Конспект НОД в подготовительной группе. Свойства воздуха. Конспект оод в подготовительной группе тема “Свойства воздуха” Занятие про воздух в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Огонек» с.Кызыл-Озек»

НОД по образовательной области «Познание»

в подготовительной группе

«Воздух»

Подготовила:
воспитатель подготовительной группы

Волкова Н.А.

2017

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развития.

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Программные задачи:

Образовательные задачи: упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление; учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие задачи: развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память; познакомить со свойствами воздуха; развивать мелкую моторику в процессе исследовательских действий.

Воспитательные задачи: воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации; воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Способы организации детей: сидя полукругом.

Материалы и оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки, стакан, салфетка, емкость с водой, 2 свечки, спички.

Предварительная работа: экспериментирование в группе; разучивание физкультурной минутки; обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
Воспитатель: А где есть воздух? (везде)
Воспитатель: А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
Воспитатель: А можно жить без воздуха? (ответы детей)
Воспитатель: Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.
Опыт 1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Воспитатель: Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)
Воспитатель: Опыт 2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).
А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей.
Воспитатель: Опыт 3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.
Воспитатель: Опыт 4. Продолжим исследования. Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
-Убедимся в этом. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.
-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды.
Отсюда вывод: Воздух легче воды.
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках
Воспитатель: Опыт 5. Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Воспитатель: Опыт 6. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Воспитатель: Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.

Конспект НОД в подготовительной группе «Воздух, его свойства и значение для живых организмов».

Программное содержание: 1.Закрепить и уточнить ранее полученные знания детей о свойствах воздуха: воздух заполняет всё пустое пространство, имеет вес, он бесцветен, без запаха, давит на все поверхности, с которыми соприкасается, расширяется и сжимается, является проводником звука. 2. На основании опыта дать понятие о том, что человек не может обойтись без воздуха. Дать понятие о составе окружающего воздуха. Помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания. 3.Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. 4. Учить работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности.
5. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. 6. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и
слуховое восприятие.
7. Развивать интерес к познавательной деятельности. 8. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: вывеска «лаборатория», оборудование для проведения опытов (воздушные шары 3 шт, линейка, сосуд с водой, полиэтиленовые мешки и шприцы (по количеству детей), бумага, спички, стакан, свеча, тонкая верёвка, спираль из бумаги, диаграмма «Состав воздуха»; иллюстрации проведения опытов, иллюстрации с основными источниками загрязнения воздуха, халаты для детей; мольберт для иллюстраций;

Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха; предварительная словарная работа: лаборатория, научные работники, опыт, реактивная сила.

Словарная работа: лаборатория, газ, кислород, реактивная сила.

Ход занятия:

Сегодня я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Научная лаборатория». Дети, а вы знаете, что такое лаборатория?
- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Можно я на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль ведущего специалиста? А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил:
Воспитатель надевает белых халат, очки, колпак на голову.
Правило №1 . На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Содержимое розеток не пробовать на вкус.
Правило №4 . Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Правило №5. Помнить, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

А какой фактор неживой природы мы будем исследовать, вы узнаете из загадок.
Такой большой, что занимает весь мир, Такой маленький, что пройдёт в любую щель.
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!

Правильно, сегодня я, руководитель научной лаборатории, настаиваю, чтобы сотрудники закончили изучение свойств воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. Если нужен, то какой.
Воспитатель предлагает детям «пройти» в лабораторию и занять свои рабочие места (стульчики стоят полукругом перед магнитной доской).

Некоторые свойства воздуха вы уж е знаете. Назовите их.
Дети перечисляют свойства воздуха и доказывают его опытным путём:
1. Воздух находится повсюду: он занимает любое свободное пространство, даже самое маленькое (см. карточку №1).
2. Даже такие на первый взгляд невесомые вещества, как воздух, имеют вес (см. карт. №2).
3. Воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается.
Опыт №3 « Давление воздуха» (см. карт.3) демонстрируют дети.
4. Воздух оказывает давление во всех направлениях, даже снизу вверх.Опыт №4 « Давит ли воздух только сверху вниз?» (см. карт. №4) демонстрируют дети.
5. Воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места, чем холодный воздух. Опыт №5 «Холодный и горячий воздух» (см. карточка №5) демонстрируют дети.
6. Горячий воздух более лёгкий, чем холодный. Поэтому он «всплывает» вверх.
Опыт № 6 «Весит ли горячий воздух столько же, сколько холодный?» (см. карт. №6) демонстрирует воспитатель.
– Я зажигаю свечку. Напоминаю вам, что этот опыт можно проводить только в присутствии взрослых. Беру заранее подготовленную спираль из бумаги, подвешиваю её над источником тепла. - Что происходит со спиралькой?(ответы детей) – Да, она начала вращаться вокруг своей оси. - Почему так происходит?(ответы детей) – Под воздействием огня воздух нагрелся и поднимается вверх. Дойдя до спирали, он давит на её витки и придаёт ей вращательные движения. Горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. - Где люди используют это свойство воздуха? (аэропланы, полёт на воздушном шаре)
7. Воздух бесцветный, прозрачный. Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет (см. карт №7). - Где люди используют это свойство воздуха? (освежители воздуха, духи) - Как мы можем почувствовать воздух? (помахать веером). - Что мы почувствовали? (движение воздуха) - Где мы чувствуем его? (на улице: ветер) см. карт.
8. Воздух способствует распространению звуков (звуки распространяются благодаря колебаниям воздуха).
Опыт №8 «Звуки» (см. карт.№8) демонстрируют дети. - Где люди используют это свойство воздуха? (игра на музыкальных инструментах)
9. Воздух легче воды (см. карт. №9), делает предметы упругими 9 мяч, надувной круг, соломинка воткнутая в картофель). - А это свойство мы используем, когда… (купаемся с надувным кругом)
10.Воздух можно сжать; сила сжатого воздуха может передвигать грузы.
Опыт №10 «Можно ли сжать воздух» (со шприцами и с шариком, см. карт. № 10)
- Предлагаю сотрудникам лаборатории занять свои рабочие места (дети подходят к столу, на котором лежат шприцы). Возьмите шприц и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Как опускается поршень?
- Не открывая отверстия, отпустите поршень. Что с ним произошло? (он вернулся в первоначальное положение)
- Поршень заставляет воздух сжаться. Поршень возвращается в первоначальное положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться.
– Что такое реактивная сила? (сила отдачи, например, шланг с водой, пушка и ядро).
- Я для вас подготовила интересный опыт, который поможет понять вам, что же такое реактивная сила. Натянула нитку, надула шарик, с помощью скотча прикрепила его под трубочкой. Шарик двигается? А сейчас я освобожу отверстие шарика и… он быстро передвигается вперёд.
-- Когда отверстие в шарике открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха. Она создала реактивную силу, толкнувшую шарик в другом направлении.

ФИЗМИНУТКА: воспитатель предлагает детям выйти на ковёр. - Я предлагаю вам изобразить те предметы, в которых используется воздух. Например,
- насос (упражнение на дыхание) – о.с., руки опущены вниз, сжаты в кулаки.1- сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка, 2- выдох, наклониться вперёд, руки опустить вниз.
- шарик (упр. на дыхание) – пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить.1- вдох, 2- выдох(на пальцы рук), «надуваем шарик»
- гимнастика для глаз:
- наши глаза могут, как воздух сжиматься и расширяться (глаза широко раскрыть, зажмурить) - могут показать, что воздух есть везде (круговые движения глазами), что горячий воздух легче холодного (глазами- вверх, вниз), движение воздуха доносит до нас запахи (движение глазами вправо- влево) .
Дети снова садятся на стульчики.
11. Воздух нельзя сжать, перелить, значит, это газ. Если бы мы раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину (диаграмма). Воздух состоит из разных газов. Большая часть газ азот – синий, поменьше часть газ – кислород – зелёный, маленькие частички – углекислый газ. Вот и на диаграмме кислород обозначен зелёным цветом, так как для дыхания человека нужен именно кислород. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
Опыт №11 « Из чего состоит воздух?» (см. карт. №12). – Я закрепила свечу на дне при помощи пластилина. Налила в тарелку немного подкрашенной воды, чтобы было видней. Зажигаю свечу, накрываю её банкой. – Что произошло? (пламя погасло) - Вывод: Свеча израсходовала часть воздуха – кислород. Вода заняла место сгоревшего кислорода. Но заполнить всё место не может, так как оставшаяся часть воздуха, состоящая в основном из азота, по-прежнему занимает своё место. - Как можно применить это свойство при тушении пожара?
Опыт №12. Возьмите полиэтиленовый пакет, наберите в него воздух и вдыхайте и выдыхайте воздух только из мешочка. Что вы чувствуете? (с каждым вдохом дышать становится тяжелее). - Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Можете так долго находиться без доступа воздуха.
- Хотелось ли вам вдохнуть воздух? - Действительно, человек может только очень недолго обходиться без воздуха.
Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь, Он невидимый, и все же, Без него мы жить не можем!
- Человек дышит и не может жить без воздуха. Что же получается, всем необходим кислород: мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться? - Только ли человеку необходим воздух? (карт. №11) Найдите карточку, где изображены те, кому необходим воздух.
- Кто же нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться? (вспомните, где нам легче дышится) - Правильно, это растения. К счастью углекислый газ необходим растениям и дуб великан и маленькая травинка и комнатные растения жадно ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород.
Мы не видим его, Но он давит на все. Он сжимается и расширяется, Мы им дышим, друзья, И поверьте, что все От него мы зависим!
А сейчас, сотрудники научной лаборатории, давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист.
1. Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними. 2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор. 3. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти. 4. На заводах есть специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения.
- Ребята, а оказывается воздух не такой уж и безобидный! Он может быть и полезным, и вредным. Игра "Хорошо - плохо" (иллюстрации с изображением урагана, смерча)
- Сегодня я, руководитель научной лаборатории, поставила перед вами задачу закончить изучение свойств воздуха и сделать вывод, нужен ли воздух людям, животным. Если нужен, то какой.
- О каких свойствах воздуха сегодня вы узнали? Нужен ли воздух всем живым организмам? - Понравилось вам работать в лаборатории?
- Рабочий день в лаборатории подошёл к концу. Всем сотрудникам в качестве награды за труд я дарю мыльные пузыри. А сотрудникам, которые желают пополнить нашу «папку исследователей», я предлагаю карандаши и бумагу.

Приложения







Гульназ Сагитова
Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Воздух и его свойства »

Образовательная задача :

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха .

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека .

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача :

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача :

Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха .

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза.

Путешествие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нового узнать!

Ребята, сегодня мы с вами будем работать в экспериментальной лаборатории и станем исследователями. А чтобы узнать, с чем мы будем знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове, и сказать какой он по счету.

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»

ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»

ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ » . Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ » .

Скажите, пожалуйста, а что такое воздух ? (воздух , это то чем мы дышим)

А где есть воздух ? (везде)

А кто дышит воздухом ? (люди, птицы, животные, насекомые, растения) .

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо) Можно жить без воздуха ?

(ответы детей)

Что было бы, если на земле исчез воздух ? (не было бы жизни на земле)

Правильно, наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха . Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Ребята, где и как люди используют воздух ? (воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары , передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы : «Есть ли воздух , где и как его обнаружить» . А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. А для этого мы приклеим значки исследователей.

(Дети подходят к столу)

1 опыт с полиэтиленовым пакетом.

Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

Посмотрите, пакет полон воздуха , он занял все место в пакете . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким.

Почему? (в нем нет воздуха )

Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. 2 опыт «Движение воздуха »

Как вы думаете, может ли воздух двигаться ?

Давайте проверим

Возьмите веер. Помашите на себя. Что вы почувствовали? (ветер)

Вывод : Значит, воздух может двигаться .

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод : воздух бывает холодным , теплым и горячим.

3опыт со стаканом

Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.

Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой.

Что вы заметили (вода не заполняет стакан, а только часть)

Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух , он не пускает туда воду)

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что мы видим в воде? (пузырьки)

Почему они появились? (воздух выходит из стакана , его место занимает вода)

Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим , он прозрачный)

Именно поэтому воздух называют невидимкой .

4опыт с водой и трубочкой.

Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки)

Как они появились? Это выходит воздух из наших лёгких . Чем больше воздуха , тем больше пузырей.

-Вот наше открытие : воздух есть и внутри нас . Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)

Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.

Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.

Воды обыкновенной стаканчик набери,

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый , по воздуху плывет ,

Но и одной минуты на свете не живет.

Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.

Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух . Воздух легкий , поэтому пузыри» летают».

Предлагаю продолжить наши исследования.

5 опыт : «Свеча в стакане» Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее : зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет.

Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в газ.

6 опыт : «Дрессированные изюминки»

Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками : «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!» . И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары ) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод : Воздух легче воды , поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

7опыт : можно ли услышать воздух ?

Ребята, а воздух можно услышать ? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют) .

Что мы слышим? (звуки)

Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху . Например, на Луне, где нет воздуха , ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

8 опыт имеет ли воздух запах

Продолжим исследования.

Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет ? Понюхайте. (нет)

Если воздух чистый , то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина) .

Следовательно, собственного запаха воздух не имеет , абсолютно чистый воздух ничем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Мы провели ряд опытов, и узнали : какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.

Из исследования воздуха мы пришли к выводу :

-воздух невидимый ; -бесцветный;

Безвкусный; -без запаха;

Он есть везде; и главное назначение воздуха в том , что мы им дышим.

Легко и свободно дышится, когда воздух чистый , но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно . В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист ?

Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;

Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;

Не бросать мусор;

Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти

На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Воздух и его свойства»

Образовательная задача:

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам.

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нового узнать!

(Звучит музыка, просмотр слайдов под чтение стихотворения)

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Как же называется этот дом? (природа)

Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)

Какая бывает природа? (живая, неживая)

А что же такое живая природа? (То, что питается, размножается, дышит)

Что относится к живой природе? (слайд живая природа)

А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.) (слайд неживая природа)

Почему мы относим их к неживой природе?

Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух)

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

(слайды)

Как мы в играх используем воздух?

(слайды)

Как воздух помогает растениям и животным?

(слайды)

Кто-нибудь сейчас видит воздух?

А может, его вовсе и нет?

Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.

(Дети подходят к столу)

1 опыт с полиэтиленовым пакетом.

Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

Почему? (в нем нет воздуха)

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

2 опыт со стаканом

Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.

Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой.

Что вы заметили?(вода не заполняет стакан, а только часть)

Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду)

3 опыт

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что мы видим в воде? (пузырьки)

Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)

Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный)

Именно поэтому воздух называют невидимкой.

4 опыт с кусочком мела, камня.

Бросим в стакан с водой кусочек мела и камень.

Что происходит? (из мела выходят пузыри0

К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде)

5 опыт с водой и трубочкой.

- Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки)

Как они появились?

Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)

Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.

Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.

Воды обыкновенной стаканчик набери,

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,

Но и одной минуты на свете не живет.

Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.

Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».

Предлагаю продолжить наши исследования.

6 опыт: имеет ли воздух вес

Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика и кладем их на весы.

Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны)

Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Чаша весов перевесила с каким шариком? Почему?

Делаем вывод: воздух имеет вес.

7 опыт: легче воздух или вода?

Как вы думаете, что легче воздух или вода? После опыта мы сможем ответить на этот вопрос. Наливаем в чашку газированную воду и опустим в нее кусочки пластилина.

Что мы видим? (пузырьки воздуха прилипли к пластилину и он всплывает)

Делаем вывод: пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает, значит, воздух легче, чем вода.

8опыт: можно ли услышать воздух?

Ребята, а воздух можно услышать? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).

Что мы слышим? (звуки)

Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

9 опыт имеет ли воздух запах

Продолжим исследования.

Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)

Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.

Из исследования воздуха мы пришли к выводу:

Слайд

Воздух невидимый;

Бесцветный;

Безвкусный;

Без запаха;

Он есть везде;

И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

Слайд

Без воздуха ничто живое не может жить.

Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

Что же приводит к загрязнению воздуха?

Слайд

В каком городе хотели бы вы жить?

Слайд

Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?

Слайд

  • Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
  • Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
  • Не бросать мусор;
  • Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти
  • На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.


Анна Алексеенко
Конспект НОД «Воздух и его свойства» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

Детский сад «Земляничка»

Непосредственно образовательная деятельность.

Познавательное развитие. Подготовительная группа

Тема : «Воздух и его свойства » .

Выполнила : Алексеенко Анна Петровна

воспитатель I квалификационной категории

Цель : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи :

Формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Методы :

Словесные (загадывание загадки, беседа, вопросы к детям, ответы детей, похвала)

Наглядные (показ слайдов)

Игровые («У кого быстрее» )

Практический (проведение опыта)

Оборудование : мультимедийное оборудование; картонные листы, бумажные листы, пластмассовая бутылка, таз с водой, апельсин, флакончик духов, мыльные пузыри, кружочки красные и зелёные.

Ход занятия.

Организационный момент (воспитатель предлагает детям образовать круг)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, что это.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух )

Первый слайд.

Правильно, это воздух . Для чего нужен воздух ? (ответы детей : чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух )

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (нет некомфортно, плохо)

Какой вывод можно сделать? (ответы детей : Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может ).

А кто еще дышит воздухом ? (птицы, звери, растения) .

Второй слайд.

Что было бы, если на земле исчез воздух ? (не было бы жизни на земле)

Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух ? (ответы детей : воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары , передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

Третий слайд.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы : «Есть ли воздух ? Где и как его обнаружить?» . А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу лабораторию.

А что такое лаборатория и для чего она нужна? (ответы детей)

Как нужно себя вести в лаборатории? (ответы детей)

Да правильно, здесь нужно соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

(воспитатель предлагает детям пройти к первому столу)

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух » .

Есть ли воздух вокруг нас ? (ответы детей)

Скажите, а как мы его должны почувствовать? (ответы детей)

Давайте мы это узнаем. Возьмите лист картона и помашите им на себя (дети выполняют задание) .

Что вы чувствуете? (Ответы детей : дует ветер) .

Четвёртый слайд.

Какой вывод можно сделать? (Ответы детей : воздух есть , и мы его чувствуем.)

(воспитатель предлагает детям пройти ко второму столу)

Эксперимент №2. «Бумажные гонки» .

- Воздухом можно двигать предметы. Как вы думаете, как и чем? (Ответы детей) - Давайте возьмём лист бумаги и картона. Согните лист бумаги пополам, положите его на стол и помашите на него картоном. Запомните : лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем (дети выполняют задание) .

Что происходит? (ответы детей)

Давайте поиграем в игру «У кого быстрее» . По команде 1-2-3 машите картонками на бумажный лист. Чей лист дальше «убежит» тот и выиграл.

Ребята, что вы увидели? (Ответы детей) . Да воздухом можно двигать предметы.

Дыхательная гимнастика :

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

(воспитатель предлагает детям пройти к третьему столу)

Эксперимент №3. «Есть ли воздух » .

(Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку) .

Что вы можете сказать о предмете? Опишите его? (дети отвечают : бутылка пластмассовая, прозрачная, пустая)

Посмотрите внимательно, что в ней вы видите? (Ответы детей)

А сейчас мы это проверим. Возьмём пустые бутылочки и таз с водой. Опустите бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться (дети выполняют задание) . - Что вы видите? (дети отвечают : наполняется водой и выходят пузыри) .

Да, из горлышка выходят пузырьки.

А почему это происходит? (ответы детей : это вода вытесняет воздух из бутылки .

Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (дети отвечают : воздух невидим , он прозрачный)

Правильно, воздух прозрачный , поэтому воздух называют невидимкой . И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом .

Пятый слад :

Физкультминутка

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовут»

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду ! потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду ! руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду ! «фонарики»

(воспитатель предлагает детям пройти к четвёртому столу)

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах » .

Ребята, как вы думаете, воздух пахнет ? (Ответы детей)

(воспитатель предлагает закрыть глаза, очищает мандарин)

Вдохните воздух . Что почувствовали? (запах мандарина) .

(Воспитатель предлагает детям сделать вывод)

Вы правы, собственного запаха воздух не имеет , абсолютно чистый воздух ничем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Шестой слайд :

Седьмой слайд :

Рефлексия. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе . Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха . Нет, красный.

Воздух - это вещество , не имеющее цвета. Да.

Воздух можно почувствовать . Да.

Воздух можно услышать . Да.

Воздух имеет свою форму . Нет.

Молодцы! Вам понравились опыты? (Ответы детей)

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. И я дарю вам мыльные пузыри, с которыми вы можете поиграть в свободное время.

 
Статьи по теме:
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти
Тайный знак игральных карт
Значения и сочетания игральных карт при гадании Гаданием на игральных картах в большей степени интересуются женщины, так как оно связано главным образом с жизненными ситуациями: замужеством, семейной жизнью, любовью и т. д. Значения карт, о которых буде
Гадания на состояние здоровья
Что может быть общего между Скандинавскими рунами, Таро, Русским пасьянсом, Картами Марии Ленорман, Пасьянсом мадам Рекамье, а также гаданиями под названием: Астромеридиан, Архангелы и, наконец – Двойняшки? На первый взгляд, ни-че-го! Однако если задумат
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел