ума и владение словами, всегда готовый остроумный ответ и множество превосходных качеств»

Здесь дают королевскую КОРОНУ (CORONA) Гарольду (…и топор, секиру, как символ власти)

Однако права на английский престол предъявил и герцог Нормандии Вильгельм, состоявший в отдалённом родстве с Эммой, матерью Эдуарда Исповедника .

Надпись: HIC RESIDET HAROLD REX ANGLORUM = Здесь сидит Гарольд, король Англии

Дурное предзнаменование.

Комета считалась предвестником несчастий, болезней и всевозможных катаклизмов.
В 1682 году Галлей рассчитал периодичность возвращения кометы к Земле через 75-76 лет. Именно эту комету в 1066 году запечатлели на гобелене из Байё .

Надпись: ISTI MIRANT STELLA. Люди видят появление кометы Галлея и думают, что это дурное предзнаменование, и ужасаются

Новость о комете приносят во дворец Гарольду. Под изображением короля в нижнем регистре гобелена возникает призрачный флот - намёк на грядущее вторжение норманнов Вильгельма.

Новости о смерти Эдуарда и коронации Гарольда пересекают Ла-Манш и достигают Вильгельма, герцога Нормандии.


Вильгельм в ярости, он предъявляет свои права на трон Англии и считает Гарольда узурпатором. Вильгельм решает вторгнуться в Англию и приказывает построить флот военных кораблей. По левую руку от Вильгельма сидит его сводный брат Одо, епископ Байё . Люди Вильгельма готовятся к вторжению в Англию. Лесорубы валят деревья и делают из них доски, которые используются для строительства кораблей

К лету 1066 года Вильгельм собрал армию около 4-7 тысяч воинов, и начал строить корабли для перехода через Ла-Манш.

Надпись: герцог Вильгельм приказывает строить корабли

Герцог Нормандии Вильгельм смог заручиться поддержкой папы Римского Александра II (1061-1073 годы), пославшего ему «знамя св. Петра». Эта поддержка позволила Вильгельму привлечь в своё войско не только нормандских вассалов, но и рыцарей из всей континентальной Европы (Бретани, Фландрии, Лотарингии, Пикардии, Мена, Аквитании и др.).

Надпись: HIC TRAHUNT NAVES AD MARE = Здесь тащат корабли до моря

В это же время к военному походу на Англию готовился и норвежский король Харальд Суровый, в союз с которым вступил младший брат эрла Уэссекса Гарольда Тости , объявленный в 1065 году вне закона и занимавшийся пиратством у южных и восточных берегов Англии.

В сентябре 1066 года норвежское войско Харальда Сурового высадилось в северной Англии, разбило в битве при Фулфорде (20 сентября) объединённые силы англосаксонских эрлов Эдвина и Моркара и заняло Йорк. Узнав об этом, Гарольд, находившийся на юге Англии, ожидая вторжения Вильгельма из Нормандии, выступил с войском на север и в кровопролитной битве при Стамфорд-Бридже (25 сентября) разбил норвежцев. Норвежский король Харальд Суровый и брат Гарольда Тости погибли в битве.

Англосаксонская армия Гарольда , вероятно, была крупнейшей армией Западной Европы. Ядро сухопутных войск составляли личную охрану короля — хускарлы (от др.-сканд. húskarlar, где hús — дом, karl - лично свободный человек) и эрлов (др.-англ. eorl - человек) — титул высшей аристократии англосаксонской Британии в XI веке, возникший под влиянием датского завоевания Англии. К середине XI века насчитывалось около 3000 королевских хускарлов, дружина крупного эрла состояла из 400-500 воинов. В армии Гарольда состояли отряды военно-служилой знати — тэны (англо-сакс.: þeg(e)n (ТЕГУН с 8 века); англ. thegn; лат. tainus), и национальное ополчение крестьян англосаксонской Британии - фирд (англо-сакс.: fyrd ; с 694 года) - представляющее собой армию, созываемую королём из свободных землевладельцев, по принципу выставления в ополчение одного солдата с каждой гайды (англ. hide, англо-сакс.: hϊd или hiwisc) — единицы обрабатываемого земельного участка одной семьи свободного крестьянина. Воины фирда были хорошо вооружены мечами и щитами.



Дождавшись благоприятной погоды, войска Вильгельма высадился в Англии 28-29 сентября 1066 года.

Вильгельм садится за пир со своими аристократами, а епископ Одо произносит молитву перед едой

Гарольд с войском около 7 тысяч человек, совершил марш-бросок на юг, навстречу с нормандскими войском Вильгельма близ Гастингса.

В день битвы при Гастингсе, утром 14 октября 1066 года , Вильгельм изображён одетым в доспехи, он получает благословение перед сражением.

Его нормандская кавалерия скачет галопом навстречу пешим английским солдатам Гарольда. Надпись: Здесь воины оставили Гастингс и пришли на битву против короля Гарольда

Во главе кавалерийского отряда - Вильгельм на чёрной лошади.

Герцог Вильгельм спрашивает у Витала, одного из вассалов Одо, видит ли он армию Гарольда.

события в английском лагере. Воин с наблюдательного поста сообщает королю Гарольду приближении нормандской армии герцога Вильгельма

Вильгельм, держа в руках булаву, произносит речь, чтобы вдохновить своих солдат. герцог Вильгельм говорит своим воинам приготовиться мужественно и мудро к сражению против армии англичан.

Нормандская кавалерия бросается в атаку, и битва при Гастингсе начинается 14 октября 1066 года.

Воздух наполняется летящими стрелами и копьями. Английская пехота защищается от них стеной щитов. Норманны атакуют с обеих сторон. Нижний регистр гобелена заполнен убитыми и ранеными солдатами.

Воины рубят друг друга боевыми топорами и поражают копьями. Братья Гарольда, Леофвин и Гирт, сражаясь, умирают. Надпись: Здесь пали Леофвин и Гирт, братья короля Гарольда.

Битва в самом разгаре. Воины и лошади падают на землю. Нижний регистр гобелена усеян поверженными солдатами и животными. Надпись: Здесь англичане и французы падают одновременно в бою.

Епископ Одо появляется на чёрной лошади в гуще сражения и, размахивая палицей, вдохновляет нормандских солдат.

Одо использует палицу, а не меч, поскольку епископы не должны проливать кровь. Надпись: Здесь епископ Одо, держа посох, ободряет юношей.

После падения с лошади Вильгельм снимает шлем, чтобы открыть своё лицо. Этим он показывает своим войскам, что всё ещё жив и вдохновляет их продолжать сражаться. Надпись: Здесь герцог Вильгельм.

Рядом с ним Граф Евстахий Булонский несёт знамя, которое послал Вильгельму Папа римский, чтобы продемонстрировать свою поддержку вторжению Вильгельма в Англию.

Кажется, что норманны одерживают победу в продолжающемся сражении. Многие солдаты убиты; один из воинов, у которого щит испещрён воткнутыми стрелами, изображён как будто с отрубленной головой. Надпись: Здесь французы сражаются и убивают тех, кто был с Гарольдом.

Одна из самых знаменитых сцен гобелена: смерть короля Гарольда. Вместе с тем кажется, что Гарольд изображён дважды. Сначала Гарольд извлекает стрелу из глаза, а затем его падающего поражает мечом нормандский рыцарь.

HIC HAROLD REX INTERFECTUS EST = Здесь король Гарольд убит

Когда король Гарольд убит, сражение англичанами проиграно. Победоносные норманны преследуют оставшихся на поле битвы англичан. Заключительная сцена гобелена утрачена. Возможно, она показывала коронацию Вильгельма в качестве короля Англии. Это соответствовало бы сцене в самом начале гобелена, изображающей короля Эдуарда, восседающего на троне всего два года назад.

ET FUGA VERTERUNT ANGLI = и англичане бегут

В сражении при Гастигсе н ормандское войско Вильгельма одержало победу, Гарольд и его братья погибли в бою.

Источники не позволяют однозначно реконструировать ход битвы, но, по-видимому, в успехе Вильгельма важную роль сыграло наличие в нормандской армии кавалерии, которая была переправлена на кораблях через Ла Манш. В англосаксонской Британии почти не использовалась кавалерия и лучники , а также крепость как средство контроля и защиты территории.

Сразу после битвы при Гастингсе часть светских и духовных англосаксонских магнатов в Лондоне провозгласили королём Эдгара Этелинга, однако при приближении нормандской армии Вильгельма они капитулировали, и в конце ноября, начале декабря, они принесли ему присягу как законному правителю Англии. 25 декабря 1066 года архиепископ Йорка Эальдред короновал Вильгельма в соборе Вестминстерского аббатства.

Отдельные восстания против власти Вильгельма Завоевателя продолжались до 1071 года. Крупнейшим стало восстание в Северной Англии летом 1069 года. Его поддержал флот, присланный королём Дании Свейном (Свеном) II (1047-1074 или 1076 годы), также претендовавшим на английскую корону, основываясь на своём родстве с Кнудом Великим.

Однако Вильгельм с войском зимой 1069 -1070 года совершил поход на север, разбил восставших и опустошил значительные территории в Йоркшире, Нортамберленде и графстве Дарем. Участвовавший в восстании Эдгар Этелинг бежал в Шотландию, а в 1074 году сдался Вильгельму, совершив церемонию заключения вассального договора, и признав его законным правителем Англии принёс ему оммаж.

Символическим закреплением власти Вильгельма над Англией стала земельная перепись, в результате которой была составлена Книга Страшного суда, а также присяга ему всех свободных держателей земли — «Солсберийская присяга 1086 года».

Нормандское завоевание Англии привело к быстрому и резкому изменению состава светской элиты Англии. За счёт конфискаций земель англосаксов, сражавшихся против Вильгельма Завоевателя при Гастингсе и участвовавших в последних восстаниях.

Вильгельм сосредоточил в своих руках обширные владения, которые активно раздавал своим приближённым. Однако они, как правило, получали земли в различных частях страны, поэтому в Англии, в отличие от Франции, не сложились обширные территориальные баронии.

К 1080-м гг. у землевладельцев англосаксонского происхождения, по-видимому, находилось менее 10% пахотной земли. Изменился и этнический состав высшего духовенства: в 1070-1175 годы на английские епископские кафедры назначались исключительно выходцы с континента или их потомки.

Важным последствием нормандского завоевания Англии стала утрата официального статуса древне-английского языка уже к концу правления Вильгельма Завоевателя.

Вместе с тем нормандские завоеватели сохранили сложившуюся в англосаксонскую эпоху передовую для раннего Средневековья систему центрального и местного управления и судопроизводства. Не были формально отменены судебники и другие правовые акты англосаксонских королей, сыгравшие важную роль в складывании во второй половине XII века системы «общего права» (Common Law). Последствия нормандского завоевания Англии с точки зрения оформления сеньориальной зависимости крестьянства остаются дискуссионным вопросом.


Байё (фр. Bayeux) - город в Нормандии (северо-запад Франции), в департаменте Кальвадос. Байё расположен в плодородной долине реки Ор, в 12 км от Ла-Манша.
В древности Байё был центром гальского племени байокассов, а во времена римлян носил название "Augustodorum" и, как показывают остатки водопровода, гимназии и других признаков цивилизации, достиг известной степени процветания.
В III веке эта область принадлежала к так называемому «Саксонскому берегу» (лат. Litus Saxonicum, современный департамент Антлантическая Луара), потом к территории Малой Саксонии (лат. Otlingua Saxonia, современный департамент Кальвадос), куда Карл Великий выселил покоренных им саксонцев. Потомки этих переселенцев ещё долгое время именовались «бессенские саксы». Байё был главным городом области Бессен. В IV веке в городе было основано епископство, а в IX веке к саксонскому элементу присоединился ещё один, тоже германского происхождения. Норманн Роллон (с 912 г. христианский герцог Нормандии) отнял Байё у графа Беренгарда, который был убит при штурме города викингами, и красивая дочь которого стала женой победителя. Таким образом Байё стал главным центром норманнской власти в Верхней Нормандии и дольше других городов сохранял скандинавские обычаи.
Главная достопремичательность города - кафедральный собор, постройка которого началась в 1105 г. и была закончена в 1497 г. В городе также находится музей, в котором экспонируется знаменитый «ковёр из Байё», памятник раннесредневекового искусства, представляющий собой вышитое полотно 50 см высоты и 70,3 м длины, изображающее главнейшие события из истории завоевания Англии Вильгельмом Нормандским. Во Франции гобелен известен как «Ковёр королевы Матильды», так как долгое время полагали, что эта картина вышита руками жены Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды. Однако в настоящее время существует и вторая теория, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё, один из ближайших соратников и единокровный (по матери) брат Вильгельма, и в этом случае, вероятно, изготовителями гобелена были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентербери.

Основным сюжетом гобелена является битва при Гастингсе(англ. Battle of Hastings, 14 октября 1066 г.) между англосаксонской армией короля Гарольда Годвинсона и войсками нормандского герцога Вильгельма:
«Бились ожесточенно большую часть дня, и ни одна из сторон не уступала. Убедившись в этом, Вильгельм дал сигнал к мнимому бегству с поля брани. В результате этой хитрости боевые ряды англов расстроились, стремясь истреблять беспорядочно отступающего врага, и тем была ускорена собственная их гибель; ибо нормандцы, круто повернувшись, атаковали разъединенных врагов, и обратили их в бегство. Так, обманутые хитростью, они приняли славную смерть, мстя за свою отчизну. Но все же они и за себя отомстили с лихвой, и, упорно сопротивляясь, оставляли от своих преследователей груды убитых. Завладев холмом, они сбрасывали в котловину нормандцев, когда те, объятые пламенем [битвы], упорно взбирались на высоту, и истребили всех до единого, без труда пуская в подступающих снизу стрелы и скатывая на них камни.»
Хронист Вильгельм Пуатевинский о сражении нормандцев и англосаксов.

Самое ранне письменное свидетельство о ковре содержится в описе имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 г. Ковёр был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной аммуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо?льшую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра.

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда. Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 г., например, коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Кроме того, согласно легенде, изображённой на гобелене из Байё, стрела попала в правый глаз короля. По другой же версии Гарольд был зарублен нормандскими рыцарями. Хроника Roman de Rou сообщает, что король Гарольд был ранен стрелой в глаз, но вырвал стрелу и продолжил сражаться, пока не пал под ударами нормандских рыцарей. Ещё раньше погибли братья короля Гирт и Леофвин. Оставшись без предводителей, англосаксонская армия ударилась в бегство, хотя дружина короля продолжала биться вокруг тела своего сюзерена до последнего.
Победа Вильгельма была полной. Несколько тысяч англосаксов осталось лежать на поле боя. Изрубленное тело короля Гарольда Вильгельм позднее отдал его матери для захоронения.

Памятная плита на месте гибели короля Гарольда:

Сражение при Гастингсе - одна из немногих битв, кардинально изменивших ход истории. Победа открыла перед Вильгельмом Англию. После недолгого сопротивления покорился Лондон, а уцелевшая англосаксонская аристократия признала права Вильгельма на английский престол.
25 декабря 1066 г. в Вестминстерском аббатстве состоялась коронация Вильгельма королём Англии. В результате нормандского завоевания было уничтожено древнее англосаксонское государство, на смену которому пришла централизованая феодальная монархия с сильной королевской властью, основанная на европейской рыцарской культуре и вассально-ленной системе. Развитию страны был дан новый толчок, позволившей Англии в короткое время превратиться в одну из сильнейших держав Европы.
На месте битвы при Гастингсе был основан монастырь Баттл (англ. Battle - «битва»), причём алтарь главной церкви монастыря находился прямо на месте гибели короля Гарольда. Позднее вокруг монастыря вырос небольшой город Баттл.

Поле битвы при Гастингсе. Вид с нормандских позиций:

Ковёр из Байё – огромное льняное полотно, расшитое шерстяными нитками 8 цветов. Его ширина достигает 53 см, а длина равна 68,38 метра. Объективности ради следует заметить, что данный шедевр раннего средневековья ковром-гобеленом не является. Это вышивка разноцветными нитями. Относится она к всемирным наследиям ЮНЕСКО. Хранится в городской ратуше города Байё (Франция – Нормандия). Данный шедевр был создан в XI веке. В IX-X веках жители северных прибрежных районов Франции регулярно подвергались нападению викингов . Те не только грабили, но и селились на разграбленных территориях возле моря. Так в устье реки Сены появилось герцогство Нормандское. Эту территорию французский король закрепил за предводителем викингов Роллоном в качестве феодального владения.

Нормандцы освоили верховую езду и стали грозной силой не только на море, но и на суше. В XI веке они стали претендовать на английский престол. Вылилось это всё в военный поход потомка Роллона Вильгельма в Англию в 1066 году. Нормандцы высадились на английском побережье и в битве при Гастингсе нанесли сокрушительное поражение англосаксам, во главе которых стоял король Гарольд. После этого в Англии установилось нормандское правление, а Вильгельм к своему имени получил добавление Завоеватель.

На ковре из Байё как раз и отражены вышеописанные исторические события. Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

  1. Романская архитектура Франции конца XI- хп вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика.

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества, непосредственно предшествующего готике (Под «готической» архитектурой публицисты и художники итальянского Возрождения подразумевали архитектуру, возникшую после падения античности, хотя собственно «готическим» мог быть назван разве только мавзолей остгота Теодорнха в Равенне. То, что ныне именуется «готикой», они называли «современной французской манерой» (opus francigenum), противопоставляя ей возрождавшуюся в Италии классику. В дальнейшем, вплоть до появления термина «романская архитектура», все зодчество средневековой Европы, в отличие от архитектуры Ренессанса, называлось «готикой».). В современном понимании этот термин охватывает все многообразное строительство на территории Западной Европы с начала XI в. до возникновения архитектуры «готической». «Романской» эта архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнем и т. д.), а также потому, что она возникла на территории, населенной народами, говорящими на языках «романской» группы.

То и другое верно лишь весьма относительно. Сходство некоторых конструктивных приемов еще не делает романскую архитектуру производной от римской, поскольку, при всей своей важности как средство решения различных пространственных задач, далеко не одни конструкции создают такую законченную в себе архитектурную систему, как романская. К тому же целый ряд чисто конструктивных приемов в системе опор и сводов строители романской эпохи создали независимо от римского наследия. Уже в предшествующий период прямой противоположностью римским композициям явилось беспокойное сочетание объемов в архитектуре Каролингов. Только в интерьерах ранних базилик самого Рима сравнительно долго сохранялось античное восприятие пространства

Обычно в экскурсиях Байе всегда идет вкупе с Каном – не только, потому что они расположены в 50 км друг от друга. (Мы их так и называли: Каё-Байё). Основные события в жизни этих городов происходили в одно время – в эпоху Вильгельма Завоевателя. И в данном контексте Байе служит дополнением к Кану, так как является хранителем уникальной реликвии эпохи Вильгельма Бастарда, превратившегося в Вильгельма Завоевателя.

Эта реликвия, так называемый ковер Байе, — 1070 года создания. Так называемый – потому что на самом деле это не ковер или гобелен в обычном понимании. Это узкое длинное полотно шириной в полметра и длиной под 70 метров, которое я бы его определила как первую киноленту, фильм, созданный возможными для того времени средствами.

В этом «фильме» грубыми шерстяными нитками по льняному полотну подробно и тщательно, с множеством сцен и персонажей, вышита история завоевания нормандцами Англии.

А интрига всех этих событий как раз и завязывалась в Байё. Здесь Гарольд, посланник английского короля Эдуарда Исповедника, был вынужден на святых мощах поклясться в верности Вильгельму, но клятву преступил, сам занял королевское место после смерти Эдуарда, чем вызвал вторжение возмущенных нормандцев в Англию и свою собственную гибель в битве при Гастингсе.

Заказ этого полотна сначала приписывали жене Вильгельма, Матильде Фландрской. Потом более вероятным заказчиком посчитали сводного брата Вильгельма, Одо, епископа Байе, который как раз в момент создания полотна выстроил в Байе кафедральный собор. Вышитая лента событий ежегодно стала выставляться в стенах собора, чтобы в горожанах не ослабевала память о тех героических событиях.

Несколько раз ленте грозило уничтожение. В годы Французской революции ее хотели использовать просто в качестве добротной льняной тряпицы. А потом Наполеон перевез ее в Париж. Прошли годы, ковер возвратился в Байе, только в соборе его уже не выставляют. Специально для него был построен трехэтажный музей.

Вот в него-то и попадает первый делом всякий прибывший в город добропорядочный турист.

На первом этаже музея и развернута уникальная лента – ковер Байе. На входе каждому дают аудиогид (есть на русском), который и разъясняет вам «кадр за кадром» по мере продвижения вдоль полотна. События изложены скрупулезно: вышиты здания, корабли, многочисленные персонажи, животные, детали одежды, еда. Изображен даже цыпленок на вертеле, загружаемый в качестве провианта на корабль. По краям полотна, сверху и снизу, вышит орнамент: иллюстрации к басням Эзопа.

Фрагменты

Орнамент

Пройдя 70 метров вдоль этого полотна, невольно проникаешься – даже не значимостью изображенных событий – а вот именно что уникальностью того, что только что проплыло перед твоими глазами. Других подобных аналогов в мире не существует.

Второй и третий этаж музея – для закрепления материала. На втором этаже можно в замедленном режиме на экране просмотреть каждую картину. Также там представлены вещи и макеты времен Вильгельма Завоевателя.

На третьем этаже демонстрируется 20-минутный фильм: то на английском, то на французском языках.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Всё пересмотрев в музее, турист перемещается во вторую достопримечательность Байё – кафедральный собор Нотр-Дам, в стенах которого ковер когда-то и демонстрировался. На освящении собора присутствовал Вильгельм Завоеватель.

На собор не поскупились – роскошный. Правда, от 11-го века сохранилось немногое. Все это готическое великолепие возникло позднее.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Крипта 11-го века

К счастью, от Второй мировой войны Байё практически не пострадал. Если за соседний Кан бились долго и ожесточенно, то Байё перешел в руки союзников уже на другой день после высадки.

В самом городе сохранилось много симпатичных местечек.

Мельницы на реке Орн

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод