Гробница Тутанхамона. История. Описание. Великая мистификация. Загадки гробницы Тутанхамона

Мы уже сегодня читали с вами Тутанхамона, а теперь давайте все таки ознакомимся с традиционной.

Лорд Карнарвон, типичный английский аристократ, был человеком увлекающимся. Страстный охотник, потом любитель дерби, затем спортсмен-автомобилист, поклонник аэронавтики, оказавшись из-за болезни лишенным всех прежних увлечений, он обратился к своему другу, директору египетского отдела в Британском музее У. Баджу, с просьбой посоветовать какое-либо интересное занятие, где не требуется физических усилий. Полушутя У. Бадж привлек внимание лорда Карнарвона к египтологии. А заодно подсказал имя Говарда Картера — молодого профессионального археолога, работавшего с известными учеными Питри и Дэвисом. То же имя назвал ему и Г. Масперо, директор Египетского музея в Каире...

Удивительным стечением обстоятельств и блестящим совпадением двух рекомендаций начинается эта история, полная загадок и тайн. История, которая до сих пор будоражит умы людей.


История открытия гробницы

Теодор Дэвис, открывший много царских гробниц, имел концессию на раскопки в Долине царей. В 1914 году, считая, что вся Долина уже перекопана и вряд ли возможна какая-либо серьезная находка, Дэвис отказался от концессии в пользу Карнарвона. И Масперо предупредил лорда, что копать в Долине царей — дело безнадежное и дорогостоящее. Но английский безумец верил в одержимость Г. Картера! Тот хотел во что бы то ни стало откопать гробницу Тутанхамона. Он почти вычислил ее местонахождение! Дело в том, что в разное время, работая с Дэвисом, Картер нашел фаянсовый кубок из гробницы, изломанный деревянный ларец с золотыми листочками, на которых начертано имя Тутанхамона, и глиняный сосуд с остатками льняных повязок — их забыли жрецы, бальзамировавшие труп фараона. Все три находки указывали на то, что гробница рядом, что она не расхищена, как многие и многие усыпальницы египетских царей.

Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трех находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он ока-зался не очень большим и находился между тремя могилами — Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришелся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет — вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня.

В первый год Картер наткнулся на остатки неизвестных стен. Оказалось, это руины домов, где жили резчики, каменотесы и художники, занятые работой над царской гробницей. Стены стояли не на скальном грунте, а на щебне, извлеченном из скалы во время строительства гробницы Рамзеса VI. Уважив последнего. Картер решил отодвинуть свою славу на шесть лет: он перенес раскопки щебня, оставив руины стен нетронутыми. К этому его подвигло желание не мешать многочисленным экскурсиям, ибо раскопки загромоздили бы и без того узкий проход к уже открытой и обследованной гробнице Рамзеса. Наконец, намеченный к расчистке треугольник был полностью освобожден от щебня. Однако следа искомой могилы археолог не обнаружил. Карнарвон, вложивший множество средств в это рискованное мероприятие, склонен был отказаться от задуманного. Больших усилий отчаявшемуся археологу стоило уговорить лорда продолжить поиски — "всего один сезон". Умеющий уговаривать Картер убедил аристократа.

На этом недатированном снимке Говард Картер - археолог, открывший гробницу Тутанхамона - исследует его саркофаг. Знаменитый египетский фараон страдал волчьей пастью и косолапостью, так что он, скорее всего, ходил, опираясь на трость. (AP Photo/File)

Вот записи из его дневника:

"Началась наша последняя зима в Долине. Шесть сезонов подряд мы вели здесь археологические работы, и сезон проходил за сезоном, не принося результатов. Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали мириться со своим поражением и готовились оставить Долину... "

3-го ноября 1922 года рабочие стали сносить стены бараков, оставленные Картером в 1917-м. Снося стены, они убирали и метровый слой щебня, находившийся под ними.

Ранним утром 4 ноября над Долиной вдруг установилась интригующая тишина. Картер немедленно помчался туда, где возле свежей ямы столпились рабочие. И он не поверил своим глазам: из-под щебня показалась первая ступенька, высеченная в скале.

К ним вернулся энтузиазм, и работы ускорились. Ступень за ступенью продвигалась группа к основанию лестницы. Наконец, вся лестница была свободна, и показалась дверь, заложенная камнями, замурованная и снабженная двойной печатью. Разглядывая оттиски печати, Картер с огромной радостью обнаружил царскую ее принадлежность: некрополь с изображением шакала и девяти пленных. Уже это давало надежду, что грабители не добрались до гробницы. Само ее расположение и обстоятельства раскопок говорили о том, что, видимо, о ней все давно забыли: каменотесы поленились унести от чужой усыпальницы щебень, выбиваемый из скалы, и сваливали его сначала на вход в усыпальницу Тутанхамона, а позже — и поверх него. Жрецам же, неусыпно охранявшим входы, это оказалось на руку, поскольку меньше оставалось вероятности, что грабители вспомнят о богатой гробнице. А если и вспомнят, перелопатить столько щебня, чтобы влезть в могилу, врагу не пожелаешь. Потом о гробнице забыли и сами жрецы... А позднее над этой гробницей построили дома для рабочих, трудившихся в Долине, тем самым окончательно похоронив и "засекретив" место усыпальницы юноши-фараона.

В верху кладки Картер проделал небольшое отверстие и, посветив в него, заглянул вовнутрь. Он ничего не увидел, кроме камней и щебня. Груды возвышались до самого потолка. Разуверившегося лорда Карнарвона не было не только в Долине царей, но и в Египте. Картер послал ему в Англию телеграмму. "Наконец, — говорилось в ней, — вы сделали чудесное открытие в Долине: великолепная гробница с нетронутыми печатями вновь закрыта до вашего приезда. Поздравляю".

"То был волнующий момент для археолога, — писал Картер. — Совсем один, если не считать местных рабочих, после долгих лет тщательных усилий я стоял на пороге того, что могло быть великолепным открытием. Все, буквально все, что угодно, могло находиться за этим входом, и понадобилось все мое самообладание, чтобы не взломать кладку и не приступить к немедленным исследованиям ".

Чтобы не искушать себя и для большей сохранности, Говард Картер вновь засыпал лестницу, поставил наверху охрану и стал ждать Карнарвона. Лорд Карнарвон и его дочь леди Эвелин Герберт прибыли в Луксор 23 ноября. Доктор Алан Гардинер, которого Карнарвон пригласил с собою в поездку, обещал прибыть в первых числах нового года. Доктор Гардинер — знаток папирусов, и его знания могли пригодиться при вскрытии гробницы, ибо первооткрыватели надеялись обнаружить в ней множество надписей, а возможно, и свитки. Когда лестницу вновь очистили, археологи пригляделись, наконец, к печатям. Несомненно, одна из них была царской, а другая жреческой: оттиск печати стражей некрополя. Значит, воры все же побывали в усыпальнице. Впрочем, если бы гробница была целиком ограбленной, не имело бы смысла вторично запечатывать ее. Но это обстоятельство сильно испортило настроение Картера, пока расчищали идущий с востока на запад коридор длиною в 27 футов. 26 ноября археологи обнаружили второй замурованный дверной проем.

Картер писал:

"Наконец мы увидели полностью расчищенную дверь. Наступил решающий момент. Дрожащими руками я проделал узкую щель в верхнем левом углу каменной кладки. За нею была пустота, насколько я мог определить железным щупом... произвели пробу воздуха на пламя свечи, на предмет скопления опасных газов, а затем я немного расширил отверстие, просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора. Сначала я ничего не разглядел, потому что поток горячего воздуха из гробницы задувал свечу. Но постепенно глаза мои привыкли к мерцающему свету, и передо мной из полумрака начали возникать странные животные, статуи и... золото — повсюду сверкало золото! На какое-то мгновение — тем, кто стоял рядом со мной, оно показалось вечностью! — я онемел от изумления. Наконец лорд Карнарвон с волнением спросил:

— Вы что-нибудь видите?

—Да, — ответил я. — Чудесные вещи... "



Печать на двери гробницы

Сокровища гробницы

Сотни предметов находились в помещении, впоследствии названном Передней комнатой, в полнейшем беспорядке, "как ненужная мебель в чулане", по меткому выражению сэра Алана Гардинера. И только две фигуры в полный рост, симметрично взаимонаправленные, стояли по обеим сторонам замурованного и запечатанного дверного проема, что находился по правой стене. Фигуры были из дерева, пропитанного чем-то вроде асфальта, раскрашенные черными и золотыми красками, на лбу у них были царские уреи, а в руках — золотые жезлы. Каждая из фигур опиралась на длинный посох. После осмотра содержимого Передней комнаты Картер и Карнарвон поняли значение замурованного входа:

"За запечатанной дверью были другие покои, может быть, целая анфилада, вне всякого сомнения... мы должны были увидеть останки фараона".

Один из коллег Картера писал не менее взволнованно:

"Мы увидели нечто невероятное, сцену из волшебной сказки, великолепную сокровищницу из оперных декораций, воплощение снов творящего композитора. Напротив нас стояло три царских ложа, а вокруг них сундуки, ларцы, алебастровые вазы, обитые золотом кресла и стулья — нагромождение сокровищ фараона, который умер... еще до того, как Крит достиг расцвета, задолго до рождения Греции и зачатия Рима, — с тех пор прошло больше половины истории цивилизации... "

Постепенно выявлялись другие подробности: скорее всего, грабителей застали на месте преступления, и они, побросав все, что нахватали, в спешке и беспорядочно бежали, не успев причинить большого вреда. Но не менее беспорядочно поступили жрецы: торопливо засунув обратно в сундуки царские одежды и предметы, из которых мелкие ссыпали туда же, хотя хранились они явно в других ларцах, стражи некрополя столь же поспешно покинули гробницу и замуровали вход в нее. Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнет извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца.

Тем временем в Каире к Египетскому музею стали пристраивать специальное отдельное крыло для работы и хранения новой экспозиции. От Службы древностей Картер получил специальное разрешение использовать усыпальницу фараона Сети II как лабораторию и мастерскую. В нее переносили по одному предметы из гробницы, предварительно обрабатывали и отправляли в Каир. Были привлечены к работе другие археологи — Литгоу, куратор Египетского отдела Метрополитен-музея; Бертон — фотограф; Уинлок и Мейс, тоже из Метрополитен-музея; рисовальщики Холл и Хаузер, Лукас — директор египетского департамента химии. Алан Гардинер прибыл для расшифровки надписей, ботаник профессор Перси Ньюберри — для б определения цветов, венков и других найденных в гробнице растений.

В Передней комнате обнаружили более шестисот предметов, и все они были тщательнейшим образом описаны и зарисованы самим Картером.

Многое, с чем столкнулся Г. Картер, было впервые. Первый нетронутый царский гроб, первая по количеству предметов коллекция, первый... ажиотаж вокруг раскопок, поистине всемирный! Ни разу археологи не сталкивались с этой проблемой: сотни репортеров, толпы посетителей, мешающие работать. Мировая пресса публиковала свои выводы на ту или иную тему — вплоть до того, что "Тутанхамон является тем самым фараоном, при котором произошел исход евреев из Египта". Позволил себе далеко идущие выводы и В. Викентьев, писавший с места событий в Москву. По-своему растолковав зажатость помещения гробницы, он решил, что Тутанхамон был перезахоронен, и не единожды — по примеру неприкаянного Рамзеса III, которого жрецы переносили с места на место три раза! Он даже нашел единомышленников якобы в лице Борхардта, Ранке и Бенедита. И при этом путался в именах фараонов и жены Тутанхамона Анхесенпаамон...

Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь.


Детальное фото гробницы Тутанхамона, правившего Египтом с 1358 по 1350 гг до н.э. (AP Photo)

О вскрытии "Золотого Чертога" рассказывал сэр Алан Гардинер:

"Когда Картер снял верхний ряд кладки, мы увидели за ней стену из сплошного зелота, во всяком случае, так нам показалось на первый взгляд. Но, когда была убрана вся кладка, мы поняли, что видим одну сторону огромного внешнего Ковчега. Мы знали о таких ковчегах по описаниям в древних папирусах, однако здесь он был перед нами. Во всем своем сине-золотом великолепии он заполнял все пространство второй комнаты. В высоту он почти достигал потолка, а между его стенками и стенами комнаты оставалось не более двух футов. Сначала внутрь вошли Картер и Карнарвон, протискиваясь сквозь узкое пространство, и мы ждали, пока они вернутся. Когда они вышли, оба изумленно всплеснули руками, не в силах описать, что они увидели. За ними последовали другие, пара за парой. Помню, как профессор Лако сказал мне с усмешкой: "А вам лучше не пробовать: слишком уж вы... солидный ". Тем не менее, когда пришла моя очередь, я вошел во внутреннюю комнату с профессором Брэстедом. Мы протиснулись между стенами и ковчегом, свернули налево и очутились перед входом в ковчег с большой двустворчатой дверью. Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с еще не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвертом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год ".

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

"В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Когда были завершены все подготовительные работы, Картер стал открывать сам ковчег. Как уже говори- лось, внутри был вставлен еще один, по убранству ничуть не уступающий внешнему, а, сорвав царские печати, археолог нашел еще два ковчега, один в другом, и они были не менее прекрасны, чем первые два. Открыв и их, Картер коснулся царского саркофага. Саркофаг был сделан из желтого кварцита и стоял на алебастровом постаменте. Крышка саркофага была изготовлена из розового гранита. Камнерезы постарались: горельефы с четырех сторон изображали охраняющих саркофаг богинь, обнимающих его руками и крыльями.

Три месяца разбирались четыре ковчега. Мастера соединили их части при помощи крюков и ушек. Чтобы вынести ковчеги, Картеру пришлось разрушить целую стену, отделявшую "Золотой Чертог" от Передней комнаты. Гроб покоился под льняным саваном, от времени сделавшимся бурым. Система блоков подняла тяжелую крышку саркофага, и саван был тоже убран. Присутствующие стали очевидцами ослепительного зрелища: выструганный из дерева золоченый гроб по форме повторял мумию и сверкал, будто был только что сделан. Голова и руки Тутанхамона были изготовлены из толстого листа золота. Глаза из вулканического стекла, брови и веки из стеклянной массы бирюзового цвета — все выглядело "как живое". Орел и аспид были обозначены на лбу маски — символы Верхнего и Нижнего Египта. Важнейшая деталь, о которой предоставим высказаться самому археологу:

"Что, однако, среди этого ослепительного богатства производило наибольшее впечатление, — это хватающий за сердце веночек полевых цветов, который положила на крышку гроба молодая вдова. Весь царственный блеск, вся царская пышность бледнели перед скромными, повлекшими цветами, которые сохранили еще следы своих давних свежих красок. Они красноречиво напоминали нам, насколько мимолетным мгновением являются тысячелетия ".

К удивлению ученых, внутри, под крышкой гроба, оказался еще один гроб, изображавший фараона богом Осирисом. Неоценима художественная ценность его, украшенного яшмой, лазуритом и бирюзовым стеклом, а также позолоченного. А подняв вторую крышку. Картер обнаружил третий гроб из толстого золотого листа, целиком копирующий фигуру мумии. Гроб был усыпан полудрагоценными камнями, на шее фигуры сверкали ожерелья и бусы разных цветов.

Мумия была залита ароматической смолой, а голову и плечи покрывала золотая маска, лицо фараона было грустным и несколько задумчивым. Выполненные из золотого листа руки были скрещены на груди.

Сняв маску, археологи взглянули в лицо мумии. Оно оказалось удивительно похожим на все найденные маски и изображения Тутанхамона. Мастера, изображавшие покойного, были самыми "завзятыми" реалистами.

Доктор Дерри, разматывая повязки мумии, обнаружил 143 предмета: браслеты, ожерелья, перстни, амулеты и кинжалы из метеоритного железа. Пальцы рук и ног находились в золотых футлярах. При этом резчики не забыли обозначить ногти.

Позади усыпальницы искатели обнаружили вход в другую комнату. И она была полна чудес... Археологи назвали ее Сокровищницей. Там стоял ковчег для каноп фараона, охраняемый четырьмя богинями из золота, золотые колесницы, изваяние бога Анубиса с головой шакала, огромное количество ларцов с драгоценностями. В одном из них, открытом Картером, сверху лежал веер из страусовых перьев, выглядевший так, будто его положили туда вчера... Через несколько дней перья вдруг начали быстро ссыхаться, их едва успели законсервировать.

"Однако, — вспоминал Алан Гардинер, —когда я увидел их впервые, они были свежи и совершенны и произвели на меня такое глубокое впечатление, какого я не испытывал и, наверное, уже не испытаю никогда ".

Кроме ковчега-часовенки, где хранились мозги, сердце и внутренности покойника, изъятые у него во время бальзамирования, и лежащего на золоченых носилках бога-шакала Анубиса, у стен стояло множество ларцов из слоновой кости, алебастра и дерева, инкрустированных золотом и голубым фаянсом. В ларцах находились бытовые предметы и несколько золотых статуэток самого Тутанхамона. Здесь же стояли еще. одна колесница и модели парусных челнов. Главное, что обнаружил в сокровищнице Говард Картер, — то, что ее не коснулась рука грабителя. Все было на тех местах, куда поставили жрецы Амона.

Для археологии ценность этого открытия заключается не только в найденных сокровищах, а в том, с каким высоким искусством и тщательностью были описаны и сохранены все эти прекрасные вещи.


Барбара Холл из Университета Чикаго и Йел Нилэнд достают сокровища Тутанхамона в Новом Орлеане 6 сентября 1977 года. (AP Photo)

Тайна проклятия

Сэр Алан Гардинер упомянул одну очень важную вещь: строительство позднейшей гробницы Рамзеса VI. Каменотесы, словно бы не задумываясь, отбрасывали щебень не просто к подножию скалы, в которой высекали гробницу. Кажется, будто вход в усыпальницу Тутанхамона завален нарочно. Для чего? Что заставило рабочих и руководителей работ поступить так? Почему, несмотря на сильную охрану некрополя, практически все гробницы были разграблены, а могила Тутанхамона, простоявшая несколько десятков лет нетронутой, подверглась всего только одной попытке ограбления, закончившейся неудачей?..

Ах, как он был прав!.. К сожалению, археологи при вскрытии захоронения брали пробы лишь на пламя свечи, то есть на опасные газы... Как часто рок преследует искателей древностей, особенно в Египте! Мумия, пролежавшая в своей камере, в своем гробу более трех тысячелетий, будто живая, сторожит свои богатства.

Затем последовали события, к археологам имеющие не столь прямое отношение. Возникла проблема с монополией на газетную информацию, которую лорд Карнарвон отдал известной "Тайме". Неимоверно возрос поток посетителей. Наконец, угрожающе нелепая и грязная в своей основе ссора между лордом и Картером на предмет "дележа" добычи из гробницы. Аристократ уподобился древнему грабителю, требуя "свою долю". Точно бес вселился в лорда Карнарвона, прекрасно осведомленного, что Дэвис прилюдно отказался от своей "доли" в пользу Египетского музея. А расчленять уникальную находку, которая и по сей день является единственной в своем роде. было бы непростительно и даже преступно. Хотя бы по отношению к нам, потомкам, и тем, кто придет за нами.

Археологи достают предмет из гробницы фараона Тутанхамона в долине фараонов в Луксоре, Египет, 1923 год. (AP Photo)

Мы говорим "точно бес". А может быть, и вселился кто-то в лорда в те мгновения, что он провел в ковчеге?.. Здесь, конечно, скрыта определенная тайна. Многое перестало быть прежним после того, как двадцать человек попарно побывали в "Золотом Чертоге".

"Они обменялись самыми язвительными словами, — пиcал Брэстед о Картере и лорде Карнарвоне, — и Картер в ярости попросил своего старого друга удалиться и никогда больше не возвращаться. Вскоре после этого лорд Карнарвон заболел лихорадкой из-за воспалившейся раны. Некоторое время он еще боролся. Но началось воспаление легких, и 5 апреля 1924 года он умер в возрасте 57 лет. Газетчики приписали его смерть древнему проклятию фараонов и раздували эту суеверную выдумку, пока она не превратилась в легенду ".

Однако припомним следующее. Граф Эмон, известный мистик своего времени, не поленился написать лорду:

"Пусть лорд Карнарвон не входит в гробницу. Опасность грозит ему, если он не послушает. Заболеет и не выздоровеет ".

Смертельная лихорадка настигла лорда буквально через несколько дней после события, о котором предупреждали. Противоречивы и заявления близких и врачей. Брэстед пишет о "воспалившейся ране", а другие — об "укусе заразного москита", которого лорд якобы всегда боялся. Человек, не опасавшийся в жизни ничего! Смерть нашла его в номере гостиницы "Континенталь" в Каире. В той же гостинице скончался вскоре американец Артур Мейс. Он пожаловался на усталость, затем впал в кому и умер, не успев передать врачам своих ощущений. Диагноз они поставить не смогли! Радиолог Арчибальд Рид, исследовавший тело Тутанхамона при помощи рентгеновских лучей, был отослан домой, где вскорости умер "от горячки".


Конечно, не всех египтологов настигла смерть немедленно после вскрытия ковчега. Благополучно прожили длинную жизнь леди Эвелин, сэр Алан Гардинер, доктор Дерри, Энгельбах, Бертон и Уинлок. Профессор Перси Ньюберри умер в возрасте 80 лет в августе 1949 года, как Дерри и Гардинер. Сам Картер дожил до 1939 года и скончался в возрасте 66 лет.

Причину смертей мы, вероятно, найдем, если примем неожиданные смерти в группе Картера, в том числе и гибель лорда Карнарвона, за события одной цепи. Очевидно, группу воров, застигнутых жрецами на месте преступления, постигла та же участь. Никто не поручится за то, что в скором времени не отправились к праотцам и сами жрецы некрополя, запечатавшие вторично вход в гробницу, куда они второпях сбросили отнятые у грабителей предметы. Видимо, "проклятие", висевшее над усыпальницей юного Тутанхамона, не бред журналистов, а реальность. Воры больше не прикасались к золоту фараона, как бы им этого ни хотелось. Жрецы тоже не отважились на ограбление!.. Доподлинно ведь известно, что во многих кражах из царских могил жрецы участвовали... Посягать на гробницу Тутанхамона никто не решился: в сознании грабителей много веков держался четкий запрет прикасаться к вещам почившего правителя. А завал из щебня, предпринятый каменотесами поздней гробницы Рамзеса VI, выглядит не как сокрытие от кого-либо следов погребения Тутанхамона — что каменотесам до его сокровищ! — а ликвидация причин к искушению забраться в гробницу. Видно, легенда о "проклятии", о таинственных смертях и болезнях много веков передавалась из уст в уста. Грабитель всегда рискует, но надеется перехитрить судьбу, охрану, обстоятельства и т.д. Здесь же любой безумец был обречен, то есть заранее шел бы на верную смерть. В результате Картер вскрыл только две печати на замурованной входной двери. Третья (не говоря о четвертой и т.д.) печать на ней так и не появилась, поскольку больше не было попыток ограбления. И совершенно не прав В. Викентьев, выдвинувший в своих "Письмах" журналу "Новый Восток" в 1923—1924 годы предположение о том, что было осуществлено перезахоронение Тутанхамона якобы под гробницу Рамзеса VI: замурованный вход в гробницу юноши царя запечатан подлинной печатью фараона, которой во времена позднего царя уже не существовало. Еще одним обстоятельством, указывающим на подлинность захоронения, является тот самый букетик полевых цветов, идентифицированных профессором Ньюберри: его могла оставить только любящая женщина. Или... Здесь мы подходим к сложной схеме тайны, многие звенья которой до сих пор не известны и вряд ли станут известны когда-либо. Каким было "проклятие", кем и для чего оно было наложено на могилу малозначительного юного фараона, который и пожить-то толком не успел? Всякому царю пелись гимны и слагались "подвиги", коих тот не совершал, а здесь налицо явное отсутствие каких-либо прижизненных заслуг, кроме, конечно, возвращения культа Амона, к которому, по некоторым соображениям, Тутанхамон все же мало причастен.

Гробница Тутанхамона. Снимок сделан в 1920-ые годы. (AP Photo)

Изобилие колесниц и изображений мчащегося на колеснице мальчика-фараона говорит не столько о божественном его происхождении, которое утвердилось для фараонов с времен Древнего царства (2880—2110 годы до н.э.) и строительства пирамид: еще это обстоятельство, весьма реалистично отображенное художниками за 1350 лет до н. э., говорит... о мальчишестве царя, который обожал быструю езду. Инкрустированное драгоценными и полудрагоценными камнями изображение на спинке трона, где Тутанхамон и его жена Анхесенпаамон любезничают друг с другом, а она, вероятно, умащивает его благовониями, тоже очень реалистично, даже более того: Тутанхамон качается на троне! Что это, как не проявление мальчишества, молодости, непоседливости? Тем более что доказано: портретное сходство фараона потрясающее! Небрежно вскинутая на спинку трона локтем правая рука, в то время как левая покоится на коленях, оторванные от пола задние ножки трона... Мастера будто напрочь забыли каноны, в коих следовало изображать олицетворение Амона-Ра. Разве только полуповорот корпуса намекает на канон. Однако здесь художник гениально вышел из положения, сделав позу естественной, оперев фигуру мальчика локтем на спинку. Какое ему, мальчишке, дело до царства?.. Сплошная любовная идиллия. А о том, что любовь между дочерью Эхнатона и Тутанхамоном была, свидетельствуют хотя бы те два мертворожденных младенца, о которых говорил сэр Алан Гардинер. Даже если первоначально любви не было, родительское горе должно было сблизить Тутанхамона и Анхесенпаамон.

Археологи выносят древние артефакты во время раскопок в Каире. (AP Photo)

Тайна фараона Тутанхамона и его семьи

Египетский фараон XVIII династии, правивший страной с 1351 по 1342 год до нз. С начала 2012 года доступ в гробницу этого фараона полностью прекращён. Причиной столь неординарного решения стал тот факт, что при её посещении происходит резкое колебание влажности, вызывающее необратимые разрушения.

Дело в том, что человеческое дыхание создаёт неблагоприятную атмосферу, повышая уровень влажности и вызывая образование грибковой плесени. А если учесть общее количество туристов, посещающих знаменитые гробницы...

Для них неподалёку от гробницы будет установлена её точная копия. При этом для ученых и высоких гостей Египта доступ в подлинную гробницу сохранится. С чем же связано столь массовое паломничество к этому фараону! В первую очередь, своей необычностью и уникальностью, а также множеством тайн и загадок. Прежде, чем начать повествование об этом правителе, следует немного рассказать о его родителях.

«Гадкий утёнок»

Около трёх с половиной тысяч лет назад в семье фараона Аменхотепа III родился второй ребёнок, мальчик. Однако через некоторое время он вдруг оказался в полном забвении. Как же так,он же наследник фараона?

Сеичас трудно судить, почему это произошло, но, скорее всего, причина кроется во внешнем облике младенца.Вот как был описан его, так сказать, аномальный портрет: «Вытянутое лицо со змеиным выражением, яйцеобразный череп с сильно вытянутой затылочной частью. Вместимость этого черепа в полтора раза больше, чем у обычных людей. Пальцы больше напоминают паучьи лапы. Ступни, как ласты». И что самое любопытное - у него была женская фигура.

Но вот прошли годы, пришло время покинуть этот мир сначала Аменхотепу III, а затем и его старшему сыну. Так волею судьбы из забвения выплыл Гадкий утёнок Аменхотеп IV, и стал полноправным властителем Египта. Вскоре он взял себе в жёны девушку небесной красоты -это была прекрасная Нефертити. А немного погодя он приступает к большим реформам.

Новый фараон упраздняет поклонение многочисленным богам, и оставляет лишь одного. Этот Бог всегда согревал Аменхотепа IV - имя ему Атон. Это был солнечный диск, символизирующий свет и энергию. Но что в таком случае делать с многочисленными храмами других богов? Этого не знал и сам фараон.

Таинства при дворе

Впрочем, Аменхотеп IV поменял не только богов, но даже свое собственное имя. Отныне он Эхнатон! Не успел народ Египта прийти в себя, как ещё одно новшество -перенос столицы Египта. Севернее Фив отыскали долину, омываемую с одной стороны водами Нила, а с другой - окружённую в виде подковы горной цепью.

Особенно поразил Эхнатона восход Солнца невероятной красоты. Фараон посчитал это знаком свыше и распорядился установить по периметру долины пограничные столбы.

Так возник Ахетатон, город бога Атона. Быстро были построены храмы, дворцы и дома, пра­да, не из прочного мате­риала, а из глины. Но выглядел город просто великолепно. Особенно выделялся храм, посвященный Богу Атону.

Пожалуй, одним из самых интересных моментов жизни семьи фараона было довольно загадочное исчезновение его жены Нефертити. Дело, скорее всего, в том, что в те времена в Египте титула царицы не существовало. И чтобы приравнять любимую жену к себе, Эхнатон присвоил ей мужское имя и титул фараона. Однако столь таинственное исчезновение его жены можно связать и с тем, что она, родив мужу шестерых дочерей, так и не одарила его наследником.

Наследника, Тутанхамона, подарила фараону уже другая женщина. И действительно, как показала генетическая экспертиза, это была не красавица Нефертити, как считалось раньше, а родная сестра Эхнатона. Патологоанатомы считают, что Эхнатон был болен какой-то генетической болезнью, которая привела к мутации, однако, никак не отразилась на его физическом состоянии.

Пилоты Древнего Египта

Что же касается Тутанхамона, то датские ученые пришли к выводу, что несмотря на свою по-юнешески стройную фигуру, он страдал той же самой болезнью, что и его отец. Кроме этого, у Тутанхамона наблюдалась ярко выраженная косолапость, из-за которой он с трудом передвигался. Как показали исследования ДНК и компьютерная томография мумии Тутанхамона, умер он сразу от двух болезней - от малярии, давшей осложнение на мозг, и от гангрены, возникшей в результате открытого перелома ноги.

Поскольку полеты в небе древнего Египта считались делом богов и избранных, они были привилегией исключительно членов царской семьи. Известный историк Уильям Дейч обратил внимание на то, что многие члены царской семьи погибли в результате переломов ног и обширных травм всего тела. По мнению историка, их смерти, несомненно, предшествовало нечто такое, похожее на падение с большой высоты. Это, якобы, может говорить о том, что Тутанхамон умер не от малярии, и не был отравлен, а стал жертвой авиакатастрофы.

Своё мнение учёный объяснил тем, что древние египтяне освоили полёты не только на воздушных шарах, но и самых настоящих самолётах. Это напрямую связано с тем, что в 1848 году в древнем египетском городе Абидосе, перед входом в храм, были обнаружены изображения неких странных аппаратов. По мнению ученых 19 век, они напоминали механизмы неизвестного назначения. И лишь в XX веке стало ясно, что древний художник изобразил в храме не что иное, как боевой вертолет с лопастями и хвостовым оперением.

Кроме этого, в египетских песках была найдена действующая модель планера, изготовленная приблизительно четыре тысячелетия назад. Эксперты пришли к выводу, что размеры полностью совпадают с параметрами современных самолетов. Находка была испытана в аэродинамической трубе и показала достаточно высокие качества.

Иридиология Древнего Египта

Иридология - глазная диагностика, включающая в себя распознавание болезней по состоянию радужной оболочки глаза. Эта отрасль медицины была основана на суждении, что каждый орган человека напрямую связан с тем или иным участком радужной оболочки глаза. Заболевание каждого органа неизменно влечёт за собой изменение и в радужной оболочке.

Эта древняя наука оказалась напрямую связанной с именем Тутанхамона. Египетские врачи как никто умели распознавать болезнь по цвету радужной оболочки глаз. Эта методика достигла необычайно высокого развития. Гробница Тутанхамона сохранила первый в истории иридиологическии трактат, записанный на папирусах 50-метровой длины. Иридологией при дворе фараона занимался Верховный жрец Ел Акс -это был первый иридолог на нашей планете. В сохранившихся папирусах Ел Акс упоминает способ своеобразного фотографирования - получения цветных оттисков с радужной оболочки на медных пластинах, покрытых раствором серебра. Жрец подносил такую пластину к глазам больного на несколько минут, затем смазывал химическим реактивом, состав которого не сообщается, и снова подносил к лицу на «время, равное пяти глубоким вдохам».

После очередной обработки изображение на медной пластине обретало цвет. Эти изображения, исследованные с помощью современной иридологии, помогли решить одну из загадок египтологии. У историков всегда вызывала сомнение официальная версия об естественной смерти фараона.

Рентгеноскопия его мумии, проведённая в начале 30-х годов, показала ряд аномалий в шейном отделе позвоночника, что, казалось бы, подтверждало версию о насильственной смерти. Но радужная оболочка глаз Тутанхамона показала совсем другое. Как оказалось, юный фараон страдал неизлечимыми в то время недугами, которые делали его раннюю смерть вполне естественной.

Древние изображения радужной оболочки глаза, связанной пунктирными линиями с внутренни­ми органами и некоторыми зодиакальными созвездиями, обнаружены также в Центральной Америке, на скалистых плоскогорьях Северной Африки, в пещерных храмах Малой Азии.

Каким образом могла тогда возникнуть диагностика, требующая не только зрелого мышления, но и необходимых медицинских познаний? Быть может, это наследие цивилизаций прошлого - Лемурии, Атлантиды? Теперь уже не установить, чего в этом явлении было больше -мистики или утерянных когда-то достижений науки. Ведь именно в эти времена, когда на большей территории нашей планеты только начали зарождаться первые очаги культуры, в некоторых её местах уже суще­ствовала наука иридология.

Загадочные находки продолжаются

Тутанхамону пришлось стать царем после того, как после смерти его отца на того было

возложено проклятие. Молодой царь учился править, боясь даже произнести его имя.

Ему тогда только-только исполнилось девять лет. Анхесенамон, сводная сестра мальчика, вскоре стала его преданной женой.

Об их нежной любви свидетельствует множество обнаруженных в гробнице предметов. Причём, довольно оригинальных, даже по нашим меркам, предметов. Один из них - лампа, подарок Анхесенамон. Если внутри этой лампы зажечь огонь, то сквозь тонкие полупрозрачные стенки было нетрудно разглядеть юного правителя и его красавицу жену.

Секрет оказался довольно прост - изнутри был нанесён рисунок супружеской пары. В гробнице были найдены также крошечные мумии двух эмбрионов - так и не родившихся девочек. Почему малышки так и не родились, можно только догадываться возможно, после смерти мужа Анхесенамон последовала следом за ним в мир иной.

Египетский музей в Каире располагает поистине уникальными экспонатами. Это кинжал Тутанхамона из нержавеющей стали, каменный гроб со следами распила и две небольшие дудочки.

В чём же их уникальность? Во-первых, кинжал Тутанхамона был изготовлен из высококачественного сплава, секрет которого никак не мог быть известен мастерам Древнего Египта. Во-вторых, распил на каменной гробнице был сделан не иначе, как циркулярной пилой. Но самым поразительным экспонатом являются две небольшие дудочки, сделанные из сплава меди и серебра.

Одна из них способна ввести в транс одновременно тысячи и тысячи людей. Что касается другой дудочки, то когда в 1954 году один из археологов дунул в неё, то тут же в Каире отключилось всё электричество. Точно таким же образом она проявила себя и в 1974-м году.

Такие находки невольно наводят на мысль, что Древний Египет в своё время посещали представители некоего очень цивилизованного мира, расположенного, возможно, за пределами Солнечной системы.

Владимир Лотохин, г. Златоуст, Челябинская область

В пору окончания губительного царствования Эхнатона Египет пребывает в упадке - Всюду царит зло. От южных до северных пределов, от Элефантины до болот дельты Нила храмы богов стоят в запустении. Святилища заброшены, от них остались лишь руины. Часовни поросли травой. Традиционного богослужения нет. Боги покинули Египет. В этот момент восходит на трон.

Правление Тутанхамона

Царевич Тутанхатон жил при дворе в Ахетатоне. В 1347 г. до н. э., девяти лет от роду, он стал фараоном. Значение его имени точно не известно: "Атон , дающий жизнь", "Живой образец Атона " или "Сильна жизнь Атона ".

Венчание на царство произошло в Фивах.

Постепенно Тутанхатон превращается в - как и Эхнатон, он меняет имя . Перед молодым царем лежит тяжелейшая задача - вернуть свою державу на истинный путь.

И вот они возвращаются туда, где начинали работу, на то место, где находились лачуги рабочих и кучи камня. Первые же удары кирки открыли вход в гробницу .

К тому моменту, когда произошло это счастливое событие, Карнарвона не было в Египте. Уставший от череды неудач, он уехал в Лондон. Всего двенадцать ступеней отделяло Говарда Картера от двери с печатями царского некрополя, за которыми его ждали несметные богатства и величайшие открытия.

Трудно не восхищаться самообладанием и благородством ученого, который, вопреки всем искушениям, засыпает раскоп и нескончаемых три недели ждет возвращения своего друга, чтобы разделить с ним радость победы.

Возвращение Тутанхамона через три тысячи лет

Самое трудное и опасное время для души - период после смерти , когда она как бы предоставлена самой себе. После смерти душа проходит через испытания, западни и ловушки, где проверяются ее достоинства, приобретенные за прожитую жизнь. Она встречается с разрушительными силами, демонами ночи, которых вновь должна победить, собрав всю накопленную силу, мудрость, опыт и добродетель. Небесная родина, как и все в этой жизни, не обретается просто - она завоевывается, ее надо заслужить.

В Древнем Египте очень важными для души считались первые семь недель после смерти (в неделе было 10 дней) - этот период был связан с астрономическим циклом звезды Сириус, которая для египтян символизировала Сокровенный Свет, Благодать. Сириус - глаз созвездия Пса, сердце Галактики, звезда, которая напоминает душе во время жизни и после смерти о цели путешествия.

Семьдесят дней в году Сириус не виден на ночном небе. Поэтому этот период так труден для души : она не видит цели, теряет на время свет звезды-покровителя. Сердце может забыть, ради чего оно путешествует.

Египтяне строили гробницы для того, чтобы помочь душе приобрести силу для испытаний, найти путеводную звезду, вырваться из темницы плоти и вернуться домой.

Гробница - единственная дошедшая до наших дней в нетронутом виде усыпальница царя, где эти воззрения древних отражены наиболее полно. К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть богатейшую символику гробницы, раскрыть сущность загадочного ритуала мумификации. Об этом речь пойдет дальше.

За все двести лет существования археологии как науки ни одно открытие не получило такой широкой известности, как находка усыпальницы юного фараона.

Проклятие фараона

У всякого настоящего открытия есть и обратная сторона, связанная с легендами, которые рождаются в ходе исследования. Гробница - не исключение. Находка породила очень много вопросов, загадок и сенсаций; справедливости ради надо сказать, что они возникали не на пустом месте.

Одна из них - так называемое "проклятие фараона", связанное с таинственной смертью чуть ли не двадцати человек, участвовавших в свое время в раскопках. Разговоры о "

ФАРАОН ТУТАНХАМОН

После Эхнатона в Египте был введён переходный период.

После Эхнатона 2 года Египтом правил фараон Тутанхамон (Тут-Анх-Амон или Амон-Анх-Тот). Ему было только 18 лет, когда он стал правителем. Он был женат на одной из дочерей Нефертити и Эхнатона. Тутанхомону дали возможность править только в течение двух лет. Он правил в переходное время между Эхнатоном и следующим правителем. Тутанхомон телепатически общался с Нефертити, и фактически она правила страной в течение этого года. Ей пришлось скрываться.

Анхесенамон

Анхесенамон была 3-й из 6-ти достоверно известных дочерей фараона-реформатора Эхнатона и его «главной жены» Нефертити. Она родилась в старой столице государства - Фивах (др.-егип. Нэ, Нэ-Амон, Уаст) на 5-й год правления отца. Проводя религиозную реформу, Эхнатон выстроил новую столицу Ахетатон (совр. Телль-эль-Амарна), где и прошло детство принцессы. Вероятно, она жила либо в главном, либо в Северном дворце, принадлежавшем её матери царице Нефертити. Суть преобразований Эхнатона заключалась в замене старых богов культом солнечного диска Атона, поэтому как и старших сестёр принцессу назвали в честь Атона - Анхесенпаатон. Это имя означало «Она живёт благодаря Атону».
Рождённая до завершения строительства столицы, Анхесенпаатон предстаёт на многих амарнских рельефах и носит традиционный для принцессы титул: «Дочь царёва от плоти его, любимая им, Анхесенпааатон, рождённая великой женой царя, любимой им Нефер-неферу-Атон-Нефертити, жива она вечно, вековечно (др.-егип. nsw-sn.t h.t-f mr.t-f ˁnḫ-s-n-itn-rˁ ms-n nsw-tḫm.t-wr.t mr.t-f nfr-nfr.w-itn-nfr.t-jty ˁnḫ-ti ḏt-nḫḫ)».


Анхесенамон в образе богини Серкет. (Позолоченная статуя одной из 4-х богинь-охранительниц из гробницы Тутанхамона, XIV в. до н.э.)

На памятниках последних лет правления Эхнатона принцесса Анхесенпаатон предстаёт с девочкой по имени Анхесенпаатон-Ташерит на руках. Надписи сообщают, что это ребёнок фараона.
Очевидно принцесса была обручена с Тутанхамоном ещё при жизни отца в Ахетатоне.


Тутанхамон получает цветы от Анхесенпаатон. Фрагмент деревянного сундука

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона, XIV в. до н.э.

Айя вновь появляется в документах в качестве наставника молодой царствующей пары.
Анхесенамон не родила наследников Тутанхамону и после смерти последнего стала вдовствующей правительницей. Смерть супруга была настоящей трагедией для царицы. Символом её любви к супругу может служить венок из цветов, оставленный на саркофаге молодого фараона. Этот букет сохранялся в течение 3300 лет и был обнаружен археологом Говардом Картером при вскрытии гробницы Тутанхамона.

Сокровища гробницы Тутанхамона

Английский лорд Карнарвон - наследник огромного состояния, коллекционер и спортсмен - был еще к тому же и одним из первых автомобилистов. Он едва уцелел в одной из автокатастроф, и с тех пор мечты о спорте пришлось оставить. Для укрепления своего здоровья скучающий лорд побывал в Египте и там заинтересовался великим прошлым этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались бесплодными. Одних только денег для такого дела было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. Ему порекомендовали обратиться за помощью к Говарду Картеру, который в археологию пришел совсем другим путем.
В 1914 г. лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя было и на золотой пластине из маленького тайника. Эти находки заставили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда того охватывало уныние от длительных, но безрезультатных поисков. Но сначала члены экспедиции лорда Карнарвона решили очистить Долину царей от груд песка. Они проложили рельсы, и по этой узкоколейке покатились вагонетки, тонна за тонной вывозившие песок и щебень. Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих семь лет, но в конце концов им улыбнулось счастье.
Сенсационная новость облетела мир в нач. 1923 г. В те дни в небольшой и обычно тихий египетский городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи...
Восемьдесят четыре дня добирались археологи до внутреннего золотого гроба Тутанхамона - через четыре наружных ковчега, каменный саркофаг и три внутренних гроба, - пока, наконец, не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора - другой вход, который тоже оказался замурованным.
Проделав в кладке дыру, Говард Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, - писал он потом в своей книге. - Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото!».
Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчан со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями.

За первой комнатой последовали другие, и то, что было обнаружено в гробнице фараона, превосходило самые смелые ожидания участников экспедиции. Здесь находились великолепные произведения древнеегипетского искусства. Безжалостное время многое уничтожает, кроме того, в гробнице в давние времена побывали и воры. Бесчисленные сокровища, которыми снабжали усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятия, ни тщательная охрана, ни горы-пирамиды, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т.д.). Но благодаря счастливому стечению обстоятельств гробница фараона Тутанхамона остается единственной, сохранившейся почти в полной неприкосновенности.
То, что экспедиция Г. Картера обнаружила гробницу,- уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась ему еще один раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени».
Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полные бесценных украшений, драгоценных камней, золота и произведений искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, а в нем другой - дубовый ковчег, во втором - третий позолоченный ковчег, а затем еще и четвертый. В этом четвертом находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, и в нем еще два саркофага. Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там десять залов, площадь которых равняется футбольному полю.

Тутанхамон имел две статуи Ка, которые в погребальной процессии несли в почетном ряду - сразу же вслед за саркофагом фараона. В погребальных покоях эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. Ка - это жизненная сила, которой боги наделяют каждого смертного при рождении. Эта сила была невидимой, но изображалась в облике того, кого одухотворяла. Со смертью человека Ка покидала его тело, но по-прежнему заботилась о своем хозяине. Благополучие Ка в свою очередь зависело от состояния тела умершего, поэтому такое значение в Древнем Египте придавали бальзамированию.
У Ка фараона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторяли его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по древнеегипетской традиции размеры соответствовали росту умершего. Оказалось, что высота Ка и данные, полученные при обследовании тела Тутанхамона, расходятся всего на несколько миллиметров.
Душа человека - это Ба, и представлялась она в виде птицы с человеческим лицом. Ба Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображающую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. Ба и сокол олицетворяют собой небесную защиту. На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми он обратился в мольбе к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!». Эта скульптурка была в числе подарков, которые преподнесли друзья и придворные уже мертвому фараону, как обязательство служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии Тутанхамона, ученым пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, - пишет Г. Картер, - к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими смолами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу». Голова, очевидно, была наголо выбрита, и кожа ее покрыта каким-то беловатым составом (вероятно, известным видом жирной кислоты).

Третий гроб, в котором и лежала мумия Тутанхамона (царь изображен в образе Осириса), целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме третий гроб повторял два предыдущих (первый из позолоченного дерева, второй весь был инкрустирован разноцветным стеклом), но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи - коршун и кобра - богини-покровители Севера и Юга. Они были наложены поверх золотого гроба, причем каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.
Лежащая в третьем гробе мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю пелену были нашиты золотые кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение души в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные золотые полосы с текстами молитв.

Когда Говард Картер развернул мумию из пелен, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле царя ученые нашли два кинжала - бронзовый и серебряный. Рукоятка одного кинжала украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота посередине имеет еще два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которой узким фризом расположен геометрический узор. Кованная золотая маска, закрывавшая голову Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки - из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Золотой трон Тутанхамона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположены шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева с инкрустацией: головы уреев - из фиолетового фаянса, короны - из золота и серебра, а солнечные диски - из позолоченного дерева.
Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц. Спереди на спинке находится единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляют собой орнамент из лотосов и папируса, объединенных центральным изображением - иероглифом «сема», который символизировал единение Верхнего и Нижнего Египта. В Египте с незапамятных времен существовал обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, конечно же, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, два или три цветка при первом же прикосновении рассыпались в порошок. Листья оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде.
Найденное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Все это располагалось девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. По анализу цветов и плодов ученым удалось установить время захоронения фараона - случилось это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.
В великолепных сосудах из камня археологи нашли душистые мази, которыми Тутанхамон должен был умащиваться и в загробном мире так, как он делал это при жизни. Духи эти, и по прошествии 3000 лет, издавали крепкий аромат...
В гробнице Тутанхамона были найдены два мумифицированных человеческих эмбриона. Считается, что это недоношенные дочери царской четы.

Для усыпальницы фараона могила выглядела сделанной очень поспешно. О том, что изначально была предназначена не для царской особы, говорили не только ее скромные размеры, но и неаккуратная отделка: на настенных росписях сохранились пятна краски, которые никто не удосужился стереть. Некоторые предметы утвари, так поразившие мир своей изысканностью, на самом деле, видимо, были взяты с погребального склада, так как при тщательном исследовании на них обнаружили следы надписей имен других людей. Эти имена стерли, а на их место поставили нужную надпись – Тутанхамон. После бальзамирования на мумию вылили целые ведра бальзама, что только ухудшило ее состояние. Было ли это частью ритуала или просто попыткой замести следы преступления? Чтобы ответить на данный вопрос, в 1925 г. Картер провел анатомическое исследование трупа, которое было проделано грубыми методами и скорее напоминало разделку мясной туши. Бальзам склеил бинты, обматывавшие мумию, поэтому при выемке из саркофага тело было повреждено. Изучив тело, первый анатом не нашел ничего подозрительного. Однако более сорока лет спустя, в 1968 г., один ученый из Ливерпульского университета получил разрешение на рентгеновское исследование мумии и обнаружил несколько интригующих вещей: узкий обломок кости в мозговой полости и какое-то уплотнение у основания черепа, которое вполне могло быть сгустком крови. Такой сгусток мог образоваться в результате тяжелого, возможно, заведомо смертельного удара по затылку. Чтобы выяснить все до конца, Купер и Кинг взяли оригиналы этих рентгеновских снимков и показали их экспертам-медикам, рентгенологам и неврологам. Эксперты тут же обнаружили новые интересные факты. Например, истонченную правую височную кость Тутанхамона, покрытую мелкими трещинами, которое, возможно, появились в момент удара тяжелым предметом. Кроме того, Тутанхамон страдал так называемым синдромом Клиппеля-Фейля: у него были сросшиеся шейные позвонки. Люди с подобной патологией не могут повернуть голову, не повернув всего тела. Подобный недуг невозможно скрыть, и он делает человека крайне уязвимым в момент падения или толчка.

На одном из даров в могиле Тутанхамона начертано имя Майя (был казначеем).

В царствование Эхнатона Ая носил высокие титулы «носителя опахала по правую руку царя, главного из друзей царя», «начальника всех коней владыки обеих земель», «личного писца царя». Ая был ревностным приверженцем Эхнатона и пропагандируемому последним культу Атона.
В последние годы царствования Эхнатона, имя Ая не упоминается. Но при Тутанхамоне он снова встречается в должности верховного сановника - чати (визиря), который при фараоне сосредоточил в своих руках всю реальную власть.

После смерти Тутанхамона, его вдова Анхесенамон, пытаясь сохранить свои права на престол, просила хеттского царя Суппилулиуму I прислать ей в мужья одного из своих сыновей. Хеттский царь уступил просьбам Анхесенамон и послал ей в мужья своего сына Цаннанцу. Но царевича по пути убили, возможно, по приказанию полководца Хоремхеба, лелеявшего далеко идущие надежды, которые осуществить сразу он был не в состоянии. Надо полагать, что Ая, бывший тогда визирем Южного Египта, знал о переписке Анхесенамон с Суппилулиумой. Более того, быть может, она велась по его инициативе, так как, выдав замуж молоденькую вдову за чужеземца, не знающего ни местных обычаев, ни порядков, он мог бы ещё надолго сохранить фактическую власть. Попытка сближения с хеттами, очевидно предпринятая по инициативе Аи, провалилась. Суппилулиума, разгневанный гибелью сына, вторгся в пределы египетских владений. В Сирии, в районе Амка (южнееКадеша) встретились египетские и хеттские войска, но решающего сражения не произошло, так как в хеттском войске от египетских пленных вспыхнула чума. Хетты вынуждены были отступить.
Болезнь унесла жизни стольких подданных царя Суппи-лулиума I, что тот уже не был в состоянии в последние годы своего правления вести войну столь энергично, как раньше.
Не исключена возможность, что именно Хоремхебу пришлось руководить отражением хеттов. Это, естественно, в какой-то мере, отвлекло его от непосредственного участия в борьбе за наследие Тутанхамона. В результате к власти пришёл Ая.

В 1322 г. до н.э. завершился древнеегипетский солнечный цикл, состоящий из 1460 лет .

Ая и Тайя

После Тутанхамона страной разрешили править лимурийцам Аю и Тайе . Ая был женат на Тайи - кормилице фараона Эхнатона. Тайя называлась в надписях «высокая кормилица», «мать, вскормившая божественного», «одевавшая царя». Тайя в официальных надписях именовалась «кормилицей Нефертити, великой супруги царя».
Они правили страной около 30 лет (1335 - 1302 гг. до н.э.).
Настенные росписи в усыпальнице Тутанхамона изображают Аю исполняющим ритуал «Открытие врат» на похоронах фараона – церемонию, которую должен был проводить престолонаследник.

Местом пребывания фараона Аи, по имеющимся скудным данным, оставался Мемфис. Ая делал вид, что воскрешает боевые традиции царей-воителей. При нём постоянная фараоновская титулатура вновь зазвучала воинственно, чего не наблюдалось в предшествующие царствования. Однако, помимо наименования «могучий силою, подавляющий северо-восток» и изображения в виде грозного стрелка из лука на колеснице, известий о воинских подвигах престарелого фараона как будто бы нет.
Ая довершил начатое при Тутанхамоне украшение храма в Сульбе в Нубии, где были установлены два великолепных изваяния льва из розового гранита.
Сохранилось множество записей, датированных 3-им годом правления Аи (в частности, на плите фиванского номарха Ра-мосе). Позднейший известный нам год правления Эйе - 4-ый.


Тайя

Ая

В Египте имеется древнее круглое здание. В течение долгого времени это был дом Ая и Тайи. В середине этого круглого дома есть стена. Чтобы пройти из одной части дома в другую, нужно выйти наружу, обойти дом войти в него с другой стороны. На одной стороне посредине есть изображения Ая, который выглядит типичным египтянином с характерным одеянием, бородкой и другими египетскими атрибутами. Он кажется человеком обычного роста. На другой стороне стены Ай изображён ростом 4.8 м. Он выглядит совсем по-другому, но с тем же самым лицом и с огромным, оттянутым назад черепом.
Ай мог трансформироваться с одного уровня Сознания на другой, т.е. он мог принимать облик обычного египтянина и облик лимурийца/сирианца.

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод