Как наладить отношения со школьным учителем Вашего ребёнка? Конфликт с учителем: выход есть

Воспитание самостоятельности – дело хорошее, особенно когда речь идет о подростках.
Однако школьники младшего и среднего возраста пока еще не обладают дипломатиче­­скими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя ее и не нанося ущерб своему здоровью? Если вы знаете, что у ребенка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо.
Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребенка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

Из-за чего сыр-бор?

Можно выделить несколько наи­­более распространенных причин конфликтов с учителями.
Авторитарные педагоги, учителя «старой закалки», обычно недолюбливают творческих, раскрепощенных детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой ребенок высказывает собственное мнение, преподаватель усмат­­ривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.
Педантичные учителя, уделяющие много внимания оформлению тетрадей и внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии к большей части класса. Как известно, младшие школьники не отличаются аккуратностью, поэтому подобные конфликты обычно заканчиваются, как только дети переходят в среднюю школу.
В переходном возрасте конфронтация учителей и учеников переходит в острую стадию. Подростки уже не способны спокойно реагировать на замечания учителей. Они отстаивают свои права, даже если на них никто не посягает. А самые развязные ребята стремятся завоевать уважение одноклассников и самоутвердиться, грубя преподавателю.
Недостаточная квалификация учителя, скучные уроки, неумение взаимодействовать с подростками – все это вызывает у школьников реакцию протеста.Издеваясь над преподавателем, который из-за мягкости характера не способен поддержать дисциплину в классе, они проявляют редкую изобретательность. И если такой учитель решается на открытый конфликт, значит, дело серьезное.

Стратегия и тактика

Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Воспользуйтесь нашими советами.
1 Оценка ситуации
Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем:
– школьник пренебрегает учебой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;
– ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.
2 Беседа с ребенком
Чтобы понять причины конф­­ликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.
Главная цель вашего разговора с ребенком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:
– когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;
– после того, как ребенок выплеснет свои переживания, по­­просите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.;
– в ходе беседы демонстрируйте ребенку свое сочувствие, не
выражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него,
ни у учителя нет стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.
– в конце разговора разработайте совместный план дейст­­вий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т.д. В то же время родителю не стоит ограничивать себя ролью слушателя. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни
о чем не узнали.
3 Разговор с учителем
Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.
Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери. Вы защищаете права ребенка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Если преподаватель злоупотребляет властью, на него всегда можно найти управу через завуча, директора или представителей департамента образования. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?
Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Профилактические меры

Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о «подкупе» с помощью подарков, а об участии мам и пап в жизни школы.
Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь в копировании учебных материалов, трудоустройстве старших учеников и т.д.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел интересное хобби. Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.

Рисунки Юлии Балабановой

Как избежать конфликтов с учителями? На все эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Преподаватель — это человек, который учит, причем не только своему предмету. Часто учителя говорят тебе, как нужно думать, что считать правильным, а что нет. Но у тебя есть свое собственное мнение, ведь тебе не пять лет! И что с того, что оно отличается от точки зрения учителя? Ты и сама прекрасно все знаешь!

Знаешь-то знаешь, кто бы спорил. Но не думай, что учитель желает тебе зла. Пусть иногда тебе и кажется, что замечания учителей глупы и они только и делают, что ищут, к чему придраться, помни: учителю совершенно нет смысла портить тебе жизнь. Если он и говорит что-то обидное для тебя, то делает это в большинстве случаев для того, чтобы уберечь тебя от ошибок, за которые потом ты будешь винить себя. Тебе кажется это пустыми словами? Что же, бывают и исключения.

Вполне вероятно, что ты уже сталкивалась с ярко выраженной нелюбовью учителя к тому или иному ученику. Возможно, и тебе приходилось терпеть несправедливые укоры и замечания. Но учителя не монстры, и даже если на тебя повысили голос, это не означает, что тебя хотели унизить или оскорбить. Подумай, ведь и у тебя бывает плохое настроение, а учитель такой же человек, как и ты.

У него тоже случаются неприятности, но, в отличие от тебя, их он должен решать самостоятельно, не показывая своих переживаний окружающим. Представь себе, как это сложно, когда вдобавок ко всему появляются проблемы на работе в виде ничего не желающих знать учеников. Тут кто угодно выйдет из себя!

Настоящий учитель всегда желает добра своим ученикам. Для него каждый учащийся в первую очередь личность. И долг каждого учителя научить не только своему предмету, но и привить самостоятельность, разумность и умение отвечать за свои поступки. Пусть ты успешно разбираешься в компьютерах и знаешь, как пройти ту или иную игру, согласись: опыта у взрослого человека в некоторых областях гораздо больше, чем у тебя. Так почему бы не прислушаться к тому, что говорят учителя? Возможно, тебе это пригодится, и ты не раз будешь вспоминать мудрую химичку или литераторшу, которая в свое время подсказала тебе, как решить сложную жизненную проблему. Хоть тебе и кажется, что ты лучше знаешь, как себя вести, порой и взрослые люди дают дельные советы.

Но что делать, если учитель откровенно тиранит тебя? К сожалению, не все взрослые люди готовы принять мнение человека, который младше их по возрасту. Естественно, тебе не нравится, когда навязывают свое мнение. Но и переубедить такого учителя у тебя не получается. Сколько бы ты ни отстаивала свою точку зрения, учитель попросту тебя не слушает. Такие педагоги поступают согласно принципу «или по-моему, или никак».

Что делать в таком случае? Бороться с подобной философией бесполезно — потеряешь и время, и силы. Выход есть: покажи, что ты слушаешь учителя, понимаешь его и соглашаешься с ним. Поверь, даже если учитель неправ, ты с таким подходом выйдешь победителем, сохранив здравый ум и трезвую память. А упираться и с пеной у рта доказывать собственную правоту в данном случае занятие бесполезное, Да и хлопотное. При всем своем желании ты не изменишь человека, который к тому же старше тебя.

Не всегда легко примириться с характером учителя. Тут главное помнить, что школа — не полигон для военных действий с учителями, а место, куда ты приходишь учиться. Твоя задача прежде всего получить знания, нужные и ценные для тебя. Учитель помогает тебе в этом. Поэтому относись к его недостаткам спокойно, даже если тебе и кажется, что это невозможно. Он придирается к тебе или поступает несправедливо? Все равно постарайся не идти на конфликт. Стисни зубы и не провоцируй учителя на скандал. Как говорится, поворчит и успокоится, а ты сумеешь избежать конфликта со всеми вытекающими последствиями.

Что делать, если тебе ставят несправедливые оценки

Наверняка уже случалось, что за ответ на уроке тебе ставили заниженную оценку. Ты была уверена, что твой ответ заслуживает пятерки, а в журнал ставят четыре, а то и три. Обидно до слез. Сидишь и думаешь: зачем вообще учиться, если все равно тебя оценивают несправедливо? Предмет-то ты знаешь, а преподаватель почему-то так не считает.

Что делать в такой ситуации?

1. Будь уверена в своих знаниях! Если ты внутренне настроена решительно, то и учитель поймет, что ты знаешь предмет. А вот робким и неуверенным в себе ученикам куда труднее. Согласись: самый точный и правильный ответ звучит по меньшей мере неубедительно, если его произносят дрожащим тихим голосом.

2. Возможно, твой ответ показался учителю недостаточно полным. Попроси его задать тебе дополнительный вопрос.

3. Спроси учителя, что именно ему не понравилось в твоем ответе. Не бойся, так ты покажешь, что тебе небезразличен его предмет. Возможно, вы вместе сможете прийти к общему выводу о том, какой оценки заслуживает твой ответ.

4. Если же учитель не хочет тебя слушать и все равно ставит оценку, которую ты не заслужила, смело требуй, чтобы тебя опросила комиссия из нескольких преподавателей. На таком опросе присутствует как минимум три учителя-предметника. Если ты знаешь тему и тебе нечего бояться, будь уверена в своих силах!

5. Всегда говори родителям о своих проблемах с учителями. Взрослые люди лучше понимают друг друга. Очень часто именно родители дают правильный совет, как решить ту или иную проблему. Кроме того, взрослые легче находят решение, которое устраивает обе стороны.

6. Если учитель все же поставил тебе заниженную оценку, ни в коем случае не груби и не дерзи ему! Знаешь присказку «Я злой, и память у меня хорошая»? Среди учителей встречаются люди с очень хорошей памятью! Так зачем тебе лишние проблемы? А припомнить тебе все злопамятный учитель может в самый неподходящий момент. К примеру, испортит оценки за четверть или, того хуже, поставит не удовлетворяющую тебя оценку в аттестат.

Если учитель придирается по пустякам

Постоянные конфликты, придирки, а то и оскорбительные выпады по отношению к тебе — такое кого угодно выведет из себя. Что делать, если учитель выказывает открытую неприязнь?

Во-первых, не принимай все это близко к сердцу. Конфликт возникает часто не потому, что учитель плохой человек, а просто из-за различия темпераментов. К примеру, учитель порывистый, импульсивный человек, а ты, напротив, спокойная и неторопливая. Конфликт возникнет по той причине, что преподаватель оценивает знания по внешним проявлениям. А если ты не можешь тут же дать ответ на вопрос и долго думаешь, учитель может решить, что ты просто не знаешь предмет. В силу особенностей своего темперамента такой учитель попросту не замечает глубины твоего мышления или неординарного подхода к вопросу.

Нередко учителя придираются к ученикам, которые по- своему решают проблему. К сожалению, не все педагоги понимают, что у тебя своя точка зрения, отличная от их собственной. Ты можешь искать новые способы решения задачи, но из-за того, что они отличаются от предложенных учителем, он заранее считает твой ответ неверным. А твое «неповиновение» расценивается как бунт и выводит учителя из себя. Если, вдобавок ко всему, учитель слишком эмоционален, он может открыто накричать на ученика или вообще оскорбить его на глазах у одноклассников. После такого публичного оскорбления хочется сквозь землю провалиться...

Если на тебя накричали перед всем классом, не впадай в отчаяние и не показывай, что ты обижена! Наверняка ты слышала, что есть так называемые энергетические вампиры. Эти люди получают удовольствие от конфликтов с окружающими. Для них важно вызвать ответную реакцию на крик — слезы, истерику... А учитель-вампир получает дополнительное преимущество, ведь он изводит учеников, которые находятся в зависимом положении, поэтому не могут дать достойного отпора.

Знаешь, как победить энергетического вампира и не позволить ему питаться твоей энергией? Прежде всего, никак не реагируй на выходки мучителя! Мысленно отгородись от про- исходящего. Думай о чем-нибудь своем — например о том, как проведешь выходные или куда пойдешь гулять после уроков. Если ты читала книги про Гарри Поттера, наверняка помнишь дементоров — существ, наполняющих душу отчаянием и забирающих радость. Единственный способ борьбы с ними — воспоминание о каком-то радостном и счастливом моменте. Не напоминает ли это учителя-вампира, забирающего энергию? Воспользуйся «магией»: приятные мысли отпугивают энергетического вампира точно так же, как настоящего — чеснок!

Стресс: как с ним бороться?

Смех — лучший помощник в борьбе со стрессом. Это люди установили еще давно, и, как показала практика, такой способ оказался очень эффективным.

Представь, что на тебя кричит учитель. А теперь вообрази, что у него выросли заячьи уши, он стал похож на саблезубую белку или уселся на трехколесный велосипед.

Смешно? Так вот, необязательно, чтобы все, что ты представила, происходило на самом деле. Главное — вообразить нелепую ситуацию, случившуюся со «зловредным» учителем, как можно правдоподобнее. Ты ведь не боишься того, что является смешным? Вот и учителя не бойся.

Относись к придиркам проще: представь, что это игра, в которой ты сама выбираешь себе роль. Иногда полезно понаблюдать за происходящим со стороны, как будто ты не участник действия, а всего лишь зритель.

К тому же придирки учителей — совсем не самое страшное, что может случиться в жизни. Спроси у мамы или папы — наверняка и им приходилось несладко в школе. Вполне возможно, что твои родители расскажут, как их изводил «злобный» физрук, заставляя бегать по пять километров, или отчитывала перед всем классом всезнайка географичка за незнание разницы между меридианами и параллелями. Сейчас-то родители вспоминают свои школьные годы с улыбкой, но представь, каково им приходилось в твоем возрасте!

Это страшное слово «экзамен»

Если с ежедневными придирками можно как-то бороться, то что делать, когда предстоит испытание посерьезнее?

Экзамен — это не шутки. Его результат порой может изменить всю твою жизнь! При этом экзамен в какой-то степени является лотереей. Вытянешь счастливый билетик — удача в кармане, а не повезет, так хоть все ответы знай, все равно завалят. Ведь оценка на экзамене зависит не только от того, как ты готовилась, но и от учителя, которому ты будешь его сдавать.

Как найти общий язык с экзаменующим тебя учителем? Для начала определи, какому экзаменатору тебе предстоит сдавать экзамен.

Итак, тебе достался...

Учитель-педант

Такой преподаватель любит, когда ученик «разжевывает» каждое утверждение, дословно приводит цитаты и постоянно ссылается на источники. Подобные учителя требуют тщательного ведения конспектов, в которых все аккуратно записано по пунктам. Поэтому покажи себя усердной и старательной ученицей. На экзаменационном листке напиши пошаговый план ответа на вопрос — не сомневайся, такое серьезное отношение к предмету сделает тебя выше в глазах экзаменатора. Не стесняйся проявить внимание к предмету учителя — приведи точные объяснения, которые он давал на уроке.

А вот чего делать не надо, так это с самоуверенным видом утверждать, что ты знаешь все по данному вопросу или что ты знаешь вопрос на отлично. Согласись, подобные заявления вызывают желание «завалить» зарвавшегося ученика! Поэтому отвечай без лишней самоуверенности, по делу.

Еще одна маленькая хитрость. В каждом вопросе ты можешь найти пару направлений, которые знаешь, и углубиться в них настолько сильно, насколько позволяют твои знания. Только помни: если ты все-таки не очень хорошо владеешь темой, не лезь в дебри! Иначе велик риск запутаться и наделать ошибок.

Эмоциональный учитель

Противоположностью учителю-педанту является эмоциональный учитель.

Такой экзаменатор ждет от тебя не только глубоких знаний, но и увлеченности его предметом. Поэтому приготовься вспомнить интересные факты касательно экзаменационного вопроса, примеры из своей собственной жизни и даже анекдоты про людей, занимавшихся данной наукой. Рассказывай увлеченно, не скупись на эмоции. Вот увидишь, экзаменатор будет слушать тебя с нескрываемым удовольствием!

Быстрый учитель

Есть экзаменаторы, которые прежде всего ценят скорость ответа. Если тебе попался быстро соображающий учитель, приготовься сразу отвечать на вопросы, избегая пауз и заминок. Их экзаменатор воспримет как незнание.

При этом ты можешь допустить несколько ляпов или ошибок. Если они не слишком значительные, учитель не придаст им значения. Главное, чтобы твои ответы были краткими и исчерпывающими. «Воду лить» при общении с таким учителем не выйдет.

Артистичный учитель

Такой экзаменатор не потребует от тебя глубокого знания предмета. Но он высоко оценит твой ответ в том случае, если ты будешь лихо сыпать специальными терминами, мудреными словечками, изощренными формулировками. Высшим пилотажем будет, если ты в точности процитируешь все определения, которые оп давал на уроках. Поэтому на всякий случай записывай за таким учителем его перлы — кто знает, глядишь, это пригодится тебе на экзамене.

Упертый учитель

Для упертого учителя существует только две точки зрения: его и неправильная. Твоя задача — угадать правильную и далее отвечать по намеченному плану.

Творческий учитель

Ты наверняка слышала о таких учителях. Чаще они преподают в университетах, но и в школе можно встретить педагога, который не просто излагает во время урока основные положения темы, а пытается прямо на занятии найти ответ на поставленную задачу или выбрать наилучшее объяснение темы. Этот учитель может запросто погрузиться в раздумья, начать размышлять вслух и напрочь забыть о шумящем классе. Если тебе попался подобный экзаменатор, радуйся: отвечать ему одно удовольствие! Погрузись в глубокую задумчивость, начни думать вслух, выскажи свое мнение по данному поводу — учитель все это воспримет на ура. А уж если ты втянешь его в дискуссию, есть немалая вероятность того, что он сам ответит на свои же вопросы!

Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем?

  • Во-первых, еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.
  • Затем внутренне, психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы ищете выход из ситуации, а не козла отпущения.
  • Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз вам пригодится в других сложных ситуациях. Вот один из приемов. После того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: "Если я вас правильно понял(-а)..." - и кратко повторите то, что он только что говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать высказывать свое мнение.

В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая - нет. Если виноваты вы или ваш ребенок - придется извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Вы испытаете облегчение и усиление чувства собственного достоинства.

Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует же стереотип, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и изменит свое отношение к ребенку. Если нет - придется искать другие пути разрешения конфликта.

В случае если не прав был учитель, вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет взрослого. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (да и вашу тоже). Если ошибетесь вы, вам не придется изворачиваться перед ребенком, чтобы скрыть свой промах. Скажите просто: учитель ошибся, потому что устал, или спешил, или был чем-то расстроен, обижен. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Обычно детей вполне устраивает такое объяснение, и они успокаиваются.

Если не прав был ребенок, вместе с ним спокойно обсудите, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребенок не готов пока к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.

Как найти выход из "безвыходной" ситуации?

Из ситуаций, которые не связаны с чьей-то неопытностью или случайной ошибкой, выйти труднее. Затяжные конфликты возникают, например, если родители недовольны педагогическим стилем учителя, считают его подавляющим или, наоборот, слишком мягким. Учитель может считать, что ваш ребенок неспособен справиться с программой, а вы утверждаете, что дело не в ребенке. Вариантов может быть много. В таком случае придется выбирать один из трех способов поведения.

  1. забрать ребенка из класса или из школы. Такой путь не всегда приносит облегчение. Трудно предсказать, как сложится школьная жизнь ребенка там, куда вы его переведете. Ему еще не раз придется столкнуться с людьми, которые будут оценивать его не так, как хотелось бы ему или его родителям. Возможно, полезнее для ребенка приобрести опыт общения с разными взрослыми и разными детьми. Но если вы чувствуете, что возникшее психическое напряжение ему не по силам, - переводите в другую школу.
  2. поставить учителю условие, чтобы он изменил свое отношение к ребенку. Вы чувствуете свою правоту, но не хотите менять класс, вас устраивает школа, учебная программа. Вы просто хотите, чтобы учитель изменил свое поведение. Способ довольно рискованный. Прежде чем им воспользоваться, оцените свои силы. Продумайте свои ходы и меры, которые можно предпринять, если учитель не только не выполнит ваших требований, но и решит помериться с вами силами. Думайте, прежде всего, о последствиях для ребенка.
  3. третий способ, самый естественный и универсальный: если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Ваша задача - помочь ребенку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит от его достоинств и недостатков. Помогайте ему при затруднениях в учебе. Он должен чувствовать уверенность в своих силах и в то же время уверенность в вашей поддержке. В разговоре с учителем дайте понять, что вам ясна его точка зрения, но ваш опыт подсказывает вам другое. И вы просите учесть свои пожелания.

Немаловажный момент в школьных конфликтах - обращение в различные инстанции, от администрации школы до городского отдела образования и выше. Конечно, вы будете действовать в соответствии с вашим жизненным опытом и темпераментом. И все же предпочтительнее попробовать разрешить ситуацию сначала в стенах самой школы. Если не получится - обращайтесь в районный комитет образования. Установка там в последнее время однозначная - учитывать, прежде всего, интересы ребенка.

Вот такими качествами должен обладать идеальный учитель. Но в жизни, к сожалению, так случается очень редко, и конфликты между учеником и учителем встречаются гораздо чаще, чем того хотелось бы.

Что же в поведении учителей вызывает самый сильный гнев учеников? Оказывается, нет на свете школьника, который остался бы равнодушен, если ему несправедливо поставили отметку. Но злятся на учителей и по дру-гим причинам. Например, когда считают, будто они всегда правы, если задают домашнее задание, толком не объяснив, что надо сделать, когда приходят в школу в плохом настроении, когда кричат и многое другое.

Что касается взаимоотношений с учениками, то тут самое главное — справедливость. Ведь дети все видят и все понимают. Авторитет учителя не может раз и навсегда быть завоеван. Он должен постоянно поддерживаться чем-то. Учитель никогда не должен кричать, в особенности в адрес одного ученика при всем классе. Он не должен высмеивать одного челове-ка при его друзьях. Не надо заставлять учеников думать так же, как он.

Очень трудно поддерживать нормальные отношения, если учитель просто-напросто не хочет понять или считает себя и Богом, и Царем. Конечно, у него больше прав и власти. Но ты можешь применить в борьбе за своё «Я» те принципы, о которых узнала в разделе «Научись бороться с хамством и побеждать».

И еще одно «но». Прежде всего, посмотри на себя. Так ли ты бесконфликтна, не провоцируешь ли ты сама спорную ситуацию? Ведь если учитель всегда не прав, то тут стоит серьезно задуматься — скорее всего, причина в тебе. Постарайся поразмыслить над тем, всегда ли ты вежлива, отзывчива. Не стало ли у тебя системой прогуливание какого-то урока или вызывающее поведение на нем. Будь самокритична. Если же ты не найдешь ни одной причины, по которой педагог предвзято к тебе относится, то стоит подумать о смене учителя. Можно перевестись в другой класс или заниматься по этому предмету индивидуально. Но меры кардинальные, после того, как были использованы уже все методы наладить отношения.

Отношения с учителями.

Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем?

Во-первых, еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.

Затем внутренне, психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы ищете выход из ситуации, а не козла отпущения.

Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз вам пригодится в других сложных ситуациях. Вот один из приемов. После того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: "Если я вас правильно понял(-а)..." - и кратко повторите то, что он только что говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать высказывать свое мнение.

В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая - нет. Если виноваты вы или ваш ребенок - придется извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Вы испытаете облегчение и усиление чувства собственного достоинства.

Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует же стереотип, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и изменит свое отношение к ребенку. Если нет - придется искать другие пути разрешения конфликта.

В случае если не прав был учитель, вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет взрослого. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (да и вашу тоже). Если ошибетесь вы, вам не придется изворачиваться перед ребенком, чтобы скрыть свой промах. Скажите просто: учитель ошибся, потому что устал, или спешил, или был чем-то расстроен, обижен. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Обычно детей вполне устраивает такое объяснение, и они успокаиваются.

Если не прав был ребенок, вместе с ним спокойно обсудите, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребенок не готов пока к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.

Как найти выход из "безвыходной" ситуации?

Из ситуаций, которые не связаны с чьей-то неопытностью или случайной ошибкой, выйти труднее. Затяжные конфликты возникают, например, если родители недовольны педагогическим стилем учителя, считают его подавляющим или, наоборот, слишком мягким. Учитель может считать, что ваш ребенок неспособен справиться с программой, а вы утверждаете, что дело не в ребенке. Вариантов может быть много. В таком случае придется выбирать один из трех способов поведения.

1. Первый способ : забрать ребенка из класса или из школы. Такой путь не всегда приносит облегчение. Трудно предсказать, как сложится школьная жизнь ребенка там, куда вы его переведете. Ему еще не раз придется столкнуться с людьми, которые будут оценивать его не так, как хотелось бы ему или его родителям. Возможно, полезнее для ребенка приобрести опыт общения с разными взрослыми и разными детьми. Но если вы чувствуете, что возникшее психическое напряжение ему не по силам, - переводите в другую школу.

2. Второй способ : поставить учителю условие, чтобы он изменил свое отношение к ребенку. Вы чувствуете свою правоту, но не хотите менять класс, вас устраивает школа, учебная программа. Вы просто хотите, чтобы учитель изменил свое поведение. Способ довольно рискованный. Прежде чем им воспользоваться, оцените свои силы. Продумайте свои ходы и меры, которые можно предпринять, если учитель не только не выполнит ваших требований, но и решит помериться с вами силами. Думайте, прежде всего, о последствиях для ребенка.

3. Третий способ , самый естественный и универсальный: если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Ваша задача - помочь ребенку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит от его достоинств и недостатков. Помогайте ему при затруднениях в учебе. Он должен чувствовать уверенность в своих силах и в то же время уверенность в вашей поддержке. В разговоре с учителем дайте понять, что вам ясна его точка зрения, но ваш опыт подсказывает вам другое. И вы просите учесть свои пожелания.

Немаловажный момент в школьных конфликтах - обращение в различные инстанции, от администрации школы до городского отдела образования и выше. Конечно, вы будете действовать в соответствии с вашим жизненным опытом и темпераментом. И все же предпочтительнее попробовать разрешить ситуацию сначала в стенах самой школы. Если не получится - обращайтесь в районный комитет образования. Установка там в последнее время однозначная - учитывать, прежде всего, интересы ребенка.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен