Греческая буква на 7 месте. Греческий язык и алфавит

Привет, друзья! Открываю новую тему на сайте – греческий алфавит и греческий язык . Многим эта тема интересна, потому что родом из Греции не только вся европейская культура, но и многие языки.

Вернее сказать, очень многие алфавиты создались на основе греческого. Греческий алфавит дал жизнь латинскому алфавиту, кириллице, армянскому алфавиту и другим, сейчас уже ушедшим в небытие. Вот было бы здорово, если бы и китайский алфавит был родом из греческого! 🙂

Очень подробно об истории греческого алфавита пишет Википедия: . Самое примечательное, что греческие буквы и греческий шрифт мы все знаем. Буквы греческого алфавита используются в математике, физике, химии, астрономии, биологии… Все наши школьные, а потом и студенческие годы греческие буквы сопровождают нас в учебниках и тетрадях.

Буквы греческого алфавита

А вот и он – греческий алфавит во всей красе. И всего-то 24 буковки, а какое богатство языка!

Под звездочкой:

  • γ произносится мягко, с придыханием, напоминает украинское «г»
  • δ не имеет точного соответствия в русском языке, напоминает английское звонкое th – произносится с придыханием
  • θ не имеет точного соответствия в русском языке, напоминает английское глухое th – произносится с придыханием
  • ς пишется только в конце слова.

Интересно, что эти самые звонкие и глухие th мне никак не давались, когда я учила английский. Здесь же, в Греции, научилась произносить их правильно – δ и θ.

Современный греческий алфавит из 24 букв был создан в 403 году до н.э. по приказу Эвклида, тогдашнего афинского властителя, и имел целью создать единый алфавит для всего грекоязычного мира. Более древний алфавит состоял из 28 букв и каждая буква имела и определенное цифровое значение. Прообразом греческого алфавита послужил финикийский. Таким образом, более ранняя письменность Греции, существовавшая в микенскую эпоху — критское линейное письмо Б, существовавшее в 15-12 веках до н.э., к современному алфавиту не имеет никакого отношения. Кстати, образчик этого письма я видела в музее древних Микен.

Многие из вас планируют отдыхать в Греции, в Халкидики сейчас или в будущем. Ещё есть время, чтобы научиться элементарным фразам общения на греческом языке. А я постараюсь вам в этом помочь!

Скажите, показался ли вам сложным греческий алфавит? Греческий язык не из самых лёгких, но освоить его — это лучше понять душу Греции. Интересует ли вас греческий язык? Напишите пожалуйста в комментариях!

А теперь послушайте живую речь — сатирическая программа Лакиса Лазопулоса, анекдот про часы-кукушку (почти как наш):

Здравствуйте, меня зовут Ксения, уже несколько лет я живу в Греции и преподаю греческий язык по скайп в компании сайт.
С моей анкетой преподавателя Вы можете ознакомиться .

В своей преподавательской практике я много раз сталкивалась с тем, что ученикам трудно дается греческий алфавит. Возможно, подобная проблема, когда греческие буквы никак не хотят запоминаться и упорно путаются с латинскими (английскими), знакома и Вам. Опыт преодоления этого препятствия дал материал для настоящей статьи. Надеюсь, что мои советы помогут Вам в изучении греческого алфавита.

Итак, как же запомнить греческий алфавит?

Прежде всего, знайте - вы не одиноки, и вам ни в коем случае не стоит расстраиваться, а тем более отчаиваться! Трудности с запоминанием алфавита - это явление преходящее, буквы скоро перестанут путаться, нужно просто немного потренироваться. Кто-то из нас усваивает новый материал быстрее, кто-то медленнее. Проявите немного терпения и усердия, и через некоторое время чтение на греческом языке не будет составлять для Вас никакого труда!

В процессе работы над греческим алфавитом используйте всевозможные видео- и аудиоматериалы, например, этот:

;

Или вот такие, с примерами слов:
а) ΦΩΝΗΤΙΚO ΑΛΦΑΒΗΤO ME ΠΑΡΑΔΕΙΓΜΑΤΑ

;

;

Теперь для наглядности давайте поделим буквы на следующие группы:

Первая группа - это буквы, не вызывающие затруднений . Таких букв большинство:

Вторая группа - буквы, которые часто путаются с буквами латинского алфавита:

Чтобы преодолеть эту путаницу, необходимо уделить некоторое время чтению на греческом языке.

Третья группа - странные, непривычные для нас буквы:

Русское название

Звук в русской транскрипции

Эти закорючки то сливаются с другими буквами, то путаются между собой, нужна тренировка для запоминания!

Внимание! Обратите особое внимание на буквы, которые передают звуки, не существующие в русском языке!

Еще раз посмотрим на алфавит полностью:

Как видите, многие буквы и звуки греческого алфавита Вам знакомы, осталось потренироваться совсем чуть-чуть.

Если греческий алфавит все же никак не поддается заучиванию при вашем серьезном логическом подходе, постарайтесь вспомнить детство. Позитивный настрой и хорошее настроение - залог успеха!

Совет №1: Поработайте с песнями

Вот несколько детских песенок о греческом алфавите:

а) ΕΝΑ ΓΡΑΜΜΑ ΜΙΑ ΙΣΤΟΡΙΑ | Το Τραγούδι της Αλφαβήτου

б) «Το τραγούδι της Αλφαβήτας» с субтитрами

в) ΕΛΛΗΝΙΚΟ ΑΛΦΑΒΗΤΟ

г) Μια τρελή τρελή Αλφαβήτα

Песенки необходимо не только прослушать, но пропеть или даже выучить наизусть!

Если детские песни Вам не особенно интересны, вот лирико-философская песня про алфавит (видео снабжено субтитрами):

Слова песни:

Άλφα, βήτα, γάμα, δέλτα
σκόνη γίνεται κι η πέτρα - становится пылью и камнем
έψιλον, ζήτα, ήττα, θήτα
μοιάζει η νίκη με την ήττα - победа похожа на поражение

Βι, γα, δε, ζι, θι
κα, λα, μι, νι, ξι
πι, ρο, σίγμα, ταυ
φι, χι, ψι

Γιώτα, κάπα, λάμδα, μι
πόσο αξίζει μια στιγμή - насколько ценен один момент
νι, ξι, όμικρον, πι, ρο
φεύγω μα σε καρτερώ - ухожу, но жду тебя

Σίγμα, ταυ, ύψιλον, φι
μοναξιά στην κορυφή - одиночество на вершине
με το χι, το ψι, το ωμέγα
μια παλικαριά `ναι ή φεύγα - смелость или бегство

Совет №2:

Для лучшего запоминания распечатайте греческий алфавит в картинках и прикрепите листы в квартире на видном месте. В самом начале изучения можно приписать к буквам и транскрипцию, но учтите, что не все звуки греческого алфавита можно передать русскими буквами. Так, для передачи звуков δ и θ Вам нужно будет использовать транскрипцию межзубных звуков английского языка.

Совет №3:

Попробуйте «оживить» буквы. Подумайте, на что похожи самые трудные для Вас буквы греческого алфавита, и нарисуйте к каждой букве шуточную картинку. Идеи можно взять из серии греческих мультфильмов про буквы алфавита: даже если на данном этапе обучения Вы понимаете не весь текст мультфильма, летающую и поющую букву Вы уж точно запомните!

(картинка из мультфильма)

Мультфильм про букву Ζ (Зита)

Мультфильм про буквы ξ и ψ (Кси и Пси)

Совет №4:

Воспользуйтесь программами для изучения алфавита.

Хороший ресурс для изучения алфавита .

Совет №5:

Ну и наконец, Вы можете воспользоваться заданиями учебников:

а) пропишите каждую букву несколько раз;

б) запишите буквы греческого алфавита под диктовку по порядку и вразброс.

Алфавит и правила произношения выучены, самое время переходить к чтению. О том, как практиковаться в чтении, мы напишем в следующей статье.

Υ.Γ. А как вы запоминали греческий алфавит и сколько времени Вам на это потребовалось? Расскажите в комментариях о Вашем личном опыте и напишите свое мнение о статье!

Инструкция

Напишите первые четыре буквы греческого алфавита. Заглавная «альфа» имеет вид как обычная А, строчная может иметь вид «а» или горизонтальной петельки - α. Большая «бета» «В», а – привычная «в» или с хвостиком, опустившемся ниже строки – β. Заглавная « » выглядит как русская «Г», а вот строчная – словно вертикальная петелька (γ). «Дельта» представляет собой равносторонний треугольник – Δ или русскую рукописную «Д» в начале строки, а в ее продолжении больше похожа на «б» с хвостиком из правой части окружности - δ.

Запомните написание следующих четырех букв – «эпсилон», «дзета», «эта» и «тета». Первая в заглавном печатном и рукописном виде неотличима от знакомой «Е», а в строчном является зеркальным отражением «з» - ε. Большая «дзета» - это хорошо известная «Z». Другой вариант написания – ζ. В рукописях может выглядеть как письменная латинская f – вертикальная петля над линией строки и ее зеркальное отражение ниже ее. «Эта» «H» или словно строчная n с хвостиком вниз – η. «Тета» не имеет аналогов ни в латинском алфавите, ни в кириллице: это «О» с черточкой внутри – Θ, θ. На письме ее строчное начертание имеет вид латинской v, у которой правый хвостик поднят вверх и закруглен сначала влево, а потом . Есть еще один вариант написания – аналогично письменной русской «в», но в зеркальном отображении.

Уточните вид следующих четырех букв – «йота», «каппа», «ламбда», «мю». Написание первой ничем не отличается от латинской I, только у строчной не ставится вверху точка. «Каппа» - вылитая «К», но на письме внутри слова похожа на русское «и». «Ламбда»-заглавная пишется как треугольник без основания - Λ, а строчная имеет дополнительный хвост на верху и игриво загнутую правую ножку – λ. Очень похоже можно сказать про «мю»: в начале строки она выглядит «М», а в середине слова – μ. Ее еще можно написать как длинную вертикальную черту, опустившуюся ниже строки, к которой прилипла «л».

Попробуйте написать «ню», «кси», «омикрон» и «пи». «Ню» отображаем как Ν или как ν. Важно, чтобы при строчном написании был четко выражен угол внизу буквы . «Кси» - это три горизонтальные черты, которые или ничем не соединены или имеют по центру вертикальную линию, Ξ. Строчная буква гораздо изящнее, она пишется как «дзета», но с хвостиками внизу и вверху – ξ. «Омикрон» только называется незнакомо, а выглядит в любом написании как «о». «Пи» в заглавном варианте представляет собой «П» с более широкой верхней перекладиной, чем варианте. Строчная пишется или так же, как - π, или как маленькая «омега» (ω), но с залихватской петлей вверху.

Разберите «ро», «сигму», «тау» и «ипсилон». «Ро» - это печатная «Р» большая и маленькая, да и вариант выглядит как вертикальная черточка с кружочком - Ρ и ρ. «Сигму» в прописном варианте легче всего описать как печатную букву «М», которую опрокинули - Σ. Строчная имеет два варианта написания: кружок с хвостиком вправо (σ) или непропорциональная s, нижняя часть которого свешивается со строки – ς. «Тау»-заглавную как печатную «Т» , а обычную – как крючок с горизонтальной шляпкой или русскую письменную «ч». «Ипсилон» - это латинский «игрек» в прописном варианте: или v на ножке – Υ. Строчная υ должна быть плавной, без угла внизу – это признак гласного.

Обратите внимание на последние четыре буквы . «Фи» пишется как «ф» и в заглавном, и строчном варианте. Правда, последняя может иметь вид «с», у которой есть петелька и хвост ниже строки – φ. «Хи» - это наше «х» и большое и маленькое, только на письме черточка, идущая вниз слева направо имеет плавный изгиб – χ. «Пси» напоминает букву «I», у которой выросли крылья – Ψ, ψ. В рукописи она изображается аналогично русской «у». Отличаются заглавная «омега» печатная и рукописная. В первом случае это незакрытая петля с – Ω. Рукой напишите в середине строки кружок, под ним - черту, которые можно соединить вертикальной линией, а можно не соединять. Строчная буква пишется как сдвоенная «u» - ω.

Видео по теме

Источники:

  • Греческий алфавит. Технология письма
  • греческая буква из 4 букв

С написанием букв первоклассники знакомятся на уроках письма. Сначала дети учатся писать образцы разнообразных элементов, потом сами буквы и их соединения в слогах. Прописные буквы содержат больше элементов, нежели строчные, поэтому их начертание может вызвать у малышей трудности. Отсюда, важно правильно объяснить и показать написание заглавных букв.

Инструкция

Прочитайте детям загадку или , в котором в нескольких содержится звук, соответствующий изучаемой букве. Ребята должны его назвать. Предложите им нарисовать в тетрадях предмет на данную букву . Например, в «В большой книге Катя рассматривала цветные . На одной из них она увидела карусель» встречается звук «к» и буква К, учащиеся могут изобразить .

Продемонстрируйте заглавную букву на доске. Далее вместе с детьми проведите ее графический анализ. Например, буква Е состоит из двух полуовалов, заглавная буква Л из двух наклонных линий с закруглениями внизу и т.д.

Напишите заглавную букву на доске и прокомментируйте свои действия. Например, вы изучаете с учащимися букву И, объясните ее написание с помощью следующих слов: «Ставлю ручку на середину широкой строки, веду вверх, закругляю вправо и веду вниз наклонную линию до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, веду вправо до середины широкой строки, возвращаюсь вниз по написанной линии, рисую наклонную линию до нижней линии рабочей строки, закругляю этот элемент вправо». При показе все написание должно быть безотрывным!

Предложите ученикам обвести пальцем вашу прописную букву в воздухе или по образцу в тетрадях, сконструировать из ниток или , написать ручкой на кальке по образцу и т.п.

Перейдите в тетрадях. Учащиеся сначала обводят предложенные образцы в прописях, а потом самостоятельно пишут несколько букв. Далее дети могут сравнить свою работу с образцом. Для этого необходимо кальку с начертанной ранее буквой на свои в тетрадях.

Проведите опрос учащихся, целью которого будет проговаривание случаев написания прописных букв. Рассмотрите способы соединения заглавной буквы со строчными. Например, Сл – нижнее соединение, Со – среднее соединение, Ст – верхнее соединение.

Колонна – архитектурно оформленная вертикальная опора для верхних частей здания. В древнегреческой архитектуре – чаще всего круглый в поперечном сечении столб, поддерживающий капитель. Античная архитектура отличается многообразием, и не обязательно иметь искусствоведческое образование, чтобы различать виды греческих колонн.

Инструкция

Колонны занимали ключевое место в Древней Греции. Греками было разработано три архитектурных ордера, которые различались прежде всего стилями колонн: дорический, ионический и коринфский. Любой ордер состоит из собственно колонны (иногда поставленной на базу), стилобата, на котором стоят колонны, и капители, на которую в свою очередь опирается архитрав (несущая балка) с декоративным фризом и карнизом.

Древнегреческий алфавит

буква, название, произношение, латинская транслитерация
Α α альфа [а] долгое или краткое, a
Β β бета [б] b
Γ γ гамма [г] g
Δ δ дельта [д] d
Ε ε эпсилон [э] краткое, e
Ζ ζ дзета [дз] dz
Η η эта [э] долгое ē
Θ θ тета [тх] th
Ι ι йота [и] долгое и краткое, i
Κ κ каппа [к] k
Λ λ лямбда [л] l
Μ μ мю [м] m
Ν ν ню [н] n
Ξ ξ кси [кс] x
Ο ο омикрон [о] краткое, o
Π π пи [п] p
Ρ ρ ро [р] r
Σ σ сигма [с] s
Τ τ тау [т] t
Υ υ ипсилон [ü] как гласный в слове тюль , краткое и долгое, y
Φ φ фи [ф] ph
Χ χ хи [х] ch
Ψ ψ пси [пс] ps
Ω ω омега [о] долгое ō

Сигма на конце слова пишется в виде ς: σεισμός землетрясение

Древнегреческие гласные были долгими и краткими. Альфа, иота и ипсилон могли обозначать как краткий, так и долгий звук. Омега и эта - долгие [о] и [е] соответственно, омикром и эпсилон - краткие [о] и [е]. В современной традиции при чтении древнегреческого текста долгота гласных не передается. Однако знать ее нужно для правильной постановки ударения.

Гамма в сочетаниях γγ γκ γχ γξ читается как [н] ἄγγελος [ангелос] вестник , ἄγκυρα [анкюра] якорь , λόγχη [лонхэ] копье , Σφίγξ [сфинкс] сфинкс .

Согласные Φ Θ Χ изначально были глухими придыхательными [п х ] [т х ] [к х ]. Они довольно рано утратили придыхательность, превратившись в [ф], [т], [х]. Традиционно придыхание передается только при чтении теты. В новогреческом тета стала обозначать межзубный звук.

Дифтонги. αυ [ау] ευ [еу] - читаются в один слог. ου - читается как [у].
Αι [ай] Ει [эй] οι [ой] υι [üй]
В дифтонгах с так называемой "подписной иотой" она не читается ᾳ [а] ῃ [э] ῳ [о]
Если нужно показать раздельное произнесение гласных, над второй из них ставятся две точки πραΰς [пра-ус] кроткий

Придыхание. Над начальными гласными обязательно ставится знак придыхания.
᾿ - тонкое придыхание. на произношение не влияет
῾ - густое придыхание, произносится как украинское г (заднеязычный, звонкий, фрикативный). не будет большим грехом произносить густое придыхание и как русское [х]. ἡμέρα [хэмера] день , ἓξ [хэкс] шесть

Начальные υ и ρ всегда имеют густое придыхание. Густое придыхание над ρ не отражается в произнесении, латиницей передается как rh. На двух соседних ρ в середине слова ставятся знаки придыхания: тонкого над первым, густого - над вторым. При произнесении также не отражаются.

Еще над гласными ставятся знаки ударения, о которых речь пойдет в следующий раз.

Данный вариант чтения древнегреческих букв называется эразмовым произношением по имени Эразма Роттердамского , предложившего такое чтение после сопоставлени греческих слов, греческих заимствований в латинском и особенностей греческой графики. Существует и другой вариант - рейхлиново произношение. Он назван по имени оппонента Эразма - Иоганна Рейхлина . Рейхлин ориентировался на произношение, существовавшее в Средние века.
Особенности рейхлиновой системы.
1) густое придыхание не произносится
2) β читается как [в]
3) π после μ и ν озвончается в [б]
4) τ после ν озвончается в [д]
5) κ после γ и ν озвончается в [г]
6) θ читается как [ф]
7) Αι читается как [э]
8) звуки η и υ, а также дифтонги Ει οι υι стали читаться как [и]
9) αυ и ευ читаются перед звонкими согласными как [ав] и [эв], а перед глухими - как [аф] и [эф].
Систему Эразма часто называют этацизмом, а Рейхлина - итацизмом.

Греческий алфавит стал непрерывно использоваться с конца 9-начала 8 века до н. э. По предположению исследователей, эта система письменных знаков стала первой, в состав которой вошли как согласные, так и гласные, а также знаки, применяющиеся для их разделения. Какими были древние греческие буквы? Как они появились? Какая буква завершает греческий алфавит, а какая начинает? Об этом и многом другом далее в статье.

Как и когда появились греческие буквы?

Необходимо сказать, что во многих семитских языках буквы обладают самостоятельными названиями и трактовками. Не совсем ясно, когда именно произошло заимствование знаков. Исследователи предлагают различные датировки этого процесса от 14 до 7 веков до н. э. Но большинство авторов сходятся на 9 и 10 веках. Более позднее датирование несколько неправдоподобно, поскольку самые ранние находки греческих надписей могут относиться примерно к 8-му веку до н. э. или еще раньше. В 10-9 веках северо-семитские шрифты имели определенную схожесть. Но есть свидетельства о том, что греки заимствовали письменную систему конкретно у финикийцев. Это правдоподобно еще и потому, что эта семитская группа была наиболее широко расселена и активно занималась торговлей и мореплаванием.

Общая информация

Греческий алфавит включает в себя 24 буквы. В некоторых диалектах доклассической эпохи использовались и другие знаки: хета, сампи, стигма, коппа, сан, дигамма. Из них приведенные в конце три буквы греческого алфавита применялись и для записи чисел. В финикийской системе каждый символ называли словом, которое с него начиналось. Так, к примеру, первый письменный знак - "алеф" (бык, значит), следующий - "бет" (дом), 3-ий - гимель (верблюд) и так далее. Впоследствии при заимствовании для большего удобства были внесены изменения практически в каждое название. Буквы греческого алфавита таким образом стали несколько проще, потеряв трактовку. Так, алеф стал альфой, бет - бетой, гимель - гаммой. Впоследствии, когда некоторые символы были изменены или добавлены в письменную систему, названия греческих букв стали более осмысленными. Так, к примеру, "омикрон" - маленькое о, "омега" (последний символ в письменной системе) - соответственно, - большая о.

Новшества

Греческие буквы явились фундаментом для создания основных европейских шрифтов. При этом изначально система письменных знаков была не просто заимствована у семитов. Греки внесли в нее свои собственные изменения. Так, в семитской письменности направление начертания символов было или справа налево, или по очереди в соответствии с направлением строк. Второй способ написания стал называться "бустрофедон". Данное определение представляет собой сочетание двух слов, с греческого переводится как "бык" и "поворот". Таким образом, формируется зрительный образ животного, тащащего по полю плуг, меняя направление от борозды к борозде. В итоге в греческой письменности приоритетным стало направление слева направо. Оно, в свою очередь, вызвало ряд соответствующих изменений в форме некоторых символов. Поэтому греческие буквы более позднего начертания представляют собой отзеркаленное изображение семитских символов.

Значение

На основе греческого алфавита было создано и впоследствии развито большое количество систем письменных знаков, распространившихся на Ближнем Востоке и в Европе и использовавшихся в письменности многих стран мира. Не стали исключением и кириллица и латинница. Известно, что, например, при создании были использованы преимущественно греческие буквы. Помимо того что символы применялись для записи языка, их использовали как международные математические символы. Сегодня греческие буквы применяются не только в математике, но и прочих точных науках. В частности, этими символами называют звезды (например, для обозначения Тау Кита использовалась 19 буква греческого алфавита "тау"), элементарные частицы и прочее.

Архаичные греческие буквы

Эти символы не входят в классическую письменную систему. Некоторые из них (сампи, коппа, дигамма), как было сказано выше, применялись для числовых записей. При этом две - сампи и коппа - используются и сегодня. В византийское время дигамма была заменена на лигатуру стигма. В ряде архаических диалектах эти символы все же имели звуковое значение и употреблялись при записи слов. Важнейшими представителями греческого направления считается латинская система и ее разновидности. В частности, к ним относят гаэльское и Вместе с этим есть и другие шрифты, имеющие прямое либо косвенное отношение к греческому алфавиту. Среди них следует отметить огамическую и руническую системы.

Символы, применявшиеся для других языков

В ряде случаев греческие буквы применялись для фиксирования совершенно иных языков (например, старославянского). В этом случае в новую систему добавляли новые символы - дополнительные знаки, отражавшие существующие звуки языка. С течением истории в таких случаях часто формировались отдельные письменные системы. Так, например, произошло с кириллицей, этрусским и коптским алфавитами. Но зачастую система письменных знаков оставалась по существу неизменной. То есть при ее создании преимущественно присутствовали греческие буквы и лишь в незначительном количестве - дополнительные символы.

Распространение

Греческий алфавит имел несколько разновидностей. Каждый вид был связан с определенной колонией или городом-государством. Но все эти разновидности относятся к одной из двух главных категорий, применявшихся в западной и восточной греческих сферах влияния. Отличие между разновидностями состояло в звуковых функциях, которые приписывались символам, добавленным к тем, что уже содержались в письменной системе. Так, к примеру, на востоке произносили как ps, на западе же как kh, при этом знак "хи" на востоке произносил как kh, на западе - ks. Классический греческий шрифт являл собой типичный образец ионического или восточного типа письменной системы. Официально он был принят в 404 г. до н. э. в Афинах и распространился впоследствии по всей территории Греции. Прямыми потомками этого шрифта являются современные письменные системы, такие как, например, готская и коптская, сохранившиеся лишь в церковном употреблении. К ним также можно отнести и кириллический алфавит, принятый для русского и ряда других языков. Второй основной тип греческой письменной системы - западный - применялся в некоторых районах Италии и прочих западных колониях, относящихся к Греции. Считается, что эта разновидность письма положила начало этрусскому шрифту, а через него - латинскому, ставшему основным на территории Древнего Рима и Западной Европы.

 
Статьи по теме:
Транквилизаторы (анксиолитики): фармакологические свойства, направления совершенствования, проблемы безопасности применения
В психиатрической практике применяется достаточно обширная группа фармакологических препаратов. Психиатрия использует транквилизаторы чаще других медицинских областей. Но они применяются не только для лечения психопатических заболеваний.Так что такое тран
Послекурсовая терапия (ПКТ)
Для контроля уровня этих гормонов необходимо использовать специальные препараты, но производство тестостерона в большинстве случаев все же замедляется. После прекращения использования анаболиков атлетам необходимо в кратчайшие сроки восстановить синтез му
 Происхождение мумие Из чего делается мумие алтайское
Ученые и альпинисты сняли ролик о залежах мумиё: https://www.youtube.com/watch?v=gHU30ds17r0. Из видно, что мумиё прямо-таки растет внутри гор, стекает, как смола, по каменистым отложениям и застывает в причудливых узорах. Прииски для добычи мумиё имеют о
Как читали великие люди Читал сталин с какой скоростью
Изобретение монаха Раймон ЛуллияИтальянский монах, живший в средние века, Раймон Луллия предложил систему чтения, которая позволяла быстро читать книги, однако вплоть до 50 годов прошлого века скорочтение было уделом немногих ярких мыслителей и политиков,