Конспект урока по истории начальная школа. Методическая разработка урока истории в начальной школе с применением икт. П.2. Из истории метода проектов

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №5 Образовательный центр «Лидер»

г.о. Кинель Самарская область

Конспект урока по истории

Подготовила: учитель начальных классов

Сидорова Т. А.

2013/2014 уч.г.

Тема: «Вставай, страна огромная…» (Великая Отечественная война)

Класс: 3

Продолжительность: 40 минут

Цели:

Закрепить знания детей об итогах развития советской страны в 20-30-е годы;

Сформировать первичные представления о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., об истоках победы советского народа в этой войне;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за подвиги и мужество советских людей, способность сопереживать чувствам людей;

Развивать умение определять характер военных действий, устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь текстом учебника и приемами логического мышления, умение соотносить текст и иллюстрации.

Оборудование: диск с песнями, иллюстрации, плакаты, портрет Жукова, карточки, учебник, рабочая тетрадь.

Интеграция: музыка, окружающий мир, чтение, русский язык.

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы с вами на уроке повторим изменения, успехи в развитии советской страны в 1920-1930-е г.г. и познакомимся с героическим, но и трагическим событием, которое стало испытанием для всей страны, для каждого человека

III. Проверка дом.задания

а) вопросно-ответная беседа

Каких успехов добилась Советская Россия в 20-30-е годы?

Вспомните, что изменилось в стране в лучшую сторону в эти годы?

(стр.94,96,97

Отечественные автомобили, тракторы, комбайны, поднялись заводы и фабрики, шоссе, железнодорожные линии, электростанции, в новых школах взрослые и дети учились грамоте, строилось московское метро, новые стадионы, радио)

Вы знаете, что раньше дома освещались лучиной, а как же освещались дома в 20-е годы? Что стали использовать для освещения в крестьянском доме?

(электрические лампочки)

Учились грамоте дети и взрослые, а какое было образование?

(бесплатное)

В стране появились свои инженеры, врачи, педагоги, техники и все это из числа рабочих крестьян и детей.

Как советским людям удалось за короткий срок поднять страну из разрухи первых десятилетий начала XX века? Ребята, как удалось добиться этих успехов?

(стр. 95. У них была общая цель – построить в нашей стране справедливое общество, добиться светлого будущего)

Кто трудился для достижения этой цели?

(весь народ: рабочие, крестьяне, молодежь)

б) микроитог

В 20-30-е годы страна встала на один уровень с другими странами. Были трудности, было недовольство, но народ их терпел, мирился с ними. Взрослые люди считали, что они должны потерпеть сегодня, чтобы завтра, т.е в будущем, их детям и внукам жилось легче, чем им. Чтобы они были счастливы и успешны. Но многим мечтам не суждено было сбыться.

Давайте вспомним, какие войны проходили на территории нашей страны в разные исторические эпохи.

С кем сражались русские дружины в XIV-XVвв. Чье существовало иго?

(монголо-татары)

С кем вел войну Петр I?

(со Швецией, Северная война)

Кто напал на Россию в 1812 году?

(Франция)

Какая была эта война?

(отечественная война 1812 г.)

А в 1914-1918гг. какая проходила война на территории нашей страны?

(первая мировая война)

Давайте подумаем, что объединяет все эти войны? Что между ними общего?

Зачем пришли монголо-татары, наполеон, Германия в 1914г?

(чтобы завоевать новые земли)

Как их можно назвать?

(завоеватели)

Такими завоевателями в конце 30-х годов XX века были фашисты. Злейшим врагом народов была фашистская Германия. Вожак немецких фашистов Адольф Гитлер заявил, что немцы должны господствовать в мире, покорив другие народы и превратив их в своих рабов. Германия приступила к захвату соседних стран. Так в 1939 году началась Вторая Мировая война.

Откройте учебник на стр.104 у вас есть карта, в правом верхнем углу есть условный значок, который обозначает границы территории, подвластной фашистской Германии и ее союзникам

Давайте с вами рассмотрим, какие государства оказались под властью Германии и ее союзников до нападения на СССР

(Норвегия, Финляндия, Франция и др.)

Вот какие силы собрал Гитлер против нашей страны

IV. Изучение нового материала

(на фоне песни «вставай, страна огромная…»)

Итак, шел 1941 год. 22 июня в 3 часа 40 минут фашистская армия без предупреждения войны напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Как советские люди отреагировали на это? Давайте прочитаем об этом на стр. 101. Найдите абзац, начинающийся словами «Тысячи людей..»

(чит.вслух)

Какие слова в прочитанном тексте доказывают, что начавшаяся война была Отечественной?

(подчеркнутые строки)

Так же воевали женщины, чтобы отомстить за своих родных, защитить своих детей. Так же сражались и дети. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Вот например: Аркадий Каманин, когда началась война, он пришел работать на аэродром. Однажды во время воздушного боя вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Он успел передать управление самолетом Аркадию, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

Саша Колесников учился в 3-м классе. В 1943 году он сбежал из дома на фронт. Он взорвал мост через реку, по которому к немцам шло боевое пополнение, боевая техника.

Первый удар приняли пограничники, которые сражались в Бретской крепости. Немцы рвались на Север к Ленинграду, в центр к столице, и на Юг, на Кавказ. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

Ребята, а кто знает, что такое блокада?

(когда Ленинград был оторван от территории всей страны.

Карта: Ленинград с юга фашисты, на востоке озеро, на зап….)

Она длилась 900 дней и ночей. В городе осталось около двух миллионов жителей. Запасы продовольствия быстро таяли, а пополнения не наступало. В декабре 1941 года защитники города получали 300 граммов хлеба и 100 граммов сухарей. Представьте 300 граммов хлеба, это два спичных коробка. Как делали хлеб, мололи жмых и пекли. Еще в лучшем случае давали кружку кипятка. В домах не было тепла, водопровод не работал. Но город жил и боролся.

Первую победу одержали над Москвой. Давайте прочитаем стр.102 первый абзац

(читает вслух)

Скажите дату, когда произошла битва за Москву?

(с сентября по декабрь 1941 года - наши войска держали немцев, и когда у нас прибавились силы, мы стали наступать и наступление действий наших народов было - от 5 декабря 1941 до начала февраля 1942года)

Так за счет чего мы устояли, одержали победу?

(мужество, героизм)

Однако фашисты были сильны и продолжали наступать. Следующая битва – Сталинградская битва, которая длилась год с 1942-1943гг.

Было принято решение не отдавать Сталинград, потому что нельзя было допустить того, чтобы немцы перебрались через Волгу. Если бы они это сделали, то выходов больше не было бы

Давайте прочитаем, на стр.102 ,2 абзац

(читают вслух)

Как сейчас называется Сталинград?

(Волгоград)

Посмотрите, какие памятники есть в Волгограде

(иллюстрации: дом сержанта Павлова, Сталинградская мельница, памятник «Родина – мать»)

На Мамаевом кургане нельзя быть равнодушным. Нельзя без комка в горле проходить мимо скульптур наших воинов, нельзя без волнения читать надписи, которые в грозном сорок втором выцарапывали на стенах домов солдаты, клянясь в верности до последней капли крови защищать Сталинград. Ступеньки бесконечной лестницы ведут к вершине кургана. И почти на каждом шагу – скромные плиты с именами тех, кто погиб на этой высоте. На плитах – алые гвоздики. С Мамаева кургана город как на ладони. Бесконечные улицы, красивые и новые дома, серая лента Волги. Улицы утопают в зелени, и трудно поверить, что 65 лет назад в городе не было ни одного целого здания, ни одного живого дерева, только черные обожженные стволы.

5 июля 1943 года началась Курская битва, где было крупнейшее танковское сражение.

Сейчас нам Пенский Андрей немного расскажет о своем прадедушке – танкисте

(рассказ ученика)

Ребята, скажите, а почему наша армия одерживала победы? За что сражались?(за землю)как сражались? Какая была техника? (катюша-16 снарядов)

Можно сказать, что тыл был воедино с фронтом. Что это значит?

(что тыл давал фронту все, что было нужно)

При приближении немцев, предприятия стали эвакуироваться на восток, на Урал, в Сибирь. Угроза нависла над Москвой и решили сделать вторую столицу. И наш город был второй столицей. Сюда переехало правительство.

А какую военную продукцию выпускал наш город?

(авиационный завод, порох..)

Сейчас нам про своих прабабушек расскажут Гришкова Полина и Федченко Саша.

(рассказ детей, по очереди)

Вы все писали сочинения, мы прослушали отрывки из сочинений троих ребят: это Пенский Андрей, Гришкова Полина и Федченко Саша. Эти работы признаны лучшими.

Успех воинов на фронте зависел так же и от тех, кто ими командовал. Среди всех командующих нашей страной, можно выделить таких как: Иван Семенович Конев, Константин Константинович Рокосовский, Георгий Константинович Жуков и многие другие.

У вас в учебнике говорится об одном маршале, Жукове. Как вы думаете почему?

(были особые заслуги)

Я сейчас расскажу вам о нем, а вы попытайтесь определить его заслуги, чем он отличается?

Георгий Константинович Жуков – советский военачальник, маршал Советского Союза. Годы жизни 1896-1974 гг. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Московской битве, при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции, во взятие Берлина. Он был заместителем Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 год принял капитуляцию фашистской Германии.

К этому времени Берлин был уже в наших руках. Берлин взяли СССР вместе со своими союзниками. А кто был союзниками?

(стр.101 первый абзац, США)

Так закончилась Великая Отечественная война против Фашистской Германии. Какой день мы отмечаем как День Победы?

И вы наверное слышали даже улицу названную в честь дня победы. Как называется улица?

(улица Победы)

(песня «День Победы»)

V. закрепление изученного материала

Когда Германия напала на Советский Союз?

Когда закончилась эта война?

Посчитайте, сколько лет и месяцев она продолжалась?

(4 года 10 месяцев)

Военные специалисты посчитали, что война продолжалась 1418 дней и ночей.

На доске вы видите важные сражения Великой Отечественной войны и даты. Нужно их соотнести

Почему война называется Отечественной?

А почему Великой?

(шла долго, в рамках Второй Мировой войны, Гитлер направлял всю мощь против нашей страны)

Почему Советский народ сумел победить Германию?

Какие чувства в них были?

И я думаю вы не забыли, что в этом году мы празднуем 65-летие Победы

VI. домашнее задание

Раб.тетрадь - №1,2,3.


Урок истории.
Тема: « История письменности»
3 класс
Цель:
Обучающая
- расширить и углубить знания детей по теме.
Развивающая
- умение готовить и делать публичный доклад
- умение работать с разными источниками информации
- умение работать в группах
Воспитывающая:
- приобщение к народным истокам культуры
Оборудование: урок проходит в компьютерном кабинете, слайд-фильм, доклады, тетради, ручки.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.
В начале было слово. Но свою подлинную мощь Слово обрело лишь с появлением книги.
Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Менялись эпохи, менялся материал и способ изготовления книги, но неизменным оставалось ее главное назначение - служить сохранению и передаче человеческого опыта, знания, духовных ценностей.
. Гигантская, накопленная за века библиотека - надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и земле, глиняных табличках и деревянных дощечках, на свитках папируса и пергаменте,пальмовых листьях, на бересте, шелке, бумаге, магнитных лентах и дисках, а сейчас продолжает создаваться на лазерных дисках и в Интернете.

2. Знакомство с темой, целями, задачами урока.
Как же возникла письменность, с чего все началось? Слайд№1
Изучив, материал учебника и заинтересовавшись историей о новгородском мальчике, о учителях словесности, древними книгами мы решили поработать с другими источниками информации. Каждый по желанию выбрал тему, таким образом, класс разделился на семь групп.
Наш сегодняшний урок будет похож на настоящую конференцию, где заслушиваются доклады выступающих. Часто на таких мероприятиях присутствуют корреспонденты, они наблюдают за происходящим, делают записи, а после конференции пишут заметку в газету.
- Знаете ли вы что такое конференция? (ответы детей)
- А, корреспондент? (ответы детей)
(словарь: конференция - это собрание, совещание представителей каких- нибудь государств, организаций, групп. Корреспондент- автор корреспонденции в журнале.)
Я предлагаю вам поработать корреспондентами и после урока написать статью в нашу школьную газету.
- Согласны? (да)
- Как вы думаете можно написать статью, не слушая выступающих? (нет)
- А еще, в конце урока будет проведена викторина, если вы будете внимательны, то легко с ней справитесь.
3. .Работа над темой урока

Доклады детей:

Египетская письменность

Сей час в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена Египтяне. Слайд №2
Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифы. Слайд №3
Вы спросите, чем же отличались иероглифы от букв? Да тем, что одни значки обозначали целые слова, другие - отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. При чтении возникали разночтения - это когда один человек понимает так, а другой иначе.
Другой народ, Гиксы, завоевавшие Египтян, выбрали из множества иероглифов- картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук.
Слайд №4
Финикийцы упростили алфавит Гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.
Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку- к греческим буквам он добавил новые- те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь,Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется – Кириллица - в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.

Глиняная табличка
Слайд №5

Материал для письма бывает разный: можно процарапывать на камне буквы, на коре дерева, а можно сделать табличку из глины, высушить ее на солнце и писать на ней острой палочкой. Такой способ письма был широко рапостранен в древности.
Писали в древнем Вавилоне на глиняных табличках специальными палочками. Получались черточки в виде клиньев - такие таблички сохранились до наших дней! Но пользоваться табличками было сложно. Чтобы написать книгу, нужны сотни табличек – такую книгу в портфель не положишь!

Слайд №6
В древности папирус встречался в Египте очень часто; он представляет обыкновенно растение болот и служил гербом Дельты. Впоследствии его культура стала монополией; его разводили на немногих местах, желая поднять еще более и без того высокую цену. Папирус мог расти только у стоячих вод; мало помалу он исчез из Египта, служил для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода, ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда. Особенно важно было употребление Папируса в качестве письменного материала. Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом, клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если Папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а не сшивались в виде книг. Таким образом, получались иногда чрезвычайно дивные полосы, доходящие до десятков метров. Строки шли по узкой части, но в официальных документах, написанных демотическим письмом, мы находим и продольные строки во всю длину свитка, доходящие до нескольких метров. Весьма интересны школьные тетради писцов, судебные акты, сказки, письма чиновников и официальные бумаги, молитвы богам. От позднейших эпох Египта осталась масса греческих, коптских, арамейских и арабских Папирусов., рассеянных по всем музеям и коллекциям. Находят египетские Папирусы большей частью при мумиях, нередко, в особых футлярах.
Здоровьесберегающая минутка.
Детям предлагается повторить позы человечков на пиктограммах.
Пергамент
Слайд №7
Пергамент - кожа на Востоке – очень древний материал для письма. По свидетельству греч. историков V в. до Р. Хр. , она уже в то время издавна употреблялась в этом качестве у персов; отсюда она, под именем дифтер, рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. Обработанная кожа и теперь употребляется евреями для богослужебных синагогальных свитков, достигающих порой до 100 и более фут длины. Хорошим собранием таких свитков владеет рукописное отделение Императорской публичной библиотеки в СПб. По свидетельству Плиния во II в. до Р. Хр. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта; тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили ее в оборот под именем V а позднее, по месту главного производства – pergamhnh . Новому материалу пришлось выдержать продолжительную борьбу с освященным веками папирусом. Восторжествовал П. сравнительно поздно, хотя его удобства (возможность письма на обеих сторонах листа, возможность смыть текст, писанный растворимыми в воде чернилами [палимпсесты] и нанести новый и т. п.) были сознаны и в древности. Рукописи пергаменные соединялись в кодексы, т. е. в книги, состоявшие из отдельных тетрадей по 4 листа, согнутых пополам, следовательно, в 16 стр.; кодексы металлическими украшениями, и снабжались застежками, вроде наших толстых старопечатных книг. Выделка пергамента достигла большого, переплетались обыкновенно в дерево, обшитое кожей или пергаментом, иногда с богатыми совершенства. На юге Европы в средние века употребляли, по преданию, козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно, телячьими. Из ослиной кожи П. не выделывался. В публичной библиотеке есть рукопись бл. Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом
пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый П., на котором писали серебром и золотом. Такова рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном П., серебром, и хранится в Швеции, в Упсале. В спб. публичной библиотеке есть греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому П. – по преданию, рукой византийской имп. Феодоры. Слайд № 8

Слайд № 9
Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.
Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Теперь из тряпок делают самую лучшую бумагу. Для писчей, газетной, оберточной бумаги используют древесину. Сейчас бумагу делают машины.
Когда китайцы изобрели бумагу, эстеты-японцы нарезали ее на квадратики и стали складывать кораблики, птиц и зверей, назвав это развлечение и искусство "оригами". Постепенно это малопрактичное с виду занятие приняло вид эпидемии и распространилось не только на Восточное, но и на Западное полушарие. Плодами этой культурной экспансии в России можно было полюбоваться на выставке "Атлас мира оригами", которая проходила с 28 апреля по 28 мая в Государственном Дарвиновском музее.
Русский папирус или берестяные грамоты
Открытие в Новгороде берестяных грамот заставило пересмотреть наши представления об образованности населения в древней Руси, убедиться в распространении грамотности среди трудящегося населения (включая и женщин) в.древнем Новгороде. Распространению грамотности и светской бытовой письменности в древнем Новгороде способствовало обилие дешевого писчего материала - бересты.
Больше всего запомнилась ученым небольшая береста, на которой маленький новгородец обучался грамоте. Старательно, неторопливо выводил он палочкой буквы алфавита, а затем отдельные « склады»: « ба, ва, га, да». И вдруг наскучило ему это утомительное занятие. Представил он себя славным богатырем, защитником Русской земли. Нарисовал рядом с буквами на бересте лошадь и всадника на ней, который копьем поражает врага, а фигуру подписал: «Онфиме».
Слайд№10 - 11
Ряд древнерусских рукописей XIII-XVI вв., главным образом новгородского происхождения, сохранил чрезвычайно интересную запись беседы новгородского священника середины XII в. Кирика с его непосредственным начальником главой новгородской церкви епископом Никонтом.
Новгородская Синодальная кормчая 1280-х гг. сохранила текст такого вопроса Кирика: "Нъсть ли въ томь гръха, аже по грамотамъ ходите ногами аже кто изрЪзавъ помечеть, а слова будуть знати?" Очевидно, он видел, как новгородцы, изрезав, "метали" на землю "грамоты", а затем ходили по ним.
Любопытным подтверждением слов Кирика о том, что эти грамоты "изрезав" мечут и ходят по ним ногами, являются сами находки берестяных грамот. В большинстве случаев они сохранились в поврежденном, порванном виде, иногда в обрывках. . Куски некоторых из них были брошены в одно место и оказалось возможным их соединить. Адресаты, прежде чем выбросить письма, предусмотрительно уничтожали их. А если под руками не было ножа, то грамоту старались разорвать или, по крайней мере, вырвать имя адресата.
Из 194 грамот, изданных в настоящее время полностью и с указанием точного места находки, 51 грамота, т. е. свыше четверти, найдена на мостовых Великой, Холопьей или Кузьмодемьянской улиц или рядом с мостовыми. Нужно учитывать, что мостовые в Новгороде подметались и содержались в чистоте и многие остатки грамот были уничтожены вскоре после того, как попали на мостовую.
Но больше всего запомнилась ученым ребольшая береста, на которой маленький новгородец обучался грамоте. Старательно, неторопливо выводил он палочкой буквы алфавита, а затем отдельные « склады»: « ба, ва, га, да». И вдруг наскучило ему это утомительное занятие. Представил он себя славным богатырем, защитником земли русской.
Слайд № 12
Учителя словесности
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита.
Памятник Кириллу и Мефодию установлен в городе Мурманске.

Просмотр слайд фильма.

Слайды № 13 – 24
Здоровьесберегающая минутка
Попробуйте изобразить буквы из старославянской азбуки: буки, веди, глаголь, люди, кси, рцы.
4. Подведение итогов.
Закройте глаза. Вспомните, пожалуйста, весь ход урока. Продолжите фразу: «Я теперь знаю…»
Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Слайд № 25

Тема: Как узнать человека? Что такое характер?

Цели:

Линия 1: Овладение картиной мира. Учиться определять по поведению людей их черты характера, познакомить учащихся с таким явлением внутреннего мира человека, как «характер»; создать образные представления о понятиях «черты характера», «оптимист», «пессимист»;.

Линия 2: Чувственно-эмоциональное отношение к миру. Учиться определять людей с разными характерами, формировать умение контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Учащиеся имеют первичные представления о понятиях: «характер», «черты характера», «оптимист», «пессимист»; знают, на какие группы можно разделить черты характера, могут указать признак деления; понимают, что, формируя у себя хорошие привычки, они приобретают положительные черты характера.

Ход урока

I. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель. Прочитайте тему нашего урока. Как бы вы ответили на данный вопрос? Случалось ли вам употреблять слово «характер»? В каких ситуациях люди говорят о характере?

Ученики делают предположения и приходят к выводу, что это слово как-то связано с личностью человека. Оно звучит в ситуации, когда человек дает оценку себе и окружающим.

Учитель. Рассмотрим этимологию слова «характер». Слово древнегреческого происхождения и означает «чеканка», «печать». Помогла ли нам этимологическая справка уточнить наши представления о новом понятии? Нет, следовательно, мы столкнулись с проблемой: « Что же такое характер? Как он связан с личностью человека

II. Открытие нового знания.

Учитель. Обратимся к нашим героям. Прочитаем диалог Анюты, Илюши и Доктора в учебнике на с. 24 и понаблюдаем, как ребята используют слово «характер» в разговоре.

Ученики читают текст до основной мысли.

Учитель. Как ребята использовали слово «характер»? Что они хотели сказать, употребляя его? Перечитайте объяснение мамы. О каких «стеклышках» и «узорах» она говорила?

Ученики. Ребята использовали слово «характер», чтобы сказать друг о друге, какой он. «Стеклышки» – это врожденные и приобретенные черты личности. Они одинаковы у Илюши и Анюты, потому что они родные брат и сестра. А «узоры» – это характеры, они у ребят разные.

Учитель. Если характер человека нам нравится, что мы говорим о нем? Какой он?

Ученики. Веселый, доброжелательный, общительный и т. д.

Учитель. Мы называем положительные черты его характера. Если характер человека нам не нравится, что мы говорим о нем? Какой он?

Ученики. Грубый, обидчивый, хитрый, небрежный и т. д.

Учитель. То есть мы называем отрицательные черты его характера.

Учитель обращает внимание учеников на доску. На ней прикреплены таблички (каждая в двух экземплярах) с названиями положительных и отрицательных черт характера:

Учитель приглашает двух учеников (по желанию) к доске и предлагает выбрать таблички, которые соответствуют их чертам характера. Он обращает внимание учеников не только на положительные, но и на отрицательные черты. Учитель не акцентирует внимание класса на таблички, которые выбирают учащиеся! Главное, чтобы они брали разные карточки.

Учитель. Посмотрите, из одинакового набора табличек у ребят получились совершенно разные сочетания. О чем нам это говорит? Правильно, о том, что характеры у них разные. Подтверждают ли результаты нашего исследования слова мамы из диалога героев? Вернемся к проблеме урока и попробуем ее разрешить. Что же такое характер и как он связан с личностью человека?

Ученики предлагают варианты решения проблемы. Учитель предлагает сравнить выводы с правилом в учебнике на с. 24.

Задач а: расслабление, снятие мышечных зажимов, отработка умения выражать свои чувства и эмоции в мимике лица и движениях тела.

Учитель предлагает ученикам поиграть в хорошо знакомую им игру «Море волнуется – раз…», но не как обычно, а так, чтобы еще раз закрепить умение выражать чувства и эмоции:

    печальный Пьеро, замри;

    любопытный Буратино, замри;

    веселый Карлсон, замри;

    испуганный Пятачок, замри и т. д.

III. Расширение нового знания.

Ученики инсценируют два заранее подготовленных фрагмента: из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» и из мультфильма по сценарию А. Хайта «Приключения кота Леопольда».

Учитель. Как вы думаете, какие черты характера присущи ослику Иа-Иа, а какие – коту Леопольду? Как они относятся к событиям, которые происходят вокруг них? Замечают ли они хорошее в жизни, верят ли в удачу или смотрят на жизнь мрачно, ожидая неприятных сюрпризов?

Ученики (возможный вариант). Ослик всегда печальный, смотрит на жизнь мрачно, не верит ни во что хорошее. Он думает, что жизнь готовит ему только неприятные сюрпризы и нет причин для радости.

Учител ь. Встречали ли вы в жизни людей, которые так же, как Ослик, воспринимают окружающий мир. Таких людей называют пессимистами. Можно ли кота Леопольда назвать пессимистом?

Ученики. Нет, так как он по-другому воспринимает жизнь. Кот Леопольд верит в добро, ждет от жизни только хорошее, редко огорчается. Он смотрит на неприятности с улыбкой, надеясь, что удача ждет его в будущем и он обязательно подружится с мышами.

Учитель. Таких людей называют оптимистами.

Учитель предлагает ученикам, используя новые знания, распределить предложенные карточки на две группы:

Ученики объясняют, что это герои детских сказок и мультипликационных фильмов. Разделить их можно по признаку: оптимист – пессимист. Учащиеся выходят к доске и выполняют эту работу, объясняя, как они определяют принадлежность к каждой группе.

Работа по учебнику.

Учитель. Все известные черты характера можно разделить на несколько групп.

Учитель. На сколько групп делятся черты характера? Назовите признак деления.

Ученики. Черты характера делятся на три группы. Признаком деления является отношение человека к другим людям, к какому-то делу, к самому себе.

На доске учитель прикрепляет опорную схем у:

Ученики выходят к доске, берут со стола учителя карточку с названием черты характера и прикрепляют в соответствующую группу, объясняя свой выбор. Варианты карточек: отзывчивость, аккуратность, самолюбие, небрежность, самоуважение, доброта, эгоизм, добросовестность и т. д.

Учитель. Как вы думаете, когда человек рождается, у него уже есть характер?

Ученики выдвигают предположения и приходят к выводу, что люди не рождаются с готовым характером, он начинает формироваться у человека в раннем возрасте.

Учитель. От чего зависит, каким вырастет ребенок: добрым или злым, жадным или щедрым?

Ученики в ходе обсуждения приходят к мысли, что на формирование черт характера основное влияние оказывает воспитание.

Учитель. Исследуя личность человека, его характер, мы часто используем слово «привычка». Как вы понимаете это слово? Как вы думаете, что в характере человека появляется раньше – привычка или черта характера?

Ученики. Привычки часто формируются у нас под влиянием близких нам людей. Постепенно они преобразуются в черты характера. Следовательно, привычка появляется у человека раньше.

IV. Самостоятельное применение и использование полученных знаний.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно ответить на вопросы, с. 26 (по выбору, те, которые помогут закрепить знания, полученные на уроке). Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы. Учитель может выборочно оценить работы учеников по ходу их выполнения и выставить отметки.

V. Итог урока.

Учитель. Вспомните проблему нашего урока. Какие новые знания помогли нам ее решить? Назовите и раскройте опорные понятия урока. Какие группы черт характера вы узнали? Объясните, что означает поговорка: «Посеешь привычку – пожнешь характер»?

Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 24–26, проверить свои знания с помощью вопросов после текста. Найти новые понятия в словаре, уметь дать им определение. п опробуйте наметить себе план, как исправить те черты характера, которые вам не нравятся; как сформировать те, которых вам не хватает.

Конспект урока по истории в 3 классе "Я и мое имя" Цель: познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, отчеств. Задачи: образовательные: - познакомить учащихся с историей возникновения имен, фамилий, отчеств; - познакомить учащихся с новыми словами: Святцы, тезки, именины, а также уточнить значение слов имя, фамилия, отчество; развивающие: - развитие воображения, образной речи, мышления; - развитие умения последовательно излагать свои мысли; воспитательные: - воспитание интереса у детей к своему имени, фамилии, отчеству; - воспитание интереса к истории.

Ход занятия:

- Ребята, что каждого из вас и меня тоже отличает от другого? Как вас выделяет в классе учитель? Как узнает, что это именно ваша тетрадь, а не чья-нибудь другая? (По имени и фамилии). - А вы знаете, что означает ваше имя, откуда оно появилось? Вот, например, мое имя "Надежда"старославянского происхождения и означает "выбери правильный путь". А вам интересно узнать, что означают ваши имена? Сегодня мы узнаем, что означают ваши имена, когда появились на Руси имена и фамилии, откуда они к нам пришли. - Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имя возникло у человека неслучайно. Как думаете, когда появились имена? - Древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени. Что такое имя? (Имя - это личное наименование человека, присвоенное ему при рождении и под которым он известен в обществе_. - В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, какие-либо свойства новорожденных. Светлана, Чернава, Пискун, Прыгун, Лобик. Как вы думаете, почему ребенку давали такие имена как...? - А что отражают такие имена как Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк? (Отражали порядок появления детей). - А по каким еще признакам могли давать имя ребенку? (Некоторые имена характеризовали время рождеия ребенка: Зима, Вешняк - в какое время года родиося этот ребенок?; явление природы (Метелица), христианские праздники: Постник, Мясоед). - Какое событие произошло на Руси в 988 году? (Русь приняла христианство). - Кто помнит, как звали князя, во время правления которого Русь приняла Христианство? - верно, в 988году во время правления киевского князя Владимира Русь приняла Христианство. А кто знает, откуда была заимствована эта религия? - Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских. Греческие и римские имена подчеркивали в людях моральные и физические достоинства. Вот у меня на доске перечислены некоторые греческие, римские и древнееврейские имена. Посмотрите, кто нашел здесь свое имя? - Остальным ребятам, наверное, тоже интересно, что означает его имя и откуда оно появилось? Много загадок у наших имен, давайте разгадаем их вместе. На парте у каждого стоит карточка с вашим именем. Внутри карточки написано происхождение имени и его значение. Прочитайте. (Несколько детей читают и объясняют значение и происхождение своего имени). - Ну что, ребята, раскрыли мы тайну своего имени? Теперь вы знаете, что у одних имена греческие, у других - римские, у третьих - славянские. Однако, это не единственная тайна вашего имени. Вот послушайте стихотворение "Имена моей подружки" и попытайтесь разгадать еще одну загадку. Сколько имен у подружки Оли? Как бы, друзья, не запутаться тут. Ольгой частенько - зовут ее в школе, Оленькой папа и мама зовут. Олька! - кричит озорник во дворе... Кто же, скажите-ка мне, посчитает, Сколько имен у подружки моей? - А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? Конечно, одно, только в разных вариантах. Одно имя называется полным, остальные - уменьшительными, ласкательными, домашними. Какое же имя считается полным? Оленька, Олюшка, Олечка - это сокращенные имена. Ребята, а почему "Олька" кричит озорник? Хорошо ли называть друзей Колька, Валька? - Ребята, а у вас в классе есть одинаковые имена? А как называют людей, имеющих одинаковое имя? (Тезка - человек, имеющий одинаковое с кем-либо имя). - Среди большого разнообразия имен всегда были такие, которые употреблялись наиболее часто. Как, чаще всего, называли главного героя в русских сказках? (Иван). В царской династии какие имена часто встречались? (Александр, Николай, Павел, Анна, Мария). Давайте немного поиграем. Я буду называть имя, если вы считаете его распространенным, то сделайте хлопок, если редкое - тишина. (Алексей, Андрей, Будимир, Валерий, Дмитрий, Евграф, Захар, Илья, Николай, Остап, Прокл, Анна, Берта, Ирина, Ксения, Татьяна, Элеонора). - Молодцы! Когда дают человеку имя? Давайте вспомним, что это за праздник "именины"? (Именины - праздник в день, когда церковь отмечает память одного из святых. Святцы - это перечень христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке по дням их поминовения). - По христианский традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был наиболее близок ко дню рождения. Считается, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его с самого рождения. В христианских странах первым, главным в жизни обрядом было крещение, через которое ребенок приобщался к религии. Когда в семье рождался ребенок, ему выбирали имя, которое имелось в церковном календаре. праздник какого святого был 14 февраля? Значит, чьи это именины? А в августе какой известный праздник? Чьи это именины? - Как вы думаете, день рождения и именины - это одно и то же или это разные даты? - Раньше наряду с именами были распространены и прозвища. Что такое прозвище? (Название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству). - Верно, прозвища отражают определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Балагур, Граматей, Скоморох, Богомол. - Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность. Попробуйте объяснить такие прозвища: Илья Муромец, Казанец, Татарин? - А такие прозвища, как Сахар, Коврига, Борщ по названию чего давались? (Еды). - Чем похожи имя и прозвище? (Называют человека). - Чем они различаются? (Без имени нельзя прожить, а без прозвища можно). - Как вы думаете, почему в царской семье повторялись имена Александр, Николай, Павел, Анна, Мария и не было имен Матрена, Фекла, Микола? А кого так называли? (Слуг). Значит, что по имени в Древней Руси можно было определить? (К какому классу принадлежал человек). - Как вы обращаетесь к учителю? - Что такое отчество? (Величание по имени отца). - Почему вы к учителю обращаетесь по имени отчеству? Что мы этим хотим выразить? (Высказываем особое почтение, уважение). Мы говорим, например, "Иван Николаевич Сидоров", а в давние времена можно было сказать и так "Иван Николаев Сидоров". Где здесь отчество? - Интересно, что на Руси можно было по отчеству узнать о человеке? Отчество указывало на происхождение и родственные связи. В то время как представители высшей аристократии именовались полным отчеством, оканчивающимся на -вич; средние слои пользовались полуотчествами, оканчивающимися на -ов, -ев, -ин. Как вы думаете, а у низших слоев тогда какие были отчества? Почему? (Самые низшие слои обходились без отчеств). - Чем же еще мы отличаемся друг от друга? Что же такое фамилия? (Фамилия наследственное имя семьи). А как вы понимаете наследственное? - Слово "фамилия" попало в наш язык из латыни и в переводе означает "семья". Фамилии в современном понимании этого слова на Руси появились довольно поздно, лишь в 16веке. Как вы думаете, у каких слоев населения стали появляться первые фамилии? - Да, распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского населения еще сто лет назад не имела фамилий. Как же образовывались фамилии. Жил, например, в селе человек, имевший кузницу. Каким прозвищем наделили его односельчане? (Кузнец). Проходят годы, какую фамилию получают потомки этого Кузнеца? (Кузнецовы), которая уже передается по наследству. А становятся эти Кузнецовы людьми разных профессий - агрономами, сапожниками, генералами, но фамилия остается. Почему? Значит, по роду профессии могли получить фамилию. А по каким еще признакам могли получить профессию? (Местность, которой владел данный род: Тверской, Вяземский; у духовенства фамилии возникали от названия церквей или церковных праздников: Рождественский, Покровский. Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, насекомых. Давайте прочитаем стихотворение С.Михалкова про фамилии: В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых: Лисичкин, Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин, Телкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин. Какие фамилии тут встретились? - Давайте попробуем объяснить происхождение фамилий Шапошников, Мельников. - Попробуйте объяснить происхождение своих фамилий. - А как вы думаете, можно ли жить без фамилии и отчества? - Отгадайте прозвище по фамилии: Глазунов, Голованов, Сиротинин, Ревякин, Ушаков. - Какую фамилию носила царская династия? - Как звали первого князя на Руси? А у него была фамилия? Почему? - Что же нового мы сегодня узнали? - Что вам понравилось? - Что было самым интересным? - Спасибо вам, ребята, за работу!

Используемая литература: И.А. Королева. Учебное пособие. Антропонимика в школе. Ч.1. - Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 2001.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве